Блок добывания знаний и умений. Практические и самостоятельные работы на уроках географии

  • Практическая работа № 3. Анализ политико-географического положения одной из стран мира.
  • План описания политико-географического положения страны:
  • Практическая работа № 4. Нанесение на контурную карту важнейших видов природных ресурсов мира.
  • Практическая работа № 5. Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.
  • Ресурсообеспеченность отдльных стран некоторыми видами минерального сырья.
  • Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.
  • Практическая работа № 6. Объяснение процессов воспроизводства населения двух регионов мира.
  • Основные показатели воспроизводства населения по регионам мира.
  • Практическая работа № 8. Составление классификационных таблиц стран с различным национальным или религиозным составом.
  • Типы стран по национальному составу.
  • Виды стран по религиозному составу населения.
  • Практическая работа № 9. Объяснение особенностей урбанизации одной из территорий.
  • Практическая работа № 10. Составление картосхемы современных путей миграции населения и объяснение причин мировых миграционных процессов.
  • Практическая работа № 11. Построение картодиаграммы «Центры мирового хозяйства».
  • Практическая работа № 12. Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономической развитой и развивающейся страны.
  • Практическая работа № 13. Построение картосхемы размещения основных районов энергетики, чёрной и цветной металлургии, машиностроения и химической промышленности мира.
  • Практическая работа № 14. Построение картодиаграммы крупнейших производителей главных зерновых культур.
  • Практическая работа № 15. Определение преобладающих видов транспорта в отдельных странах и регионах мира и оценка степени его развития.
  • Практическая работа № 16.
  • Практическая работа № 17. Составление проекта международного туристического маршрута.
  • Практическая работа № 18. Обозначение на контурной карте главных экономических регионов мира.
  • Практическая работа № 20.
  • Влияние природных факторов
  • На развитие хозяйства, особенности жизни и быта населения
  • В макрорегионах сша.
  • Практическая работа № 21.
  • Построение картосхемы
  • Главных промышленных и сельскохозяйственных районов
  • Канады.
  • Практическая работа № 22. Составление программы освоения новой территории в Латинской Америке.
  • План описания программы освоения новой территории:
  • Практическая работа № 23. Изучение проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Зарубежной Европы
  • Практическая работа № 24. Составление картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной Европы.
  • Практическая работа № 25. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух развитых стран Европы.
  • План экономико-географической характеристики страны.
  • Практическая работа № 26. Экономико-географическое обоснование развития и размещения двух – трёх отраслей промышленности в одной из стран Зарубежной Европы.
  • Экономико-географическое обоснование развития и размещения машиностроения, лёгкой и стекольной промышленности Чехии
  • Практическая работа № 27. Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной Азии.
  • Практическая работа № 28. Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая.
  • Практическая работа № 29. Составление картосхемы международных экономических связей Японии
  • Практическая работа № 30. Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии.
  • Практическая работа № 31. Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Африки.
  • Практическая работа № 32. Составление прогноза экономического развития стран Африки.
  • Практическая работа № 33. Сравнительная экономико-географическая характеристика развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки.
  • Практическая работа № 34. Составление картосхемы международных экономических связей Австралии.
  • Практическая работа № 35.
  • Практическая работа № 9. Объяснение особенностей урбанизации одной из территорий.

    Ход работы:

      Используя текст учебник ”География” Ю.Н. Гладкий, карты атласа (стр. 15), справочную и другую дополнительную литературу, определите общий уровень урбанизации в одном из регионов мира в зависимости от номера варианта);

      Назовите страны с максимальными и минимальными показателями уровня урбанизации в регионе;

      Назовите крупнейшие города региона, численность их населения и страны, в которых они расположены;

      Назовите причины, определяющие уровень и темпы урбанизации в регионе в целом, странах – лидерах и странах – аутсайдерах;

      Назовите главные проблемы региона, связанные с процессом урбанизации;

      Сформулируйте обоснованный прогноз уровня и темпов урбанизации региона в ближайшие 25 – 30 лет.

    Вариант 1. Особенности урбанизации стран Зарубежной Европы.

    Вариант 2. Особенности урбанизации стран Зарубежной Азии.

    Вариант 3. Особенности урбанизации стран Африки.

    Вариант 4. Особенности урбанизации стран Северной Америки.

    Вариант 5. Особенности урбанизации стран Латинской Америки.

    Вариант 6. Особенности урбанизации Австралии и Океании.

    Практическая работа № 10. Составление картосхемы современных путей миграции населения и объяснение причин мировых миграционных процессов.

    Ход работы:

      Используя текст учебника учебника ”География” Ю.Н. Гладкий, рассказ учителя и дополнительную литературу, нанесите на контурную карту мира основные пути современных миграций населения;

      Синим цветом заштрихуйте страны с преобладанием эмиграции, а красным цветом – иммиграции населения и подпишите их названия;

      Обозначьте главные мировые регионы привлечения иностранной рабочей силы и напишите факторы их определяющие;

      Объясните причины наиболее крупных миграционных потоков;

      Сделайте вывод о различиях в современных миграционных процессах.

    Практическая работа № 11. Построение картодиаграммы «Центры мирового хозяйства».

    Ход работы:

      На контурной карте мира, используя атлас (стр. 2 - 3), учебник ”География” Ю.Н. Гладкий, заштрихуйте различными цветами главные центры мирового хозяйства;

      Самостоятельно подберите масштаб для круговых диаграмм (диаметр кругов), отражающих долю каждого региона в мировом ВВП;

      Постройте диаграммы, расположив их на карте в соответствии с центрами мирового хозяйства;

      Подпишите центры мирового хозяйства и напишите их долю в мировом ВВП;

      Сделайте вывод о размещении главных центров мирового хозяйства.

    Практическая работа № 12. Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономической развитой и развивающейся страны.

    Ход работы:

      Используя текст учебника ”География” Ю.Н. Гладкий и карты атласа в зависимости от номера варианта в тетради нарисуйте контур заданной Вам страны;

      Условными знаками покажите размещение основных природных ресурсов;

      Различными цветами заштрихуйте ареалы основных типов экономических регионов страны: высокоразвитые, старые промышленные (депрессивные), аграрные, нового освоения – для развитых стран и столичный, горнодобывающий, экспортного (плантационного) и потребительского сельского хозяйства – для развивающихся стран;

      Укажите отрасли специализации в каждом выделенном регионе;

      Условными знаками обозначьте крупнейшие морские порты страны и основные транспортные магистрали;

      Сделайте вывод о уровне экономического развития страны и особенностях территориальной структуры её экономики.

    Вариант 1. Составление схемы территориальной структуры хозяйства Великобритании .

    Вариант 2. Составление схемы территориальной структуры хозяйства Японии .

    Вариант 3. Составление схемы территориальной структуры хозяйства Алжира .

    Вариант 4. Составление схемы территориальной структуры хозяйства Канады .

    Вариант 5. Составление схемы территориальной структуры хозяйства Бразилии .

    Вариант 6. Составление схемы территориальной структуры хозяйства Австралии .

    Тема 9. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА


    Задание 1. Используя текст учебника и карты атласа, дайте характеристику ЭГП США. Действительно ли оно явля­ется выгодным? Почему вы так думаете? Примените ти­повой план характеристики ЭГП страны (региона) на с. 222.

    Задание 2 Используя текст учебника и рисунки 83-86, дайте характеристику крупней-

    (творчес- ших городских агломераций и мегалополисов США. Рассчитайте долю трех

    кое!). мегалополисов в площади и населении страны, сравните по­казатели плотности населения в мегалополисах со сред­ним по стране, сделайте выводы. Выберите из текста и рисунков темы 3 те положения и цифровые данные, которые целесообразно использовать при характерис­тике урбанизации в США.

    Дополнительное Составьте кроссворд «Штаты и города США».

    за­дание (для удовольст­вия).

    Задание 3. Пользуясь данными таблиц и рисунков темы 5 и таблицами «Приложений», сделайте необходимые рас­четы, составьте в тетради столбиковую (полосовую) или круговые диаграммы, показывающие долю США в ми­ровом промышленном и сельскохозяйственном произ­водстве по отдельным видам продукции. Проанализи­руйте их.

    Задание 4. Используя текст учебника и карту минеральных ресурсов США в атласе, докажите, что минеральные ресур­сы США способствуют развитию многоотраслевой про­мышленности. Проиллюстрируйте следующую фразу учебника: «Главное богатство восточной части - топливные полезные ископаемые, западной - рудные». Примените типовой план характеристики природных предпосылок для развития промышленности страны (региона) на с. 222.

    Дополни- Пользуясь данными о запасах и добыче угля, нефти, природного газа, желез-

    тельное за- ной руды в США, рассчитайте обеспеченность ими (в годах). Пользуясь дание (ус- данными в тексте учебника и в таблице 1, рассчитайте долю США в мировых ложненное). разведанных запасах угля, нефти, природного газа, железной руды. Какие выводы можно сделать из этого анализа?

    Задание 5. Используя рисунок 87, назовите пять главных «нефтяных» штатов США. Определите, в каких из них добыча нефти ведется и на континентальном шельфе. Попробуйте объяснить конфигурацию сложившейся системы нефтепроводов, причины сооружения Трансаля­скинского нефтепровода, который был построен в 70-е гг. По рисунку 25 определите, откуда США импортируют нефть и нефтепродукты. Чем это объясня­ется? Примените типовой план характеристики отрас­ли промышленности страны (региона).

    Задание 6. Используя рисунок 88, составьте в тетради конспективно-справочную таблицу «Главные районы черной металлургии США» по следующей форме:

    Задание 7. По рисунку 28 определите, из каких стран СШАввозят железную руду. Чем это вызвано?

    Используйте экономическую карту США и карту ма­шиностроения мира в атласе для конкретизации характеристики машиностроения, содержащейся в тексте учебника. Определите по ним крупнейшие центры этой от­расли. Проиллюстрируйте положение учебника о том, что главные машиностроительные районы совпадают с мегалополисами США.

    Дополни- Используя те же карты, составьте в тетради конспективно-справочную

    тельное за- таблицу «Структура машиностроения в крупнейших центрах этой отрасли дание (усложненное). в США».

    Задание 8. Пользуясь текстом, рисунком 89 и другими рисунками учебника, а также экономической картой США в атласе, составьте в тетради конспективно-справочную таблицу «Промышленные пояса США» по следующей форме:

    Сформулируйте и запишите выводы.

    Задание 9. По рисунку 90 опишите размещение растениеводства США. Способом наложения рисунка 90 и карты ад­министративно-территориального деления США в ат­ласе определите: 1) два главных «пшеничных» штата (один по яровой, другой по озимой пшенице), 2) глав­ный «кукурузный» штат.

    Задание 10. Используя планы центральных частей Нью-Йорка и Вашингтона в атласе и

    (творчес- дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о культурно

    кое!). -исторических и архитектурных достопримечательностях одно­го из этих городов. В качестве «гида» проведите не­большую «экскурсию» по городу.

    Задание 11 . На основе текста и рисунков учебника и карт атласа дайте краткое

    (творчес- письменное описание одного из макрорайонов США (по собственному

    кое!) выбору).

    Дополни- Представьте, что вы предприняли «путешествия» по США - вдоль

    тельное за- параллели 40° с. ш. и вдоль меридиана 100° з. д. Опишите маршруты.

    дание (для удовольствия). Используйте дополнительную литературу.

    Задание 12 Внимательно просмотрите текст и рисунки части I учебника и таблицы

    (творчес- «Приложений». Выберите из них все относящееся к Канаде. Используйте

    кое!). карты атласа по Канаде. На основе этих материалов дополните крат­кую социально-экономическую характеристику этой страны, данную в учебнике. Примените типовой план характеристики отдельной страны на с. 329.

    Задание 13 1. (Работа в тетради.) Пользуясь материалами темы 9, назовите основные

    (итоговое). типологические черты населе­ния и хозяйства США и Канады. Представьте их в ви­де следующей таблицы:

    Поработайте с этой таблицей, сделайте обобщение.

    2. (Работа по контурной карте.) Нанесите на контурную карту Северной Америки (по выбору): 1) наи­более крупные города, 2) главные морские порты, 3) трансконтинентальные железные дороги. Можете рас­ширить этот перечень по собственному усмотрению.

    3. Определите, какими видами тематических карт в учебнике и атласе вы пользовались при изучении дан­ной темы. Какие из них явились для вас новыми?

    4. По тексту учебника и рисунку 81 дайте описание Центрального делового района американского города.

    БЛОК САМОКОНТРОЛЯ И ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ

    Объясните почему:

    1. Северо-Восток США получил наименование «мас­терская нации».

    2. Значительная часть тяжелой промышленности США и Канады концентрируется в районе Великих озер.

    3. Алюминиевые заводы США находятся в долинах рек Теннесси и Колумбия.

    4. Специализация сельского хозяйства США и Канады изменяется по мере продвижения с востока на запад.

    5. Флорида, Калифорния и Гавайи привлекают наи­большее число туристов.

    6. В США и Канаде в последние десятилетия повысил­ся интерес к освоению районов Севера.

    Какие проблемы возникают:

    1. Всвязи с ускоренной индустриализацией Юга и За­пада США?

    2. В связи с тем что экономика США начинает все бо­лее зависеть от импорта нефти, железной руды и других видов сырья и топлива?

    Согласны ли вы со следующими утверждениями:

    1. Мегалополис «Босваш» - самая большая урбанизи­рованная зона в США?

    2. В последнее время Аляска стала важным районом добычи нефти в США?

    3. В США и Канаде господствует фермерский тип сель­ского хозяйства?

    4. Транспортная система США относится к тому же типу, что и транспортная система зарубежной Европы?

    5. Река Св. Лаврентия соединяет Великие озера с Нью-Йорком?

    6. В Атланте находится крупнейший аэропорт мира?

    7. Население Канады составляет 1/2 от населения США?

    Можете ли вы:

    1. Найти на карте города США, упоминаемые в ос­новном тексте темы 9, и по памяти расположить их с вос­тока на запад?

    2. Привести примеры «молочного», «кукурузного», «пшеничного», «апельсинового», «ананасового», «яблочно­го», «хлопкового» штатов США?

    3. Нанести на контурную карту Новую Англию, Даль­ний Запад, Калифорнию?

    4. Сказать, какой из приведенных ниже показателейхарактеризует долю Запада в площади всей страны (в %): 20, 36, 49, 64?

    5. Перечислить виды минерального сырья, по которымКанада является мировым производителем и экспортером?

    Используйте текст учебника и карты для ответа на во­просы:

    1. В каких частях США наиболее вероятна занятость людей в: 1) добыче нефти, 2) авиаракетно-космической промышленности, 3) выращивании цыплят-бройлеров?

    2. По каким трансконтинентальным железным дорогам можно пересечь США и Канаду в широтном направле­нии?

    3. Какие природные, социально-экономические и исто­рические причины способствовали развитию Северо-Вос­тока США?

    Представьте себе:

    1.Что вы посетили один из больших городов СШАили Канады. Опишите его.

    2. Что вы захотели познакомиться с промышленнос­тью США. Какие города вам нужно посетить, чтобы по­бывать на: 1) авиационном заводе, 2) крупном предприя­тии по производству электронных изделий, 3) автомобиль­ном заводе, 4) нефтехимическом комбинате, 5) комбинате черной металлургии?

    3. Что у вас появилась возможность поработать на:1) скотоводческом ранчо, 2) табачной плантации, 3) ле­сопильном заводе. В какие штаты США или провинции Канады вам следовало бы для этого направиться?

    Заполните пропуски в следующих фразах:

    1.Экономической столицей США считается..., но сним все более конкурирует... .

    2. Большая часть территории Среднего Запада выхо­дит к... и..., двум главным водным артериям Северной Америки.

    3. К числу важных сельскохозяйственных культур ЮгаСША относится... .

    4. В канадской провинции... большинство жителей го­ворит по-французски.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К ТЕМЕ 9

    Что нужно вспомнить

    1. Политическую карту и народы Северной Америки. (География, 7 класс.) 2. Особенности физико-географиче­ского положения, рельефа, полезных ископаемых, клима­та, вод, почв и растительности Северной Америки. (Гео­графия, 7 класс.) 3. Особенности исторического развития Северной Америки в конце XIX-первой половине XX в. (История, 8, 9 классы.) 4. Материалы части I данного учебника. 5. Понятия и термины: заповедник, фермер.

    Что нужно знать

    Ведущие идеи темы 9:

    1. Врезультате распада мировой социалистической си­стемы и Советского Союза роль США в мировой поли­тике и экономике возросла. 2. Новые отношения между Россией, другими странами с переходной экономикой и США стали важным фактором международной стабиль­ности, изменили к лучшему всю мировую политическую ситуацию.

    Главные научные знания темы 9:

    1. Характерные черты ЭГП, географии природных ре­сурсов и населения США. 2. Общая характеристика хо­зяйства США. 3. Основные черты географии промышлен­ности, сельского хозяйства, транспорта, природопользова­ния США, главные промышленные и сельскохозяйственные районы. 4. Макрорайонирование США и облик каждого из четырех макрорайонов. 5. Краткая экономико-геогра­фическая характеристика Канады. 6. Ключевые слова те­мы: 1) североамериканский тип города, 2) «вторая эконо­мика», 3) валовой национальный продукт, 4) постадийная специализация, 5) североамериканский тип транспортной сети, 6) промышленный пояс, 7) сельскохозяйственный по­яс, 8) очаговый тип освоения территории.

    Что нужно уметь

    1. Давать характеристику городских агломераций и мегалополисов. 2. Давать характеристику отрасли промыш­ленности страны. 3. Давать краткую экономико-географи­ческую характеристику страны. 4. Составлять письменное экономико-географическое описание.

    Инструкции и планы по овладению навыками самостоятельной учебной работы

    1. План характеристики отрасли промышленности стра­ны (региона):

    1. Значение отрасли и размеры ее продукции. 2. При­родные предпосылки для развития отрасли. 3. Структураотрасли. 4. Главные факторы, влияющие на размещение отрасли, и основные черты ее географии; отраслевые про­мышленные районы. 5. Зависимость отрасли от экспортаи импорта. 6. Общий вывод; перспективы развития отрас­ли.

    2. План характеристики отдельной страны:

    1. Основные черты ЭГП. 2. Хозяйственная оценка при­родных условий и ресурсов. 3. Основные черты воспро­изводства, структуры и размещения населения. 4. Общаяхарактеристика хозяйства. 5. Основные черты размещения промышленности. 6. Основные черты размещения сельско­го хозяйства. 7. Основные черты географии транспорта. 8. Главные экономические районы. 9. Роль и география внешних экономических связей. 10. Общий вывод; пер­спективы развития.
    Тема 10. ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА




    БЛОК ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

    Задание 1. По «визитной карточке» на форзаце учебника определите формы правления и административно-террито­риального устройства стран Латинской Америки; со­ставьте таблицу в тетради. Сравните эти страны со странами зарубежной Азии и Африки и попытайтесь объяснить различия.

    Задание 2. Используя карту минеральных ресурсов мира и экономическую карту Латинской Америки в атласе и таб­лицы 3, 4 и 5 в «Приложениях», дайте характеристи­ку состава полезных ископаемых в отдельных ее суб­регионах. Объясните черты сходства и различия.

    Дополни- Определите главные территориальные сочетания полезных ископаемых

    тельное за- Латинской Америки и нанесите их на контурную карту. Какие предпосылки дание (ус- они создаютдля развития промышленности, для освоения новых ре­сурсных ложненное). районов?

    Задание 3. Используйте рисунки 7-9 учебника, таблицы 6, 7 и 8 «Приложений» и карты земельных, агроклиматических и водных ресурсов в атласе для конкретизации характеристики возобновимых природных ресурсов региона.

    Задание 4. Используя рисунки 12-14 учебника и карты рождаемости, смертности и естественного прироста населения в атласе, конкретизируйте положения учебника, относящиеся к воспроизводству населения.

    Задание 1. Используя текст учебника и карты атласа, дайте характеристику ЭГП США. Действительно ли оно явля­ется выгодным? Почему вы так думаете? Примените ти­повой план характеристики ЭГП страны (региона) на с. 222.

    Задание 2 Используя текст учебника и рисунки 83-86, дайте характеристику крупней-

    (творчес- ших городских агломераций и мегалополисов США. Рассчитайте долю трех

    кое!). мегалополисов в площади и населении страны, сравните по­казатели плотности населения в мегалополисах со сред­ним по стране, сделайте выводы. Выберите из текста и рисунков темы 3 те положения и цифровые данные, которые целесообразно использовать при характерис­тике урбанизации в США.

    Дополнительное Составьте кроссворд «Штаты и города США».

    за­дание (для удовольст­вия).

    Задание 3. Пользуясь данными таблиц и рисунков темы 5 и таблицами «Приложений», сделайте необходимые рас­четы, составьте в тетради столбиковую (полосовую) или круговые диаграммы, показывающие долю США в ми­ровом промышленном и сельскохозяйственном произ­водстве по отдельным видам продукции. Проанализи­руйте их.

    Задание 4. Используя текст учебника и карту минеральных ресурсов США в атласе, докажите, что минеральные ресур­сы США способствуют развитию многоотраслевой про­мышленности. Проиллюстрируйте следующую фразу учебника: «Главное богатство восточной части - топливные полезные ископаемые, западной - рудные». Примените типовой план характеристики природных предпосылок для развития промышленности страны (региона) на с. 222.

    Дополни- Пользуясь данными о запасах и добыче угля, нефти, природного газа, желез-

    тельное за- ной руды в США, рассчитайте обеспеченность ими (в годах). Пользуясь дание (ус- данными в тексте учебника и в таблице 1, рассчитайте долю США в мировых ложненное). разведанных запасах угля, нефти, природного газа, железной руды. Какие выводы можно сделать из этого анализа?

    Задание 5. Используя рисунок 87, назовите пять главных «нефтяных» штатов США. Определите, в каких из них добыча нефти ведется и на континентальном шельфе. Попробуйте объяснить конфигурацию сложившейся системы нефтепроводов, причины сооружения Трансаля­скинского нефтепровода, который был построен в 70-е гг. По рисунку 25 определите, откуда США импортируют нефть и нефтепродукты. Чем это объясня­ется? Примените типовой план характеристики отрас­ли промышленности страны (региона).



    Задание 6. Используя рисунок 88, составьте в тетради конспективно-справочную таблицу «Главные районы черной металлургии США» по следующей форме:

    Задание 7. По рисунку 28 определите, из каких стран СШАввозят железную руду. Чем это вызвано?

    Используйте экономическую карту США и карту ма­шиностроения мира в атласе для конкретизации характеристики машиностроения, содержащейся в тексте учебника. Определите по ним крупнейшие центры этой от­расли. Проиллюстрируйте положение учебника о том, что главные машиностроительные районы совпадают с мегалополисами США.

    Дополни- Используя те же карты, составьте в тетради конспективно-справочную

    тельное за- таблицу «Структура машиностроения в крупнейших центрах этой отрасли дание (усложненное). в США».

    Задание 8. Пользуясь текстом, рисунком 89 и другими рисунками учебника, а также экономической картой США в атласе, составьте в тетради конспективно-справочную таблицу «Промышленные пояса США» по следующей форме:

    Сформулируйте и запишите выводы.

    Задание 9. По рисунку 90 опишите размещение растениеводства США. Способом наложения рисунка 90 и карты ад­министративно-территориального деления США в ат­ласе определите: 1) два главных «пшеничных» штата (один по яровой, другой по озимой пшенице), 2) глав­ный «кукурузный» штат.

    Задание 10. Используя планы центральных частей Нью-Йорка и Вашингтона в атласе и

    (творчес- дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о культурно

    кое!). -исторических и архитектурных достопримечательностях одно­го из этих городов. В качестве «гида» проведите не­большую «экскурсию» по городу.

    Задание 11 . На основе текста и рисунков учебника и карт атласа дайте краткое

    (творчес- письменное описание одного из макрорайонов США (по собственному

    кое!) выбору).

    Дополни- Представьте, что вы предприняли «путешествия» по США - вдоль

    тельное за- параллели 40° с. ш. и вдоль меридиана 100° з. д. Опишите маршруты.

    дание (для удовольствия). Используйте дополнительную литературу.

    Задание 12 Внимательно просмотрите текст и рисунки части I учебника и таблицы

    (творчес- «Приложений». Выберите из них все относящееся к Канаде. Используйте

    кое!). карты атласа по Канаде. На основе этих материалов дополните крат­кую социально-экономическую характеристику этой страны, данную в учебнике. Примените типовой план характеристики отдельной страны на с. 329.

    Задание 13 1. (Работа в тетради.) Пользуясь материалами темы 9, назовите основные

    (итоговое). типологические черты населе­ния и хозяйства США и Канады. Представьте их в ви­де следующей таблицы:

    Поработайте с этой таблицей, сделайте обобщение.

    2. (Работа по контурной карте.) Нанесите на контурную карту Северной Америки (по выбору): 1) наи­более крупные города, 2) главные морские порты, 3) трансконтинентальные железные дороги. Можете рас­ширить этот перечень по собственному усмотрению.

    3. Определите, какими видами тематических карт в учебнике и атласе вы пользовались при изучении дан­ной темы. Какие из них явились для вас новыми?

    4. По тексту учебника и рисунку 81 дайте описание Центрального делового района американского города.

  • изучить особенности ФГП и ЭГП, населения и хозяйства Канады;
  • охарактеризовать расселение в Канаде.
  • показать, какие отрасли определяют место Канады в международной специализации;
  • способствовать воспитанию интернациональных чувств, интереса к познанию жизни других народов и стран;
  • воспитать ответственность, организованность, самостоятельность.
  • Оборудование: настенные карты Канады или США (физическая, экономическая), презентации-слайды, атлас.)

    I. Организационный момент.

    Объявление темы и целей урока.

    II. Объявление оценок за контрольную работу и работа над ошибками.

    Проверка письменного домашнего задания ("путешествие" по Миссисипи от истока до устья).

    Ответы на вопросы.

    А) Как вы думаете, почему в США в последние десятилетия повысился интерес к освоению районов Севера.

    Б) Узнать макрорайон США по описанию.

    Здесь самые высокие в стране горы, самые глубокие каньоны, самые большие пустыни и самые плодородные долины. Здесь наибольшее смешение англо- американской, испано-американской индейской культур, наиболее разительное сочетание огромных городов почти безжизненных пространств (Запад).

    III. Изучение новой темы.

    ФГП и ЭГП.

    По размерам территории (около 10 млн. км 2) Канада уступает только России. Канада, одна из самых больших стран мира, занимает почти всю северную половину Северной Америки и прилегающие к ней острова, среди которых и Ванкувер на западе от материка, Новая Земля- на востоке, а Канадский Арктический архипелаг- на севере. С запада на восток она достигает 7700 км, а с севера на юг - 4600 км. На юге и на западе граничит с США. Протяженность границ (включая Аляску)- 8893 км. Протяженность морского побережья - 243 791 км.

    ЭГП Канады в значительной мере определяется наличием очень протяженной сухопутной границы с США на юге и широких выходов к Атлантическому и Тихому океанам.

    2. Природные ресурсы Канады очень велики. Среди ее полезных ископаемых особое значение имеют никель, медь, железные руды, цинк, золото, нефть, природный газ, калийные соли. Мировое значение имеют гидроэнергетические и лесные ресурсы. Национальным достоянием являются также почвенно-климатические ресурсы степных провинций.

    На нее приходится почти:

    2\3 мировых запасов цинка и никеля;

    2\5 урана и свинца;

    1\3 железных руд, титана, меди.

    Водными ресурсами страна богата. Река Св. Лаврентия соединяет бассейны Великих озер с Атлантическим океаном. Река Макензи впадает в СЛО.

    3. Население.

    Канада - многонациональная страна. Формирование канадской нации происходит в условиях обострения национально-этнических проблем. Самые сложные противоречия связаны с взаимоотношениями между англо-канадцами и франко-канадцами, а также с положением коренного населения.

    Численность населения Канады к 2004 г. достигла 31 млн чел
    Естественный прирост населения ЕП- 5,6 человека на 1000 жителей (рождаемость - 13,3, смертность - 7,7 чел.). Общий годовой прирост населения достигает 1,5 %, доля естественного прироста в нем - 44 %.
    Официальный язык С 7 июля 1969 по Закону об официальных языках английский и французский языки имеют равноправный статус в парламенте, в федеральном суде и государственных учреждениях.
    Средняя плотность населения составляет 3,5 чел. на 1 км 2 . Основная масса жителей (около 90 %) размещается в узкой приграничной полосе юга Канады, эту часть страны часто называют "канадской ойкуменой". На огромных пространствах северной Канады один человек приходится на 3 км 2 .
    Этнический состав По переписи 2001 в Канаде живут 34 этнических группы. Самая большая этническая группа называет себя "канадцами" (39,4%), поскольку большинство канадцев, особенно те, чьи предки приехали во времена колонизации, рассматривают себя как канадский этнос. Далее следуют те, кто называет себя англичанами (34,4%), французами (25,7%), немцами (3,6%), итальянцами (2,8%), украинцами(1,7%), аборигенами (индейцами и эскимосами 1,5%), китайцами (1,4%), голландцами (1,4%), поляками (0,9%), русскими (0,1%).
    Религии. Канадцы исповедуют большое количество религий. По последней переписи 77,1% канадцев считают себя христианами, их бо?льшую часть составляют католики (43,6% канадцев). Наиболее важная протестантская церковь - Объединённая церковь Канады (кальвинисты ); примерно 17% канадцев не связывают себя ни с какой религией, а остальное население (6,3%) исповедует отличные от христианства религии (чаще всего ислам).
    Урбанизация Канада - высокоурбанизированная страна. Городское население составляет 76,6 % всех жителей. Наиболее крупные города - Торонто, Монреаль, Ванкувер, Оттава, Эдмонтон.

    На востоке Канады бoльшая часть продуктов земледелия выращена на равнинах Великих озёр и в долине реки Святого Лаврентия . Юг Онтарио и Квебека выращивание самых различных продуктов, таких как салат-латук , огурец , кукуруза , яблоки , клубника и табак . Квебек является крупнейшим в Канаде производителем молока , обладая вторым по величине поголовьем КРС в стране. Франкоязычная провинция является также крупнейшим производителем молочных продуктов. Второй производитель молока, Онтарио, обладает, в свою очередь, третьим по величине поголовьем КРС. В Атлантических провинциях главным возделываемым растением является картофель .

    Рыболовство. Около 3/4 улова приходится на акваторию Атлантического океана, важный район лова здесь - знаменитая Ньюфаундлендская банка. Большие Банки богаты рыбными косяками, представляющими собой один из крупнейших мировых запасов. Рыбная промышленность Атлантических провинций ловит, главным образом, раков , лангустов , креветок и карпов . Британская Колумбия - это область, доля лосося в улове которой наибольшая во всей Северной Америке .

    Для Канады большое значение имеет пушное хозяйство. Охота всегда была одним из главных занятий аборигенов. На острове Принца Эдуарда звероводческая ферма. Здесь выращивают норку, лисицу, нутрию, шиншиллу.

    6. Транспорт. Густота транспортной сет в Канаде 2-3 км на 1000 км 2 территории. Основная железнодорожная магистраль страны - Трансконтинентальная дорога. Она проходит по южной кромке Канады от Галифакса на востоке до Ванкувера на западном побережье. По длине железнодорожной сети занимает 4 место, уступает США, России и Китая. Двумя основными железнодорожными компаниями страны являются Canadian National Railway и Canadian Pacific Railway . Крупнейший железнодорожный узел страны - Монреаль, за ним следуют Калгари и Торонто. В Торонто, Ванкувере и Монреале имеются современные системы метрополитена.

    Особенно быстро развивается автомобильный транспорт. Протяженность автодорог почти в 10 раз превышает длину железных дорог. Главные города Канады связаны между собой автострадами . Среди них выделяются "Трансканадская автомагистраль". Осуществляется широкая программа строительства дорог, ведущих на Канадский Север. Главная из них (Аляскинское шоссе) была проложена еще в годы второй мировой войны.

    Велика роль водного транспорта. Главными портовыми центрами Канады являются Ванкувер, Монреаль, Галифакс , Сент-Джон и Торонто. Морской путь Святого Лаврентия позволяет большим судам проходить от Атлантического океана до Великих озёр. Ее в Северной Америке называют Великим морским путем. Канал Уэлленд, построенный Канадой в 1932 г., соединяет озера Эри и Онтарио, проходит параллельно р. Ниагаре..

    Трубопроводным транспортом транспортируется внутри страны за пределами горючие полезные ископаемые (нефть и газ).

    По протяженности воздушных линий Канада занимает II место после США. Главными воздушными воротами страны являются Торонто, Ванкувер и Монреаль. Основной авиакомпанией страны считается Air Canada .

    7. Внешнеэкономические связи.

    Доля экспорта в ВВП страны- 22%, это почт вдвое больше, чем в США.

    Экспорт. Импорт.

    1. сырье 1. машины

    2. полуфабрикаты 2. автомобили комплектующие

    3. автомобили и комплектующие 3. сырая нефть

    4. станки 4. химикаты

    5. самолеты 5. электроэнергия

    6. телекоммуникационное оборудование

    Главными внешнеэкономическими партнерами Канады являются США, Великобритания и ФРГ. Канада- член НАФТА, НАТО, НОРАД, ОЭСР.

    Вспомнить как переводятся эти интеграции.

    IV. Закрепление.

    1. Ответить на вопросы после параграфа. .
    2. Назвать виды минерального сырья, по которым Канада является мировым производителем и экспортером.
    3. Заполните таблицу "Основные типологические черты населения и хозяйства США и Канады".

    VI. Подведение итогов урока.

    Выставление оценок за участие на уроке.

    V. Домашнее задание.

    1. Устно - прочитать текст учебника, стр.316-318;
    2. Докончить заполнение таблицы.

    Подробное решение тема Тема 9 по географии для учащихся 10 класса, авторов В.П. Максаковский Базовый уровень 2017

    Задание 1. Используя текст учебника и карты атласа, дайте характеристику ЭГП США. Действительно ли оно является выгодным? Почему вы так думаете? Примените типовой план характеристики ЭГП страны (региона) на с. 233.

    Задание 2. Используя текст учебника и рис. 78-81, дайте характеристику крупнейших городских агломераций и мегалополисов США. Рассчитайте долю трёх мегалополисов в площади и населении страны, сравните показатели плотности населения в мегалополисах со средним по стране, сделайте выводы.

    Проанализировав данные таблицы можно сделать вывод, что самой густонаселенной агломераций США является Нью-Йорк, также она лидирует по показателю средней плотности населения. Средний показатель плотности населения по стране приблизительно 35 чел/км2. Таким образом плотность агломерации Нью-Йорка приблизительно в 20 раз больше, чем средняя плотность по стране. Самой большой по площади является агломерация Лос-Анджелеса.

    Задание 3. Пользуясь данными таблиц и рисунков темы 9 и таблицами «Приложений», сделайте необходимые расчёты, составьте в тетради столбиковую (полосовую) или круговые диаграммы, показывающие долю США в мировом промышленном и сельскохозяйственном производстве по отдельным видам продукции. Проанализируйте их.

    Задание 4. Используя рис. 82, назовите семь главных «нефтяных» штатов США. Определите, в каких из них добыча нефти ведётся и на континентальном шельфе. Попробуйте объяснить конфигурацию сложившейся системы нефтепроводов, причины сооружения Трансаляскинского нефтепровода. По рис. 22 определите, откуда США импортируют нефть и нефтепродукты. Чем это объясняется? Примените типовой план характеристики отрасли промышленности страны (региона).

    К главным нефтяным штатам США относят: Техас, Луизиану, Оклахому, Нью-Мексико, которые поставляют свыше 70% добываемой в стране нефти, также нефть добывается на Аляске, в Калифорнии, Канзасе и Миссисипи. В Луизиане и Калифорнии добыча нефти ведется и на континентальном шельфе. Сеть нефтепроводов характеризуется направленностью от мест добычи нефти и крупных морских портов до промышленных центров (крупные города с развитой нефтепереработкой). Трансаляскинский нефтепровод предназначен для перекачивания нефти, добываемой на месторождении Прадхо-Бей на севере Аляски, в порт города Валдиз на её юге, длина нефтепровода 1288 км. Строительство нефтепровода началось после энергетического кризиса 1973 года. Подорожание нефти сделало экономически выгодным её добычу в Прадхо-Бей, и стало одной из основных причин постройки нефтепровода. Несмотря на собственную добычу нефти, США является одним из крупнейших ее импортеров на мировом рынке. Треть ввозимой нефти в США поставляется из стран Персидского залива. Также США импортирует нефть из Венесуэлы, Мексики, Нигерии.

    Задание 5. Используя рис. 83, составьте в тетради конспективно-справочную таблицу «Главные районы чёрной металлургии США». По рис. 25 определите, из каких стран США ввозят железную руду. Чем это вызвано?

    США импортирует железную руду из Канады, Бразилии, Венесуэлы, Чили, Австралии.

    Задание 6. Используйте экономическую карту США и карту машиностроения мира в атласе для конкретизации характеристики машиностроения, содержащейся в тексте учебника. Определите по ним крупнейшие центры этой отрасли. Проиллюстрируйте положение учебника о том, что главные машиностроительные районы совпадают с мегалополисами США.

    Машиностроение одна из главных отраслей промышленности США. Лидирующее положение в ее структуре занимает автомобилестроение. Автомобильные заводы имеются в 125 городах, расположенных в 26 штатах страны. Однако больше всего автомобилей производится в пределах Приозёрного мегалополиса. Здесь находятся главный «автомобильный штат» Мичиган и «автомобильная столица» США - Детройт. Также высоким уровнем развития выделяется авиа-ракетно-космическая отрасль. По уровню развития передовых технологий, масштабам и объёму производства, номенклатуре выпускаемой продукции и числу занятых в производстве занимает одно из лидирующих мест в мире. Основные производства данной отрасли сконцентрированы в Тихоокеанских штатах, и прежде всего в Калифорнии, где находится «авиаракетно- космическая столица» США - Лос-Анджелес. Большую роль играет и Сиэтл - родина компании «Боинг», производящей почти 1/2 всех авиалайнеров в мире. Размещение машиностроения в основных чертах совпадает с размещением городов и агломераций. В ещё большей мере это относится к трём мегалополисам США, которые фактически образуют три главных маши-ностроительных района страны. Первый мегаполис – Босваш, в котором производится примерно половина промышленной продукции США. Другой мегалополис - Чипиттс (Чикаго-Питтсбург) сформировался в США на побережье Великих озер. Наиболее молодой мегалополис на западе страны Сан-Сан протянулся от Сан-Франциско до Лос-Анджелеса.

    Задание 7. Пользуясь текстом, рис. 84 и другими рисунками учебника, а также экономической картой США в атласе, составьте в тетради конспективно-справочную таблицу «Промышленные пояса США» по следующей форме. Сформулируйте и запишите выводы.

    Промышленные пояса выделены на основе преобладания определённых отраслей в промышленности различных регионов США.

    Задание 8. По рис. 85 опишите размещение растениеводства США. Способом наложения рис. 85 и карты административно-территориального деления США в атласе определите: 1) два главных «пшеничных» штата (один по яровой, другой по озимой пшенице); 2) главный «кукурузный» штат.

    Основные объемы сельскохозяйственных земель сконцентрированы в Центральных штатах, на Востоке и Юго-Востоке страны. В США районы, специализирующиеся на выращивании преимущественно одной культуры принято называть сельскохозяйственными поясами. Например кукурузный пояс, возникший на севере Центральных равнин, где почвенно-климатические условия исключительно благоприятны для выращивания данной культуры. Основной район выращивания озимой пшеницы - Канзас, яровой – Миннеаполис, кукурузы – Айова.

    Задание 9. С помощью учебника и дополнительных источников информации разработайте индивидуальные проекты путешествия по США, предусматривающие знакомство с наиболее интересными природно-рекреационными и культурно-историческими достопримечательностями страны. Проведите коллективную презентацию подготовленных проектов и выберите лучший из них.

    США - ежегодно привлекает множество туристов. Здесь представлен проект путешествия по западному побережью США с посещением главных достопримечательностей этого региона.

    Начать путешествие можно с г. Сиэтла. Главным символом города является башня Спейс Нидл, которая была построена для Всемирной выставки 1962 года. Башня расположена на территории выставочного комплекса, который является местом проведения городских и культурных мероприятий. Также визитной карточкой города является Пайк-Плейс-маркет (рынок), который ежегодно посещает до 10 млн человек. Данный рынок был открыт в 1907 году и является старейшим рынком на континенте. В городе много музеев: Музей научной фантастики, Азиатский музей Винг Люка (посвящен истории азиатских иммигрантов), Музей Авиации (является одним из самых популярных музеев в США, был открыт в 1965 году в здании компании «Боинг») и пр. Среди нетипичных туристических достопримечательностей стоит выделить Стену жевательной резинки. Она представляет собой стену, которая заклеена тысячью прожеванных жвачек. Также Сиэтл является родиной сети кофеен Старбакс. В городе находится одна из первых кофеен Старбакса, которая является одним из мест привлекающих туристов.

    Далее можно посетить Йеллоустонский национальный парк, который является международным биосферным заповедником, включенным в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Также он является первым в мире национальным парком (основан 1 марта 1872 года). Парк знаменит многочисленными гейзерами и другими геотермическими объектами, богатой живой природой, живописными ландшафтами.

    Следующим пунктом маршрута будет город Солт-Лейк-Сити. Город расположен близ Большого Солёного озера. Данное озеро является крупнейшей бессточной областью Северной Америки. Озеро служит источником глауберовой и поваренной соли. Вода озера содержит примерно в восемь раз больше соли, чем морская. Такой уровень солености (от 140 до 300%о) дает возможность использовать его ресурсы в лечебных целях. Также стоит посетить сам город Солт-Лейк-Сити. Центральной достопримечательность города считается Темпл-сквер, на которой находятся храм Солт-Лейк-Сити. На площади также располагается историческое здание Табернакля, где выступает знаменитый во всём мире Мормонский хор. В окрестностях Солт-Лейк-Сити находятся несколько курортов мирового класса для зимнего и летнего отдыха. В 2002 год город принимал Олимпийские игры.

    После маршрут проходит через город Сан-Франциско. Город считается одним из красивейших мест США. Символ города считает мост Золотые Ворота, который является одним из самых больших подвесных мостов в мире. Длина моста составляет чуть менее 2 километров, высота над уровнем воды – 67 метров. Важными достопримечательностями города считаются Музей современного искусства, Музей Академии наук Калифорнии (естественно-научный музей), а также знаменитые контактные трамвайчики. Интерес туристов также привелкает улица Ломбард-стрит, которая является самой «кривой» улицей в США. Она проложена в виде восьми крутых поворотов на участке холма длиной 400 метров и уклон поверхности почти до 30 градусов.

    Между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом располагается два знаменитых национальных парка США, это парк Секвойя и парк Долина Смерти.

    Национальный парк Секвойя известен своими гигантскими секвойями, включая экземпляр под названием Генерал Шерман - самое большое (по объёму древесины) дерево на Земле.

    Долина Смерти является наиболее засушливым национальным парком в США. В территорию парка входит знаменитая Долина Смерти, которая является межгорной впадиной в районе пустыни Мохаве. В северо-западной части национального парка находится высохшее озеро Рейстрек-Плайя, которое известно интересным геологическим феноменом - движущимися по высохшему дну камнями (Движущиеся камни). Камни медленно двигаются по глинистому дну озера, о чём свидетельствуют длинные следы, остающиеся за ними. Камни передвигаются самостоятельно без помощи живых существ. Причиной движения стали большие (десятки метров), но тонкие (3-6 мм) участки льда, образующиеся после замерзания в предшествующие морозные ночи. Этот плавающий лёд, увлекаемый ветром и подлёдным течением, перемещал камни со скоростью 2-5 м/мин.

    Последним пунктом путешествия будет город Лос-Анджелес. Город является центром Большого Лос-Анджелеса - агломерации с населением выше 17 млн человек.

    Сегодня Лос-Анджелес это крупнейший мировой культурный, научный, экономический и образовательный центр США и всего мира. Этот город знаменит своим районом Голливуд, который является центром американской киноиндустрии.

    Задание 10. На основе текста и рисунков учебника и карт атласа дайте краткое письменное описание одного из макрорайонов США (по собственному выбору).

    Северо-восток - самый небольшой по площади макрорайон, но несмотря на это он играет важнейшую роль в экономике США. Регион обладит выходом в Атлантический океан, благодаря чему здесь расположены крупные морские порты США - Бостон, Балтимор. На территории региона расположен Аппалачский каменного-угольный бассейн, также присутствуют месторождения полиметаллических и алюминиевых руд. Регион характеризуется благоприятными почвенными и агроклиматическими ресурсами, что способствуем ведению сельского хозяйства. В с/х региона преобладает молочное животноводство, садоводство. Центром региона является Нью-Йорк. Это самый большой финансовый, промышленный, торговый и культурный центр США. Среди отраслей промышленности наиболее развиты такие отрасли как машиностроение, черная и цветная металлургия, текстильная промышленность. Также представлена химическая нефтеперерабатывающая и химическая промышленность основанная на привозном сырье (предприятия смещены к морским портам).

    Задание 11. Внимательно просмотрите текст и рисунки части I учебника и таблицы «Приложений». Выберите из них всё, относящееся к Канаде. Используйте карты атласа по Канаде. На основе этих материалов дополните краткую социально-экономическую характеристику этой страны, данную в учебнике. Примените типовой план характеристики отдельной страны на с. 337.

    Задание 12 (Работа в тетради.)

    12.1. Пользуясь материалами темы 9, назовите основные типологические черты населения и хозяйства США и Канады. Представьте их в виде таблицы.

    12.2. Нанесите на контурную карту Северной Америки (по выбору): 1) наиболее крупные города; 2) главные морские порты; 3) трансконтинентальные железные дороги.

    12.3. Определите, какими видами тематических карт в учебнике и атласе вы пользовались при изучении данной темы. Какие из них явились для вас новыми?

    При изучении темы использовалась физическая карте Северной Америки. Также использовалась карта плотности населения, карта хозяйства региона, карта месторождений полезных ископаемых, социально-географические карты, отображающие маршруты транспорта, расположение социально-значимых объектов.

    12.4. По тексту учебника и рис. 75 дайте описание Центрального делового района американского города.

    Для американских городов характерна чёткая прямоугольная планировка. Обычно выделяется центральный деловой район, или «даунтаун», где концентрируются органы управления, банки, средства массовой информации и обслуживания. В больших городах его облик обычно определяют здания-небоскрёбы.

    Блок самоконтроля и взаимного контроля

    Объясните почему:

    1. Северо-Восток США получил наименование «мастерская нации».

    Северо-Восток долгое время являлся главным промышленным, политическим и культурным центром всей страны. Даже на сегодняшний момент, когда отрасли промышленности размещены по территории страны относительно равномерно, Нью-Йорк продолжает играть роль значимого экономического центра не только США, но и всего мири.

    2. Значительная часть тяжёлой промышленности США и Канады концентрируется в районе Великих озёр.

    Ответ: Тяжелая промышленность включает в себя черную и цветную металлургию, машиностроение и химическую промышленность. Все эти отрасли являются большими потребителями воды, что объясняет их тяготение в источнику воды (в данном случае Великие озера). Также в районе этих озер сконцентрировано большое количество ТЭС, АЭС, что решает вопрос с электроэнергией для производства металлов и пр. Великие озера являются важной частью транспортной системы США, они позволяют вывозить производимые товары из этих регионов в другие регионы США и мира.

    3. Алюминиевые заводы США находятся в долинах рек Теннесси и Колумбия.

    Ответ: Для производства алюминия требуется большое количество электроэнергии. Гидроэлектроэнергия является одной из самых дешевых, в связи с чем заводы по производству алюминия располагаются рядом с ними. В США на реках Теннесси и Колумбия распложены ГЭС.

    4. Специализация сельского хозяйства США и Канады изменяется по мере продвижения с востока на запад.

    На специализацию сельского хозяйства большое влияние оказывают агроклиматические условия. Так восточные регионы США и Канады имеют более благоприятные условия: больше осадков, отсутствие крайне низких и крайне высоких температур, эти регионы обеспечены водными ресурсами. Западные регионы имеют гористый рельеф, более засушливый климат, меньше осадков, что не позволяет выращивать такой же набор с/х культур как на востоке.

    5. Флорида, Калифорния и Гавайи привлекают наибольшее число туристов.

    Ответ: Эти штаты характеризуются благоприятным для туристической сферы климатом. Так температура в этих штатах практически не опускается ниже нуля, выпадает среднее количество осадков. Также эти штаты имеют обширное морское побережье, что способствует развитию пляжного отдыха.

    6. В США и Канаде в последние десятилетия повысился интерес к освоению районов Севера.

    Северные регионы богаты минеральными ресурсами (Аляска у США, северные территории у Канада). В свете постоянного роста объемов промышленности, страны заинтересованы в открытии новых месторождений.

    Какие проблемы возникают:

    1. В связи с ускоренной индустриализацией Юга и Запада США?

    В связи с высокими темпами индустриализации увеличивает количество экологических проблем: увеличивается количество выбросов в атмосферу углекислого газа и частиц металлов, происходит загрязнение поверхностных вод, почв, также увеличивается количество земель, которые стали непригодны для использования в результате непродуманной деятельности человека. Также усиливаются количество социальных проблем: быстрый рост численности населения, увеличение потока мигрантов.

    2. В связи с тем, что экономика США начинает всё более зависеть от импорта нефти, железной руды и других видов сырья и топлива?

    Данная зависимость приводит к увеличению стоимости продукции, в след за увеличением стоимости сырья.

    Согласны ли вы со следующими утверждениями:

    1. Мегалополис «Босваш» - самая большая урбанизированная зона в США.

    Ответ: Утверждение верно, так как Босваш представляет собой агломерацию, которая растянулась от Бостона через Нью-Йорк, Филадельфию, Балтимор до Вашингтона. В ней проживает более 45 млн чел (14% населения США).

    2. В последнее время Аляска стала важным районом добычи нефти в США.

    Ответ: Утверждение верно, так как с середины 20 века на Аляске были открыты новые месторождения нефти.

    3. В США и Канаде господствует фермерский тип сельского хозяйства.

    Ответ: Утверждение верно.

    4. Транспортная система США относится к тому же типу, что и транспортная система зарубежной Европы.

    Нет. Транспортная система США вместе с Канадой образует североамериканский тип транспортной системы. Для этого типа характерно развитие всех видов транспорта, большой объем и дальность перевозок, относительно небольшая густота дорог и большая роль автомобильного транспорта. Каркас этой сети образуют трансконтинентальные магистрали широтного и меридионального направления.

    5. Река Св. Лаврентия соединяет Великие озёра с Нью-Йорком.

    Ответ: Неверно. Река Св. Лаврентия соединяет Великие озёра с Атлантическим океаном.

    6. В Атланте находится крупнейший аэропорт мира.

    Ответ: Верно. Международный аэропорт Хартсфилд-Джексон (Атланта) является самым крупным аэропортом мира по пассажирообороту.

    7. Население Канады составляет 1/2 населения США.

    Ответ: Неверно. Население США составляет 323 млн чел (данные 2016 г), население Канады 36 млн чел (данные 2016г). Таким образом население США почти в 9 раз больше населения Канады.

    Можете ли вы:

    1. Найти на карте города США, упоминаемые в основном тексте темы 9, и по памяти расположить их с востока на запад?

    Ответ: Бостон, Нью-Йорк, Вашингтон, Питсбург, Кливленд, Детройт, Чикаго, Сан-Диего, Лос-Анджелес, Сан-Франциско.

    2. Привести примеры «молочного», «кукурузного», «пшеничного», «апельсинового», «ананасового», «яблочного», «хлопкового» штатов США?

    Ответ: Пшеничный пояс сформировался на Великих равнинах, главными «пшеничными» штатами являются Северная и Южная Дакота, Канзас. Кукурузный пояс возник на севере Центральных равнин, где почвенно-климатические условия исключительно благоприятны для выращивания данной культуры. Штатами-лидерами по выращиваю кукурузы являются Айова (называют «кукурузный» штата), Иллинойс, Индиана. Молочный пояс сформировался в Приозёрье и штатах Северо-Востока. «Молочными» штатами принято считать Висконсин, Мичиган, Миннесота. Хлопковый пояс сформировался по нижнему течению Миссисипи. Главным «хлопковым» штатом считается Миссисипи. Ведущим штатом по выращиванию цитрусовых (апельсинов) является Флорида. «Ананасовым» штатом считаются Гавайи. Больше половины яблок в США выращивается в штате Вашингтон, что позволяет его назвать главным «яблочным» штатом.

    3. Сказать, какой из приведённых ниже показателей характеризует долю Запада в площади всей страны (в %): 20, 36, 49, 64?

    Ответ: 64%.

    4. Назвать четыре основные черты ЭГП США?

    ЭГП США на всех этапах благоприятствовало развитию страны. Это объясняется наличием широкого фронта морских границ (12 тыс. км), прекрасных естественных гаваней и особенно положением основной территории между двумя океанами. Сухопутные границы с Канадой и Мексикой проходят по условным линиям, рекам и озёрам, способствуя развитию торгово-экономических связей.

    5. Из приведённого ниже перечня выбрать штаты США, выходящие к побережью Тихого океана: 1) Монтана, 2) Аризона, 3) Вайоминг, 4) Юта, 5) Калифорния, 6) Нью-Мексико, 7) Вашингтон, 8) Орегон?

    Ответ: Калифорния, Вашингтон, Орегон.

    6. Указать, какие три этнические группы выделяются в составе населения США?

    Ответ: Три группы: американцы США, переходные иммигрантские группы (люди, которые сравнительно недавно переехали в США), жители-аборигены (индейцы, эскимосы и пр.)

    7. Расположить по убывающей пять крупнейших городских агломераций США по численности населения: 1) Чикаго, 2) Лос-Анджелес, 3) Нью-Йорк, 4) Даллас, 5) Майами?

    Ответ: 1 место по количестве населения – агломерация Нью-Йорка, 2 место – Лос-Анджелес, 3 место – Чикаго, 4 место – Даллас, 5 место – Майами.

    8. Объяснить, что означает выражение «вторая экономика США»?

    «Второй экономикой США» называют сеть международных производств и коммерческой деятельности, созданную корпорациями США посредством прямых инвестиций в другие страны. По суммарному производству товаров и услуг она значительно превосходит другие развитые страны.

    9. Назвать четыре группы отраслей, которые характеризуют лицо Канады в международном географическом разделении труда?

    Ответ: 1 – горнодобывающая промышленность, 2 – цветная металлургия, 3 – деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, 4 – сельское хозяйство и пищевая промышленность.

    10. Перечислить виды минерального сырья, по которым Канада является мировым производителем и экспортёром?

    Ответ: Канада является мировым лидером по добыче кобальта, калийных солей, асбеста. Также она занимает лидирующие позиции по добыче урана, цинковых руд и серы (2-е место), 3-е место по добыче природного газа и платиноидов, 4-е место по добыче медной руды и золота, 5-е по свинцовым рудам, 7-е место по добыче серебра. К ведущим отраслям горнодобывающей промышленности страны относится также нефтегазовая.

    Используйте текст учебника и карты для ответа на вопросы:

    1. В каких частях США наиболее вероятна занятость людей в: 1) добыче нефти, 2) авиаракетно-космической промышленности, 3) выращивании цыплят-бройлеров?

    Ответ: 1 - Тихоокеанское побережье (Калифорния), штаты побережья Мексиканского залива (Техас, Луизиана), Аляска; 2 - Тихоокеанское побережья (Калифорния с «авиаракетно-космической столицей» США - Лос-Анджелесом, штат Вашингтон (Сиэтл); 3 - Северо-Восток страны (штаты Джорджия и Арканзас).

    2. По каким трансконтинентальным железным дорогам можно пересечь США и Канаду в широтном направлении?

    Ответ: Канаду можно пересечь по Канадской тихоокеанской железной дороге, которая соединяет Ванкувер (на западе Канады) и Монреаль (на востоке), а также присутствует в крупнейших городах США, таких как Миннеаполис, Чикаго и Нью-Йорк. По территории США проходит Первая трансконтинентальная дорога США, которая строилась в 1860-х годах и связала между собой центральные и западные штаты страны с калифорнийским побережьем Тихого океана.

    3. Какие природные, социально-экономические и исторические причины способствовали развитию Северо-Востока США?

    Ответ: Штаты Северо-Восточного региона находятся в умеренном климате, для которого характерно умеренное количество осадков, отсутствие слишком низких и высоких температур. Также именно с территории этих штатов началось заселение Америки. Сегодня на развитие этих штатов влияет нахождение в этом регионе крупной агломерации Босваш, которая включает в себя «экономический» центр США – Нью-Йорк.

    Представьте себе:

    1. Что вы посетили один из больших городов США или Канады. Опишите его.

    Оттава - столица Канады. Расположена в восточной части провинции Онтарио на берегу реки Оттавы, по которой проходит граница между провинциями Онтарио и Квебек. Город был основан в 1820-е годы как лагерь солдат и ремесленников, строивших канал Ридо, а в 1850 году получил официальный статус города лесорубов и лесосплавщиков. С 31 декабря 1857 года Оттава - столица объединённой провинции Канада, с 1867 года - столица государства Канада. В дальнейшем город развивался как транспортный и промышленный центр, а во второй половине XX века пережил масштабную перестройку, направленную на улучшение городской экологии. Оттава - молодой город и не располагает большим числом архитектурных памятников. Самое старое здание в городе - Музей Байтауна, расположенный в бывшем военном складе. Историческую ценность представляют дома середины XIX века в центральной части города. В историческом центре города находится главная достопримечательность города - Парламентский холм. На нём расположился комплекс парламентских зданий, выполненных в готическом стиле. Комплекс был построен в 1922 году. В утренние часы на Парламентском холме происходит церемония смены почётного караула. В зимнее время на участке канала протяжённостью 7,8 км, проходящего по историческому центру Оттавы, открывается каток. Это самый длинный каток в мире. Южнее Парламентского холма расположен Канадский музей природы - главный музей естествознания в стране. Здесь представлены разнообразные виды растений и животных со всего мира, как современных, так и древних, а также геологические коллекции.

    2. Что вы захотели познакомиться с промышленностью США. Какие города вам нужно посетить, чтобы побывать на: 1) авиационном заводе, 2) крупном предприятии по производству электронных изделий, 3) автомобильном заводе, 4) нефтехимическом комбинате, 5) комбинате чёрной металлургии?

    Ответ: 1 - города востока США (Цинциннати, Индианаполис, Нью-Йорк, Буффало) и города на западе США (Сакраменто, Финикс, Сиэтл); 2 – предприятия по производству электронных изделий размещены по территории страны более равномерно, чем предприятия других отраслей промышленности, но наиболее выделяются такие города как Лос-Анджелес, Чикаго, Нью-Йорк, Бостон; 3 – Детройт и окрестные города; 4 – города таких штатов как Техас (Бомонт, Одесса, Хьюстон), Луизиана (Батон-Руж), Оклахома; 5 – города Северо-Востока США: Питтсбург, Янгстаун, Кливленд, Детройт и пр.

    3. Что у вас появилась возможность поработать на: 1) скотоводческом ранчо, 2) табачной плантации, 3) лесопильном заводе. В какие штаты США или провинции Канады вам следовало бы для этого направиться?

    1 – в США мы посетим штат Висконсин, Миннесота, Иллинойс, в Канаде провинцию Альберта,

    2 - в США мы посетим штаты Вирджиния, Джорджия, Кентукки, а в Канаде провинцию Онтарио,

    3 – в США мы Северо-Западные штаты (Вашингтон, Орегон), а в Канаде такие провинции как Британская Колумбия, Квебек, Онтарио.

    Заполните пропуски в следующих фразах:

    1. Экономической столицей США считается..., но с ним всё более конкурирует...

    Ответ: считается Нью-Йорк, конкурирует Лос-Анджелес.

    2. Большая часть территории Среднего Запада выходит к... и..., двум главным водным артериям Северной Америки.

    Ответ: выходит к Миссисипи и Миссури.

    3. К числу важных сельскохозяйственных культур Юга США относится...

    Ответ: относится хлопок.

    4. В канадской провинции... большинство жителей говорят по-французски.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!