Тетрадь на печатной основе по. Тетрадь на печатной основе по русскому языку начальные классы

Е.В. Макулина, студентка ФФ БГПУ

Важнейшими из задач, которые должен решать учитель, являются задачи обеспечения прочного усвоения учащимися основ наук, развития их творческих и познавательных способностей, обеспечения связи обучения с жизнью, трудового, нравственного и эстетического воспитания. Для успешного решения этих задач педагог применяет различные средства обучения. В помощь учителю мы решили разработать средство обучения, которое позволяет решать целый комплекс педагогических задач.

Таким средством обучения является тетрадь на печатной основе. Созданием тетрадей на печатной основе занимались многие авторы, в том числе А.Н. Мансуров, С.А. Чандаева, А.А. Шаповалов, группы авторов Московского государственного педагогического института и Благовещенского государственного педагогического института, И.Н. Верещагина и В.И. Сиротин и др.

Тетради разработаны по физике, географии, английскому языку, экологии, математике и другим учебным предметам. На нашем факультете разработкой подобных тетрадей по некоторым темам курса физики занимались студенты А.Э. Баун, Е.А. Волкова, П.Г. Стародубов, И.Н. Гончарова, А.С. Гладких, И.А. Зайцева.

Характерной чертой многих тетрадей является то, что учащиеся, заполняя специально предусмотренные для этого места, должны отвечать на вопросы, записывать отдельные слова или фразы, выполнять рисунки, чертежи, решать задачи. Эта особенность была учтена при составлении нашей тетради, которая получила название "Тетрадь физических открытий".

Данное средство обучения разработано нами на материале темы "Давление твердых тел, жидкостей и газов." В соответствии с действующим учебником физики седьмого класса А.В. Перышкина и Н.А. Родиной в него вошли следующие задания:

Фронтальные опыты с письменными инструкциями, что обеспечивает индивидуальный темп их выполнения;

Вопросы, ответы на которые учащиеся фиксируют в тетради на свободных строках;

Выводы после проведения опыта, для которых отведено специальное место;

Домашние задания, включающие в себя:

1) домашние опыты в сопровождении письменной инструкции;

2) задание по соответствующему параграфу учебника;

3) "общий вывод" который ученик должен записать, сопоставив знания, полученные им на уроке при проведении фронтальных опытов, при выполнении домашнего опыта, и информацию из текста учебника;

4) задание, устанавливающее связь между значениями, полученными на уроке, и жизнью.

Одно из заданий, например, звучит так: "Вспомните, где вы наблюдали похожие явления. Нарисуйте и напишите об этом." Для записи ответов и рисунков предусмотрено свободное место.

Все перечисленные выше задания ученик выполняет в тетради и фиксирует в ней результаты. Работа по этим заданиям предусмотрена практически на каждом уроке. К заданиям, указанным в тетради, составлен примерный вариант их выполнения, что упрощает контроль.

Фронтальные опыты подобраны таким образом, что при работе учащиеся используют простое оборудование, имеющееся в каждой школе. Некоторые элементы легко изготовить самим.

Для проведения домашних опытов не нужно специального оборудования. Как правило, необходимые предметы и материалы имеются в доме у каждого школьника.

Особенностью тетради физических открытий является то, что все задания подобраны таким образом, чтобы максимально активизировать процесс обучения. По мере заполнения тетради учащиеся не только овладевают умениями и навыками, приобретают новые знания, но и развивают логическое мышление, преодолевают формализм знаний. Немаловажной является и роль данного средства обучения в воспитании у учащихся настойчивости, целеустремленности, эстетических вкусов и отношения к труду.

Сложно в рамках студенческой работы, исследовать степень влияния тетради физических открытий на все вышеперечисленные аспекты процесса обучения и воспитания. Выпускница нашего факультета И. Зайцева уже занималась исследованиями тетради как средства, направленного на преодоление формализма знаний у учащихся, А. Баун рассматривал вопрос формирования умений и навыков, а мы решили исследовать, как использование данного средства обучения скажется на развитии умения делать выводы и заключения, выделять главное.

Разработанное нами средство обучения создано в помощь учителю физики. Акцентируя свое внимание на тех или иных аспектах процесса обучения, учитель может корректировать или изменять задания, обращать особое внимание на формулировку выводов или эстетичность рисунков, направляя процесс овладения знаниями, умениями и навыками в нужное русло.

Тема «Килограмм».

Цели:

знакомить с новой величиной – массой и единицей ее измерения – килограммом; развивать умение решать задачи и примеры изученных видов, прививать интерес к математике.

Планируемые результаты:

учащиеся научатся взвешивать предметы с точностью до килограмма; сравнивать предметы по массе; упорядочивать предметы, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) массы; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи на определение массы предметов на основе задач изученных видов; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Оборудование:

учебник, тетрадь на печатной основе, мультимедиапроектор, интерактивная доска, 2 одинаковые коробки, весы, предметы для взвешивания (коробка сахара 1 кг, пачка соли 1 кг, гири, таблицы с новыми словами (масса, весы, килограмм), изображение Незнайки.

Этапы урока.

Организационный момент.

Начинаем мы опять

Решать, отгадывать, смекать!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

Коммуникативные

Устный счет.

Ребята, сегодня к нам в класс пришел новый ученик. Догадайтесь, как его зовут.

Он, конечно, самый главный

Озорник – шалун забавный.

Он в огромной синей шляпе

Неумеха и растяпа.

Хвастунишка и зазнайка,

А зовут его …(Незнайка). (Появляется изображение Незнайки).

Из какой книги к нам пришел Незнайка? Кто ее автор? Читали ли вы книги про Незнайку и его друзей?

С Незнайкой произошла одна удивительная история. Он ее записал и просит помочь в ней разобраться. (индивидуальная работа; 2 ученика решают самостоятельно задачу).

Незнайка спешил к нам на урок, но случилась беда. Он упал, из его портфеля выпали все карточки с цифрами. С помощью карточек с цифрами покажите, какие числа отсутствуют (1, 2, 3, 5, 6, 9, 10)

Незнайка просит помощи. Он просит проверить, правильно ли решил примеры.

6 +2 = 8 7 – 5 = 3 4 + 5 = 9 2 + 7 = 10



10 – 5 = 4 8 – 6 = 2 9 – 3 = 6 3 + 5 = 8

Расскажите, как вы помогли Незнайке с его проблемой. Что вы узнали из задачи? Что нужно найти? Как вы это сделаете?

Вы согласны с решением?(вопрос всему классу)

Самоопределение к деятельности.

Знакомство с массой.

Незнайке его друзья прислали две посылки.

Каких друзей Незнайки вы знаете? Прочитайте книги и познакомьтесь с его товарищами.

Рассмотрите внимательно эти две коробки и сравните их. Что можно сказать?

?! – Но я все-таки уверяю вас, что эти коробки разные. В чем же их отличия? (Затруднение??? или предположение???)

Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предметы в руки.

Что теперь можете сказать?

Легче –тяжелее мы говорим тогда, когда имеем в виду свойство , как же его назвать? Масса! (На доске закрепляется слово «масса» )

Посмотрите на это слово. Что интересного заметили в написании? Давайте прочитаем его по слогам. Прочитаем с ускорением.

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

Назовите всем тему нашего урока.

Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? Выскажите свои предположения.

Ответы детей:

Цвет, форма, размер: одинаковые

Одна – легче, другая – тяжелее

Определяют тему урока: КИЛОГРАММ

Физкультминутка.

Работа по теме урока.

Практическая работа.

Знакомство с весами.

1) - Ребята, возьмите в одну руку учебник , а в другую тетрадь . Что легче, а что тяжелее?(Учебник тяжелее тетради, тетрадь легче учебника.)

2) - Теперь возьмите в одну руку учебник , а в другую – ручку . Что легче, а что тяжелее?(Учебник тяжелее ручки, а ручка легче учебника).

- Ребята, а кто догадался, что мы сейчас сравниваем? (Массы предметов).

- Да, правильно, мы сравнивали массы предметов.

И поэтому правильно будет говорить, что масса учебника больше массы тетради, а масса тетради…(меньше массы учебника)

Если масса ручки меньше массы учебника, то…(масса учебника больше массы ручки).

3) - А теперь возьмите в каждую руку по учебнику и сравните их массы. Что можно сказать о массах учебников?

- Ребята, а каким прибором измеряют массу предметов? (Весами).

Правильно, массу предметов измеряют весами.

(На доску вывешивается слово «весы» )

Давайте прочитаем это слово по слогам. Прочитаем с ускорением.

Весы бывают разные: ….. (рассматривание слайдов).

Где в жизни вы встречали весы?

Люди каких профессий используют в своей деятельности весы?

У кого родители используют весы? Для чего?

Знакомство с единицей массы – килограммом.

Ребята, Незнайку угостили яблоком и он решил узнать его массу.

На одну чашу весов Незнайка положил яблоко, а на другую – 5 клубничек. Чаши весов находятся на одном уровне, в равновесии. Что это значит? (массы одинаковые)

Запишем: 1 яб. = 5 кл.

Теперь Незнайка на одну чашу весов положил яблоко, а на другую – 2 шоколадки. Чаши весов находятся на одном уровне, в равновесии. Что это значит? (массы одинаковые)

Запишем: 1 яб. = 2 ш.

Так как взвешивали одно и тоже яблоко, можно записать: 5 кл.=2 ш.

Но мы знаем, что 5 > 2.

Нет ли здесь ошибки?(Нет, мы измеряли разными мерками)

Какой вывод можно сделать? (Нужна одинаковая мерка!)

Задание: Уравновесь весы.

Раньше люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др. Затем у каждого народа появились свои меры массы. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку. И более 200 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали ее – килограмм.

(На доске вывешивается слово «килограмм»)

Давайте прочитаем это слово по слогам. Прочитаем с ускорением. Какие особенности в написании этого слова вы заметили?

Сокращенно это слово записывают « кг».(На доске вывешивается КГ ).

- В коробке сахара 1 кг, в пачке соли 1 кг (дети оценивают массу предметов весом в один килограмм).

- Есть гири массой 1 кг, 2 кг (рассматривание гирей)

Существуют и другие единицы измерения массы: граммы, тонны, центнеры. Но основной является килограмм . Существует эталон (образец) килограмма, он находится в музее.

Задание:

Какие предметы можно взвесить с помощью новой величины

Дети заканчивают предложение.

Масса одного учебника равна массе другого учебника.

Физкультминутка.

Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

№ 1 стр.36 (устно)

  1. – Узнайте, что легче: арбуз или гиря?
  2. – Узнай массу пакета с мукой.
  3. Как можно с помощью гирь в 1кг, 2кг и 5кг взвесить 3кг? 7кг? 4кг?

№3 стр. 37(устно)

10 больше 7

Ответ: на 3 см длина красного отрезка больше длины синего.

Откройте тетради, запишите число и слова «Классная работа».

Записываем № 4 на стр 37 выполняем самостоятельно, порядок действий указываем над знаком (либо над +, либо над -).

№ 5 письменно. Вспомним как называются компоненты сложения, составим примеры и запишем в тетради.

Перечерчиваем с помощью простого карандаша и линейки таблицу и заполняем.

Работа в тетради на печатной основе.

Определите массу тыквы. Прошепчите ваш ответ соседу на ухо. Скажите вслух. У всех такой ответ? Запишите.

Как узнать массу дыни? Запишите.

Запишите ответ.

Поменяйтесь тетрадями с соседом. Проверьте правильность выполненного задания. Укажите на ошибки

Текст просто для быстрого ознакомления с темой в общих чертах (формулы и чертежи могут отображаться не точно). Качественнее отображаются в PDF файле выше):

Чрезвычайно полезны, хотя, к сожалению, и не получили
еще должного распространения в преподавании математики, материалы
с печатной основой, предназначенные для заполнения
учеником пробелов в текстах и чертежах. Тетради с печатной основой
(ТПО)-наиболее ценный из таких материалов.
1. В настоящее время, как и 5-6 лет назад, материалы с
печатной основой все еще являются новым видом учебного оборудования.
Существует необходимость перейти к массовому их
изготовлению. Разумеется, при этом следует критически осмыслить
тот опыт, который уже накоплен.
а) Например, в Латвийской ССР были недавно изданы тетради
по математике. В левой половине каждой страницы ‘этих
тетрадей напечатаны примеры. Правая половина каждой страницы
пустая. Например! (4а+36)3=….
Примеры расположены по одному на строке. Ученик, получив
на уроке такую тетрадь, накладывает на пустую половину
страницы чистый лист бумаги и против заданий пишет свои ответы.
Тем самым становится ненужным бессмысленное переписывание
условий. Ответы оказываются записанными в форме,
удобной для проверки. Одна и та же тетрадь может использоваться
многократно.
Однако это пособие имеет. ограниченное применение: оно
может содержать лишь такие задания, в которых нас интересует
только ответ. Между тем в тетради с печатной основой можно
включать и гораздо более разнообразные задачи.
б) Интересной модификацией материалов с печатной основой
являются перфорированные карточки, разработанные сотрудниками
НИИ педагогических наук Узбекской ССР. При работе
ученик скрепляет карточку с подложенным под нее листом
бумаги и вписывает недостающий текст в «окна». И здесь материалы
могут использоваться многократно, но характер заданий
становится более разнообразным.
Оба эти вида пособий роднит одно важное свойство: ответы
и тексты заданий находятся на разных листах, отозваны другот
друга, и для прочтения требуется их совмещать. Например, это
может оказаться неудобным при анализе в классе результатов
работы. И уж, конечно, работа, выполненная по этим заданиям,
не может быть использована в дальнейшем (скажем, для повторения
материала).

82 . Материалы заданий.

Дополнительным недостатком перфорируемых карточек является
сложность их изготовления: каждая карточка перфорируется
по-своему, с. изменением формы и расположения
«окон».
2. Тетради с печатной основой отличаются от описанных
перфорированных карточек тем, что ученик, работая с ними, вписывает
свои ответы прямо в тетрадь, заполняет оставленные для
этой цели пробелы. Уже одно это делает использование ТПО
предпочтительным перед описанными видами пособий: ТПО
удобна для проверки и может быть использована учеником для
анализа и повторения материала, так как и задания, и ответы
ученика расположены слитно. Кроме того, ТПО может содержать
и принципиально иные задания, требующие изменения отпечатанного
в ней материала. Это задания такого же типа, как
при работе с контурными картами по географии, - задания на
достраивание чертежей, подчеркивание и зачеркивание, надписей,
раскраску и т. д. В описанных выше материалах такие задания
невозможны. Правда, это делает использование ТПО одноразовым,
что удорожает их. Однако эти затраты оправданны,
так как ТПО несравненно богаче по своим дидактическим возможностям
и изданных в Латвии тетрадей, и разработанных в
Узбекистане карточек. Вместе с тем необходимо отметить, что
ТПО просты в производстве и не отличаются в этом смысле от
обычной брошюры.
3. Среди включаемых в тетради с печатной основой задач
существенное место занимают такие, которые «избавляют учащихся
от неоправданного с педагогической точки зрения копирования
условий, чертежей и т. п.,
Именно такими задачами укомплектована тетрадь с печатной
основой, составленная К. С. Муравиным {82}: Вот характерное
задание этой тетради. На координатной сетке изображен
квадрат» Предлагается заштриховать ту область квадрата, в
которой находятся все точки, сумма координат каждой из которых
больше 9.
Здесь все вспомогательные,’ не существенные с точки зрения
данного задания построения сделаны заранее; ученик может, не
отвлекаясь, приступать к его выполнению. Работа с чертежом -
органическая часть решения, причем его копирование в тетрадь
из учебника было бы малоценной для данного случая операцией.
4. С помощью тетрадей с печатной основой могут быть даны
образцы деятельности.
а) В каждом из разработанных нашей лабораторией ком
плексов учебного оборудования тетрадям с печатной основой
принадлежит особо важная роль. В частности, задания, помещенные
в них, помогают учащимся усваивать новые понятия.
Приведем в качестве примера первые два задания тетради
с печатной основой по теме «Прямоугольный параллелепипед и
и его объем».

83 . Материалы заданий.

Задание 1. Заполни пропуски в следующих
предложениях.
Чтобы узнать, является ли тело прямоугольным
параллелепипедом:
1) нужно сосчитать, сколько у него граней.
У прямоугольного парраллелепипеда;_________
граней;
2) нужно посмотреть, являются ли все

Рис. 15 грани тела прямоугольниками. У прямоугольного
параллелепипеда все грани
Задание 2. Определи, является ли это тело прямоугольным
параллелепипедом (рис. 15).
Решение. Сосчитаем, сколько граней у этого тела. У этого
тела граней. У прямоугольного параллелепипеда
__________ граней.
Ответ. Это тело не является _________________ .
Хотелось бы обратить внимание читателя на следующие особенности
приведенных заданий.
В них пропущено сравнительно немного слов: мы стремились
максимально освободить учащегося от непроизводительного
для урока математики труда. Конечно, пропущены не случайные
слова, а такие, которые заставят ученика лишний раз
обратиться к определениям, задуматься над последовательностью
операцйй и т. д.
Задачи представляют образцы и оформления, и рассуждений
и одновременно требуют выполнения строго определенной
деятельности. При этом учащиеся вынуждены работать с определением,
которое в рассматриваемой тетради приводилось здесь
же, перед заданиями. В ходе выполнения этих (и других) заданий
определение запоминалось. Как показал эксперимент, никакого
предварительного заучивания не потребовалось.
Итак, в тетрадь с печатной оснбвой полезно включать разъяснение
того, каким образом и в какой последовательности
должны выполняться операции, в ходе которых усваиваются
знания. Это разъяснение часто содержится в целых циклах заданий.
Например, при изучении темы «Прямоугольный параллелепипед
и его объем» учащиеся должны получить представление
об объеме как о числе, показывающем, сколько единиц объема
содержится в данном теле.
Деятельность, необходимая для усвоения понятия «объем
прямоугольного параллелепипеда», заключается в подсчете единичных
кубов, на которые может быть «разрезано» данное тело.
В ходе этой деятельности должен быть открыт удобный способ
подсчета: формула для вычисления объема прямоугольного параллелепипеда.

84 . Материалы заданий.

В комплексе учебного оборудования по этой теме деятель-
лость по пересчету единичных кубов осуществляется при помощи
разных предметов учебного оборудования, в том числе и при помощи
заданий 32-34 тетради с печатной основой, которые мы
приводим.
Задание 32. Определи объем тела (рис. 16).
Решение. Чтобы узнать объем тела, нужно сосчитать, сколько
в этом теле содержится В этом теле содержится 4
единиц объема. Значит, объем его равен_______________ ______ .
Ответ. Объем тела равен.
Задание 33. У этого куба одно из ребер увеличили в три
раза, а остальные измерения не меняли. Нарисуй получившийся
прямоугольный параллелепипед (рис. 17).

параллелепипеда.
Решение. Чтобы узнать объем прямоугольного параллелепипеда,
нужно подсчитать__________5 Ответ. Объем тела равен ________ ,
Задание 34. У этого куба два измерения увеличили в два
раза, а третье измерение не меняли. Нарисуй получившийся прямоугольный
параллелепипед (рис. 18).
Считая куб единичным, определи объем прямоугольного
параллелепипеда.
Ответ. Объем прямоугольного параллелепипеда равен.
Однако пересчет по одному единичных кубов, из которых
сложено тело, - нерациональный способ определения объема.
Нужны средства’обучения, которые позволили бы разъяснить
идею опосредованного подсчета числа единичных кубов, составляющих
прямоугольный параллелепипед. Эта задача также решается
при помощи различных предметов учебного оборудования,
и в частности заданий 35-37 тетради с печатной основой.
Задание 35. Найти объем этого прямоугольного параллелепипеда
кубических сантиметрах) (рис. 19).
Решение. Объем одного слоя равен куб. см. Всего ело-*
ев ____ . Объем прямоугольного параллелепипеда равен_________
куб. см.
Ответ _________ .

85 . Материалы заданий.

Задание 36. Длина прямоугольника 5 см, ширина 2 см.
Сколько кубиков с ребром в 1 см можно разместить на этом прямоугольнике
в один слой? в четыре слоя? Нарисуй получившиеся
при этом прямоугольные параллелепипеды и определи их
объемы (рис. 20).
Решение. В один слой на прямоугольнике можно разместить
кубиков. В четыре слоя на прямоугольнике можно разместить
_____ кубиков-.
Ответ. Объем прямоугольного параллелепипеда, составленного
из кубиков в четыре слоя, равен_________ куб. см,
Задание 37. Каждое измерение куба уменьшили в три раза
(рис. 21).
1) Нарисуй получившийся куб.
. 2) Разбей нижнее основание на такие квадраты, чтобы на
каждой квадрат можно было положить малый куб.
3) Сколько малых кубов можно уместить на нижнем основании
большого куба?
На нижием основании большого куба можно уместить _____
малых кубов.
4) Сколько малых кубов можно уместить на передней грани
большого куба? —
На передней грани большого куба можно уместить
малых кубов. ■
5) Считая малый куб единичным, определи объем большого
куба.
Ответ. Объем большого куба равен „
Учащимся легко подсчитать число единичных кубов, составляющих
данный прямоугольный параллелепипед, в том случае,
когда он разделен на кубы. Учителю нетрудно объяснить и то, что
объем прямоугольного параллелепипеда получается перемножением
его измерений или умножением площади основания
на высоту. Однако если этим ограничиться и сразу перейти к вы—
числению объемов с помощью формул, причем тренировать учащихся
лишь в перемножении чисел, то они очень скоро забудут
все наши рассуждения: в их сознании подсчет кубов не будет связан
с вычислением объемов по формулам. Но комплекс предусматривает
постепенное «снятие материализации». Например,
некоторое время учащиеся должны определять объем прямо-

86 . Материалы заданий.

угольного параллелепипеда, у которого указаны измерения, рассказывая
и показывая, каким образом подсчитывать единичные
кубы. Даже после того, как учащиеся успешно вычислили несколько
раз объем по формулам, полезно возвратиться (и не один
раз) к подсчету единичных кубов. Для этой цели могут быть использованы,
в частности, задания, аналогичные заданию 40 тетради
с печатной основой.
Задание 40, Измерения прямоугольного параллелепипеда
равны 6, 3 и 2 единицам длины (рис. 22).
1) Определи объем этого прямоугольного параллелепипеда.
Объем прямоугольного ^параллелепипеда ‘равен»
Получившееся число показывает _______________________ _.
2) Начерти единицу объема, с помощью которой измерен
объем данного прямоугольного параллелепипеда.
б) Тетрадь с печатной основой дает возможность отрабатывать
понятия и прививать учащимся навыки решения типовых
задач. Она же может подсказать пути решения нестандартных
задач.-Вот, например, два задания из той же тетради.
Задание 14. Сколько сантиметров проволоки пошло на изготовление
каркаса этого прямоугольного параллелепипеда
(рис. 23)? Реши задачу двумя способами.
Первый способ:
1) На ребра нижнего основания пошло см.
2) На ребра верхнего основания пошло ___ см.
3) На вертикальные ребра пошло см.
,4) Всего на каркас пошло _____ см.
Второй способ: —
1) На три неравных ребра пошло. ____ см.
‘ 2) Всего на каркас пошло см.
Задание 44. Объемпервого куба равен сумме объемов трех
остальных (рис. 24). Чему равно ребро первого куба?
Решение. По таблице кубов (смотри обложку1) находим,
что:
Объем куба с ребром 3 равен
1 На обложке напечатана таблица кубов чисел первой сотни.

87 . Материалы заданий.

Объем куба с реб,ром 4 равен _____ г
Объем куба с ребром 5 равен _____ *
Значит, сумма объемов всех трех кубов {равна 27+’________ +
4- - а это и есть объем первого куба.
По таблице кубов находим, что его ребро ‘равно
Ответ. Ребро первого куба равно
5. Использование материалов с печатной основой приводит
к большой экономии времени ученика и учителя, позволяет учителю
осуществить индивидуальный подход на каждом уроке, вовремя
помочь отстающим ученикам, «догрузить» сильных дополнительными
заданиями.
Приведем задание, которое может быть использовано с указанными
выше целями, из той же ТПО по теме «Объем прямоугольного
параллелепипеда».
Задание 28. По данным таблицы вычисли площадь пола
каждой комнаты, а затем объем каждой комнаты. Подсчитай
общий объем всех трех комнат

Тетрадь с печатной основой успешно используется и тогда,
когда формулировка задачи, связанная, например, с чертежом,
отнимает непропорционально много труда и времени по сравнению
с процессом решения. Вот пример.
Задание 7. Дорисуй изображение куба (рис. 25),

88 . Материалы заданий.

Задание 8. Обведи ребра изображенного
здесь прямоугольного параллелепипеда,
чтобы они оказались окрашенными в!
один цвет (рис. 26).
6. Важной особенностью тетради с печатной
основой является ее ярко выраженная
дидактическая направленность. С хорошо
составленной тетрадью ученик может
работать дома. Нам известны случаи, когда
ученики IV класса совершенно самостоятельно выполнили все
задания тетради «Объем прямоугольного параллелепипеда».
Подбирая правильную последовательность заданий и освобождая
ученика от выписывания части текста решения (предлагая
этот текст в готовом виде), мы тем самым даем ему направление
в решении задачи. Такое руководство необходимо при первоначальном
обучении новым понятиям и операциям.

89 . Материалы заданий.

,

Не первый год в наших школах ломаются копья по поводу использования рабочих тетрадей на печатной основе.

Правомерно ли их приобретение за счет родителей? — самый актуальный вопрос, задаваемый на школьных родительских собраниях в мае, то есть в конце учебного года. Одни папы и мамы готовы потратиться. Они доверяют советам учителей, их профессионализму. Если педагоги говорят приобрести учебные комплекты — значит, купим. Пусть тетради разнообразят и дополняют учебный процесс, делают его более эффективным. Для части родителей тысяча рублей — не та сумма, из-за которой надо спорить, если речь идет о качестве знаний их детей, лишь бы обожаемые чада достойно учились и развивались. Оно и понятно: образованный ребенок — надежда на хорошие дивиденды в будущем.

У других родителей каждая копейка на счету. Они готовы пойти на конфликт: раз среднее образование в нашей стране бесплатное, то не только учебники, но и прилагающиеся к ним рабочие тетради на печатной основе тоже должны быть бесплатными! Никакие доводы школьных педагогов на таких родителей не действовали, они обращались с жалобами в департамент образования мэрии, в прокуратуру, дело доходило до судебных разбирательств. Поскольку бесплатных тетрадей их детям дать никто не поторопился, нервов и здоровья на восстановление справедливости у борцов ушло много.

Как нам пояснили в департаменте образования, рабочие тетради на печатной основе относятся к вспомогательной учебной литературе индивидуального (одноразового) использования и не обязательны для применения в образовательном процессе. Они предназначены для организации самостоятельной деятельности учеников с целью закрепления полученных знаний и отработки универсальных учебных действий. Для организации самостоятельной работы детей учителя могут также предусмотреть и другие дидактические материалы.

Так как рабочие тетради на печатной основе не входят в федеральный перечень учебников, их нельзя заказать на средства, выделяемые из областного бюджета. Рабочие тетради на печатной основе могут покупаться родителями на добровольной основе по решению классного родительского собрания. Администрация и учителя школы не вправе требовать от родителей обязательного приобретения рабочих тетрадей.

Как рассказала мне одна знакомая мама, в конце каждого учебного года в ее квартире накапливается увесистая стопка под названием «Рабочие тетради», которая все лето стыдливо перекладывается из угла в угол, но в итоге все равно перекочевывает к мусорным бакам. Перешел сын-школьник в очередной класс — покупаем новые рабочие тетради.

По ее мнению, рабочие тетради — изумительное изобретение, призванное облегчить труд учителя и сделать учебу для ребенка более интересной. В начальных классах действительно дети работают в этих ярких пособиях с кроссвордами, ребусами, логическими задачками и раскрасками довольно активно. В пятом и шестом классах рабочие тетради заполнены от силы процентов на 40, а по некоторым предметам — и того меньше. Каждое лето мама пытается заставить сына дорешать задания в рабочих тетрадях, чтобы выбросить их со спокойной совестью. Удается не очень.
— Итак, что такое рабочие тетради? — задала вопрос родительница и сама же на него ответила: это тонны бумаги и трудозатрат. Это приличные суммы (от 1500 до 2500 рублей), которые ежегодно тратят на них родители. Это утяжеление и без того неподъемного школьного портфеля. И самое печальное — это неуважение к чужому труду, вложенному в издание.

— А вот издателей жалеть не надо, — высказала мнение моя подруга, у которой дочь-десятиклассница. По ее мнению, выпуск различных книг для чтения, хрестоматий, задачников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературы, облегчающей работу и учителю, и ученику, — это отличный бизнес, приносящий издателям неплохие доходы. Иначе их просто-напросто не печатали бы и не продавали, спрос рождает предложение. Логика этой мамы проста: считаете, что рабочие тетради стоят дорого? Можете не сдавать деньги в общий котел после родительского собрания в классе. Покупайте все сами или распечатывайте из Интернета, а еще можно ксерокопировать тетради у одноклассников.

А что думают по поводу поднятой проблемы сами учителя? По мнению заместителя директора по учебно-воспитательной работе школы № 61 Татьяны Купаевой, рабочие тетради на печатной основе помогают разнообразить учебный процесс, менять вид деятельности. Там напечатаны задания разных уровней — для слабых и сильных учеников, есть база, которая требуется по действующим федеральным государственным общеобразовательным стандартам (ФГОС), хорошие подборки проверочных работ по вариантам. Учитель не пишет задания контрольной работы на доске, они перед каждым учеником лежат на парте. Есть формы работы над ошибками. Это удобно и полезно. Но без этого можно обойтись.

Еще один заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 61 Татьяна Юдина считает, что от каждого учителя зависит, насколько грамотно он повернет работу с рабочей тетрадью. Например, в 1-2-м классах материал учебника маленький, в помощь ему и существуют рабочие тетради на печатной основе. В 4-м классе объем учебника, наоборот, большой, поэтому времени на рабочие тетради не хватает. Тетради правильно разработаны, грамотно составлены. Учителям английского языка трудно отказаться от рабочих тетрадей из-за ограниченности материала в учебниках.

Принуждать к покупке рабочих тетрадей, однако, никто никого не собирается. На следующий учебный год в школе № 61 заказали много учебной литературы, в частности — бесплатных учебников, фонд библиотеки постоянно пополняется. Если родители пожелают добровольно приобрести рабочие тетради — это их дело. Они должны обсудить вопрос на классном собрании и принять общее решение.

Интересно:
С 1 сентября 2015 года первые тысячи российских школьников начнут получать знания через компьютер. Издательство «Просвещение» для будущей апробации подготовило 415 электронных учебников по всем предметам и для всех классов. Электронные учебники можно будет поставить на любое устройство — от настольного компьютера до смартфона. Они будут работать в трех наиболее распространенных операционных системах: Windows, iOS и Android.

При тестировании электронного учебника на разных устройствах был установлен такой стандарт: любая страница или раздел приложения должна открываться максимум за 15 секунд.

Специально для 14 миллионов российских школьников одна из компаний разработала планшетный компьютер стоимостью 8 тысяч рублей. Кто будет снабжать ребят техникой, пока неизвестно.

Ольга Пимантьева, «Площадь Свободы»

________

Урок №1. Корень. Однокоренные слова.
корень
13 SHAP
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Вставь в стихотворение пропущенные слова:
_________ слова - значимая часть.
Над словами _________________
Держит власть.
____________ умело линию родства –
_______________ подбери слова. (Волина)

Упражнение №1
____________________________
___________________________

________________________________
Упражнение № 2

синквейн

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
корень

Растения слова

___________________
____________________
_____________________

Домашнее задание
Упражнение № 1
На каждой строчке найди однокоренные слова. Помни, что однокоренные слова похожи по смыслу и имеют одинаковый корень.
Учить, школьник, ученик.
Свобода, свободный, победить, освободить.
Сила, силач, спортсмен, сильный.
Лень, ленивый, лентяй, бездельник.
Вода, подводник, подводный, моряк.
Подчеркните однокоренные слова, выделите корень.

Упражнение № 2
Игра «Третий лишний»
Найди лишнее слово. Вычеркни его.
Желток, железо, жёлтый.
Часовщик, часть, час.
Циркуль, циркач, цирк.
Печурка, печать, печка.

В однокоренных словах выдели корень.
Упражнение № 3
Подбери к данным словам однокоренные. Напиши их. Выдели корень.
Холод, холодить, _____________________________________________
Свет, светить, _________________________________________________
Кипяток, кипятить, ____________________________________________
Ель, _________________________________________________________
Берёза, _______________________________________________________

Урок № 2 Сложные слова
Упражнение № 1
Выдели в сложных словах корни (дугой) и соединительную гласную Е или О между корнями (кружочком).

Паровоз, полотёр, самолёт, вертолёт, ледокол, пылесос, сталевар, сенокос, мышеловка, бурелом, сухостой, книголюбы, пчеловоды.

Упражнение № 2
Найди в тексте сложные слова, укажи из каких корней они образованы.

На Волге начался ледоход. Вчера был снегопад. Пчеловод показал нам пасеку. Уже начался сенокос. Красив осенний листопад. Лесорубы
вернулись домой. Издалека слышен шум водопада. Рыболов проверил удочки. Пешеход прошёл пять километров.

Упражнение № 3
Укажи в тексте сложные слова.

Семеро в отделе - Пустотёс
все при деле! заострял вопрос,
Пустовед пустомол
поправлял берет. наполнял котёл,
Пустодел пустовар
горделиво глядел. нагонял жар.
Пустолей Пустосчёт
Призывал: «Быстрей!» вёл всему учёт
К небу дым густой,
а котёл пустой! В. Иванов
Каким одним словом можно заменить все сложные слова?
Упражнение №4
Составь и запиши сложные слова с корнем лес. С одним из слов составьте предложение.
Лесовоз, лесопарк, лесосплав, лесоруб,________________________________

Упражнение №5
Спиши. Вставь пропущенные буквы. Выдели корни и соединительные гласные (кружком)
Мухед, дымход, лессплав, водвоз, землделие, полкводец, чужстранец, пешход, птицлов, овцбык.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

синквейн
Синквейн «5 строк» - стихотворная форма, состоящая из 5 строк.
______________
____________________________________
______________________________________
_______________________________________
__________________

Домашнее задание
Упражнение № 1
Составь и запиши сложные слова. Выдели корень, подчеркни соединительные гласные.
Носит оружие, мух ловит, овец разводит, звёзды падают, землю копает, волны режет, кашу варит.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение № 2
Отгадай загадки, напиши отгадки.
1. Наведёт стеклянный глаз, щёлкнет раз и помнит вас. ________________
2. Чудо-дворник перед вами,
С загребущими руками.
За одну минуту сгрёб,
Преогромнейший сугроб. _____________________________
3. Пыль увижу - заворчу,
Заворчу и проглочу. ___________________________
4. Не птица, а летает.
Не жук, а жужжит. _____________________
5. Сверху дыра, снизу дыра,
А в середине огонь да вода. __________________
Нарисуй отгадку!
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Упражнение № 3
Вставь в слова пропущенные буквы.
Пулмёт, очвидец, уткнос, овощвод, мухловка, дружлюбие, землройка, водкачка, землкоп, рыблов.

Выдели корни, подчеркни соединительные гласные.

Урок №3 Окончание. Основа слова.
1.Вставь в стихотворение пропущенные слова:
Часть слова, которая изменяется
_______________ называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы __________.
2. Подчеркните слова с нулевым окончанием.
Стол, лиса, берег, река, мыло, звон, дом, подруга, ваза.

Отличие
¬ стоят
·
_________________________
________________________
________________________
_________________________
_______________________________

Общее: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение № 1 Прочитай.
Чеснок
В чесноке много полезных веществ. Сок чеснока помогает залечивать раны. Раньше чесноком лечили кашель.

Выпиши слова, которые повторяются во всех трёх предложениях. Выдели в нём основу и окончание.

Упражнение № 2
Закончи предложения изменяя слова по образцу.
Образец: Лодки плывут - лодка плывёт
I вар II вар
Ракеты летят - ракета Сады цветут – сад
Машины стоят – машина Плащи висят - плащ
Ветры гудят - ветер Толпы спешат - толпа
Сугробы растут - сугроб Телята мычат - телёнок

Выдели основу и окончания в словах.

Упражнение № 3
Измени слова в скобках соответственно вопросам. Выдели в этих словах окончание и основу.
1.Хорошо относился (к чему?)
Аккуратно обращался (с чем?) (книги)

2. Предъявлять требования (к кому?)
Особый спрос (с кого?) (отличник)

3. Любоваться (кем?)
Заглядеться (на кого?) (бабочка)

4.Спастись от (чего?)
Избежать (чего?) (гибель)

5. Платить (за что?)
Оплатить что (проезд)

Синквейн
Синквейн «5 строк» - стихотворная форма, состоящая из 5 строк.
______________
____________________________________
______________________________________
_______________________________________
__________________

Домашнее задание
Упражнение № 1
Напиши у кого какие детеныши? Выдели окончание.
Образец: Жеребёнок у лошади.

котёнок у ____________ щенок у ______________
козлёнок у _____________ поросёнок у ____________
медвежата у ____________ телёнок у ____________
зайчата у ______________ бельчата у _____________
волчата у _____________ гусята у _____________

Упражнение № 2
Вставь, пропущенные окончания используя вопросы какой? какая? какое? Вопрос ставь от выделенного слова. Выдели окончание и основу этого слова.
В ручье чист вода. Мальчик набрал полн ведро грибов. Красн ягода смотрит из травы. В стене было кругл окно. На хорош цветок и пчёлка летит. Детям дали нов мяч. Добр слово всякому приятно. Добр слова дороже богатства.

Урок № 4 Приставка
1.Вставь в стихотворение пропущенные слова

Перед корнем есть ___________.
___________ пишется она,
А при помощи приставки
Образуются ____________.

2.В буквенном тексте найди приставки и выдели их
(¬) БПОЮРПЕРЕЮВВЫШДОФЗАКНПНАДУЦЛЖПРОЭНОТДРОЗ
3. Выдели приставки и корни в словах:
Перераспределение (делить), перераспределять (делить), перевыборы, вперемешку (мешать), вперегонки (гонки), убежать (бег).
Отличие:
¬ образуют
·
________________________________
_________________________________
_________________________________Сходство: ___________________________________________________
_______________________________________________________________
Упражнение №1
Назови противоположные действия, используя приставки от -, вы -.
приклеить - отклеить внести - вынести
принести - вложить -
привязать - впустить -
привыкнуть - влезть -
пристегнуть - вкатить -
привезти - влететь -
пригнуть - вползти -
Составь с некоторыми из них словосочетания.

Упражнение № 2
Какими приставками можно выразить начало, а какими - конец действий, обозначенных данными ниже глаголами (за -, по -, от -, пере -, на -).
Гремел, сиял, волновался, шумел, стучал, цвёл, смеялся, точил.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение № 3
Выписать в две колонки слова с приставками:
по - под-
Подложил, подвинул, подушка, подножка, подорожник, поделил, подумал, подоконник, подружился, подул, пододеяльник, подлокотник, подремал, подрезал, подровнял, подавился, подавать.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 4
Выборочный диктант (запиши глаголы, имеющие приставки)

Солнце нещадно жгло землю. Листья берёз завяли. Лошади забились в кусты. Показалась синяя тучка. Она подвигалась быстро, точно кто подталкивал её, и скоро закрыла всё небо. Налетел ветер, заклубилась пыль, закланялись, застонали берёзы, задрожали стёкла в окнах (По Г. Маркову)

____________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Синквейн
Синквейн «5 строк» - стихотворная форма, состоящая из 5 строк.
______________
____________________________________
______________________________________
_______________________________________
__________________

Образуй новые слова
________________________
________________________
________________________
________________________

Домашнее задание
Упражнение № 1
Запиши словосочетания, подобрав к глаголу соответствующую приставку (в -, из -, под -, за -, у -, пере -, на -, рас -, с -)
__ бежать в комнату, __ ставить стул, __ писать письмо, __брать грибов, __ вязать рану, __ колоть орех, __бить гвоздь, __ кутать куклу, __качаться на качелях, __ путать буквы.

Упражнение № 2
Запиши, выбрав подходящее по смыслу слово
Машина _______________ мимо дома.
К нам в гости ____________ бабушка. (приехала, проехала)

Самолёт сделал ______________.
В Москве пассажиры сделают _________. (посадку, пересадку)

С деревьев _____________ листья.
Птицы ______________ на юг. (улетают, слетают)

Выдели в словах приставку.
Упражнение № 3
Нарисуй рисунок к понравившемуся выше предложению, спрячь в нём приставку.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Урок № 5 Предлоги и приставки.
Запиши словосочетания
____________________________________________________________________________________________________________________________________

Сравни приставку и предлог:

Вопросы
Приставка
Предлог

1. Что это такое?

2. Для чего служит?

3. Как пишется?

4. Можно ли вставить слово между ¬ и
·, словом и предлогом?

5. Может ли стоять перед глаголом?
да
Никогда не стоят перед глаголом.

Подчеркни слова с приставкой до - в буквенном тексте
ДОРАДОШЛАДОДОМАДОНЕСЛАДОПЛАТУ
Упражнение №1
Запиши отрывок из стихотворения С. Я. Маршака и проследи соотношение предлогов и глагольных приставок. Обрати внимание на слитное и раздельное написание. Вспомни, бывают ли перед глаголами предлоги?
А потом ты покатился
И назад не воротился.
Покатился в огород,
докатился до ворот,
подкатился под ворота,
добежал до поворота
___________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 2
Спиши текст, раскрывая скобки. Подчеркни предлоги, выдели приставки.

Проказы старухи – зимы
_______________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Домашнее задание
Упражнение № 1
Найди в стихотворении каламбуры, укажи предлоги и приставки. Определи, какой части речи эти слова принадлежат.

Я влез однажды на подводу Решили лисы кролика запечь,
и с неё нырнул под воду. А кролик из духовки прыг за печь.

Зависело б от мыла - Сугробы снега вьюги намели,
Веснушки я б отмыла. И грузовик, как баржа на мели.

(Я. Козловский)
Упражнение № 2
Исправь ошибки в выделенных словах, подбери подходящую по значению приставку.

Картинку нужно вклеить на картон. Попробуй слезть на это дерево. Комар прилетел в комнату. Собака повела мальчика из леса. Наш дом выделяется от соседних небольшим ручьём. Надо расписаться под заявлением.
Упражнение № 3
Спиши, раскрывая скобки. Подчеркни предлоги, выдели приставки.
- Мне бы тоже хотелось (по) рисовать, - сказала Алиса наконец.
- (У) колодца.
- (По) рисовать и (у) колоться? – переспросил Заяц.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Нарисуй рисунки к словам:
1) уколоться 2) у колодца

Урок № 6 Суффикс

1. Разбери слова по составу:
Ладошки, щёчки, спинки и животики.

2. В буквенном тексте найдите и выделите суффиксы (^)

ЕНЬКРЮВНПИКОНЬКЮУЧИКУШКОНОКФЛЁНОКНОЧЬФЩЕК

3. Вставьте в стихотворение пропущенные слова:
__________ - важная часть слова
Им кончается ________________.
После __________ он стоит
Превращая дом в домишко,
А ружьё друзья в ружьишко.
Кота Мурзика в __________,
А собаку в ____________.

4. Выдели суффиксы в словах:
Писал, героический, рисовал.

Сравнение ¬ и ^.
Сходство:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отличие:

¬ ^
_____________________________
______________________________

Упражнение № 1
Найдите лишнее слово
Избушка, садик, крылечко, деревце, окно, дворик, скамеечка, дверца.

Упражнение № 2
Какие из слов не только называют предмет, но и указывают на его величину? В какой части слова заключено значение величины:
Лесенка, река, болотце, ручища, прудик, ножичек, сапожищи, куст, домина, дынька, бусы, ручонка, клюв, туфелька, шнурочек, забор, ямина, мешок, зерно, книжица, паучище, мост.
Выпиши в первый столбик слова, имеющие увеличительное значение, а во второй столбик слова, имеющие уменьшительное значение и выдели суффиксы:
увеличительное уменьшительное
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение №3
Образуй слова с помощью суффиксов -ок или - ик.

Город - городок, дуб, ветер, гриб, шар, мяч, мост, куст.
Напиши слова. Выдели суффиксы. Сравни слова без суффиксов и с суффиксами. Как изменился смысл слова?
Синквейн
Синквейн «5 строк» - стихотворная форма, состоящая из 5 строк.
______________
____________________________________
______________________________________
_______________________________________
__________________
Образуйте новые слова
класс + н _________________
город + ск __________________
север + н _________________
сентябрь + ск __________________

Домашнее задание
Упражнение № 1
Используя суффиксы, образуй от данных существительных слова со значением очень маленькие и очень большие.
Образец: человек - человечек – человечище
Кулак - , нос - , голос - ., ., нога - ,
рука - .., ., сапог - .., ......,
глаза - ., .., волосы - , .,
усы - ., ..
Упражнение № 2
К данным ниже схемам подберите из книг слова соответствующей структуры по образцу и нарисуй рисунок к слову.

1.
·^
· -

3.
·^ -

Упражнение № 3
Чего не бывает, обведи карандашом:


·
·,
·¬¬
·,
·е
·^
·, ^
· о
·¬
·

Урок № 7 Состав слова (морфемный анализ и синтез)
Упражнение № 1.
Выпиши словосочетания, которые допустимы в речи. Выдели корень.
Маслить маслом, старый старик, варить варенье, делать дело, работать работу, угощать гостя, петь песни, жарить жаркое, писать письмо, красить краской, криком кричать, глазеть глазами.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение № 2
Выпиши в 2 столбца слова с приставкой пере-
а) в значении повторности действия;
б) в значении чрезмерного действия (очень)
Перевыборы, перегрелся, переутомился, переписал, перезарядил, переполошил, перезрели, перерос, перестановка, перепроверил, перенёс, пересолил, пересадил, пересмотрел, переварил, переставил, передвинул.
повтор очень

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Упражнение № 3
Выпиши слова-отгадки и разбери их по составу:
1. Не спорю, не белый – 2. Из – под снега расцветает
Я, братцы, попроще Раньше всех весну встречает
Расту я обычно (..)
В берёзовой роще.
3. Ночью в полдень на рассвете
Службу он несёт в секрете.
На тропе, на берегу
Преграждает путь врагу. (..)

_________________________________________________________________

ёжик – ёж

Упражнение № 4
Прочитай. Какие слова выделены? Являются ли они родственными словами? Почему? Какое слово первичное, а какое вторичное? Выпиши пару ближайших родственников.
Фонтан
Вижу дождик
За версту -
Дождик
Сыплет в высоту!
Эй, послушай,
Дивный дождь.
Почему ты
Вверх идёшь? (С. Протасевич)

дождик - дождь (..)

Домашнее задание
Упражнение № 1
Разгадай морфологические шарады и разбери эти слова по составу.
Корень тот же, что в слове сказка,
Суффикс тот же, что в слове извозчик,
Приставка та же, что и в слове расход. ()

Корень тот же, что в слове зимовать,
Суффикс и окончание как в слове дедушка. (.)

Корень такой же, как в слове садовник,
Приставка – как в слове переход,
Суффикс и окончание - как в слове погрузка (..)
Упражнение № 2
Выдели ту часть в составе вторичного слова, с помощью которой оно образовано, напиши первичное слово.
Образец: лосёнок – лось
Волчонок - __________, ветерок - _________, страусёнок - _______________,
ноченька - ______________, листик - ____________.

Урок № 8 Интересный корень

+ -
________________________
_________________________
__________________________

Лук - оружие для метания стрел. У него есть изогнутая часть.
Лукошко - корзиночка из прутьев. Их сгибают, когда плетут лукошко.
Лукавый человек кривит душой, хитрит. А лукоморье - это кривой морской берег, морской залив.

+ -
________________________
_________________________
__________________________
Синквейн
Синквейн «5 строк» - стихотворная форма, состоящая из 5 строк.
______________
____________________________________
______________________________________
_______________________________________
____________________
Домашнее задание
Попробуй сделать свои маленькие «открытия»: от каких слов происходят слова околица, метель? (Вспомни урок про лук)
Околица ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Метель ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок № 9 Морфемный (словообразовательный) повтор
Упражнение № 1
Спиши. Найди и выдели приставку повторяющуюся у слов. Какое значение придаёт она всем этим словам?

Лес зазвенел, застонал, затрещал, _________________________
Зиму послушал и вон побежал. (Н. Некрасов)_______________________
Буря мглою небо кроет _________________________
Вихри снежные крутя, __________________________
То как зверь она завоет, __________________________
То заплачет как дитя; __________________________
То по кровле обветшалой ___________________________
Вдруг соломой зашуршит. ___________________________
То, как путник запоздалый ___________________________
К нам в окошко застучит (А. Пушкин)__________________________

Упражнение № 2
В каких произведениях устного народного творчества используется словообразовательный повтор? (Русские народные песни, сказки, былины, загадки, пословицы).
Выпиши из текстов слова, образованные одной словообразовательной моделью.

Уж я сеяла, сеяла ленок, ______________________________
Я сеяла, приговаривала,
Чеботами приколачивала.
По лугам вода разливалася, ______________________________
По садам пташки разлеталися
Одна пташка там осталася,
раскичалася.

(((
Приутихло, приуныло море синее, ______________________________
Приутихли, приуныли реки быстрые,
Приутихли, приуныли облака ходячие,
Благоверная царица преставлялася

Упражнение №3.
Спиши. Найди в тексте однокоренные слова, выдели корень.
Не вернусь я в отчий дом,
Вечно странствующий странник
Об ушедшем, над прудом
Пусть тоскует конопляник (С. Есенин)

И даже ивам у пруда
Не дам я быть плакучими.
Пусть только дождик иногда
Расплачется под тучами (Л. Зубкова)

Я строил окопы и доты
Железо и камни тесал.
И сам я от этой работы
Железным и каменным стал (Я. Смеляков)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словообразовательный повтор

__________________________________
__________________________________
___________________________________
__________________________________
__________________________________

Домашнее задание
Упражнение № 1
Прочитай отрывок из сказки А. Толстого. Какой художественный приём использован в тексте? Выпиши слова с повторяющейся приставкой, выдели её.

Буратино взобрался по смолистому стволу на вершину итальянской сосны, одиноко стоявшей на поле и оттуда, закричал, завыл, запищал во всю глотку.
__________________________________________________________________
Приём ____________________________________________________________

Упражнение № 2
Прочитай стихотворение В. Иванова. Какой художественный приём использован. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

О пане Злодиевском
В чудном городе Хищенске
В тихой улочке Крадевской
Жил один злодей известный
Пан Злодислав Злодиевский.
И супруга - Злодеюга,
И дочурка - Злодеюрка,
И сыночек - Злодеёчек,
И собачка - Злодеячка,
А котёнок? И котёнок
По прозванью - Злодеёнок.
Есть ещё и канарейка
Презабавная злодейка.
Нарисуй любой персонаж из стихотворения.

Урок № 10 Слова с суффиксами оценки.
оценка

+ -
_________________________
_________________________
__________________________
Упражнение № 1.
Выпиши из текста былин слова, имеющие суффиксы оценки и выдели их (^).

Он заседлывал коня, улаживал
Подкладывал он потничек шелковенький
Покладал на потничек седелышко черкесское

(((
В нём силушка великая не уменьшалась,
И в нём сердце богатырское не ужаснулось,
В двадцать четыре часика положенных
Побил он эту силушку великую.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение № 2.
В русском языке суффикс - ин – выделяется в некоторых существительных, которые называют медикаменты (аспирин, эфедрин, амидопирин, анальгин). Как эта особенность языка используется в стихотворении, отрывки из которых приведены?

Хитрая аптека
Немало в мире есть аптек,
Полезных человеку.
Но я хочу открыть для вас
Особую аптеку

От дождевого червяка
Бежит он без оглядки.
В углу заметил паука –
Дрожит как в лихорадке.
Тут не поможет аспирин
Бедняге от озноба.
В моей аптеке есть «храбрин»
Для этого больного

Трудолюбин мальчишку спас
От лени и от барства,
Но дома держат про запас
Волшебное лекарство.

Выпиши слова с суффиксами - ин – , выдели суффикс.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение № 3.
А теперь, представь, что ты врач и тебе нужно выписать лекарство необычным больным.
Приходите, хвастунишки,
И лентяи и лгунишки,
И грязнули, с плаксами
Я вас мигом выручу,
Приходите, вылечу (Л. Зубкова)

Хвастунишкам - .., лентяям - ., лгунишкам - , грязнулям - ., задирам - .
Синквейн
Синквейн «5 строк» - стихотворная форма, состоящая из 5 строк.
______________
____________________________________
______________________________________
_______________________________________
____________________

Домашнее задание
Упражнение № 1
Выпиши из текста русской песни слова, имеющие уменьшительно-ласкательные суффиксы, выделите их.
Наша-то хозяюшка
Сметлива была,
Всем в избе работушку
К празднику дала
Чашечку собачка
Моет язычком.
Мышка собирает
Крошки под окном.
По столу котище
Лапою скребёт.
Половичку курочка
Веничком метёт.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение № 2
Какую оценку имеют суффиксы в словах работушку, котище. Разберите эти слова по составу.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение № 3
Нарисуй любой персонаж из песни.

ОТ АВТОРА
Творческая тетрадь «Состав слова. Словообразование» создана с целью повышения уровня знаний и умений учащихся по морфемике, в результате выполнения упражнений, направленных на концентрацию внимания и памяти.
В тетради дано поурочное планирование 10 уроков («Корень», «Однокоренные слова», «Сложные слова», «Окончание. Основа», «Приставка», «Суффикс», «Состав слова (морфемный анализ и синтез)», «Интересный корень», «Морфемный словообразовательный повтор», «Слова с суффиксами оценки»). К каждому уроку разработано домашнее задание из 2-3 заданий.
Творческая тетрадь содержит разнообразные практические задания по морфемике, предполагающие активную деятельность школьников, которые должны не только читать и писать, но рисовать, отгадывать, работать со словарём строения слов. В тетради представлены упражнения, связанные с разделением слов на группы, подбором однокоренных слов, нахождением 3-го лишнего, вписыванием пропущенных слов, букв, нахождением в тексте и выделением приставок, суффиксов; выборочным списыванием и другие. Следует отметить, что содержание упражнений ориентированы на активизацию внимания и памяти учащихся.
Для увеличения объёма внимания в творческой тетради я использовала приём сравнения нового понятия с ранее изученным, чтобы особенности каждого понятия выступали ясно. Я сравнивала приставку и корень, приставку и окончание, где находили общее и различное.
В тетради есть упражнения, которые направлены на концентрацию внимания и помехоустойчивости. Например: Среди буквенного текста найди и выдели приставки, суффиксы, подчеркни слова с нулевым окончанием.
Послепроизвольное внимание развивали упражнения, рассчитанные на выполнение домашнего задания, где учащиеся включались в активную мыслительную деятельность, прелагаются задания: игра «Третий лишний», найди в стихотворении каламбуры, укажи предлоги и приставки, исправь ошибки в выделенных словах, подбери подходящую по значению приставку; найди схемы, которых не бывает и обведи их карандашом; выпиши слова с повторяющейся приставкой и другие.
Произвольное внимание развивают упражнения заставляющие группировать слова по определённым признакам. Например: Выпишите в первый столбик слова, имеющие увеличительное значение, а во второй столбик слова, имеющие уменьшительное значение и выделите суффиксы.
Зрительную память я активизировала у детей, используя схемы. Например, схемы сложных слов
·е
·,
·о
· помогали выполнить следующие упражнения: составить слова по схеме, вставить пропущенные буквы в словах.
Слуховая память помогает запомнить материал, рассказанный учителем, другими учащимися. Не случайно после знакомства с правилом в творческой тетради есть задание: Вставь в стихотворение пропущенные слова. Для восстановления в памяти учащихся правила.
Ассоциативную память помогает младшему школьнику запомнить сложные грамматические понятия, с этой целью я использую в творческой тетради приём «двойной дневник», который помогает за счёт установления положительных и отрицательных ассоциаций запомнить материал. Я использовала этот приём при изучении корня слова, слов с суффиксами оценки, при знакомстве с многозначным корнем «лук» Например:
оценка

+ -
пятёрка двойка
похвала наказание
праздник грусть
Рукодвигательную память я развивала при заполнении концептуальной таблицы, где сравнивали приставку и предлог; при раскрашивании рисунка на обложке творческой тетради, помогающего запомнить условные обозначения приставки, корня, суффикса и окончания(¬
·^
·).
мультики 1607по русскому языку"Состав слова"



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!