Период царствования. Все правители россии от рюрика до путина в хронологическом порядке

Что мы делаем неправильно во время похорон

Похороны — это место, где присутствует дух умершего, где живой и загробный мир соприкасают-ся. На похоронах следует быть крайне осмотрительным и осторожными. Не зря говорят, что беремен-ным женщинам нельзя ходить на похороны. Не родившуюся душу легко перетянуть в загробный мир.

Похороны.
По христианским правилам усопшего следует хоронить в гробу. В нем он будет покоиться (храниться) до будущего воскресения. Могила усопшего должна соблюдаться в чистоте, уважении и порядке. Ведь даже Богородицу положили во гроб, а гроб оставили в могиле до того дня, когда Господь призвал Свою Мать к Себе.

Одежду, в которой умер человек, не следует отдавать ни своим, ни чужим. В основном ее сжигают. Если же родные против этого и хотят постирать одежду и положить, то это их право. Но следует помнить, что 40 дней эту одежду ни в коем случае не надевают.

ОСТОРОЖНО: ПОХОРОНЫ...

Кладбище - одно из опасных мест, в этом месте нередко наводят порчу.

И часто это происходит неосознанно.
Маги рекомендуют держать в памяти несколько практических советов и предупреждений, тогда вы будете надёжно защищены

  • К одной знахарке пришла женщина и рассказала, что после того, как по совету соседки выбросила постель покойницы (сестры), в её семье начались серьёзные проблемы. Ей не следовало так поступать.

  • Если вы увидели покойного в гробу, машинально не касайтесь своего тела - могут появиться опухоли, которые трудно будет вылечить.

  • Если на похоронах встречаете знакомого, то здоровайтесь кивком головы, а не прикосновением или рукопожатием.

  • Пока в доме покойник, не следует мыть полы и подметать их, можно таким образом накликать беду на всю семью.

  • Некоторые рекомендуют для сохранения тела покойного положить ему на губы иголки крест-накрест. Это не поможет сохранить тело. А вот иголки эти могут попасть в нехорошие руки и будут использованы для наведения порчи. Лучше положить в гроб пучок травы шалфея.

  • Для свечей нужно использовать любые новые подсвечники. Особенно не рекомендуется для свечей на похоронах использовать посуду, из которой едите, даже использованные пустые банки из-под консерваций. Лучше купите новые, а использовав, избавьтесь от них.

  • Никогда не кладите в гроб фотографии. Если послушаетесь совета, «чтобы он сам не был» и похороните вместе с покойником фото всей семьи, то вскоре все запечатлённые родственники рискуют пойти следом за усопшим.

и сточник

ПОХОРОННЫЕ ПРИМЕТЫ И РИТУАЛЫ.

Со смертью и последующим захоронением усопших связано множество поверий и ритуалов. Некоторые из них дожили до наших дней. Но подозреваем ли мы об их истинном значении?
Согласно христианскому обычаю, мертвец должен лежать в могиле головой на запад и ногами на восток. Так, по преданию, было захоронено тело Христа.
Еще в относительно недавние времена существовало понятие о «христианской» кончине. Она подразумевала обязательное покаяние перед смертью. К тому же, кладбища устраивались при церковных приходах. То есть на таком погосте могли быть похоронены только члены этого прихода.

Если же человек умирал «без покаяния» - скажем, сводил счеты с жизнью, становился жертвой убийства или несчастного случая, или просто не принадлежал к конкретному приходу, то для таких усопших нередко устанавливался особый порядок захоронения. К примеру, в больших городах их захоранивали два раза в год, к празднику Покрова Богородицы и в седьмой четверг после Пасхи.Под хранение таких останков отводились особые места, именовавшиеся Убогими Домами, жальниками, буйвищами, гноищами или скудельницами . Там ставили сарай и устраивали в нем огромную общую могилу. Сюда и свозили тела тех, кто умирал внезапной или насильственной смертью - разумеется, при условии, что не было никого, кто мог бы позаботиться об их погребении. А в ту пору, когда не существовало телефона, телеграфа и других средств сообщения, смерть человека в дороге могла означать то, что близкие никогда о нем больше не услышат. Что же касается странников, нищих, казненных, то они автоматически попадали в разряд «клиентов» Убогих Домов. Сюда же отправляли самоубийц и разбойников.
В царствование Петра I в скудельницы стали свозить и анатомированные трупы из больниц. Кстати, там же хоронили и незаконнорождённых и сирот из приютов, содержавшихся при Убогих Домах - такая тогда была практика… Охранял мертвецов сторож, называвшийся «божедомом» .
В Москве имелось несколько подобных «трупохранилищ»: например, при церкви Иоанна Воина, на улице, которая так и звалась Божедомкой , при церкви Успения Божией матери на Могильцах и при Покровском монастыре на Убогих домах. В назначенные дни здесь устраивались крестный ход с панихидой. Погребение «погибших без покаяния» производилось на пожертвования богомольцев.
Подобная кошмарная практика была прекращена лишь в конце XVIII столетия, после того как Москва подверглась чумной эпидемии и возникла опасность распространения заразы через незахороненные трупы… В городах появились кладбища, а порядок захоронения при церковных приходах был упразднен.Существовало также немало обычаев, примет и ритуалов, касающихся проводов усопшего в последний путь. У русских крестьян преставившегося клали на лавку, головой в «красный угол» , где висели иконы, накрывали белым холстом (саваном), складывали руки на груди, при этом мертвец должен был «держать» в правой руке белый платочек. Все это делалось для того, чтобы он мог предстать перед Богом в подобающем виде. Считалось, что если у покойника глаза остаются открытыми, то якобы это к скорой кончине еще кого-то из его близких. Поэтому мертвецам всегда старались закрывать глаза - в старину для этого клали на них медные пятаки.
Пока тело находилось в доме, в кадку с водой бросали нож - это якобы не давало духу покойного проникнуть в помещение. До самых похорон никому и ничего не давали в долг - даже соли. Держали плотно закрытыми окна и двери. Пока в доме находился покойник, беременным женщинам нельзя было переступать его порога - это могло плохо сказаться на ребенке… Зеркала в доме принято было закрывать, чтобы в них не отразился покойник…
В гроб положено было класть исподнее, пояс, шапку, лапти и мелкие монетки. Считалось, что вещи могут пригодиться покойнику на том свете, а деньги послужат платой за перевоз в царство мертвых… Правда, в начале XIX в. этот обычай принял иной смысл. Если во время похорон случайно выкапывали гроб с ранее захороненными останками, то полагалось кинуть в могилу денежки - «взнос» за нового «соседа». Если же умирал ребенок, на него всегда надевали поясок, чтобы он мог собирать за пазуху плоды в райском саду
Когда гроб выносили, полагалось трижды коснуться им порога избы и сеней, чтобы получить благословение от усопшего. При этом какая-нибудь старуха осыпала гроб и сопровождающих зернами. Если умирал глава семьи - хозяин или хозяйка, то все ворота и двери в доме обвязывали красной нитью - чтобы хозяйство не ушло вслед за хозяином.

Хоронили на третий день, когда душа уже должна была окончательно отлететь от тела. Этот обычай сохранился и сейчас, как и тот, что предписывает всем присутствующим бросить по горсти земли на опущенный в могилу гроб. Земля - символ очищения, в древности считалось, что она принимает всю скверну, которую человек накопил за свою жизнь. Кроме того, у язычников этот обряд восстанавливал связь новопреставленного со всем родом.
На Руси издавна считается, что, если во время похорон пойдет дождь, то душа усопшего благополучно отлетит на небо. Мол, если дождь плачет по покойнику, значит, тот был хорошим человеком…
Современные поминки когда-то называли тризной. Это был особый ритуал, призванный облегчить переход в мир иной. Для тризны готовились специальные поминальные кушанья.кутья, представляющая собой круто сваренный рис с изюмом. Кутьей полагается угощаться на кладбище сразу после погребения. Русские поминки также не обходятся без блинов - языческих символов Солнца.
И в наши дни во время поминок ставят на стол рюмку водки, накрытую корочкой хлеба - для усопшего. Есть еще поверье: если на поминках со стола упала какая-нибудь еда, то ее нельзя подбирать - это грех.
На сороковины перед иконами ставили мед и воду - чтобы у покойного на том свете жизнь была слаще. Иногда пекли из пшеничной муки лестницу длиной с аршин - чтобы помочь усопшему взойти на небо… Увы, сейчас этот обычай уже не соблюдается.

Меняется мир, меняемся и мы. Многие за утешением и надеждой возвращаются к христианской вере. Стало привычным отмечать христианские праздники.
Рождество, Крещение, Святая Троица, Родительские дни... Однако то ли по незнанию, то ли по иным причинам зачастую старые традиции подменяются новыми.

К сожалению, нет сегодня вопросов, более окутанных всяческого рода домыслами, предрассудками, чем вопросы, связанные с погребением усопших и их поминовением.
Чего только не наговорят всезнающие старушки!

А ведь есть соответствующая православная литература, приобрести которую не составляет труда. К примеру, во всех православных приходах нашего города продается
брошюра "Православное поминовение усопших", в которой можно найти ответы на многие вопросы.
Главное же, что ДОЛЖНЫ мы уяснить: усопшие близкие люди прежде всего нуждаются
в молитвах за них. Слава Богу, в наше время есть, где помолиться. В каждом районе го-
рода открылись православные приходы, строятся новые храмы.

Вот что говорится о поминальной трапезе в брошюре «Православное поминовение
усопших:

В православной традиции вкушение пищи - продолжение богослужения. С первохристианских времен родственники и знакомые усопшего в специальные дни поминовения собирались вместе для того, чтобы в совместной молитве испросить у Господа лучшей участи душе умершего в загробной жизни.

После посещения церкви и кладбища родственники покойного устраивали поминальную трапезу, на которую приглашались не только близкие, но главным образом нуждающиеся: бедные и неимущие.
Т. е. поминки — это, своего рода, милостыня для собравшихся.

Первым блюдом отведывают кутью — сваренные зерна пшеницы с медом или отваренный рис с изюмом, которые освящаются на панихиде в храме

На поминальном столе не должно быть спиртного. Обычай употреблять спиртное— отголосок языческих тризн.
Во-первых, православные поминки — это не только (и не главное) еда, но и молитва, а молитва и нетрезвый ум — вещи несовместимые.
Во-вторых, в дни поминовения мы ходатайствуем перед Господом об улучшении загробной участи почившего, о прощении ему земных грехов. Но прислушается ли Верховный Судья к словам нетрезвых ходатаев?
В-третьих, «питие - есть веселие души». И после выпитой рюмки ум наш рассеивается, переключается на другие темы, скорбь о почившем уходит из нашего сердца, и довольно часто случается так, что к концу поминок многие забывают, для чего они собрались,— поминки заканчиваются обычным застольем с обсуждением бытовых проблем и политических новостей, а иногда мирскими песнями.

А в это время томящаяся душа усопшего напрасно ждет молитвенной поддержки от своих близких, И за этот грех немилосердия по отношению к усопшему взыщет с них Господь на Своем суде. Что, по сравнению с этим, осуждение от соседей за отсутствие спиртного на поминальном столе?

Вместо расхожей атеистической фразы «Пусть земля будет ему пухом» помолитесь кратко:
«Упокой, Господи душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему все согрешения его вольные и невольные, и даруй ему Царствие небесное».
Молитву эту нужно совершать перед тем, как приступить к очередному блюду.

Не нужно убирать со стола вилки— в этом нет никакого смысла.

Не нужно и ставить в честь усопшего столовый прибор или того хуже — перед портретом ставить водку в стакане с куском хлеба. Все это грех язычества.

Особенно много пересудов вызывает занавешивание зеркал, якобы для того, чтобы избежать отражения в них гроба с покойным и тем самым уберечься от появления в доме еще одного покойного. Абсурдность данного мнения в том, что гроб может отразиться в любом блестящем предмете, а все в доме не зачехлишь.

Но главное — наша жизнь и смерть не зависит от каких-то примет, а находится в руках Божиих.

Если поминки совершаются в постные дни, то и пища должна быть постной.

Если поминки пришлись на время Великого поста, то в будние дни поминки не совершаются. Они переносятся на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье...
Если поминальные дни пришлись на 1-ю, 4-ю и 7-ю недели Великого поста (самые строгие недели), то на поминки приглашаются самые близкие родственники.

Поминальные дни, пришедшиеся на Светлую седмицу (первую неделю после Пасхи) и на понедельник второй пасхальной седмицы, переносятся на Радоницу — вторник второй недели после Пасхи (Родительский день).

Поминки 3-го, 9-го и 40-го дней устраиваются для родственников, близких, друзей и знакомых умершего. На такие поминки, чтобы почтить усопшего, можно приходить и без приглашения. В другие же дни поминовения собираются лишь самые близкие родственники.
Полезно в эти дни раздавать милостыню нищим и нуждающимся.

У выхода из храма лежал роскошный венок от губернатора

В среду жители Кемерово прощались с погибшими на пожаре в «Зимней вишне». С теми, кого удалось опознать. Одних по мочке уха, других по родимому пятну. Журналисты снимали траур на камеру и беспомощно разводили руками, когда родственница одной погибшей девочки стала трясти коллегу за грудки: «Вы же все знаете! Почему они? Почему их заперли? Они же совсем маленькие. Почему? Пожалуйста, скажите».

Слева от медвежонка - Маша Агаркова, справа - Костя. Фото: соцсети

А потом мы плакали по чужому горю. В сторонке, чтобы никто не заметил. Хотя, какое же, к черту, это чужое горе? За несколько дней, проведенных в Кемерово, люди, которые хоронили детей, стали уже и для нас родными.

Вы видели, как прощаются с ангелами? Это когда рядом стоят два крошечных крошечные гробика, заваленные игрушками: белый – для девочки, темный – для мальчика. А над ними нависает толпа взрослых людей с криками: «Простите нас, дети!»

В храме Святой Троицы отпевали : восьмилетнего Костю, девятилетнюю Машу и их бабушку 68-летнюю Надежду Васильевну. Все они задохнулись в дыму.

– От моих деток ведь совсем ничего не осталось вы это знаете? Я их по ботиночкам опознал. Вот и посмотрели они мультик про зайца, - произносит рядом мужчина.

Поднимаю глаза. Отец. Кажется, он даже не со мной разговаривает. Сам с собой.

Скажите, а вот мне завтра что делать? Все эти дни я был очень занят, надеялся, ждал, собирал документы, - говорит Сергей Агарков. – А вот сегодня похороню их. И все? Что дальше? Проснусь и пойду на работу?

Мимо школы пойду, где учились мои дети, мимо их бывшего детсада, мимо детской площадки. А потом наступит вечер. И как мне его проводить? Главное, не понятно, зачем теперь все это? Смысл? Мы ведь теперь с женой сироты. Никого у нас не осталось.


Матери девочки рядом не видно. Оборачиваюсь. Женщина лежит под гробом. Затем ползет к другому гробу. Не поднимает головы. Не поднимается сама. Ее помогают встать.

Воды, принесите воды, - кричат сотрудники МЧС.

Женщина делает глоток. Бумажный стаканчик опрокидывается.

Ее поднимают под руки. Ноги не держат. Всем телом наваливается на гроб. Стонет.

Рядом на низенькой скамейке качается родственница семьи. Пенсионерка в черном уже в десятый раз твердит одно и тоже о погибшей девочке каждому, кто присаживается с ней: «Кого же я теперь буду уму-разуму учить, с кем же мы будем играть, болтать? Машенька была отличницей. Гимнасточка моя, тростиночка. Прости нас».

К белому гробу подходит еще одна родственница погибших. Обнимает крышку. Гроб такой маленький, детский, что женщина полностью закрывает его: «Машенька моя, прости меня, доча, моя спортсменочка».

Эхом по храму раздается крик: «Как всех их сразу обнять?»

У темного гробика - народ. В нем похоронен Костя. «Наш самый маленький. Он так стихи читал, такие люди приезжали, его слушать. Все удивлялись, какие концерты устраивал. Дай я тебе ножки поцелую, которые сожгли». Женщина с черной повязкой на голове целует гроб.

Люди держались до последнего. Крепились. Пока не увидели гробы. И тогда пришло понимание: «Вот и все».

Выходим на улицу. Рядом три автобуса. На двух – портреты погибших детей. Фотографии сделаны школьным фотографом. Мальчик и девочка в одинаковых жилетках, галстуках. И у каждого приписка внизу: «Отличник», «отличница».

В автобусы заносят игрушки.

Отец садится в машину с белым гробом. Мать – с темным. Траурную процессию провожают сотни людей.

Погибших в «Зимней вишне» хоронили на разных кладбищах, отпевали тоже в разных местах.

В Знаменском кафедральном соборе отпевали 37-летнюю учительницу . На прощание собрались все ученики погибшей.


Мы до сих пор не понимаем, почему она не спаслась, - утирает рукавом слезы тетя Татьяны. – Ее ведь нашли около самой двери кинотеатра, уже на выходе. Зал, где находилась она, не был заперт.

Представляете, Таня практически не обгорела. Мы и хороним ее в открытом гробу. Почему же она не выбежала? Ее 14-летняя дочка успела ведь выйти, а Таня нет. Наверное, вернулась, чтобы спасти других людей?

Когда я уходила из храма, то заметила роскошный венок «От губернатора». Аман Тулеев до сих пор не нашел в себе смелости встретиться с близкими погибших и лично выразить им соболезнование.

В среду 28 марта в Кемерове : пять траурных церемоний и 13 гробов. Некоторым пришлось хоронить сразу по несколько человек: жертвами пожара стали целые семьи.

Хоронили в первую очередь тех, кого родственники смогли опознать.

Саркис Хумарян - отец и дед погибших в торговом центре в Кемерове Дмитрия и Михаила Галаниных. Он рассказывает, что его не пустили в морг и не показали для опознания тело сына. Опознавать его пришлось по немногим оставшимся целыми вещам: перстню и кресту.

Но многие тела пожар обуглил и изуродовал до неузнаваемости, а опознать их по фрагментам одежды или предметам оказалось невозможно.

Во вторник власти и именно эту цифру заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Владлен Аксенов в среду трижды повторил журналистам, подчеркнув, что погибших в Кемерово – именно 64 человека, и никаких других "пропавших без вести" нет. Спасатели называют точно такое же число найденных в торговом центре останков тел, считая что больше под завалами никого не осталось.

При этом списки людей, которых удалось опознать, обновляются каждое утро. И все равно многие тела из найденных продолжают оставаться неопознанными, а на горячую линию и сейчас продолжают поступать заявки о пропавших в воскресенье людях.

На утро среды список "пропавших без вести", составленный МЧС, превышает официальный на 20 человек, признает руководитель общественной организации "Твой Город" Максим Учватов. Однако он подчеркивает: в нем надо проверять каждую фамилию. И для этого создана рабочая группа, куда вошли в том числе родственники потерпевших и волонтеры.

"Сейчас там порядка 18-20 фамилий, которые дополнительно надо проверить, в дополнение к тем 64", - говорит Учватов.

В общеобразовательной школе №7 в Кемерове, которая находится по соседству со сгоревшим торговым центром "Зимняя Вишня" до сих продолжает работать оперативный штаб помощи пострадавшим при пожаре. В маленьком спортивном зале сутками остаются родственники пропавших без вести, которые ждут вестей о близких. В помещении чувствуется запах валерианы, сотрудники МЧС наливают чай, между рядами пластиковых стульев ходят психологи, врачи скорой помощи и православный священник.

"Не могу оставаться одна дома: лезу на стены", – признается одна из женщин в зале.

Главный вопрос, который объединяет здесь всех: найдены ли тела их родных и близких, и когда можно будет их похоронить.

На наших глазах одна из женщин в штабе со слезами уговаривает поехать с ней в морг и говорит, что следователи не отдают ей тело сына. Мать уверена, что опознала его. Но в материалах дела сказано, что для полной уверенности слишком мало примет: ведь фрагменты одежды и другие признаки могут повторяться у разных людей.

Следователи настаивают на экспертизе каждого найденного тела, а она может продлиться до трех недель. Более тридцати фрагментов тел (об этом уже объявлено официально), повезут в Москву на генетическую экспертизу, и она также займет время.

Путаница в терминах, которые используют спасатели и следователи для обозначения жертв пожара, уже привели к тому, что данным властей в городе и в самом штабе мало кто верит. Вокруг опубликованного списка с фамилиями 64 человек продолжаются споры. Доходит до того, что местным волонтерам приходится объезжать все городские детские дома: накануне в Кемерово распространился слух, что спрятанные от общественности трупы – это сгоревшие дети-сироты и только поэтому их никто не ищет.

Но слухи о сиротах пока оказываются ложными: никаких пропавших детей волонтеры так и не нашли.

Каждому, у кого погибли близкие, городские власти обещали выплатить по миллиону рублей. Еще один миллион семьям погибших выделят федеральные власти и три миллиона – владелец сгоревшего торгового центра. Заместитель губернатора Кемеровской области Сергей Цивелев на встрече с родственниками погибших заявил, что "деньги уже перечисляются на счет" и "мы начнем выплачивать их еще до окончания следственных действий" всем, кто есть в списке из 64 человек.

Неделю назад я стала невольной участницей скандальной ситуации, связанной со смертью дальнего родственника. Последние три года он находился на постоянном проживании в психоневрологическом интернате, где и скончался.

Смерть подопечного в интернате.

Сразу скажу, что дядя Витя жил в интернате не потому, что от него отказалась семья,а именно из-за болезни. Он нуждался в постоянной терапии, которую дома ему обеспечить не могли. Супруга его, тетя Валя, – сама уже пожилая и нездоровая женщина. А сын почти постоянно живет за границей, работает там. Но хоронить дядю Витю, конечно, было кому и на что. Однако интернат почему-то решил иначе, и о кончине пациента жене его не сообщили. О том, что дядя умер и его схоронили на кладбище для бесхозных тел, тетя Валя узнала, только когда приехала его навестить. То есть, где-то полмесяца спустя. И чуть сама на месте не скончалась от новости. А еще от того, в каком месте и как именно оказался ее муж. Не на семейном участке после достойных проводов родными и близкими, а среди могил других подопечных интерната, бомжей, алкоголиков. Среди заросших и замусоренных безымянных холмиков с номерами на железных табличках. С такой же табличкой.

Пришлось нам организовывать перезахоронение, а это очень дорого и хлопотно. Притом государственное пособие на погребение уже было истрачено, так как похороны же от интерната все-таки состоялись. А интернатское начальство даже и не подумало хотя бы как-то извиниться. Наоборот, попыталось переложить всю вину на тетю Валю. Она, по их версии, редко навещала мужа и вообще не взяла трубку, когда ей позвонили, чтобы сообщить о его смерти. Но на мобильный-то телефон ей никто из этого злосчастного ПНИ звонков не делал (хотя он там был известен). Возможно, разок позвонили на домашний, когда тетя Валя отлучалась куда-то. Короче говоря, интернат просто не стал напрягаться и дозваниваться. К тому же накануне дяди Витиной смерти в этом заведении скончались еще двое одиноких подопечных, так что всех похоронили скопом, в один раз. Сделали, в общем, как проще.

То, что произошло – безо всякого преувеличения дикость. Но увы, лишь с точки зрения неписанных человеческих законов. Ведь в интернате знали, что дядю Витю никто не бросал, просто ему трудно было жить дома без ежедневного медицинского присмотра. А вот какие-либо юридические нормы интернатом нарушены не были.

По закону, больницы, хосписы, интернаты, детдома после кончины подопечного

первым делом должны оповестить об этом не родных умершего, а полицию. Само тело полагается сразу переправить в морг для вскрытия и установления причин смерти. Семью тоже оповещают, если она есть. Лечебные учреждения и хосписы, а также интернаты для детей, которые там обучаются и живут (но только временно , а не постоянно) обязаны сделать это немедленно.

А вот если человек стал подопечным интерната на постоянной основе – то этоуже другая история. Она регламентируется лишь внутренними инструкциями заведения, а не федеральным законодательством. Дело в том, что человек, который постоянно живет (и прописан) в психоневрологическом интернате, доме для престарелых или детдоме не является полностью дееспособным лицом. А учреждение становится его опекуном и несет за своего подопечного всю полноту ответственности. Оно даже управляет его имуществом, в том числе и всеми денежными поступлениями. По закону, именно оно должно и хоронить умершего подопечного, что частенько делает даже при живых родных. Обычно в том случае, если те не захотели делать этого сами. Но все же, все же… Что детдом, что интернат должен по-любому оповестить родственников о трагедии. Должен, но не обязан . Хотя чаще всего так и делается, если у руководства находятся нормальные люди, с сердцем и совестью. Тем более, что потом очень многих хоронят именно близкие. Иногда семья, иногда друзья, а бывает, что даже и соседи.

Где-то года два назад умер одинокий сосед моей однокурсницы. Он после смерти матери жил один, и он был инвалид, почти не ходячий. Вначале за этим соседом присматривала женщина из соцзащиты, а потом он добился для себя места в доме-интернате для пожилых и инвалидов. Прожил там совсем недолго, умер от гангрены. Так соседи по подъезду собрали деньги и похоронили его по-людски, рядом с матерью. Даже в церкви отпевание организовали. И спасибо сотрудникам этого дома-интерната, которые не сочли за труд оповестить о кончине человека – даже не родственников, а одну из соседок. Нашли номер ее мобильного в записной книжке покойного и на всякий пожарный случай позвонили.

Если родных у умершего нет или они отказываются от похорон, то все организовывает интернат.

Это делается за счет учреждения. А по сути – на те средства, которые выделяет государство на погребение любого своего гражданина. То есть именно на социальное похоронное пособие . Его гарантирует Федеральный Закон от 12.01.1996 года «О погребении и похоронном деле», а выплачивает Пенсионный Фонд Российской Федерации. Правда, размер этой выплаты совсем небольшой. В 2017-м году на похороны давали чуть больше пяти тысяч рублей по стране (в некоторых регионах добавляли до восьми) и около семнадцати тысяч в Москве. Для похорон это мизерные деньги, поэтому захоронение интернатских и просто никому не нужных покойников происходит более чем скромно, а могилы потом выглядят бесхозными и заброшенными.

Отдельно напишу о том, может ли интернат наследовать за умершими.

Ведь он является опекуном тех, кто в нем прописан, и, пока они живы, следит за их имуществом, отвечает за не го. Насколько я знаю, некоторые дома престарелых даже иногда сдают в аренду квартиры своих стариков или больных, а прибыль от этого якобы пускают на улучшение условий их быта. О таком я слышала от знакомых, имевших отношение к системе соцзащиты. Кстати, очень может быть, так как в принципе это не запрещено. Опекун имеет право управлять всем, чем владеет опекаемый. Главное, чтобы имущество оставалось в целости и сохранности.

Унаследовать же его после смерти человека учреждение имеет право лишь в том случае, если было составлено соответственное завещание. А вот это уже затруднительно, так как жильцы интернатов чаще всего являются недееспособными. Следовательно, под писанные ими завещания будут признаны юридически ничтожными. Поэтому дом, квартира, деньги и прочее, что остается после смерти таких людей, отходят или родственникам (если они все-таки имеются и заявили свои права на наследство в положенный срок), или вообще государству. В лице муниципалитета.

Как хоронят интернаты.

А как это можно сделать на такую маленькую сумму? Сами похороны выглядят даже не скромно, а, я бы сказала, убого . Ведь 6 – 8 тысяч – это совсем ничего для такого дела. Даже скромный гроб стоит начиная от одной тысячи рублей – и то если повезет такой найти. Да рытье могилы, да спецтранспорт, да какая-никакая подготовка тела к погребению. Все ритуальные аксессуары и сами услуги обеспечивают муниципальные учреждения, которые на местах занимаются погребением. Им и перечисляются деньги на похороны. После смерти подопечного интернат сразу обращается в такие службы и передает им всю информацию о покойном для регистрации могилы при кладбище. Именно эти МУПы организуют более чем скромное захоронение тех, кого не смогли или не захотели хоронить родные. Тела кладут в простые гробы, отвозят на погост и закапывают в приготовленные могилы безо всяких там церемоний. Иногда вообще бульдозером.

На все остальное денег от пособия уже и не остается. Ни на цветы или венки, ни на памятник (хоть самый скромный), ни даже на крест. Но это пусть и печально, а понятно. Зато я не могу уразуметь другого. Почему на могилах людей из интернатов ставят только таблички с номерами, а не пишут имена, фамилии и даты жизни? На такие надписи много денег не надо, можно бы позаботи ться. И еще: по какой причине все эти могилы так убого выглядят: провалившиеся, заросшие по пояс прошлогодним сорняком, замусоренные, с перекошенными (а то и упавшими) шестами для заржавевших табличек. Разве администрации кладбищ не отвечают за элементарный порядок на территории? Да что там, как я слышала, иногда даже закапывают никому не нужных бедолаг в общих траншеях, почти в братских могилах.

Особенно кошмарные впечатления вызывают могилки детдомовских дети шек и малолетних инвалидов из психоневрологических диспансеров для несовершеннолетних. Их по инструкциям обязаны хоронить с указанием имен, но даже этого часто не делается. Однажды попала я на такой «детский» участок. Бродила среди еле видных холмиков и с трудом сдерживала слезы. За что этим детям выпало такое. Бедные, маленькие, никому не нужные при жизни, они и после смерти оказались брошенными. Ни памятников им не поставили, ни даже крестов. Никто о них не поплакал и не помолился. А детдом даже не позаботился о положенных обозначениях на могилах: некоторые оказались вообще безымянными. На многих других стояли таблички только с именем (без фамилии) и датой смерти, а то и без нее. «Василий, умер 24.09.2016 г.», «Оля, 1 годик», «Елена, 2014 года рождения», «Виталик».

Почему-то не менее жуткое впечатление произведи на меня редкие надгробия, все-таки встречавшиеся в череде пустых холмиков. Я не выдержала и заплакала, когда наткнулась на маленький каменный крестик с надписью: «Кристюше от мамочки. Прости меня, доченька». Среди десятков могил только восемь оказались с памятниками, еще на двух стояли рамки с выцветшими детскими фото. Такая малость, Господи. Остальных просто зарыли – и забыли. А ведь когда-то, в царской России, даже бездомных и неведомых не погребали без креста. Большим грехом считалось похоронить человека без распятия на могиле.

Сейчас православная Церковь тоже (наконец-то!) забеспокоилась о необходимости христианского погребения.

Я сама слышала, как наш Патриарх говорил о том, что все дети вДомах младенцев, приютах, ПНИ обязательно должны быть крещены. И правда, теперь туда регулярно приходят батюшки и проводят обряды крещения. Но в случае смерти таких детишек их положено отпевать и предавать земле в соответствии с православным каноном. Как, впрочем, и крещеных стариков. Это, к сожалению, делается далеко не всегда, потому что у интернатов нет прямой связи с храмами. Такой, как есть со следственными органами, моргами и муниципальными ритуальными службами. Церковь-то у нас отделена от государства.

Поэтому дополнительно возиться с организацией религиозных обрядов, установкой на захоронениях крестов и так далее, по факту, никому неохота и некогда. В интернате этого не хотят (да и средств нету), а храмы сами по себе не имеют возможности вовремя узнавать о том, кто где скончался и когда будут похороны. У них остается единственная возможность отпевания – заочная . Ее и проводят некоторые церкви, которые как бы курируют те или иные интернаты. Для этого священники приходят в учреждения: крестят, исповедуют, причащают, проповедуют и заодно узнают о том, кто и когда там скончался. Души этих несчастных они отпевают заочно, а потом на литургиях возносят о них молитвы.

Но все же обычно люди стремятся сами похоронить своих близких , даже если они умерли в интернатах или хосписах. Какие же шаги им следует предпринять для скорейшей организации похорон?

Прежде всего, надо собрать соответствующие документы , часть из которых уже предоставит сам интернат:

  • справку, констатирующую смерть (выдает врач или фельдшер скорой помощи);
  • протокол осмотра тела (его делает полиция);
  • специализированный бланк от работников морга (он выдается взамен первых двух документов и содержит сведения о самом морге, в котором будет делаться вскрытие, и о бригаде, забравшей тело);
  • медицинское свидетельство о смерти (его берут у работника морга или лечащего врача, она нужна для получения свидетельства о смерти в ЗАГСе);
  • гербовое свидетельство о смерти (выдается органами ЗАГСа), которое необходимо для многого, в том числе для того, чтобы получить разрешение на похороны и место на кладбище);
  • заявление о захоронении (оно подается в администрацию кладбища, на котором планируется получить место для могилы).

Сразу скажу, что интернат не будет ни в чем помогать родным, которые взялисьсами хоронить его бывшего подопечного. Но он сразу после кончины подопечного обязан вызвать скорую и полицию и отправить тело в морг. Так что первоначальные документы уже будут оформлены. Дальше близкие все делают сами. То есть, ищут катафальный транспорт, чтобы отвезти покойного из того района, где расположен интернат, к месту погребения. Потом решают вопросы с кладбищем, приобретают все необходимое для похорон, организуют панихиду, отпевание, погребение и поминки.

Хлопот очень много, поэтому зачастую люди предпочитают обратиться в погребальные службы для ускорения и облегчения процесса. Причем выбирают все те же муниципальные конторы либо государственные бюджетные учреждения (ГБУ). Такие агентства нередко предлагают для погребения, например, тех же стариков из домов престарелых льготные пакеты услуг. Это будет стоить дороже суммы, которую выплачивает Пенсионный Фонд, но дешевле обычных похорон. Я точно знаю, что подобные эконом-услуги предлагают в Москве и Подмосковье.

Но что же делать тем, чей родной человек ошибочно погребен в безвестной могиле?

Нам хотя бы повезло почти сразу узнать, что дядя Витя умер и уже лежит в земле. А бывают и другие ситуации, причем самые необычные. Иногда вести о смерти человека идут к его семье месяцы и даже годы. Причем не всегда по чьей-либо вине.

Бывает, что люди просто пропадают, близкие ищут их, а находят уже только могилу, да и то если повезет. Вот вам печальный, но не слишком необычный случай. В нашем дачном поселке почти постоянно жили мать с дочерью. Мать была уже очень пожилая, с явными признаками хорошего старческого склероза. Она почти не выходила из дома, иногда только гуляла во дворе. Но однажды, когда дочь поехала в соседнюю деревню за продуктами, пожилая женщина вышла на улицу – и пропала. Ее долго и безуспешно искали. И в больницах, и по моргам, давали объявления на радио, в местное телевидение, газеты, размещали его в соцсетях. Последние как раз и помогли, но только через два года. Фотографию старушки случайно увидела в «Одноклассниках» медсестра одного из ПНИ в соседней области. Именно туда несколько месяцев назад была оформлена неизвестная пожилая женщина, у которой не было ни документов, ни памяти. Но прожила она недолго, и вскоре умерла.

Дочь сразу поехала в этот интернат, чтобы найти материнскую могилу. Потомона рассказывала мне, как это оказалось тяжело. Ведь захоронение было безымянным – то есть совсем, даже под номером могилы числилось условное имя. Работники кладбища долго не могли определиться, какая из анонимных могил может оказаться той, что нужно . Эксгумацию пришлось заказывать на свой страх и риск, а останки отдавать на генную экспертизу. Только после нее сомнения разрешились, и тело матери можно было перезахоронить на семейном кладбище.

Но когда имя покойного известно, то найти могилу гораздо проще. Все сведения о захоронениях есть в архиве (то есть, в регистрационном журнале), который хранится при кладбищенской администрации. Будет труднее, если на самом погребении куда-то пропал номер, хотя и это не критично. Но экспертизу останков проводить все же придется, ведь мало ли что. Известны случаи, когда интернатских покойников путали и хоронили совсем не под теми именами. Такая халатность у нас, к сожалению, почти норма. И увы, почти нормой стало отношение к смерти другого человека как к обыденности, которая не стоит внимания. А погребение теперь – не таинство, а просто утилизация тела.

Поэтому, дорогие мои люди, не бросайте своих родных. Даже если это не самые близкие ваши родственники – все равно не оставляйте их один на один со смертью. Иногда интернат или хоспис становится необходимостью – для немощных стариков с сильной деменцией, для больных, медленно и мучительно умирающих. Но отказаться от похорон родного человека – это все-таки огромный грех. Многие религии мира считают его несмываемым, падающим на все потомство до двенадцатого колена. Каждый человек должен быть оплакан и погребен достойно, а не зарыт в землю чужими и равнодушными руками, как последний бездомный пес.

Николай Второй (1894 - 1917) Из-за давки, случившейся во время его коронации, погибло множество людей. Так к добрейшему человеколюбцу Николаю прикрепилось имя «Кровавый». В 1898 году Николай Второй, заботясь о мире во всем мире, издал манифест, где призвал все страны миру полностью разоружиться. После этого в Гааге собралась специальная комиссия, для выработки ряда мер, способных в дальнейшем предотвратить кровавые столкновения стран и народов. Но миролюбивому императору пришлось воевать. Сначала в Первой мировой войне, затем грянул большевистский переворот, в результате которого монарха свергли, а затем вместе с семьей расстреляли в Екатеринбурге. Православная церковь причислила Николая Романова и всю его семью к лику святых.

Рюрик (862-879)

Новгородский князь, прозванный Варяжским, так как призван был княжить новгородцами из-за Варяжского моря. является основателем династии Рюриковичей. Был женат на женщине по имени Эфанда, в браке с которой у него имелся сын по имени Игорь. Также воспитывал дочь и пасынка Аскольда. После того, как два его брата умерли, стал единоличным правителем страны. Все окрестные селенья и посады он отдал в управление своим приближенным, где те имели право самостоятельно творить суд. Приблизительно в это время Аскольд и Дир, два брата, которые никак не были связаны с Рюриком родственными связями, заняли город Киев и стали править полянами.

Олег (879 - 912)

Киевский князь, прозванный Вещим. Будучи родственником князя Рюрика, являлся опекуном его сына Игоря. Согласно легенде, погиб, ужаленный в ногу змеей. Князь Олег прославился своим умом и воинской доблестью. С огромным по тем временам войском князь пошел вдоль Днепра. По дороге он покорил Смоленск, затем Любеч, а затем взял Киев, сделав его столицей. Аскольда и Дира убили, а полянам Олег показал маленького сына Рюрика - Игоря как их князя. Ходил военным походом в Грецию и блистательной победой обеспечил русским льготные права на свободную торговлю в Константинополе.

Игорь (912 - 945)

Следуя примеру князя Олега, Игорь Рюрикович покорил все соседние племена и заставлял их платить дань, успешно отражал набеги печенегов и также предпринял поход в Грецию, который, правда, оказался не настолько успешным, как поход князя Олега. В итоге Игорь был убит соседними покоренными племенами древлян за свою неуемную жадность в поборах.

Ольга (945 - 957)

Ольга была женой князя Игоря. Она, согласно обычаям того времени, весьма жестоко отомстила древлянам за убийство своего мужа, а также покорила главный город древлян - Коростень. Ольга отличалась очень хорошими способностями к правлению, а также блестящим, острым умом. Уже на закате своей жизни, в Константинополе приняла христианство, за что впоследствии была причислена к лику святых и названа Равноапостольной.

Святослав Игоревич (после 964 - весна 972)

Сын князя Игоря и княгини Ольги, которая после смерти мужа взяла бразды правления в свои руки, пока ее сын подрастал, обучаясь премудростям военного искусства. Ему удалось в 967 году разбить армию болгарского царя, что весьма встревожило императора Византии Иоанна, который, находясь в сговоре с печенегами, уговорил их напасть на Киев. В 970 году вместе с болгарами и венграми, уже после смерти княгини Ольги, Святослав отправился в поход на Византию. Силы были не равны, и Святослав вынужден был подписать мирный договор с империей. После своего возвращения в Киев его зверски убили печенеги, а затем череп Святослава украсили золотом и смастерили из него чашу для пирогов.

Ярополк Святославович (972 - 978 или 980)

После смерти своего отца, князя Святослава Игоревич, сделал попытку объединить Русь под своей властью, победив своих братьев: Олега Древлянского и Владимира Новгородского, вынудив их покинуть страну, а затем присоединил их земли к Киевскому княжеству. Ему удалось заключить новый договор с Византийской империей, а также привлечь к себе на службу орду печенежского хана Илдеи. Пытался наладить дипломатические отношения с Римом. При нем, как свидетельствует Иоакимовская рукопись, христианам было дано очень много свободы на Руси, что вызвало неудовольствие язычников. Владимир Новгородский сразу же воспользовался этим неудовольствием и, договорившись с варягами, заново захватил себе Новгород, затем - Полоцк, а затем - осадил Киев. Ярополк вынужден был спасаться бегством в Родень. Он попытался заключить с братом мир, для чего отправился в Киев, где и был варягами. Летописи характеризуют этого князя как миролюбивого и кроткого правителя.

Владимир Святославович (978 или 980 - 1015)

Владимир был младшим сыном князя Святослава. Он был Новгородским князем с 968 года. Стал князем Киевским в 980 году. Отличался весьма воинственным нравом, что позволило ему покорить радимичей, вятичей и ятвягов. Также Владимир вел войны с печенегами, с Волжской Болгарией, с Византийской империей и Польшей. Именно во времена правления князя Владимира на Руси были сооружены оборонительные сооружения на рубежах рек: Десна, Трубеж, Осётр, Сула и других. Про свой стольный град Владимир также не забывал. Именно при нем Киев был заново застроен каменными зданиями. Но прославился и остался в истории Владимир Святославович благодаря тому, что в 988 - 989гг. сделал христианство государственной религией Киевской Руси, что сразу усилило авторитет страны на международной арене. При нем государство Киевской Руси вступило в период своего величайшего расцвета. Князь Владимир Святославович стал былинным персонажем, в которых он именуется не иначе как «Владимиром Красное Солнышко». Канонизирован русской православной церковью, назван Равноапостольным князем.

Святополк Владимирович (1015 - 1019)

Владимир Святославович еще при жизни разделил свои земли между сыновьями: Святополком, Изяславом, Ярославом, Мстиславом, Святославом, Борисом и Глебом. После того, как князь Владимир скончался, Святополк Владимирович занял Киев и решил избавиться от братьев-конкурентов. Он отдал приказ убить Глеба, Бориса и Святослава. Однако это не помогло ему утвердиться на троне. В скором времени его самого изгнал из Киева князь Новгородский Ярослав. Тогда Святополк обратился за помощью к своему тестю - королю Польши Болеславу. При поддержке польского короля Святополк вновь овладел Киевом, но вскорости обстоятельства сложились так, что он вновь вынужден был бежать из столицы. По дороге князь Святополк покончил с собой. Этот князь в народе был прозван Окаянным за то, что лишил жизни родных братьев.

Ярослав Владимирович Мудрый (1019 - 1054)

Ярославу Владимировичу после смерти Мстислава Тьмутараканьского и после изгнания Свято полка сделался единоличным властелином русской земли. Ярослав отличался острым умом, за что, собственно, и получил свое прозвище - Мудрый. Он старался заботиться о нуждах своего народа, построил города Ярославль и Юрьев. Также он строил церкви (святой Софьи в Киеве и Новгороде), понимая всю важность распространения и утверждения новой веры. Именно издал первый на Руси свод законов под названием «Русская правда». Наделы русской земли он разделил между своими сыновьями: Изяславом, Святославом, Всеволодом, Игорем и Вячеславом, завещая им жить между собой в мире.

Изяслав Ярославич Первый (1054 - 1078)

Изяслав был старшим сыном Ярослава Мудрого. После смерти отца к нему и перешел престол Киевской Руси. Но после его похода на половцев, который закончился неудачей, его прогнали сами киевляне. Тогда великим князем стал его брат Святослав. Только после смерти Святослава, Изяслав снова вернулся в стольный град Киев. Всеволод Первый (1078 - 1093) Пожалуй, что князь Всеволод вполне мог быть полезным правителем, благодаря своему миролюбивому нраву, набожности и правдивости. Будучи сам образованным человеком, зная пять языков, он активно способствовал просвещению в своем княжестве. Но, увы. Постоянные, непрекращающиеся набеги половцев, мор, голод не благоприятствовали правлению этого князя. На престоле он держался благодаря усилиям своего сына Владимира, которого впоследствии назовут Мономахом.

Святополк Второй (1093 - 1113)

Святополк был сыном Изяслава Первого. Именно он унаследовал Киевский престол после Всеволода Первого. Сей князь отличался редкой бесхребетностью, отчего ему и не удалось успокоить междоусобные трения между князьями за власть в городах. В 1097 в городе Любиче состоялся съезд князей, на котором каждый правитель, целуя крест, обязывался владеть лишь отцовской землей. Но этому зыбкому мирному договору не было дано воплотиться в жизнь. Князь Давыд Игоревич ослепил князя Василька. Тогда князья, на новом съезде (1100) лишили князя Давыда права владения Волынью. Затем в 1103 князья единогласно приняли предложение Владимира Мономаха о совместном походе на половцев, что и было проделано. Поход закончился победой русских в 1111 году.

Владимир Мономах (1113 - 1125)

Не взирая на право старшинства Святославичей, когда князь Святополк Второй умер, князем Киевским был избран Владимир Мономах, желающий объединения русской земли. Великий князь Владимир Мономах был храбр, неутомим и выгодно отличался от остальных своими замечательными умственными способностями. Ему удалось смирить князей кротостью, а с половцами он воевал успешно. Владимир Монома- яркий пример служения князя не своим личным амбициям, а своему народу, что он и завещал своим детям.

Мстислав Первый (1125 - 1132)

Сын Владимира Мономаха Мстислав Первый очень походил на своего легендарного отца, демонстрируя те же замечательные качества правителя. Все непокорные князья оказывали ему уважение, боясь прогневить великого князя и разделить участь половецких князей, которых Мстислав изгнал в Грецию за неповиновение, а на их место отправил княжить своего сына.

Ярополк (1132 - 1139)

Ярополк был сыном Владимира Мономаха и, соответственно, братом Мстислава Первого. Во время своего правления ему пришла в голову мысль передать престол не своему брату Вячеславу, а племяннику, что вызвало смуту в стране. Именно из-за этих раздоров Мономаховичи и потеряли престол Киевский, который заняли потомки Олега Святославовича, то есть, Олеговичи.

Всеволод Второй (1139 - 1146)

Став Великим князем, Всеволод Второй возжелал закрепить престол Киевский за своим родом. По этой причине он передал трон Игорю Олеговичу, своему брату. Но Игоря не принял народ в качестве князя. Он вынужден был постричься в монахи, но даже монашеское одеяние не оберегло его от гнева народа. Игорь был убит.

Изяслав Второй (1146 - 1154)

Изяслав Второй полюбился киевлянам в большей степени оттого, что своим умом, нравом, приветливостью и храбростью очень напоминал им Владимира Мономаха, деда Изяслава Второго. После того, как Изяслав вступил на Киевский престол, на Руси было нарушено понятие о старшинстве, принятое веками, то есть, к примеру, пока был жив дядя, его племянник не мог быть великим князем. Между Изяславом Вторым и Ростовским князем Юрием Владимировичем началась упорная борьба. Изяслав за жизнь дважды был гоним из Киева, но этому князю все-таки удалось удержать за собой трон до самой своей кончины.

Юрий Долгорукий (1154 - 1157)

Именно кончина Изяслава Второго проложила дорогу к престолу Киевскому Юрию, которого впоследствии народ прозвал Долгоруким. Юрий стал Великим князем, но княжить ему довелось недолго, всего три года, спустя которые он скончался.

Мстислав Второй (1157 - 1169)

После смерти Юрия Долгорукого между князьями, как водится, начались междоусобные распри за Киевский престол, в результате которых Великим князем стал Мстислав Второй Изяславович. Изгнал Мстислава с Киевского престола князь Андрей Юрьевич, прозванный Боголюбским. Перед изгнанием князя Мстислава, Боголюбский буквально разорил Киев.

Андрей Боголюбский (1169 - 1174)

Первое, что сделал Андрей Боголюбский, став Великим князем, это перенес столицу из Киева во Владимир. Правил Русью самодержавно, без дружин и веча, преследовал всех недовольных таким положением дела бор, но, в конце концов, был ими же и убит в результате заговора.

Всеволод Третий (1176 - 1212)

Смерть Андрея Боголюбского вызвала усобицы между городами древними (Суздаль, Ростов) и новыми (Переславль, Владимир). Результатом этих противостояний во Владимире стал княжить брат Андрея Боголюбского Всеволод Третий, прозванный Большое Гнездо. Не смотря на то, что этот князь не правил и не жил в Киеве, тем не менее, он именовался Великим князем и первым заставил присягнуть на верность не только себе, а и своим детям.

Константин Первый (1212 - 1219)

Титул Великого князя Всеволод Третий, вопреки ожиданиям, передал не своему старшему сыну Константину, а Юрию, в результате чего возникли усобицы. Решение отца об утверждении Великим князем Юрия поддержали и третий сын Всеволода Большое Гнездо - Ярослав. А Константина в его притязаниях на трон поддержал Мстислав Удалой. Они вместе победили в Липецкой битве (1216) и Константин все-таки стал великим князем. Только после его смерти, престол перешел к Юрию.

Юрий Второй (1219 - 1238)

Юрий успешно воевал с волжскими болгарами и мордвой. На Волге, на самой границе русских владений, князь Юрий построил Нижний Новгород. Именно во время его княжения на Руси появились монголо-татары, которые в 1224 году в битве при Калке разбили вначале половцев, а затем и войска русских князей, которые пришли поддержать половцев. После этой битвы монголы ушли, но спустя тринадцать лет вернулись под предводительством хана Батыя. Полчища монголов разорили суздальское и рязанское княжества, а также, в битве при Сити разбили войско и Великого князя Юрия Второго. В этой битве Юрий и погиб. Два года после его смерти орды монголов грабили юг Руси и Киев, после чего все русские князья вынуждены были признать, что отныне они все и их земли находятся под властью татарского ига. Монголы на Волге сделали столицей орды город Сарай.

Ярослав Второй (1238 - 1252)

Хан Золотой Орды назначил Великим князем новгородского князя Ярослава Всеволодовича. Этот князь во время своего правления занимался тем, что восстанавливал разоренную монгольским войском Русь.

Александр Невский (1252 - 1263)

Будучи вначале Новгородским князем, Александр Ярославович в 1240 году разбил шведов на реке Неве, за что, собственно и был назван Невским. Затем, спустя два года, он разбил немцев в знаменитом Ледовом побоище. Помимо всего прочего, Александр весьма успешно воевал с чудью и Литвой. От Орды он получил ярлык на Великое княжение и стал для всего русского народа великим заступником, так как четырежды ездил в Золотую Орду с богатыми дарами и поклонами. был впоследствии причислен к лику святых.

Ярослав Третий (1264 - 1272)

После того, как Александр Невский скончался, за титул Великого князя начали бороться два его брата: Василий и Ярослав, но хан Золотой Орды принял решение отдать ярлык на княжение Ярославу. Тем не менее, Ярославу не удалось поладить с новгородцами, он предательски призывал на собственный народ даже татар. Примирил князя Ярослава Третьего с народом митрополит, после чего князь вновь присягнул на кресте править честно и справедливо.

Василий Первый (1272 - 1276)

Василий Первый был костромским князем, однако претендовал на престол Новгорода, где княжил сын Александра Невского - Дмитрий. И в скором времени Василий Первый достиг своей цели, чем укрепил свое княжество, до этого ослабленное разделением на уделы.

Дмитрий Первый (1276 - 1294)

Все правление Дмитрия Первого протекало в сплошной борьбе за права великокняжения с братом его Андреем Александровичем. Андрея Александровича поддерживали татарские полки, от которых Дмитрию удавалось спасаться трижды. После третьего своего побега Дмитрий все же решился попросить Андрея о мире и, таким образом, получил право на Переславское княжение.

Андрей Второй (1294 - 1304)

Андрей Второй вел политику расширения своего княжества путем вооруженного захвата других княжеств. В частности, он претендовал на княжество в Переславле, отчего возникли междоусобицы с Тверью и Москвой, которые даже после смерти Андрея Второго не были прекращены.

Михаил Святой (1304 - 1319)

Тверской князь Михаил Ярославович, заплатив большую дань хану, получил от Орды ярлык на великокняжение, обойдя при этом Московского князя Юрия Даниловича. Но затем, пока Михаил вел войну с Новгородом, Юрий, сговорившись с послом Орды Кавгадыем, оклеветали Михаила перед ханом. В результате чего, хан вызвал Михаила в Орду, где он был жестоко убит.

Юрий Третий (1320 - 1326)

Юрий Третий, женился на дочери хана Кончаке, которая в православии взяла имя Агафья. Именно в ее преждевременной смерти коварно обвинил Юрий Михаила Ярославовича Тверского, за что того и постигла несправедливая и жестокая смерть от рук Ордынского хана. Так Юрий получил ярлык на княжение, но на престол также претендовал и сын убитого Михаила - Дмитрий. В результате, Дмитрий при первой же встрече убил Юрия, отомстив за смерть отца.

Дмитрий Второй (1326)

За убийство Юрия Третьего, был приговорен к смерти Ордынским ханом за самоуправство.

Александр Тверской (1326 - 1338)

Родной брат Дмитрия Второго - Александр - получил от хана ярлык на престол Великняжеский. Князь Александр Тверской отличался справедливостью и добротой, но он буквально погубил себя, позволив тверичам убить Щелкана, ненавидимого всеми ханского посла. Хан выслал против Александра 50-тысячное войско. Князь вынужден был спасаться бегством сначала во Псков, а затем в Литву. Только через 10 лет Александр получил прощение хана и смог вернуться, но, при этом, он не поладил с князем Московским - Иваном Калитой - после чего Калита оклеветал Александра Тверского перед ханом. Хан срочно вызвал А. Тверского к себе в Орду, где его и казнил.

Иоанн Первый Калита (1320 - 1341)

Иоанн Данилович, прозванный за скупость «Калитою» (Калита - кошелек) был весьма осторожен и хитер. При поддержке татар он опустошил Тверское княжество. Именно он взял на себя ответственность принимать дань для татар со всей Руси, что способствовало и его личному обогащению. На эти деньги Иоанн скупал целые города у удельных князей. Стараниями Калиты также митрополия была перенесена из Владимира в Москву в 1326 году. Заложил в Москве Успенский собор. Со времен Иоанна Калиты Москва становится местом постоянного пребывания митрополита всея Руси и становится российским центром.

Симеон Гордый (1341 - 1353)

Хан отдал Симеону Иоанновичу не только ярлык на Великокняжение, а и повелел всем остальным князьям подчиняться только ему, так Симеон стал величаться князем всея Руси. Умер князь, не оставив наследника от моровой язвы.

Иоанн Второй (1353 - 1359)

Брат Симеона Гордого. Обладал кротким и миролюбивым нравом, он во всех делах слушался советов митрополита Алексея, а митрополит Алексей, в свою очередь, пользовался большим уважением в Орде. Во время правления этого князя отношения между татарами и Москвой значительно улучшились.

Дмитрий Третий Донской (1363 - 1389)

После смерти Иоанна Второго, сын его Дмитрий был еще мал, потому ярлык на великокняжение хан отдал суздальскому князю Дмитрию Константиновичу (1359 - 1363). Однако, московским боярам была выгодна политика усиления московского князя, и им удалось добиться великокняжения для Дмитрия Иоанновича. Суздальский князь вынужден был покориться и вместе с остальными князьями северо-восточной Руси присягнул Дмитрию Иоанновичу. Изменилось также и отношение Руси с татарами. Из-за междоусобиц в самой орде, Дмитрий и остальные князья воспользовались возможностью не платить привычный уже оброк. Тогда хан Мамай вступил в союз с литовским князем Ягеллом и двинулся большой ратью на Русь. Дмитрий с другими князями встретили войско Мамая на Куликовом поле, (рядом с р. Дон) и ценой огромных потерь восьмого сентября 1380 года Русь одержала победу над войском Мамая и Ягелла. За эту победу и прозвали Дмитрия Иоанновича Донским. Он до конца жизни заботился об усилении Москвы.

Василий Первый (1389 - 1425)

Василий вступил на княжеский престол, уже имея опыт правления, так как еще при жизни отца разделял с ним княжение. Расширял Московское княжество. Отказывался платить дань татарам. В 1395 г. хан Тимур грозил Руси вторжением, но напал на Москву не он, а Едигей, татарский мурза (1408). Но он снял осаду с Москвы, получив откуп в размере 3000 рублей. При Василии Первом границей с литовским княжеством была назначена река Угра.

Василий Второй (Темный) (1425 - 1462)

Юрий Дмитриевич Галицкий решил воспользоваться несовершеннолетием князя Василия и заявил свои права на великокняжеский престол, но хан решил спор в пользу малолетнего Василия Второго, чему изрядно способствовал московский боярин Василий Всеволожский, надеясь в будущем выдать свою дочь за Василия, но этим ожиданиям не суждено было сбыться. Тогда он уехал из Москвы и оказал содействие Юрию Дмитриевичу, и вскоре тот овладел престолом, на котором и умер в 1434 году. Его сын Василий Косой стал претендовать на престол, но все князья Руси восстали против этого. Василий Второй пленил Василия Косого и ослепил. Тогда брат Василия Косого Дмитрий Шемяка пленил Василия Второго и также ослепил его, после чего занял престол Москвы. Но вскоре его вынудили отдать престол Василию Второму. При Василии Втором все митрополиты на Руси стали набираться из русских, а не из греков, как ранее. Причиной тому стало принятие флорентийской унии в 1439 г. митрополитом Исидором, который был из греков. За это Василий Второй отдал приказ взять митрополита Исидора под стражу и вместо него назначил рязанского епископа Иоанна.

Иоанн Третий (1462 -1505)

При нем начало свое формирование ядро государственного аппарата и, как следствие - государства Руси. Он присоединил к Московскому княжеству Ярославль, Пермь, Вятку, Тверь, Новгород. В 1480-ом году он сверг татаро-монгольское иго (Стояние на Угре). В 1497-ом году был составлен «Судебник». Иоанн Третий развернул в Москве большое строительство, укрепил международное положение Руси. Именно при нем зародился титул «Князь всея Руси».

Василий Третий (1505 - 1533)

«Последний собиратель русских земель» Василий Третий был сыном Иоанна Третьего и Софьи Палеолог. Отличался весьма неприступным и гордым нравом. Присоединив Псков, уничтожил удельную систему. С Литвой воевал дважды по совету Михаила Глинского, литовского вельможи, которого держал у себя на службе. В 1514-ом отобрал, наконец, Смоленск у литовцев. Воевал с Крымом и Казанью. В итоге ему удалось-таки наказать Казань. Он отозвал из города всю торговлю, повелев отныне торговать на Макарьевской ярмарке, которую затем перенесли в Нижний Новгород. Василий Третий, пожелав жениться на Елене Глинской, развелся со своей женой Соломонией, чем еще больше настроил бояр против себя. От брака с Еленой у Василия Третьего родился сын Иоанн.

Елена Глинская (1533 - 1538)

Была назначена на правление самим Василием Третьим до совершеннолетия их сына Иоанна. Елена Глинская, едва вступив на престол, очень сурово расправилась со всеми мятежными и недовольными боярами, после чего заключила мир с Литвой. Затем она решила дать отпор крымским татарам, что дерзко нападали на русские земли, однако, этим ее планам не дано было осуществиться, так как Елена скоропостижно скончалась.

Иоанн Четвертый (Грозный) (1538 - 1584)

Иоанн Четвертый, князь Всея Руси стал в 1547-ом первым русским царем. С конца сороковых годов правил страной при участии Избранной Рады. Во время его правления начался созыв всех Земских соборов. В 1550-ом был составлен новый Судебник, а также произведены реформы суда и управления (Земская и Губная реформы). покорил в 1552-ом году Казанское ханство, а в 1556-ом - Астраханское. В 1565 для укрепления самодержавия была введена опричнина. При Иоанне Четвертом были налажены торговые связи с Англией в 1553 году, а также открылась первая в Москве типография. С 1558 по 1583 продолжалась Ливонская война за выход к Балтийскому морю. В 1581-ом году началось присоединение Сибири. Вся внутренняя политика страны при царе Иоанне сопровождалась опалами и казнями, за что его в народе и прозвали Грозным. Значительно усилилось закрепощение крестьян.

Федор Иоаннович (1584 - 1598)

Был вторым сыном Иоанна Четвертого. Был весьма болезненным и слабым, не отличался остротой ума. Именно поэтому очень быстро фактическое управление государством перешло в руки боярина Бориса Годунова, шурина царя. Борис Годунов, окружив себя исключительно преданными людьми, стал полновластным правителем. Он строил города, укреплял отношения со странами Западной Европы, построил на Белом море Архангельскую гавань. По приказу и наущению Годунова было утверждено всероссийское самостоятельное патриаршество, а крестьяне окончательно были прикреплены к земле. Именно он в 1591 году приказал убить царевича Дмитрия, который приходился бездетному царю Федору братом, и был его прямым наследником. Спустя 6 лет после этого убийства скончался и сам царь Федор.

Борис Годунов (1598 - 1605)

Сестра Бориса Годунова и супруга покойного царя Федора отреклась от престола. Патриарх Иов рекомендовал сторонникам Годунова собрать Земский собор, на котором царем и избрали Бориса. Годунов, став царем, опасался заговоров со стороны бояр и, вообще, отличался излишней подозрительностью, что закономерно вызвало опалы и ссылки. При этом, боярина Федора Никитича Романова вынудили принять постриг, и он стал иноком Филаретом, а его малолетнего сына Михаила отправили в ссылку на Белоозеро. Но не только бояре озлобились на Бориса Годунова. Трехлетний неурожай и последовавший за ним мор, обрушившийся на Московское царство, заставляли народ усматривать в этом вину царя Б. Годунова. Царь старался, как мог, облегчить участь голодающим. Он увеличил заработки людям, занятым на государственных постройках (например, во время строительства колокольни Ивана Великого), щедро раздавал милостынь, но люди все равно роптали и охотно верили слухам о том, что законный царь Дмитрий вовсе не был убит и скоро займет трон. В разгар приготовлений к борьбе с Лжедмитрием, Борис Годунов внезапно скончался, при этом успев завещать трон своему сыну Федору.

Лжедмитрий (1605 - 1606)

Беглый монах Григорий Отрепьев, которого поддерживали поляки, объявил себя царем Дмитрием, которому чудом удалось спастись от душегубов в Угличе. Он вступил в Россию с несколькими тысячами человек. Ему навстречу выступило войско, но и оно перешло на сторону Лжедмитрия, признав в нем законного царя, после чего Федор Годунов был убит. Лжедмитрий был человеком весьма добродушным, но с острым умом, он с усердием занимался всеми государственными делами, но вызвал неудовольствие духовенства и бояр, от того, что, на их взгляд, недостаточно чтил старые русские обычаи, а многими, так и вовсе пренебрегал. Вместе с Василием Шуйским бояре вступили в заговор против Лжедмитрия, распустили слух о том, что он есть самозванец, а после, ничтоже сумняшеся, убили ненастоящего царя.

Василий Шуйский (1606 - 1610)

Бояре и горожане избрали старого и неискусного Шуйского в цари, при этом, ограничив его власть. В России вновь возникли слухи о спасении Лжедмитрия, в связи с чем начались в государстве новые смуты, усиленные мятежом холопа по имени Иван Болотников и появлением Лжедмитрия Второго в Тушине («тушинский вор»). Польша пошла войной на Москву и разбила русские войска. После этого царя Василия насильно постригли в монахи, и в Россию пришло смутное время междуцарствия, длящееся три года.

Михаил Федорович (1613 - 1645)

Грамоты Троицкой лавры, разосланные по всей России и призывавшие к защите православной веры и отечества, сделали свое дело: князь Дмитрий Пожарский при участии земского старосты нижегородского Козьмы Минина (Сухорокого) собрали большое ополчение и двинулись на Москву, дабы очистить столицу от мятежников и поляков, что и было проделано после мучительных усилий. 21 февраля 1613-го года собралась Великая земская дума, на которой был избран царем Михаил Федорович Романов, который, после долгих отнекиваний, все - таки вступил на престол, где первым делом взялся усмирять и внешних, и внутренних врагов.

Он заключил, так называемый, столбовой договор с Шведским королевством, в 1618-ом подписал с Польшей Деулинский договор, согласно которому в Россию после долгого плена был возвращен Филарет, приходившийся родителем царю. По возвращении, его немедля возвели в сан патриарха. Патриарх Филарет был советником сыну и надежным соправителем. Благодаря им, уже к концу царствования Михаила Федоровича, Россия начала вступать в дружественные отношения с различными западными государствами, практически оправившись от ужаса смутного времени.

Алексей Михайлович (Тишайший) (1645 - 1676)

Царь Алексей считается одним из лучших людей древней России. Он обладал кротким, смиренным нравом, был весьма благочестив. Совершенно не мог выносить ссор, и если они случались, очень страдал и всячески старался примириться с недругом. В первые годы правления его ближайшим советником был его дядька, боярин Морозов. В пятидесятых годах его советником стал патриарх Никон, вздумавший объединить Русь со всем остальным православным миром и повелевший всем отныне креститься на греческий манер - троеперстием, что произвело раскол среди православных на Руси. (Самые знаменитые раскольники - старообрядцы, не желающие отходить от истинной веры и креститься «кукишем», как велел патриарх - боярыня Морозова и протопоп Аввакум).

Во время царствования Алексея Михайловича то и дело в разных городах вспыхивали бунты, которые удавалось подавить, а также решение Малороссии добровольно присоединиться к Московскому государству спровоцировало две войны с Польшей. Но государство выстояло, благодаря единству и сосредоточенности власти. После смерти первой жены, Марии Милославской, в браке с которой у царя родилось два сына (Федор и Иоанн) и множество дочерей, он женился вторично на девице Наталье Нарышкиной, которая родила ему сына Петра.

Федор Алексеевич (1676 - 1682)

Во время правления этого царя был решен окончательно вопрос Малороссии: западная ее часть отошла Турции, а Восток и Запорожье - Москве. Из ссылки возвратили патриарха Никона. А также упразднили местничество - древний боярский обычай учитывать службу предков при занятии государственных и военных должностей. Скончался царь Федор, не оставив наследника.

Иван Алексеевич (1682 - 1689)

Иван Алексеевич вместе с братом Петром Алексеевичем был избран царем благодаря стрелецкому бунту. Но никакого участия в государственных делах, страдающий слабоумием царевич Алексей, не принимал. Он скончался в 1689-ом году во время правления царевны Софьи.

Софья (1682 - 1689)

Софья осталась в истории, как правительница чрезвычайного ума и обладала всеми необходимыми качествами настоящей царицы. Ей удалось успокоить волнения раскольников, обуздать стрельцов, заключить «вечный мир» с Польшей, очень выгодный для России, а также Нерчинский договор с далеким Китаем. Царевна предпринимала походы против крымских татар, но пала жертвой собственного властолюбия. Царевич Петр, однако, разгадав ее планы, заточил сводную сестру в Новодевичий монастырь, где Софья и скончалась в 1704-ом году.

Петр Первый (Великий) (1682 - 1725)

Величайший царь, а с 1721-го первый российский император, государственный, культурный и военный деятель. Произвел в стране революционные реформы: были созданы коллегии, Сенат, органы политического сыска и государственного контроля. Произвел деления в России на губернии, а также подчинил церковь государству. Построил новую столицу - Санкт - Петербург. Основной мечтой Петра была ликвидация отсталости России в развитии по сравнению с европейскими странами. Воспользовавшись западным опытом, неустанно создавал мануфактуры, заводы, верфи.

Для облегчения торговли и за выход в Балтийское море выиграл у Швеции Северную войну, длящуюся 21 год, «прорубив» тем самым «окно в Европу». Построил для России огромный флот. Благодаря его стараниям в России была открыта Академия Наук и принята гражданская азбука. Все реформы проводились жесточайшими методами и вызвали в стране множественные восстания (Стрелецкое в 1698, Астраханское с 1705 по 1706, Булавинское с 1707 по 1709), которые, впрочем, так же беспощадно и подавлялись.

Екатерина Первая (1725 - 1727)

Петр Первый умер, не оставив завещания. Так, престол перешел к его жене Екатерине. Екатерина прославилась тем, что снарядила Беринга в кругосветное путешествие, а также учредила Верховный тайный совет по наущению друга и соратника ее покойного супруга Петра Великого - князя Меньшикова. Таким образом, Меньшиков сосредоточил в своих руках фактически всю государственную власть. Он уговорил Екатерину наследником престола назначить сына царевича Алексея Петровича, которому еще его отец, Петр Первый, вынес смертный приговор за испытываемое отвращение к реформам - Петра Алексеевича, а также дать согласие на его брак с дочерью Меньшикова Марией. До совершеннолетия Петра Алексеевича правителем России был назначен князь Меньшиков.

Петр Второй (1727 - 1730)

Петр Второй правил недолго. Едва избавившись от властного Меньшикова тут же угодил под влияние Долгоруких, которые, всячески отвлекая императорами забавами от государственных дел, фактически правили страной. Они пожелали женить императора на княжне Е. А. Долгорукой, но Петр Алексеевич внезапно скончался от оспы и свадьба не состоялась.

Анна Иоанновна (1730 - 1740)

Верховным тайным советом было принято решение несколько ограничить самодержавие, потому в качестве императрицы они выбрали Анну Иоанновну, вдовствующую герцогиню Курляндскую, дочь Иоанна Алексеевича. Но она короновалась на российском престоле самодержавной императрицей и, первым делом, вступив в права, уничтожила Верховный тайный совет. Она заменила его Кабинетом и вместо русских вельмож раздала должности немцам Остерну и Миниху, а также курляндцу Бирону. Жестокое и несправедливое правление было впоследствии названо «биронщиной».

Вмешательство России во внутренние дела Польши в 1733 году обошлись стране дорого: завоеванные Петром Первым земли пришлось вернуть Персии. Перед смертью императрица назначила своим наследником сына своей племянницы Анны Леопольдовны, а регентом при младенце определила Бирона. Однако, Бирона свергли в скором времени, и императрицей стала Анна Леопольдовна, чье правление нельзя назвать долгим и славным. Гвардейцы устроили переворот и провозгласили императрицей Елизавету Петровну, дочь Петра Великого.

Елизавета Петровна (1741 - 1761)

Елизавета уничтожила Кабинет, учрежденный Анной Иоанновной, и вернула Сенат. Издала указ об отмене смертной казни в 1744 году. Учредила в 1954-ом году первые в России заемные банки, что стало большим благом для купцов и дворян. По просьбе Ломоносова открыла в Москве первый университет и в 1756 - открыла первый театр. Во время ее правления Россия вела две войны: со Швецией и, так называемую «семилетнюю», в которой принимали участие Пруссия, Австрия и Франция. Благодаря заключенному миру с Швецией, России отошла часть Финляндии. «Семилетней» войне положила конец кончина императрицы Елизаветы.

Петр Третий (1761 - 1762)

Был абсолютно неприспособлен к управлению государством, но нрава был благодушного. Но этот юный император сумел настроить против себя абсолютно все слои русского общества, так как он, в ущерб русским интересам, проявлял тягу ко всему немецкому. Петр Третий, мало того, что в отношении прусского императора Фридриха Второго совершил массу уступок, так еще и армию реформировал по тому же, дорогому его сердцу, прусскому образцу. Издал указы об уничтожении тайной канцелярии и вольном дворянстве, которые, впрочем, не отличались определенностью. В результате переворота из-за своего отношения к императрице, быстро подписал отречение от престола и вскоре скончался.

Екатерина Вторая (1762 - 1796)

Время ее правление было одним из величайших после царствования Петра Первого. Императрица Екатерина правила жестко, подавила крестьянское восстание Пугачева, выиграла две Турецкие войны, результатом которых было признание независимости Крыма Турцией, а также России отошел берег Азовского моря. У России появился Черноморский флот, а в Новороссии началось активное строительство городов. Екатерина Вторая учредила коллегии просвещения и медицины. Открылись кадетские корпуса, а для обучения девиц - Смольный институт. Екатерина Вторая, сама обладая литературными способностями, покровительствовала литературе.

Павел Первый (1796 - 1801)

Не поддерживал преобразований, которые затеяла его мать, императрица Екатерина, в государственной системе. Из достижений его правления следует отметить очень значительное облегчение жизни крепостных крестьян (была введена всего лишь трехдневная барщина), открытие в Дерпте университета, а также появление новых женских институтов.

Александр Первый (Благословенный) (1801 - 1825)

Внук Екатерины Второй, вступая на престол, поклялся управлять страной «по закону и сердцу» своей венценосной бабушки, которая, собственно, и занималась его воспитанием. В самом начале он предпринял целый ряд различных освободительных мер, направленных на разные слои общества, что вызвало несомненное уважение и любовь людей. Но внешние политические проблемы отвлекли Александра от внутренних реформ. Россия а союзе с Австрией была вынуждена бороться против Наполеона, войска русских были разбиты при Аустерлице.

Наполеон вынудил Россию отказаться от торговли с Англией. В итоге в 1812 году Наполеон все-таки, нарушив договор с Россией, пошел войной на страну. И в том же, 1812-ом году российские войска разгромили армию Наполеона. Александр Первый учредил государственный совет в 1800 году, министерства и кабинет министров. В Петербурге, Казани и Харькове открыл университеты, а также множество институтов и гимназий, Царскосельский лицей. Значительно облегчил жизнь крестьян.

Николай Первый (1825 - 1855)

Продолжил политику улучшения крестьянской жизни. Основал в Киеве институт Святого Владимира. Издал 45-томный полный сборник законов Российской империи. При Николае Первом в 1839-ом году произошло воссоединение униатов с православием. Это воссоединение было следствием подавления восстания в Польше и полное уничтожение польской конституции. Велась война с турками, которые угнетали Грецию, в результате победы России, Греция получила независимость. После разрыва отношений с Турцией, на сторону которой встали Англия, Сардиния и Франция, России пришлось включиться в новую борьбу.

Император внезапно умер во время обороны Севастополя. Во время правления Николая Первого были построены Николаевская и Царскосельская железные дороги, жили и творили великие русские писатели и поэты: Лермонтов, Пушкин, Крылов, Грибоедов, Белинский, Жуковский, Гоголь, Карамзин.

Александр Второй (Освободитель) (1855 - 1881)

Турецкую войну пришлось заканчивать уже Александру Второму. Парижский мир был заключен на очень невыгодных для России условиях. В 1858 году, согласно договору с Китаем, Россия приобрела себе Приамурскй край, а позже - Усурийск. В 1864-ом году Кавказ окончательно вошел в состав России. Самым важнейшим государственным преобразованием Александра Второго было решение освободить крестьян. Погиб от руки убийцы в 1881-ом году.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!