Образец психолого педагогической характеристики детского коллектива. Психолого-педагогическая характеристика класса

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

составляется педагогом с целью выявления проблем в классном коллективе.

Составление психолого-педагогической характеристики класса является очень ответственным и важным занятием. Нужно внимательно исследовать все поведенческие и эмоциональные особенности каждого отдельно взятого учащегося и затем провести параллель между поведением всего классного коллектива в целом.

Характеристика классного коллектива является обязательным заданием к отчету по педагогической практики. Правильно составленная педагогическая характеристика класса подчеркивает высокий уровень знаний студента и повышает шансы на получение высокой оценки за отчет по практике.

Психолого-педагогическая характеристика класса позволяет в дальнейшем выявить причины сбоев в дисциплине класса и диагностировать снижение общей успеваемости в коллективе. Это позволит делать прогноз по поводу общей успеваемости и выбрать направления по корректировке психологического климата в классе.

Подготовка психолого-педагогический характеристики состоит из нескольких этапов. Порядок подготовки описан ниже.

1. Общие сведения о классе.

История его формирования, его состав по возрасту и полу учащихся.

Социальная характеристика семей учащихся.

Общая характеристика успеваемости класса, дисциплины, общественных поручений учащихся класса.

Мнение учителей-предметников о классе.

Методы исследования:

  • наблюдения на / вне уроков,
  • изучение классного журнала и личных дел учащихся.

2. Направленность деятельности класса.

Какие мотивы, потребности, интересы преобладают в жизни и делах класса (как в учебной, так и внеучебной деятельности). Отношение класса к установленным правилам поведения в школе, их поддержка и выполнение.

Сложившиеся традиции класса.

Жизнь класса вне учебных занятий.

Участие класса в общешкольной жизни.

Методы исследования:

  • беседа с учителями и учащимися,
  • наблюдения на / вне уроков,
  • анкетирование (методика ЕЦО/единство ценностных ориентаций в сфере досуга/, тест общей направленности деятельности класса, методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина и др.)

3. Организационная структура класса.

Характеристика органов самоуправления в классе.

Закрепление обязанностей и ролей в классе.

Роль классного руководителя в организации жизни и деятельности класса. Личность классного руководителя (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.). Интенсивность общения с классом. Преобладающие формы общения (приказ, указания, инструкция, выговор, совет, просьба, похвала, информация).

Стиль классного руководства:

  • авторитарный: "общение – дистанция", "общение – устрашение";
  • демократический – "общение на основе общей увлеченности", "Общение на основе дружеского расположения";
  • либеральный – непоследовательный: "общение – заигрывание".

Отношение коллектива к классному руководителю, его авторитет среди школьников. Авторитет актива, его организационные умения. Психологические особенности учащихся, входящих в выбранный актив, Отношение ребят к выполнению своих поручений. Преобладающий тон в деловых взаимоотношениях (доброжелательный, равнодушный, конфликтный). Причины конфликтов при выполнении поручений.

Наличие неформальных вожаков и причины их влияния на класс.

Неофициальный актив класса, его участие в жизни класса и школы, психологические особенности учащихся, положительно или отрицательно влияющих на класс.

Методы исследования:

  • беседа с классным руководителем, активом;
  • наблюдения на и вне уроков;
  • анкетирование;
  • методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина.

4. Характеристика учебной деятельности класса.

Отношение учащихся к учебе в целом и отдельным предметам. Наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива класса, всего коллектива. Взаимопомощь, ее формы и организация. Дисциплина класса при выполнении учебной и домашней работы. Отрицательные моменты в учебной деятельности.

Методы исследования:

  • беседа с учителями, классным руководителем, учениками;
  • наблюдения на уроках;
  • изучение классного журнала, ученических тетрадей.

5. Особенности межличностных отношений в классе.

Товарищество и дружба в классе. Отношения мальчиков и девочек. Краткая характеристика дружеских группировок в классе.

Методы исследования:

  • наблюдения на и вне уроков;
  • беседа с классным руководителем, учениками;
  • методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина;
  • тест общей направленности деятельности личности.

6. Психологический климат в классе.

Преобладающие настроения и эмоции, удовлетворенность учащихся общением друг с другом и учителями. Кому и в чем подражают в классе. Нравственные ценности школьников. Уровень сформированности доброты, терпимости друг к другу, совестливости, честности, ответственности, чувства долга и собственного достоинства.

Интеллектуальный климат в классе (имеется ли в классе единое мнение по наиболее важным вопросам? Насколько развиты критика и самокритика? Насколько быстро класс находит общий язык при решении общегрупповых адач? Какова общая интеллектуальная атмосфера класса?).

Волевые качества класса (способен ли класс создавать напряжение всех духовных и физических сил для преодоления серьезных трудностей и препятствий? Ставит ли он перед собой общие цели и как стремится к их осуществлению? Может ли класс напряженно работать над поставленной задачей и доводит ли дело до конца?)

Методы исследования:

  • наблюдения на и вне уроков;
  • беседа с классным руководителем;
  • карта-профиль оценки психологического климата группы;
  • методика по изучению единства ценностных ориентаций группы (ЕЦО).

7. Индивидуальные и возрастные особенности учащихся класса.

Любимцы класса, общественники, отличники, инициаторы; "трудные" учащиеся, их влияние на товарищей. Причины, вызывающие "трудности" в поведении учащихся. Как в классе проявляются психологические особенности возраста.

Методы исследования:

  • наблюдение;
  • беседа с классным руководителем, учениками.

Пример психолого-педагогической характеристики класса

В 10Б классе обучается 25 учеников: 16 девочек и 9 мальчиков. Состав класса по возрасту в основном одинаков: 11 учеников – 1994 года и 14 учеников 1995 года рождения. Коллектив 10б класса сформирован на основе бывшего 9б класса. 4 ученика поступили из Кашмашской ООШ и 3 ученика из 9в класса Моргаушской СОШ. Нет отцов у Александровой Александры, Кирилловой Татьяны, Кузьминой Марии. Так же живут без отцов Ефремова Света, Иванова Аня.

В тесной связи с классным руководителем находится родительский комитет. В классе хорошая успеваемость практически по всем предметам. На уроках учащиеся внимательны, добросовестно относятся к выполнению домашних заданий. В классе 5 отличниц и все предпочли остаться в нашей школе для получения среднего образования. Это Волкова Мария, Михайлова Елена, Рыжкова Оксана, Суворова Марина и Евстафьева Ирина.

У ребят привито бережное отношение к труду. Воспитанники понимают ценность труда, в основном добросовестно относятся к самообслуживанию, бережливы в сохранности учебников и школьной мебели.

Учащиеся проявляют активность и творчество в проведении классных и школьных мероприятий. Дети в основном доброжелательны друг к другу. Критические замечания со стороны старших класс принимает и стремится их осмыслить и исправить недостатки. Инициативность, активность, живой оклик на новые дела, творческие начинания – вот основные черты.

Класс состоит из 26 человек: 16 мальчиков и 10 девочек в возрасте 16 - 18 лет. Психофизическое развитие учащихся не имеет отклонений и соответствует норме. Данный класс был сформирован в 2004 году и тем же составом окончил школу.

  1. Руководство и организация классного коллектива:

В данном классе присутствует актив: староста, как помощник классного руководителя, выполняет все задания и поручения; бригады по дежурствам, которые выполняют свои обязанности с огромным удовольствием.

Ученики всегда выслушивают друг друга на собраниях класса, учебных занятиях. Но, говоря о мальчиках, можно сказать, что их психологическое развитие не соответствует возрасту, поэтому бывают моменты, в которых они не могут проявить себя как взрослые юноши.

Школьники переживают за свой коллектив. При участии в общественных мероприятиях стараются поддерживать друг друга.

Ребята очень творческие. Девочки окончили музыкальную школу, некоторые мальчики занимаются танцами и играют на музыкальных инструментах. Все ребята ходят на различные спортивные секции, увлекаются такими видами спорта, как биатлон, футбол и спортивный туризм, ходят на дополнительные занятия по предметам.

В классе отсутствует ярко выраженный лидер. Любой из учеников в определённой ситуации может им стать и повести за собой остальных. В классе присутствуют отличники, чье мнение является авторитарным для остальных ребят. Большинство учеников класса открыты в общении, легко идут на контакт со всеми участниками образовательной деятельности.

Что касается отношений между мальчиками и девочками, то тут нет никаких особенностей. Отношения - нейтральные.

Классный руководитель является авторитетом для учеников, они прислушиваются к нему, и считаются с его мнением. Классный руководитель учитывает интересы детей, доказательство этому является то, как он выбирает формы и виды внеклассных мероприятий.

  1. Краткие методические указания по изучению класса.

Данный коллектив с ответственностью и серьезностью подходит к учебной деятельности, задания делает к назначенному сроку.

Анализируемый класс - гимназический, и это сказывается на их отметках по различным дисциплинам, так как ум ребят очень подвижен.

Что касается методических указаний по учебной деятельности, то ребята относятся к ней ответственно и целеустремленно. Но, хотелось бы, чтобы класс больше времени уделял чтению литературы, как учебной, так и художественной, несмотря на прогрессирующие цифровые технологии.

  1. Социометрическое исследование.

1. Цель исследования: обзор социально-психологической атмосферы в классе, выявление лидера, а также определение возможных микрогрупп.

2. Ход выполнения работы:

Учащиеся были уведомлены о цели и важности данного исследования, а также получили инструкцию о выполнении заданий.

Фамилия, имя ____________________________________________________

Инструкция: «Пожалуйста, заполните данную карточку, поставив:

1, +2, +3 кого выбираете в первую, вторую, третью очередь, если делаете положительный выбор,

1, -2, -3 тех, кого НЕ избираете в первую, вторую и третью очередь, если вы делаете отрицательный выбор.

1. С кем из Вашего класса Вы хотели бы остаться учиться вместе? (назови 3 фамилии)

2. С кем из Вашего класса вы НЕ хотели бы остаться учиться вместе? (назови 3 фамилии)

Все результаты опроса были внесены в общую таблицу сведений.

Большим влиянием в группе обладают двое: Ученик 1 и Ученица 2 - это говорит о том, что они являются наиболее благоприятными в общении.

Безоговорочный лидер - Ученица 2.

Сложно сказать, кто из класса обладает наименьшим влиянием. Большое число отрицательных показателей говорит о том, что данные люди практически не задействованы в процессе совместной деятельности и происходящим в коллективе.

Уровень благополучия взаимоотношений данной группы средний: представителей I и II социальных уровней («звезд» и «предпочитаемых») немногим меньше, чем III - «принятые», в то время «отверженных» нет.

Анализ позитивных выборов позволяет сделать вывод, что в коллективе присутствует две подгруппы: лидер первой - Ученик 1, а лидер второй подгруппы - Ученица 2. Эти два лидера общаются между собой, Ученица 2 является отличником в классе, чего не скажешь об Ученике 1.

Благодаря проведенному исследованию взаимоотношений можно четко выделить 2 группы, каждая из которой своего лидера.

Цель данного исследования, которая состояла в том, чтобы выявить взаимоотношения в коллективе достигнута и выявлены:

  • взаимные симпатии и антипатии классного коллектива;
  • лидеры;
  • две подгруппы, имеющие своего лидера.

4. Общие выводы.

У учащихся прослеживается хороший уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Ученики данного класса относятся к учёбе серьезно и ответственно, осознают её важность и положительное влияние на жизнь в будущем. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся соответствует норме.


Полный текст материала Психологическая характеристика классного коллектива смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

В коллективе 12 мальчиков и 4 девочки, состав в своем большинстве не меняется с начальной школы, хотя, начиная с 5 класса, изменения были. По успеваемости - средний уровень. Средний балл по школе за 2009-2010 гг. – 6,41. Качество знаний – 65,7.

Пример психолого-педагогической характеристики класса

Отношения между одноклассниками характеризуются как вполне благополучные. Отдельных группировок со своими правилами и нормами поведения не наблюдается. Есть учащиеся, которые претендуют на лидерство, хотя по своей сути таковыми не являются. К таким вполне можно отнести С.К. и А.К. При этом, если последний занимает активную жизненную позицию: серьезно занимается баскетболом, является старостой и членом Совета старшеклассников – то Сергей, к сожалению, не всегда направляет свою энергию в правильное русло. Отвергаемых и изолированных учащихся нет. Возможно, Ю.Д., Е.Л. и Н.Г. иногда остаются непонятыми своими одноклассниками, но это не носит характера «опасной ситуации».

Учащиеся понимают и принимают статус «ученика» и «учителя». Взаимоотношения с классным руководителем строятся на взаимном доверии и уважении. С учителями-предметниками – доброжелательно-деловые.

Учащиеся не всегда самокритичны в отношении своей деятельности и поведении. У некоторых наблюдается завышенная самооценка (В.К., С.К.).

Взаимоотношения между мальчиками и девочками носят ситуативный характер, что свидетельствует о несформированности коллектива. При этом следует учитывать, что коллектив практически «мальчишеский». Не всегда наблюдается и сплоченность учащихся в коллективной деятельности. Тем не менее, в классе есть актив, который приходит на помощь всегда: Е.Д., Н.Ч., А.Л., А.К.

Отношения между членами коллектива устанавливаются при непосредственном контакте, взаимодействии, общении и не зависят от ценностей групповой деятельности. Имеют место быть проявления взаимовыручки и взаимопомощи между учащимися (конкретных примеров приводить не будем, так как их множество).

У учащихся Е.Д., Н.Ч., А.Л. наблюдается большой познавательный потенциал и высокий уровень самообразовательной активности. На уроках проявляют интерес к учебной деятельности, практически всегда подготовлены, могут высказывать собственное мнение на поставленные вопросы, при подготовке домашних заданий используют дополнительную литературу. Обладают способностью анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Сообразительны, могут проявлять творчество в умственной деятельности. Владеют навыками самостоятельного труда.

Учащимся Ю.Д., Е.Л., С.К., В.К.свойственен замедленный темп деятельности. Не всегда успевают за общим темпом. Не показывают осознанности и систематичности знаний. Не всегда могут сделать самостоятельных выводов, не проявляют широты и гибкости мышления. Не сформированы навыки самостоятельного труда. Требуется дополнительное стимулирование и постоянный контроль со стороны взрослых, в результате чего могут достигать высоких результатов.

На уроках и перерывах поведение учащихся удовлетворительное. У 76% учащихся сформирована учебная мотивация.

Дети принимают активное участие во внеклассных и школьных мероприятиях. Творчески способные учащиеся Е.Д., Н.Ч., А.Л. и др. активны и инициативны, являются лидерами при организации и проведении праздников, конкурсов, игр, оформлении плакатов и т.п. По мере своих сил каждый ученик старается принять участие в делах класса и внешкольных мероприятиях.

Выводы, постановка проблемы, задачи

Нет единой ценностно-ориентационной системы; низкий уровень сплоченности коллектива;

Необходимо:

  1. продолжить работу по формированию и сплочению коллектива, выработке единых ценностных норм и правил, которые бы принимали и осуществляли все члены коллектива;
  2. способствовать повышению уровня познавательной активности у учащихся с замедленным темпом деятельности, формировать у них познавательную активность, учебную мотивацию;
  3. формировать у учащихся адекватную самооценку;
  4. воспитывать культуру общения между мальчиками и девочками, развивать их коммуникативные умения и навыки.

Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива …класса.

В классе учатся 22 человека, из них 12 мальчиков и 10 девочек. Большинство детей 2000-2001 года рождения. Учатся вместе с 1го класса. За лето выбыли (Ф.И.О. учащегося), и прибыли 2 новых ученика: (Ф.И.О. учащегося). Смена классного руководителя была при переходе из начальной школы в среднюю. Многие дети живут в неполных семьях. В классе 4 ребенка из многодетных семей: (Ф.И.О. учащегося). Из беседы с классным руководителем стало известно, что в целом дети воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям. Из всего классного коллектива 2 ученика, склонны к правонарушениям (Ф.И.О. учащегося).

Старостой класса является Ф.И.О. учащегося. Девочка с ролью старосты справляется хорошо. Старается поддерживать дисциплину в классе, ведет контроль над посещаемостью и успеваемостью, помогает классному руководителю в организации дежурства в классном кабинете. Учебный сектор класса помогает старосте в контроле над успеваемостью и своевременном исправлении неудовлетворительных оценок одноклассников.

Неформальным лидером класса является Ф.И.О. учащегося. Очень энергичный, активный, отзывчивый и доброжелательный мальчик. Принимает активное участие в организации и проведение различных мероприятий, как классных, так и общешкольных. Любит находиться в центре внимания, как одноклассников, так и учителей. В классе мнение Ильи уважают и зачастую прислушиваются к нему.

Как таковые, группы выражены слабо. Большинство учащихся объединены по своим группкам, в основном по интересам и по месту жительства, насчитывающим 2-3 человека. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой. Все дети в дружеских отношениях друг с другом. Мальчики и девочки дружат между собой, исключение составляет Ф.И.О. учащегося, которая иногда становится объектом неприязни некоторых учеников, что обусловлено ее поведением и манерой общения с одноклассниками.

Классный руководитель спокойная, доброжелательная женщина. Старается поддерживать в классе дружественную атмосферу, организует в классе различные мероприятия, ведет контроль посещаемости и активно сотрудничает с родителями учеников. При организации мероприятий обращает внимание на интересы каждого учащегося в отдельности и в соответствии с ними распределяет роли. Учащиеся в свою очередь любят классного руководителя, стараются ее не огорчать.

В классе почти все хорошисты, отличников нет. Низкая успеваемость у Ф.И.О. учащегося. На уроках дети активны, хорошо воспринимают материал, но часто отвлекаются на посторонние темы, на переменах подвижны. Класс в целом дружный, с хорошим потенциалом. Учащиеся умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности, ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные. Однако, учащиеся не всегда умеют терпеливо и внимательно выслушать друг друга на классных собраниях, на перемене, при выполнении различных дел.

Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. Школьники переживают удачи и неудачи своего класса, болеют за свой коллектив. При проведении общественных мероприятий стараются держаться вместе. Более 95 % учащихся занимаются в различных кружках, как в школе, так и за ее пределами. Увлекаются музыкой, рисованием, футболом, шахматами, игровыми видами спорта, акробатикой. Используют полученные знания, умения и навыки на уроках, в разнообразных конкурсах и соревнованиях проводимых в школе. Класс активный, дети принимают активное участие во всех школьных мероприятиях, у многих детей есть выраженные черты лидера: Ф.И.О. учащегося.

Учебная мотивация носит разнообразный характер. Родители учащихся заинтересованы в хороших результатах учебной и воспитательной деятельности. Активно посещают родительские собрания, школу, приходят на беседы с классным руководителем. Все обучающиеся прилежны, опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод, что родители заботятся о своих детях.

Классный коллектив по большей части уже сформировался. Но в связи с частым изменением состава класса рекомендованы мероприятия по сплочению классного коллектива и мероприятия, направленные на дружелюбное отношение к новеньким.

На основании анализа результатов наблюдений, бесед с классным руководителем, учителями-предметниками и работы в классе, можно утверждать, что класс является достаточно способным, подготовленным к учебе и готовым к преодолению трудностей различного характера. Дети добрые, жизнерадостные, активные. Почти всегда проявляют творчество, самостоятельность и инициативу. Культура поведения и навыки общения почти у всех учащихся сформированы на достаточно высоком уровне. Но из-за невозможности со стороны учащихся порой адекватно оценить свои действия и поступки, необходимо дальнейшее проведение мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся с целью формирования у них системы ценностей, с позиции которых они будут оценивать свои действия и поступки.

«Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива» и «Психологический анализ урока».

(задания по психологии для студентов 5 курса)

Вам предстоит выполнить 2 задания:

    Составление психолого-педагогической характеристики класса.

Цель этого задания – с опорой на данные наблюдений, бесед с ребятами, классным руководителем, а также психодиагностических процедур научиться формировать целостный взгляд на социально-психологический климат и взаимоотношения в классе, барьеры и возможности в развитии коллектива. Проанализировать социально-психологический климат в классе, ничего не упустив, вы сможете, опираясь на схему из приложения 1.

Основным методом исследования Вы можете выбрать социометрическую методику (см. приложение 2) или специально организованное наблюдение в психологических играх (см. приложение 3). Такие игры помогут не только в диагностике сложившихся межличностных отношений, но и могут способствовать большему сплочению коллектива. Также Вам помогут методики на изучение ценностей, установок в классе из приложения 4.

    Психологический анализ урока,.

Цель этого задания – научиться использовать формализованное наблюдение для анализа психологической стороны учебного процесса в связи с обучающими, воспитательными и развивающими задачами отдельного урока.Анализируя урок, вы можете опереться на схему наблюдения из приложения 5 или схему наблюдения из приложения 6.

Выберите для анализа урок другого учителя, лучше практиканта, но не свой урок. Ваша задача - объективно наблюдать, анализировать, составлять рекомендации по уроку с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Приложение 1.

Схема изучения психологического климата и взаимоотношений в классе

Дать описание основных характеристик класса как малой группы. Ссылайтесь на данные методик. Результаты исследования поместите в приложения.

1. Описать историю развития группы , реорганизации класса, смену классных руководителей. преемственность при смене руководителей, взаимоотношения учителей и родителей, учителей и веников.

2. Дать общую оценку психологического климата (это - качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде психологических условий совместной деятельности и влияющий на развитие личности в группе), признаки благоприятного климата: доброжелательность и доверие, ориентация на учебу, свободное выражение мнений, отсутствие авторитарного давления учителей и лидеров на учеников класса и признание за ними права на принятие решений (в пределах компетентности), информированность членов группы об общих проблемах, удовлетворенность группы взаимоотношениями, интерес друг к другу, классу и учебе, умение принимать новичков.

3. Изучить взаимоотношения по горизонтали - систему отношений между учениками, (это - личные, избирательные отношения от симпатии, дружбы, до неприязни и враждебности). Структура взаимоотношений выявляется либо социометрией (Морено), либо длительными наблюдениями за взаимоотношениями ребят в классе и вне его. Анализируется расслоение по статусу (лидеры, предпочитаемые, изолированные, отвергаемые), существующие группировки и взаимоотношения между группировками (доброжелательные, безразличные, неприязненные). Оптимально, если каждый участник группы входит в какую-либо микрогруппу, микрогруппы сотрудничают друг с другом, нет явной отверженности отдельных учеников. Изучить лидеров класса и типы лидерства: положительное (соответствует целям группы - учебе, сотрудничеству) - отрицательное (прогульщики, нарушители дисциплины): деловое - эмоциональное: глобальное - частичное. Описать отношения между лидером и учителем, выяснить, используются ли возможности лидера для организации деятельности класса. Выяснить, кем и как выдвигались формальные активисты класса, являются ли они одновременно неформальными лидерами? Изучить причины отвергаемости отдельных учеников: зависящие от ученика (например негативные типы личности - высокомерие, нравственничество, конфликтующие), не зависящие от ученика (например дефекты здоровья и внешности, условия жизни).

Выполняются ли задачи, стоящие перед классным руководителем: установлены ли хорошие отношения с лидером, передана ли ему часть полномочий? Осуществляется ли учителем влияние либо на ученика, либо на класс с целью повышения статуса отвергаемых?

4 . Изучить взаимоотношения по вертикали - (систему отношений между учителями и учениками). Влияние стиля руководства на развитие взаимоотношений в классе, соответствие стиля руководства уровню развития группы, влияние установок учителя по отношению к ученикам на развитие взаимоотношений в классе.

Стиль руководства учителя:

Демократический

Либеральный

Ориентированный “

на себя” личное влияние

Ориентирован на

совместную деятельность

Ориентирован на

самоорганизацию

Единоначалие

Делегирование власти

Власть мало централизирована

Личный контроль

Взаимная требовательность

Контроль от случая к случаю

Деловые, формальные отношения, либо патерналистские

Решает проблемы

социально-

психологического плана

Неформальные отношения

Основная функция –

информационная

Контроль за

информацией

Свободная циркуляция информации

Не всегда информирован

Методы: приказ, команда

Методы: инструктирование, убеждение, мотивирование

Методы – уговоры, советы

Критику не любит

Критика разрешена,

учитывается

Критику выслушивает, но мало реагирует

Соответствует ли стиль руководства уровню развития группы? В группах:

(1) умелых и желающих работать (с развитой самоорганизацией и мотивированных) - демократический и либеральный:

(2) неумелых (с неразвитой самоорганизацией, но желающих учиться, повышающих компетентность) и желающих работать - демократический;

(3) неумелых и немотивированных - демократический и элементы авторитарного. Выяснить в ходе общения, присутствует ли у учителя страх за свой авторитет в классе, вызванный:

    фальшивым положением (квалификация учителя недостаточна);

    объективными неудачами (трудности, неожиданные препятствия в работе класса и школы);

    чрезмерная сложность ситуации (уровень проблем стоящих перед учителем непосилен для него);

    психологическая «хрупкость» личности учителя (неуверенность в себе, в том числе и в своей компетентности, которая часто не осознается). Осознает ли учитель свою роль в классе и особенности своего стиля руководства?

Определить установки учителя по отношению к учащимся по признакам:

1) Активно- положительная . Доброжелателен со всеми, имеет позитивные ожидания по отношению ко всем. Особенно трудным учащимся, показывает огорчение при неудачах и возникновении проблем в общении, открыто сообщает об этом. Ученики стремятся сохранить хорошую репутацию в глазах учителя, ориентированы на сотрудничество, искренне сообщают о наличии проблем.

2) Нейтральная, безразличная. Формально правильно выполняет все функции учителя, но внутренне безразличен к учащимся, не интересуется их нуждами и особенностями их личности. Ученики проявляют ответное равнодушие или скрытую неприязнь. Атмосфера равнодушия может распространиться на предмет, взаимоотношения друг с другом, отношение к учебному заведению в целом.

3) Скрыто отрицательная. Недоверие к учащимся, неосознанное (часто) убеждение в том, что воспитывать - значит указывать на недостатки, наказывать и заставлять. Из-за срытой недоброжелательности и страха отвержения плохо понимает учеников, поэтому склонен руководить не мотивируя учеников, часто вообще не интересуясь, хотят ли они выполнять задания, склонен к манипулированию. Вызывает ответную неприязнь, иногда проявляющуюся открыто, а иногда (из страха) скрыто при внешнем приспособлении.

4) Функциональная. Делит учеников мысленно на три категории: хорошие, средние и плохие. Отношение к каждому в зависимости от категории: хорошие - положительная установка, средние - безразличная, плохие - отрицательная. Кроме соответствующих ответных установок учеников наблюдается ухудшение взаимоотношений между детьми в классе, появление конфликтующих группировок.

5) Ситуативная. Установка меняется в зависимости от настроения, вне зависимости от поведения и успешности деятельности детей. Незаслуженные санкции вызывают появление защитных тенденций, непредсказуемых вспышек конфликтов, у части детей - приспособленчество к настроению учителя.

Возможные варианты взаимоотношений:

Отношение учителя

Отношение учеников

Реакция учеников

Доброжелательность

Симпатия, уважение

Активность

Безразличие

Безразличие, нет уважения

Безразличие

недоброжелательность

Антипатия, нет уважения

Сопротивление

Противоречивые

отношения

Конфликтное, защитное

“сидячие забастовки”

5. Изучить групповые нормы класса. Групповые нормы - общие представления о желательном и нежелательном поведении соучеников, проявления того и другого поведения санкционируются классом (высмеиваются или поощряются). Описать содержание групповых норм. По содержанию нормы касаются всех сторон жизнедеятельности класса: нормы отношения к учебе, внеклассной работе, нормы отношения к учителям, нормы дисциплины и т.п.; взаимоотношений между членами группы - нормы взаимоотношений, обращений, поддержки, сотрудничества, интенсивности общения, общих ценностей и т.п. Классы могут иметь диффузные, единые или противоречивые нормы, что будет служить причиной появления разногласий и конфликтов.

Привести примеры реакций конформистов, самостоятельных и девиантов. (Конформность - податливость человека давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с неразделяемой им вначале позицией большинства, самостоятельные действуют в зависимости от ситуации, девианты - противодействуют всегда.) Опишите нормы класса и принятие их различными учениками, попробуйте повлиять в ходе дискуссии на развитие групповых норм в позитивном для дела направлении.

В зависимости от выявленных особенностей коллектива составьте предложения учителю и другим специалистам, направленные на улучшение межличностных отношений в классе. Одно из мероприятий, например дискуссию по проблеме взаимоотношений, проведите и опишите результаты.

Приложение 2.

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ

Тест предназначен для определения структуры эмоциональных отношений в группе. Такая форма теста проводится с детьми, начиная с 4-го класса.

С детьми 1-3 го класса структура эмоциональных отношений в классе выявляется с помощью игровых упражнений.

Этап I. Процедура проведения

Учеников просят ответить на приведенные ниже вопросы:

1. Если бы тебе пришлось перейти учиться в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял в новый класс?

(другой вариант: «если бы в следующем году ты сам составлял список своего класса, кого из нынешних одноклассников ты записал бы в 1-ю очередь?»).

Запиши, пожалуйста, 5 фамилий (5 выборов предлагается сделать, если в классе 22-25 человек; если численность класса меньше, можно взять меньшее количество выборов – 3 или 4, если больше – 6 – 7 фамилий).

2. А кого из нынешних одноклассников ты не взял бы в свой новый класс? Запиши 5 фамилий (этот вопрос лучше не задавать, если в классе напряженные взаимоотношения и есть вероятность, что своим вопросом вы еще больше повредите им).

Проследите, чтобы все учащиеся написали свое имя и фамилию, а также имена и фамилии выбранных ими одноклассников.

___________________________________________________________________________

Прим. Если школьник выбирает всех одноклассников, эти данные в подсчете не учитываются, так как предпочтение в сущности не отдано никому. Качественный анализ взаимоотношений этого ученика осуществляется по данным наблюдений.

II. Заполнение социометрической матрицы.

Условные обозначения:

Вместо фамилии ставится номер учащегося по списку.

Предположим, у нас есть группа из 10 человек. Тогда социометрическая матрица будет выглядеть таким образом:

Кого выбирают


Кто выбирает

III. Определение статуса человека в группе

    Высокостатусные получают положительные выборы половины группы и более (в нашем случае – №№ 3 и 8)

    Непопулярные – менее 2-3 положительных выборов. У нас это № 4 , 7 и 10

Среди непопулярных можно выделить следующие подгруппы:

    изолированные – не набравшие ни одного положительного и ни одного отрицательного выбора (№4);

    отвергаемые – имеющие много отрицательных выборов. При этом необходимо учитывать, что даже при большом количестве отрицательных выборов человека нельзя назвать отвергаемым, если у него есть хотя бы один взаимный положительный выбор (№7).

    пренебрегаемые – имеющие мало как положительных, так и отрицательных выборов.

    Среднестатусные находятся между двумя этими группами (№№ 1, 2, 5, 6, 9)

IV. Построение социограмм

Социограмма – схематическое изображение связей, существующих в группе.

Условные обозначения:

Удобнее строить отдельно социограмму положительных выборов и социограмму отрицательных выборов. Если мальчики и девочки не выбирали друг друга, можно также отдельно строить социограмму для выборов (положительных или отрицательных) девочек и социограмму выборов (положительных или отрицательных) мальчиков.

Иногда, если связей много, социограмму положительных или отрицательных выборов разделяют также на социограмму взаимных положительных (отрицательных) и социограмму односторонних положительных (отрицательных) выборов

Такое разделение всей существующей в данной группе системы связей на несколько разных социограмм производится для того, чтобы, глядя на отдельные социограммы, можно было наглядно представить суть внутригрупповых социометрических связей, провести более глубокое качественное их описание. Если же в социограмме отмечено сразу очень большое количество связей, ее трудно понять и проанализировать. Кроме того, гораздо легче построить несколько социограмм, отражающих небольшое количество связей, чем одну, охватывающую все связи.

Шаги построения социограммы

На листе белой бумаги чертятся 3-4 концентрических окружности (рис.1)


При построении социограммы положительных выборов в центральном круге располагают высокостатусных членов группы и отмечают все их связи, учитывая, что среднестатусные располагаются во 2-м от центра круге, низкостатусные – в 3-м, а изолированные – за пределами круга. Удобнее всего начать с человека, набравшего больше всех положительных выборов. (рис 2)

При построении социограммы отрицательных выборов в центр помещаются отверженные, пренебрегаемые и изолированные, а высокостатусные располагаются на периферии картины.

Затем среди отмеченных на социограмме членов группы, исключая центральную фигуру, выбирается самый высокостатусный и обозначаются сделанные им выборы (рис.3)

Хорошей считается та социограмма, которая содержит минимальное число пересекающихся на листе линий.

V. Анализ данных

1.Система социометрических статусов

    Какие статусы преобладают

    Есть ли «звезды» (высокостатусные члены группы, которых выбирают большинство других высокостатусных)

    Виды непопулярных статусов

    Чем могут быть объяснены полученные данные

Если в группе много непопулярных членов, это служит признаком низкого уровня развития группы и ее возможного распада.

В формирующемся, недавно созданном коллективе, практически все имеют средний статус.

2. Наличие микрогрупп и взаимоотношения между ними. Подсчет индекса сплоченности группы.

    Есть ли в классе устойчивые микрогруппы (2 и более человек, связанные между собой положительными – чаще всего взаимными – связями)

    Каковы взаимоотношения внутри каждой микрогруппы? Конфликтны они или позитивны?

    Есть ли и каковы отношения между группами?

    Что объединяет учащихся в каждой из микрогрупп?

    Каким образом организованы отношения между теми, кто не вошел в микрогруппы?

    Каковы взаимоотношения между мальчиками и девочками в группе?

    Каковы взаимоотношения между членами различных микрогрупп и теми, кто в них не вошел?

Наличие в группе сплоченных, достаточно хорошо очерченных микрогрупп – признак ее зрелости.

П

редставляемые на социограммах данные нередко для получения более подробной информации о положении человека в системе внутригрупповых отношений дополняются числовыми показателями - индексами. Наиболее известный из них индекс групповой сплоченности, которую характеризует систему групповых отношений в целом. Его формула выглядит следующим образом:

Где: С - показатель групповой сплоченности на эмоционально-межличностном уровне;

К - общее число взаимных выборов, сделанных членами данной группы;

Максимально возможное число взаимных выборов в данной группы;

п

оказатель К устанавливается по социометрической матрице, а показатель определяется, в свою очередь, по формуле:

где n - число членов в изученной группе.

Если индекс групповой сплоченности не превышает 0.4, группу еще нельзя назвать сплоченным коллективом.

3. Система взаимных выборов и отвержений.

Отдельного внимания заслуживают случаи, когда один член группы выбирает другого, а тот, в свою очередь, отвергает первого (см. рис.4).


    Много ли в группе взаимных выборов – отвержений?

Ситуация противоречивых выборов во многом болезненна и чревата негативными последствиями, особенно если такие выборы сделаны членами группы с приблизительно равными статусами.

4. Взаимоотношения между различными статусными категориями

    Каковы взаимоотношения в группе популярных?

    Каковы взаимоотношения между популярными и непопулярными?

    Каковы взаимоотношения между непопулярными членами группы? На кого из высокостатусных они в большинстве своем ориентированы?

Здесь обобщается вся полученная по тесту информация, и выдвигаются предложения учителю и другим специалистам, направленные на улучшение межличностных отношений в классе.

Важно! Результаты социометрического исследования являются конфиденциальной информацией. Выносить на обсуждение можно только данные о сплоченности, количестве микрогрупп, отношениях между полами, то есть обобщенные сведения.

Приложение 3.

Я и моя группа: игровые техники.

Очень важный момент в работе любой группы - осознание ею себя как целого, своих свойств и особенностей, места каждого участника в групповом пространстве. Приемы, помогающие участникам понять группу и свое место в ней, иногда очень важны для достижения целей группы (скажем, если стоит задача создания сплоченной команды), и тогда ей могут быть посвящены часы и целые встречи. Однако в школьном классе чаще всего достаточно небольших упражнений, проводимых на классных часах. Ниже представлены упражнения, которые могут быть предложены группе и в середине, и в конце занятия. Они не требуют длительного времени для своего проведения и дают хороший эффект.

«.Наша группа как...»

Ведущий предлагает участникам представить себе их группу в виде определенного предмета или процесса и затем определить, роль какой детали или составляющей процесса выполняет каждый член группы. Скажем, можно предложить представить группу в виде автомобиля, парохода. При этом на первом этапе ведущий не ограничивает желание участников стать той или иной деталью. У автомобиля может быть 5 колес, 3 клаксона с разным звучанием и ни одного руля или двигателя; у парохода - несколько труб, якорей, капитанских мостиков, но не быть перил, машинного отделения. Идеальный образ получившегося автомобиля желательно воплотить в реальнос­ти: предложить участникам сесть или встать так, чтобы получился гот самый автомобиль или пароход. Если перед Вами стоят только диагностические цели, на этом упражнение можно остановить и перейти к обсуждению получившегося образа группы. В целях развития группы можно провести еще одну процедуру. Ведущий ставит перед группой условие: ваша машина должна обрести возможность работать, то есть в ней должны появиться все необходимые для этого части (их ведущий задает, исходя из численности группы, частей может быть несколько больше, чем участников). Члены группы должны сами определить, кто из них возьмет на себя ту или иную необходимую роль, отказавшись, возможно, от выбранной сначала роли. Интересным это упражнение получается, когда группе предлагается представить себя в виде фантастического животного. Процесс его создания лучше никак не контролировать, так как в этом случае начнут разворачиваться лидерские процессы, и группа сама решит организационную задачу. Получившееся животное затем может быть сыграно и изображено в цвете на листе ватмана (каждый рисует ту часть тела, которой являлся). Упражнение вызывает оживление и дает хороший материал для обсуждения.

Вопросы для обсуждения:

1. Как вы определяли, какая часть механизма (организма) ваша, что вы вкладываете в его деятельность?

2. Что вы чувствовали, когда брали на себя ту или иную необходимую роль, отказавшись, возможно, от выбранной сначала роли.

3. Что было трудно, что получалось легко?

4. Как вы понимаете цели получившегося механизма (организма)?

Вопросы для анализа:

1. Кто из ребят проявил себя, координируя работу других, и как именно (например, сколько он говорит, качество его высказываний, количество интересных вопросов, способ влияния на других)?

2. Кто испытывал затруднения при выборе роли? Кто подражал другим, не принимая самостоятельных решений?

3. Как проявились симпатии и антипатии, когда участники группы выбирали себе роль? (вербальное и невербальное поведение остальных ребят)

«Групповой портрет»

Ведущий объявляет, что в помещении, в котором работает
группа, открылась уникальная фотостудия. В ней можно сделать портрет группы в целом. Возможны два варианта дальнейшего проведения упражнения. Первый вариант: ведущий предлагает участникам создать групповой портрет, то есть расположиться так, чтобы все попали в «кадр» (пространство «кадра» условно обозначается) и чтобы всем в этом пространстве было комфортно. Участники создают некоторую композицию, после чего ведущий просит каждого проанализировать свое состояние: хорошо ли ему, уютно, не хочется ли расположиться ближе к кому-то или отодвинуться, нет ли желания попросить кого-то другого поменять свое расположение в пространстве и т.д. «Кадр получится красивым, четким только в том случае, если каждому будет в нем эмоционально уютно», - поясняет ведущий. После различных перемещений и трансформаций (кстати, все они совершаются без комментариев и объяснений) ведущий просит участников подготовиться к съемке и «фотографирует» группу.

Второй вариант: каждый член группы по очереди становится «фотографом»: он создает из участников портретную группу по свое­му представлению, тоже ничего особенно не объясняя. Участники в этом варианте должны подчиняться его желанию, а свои неудоволь­ствия они могут высказать после, во время обсуждения. Это более длительный вариант, и в отличие от предыдущего, который имеет смысл проводить в середине работы группы, он хорош на завершаю­щем этапе. Кстати, для него желательно иметь настоящий фотоаппа­рат, а фотографии затем раздавать участникам.

Вопросы для обсуждения при проведении игры по 2 варианту:

1. Кто из «фотографов» угадывал, где вы хотите быть в кадре? Если вы оказывались не там, где хотели, какие были переживания?

2. Что вы чувствовали, когда были «фотографом»? Почему расположили остальных именно так?

Вопросы для анализа:

1. Как проявились симпатии и антипатии, когда участники группы выбирали себе место в кадре?

2. Кому из «фотографов» удалось быстро и легко создать кадр?

«Потерявшийся»

Ведущий предлагает участникам закрыть глаза, последить за своим дыханием и состоянием, а затем погрузиться в следующую си­туацию: «Представьте себе, что наша группа отправилась на чудес­ную летнюю прогулку в лес. Мы идем по тропинке, разговариваем, смеемся... С кем вы идете рядом? Как далеко разбрелась группа по лесу? Теперь представьте себе, что вы как-то случайно и незаметно отстали от группы. Может быть, свернули в сторону за цветком, яго­дой, увидели муравейник... или что-то еще привлекло ваше внима­ние. И вот вы понимаете, что вокруг никого нет. Вы начинаете кри­чать, звать остальных, но никто не откликается. Как вы себя ощу­щаете? Вот вы нашли какое-то удобное место. Как оно выглядит, рассмотрите его внимательнее. Вы ждете, когда вас найдут. Что вы чувствуете? Как вы думаете, что в это время делают остальные? Как долго вы уже так сидите и ждете? И вот вы слышите голоса: вас нашли! Присмотритесь внимательнее: кто именно вас нашел? Что он (они) говорят? Куда теперь вы направляетесь?

Вопросы для анализа метафоры:

1. Кто из ребят скорее сам проявлял инициативу, чем ждал, что его найдут в данной визуализации?

2. Кто из ребят не верил, что его найдут, не хотел, чтобы его нашли и т.п.?

«Символ группы»

«Я в пространстве группы»

Ведущий кладет в центр круга или прикрепляет к стенке лист ватмана, набор цветных мелков. «Это - пространство нашей груп­пы», - объясняет он, показывая на чистый лист. Каждому участни­ку предлагается взять мелок и на листе очертить область любого раз­мера и формы, которая для него обозначала бы его место в группе. Области могут перекрываться, это вполне допустимо. Место для своего островка каждый выбирает по желанию: в центре, ближе к краю, у самого края. Затем обсуждаются чувства, которые вызывает картина в целом; каждый вправе сказать, нравится ли ему, что его «островок» оказался перекрыт «островками» других (или наоборот, не перекрыт) и т.д. Упражнение может быть значительно усилено предложением ведущего изобразить получившееся групповое про­странство например в виде звезд, созвездий, планет… Как правило, такое действие сопровождается сильными чувствами.

Вопросы для анализа символов:

1. Кто из ребят рисовал свои рисунки далеко от центра ватмана, был ли рисунок к тому же мелким?

2. Кто из ребят старался всегда рисовать крупнее, ярче, скрывая рисунок соседа? Как на это реагировали другие ребята?

3. Какие получились созвездия (архипелаги островов), чьи там рисунки, приглашают ли ребята одноклассников к себе?

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ОРГАНИЗОВАННОСТИ КОЛЛЕКТИВА

Задание 1 «Квадрат»

Это задание моделирует ситуацию, в которой можно выявить степень организованности коллектива. Задача, решаемая в данном случае, заключается в сложении квадрата, предварительно разрезанного на части. Дается следующая инструкция. Первое задание включает сложение квадрата. Для его выполнения вам необходимо разделиться на четыре подгруппы. Каждая подгруппа получает по конверту и должна будет как можно быстрее собрать квадрат из вложенных в него деталей. Этот квадрат составляет четвертую часть того, который изображен на рисунке (эта часть выделена пунктирными линиями). После того как задание будет выполнено, вы выбираете в каждой подгруппе одного человека, который должен запомнить, как был сложен малый квадрат. Вслед за этим квадрат разбирается, его детали вновь вкладываются в конверт, и выделенный в подгруппе человек подходит с ним к общему столу. Заключительная часть задания выполняется тогда, когда представители всех групп соберутся у стола. Она состоит в том, чтобы из имеющихся в них распоряжении деталей собрать один общий, большой квадрат в соответствии со схемой, показанной на рисунке. Как только это будет сделано, задание 1 считается выполненным.

Задание 2 «Общежитие».

Цель этого задания - выяснить, готовы ли члены коллектива уступать друг другу, способны ли они учитывать интересы друг друга, когда приходится принимать совместные решения.

Инструкция, которую участники получают перед выполнением этого задания, выглядит следующим образом: представьте себе, что вашему классу необходимо поселиться в общежитии и в домиках летнего лагеря отдыха, где имеются только двухместные, трехместные и четырехместные комнаты, причем самых удобных из них - двухкомнатных и трехкомнатных - всего по две, а остальные - четырех комнатные. Распределите имеющиеся комнаты между собой так, чтобы все были заняты и все остались довольны распределением (число мест во всех комнатах соответствует количеству ребят в классе). Первыми должны быть заполнены двухместные комнаты, затем трехместные и только после этого - четырехместные.

Задание 3. «Алфавит».

При выполнении этого задания определяется умение членов коллектива совместно решать задачи.

Русский алфавит от А до Я. Каждый из вас получит сейчас по листку бумаги и должен написать на нем как минимум одну из букв алфавита. Затем из написанных букв необходимо будет сложить алфавит, причем так, чтобы ни одна из букв не была пропущена и ни разу не повторялась дважды. Если это не получится с первого раза, то процедуру написания букв на отдельных листочках нужно повторять до тех пор, пока не будет выполнено.

Задание 4. «Фигура». В этом задании проверяется способность членов коллектива организованно выполнять довольно сложную умственную и физическую работу, требующую хорошего взаимоотношения и четкой координации действий

Дается инструкция к заданию: «Ваш класс получает задачу запомнить и по памяти воспроизвести серию разных по форме и штриховке геометрических фигур, расположенных в определен ном порядке. Для этого вы должны произвольно разбиться на три подгруппы, каждая из которых будет выполнять свою роль в процессе решения общей задачи.

Одной из подгрупп предстоит запомнить предложенные фигуры, другой - нарисовать их на основе сведений, полученных от первой, а третьей проконтролировать правильность выполнения рисунка. Необходимое для успешного выполнения задания количество членов в подгруппах и их составление определите сами после прослушивания задания.

Фигуры, изображенные на рисунке, будут показаны первой подгруппе всего на одну минуту. За это время ее участники должны запомнить форму, штриховку и порядок расположения фигур. После запоминания члены первой подгруппы передают полученную информацию участникам второй и отходят в сторону на значительное от нее расстояние. Вторая подгруппа приступает к воспроизведению фигур на листе бумаги, и как только она закончит свою работу, третья подгруппа, переходя от первой подгруппы ко второй, проверяет правильно ли ребята из второй подгруппы по рассказу учеников первой воспроизвели фигуры. Если они убедят ведущего в том, что все сделано верно, задание считается выполненным.

Признаками организованности класса как коллектива в этих экспериментах считается качество, скорость выполнения всех заданий и характер работы. Оценка последнего дается по системе перечисленных ниже признаков, каждый из которых рассматривается как отдельная характеристика организованности.

1. Возникновение в процессе работы «органа самоуправления», координирующего работу всех членов коллектива и определенной структуры их соподчинения;

2. Четкое распределение обязанностей между членами коллектива;

3. Выработка плана совместных действий и руководство ими в процессе работы;

4. Отсутствие конкуренции между лидерами, конфликтов и противоречий в системе межличностных отношений;

5. Строгая дисциплина;

6. Минимальная достаточность физических и умственных усилий, прилагаемых членами коллектива в процессе выполнения задания;

7. Высокая деловая активность всех участников;

8. Проявление всеми инициативы и творчества в процессе работы;

9. Демонстрация единства мнения по существенным вопросам на всех этапах работы.

Вы, наверное, заметили, что каждое из предложенных упражнений содержит в себе много разных возможностей. Они могут способствовать сплочению, прояснению групповых позиций и отношений, обнаружению скрытого внутригруппового конфликта. Могут вызывать сильные чувства у отдельных участников, так как пробудят в них какие-то значимые личные переживания. Каждое из представленных упражнений может помочь «закрыть» групповую встречу, снять эмоциональный накал, или напротив, оказаться ката­лизатором серьезных групповых изменений. Это не должно пугать ведущего. Просто нужно быть готовым к любому развитию событий.

Приложение 4.

Методики на изучение ценностей, установок, психологического климата в классе.

Коллектив - это та база, на которой формируются ценностные ориентации личности. Индивидуальное своеобразие классного коллектива характеризуется выраженной направленностью его жизнедеятельности, сочетанием индивидуальных и коллективных интересов, эмоциональным климатом. Поэтому так важно изучить социально-психологическую основу отношений в коллективе, то есть то, что коллектив считает наиболее важным и значительным в его жизнедеятельности, в личности каждого члена; социальные нормы, традиции, поскольку именно они определяют ценности коллектива.

Психологический климат, как зеркало, отражает полную забот и тревог, радостей и печалей жизнь коллектива. За настроением членов коллектива, их переживаниями угадываются взаимоотношения, отношения к работе, к окружающей жизни. Некоторые явления, выделенные в качестве формирующих психологический климат, можно изучить с помощью карты-схемы, которая может заполняться как членами коллектива, так и учителями.

КАРТА-СХЕМА

3 - свойство проявляется в коллективе всегда

2 - свойство проявляется в большинстве случаев

1 - свойство проявляется достаточно часто

0 - ни это, ни противоположное свойство не проявляются

1 - достаточно часто проявляется противоположное свойство

2 - противоположное свойство проявляется в большей степени

3 - противоположное свойство проявляется всегда

Положительные характеристики

Преобладает (мажорное) настроение

Между старшеклассниками установилось взаимопонимание, отсутствуют группировки внутри коллектива

Преобладает доброжелательность во взаимоотношениях

Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время

Успехи и неудачи членов коллектива вызывают сопереживание участие всех членов коллектива

Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга

Коллектив активен, полон энергии

Коллектив быстро откликается на дела полезные, нужные для класса, школы.

У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, его отмечают среди других коллективов

Успехи и неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные.

Отрицательные характеристики

Преобладает подавленность, пессимистический тон

Старшеклассники конфликтуют между собой

Преобладает агрессивность, антипатия

Члены коллектива проявляют безразличие друг к другу, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности.

Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушны ми остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство

В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей

Коллектив пассивен, инертен

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о своих интересах

К похвалам и поощрениям коллектив относится равнодушно

Успехи или неудачи не находят отклик у его отдельных представителей

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА

И ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОГО ЕДИНСТВА

Обращение-инструкция: «Ребята, я предлагаю вам выполнить ответственное задание. Нужно прочитать весь список качеств коллектива. Под вопросом «Что еще?» напишите ту черту коллектива, которую вы считаете важной, но которая не вошла в предложенный перечень.

Потом нужно выбрать самое главное качество по вашему мнению. Этому качеству присваивается первое место, рядом с ним напишите цифру 1. Затем нужно выбрать качество класса второе по важности – написать цифру 2, и так до самого последнего 13-го места.»

Главное чтобы в классе…

1. было весело и интересно

2. была деловая атмосфера и добросовестное отношение к учебе

3. все ребята занимали активную позицию, пассивных не было

4. все вопросы решались сообща

5. было ответственное отношение к поручениям

6. почти каждый мог бы быть организатором

7. все ребята были увлеченными, творческими

8. было сильное общественное мнение

9. у всех была возможность проявить себя в классе

10. все ребята хорошо знали друг друга

11. была взаимная требовательность и принципиальность

12. была настоящая дружба между ребятами

13. Что еще…

«Теперь, когда всем качествам вы определили места, приступайте к самому главному: оцените в процентах, как проявляется каждое качество в вашем классе. Если качество присутствует в классе все время, поставьте рядом с ним 90 или даже 100 %. Если эта черта проявляется часто, напишите 70 или 80 %. Если это похоже на ваш класс в половине случаев, пишите 50, 60 %. Если так бывает только иногда - 30, 40 %. И если совсем редко и почти не бывает такого – 10, 20 %.»

Уровень развития коллектива определяется средней по классу суммой процентных показателей по каждому качеству. При обработке методики обратите внимание на 5 характеристик коллектива, которые чаще всего называли самыми важными, а также на другие 5 характеристик, которые чаще всего оказывались на последних местах. Для определения индекса ценностно-ориентационного единства воспользуйтесь формулой:

ЦОЕ= А-В / 5N

где А -количество раз, когда ученики выбирали важное качество на 1-5 место

В - количество раз, когда ученики выбирали неважное качество на 1-5 место

N - число учеников, заполнивших методику

и умножьте индекс ЦОЕ на 100 %.

Ценности коллективной жизнедеятельности способны выступать источником формирования ценностных ориентаций личности. Именно здесь личность через творческое участие в делах коллектива становится «автором» своего саморазвития и самоопределения.

МЕТОДИКА НЕЗАКОНЧЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Эта методика имеет ряд преимуществ по сравнению с обычным анкетным опросом. Она рассчитана на получение первой, самой естественной реакции, при этом задается ритм ответа и эмоциональная включенность в работу.

«В нашем коллективе больше всего ценится …»

«В нашем коллективе больше всего осуждается …»

«Какую заповедь ты предложил бы для жизни своего коллектива …»

«Когда в нашем коллективе возникает конфликт, то …»

Анализ полученных материалов позволяет выделить те ценности, которые приняты в коллективе (или «антиценности» - сила, грубость…), и те проявления которые получают осуждение в нем. При этом учителю важно обратить внимание на проявление возрастных тенденций при характеристике ценностей коллектива. Так, для юношеского возраста характерен «пик общения», поэтому эту потребность они и пытаются удовлетворить (либо в ученическом коллективе либо вне школы в других неформальных группах). Несомненный интерес вызывает анализ поведения учащихся в случае возникновения конфликтов, поскольку это ставит каждого перед необходимостью понимать решения: дать оценку, осудить, «остаться равнодушным, безразличным к событиям» и т.д.

Результаты могут быть использованы в ходе дискуссий, на классных часах, педагогических советах.

Оценка отношений подростка с классом

Восприятие индивидом группы представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностное восприятие. В связи с этим исследова­ние восприятия индивидом группы является важным моментом в исследо­вании межличностного восприятия.

Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» воспри­ятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.

Тип 1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятель­ной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограниче­нии контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «ин­дивидуалистическим»..

Тип 2. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее до­стижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспри­нимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. От­дается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индиви­дом группы можно назвать «прагматическим».

Тип 3. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для него выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремление внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. Этот тип воспри­ятия индивидом своей группы может быть назван «коллективистическим».

На основании трех описанных гипотетических типов восприятия инди­видом группы была разработана специальная анкета, выявляющая преоб­ладание того или иного типа восприятия группы у исследуемого индивида.

Проведение исследования

Анкета состоит из 14 пунктов-суждений, содержащих 3 альтернативных выбора. Каждая альтернатива соответствует определенному типу восприятия инди­видом группы. По каждому пункту анкеты испытуемые должны выбрать наиболее под­ходящую им альтернативу в соответствии с предлагаемой инструкцией.

Инструкция. Мы проводим специальное исследование с целью улуч­шения организации учебного процесса. Ваши ответы на вопросы анкеты помогают нам в этом. На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа, обозна­ченные буквами а, б или в. Из ответов на каждый пункт выберите тот, кото­рый наиболее точно выражает вашу точку зрения. Помните, что «плохих» или «хороших» ответов в данной анкете нет. На каждый вопрос может быть выбран только один ответ.

Анкета

1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:

а - знает больше, чем я;

б - все вопросы стремится решать сообща;

в - не отвлекает внимание преподавателя.

2. Лучшими преподавателями являются те, которые:

а - используют индивидуальный подход;

б - создают условия для помощи со стороны других;

в - создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.

3. Я рад, когда мои друзья:

а - знают больше, чем я, и могут мне помочь;

б - умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;

в - помогают другим, когда представится случай.

4. Больше всего мне нравится, когда в группе:

а - некому помогать;

б - не мешают при выполнении задачи;

в - остальные слабее подготовлены, чем я.

5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

а - я могу получить помощь и поддержку со стороны других;

б - мои усилия достаточно вознаграждены;

в - есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.

6. Мне нравятся коллективы, в которых:

а - каждый заинтересован в улучшении результатов всех;

б - каждый занят своим делом и не мешает другим;

в - каждый человек может использовать других для решения своих задач.

7. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:

а - создают дух соперничества между учениками;

б - не уделяют им достаточного внимания;

в - не создают условия для того, чтобы группа помогала им.

8. Больше всего удовлетворение в жизни дает:

а - возможность работы, когда тебе никто не мешает;

б - возможность получения новой информации от других людей;

в - возможность сделать полезное другим людям.

9. Основная роль преподавателя должна заключаться:

а - в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими;

б - в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей;

в - в подготовке людей, умеющих извлекать помощь от общения с другими людьми.

10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:

а - предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;

б - предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;

в - стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.

11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:
а - имел ко мне индивидуальный подход;

б - создавал условия для получения мной помощи со стороны других;

в - поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха.

12 . .Нет ничего хуже того случая, когда:

а - ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха;

б - чувствуешь себя ненужным в группе;

в - тебе не помогают окружающие.

13. Больше всего я ценю:

а - личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей;

б - общий успех, в котором есть и моя заслуга;

в - успех, достигнутый ценой собственных усилий.

14. Я хотел бы:

а - работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы со­вместной работы;

б - работать индивидуально с преподавателем;

в - работать со сведущими в данной области людьми.

Обработка и интерпретация результатов

На основании ответов испытуемых с помощью ключа (табл. 3) произ­водится подсчет баллов по каждому типу восприятия индивидом группы. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные испытуемым по всем 14 пунктам анкеты, суммируются для каждого типа восприятия отдельно. При этом общая сумма баллов по всем трем типам восприятия для каждого испытуемого должна быть равна 14. При обработ­ке данных «индивидуалистический» тип восприятия индивидом группы обозначается буквой «И», «прагматический» - «П», «коллективистичес­кий» - «К». Результаты каждого испытуемого записываются в виде много­члена:

аИ+вП+сК, где а - количество баллов, полученное испытуемым по «индивидуалисти­ческому» типу восприятия; в - «прагматическому»; с - «коллективисти­ческому», например: 4И+6П+4К

Таблица 3.

Тип восприятия индивидом группы

индивидуалистический

коллективистический

прагматический



Приложение 5.

Схема анализа урока

1. Оценка внешних условий (размер классной комнаты, температуры воздуха,
освещенность, проветриваемость, чистота, размер и расстановка парт, дизайн
интерьера, дидактическое оформление, наличие предметов школьного быта, уют в
классе).

2. Психологическая оценка урока:

    уровень организации урока (доля спонтанности и учительского воздействия в настрое детей на урок);

    соотношение репродуктивной и самостоятельной, творческой деятельности учащихся, развитие мышления учащихся;

    соотношение монологического и диалогического общения между учителем и детьми на уроке;

    темп и уровень сложности урока, их адекватность возрасту и контингенту класса;

    соответствие форм и методов учебной работы возрастным психофизиологическим особенностям учащихся;

    оснащенность урока средствами, оптимизирующими учебную деятельность детей разных психологических типов (аудиальный, визуальный, кинестетический).

3.Психологический анализ учебной деятельности учащихся:

    позиция учащихся: активная (субъекты учебной деятельности, действующие но внутреннему побуждению) или пассивная (объекты, исполнители целей и задач учителя);

    владение основными компонентами учебной деятельности (постановка цели, ее осмысление, выбор средств решения учебных задач, самоанализ, самооценка процесса и результатов учебной деятельности);

    преобладающие мотивы учения на данном уроке (внутренние, внешние, познавательные, достижения, социальные);

    наличие условий для успеха школьников, повышения их веры в себя и позитивного самовосприятия;

    наличие творческой или исполнительской позиции у детей, тяготение к действиям по алгоритму или эвристическому решению учебных задач, вариативности в решениях;

    проявление у детей ответственности за свои действия, умение оценивать себя и других;

    наличие вопросов, добавлений, комментариев со стороны детей;

    отношение к ошибкам - своим и товарищей (есть ли страх, напряженность в ситуации ошибки или она вызывает живой интерес и потребность ее анализа);

    роль учащихся (коммуникативная открытость, индивидуальность, нестандартность речи; невербальная сторона речи: экспрессия, контакт глаз. поза, мимика);

    склонность к кооперации или конкурентности (групповая парная работа, дискуссии, коллективное решение учебных задач, взаимопомощь, сострадание в ситуациях неудач, радость успехам товарищей);

    раскрепощенность (свободны, «истинны», естественны) или скованность (закрыты, прячутся за ролевые маски);

    отношение учащихся к учителю (уважительное, равнодушное, подчиненное, недоброжелательное, сострадательное, покровительственное);

    преобладающее на уроке самочувствие и настроение класса (напряженность, страх, воодушевленность, энтузиазм, бодрость, жизнерадостность, мажорность, подавленность, равнодушие, раздражительность, агрессия).

4.Психологический анализ деятельности учителя на уроке:

    наличие физической или психологической дистанции между учителем и детьми («над», «под», «рядом», «вместе»);

    преобладающее отношение к классу;

    коммуникабельность, умение устанавливать контакт с классом и каждым учеником;

    способы активизации работы учащихся (их разнообразие и педагогическая целесообразность);

    соотношение индивидуального и группового общения на уроке;

    способность к делегированию полномочий учащимся;

    умение слушать; понимание к чувствам учащихся

    соотношение поощрения и порицания учащихся (позиция «красного карандаша» или психологической поддержки);

    способность к индивидуализации и дифференциации учебной работы с учащимися;

    соотношение принуждения и побуждения в способах организации учебной работы;

    эмоциональная устойчивость, владение собой, преобладающие эмоции;

    увлеченность преподаваемым предметом;

    адекватность индивидуальной манеры поведения учителя свойствам его темперамента;

    внешний облик учителя (поза, мимика, пантомимика, одежда, прическа, чувство вкуса, стиля);

    если позволяют наблюдения на уроке, попробуем определить: этот учитель -любимый?

Приложение 6.

Наблюдатель _______________________________________________

Класс _______дата _______________предмет____________________

I . Создание общих условий эффективного обучения.

1. Создание учителем условий для достижения учебного эффекта на уроке:

А) указания по плану и целям урока ясные и полные;

Б) заинтересовывает новым материалом, привлекает внимание к нему перед объяснением;

В) технические средства и учебные пособия способствуют быстрому включению в работу;

Г) учитель передает учащимся часть функций учителя, это повышает эффективность урока;

2. Эффективное использование времени урока:

А) урок начинается со звонком;

Б) нет задержек и затягивания времени урока;

В) нет нежелательных отступлений во время урока;

Г) урок завершается вовремя.

3. Приспособленность обучения к особенностям учащихся:

А) обучение соответствует возрастным особенностям;

Б) все учащиеся имеют одинаковую возможность участвовать в работе;

В) времени достаточно для достижения учебных целей;

Г) обучение строится на взаимодействии учителя и учащихся.

II . Владение предметом и средством обучения

4. Достаточное владение учебным предметом:

А) информация и демонстрация точны и своевременны;

Б) комментарии и ответы на вопросы учащихся точны и интересны;

В) информация предъявляется в логической последовательности;

Г) предоставляется возможность усвоения материала разной степени сложности.

5. Организация урока в логической последовательности:

А) урок начинается со стимулирующего введения;

Б) устанавливается связь с пройденным материалом;

В) учебный результат достигается и закрепляется на уроке;

Г) урок заканчивается подведением итогов.

III . Техника объяснений, письма и речи.

6. Объяснения, связанные с содержанием урока:

А) объяснения ясны и доступны, используются подходящие слова и термины;

Б) используются примеры;

В) выделяются ключевые моменты в содержании урока;

Г) в материале выделены и проработаны трудные места.

А) записи аккуратны и разборчивы;

Б) прочтение и объяснение текста ясное;

В) графические изображения четкие;

Г) используются правильные, ясные обозначения.

8. Использование устных объяснений:

А) дикция способствует пониманию;

Б) скорость, величина высказываний удобны для восприятия;

В) речь грамматически правильна;

Г) произношение слов правильное.

9. Разъяснения при непонимании материала:

А) определение областей непонимания и повторение объяснений;

Б) проявляется стремление к устранению непонимания и его причин;

В) проводятся индивидуальные разъяснения и для небольших групп;

Г) на уроке нет неясностей.

IV . Организация учебного взаимодействия:

10. Оценка продвижения учеников на уроке:

А) контролируются отдельные (сильные и слабые) учащиеся;

Б) требуются ответы от многих учащихся;

В) учеников побуждают оценивать свою работу;

Г) учеников побуждают оценивать работу друг друга.

11. Сообщение учащимся о результатах продвижения:

А) учитель сразу же сообщает об ожидаемых результатах урока;

Б) указывает на правильное выполнение задания;

В) указывает на ошибки в выполнении задания;

Г) предлагает учащимся внести предложения по улучшению работы на уроке.

12. Помощь учащимся в выполнении учебных занятий:

А) учащиеся выполняют задание вместе с учителем;

Б) учитель дает подсказку (направляет действия);

В) учитель оценивает поиски способов выполнения учащимися;

Г) учитель побуждает действовать совместно, помогать друг другу.

13. Использование предложений и вопросов учащихся по содержанию урока:

А) поясняющие вопросы и примеры запрашиваются у учащихся;

Б) выявляются ученики, желающие дать пояснения;

В) вопросы и пояснения принимаются с благодарностью;

Г) идеи учащихся разрабатываются и используются.

V . Поддержание творческой атмосферы на уроке.

14. Передача учителям личного энтузиазма:

А) энтузиазм передается посредством взгляда и мимики;

В) энтузиазм передается энергичной позой;

Г) энтузиазм передается жестами.

15. Стимуляция интереса учащихся:

А) объясняется важность темы для учебного курса или будущей жизни;

Б) используются важность темы для учебного курса или будущей жизни;

В) интерес стимулируется с помощью вопросов или юмора;

Г) урок опирается на использование жизненного опыта.

16. Демонстрация теплоты и дружелюбия:

Б) имена учащихся используются в теплой, дружелюбной манере;

В) доброта и дружелюбие демонстрируются посредством улыбок, юмора;

Г) учитель демонстрирует теплоту и дружелюбие, подходя к столам, подсаживаясь.

17. Помощь учителя в выработке высокой самооценки у учащихся:

А) речь свободна от сарказма, ярлыков;

Б) поведение учтивое, вежливое, уважительное;

В) конкретные учащиеся поощряются за успехи в работе, за улучшение в работе;

Г) поддерживаются и поощряются те, кто сталкивается с трудностями.

VI . Поддерживание дисциплины в классе:

18. Поддерживание включенности учащихся в работу на уроке:

Б) поощрения учащимся за активное участие в работе;

В) использование приемов активизации внимания;

Г) поддерживание включенности за счет интересного содержания и заданий.

19. Руководство учащимся, не включенными в работу:

А) использование словесных средств воздействия;

Б) использование несловесных средств воздействия;

В) использование средств активизации внимания;

Г) использование специальных средств для пассивных учащихся.

20. Сообщение учащимся мнения об их поведении:

А) сразу сообщает об ожиданиях относительно их поведения;

Б) неоднократно напоминает о своих ожиданиях относительно их поведения;

В) указывает на случаи неприемлемого поведения;

Г) отмечает случаи правильного поведения.

21. Воздействие на нарушителей дисциплины:

А) не обращает внимания на нарушителей дисциплины;

Б) нарушители дисциплины сталкиваются с немедленной реакцией учителя;

В) действия учеников редко нарушают течение урока;

Г) учитель умело предупреждает нарушение дисциплины.

Какие цели ставил учитель на этом уроке? Принимали ли ученики эти цели? Оцените эффективность их достижения. По каким показателям можно судить об этом? Что дал урок для личностного и познавательного развития учеников. Составьте рекомендации по уроку (что можно было изменить, какие приемы использовать дополнительно) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!