Информатика егэ за год. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ по информатике

Самостоятельная подготовка к ЕГЭ по информатике. Кашаев С.М., Шерстнева Л.В.

СПб.: 2009 - 464 с.

Книга предназначена для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по информатике в общеобразовательных школах и содержит следующие разделы: "Информация и информационные процессы", "Системы счисления", "Логика", "Информационные модели и системы", "Компьютер, операционные системы и программные оболочки", "Обработка графической и звуковой информации", "Электронные таблицы", "Базы данных", "Телекоммуникационные технологии", "Алгоритмизация и программирование". Последней теме, с учетом преобладания этих вопросов в тестах ЕГЭ, посвящены три главы: алгоритмизация задач, программирование, алгоритмы без программирования. Каждая глава построена следующим образом: сначала рассматриваются необходимые теоретические сведения, по мере изложения которых приводятся типовые примеры, в конце содержится отдельный раздел с примерами. Книга может использоваться как при подготовке к ЕГЭ, так и в текущем учебном процессе учащимися и учителями школ и колледжей.

Формат: pdf

Размер: 6 Мб

Смотреть, скачать: docs.google.com ; yandex.disk

Файлы проектов:

Формат: архив rar

Размер: 366 Кб

Скачать: docs.google.com ; yandex.disk

Оглавление
Введение 9
От авторов книги 13
Глава 1. Информация и информационные процессы 15
Количество информации 17
Закон аддитивности информации 19
Вычисление минимального количества вопросов 20
Вероятность и формула Шеннона 22
Процесс передачи информации 24
Кодирование текстовых данных 29
Ситуации с тремя элементарными событиями 30
Примеры заданий 31
Задания из ЕГЭ 2009 39
Глава 2. Системы счисления 43
Виды систем счисления 43
Перевод чисел из одной системы в другую 47
Дробные числа 51
Действия над числами 54
Представление отрицательных чисел 56
Интервал чисел на разрядной сетке 58
Ошибки при выполнении сложения и вычитания 58
Примеры заданий 60
Задания из ЕГЭ 2009 71
Глава 3. Математическая логика 76
Логические операции 78
Свойства логических операций 81
Примеры заданий 83
Задания из ЕГЭ 2009 107
Глава 4. Анализ и модели 115
Примеры заданий 115
Задания из ЕГЭ 2009 129
Глава 5. Компьютер и операционные системы 138
Архитектура вычислительных систем 139
Архитектура микропроцессора 142
Типы микропроцессоров 144
Операционные системы и файловая система 145
Примеры заданий 148
Задания из ЕГЭ 2009 152
Глава 6. Графика 154
Представление графических данных 154
Виды графики 155
Кодирование цветов 157
Примеры заданий 158
Глава 7. Интернет 161
Протоколы 163
Доменная система имен 165
Порядок в адресном пространстве 165
Службы Интернета 166
Электронная почта 166
Служба WWW 167
Служба передачи файлов FTP 168
Унифицированный указатель ресурсов 169
Язык гипертекстовой разметки HTML 169
Создание HTML-файла в Блокноте 171
Форматирование текста 176
Изображения 185
Гиперссылки 188
Списки 194
Таблицы 200
Внутренние гиперссылки 204
Тег <МЕТА> 205
Теги и

206
Примеры заданий 208
Задания из ЕГЭ 2009 215
Глава 8. Электронные таблицы 219
Запуск программы Microsoft Excel 2007 221
Создание книги Microsoft Excel 224
Создание формул и форматирование ячеек 226
Относительные и абсолютные ссылки 231
Ссылки на другие листы и другие книги 241
Доступ квстроенным функциям 242
Функция ЕСЛИО 244
Фушщш.И0,ИЛИ()т5.НЕ0 245
Вложенные функции ЕСЛИО 246
Функция СЧЁТЕСЛЩ 246
Функции ОКРУГЛО, ОКРУГЛВНИЗО и ОКРУГЛВВЕРХО 247
Функция ЦЕЛОЕО 248
Функции дат и времени 248
Создание имен для ячеек и диапазонов 250
Массивы 251
Примеры автоматизации 252
Работа с диаграммами 255
Создание графика 259
Примеры заданий 261
Задания из ЕГЭ 2009 269
Глава 9. Базы данных 273
Структура данных 274
Создание таблицы в базе данных 276
Запросы 277
Условия отбора 278
ЗАДАНИЕ несовпадающих значений 279
Числовые условия в отборе 279
Ввод нескольких условий в одном поле 280
Ввод условий отбора по нескольким полям 280
Примеры заданий 281
Задания из ЕГЭ 2009 283
Глава 10. Программирование 285
Знакомство с языком Паскаль 287
Компиляция 291
Операторы для работы с целыми числами 292
Вещественные числа 296
Правила при вычислении выражений 299
Константы 301
Работа с символами 302
Логический тип данных 304
Оператор условия 305
Оператор выбора 311
Оператор цикла for 312
Цикл с предусловием 319
Цикл с постусловием 322
Массивы 323
Работа с символьными строками 331
Примеры заданий 334
Задания из ЕГЭ 2009 354
Глава 11. Алгоритмизация задач 359
Анализ чисел и системы счисления 359
Подсчет суммы цифр в числе 360
Преобразование числа в двоичную систему 361
Анализ четности чисел 363
Построение треугольников из отрезков 365
Одномерные массивы 368
Нахождение среднего арифметического 368
Суммирование элементов массива с учетом условия 369
Проверка упорядоченности массива 370
Обмен значений массива 371
Суммирование соседних элементов массива 372
Подсчет элементов по условию 373
Перенос модулей значений в другой массив 375
Подсчет количества максимальных элементов 376
Двумерные массивы 379
Вычисление суммы максимальных элементов 379
Поиск столбца с максимальной суммой 381
Вычисление суммы при условии 383
Анализ функций 384
Расчет значений функции 384
Принадлежность точки определенной области 385
Принадлежность точки кольцу 388
Принадлежность точки квадрату 390
Принадлежность числа определенному интервалу 393
Решение уравнений 395
Квадратное уравнение 400
Решение неравенства 402
Обработка наборов данных 404
Тестирование учащихся 404
Отчет по олимпиаде 407
Сертификаты 409
Результаты экзамена 411
Полупроходной балл 413
Сортировка 415
Сортировка выбором 416
Сортировка обменом значений 421
Поиск решения на шахматной доске 422
Задания из ЕГЭ 2009 426
Глава 12. Алгоритмы без программирования 436
Калькулятор 436
ЗАДАНИЕ 1 436
ЗАДАНИЕ 2 437
ЗАДАНИЕ 3 438
ЗАДАНИЕ 4 439
ЗАДАНИЕ 5 439
Игровая стратегия 440
Игра1 440
Игра 2 441
Игра 3 442
Игра 4 443
Робот 444
ЗАДАНИЕ 1 445
ЗАДАНИЕ 2 446
Черепашка 447
Задания из ЕГЭ 2009 448
Заключение 457
Литература 458
Предметный указатель 459

Итак, Единый государственный экзамен полноценно вошел в нашу жизнь. Эта книга адресована учащимся, которые собираются сдавать Единый государственный экзамен по дисциплине "Информатика и информационно-коммуникационные технологии". Назначение этой экзаменационной работы заключается в том, чтобы оценить подготовку выпускников общеобразовательных учреждений по данной дисциплине с целью проведения итоговой аттестации и конкурсного отбора абитуриентов в учреждения среднего и высшего профессионального образования.
Общее число заданий в экзаменационной работе - 32, а сама работа состоит из трех частей. Первая часть (А) содержит 18 заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности. В этой части собраны задания с выбором ответа, подразумевающие указание одного правильного ответа из четырех предложенных. Задания выполняются на черновике, а ответы заносятся в специальный бланк для ответов части А.
Вторая часть (В) содержит 10 заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности. В этой части собраны задания с краткой формой ответа, подразумевающие самостоятельное формулирование и ввод ответа в виде последовательности символов. Задания выполняются на черновике, а ответы заносятся в специальный бланк для ответов части В.
Третья часть (С) содержит 4 задания, первое из которых повышенного уровня сложности, а остальные три - высокого уровня
сложности. Задания этой части подразумевают запись в произвольной форме развернутого ответа на специальном бланке.

Попросту невозможно поступить на бюджет в престижный вуз на популярные специальности, такие как экономика, юриспруденция, компьютерная безопасность и т.п. Обучение на платной основе большинство людей просто не в состоянии - платить от 100 тысяч рублей в год могут лишь единицы.

При этом школьная программа, в большинстве случаев, не включает в себя заложенные в ЕГЭ темы. Да и большинство школьных учителей не в состоянии дать ученику тот уровень, который необходим для получения высоких баллов. От учащихся часто можно услышать о переписывании учебников вместо грамотного обучения, решении на уроках совсем не тех примеров, которые им нужны, малого количества нужных им уроков.

Что же делать ученику и родителям в таком случае? Большинство родителей стараются найти своему чаду профессионального учителя по необходимому предмету, что, в принципе, правильно, особенно если брать такие предметы, как математика и физика. Подготовка к этим предметам крайне сложна: для сдачи математики необходимо прорешать огромное количество различных вариантов заданий, в физике - знать все необходимые законы, формулы, и уметь их применить.

Принцип сдачи экзамена по информатике кардинально отличается от сдачи названных выше предметов. Во-первых, большинство заданий - типовые, и, чтобы их выполнить, не нужно прорешивать сотни разных вариантов. Во-вторых, некоторая часть заданий рассчитана на умение соображать логически. Многие ученики, впервые взяв пробный вариант по информатике, искренне удивляются тому, что задания похожи на головоломки, и начинают решать их в свободное время просто ради интереса.

Здесь нужно понимать, что некоторые задания крайне сложны, и потребуют от ученика максимума усилий не только для их решения, но даже для понимания того, чего от него вообще хотят. Однако для получения проходного балла (40 баллов в 2013 году) нужно просто несколько часов покорпеть над заданиями. И это при практически нулевой базе знаний по предмету.

Задания ЕГЭ по информатике можно разделить на несколько основных блоков:

  1. Программирование. Традиционно самый сложный раздел экзамена. Проблема заключается в том, что в большинстве общеобразовательных школ учителя дают минимальный уровень по программированию, а то и вовсе обходят эту тему стороной. И ученик просто не может понять основных принципов работы программы. Однако в современном интернете есть огромное количество справочных материалов, написанных понятным школьнику языком. И все же для изучения этой темы крайне желательно нанять репетитора, хотя бы для получения базовых знаний.
  2. Логика. Второй по сложности раздел экзамена. Для выполнения большинства заданий необходимо решить логическое уравнение или систему, уметь работать с множествами.
  3. Количество информации. Что может быть проще, чем посчитать количество байт в текстовом документе? При том, что дано количество символов в этом документе и размер каждого символа.
  4. Электронные таблицы. Здесь нужно знать основные математические функции программы MS EXCEL и принцип адресации ячеек в таблице. Excel установлен у большинства людей с пакетом Microsoft Office, и прорешать задания дома не составляет труда.
  5. Работа с системами счисления. Тут нужно будет вспомнить начальную школу : умение делить с остатком и решать примеры столбиком, т.к. калькулятором на ЕГЭ пользоваться запрещено.
  6. Различные задания на мышление, логику, счет.

Разумеется, при должном желании, подготовиться к ЕГЭ самостоятельно и набрать 60-80 баллов вполне возможно, однако крайне желательно найти репетитора, или, в крайнем случае, просто разбирающегося в информатике человека, который сможет указать на ошибки и подсказать верное решение. Приходить к такому человеку достаточно раз в неделю-две с выписанными заданиями, в которых возникли проблемы. И, разумеется, активно использовать интернет - на форумах по программированию, в социальных сетях, на тематических сайтах огромное количество всевозможных заданий с подробным решением.

Для эффективной подготовки по информатике для каждого задания дан краткий теоретический материал для выполнения задачи. Подобрано свыше 10 тренировочных заданий с разбором и ответами, разработанные на основе демоверсии прошлых лет.

Изменений в КИМ ЕГЭ 2019 г. по информатике и ИКТ нет.

Направления, по которым будет проведена проверка знаний:

Необходимые действия при подготовке :

  • Повторение теоретического курса;
  • Решение тестов по информатике онлайн ;
  • Знание языков программирования;
  • Подтянуть математику и математическую логику;
  • Использовать более широкий спектр литературы – школьной программы для успеха на ЕГЭ недостаточно.

Структура экзамена

Длительность экзамена – 3 часа 55 минут (255 минут), полтора часа из которых рекомендовано уделить выполнению заданий первой части КИМов.

Задания в билетах разделены на блоки:

  • Часть 1 - 23 задания с кратким ответом.
  • Часть 2 - 4 задачи с развернутым ответом.

Из предложенных 23 заданий первой части экзаменационной работы 12 относятся к базовому уровню проверки знаний, 10 – повышенной сложности, 1 – высокому уровню сложности. Три задачи второй части высокого уровня сложности, одна – повышенного.

При решении обязательна запись развернутого ответа (произвольная форма).
В некоторых заданиях текст условия подан сразу на пяти языках программирования – для удобства учеников.

Баллы за задания по информатике

1 балл - за 1-23 задания
2 балла - 25.
З балла - 24, 26.
4 балла - 27.
Всего: 35 баллов.

Для поступления в технический вуз среднего уровня, необходимо набрать не менее 62 баллов. Чтобы поступить в столичный университет, количество баллов должно соответствовать 85-95.

Для успешного написания экзаменационной работы необходимо четкое владение теорией и постоянная практика в решении задач.

Твоя формула успеха

Труд + работа над ошибками + внимательно читать вопрос от начала и до конца, чтобы избежать ошибок = максимальный балл на ЕГЭ по информатике.

Продолжаем помогать вам готовиться к ЕГЭ. Следующий предмет, о котором мы поговорили с выпускниками-2017 – информатика. Ребята делятся личным опытом, как они сдали ее на 90+ баллов.

ВЕСЬ ЕГЭ – ЭТО СПЛОШНОЙ ШАБЛОН

Алексей Звонарев, 94 балла

Я начал готовиться к информатике не сразу – в приоритете была математика. В ноябре я понял, что совсем забыл про этот предмет и решил пойти на курсы. Написал первый пробник и поймал себя на мысли, что точно надо заниматься.

За два месяца понял, что весь ЕГЭ – это сплошной шаблон, над которым просто надо потренироваться. С самого начала я решал задания из первой части, доводил ее до идеала, потому что основные баллы набираются именно благодаря ей. Плюс знать надо меньше, чем для решения второй части.

Самое главное при подготовке – заставить себя решать. Я просто сидел и выполнял все типы номеров. Если что-то не получалось, решал этого больше.

Чем ближе был экзамен, тем четче я понимал, что могу и на 100 баллов сдать. Самое главное – все внимательно читать. Это одна из самых важных составляющих успешной сдачи ЕГЭ по информатике.

На самом экзамене я был морально готов, но, когда увидел новое 26 задание, стало страшновато.

Вот еще один совет: пока вам на ЕГЭ по информатике рассказывают, как заполнять бланки (формальность), прочитайте задания из второй части, чтобы сразу иметь представление об их решении. И, если что, обдумать его. У меня были глупые ошибки, связанные с неправильным чтением.

И еще на ЕГЭ важно проверять первую часть несколько раз и не тратить много сил на задания, которые не даются. Сначала сделайте то, что можете, а потом уже думайте над оставшимся. Иначе можно не выполнить ничего.

НУЖНО РЕШАТЬ ЗАДАНИЯ С ДРУЗЬЯМИ

Дмитрий Гудилин, 91 балл

Я и до 11 класса знал информатику хорошо. Учился в физико-математическом классе, поэтому проблем у меня особых не было, а занимались мы по четыре урока в неделю. Если такой возможности нет, то лучше два часа в неделю уделять последней задаче. Брать условие из любого источника и решать сначала на листочке, а затем проверять себя программно.

Серьезную подготовку начал с марта. Купил сборник 20 вариантов ЕГЭ и раз в неделю решал по варианту без двух последних задач. Задание на логику начал решать за месяц до экзамена, потому что только тогда становится понятно, как она будет выглядеть. Особе внимание уделил последней задаче первой части – она обычно очень сложная.

За две недели до экзамена начал жить по особенному расписанию: ложился спать в восемь вечера, вставал в четыре утра и решал варианты. Из-за этого у меня день оставался свободным, и я гулял, что, конечно, надо делать.
За неделю до экзамена советую активно готовиться, но не по восемь часов в день. Делайте так, чтобы было время расслабиться и прийти бодрым на экзамен.

Самое сложное на ЕГЭ – сосредоточиться. Из-за невнимательности я допустил ошибку в последнем номере первой части – неправильно посчитал сумму цифр от 1 до 7.

Мой совет для тех, кто пишет варианты быстро – прорешать первую часть полностью заново, не заглядывая в прошлые решения и не вспоминая прошлые ответы. И в конце сверить, все ли совпадает.

Нужно решать задания с друзьями, потому что это дает стимул делать все быстро и правильно. При этом если возникают ошибки, можно сразу свериться. Я, например, с подругой по скайпу говорил в четыре утра.

Я НЕ ПОКУПАЛ НИКАКИХ КНИЖЕК

Кирилл Малышев, 91 балл

Для дополнительной подготовки к ЕГЭ по информатике я не покупал никаких книжек. Во-первых, они неоправданно дорогие, во-вторых, в них много ошибок, в-третьих, там напечатаны задания, просто взятые из открытых источников, в-четвёртых, они тяжёлые.

Для отработки навыков решения типовых задач полезны сайты, где выкладывают задания. Однако нужно выбирать только актуальные задачи, ведь они постоянно меняются. Ориентироваться стоит на демоверсию варианта ЕГЭ нынешнего года и варианты с последних прошедших экзаменов. Разборы всего этого есть в Интернете.
Мне помогли видеоразборы задач на YouTube. Это касается не только информатики, но и других предметов. Авторы таких разборов стараются максимально подробно объяснить каждое действие так, что всё становится очень понятно. Я обычно смотрел их в ускоренном режиме.
Также периодически появляется информация, вплоть до самого дня экзамена, о новых типах задач – обратите на это внимание.
Так или иначе, нужно как можно лучше отточить навык решение задач ЕГЭ, особенно в тестовой части. Необходимо помнить основные алгоритмы решения каждой задачи, чтобы на экзамене выполнять по большей части механическую работу, не раздумывая, как решать задание, ведь это отнимает много сил и, главное, времени, которого и так немного.
Что касается самого дня экзамена, то очень важно прийти на него со свежей головой. К сожалению, из-за сильного стресса я на информатику пришёл вовсе не выспавшимся. Из-за этого было сложно сосредоточиться. Говорят, что за день перед экзаменом лучше не напрягать голову, отдохнуть, но я считаю, что лучше в последние дни решать и разбирать задач. Главное – не засиживаться до ночи, чтобы сохранить ясный ум на утро.
Нужно быть готовым к тому, что некоторые задания могут отличаться от типовых из демоверсии. Они могут быть чуть сложнее, иметь немного другую формулировку или подходы к решению. В моём случае так было, например, с 26 задачей на выигрышную стратегию. В такой ситуации важно не испугаться. Если решение в голову не приходит, можно отложить этот номер на потом и решать другие. За ту задачу, кстати, мне дали два балла из трёх, хотя я, наверное, до сих пор не понимаю, что от меня хотели. Этот факт говорит ещё об одном: никогда нельзя оставлять задания совсем без решения. Если это тест, то ответ может каким-то волшебным образом совпасть с правильным, если это письменная часть, то стоит написать, пусть заведомо с ошибками, но хоть что-нибудь. Баллы ведь не вычитают за неверное решение, а хотя бы один балл лишним не будет. Но, конечно, это нужно делать после выполнения остальных заданий.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!