Популярные писатели 18 века. Литература и театра в России XVIII века

Между творениями первой и второй половин XVIII века проходит четкая граница, и произведения, созданные в начале века, сильно отличаются от последующих.

На западе уже развивались крупные литературные формы и шла подготовка к созданию жанра романа, а российские авторы еще переписывали жития святых и восхваляли правителей в неуклюжих громоздких стихотворениях. Жанровое разнообразие в российской литературе представлено скудно, она отстает от европейской литературы примерно на век.

Первая менее заметная фаза в основном является еще одним предшественником более позднего реализма. Он появился в Англии в конце века и был описан как феноменальный. Это было стремление авторов по-настоящему взглянуть на английское общество без какой-либо оценки. Мы рассматриваем Джонатана Свифта и Дэниела Дефо как представителя феноменального реализма. Второй этап - сам реализм. Его часто называют критическим реализмом. В более поздние годы писатели пытались критиковать общество и, в частности, свою мораль в своих произведениях.

Здесь мы также включаем самые реалистичные работы. Последний этап развития реализма стал натурализмом. Это проявилось до конца века. Эмиль Золя стал его пионером благодаря Экспериментальному роману, где он сформулировал принципы натурализма. Описательные реалистические тенденции поколебались до документальной точности и заметили негативные аспекты человеческой жизни. Человек понимает как иррациональное существо, которое руководствуется его страстями и страстями. В дополнение к золларизму мы включаем французского Гая де Мопасса и наших авторов, например, Карела Шлейхар.

Среди жанров русской литература начала XVIII века стоит назвать:

  • Житийную литературу (истоки - церковная литература),
  • Панегирическую литературу (тексты восхваления),
  • Русские стихи (истоки - русские былины, сложенные в тоническом стихосложении).

Реформатором отечественной литературы считают Василия Тредиаковского, первого профессионального российского филолога, получившего образование на родине и закрепившего языковое и стилевое мастерство в Сорбонне.

Реализм имеет несколько характеристик. Здесь снова мы видим главного героя, который определен определенным образом. Этот символ представляет собой определенный социальный слой и является значительным элементом в его среде. Реалистичные герои захвачены в своем развитии. Их характер меняется в ходе событий. При создании некоторых авторов мы находим один образец героя, согласно которому формируются другие символы. Один из них - героя Диккенса. Это маленький ребенок, часто сирота, который через несчастье своей судьбы может обеспечить себя в обществе и тем самым обрести свое место в жизни.

Во-первых, Тредиаковский заставил современников читать, а последователей писать прозу - он создал массу переводов древнегреческих мифов и европейской литературы, созданной на этой классической основе, подкинув современникам-писателям тему для будущих произведений.

Во-вторых, Тредиаковский революционно отделил поэзию от прозы, разработал основные правила силлабо-тонического русского стихосложения, опираясь на опыт французской литературы.

Другим примером является характер Бальзака. В основном молодые, амбициозные люди, пытающиеся тщетно преуспеть в богатом мире более высоких уровней. Когда они терпят неудачу, они приспосабливаются к обществу, проклинают свой характер и становятся лицемерами. Еще одна важная особенность реализма - подробное описание действий, персонажей или среды. История часто переплетается с описательными отрывками, иногда даже с небольшими тиражами. История замедляется, и подробная информация берет читателей из главной сюжетной линии.

Третий символ - это языковой стиль реалистических произведений. Основываясь на определенной среде, мы часто сталкиваемся с разговорным языком персонажей, где-то это диалекты. Главным представителем Франции по реалистической литературе был Гоноре де Бальзак. Он попытался сделать критическое впечатление о французском обществе и веке. Прежде всего, он сосредоточился на монетарной морали, контролирующей это общество. Сюда входят отец Горио, «Потерянные иллюзии и блеск» и «Осака Куртисана». Отдельная работа над утерянной жизнью - Евгения Гранде.

Жанры литературы второй половины XVIII века:

Русские поэты и писатели XVIII века

Герой потерянных иллюзий - типичный герой Бальзака. Люсьен де Рубемпре - молодой журналист, который пытается обеспечить соблюдение в Париже. Когда он узнает, что он не уходит с дороги без денег и знакомых, он сначала подделывает счета, а затем бежит за город. По пути он встречает характер первого романа Аббе Эррера, с которым он возвращается в Париж. Их дальнейшие судьбы описаны в третьей части трилогии. Французская литература Густава Флобера в это время также повлияла на психологический роман г-жи Бовари.

Это история молодой романтической женщины, которая несчастна в браке. Он пытается избежать стереотипа скучной жизни и стремится к изменениям в любовных отношениях. Даже те, кто не выполняет идею страстной любви. Когда он сталкивается с финансовыми проблемами, он сосет самоубийство.

Гавриил Романович Державин занимает в российской литературе значительное место наряду с Д.И. Фонвизиным и М.В. Ломоносовым. Вместе с этими титанами русской литературы, он входит в блистательную плеяду основоположников русской классической литературы эпохи Просвещения, относящейся ко второй половине 18 века. В это время, во многом благодаря личному участию Екатерины Второй, в России стремительно развивается наука и искусство. Это время появления первых российских университетов, библиотек, театров публичных музеев и относительно независимой прессы, правда, очень относительной и на небольшой период, который закончился с появлением «Путешествия из Петербурга в Москву» А.П. Радищева. К этому времени, как назвал его Фамусов Грибоедова, «век золотой Екатерины», относится самый плодотворный период деятельности поэта.

Согласно главной героине, подобное отношение жизни называется «боваризмом», которое является попыткой избежать иллюзии и воображения из повседневного мира. В это время на островах родился величайший английский писатель века. Чарльз Диккенс в какой-то степени писал автобиографические работы со своими типичными детскими героями. Среди этих работ - Дэвид Копперфилд, Оливер Твист и «Перспективные перспективы». Это истории четырех друзей, которые переживают свои путешествия в английской сельской местности.

Дэвид Копперфилд в какой-то мере отражает жизнь писателя, особенно его детство. Маленький Дэвид испытывает унижение через своих отцов. Из-за него из дома он отправляется в школу-интернат, где его издеваются. Он не позволяет себе ломаться и стремится стать уважаемым журналистом и писателем. Это само соединение является литературной концепцией. век иногда упоминается как век русского романа. Эта концепция была особенно приписана трем русским писателям, чья работа считается сокровищем русской и мировой литературы.

Избранные стихотворения:

Пьеса Фонвизина - классический образец комедии с соблюдением традиционных правил создания пьес:

  • Триединством времени, места и действия,
  • Примитивной типизацией героев (классицизм предполагал отсутствие психологизма и глубины характера героя, поэтому они все делились либо на хороших и плохих, либо на умных и глупых)

Комедия была написана и поставлена в 1782 году. Прогрессивность Дениса Фонвизина как драматурга заключается в том, что в классической пьесе он объединил несколько проблематик (проблема семьи и воспитания, проблема образования, проблема социального неравенства) и создал не один конфликт (любовный конфликт и социально-политический). Юмор Фонвизина - не легкий, служащий исключительно для развлечения, а острый, направленный на высмеивание пороков. Таким образом, автор привнес в классическое произведение черты реалистического.

Первый - Николай Васильевич Гоголь, автор романов, рассказов и пьес. Одной из первых значительных работ Гоголя является сюжетная линия Санкт-Петербургской короткой истории. Отдельные истории фиксируют типы чиновников и маленьких простых людей, которые не могут противостоять начальству. В своей работе автор использует технику имени для большего эффекта. Главный герой или другие персонажи названы в честь чего-то определенного, выражающего его характер, характер. Среди самых известных произведений Гоголя - Ревизор, комично настроенная пьеса.

Избранное произведение:

Время создания - 1790 год, жанр - путевой дневник, типичный для французских сентиментальных путешественников. Вот только путешествие оказалось наполненным не светлыми впечатлениями вояжа, а мрачными, трагическими красками, отчаянием и ужасом.

Сатирически он описывает ситуацию в российском провинциальном городе. Гордость Хлестаков прибывает в незаметный город, где жители сразу считают его рецензентом. Хлестаков, не колеблясь, воспользовался ситуацией и во время короткого визита пообещал женитьбу и занять деньги у всех жителей города. Затем он тайно исчезает и пишет письмо своему другу о своем приключении. Почтмейстер заберет почтмейстера и сообщит все о мошенничестве. В этот момент в город приходит настоящий инспектор. Это часто упоминается театральное звание.

Критика российских дел описала Гоголя в «Мертвых душах». Лев Николаевич Толстой в первую очередь автор исторического романа «Война и мир». Работа состоит из четырех частей, и нас олицетворяют романы - река. Это рассказ повсюду, где есть несколько небольших сюжетных линий, которые создают общий взгляд на проблему. В романе «Война и мир» в истории много реальных персонажей, и автор добавляет вымышленных фигур, которые переживают свою судьбу во время наполеоновских войн. Анна Каренин - еще одна работа Толстого.

Александр Радищев издал «Путешествие» в домашней типографии, а цензор, видимо, прочитав заглавие книги, принял её за очередной сентиментальный дневник и выпустил без прочтения. Книга произвела эффект разорвавшейся бомбы: в форме разрозненных воспоминаний автор описал кошмарную действительность и быт людей, встречавшихся ему на каждой станции по пути следования из одной столицы в другую. Нищета, грязь, запредельная бедность, издевательства сильных над слабыми и безысходность - таковы оказались реалии современного Радищеву государства. Автор получил многолетнюю ссылку, а повесть запретили.

Она рассказывает несчастную историю о женщине, которая из спокойного брака скорее убегает к любовнику, который покидает ее позже, и она совершает самоубийство. Последним из значительных трио русских писателей является Федор Михайлович Достоевский. Этот основатель современного психологического романа прославился рядом его работ. Его записки из мертвого дома позже сыграл Леош Яначек. Среди самых известных Достоевских романов - «Преступление и наказание», «Идиот» и «Братья Карамаз». В царской России в это время мы найдем много реалистических писателей, но эти трое были ключевыми создателями критического реализма в Восточной Европе.

Повесть Радищева нетипична для чисто сентиментального произведения - вместо слез умиления и чарующих дорожных воспоминаний, так щедро рассыпаемых французскими и английскими сентиментализмы, тут нарисована абсолютно реальная и беспощадная жизненная картина.

Избранное произведение:

В столетии также много важных театральных пьес, которые повлияли на мировую драму. Это также было предметом авторов за океаном. Марк Твен, знаменитый автобиографическими романами с авантюрным сюжетом, является самым известным. Мы знаем его выше всех Приключений Тома Сойера и его продолжения к Приключениям Гекльберри Финна. Как второй крупный американец, мы можем упомянуть Джека Лондона. Этот, по сравнению с детскими историями Твена, описывает довольно мужские типы, которые должны пройти через неблагоприятную жизнь.

Он чаще всего использует персонажей матросов, охотников и социальных хулителей. Он выбирает море или прочную природу, часто на Аляске. Во всем мире известны «Белый клык» и «Рассказы о дикой природе» и «Одиссея Севера». Реализм был сохранен в литературе более полувека, и некоторые авторы не отказались от него до конца века. Их задача, которую они определили вначале, была наконец выполнена. Будь то критика социальных дел или самого общества, они изображали его в реальных цветах, свидетельствующих о времени.

Повесть «Бедная Лиза» - адаптированный европейский сюжет на русской почве. Созданная в 1792 году, повесть стала образцом сентиментальной литературы. Автор воспел культ чувствительности и чувственного человеческого начала, вложил в уста героев «внутренние монологи», раскрывающие их мысли. Психологизм, тонкая прорисовка характеров, большое внимание к внутреннему миру героев - типичное проявление сентиментальных черт.

В то же время эти работы можно легко применить к сегодняшнему миру. Часто мы находим, что сегодня это не так. От реализма к современности. Название: Обзор художественных направлений. Это художественное направление, вдохновленное древним искусством, особенно скульптурой - открыть для себя красоту человеческого тела. Существует цветение в бизнесе, искусстве, науке. Богатые богатые люди подчеркивают право на полное, свободное, неограниченное развитие человеческого существования. Возникает новое буржуазное общество, противостоящее авторитету Церкви, а с другой - содействие развитию науки и искусства.

Новаторство Николая Карамзина проявилось в оригинальном разрешении им любовного конфликта героини - русская читающая публика, привыкшая, в основном, к счастливому концу повестей, впервые получила удар в виде самоубийства главной героини. И в этой встрече с горькой жизненной правдой оказалось одно из основных достоинств повести.

Центры для появления нового образа жизни: Венеция, Флоренция, Генуя, Милан. Данте Алигьери, поэт, был одним из сторонников папской партии. Он жил в Вероне и ворон. Его работа больше всего повлияла на разочарование в любви. Работа: Сонар Лора. Джованни Боккаччо, родом из Флоренции. Его самая известная работа, Декамерон, представляет собой сборник из 100 романов, в котором постепенно рассказывается о 7 девушках и 3 мальчиках, которые бежали из Флоренции до чумы. Большинство историй - забава, у некоторых романтический фон.

Микеланджело Буонароти, скульптор, художник и представитель. Леонардо да Винчи - художник, скульптор, архитектор, естествоиспытатель, писатель, изобретатель и дизайнер, музыкант. Франсуа Вийон жил богемной жизнью, стал вором и изгоем, спутником приключений парижского преисподней. Благодаря его влиятельным друзьям он был спасен от смертной казни, он был выслан на 10 лет.

Избранное произведение:

На пороге Золотого века русской литературы

Путь от классицизма до реализма Европа прошла за 200 лет, России пришлось поторопиться с освоением этого материала за 50-70 лет, постоянно нагоняя и учась на чужом примере. В то время как Европа уже читала реалистические повести, России предстояло освоить классицизм, и сентиментализм, чтобы перейти к созданию романтических произведений.

Мигель де Сервантес. живший авантюристом, был ранен в морском сражении, попал в турецкий плен в качестве раба в Алжир, и его семья была выкуплена через 10 лет. Роман был написан утонченным рыцарем Дон Кихотом. 2 - часть романа, в этой работе автор создал литературного типа мечтателя, который сознательно входит в ранее проигранную борьбу, которая становится для него смыслом жизни.

Ренессанс и гуманизм в Богемии. Богуслав Халштейнски из Лобковича, Викторина Карела Зее Вереграда, Яна Есенского, Криштофа Харанта. Является художественным стилем из века в век. Барокко характеризуется стремлением к познанию, а также неверием в человека - в смысле земной жизни. Преобладает чувство скоротечности и тщеславия. Художники в своих работах показывают человеческие страдания.

Золотой век русской литературы - время развития романтизма и реализма. Подготовка к появлению этих этапов у российских писателей прошла в ускоренном темпе, но самое важное, что было усвоено писателями 18 века - возможность возложить на литературу не только развлекательную функцию, но и воспитательную, критическую, нравственно-формирующую.

- …может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
М.В. Ломоносов

Русские писатели 18 века

ФИО писателя Годы жизни Наиболее значимые произведения
ПРОКОПОВИЧ Феофан 1681-1736 «Риторика», «Поэтика», «Слово похвальное о флоте российском»
КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич 1708-1744 «К уму своему» («На хулящих учение»)
ТРЕДИАКОВСКИЙ Василий Кириллович 1703-1768 «Тилемахида», «Новый и краткий способ к сложению российских стихов»
ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич 1711-1765

«Ода на взятие Хотина», «Ода на день восшествия…»,

«Письмо о пользе стекла», «Письмо о пользе книг церковных»,

«Российская грамматика», «Риторика» и многие другие

СУМАРОКОВ Александр Петрович 1717-1777 «Димитрий Самозванец», «Мстислав», «Семира»
КНЯЖНИН Яков Борисович 1740-1791 «Вадим Новгородский», «Владимир и Ярополк»
ФОНВИЗИН Денис Иванович 1745-1792 «Бригадир», «Недоросль», «Лисица-казнодей», «Послание к слугам моим»
ДЕРЖАВИН Гаврила Романович 1743-1816 «Властителям и судиям», «Памятник», «Фелица», «Бог», «Водопад»
РАДИЩЕВ Александр Николаевич 1749-1802 «Путешествие из Петербурга в Москву», «Вольность»

Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
А.С. Пушкин

Древнерусская литература оставила богатейшее наследие, которое, однако, большей частью не было известно 18 веку, т.к. большинство памятников древней литературы было открыто и издано в конце 18-го и в 19 веке (например, «Слово о полку Игореве»). В связи с этим в 18 веке русская литература опиралась на Библию и европейские литературные традиции.

Памятник Петру Первому ("Медный всадник"), скульптор Маттео Фальконе

18 столетие – это век просвещения в Европе и в России. За одно столетие русская литература проходит в своём развитии огромный путь. Идеологическая основа и предпосылки этого развития были подготовлены экономическими, политическими и культурными реформами Петра Первого (годы правления 1682 – 1725), благодаря которым отсталая Русь превратилась в мощную Российскую империю. С 18 века российское общество изучает мировой опыт во всех областях жизни: в политике, в экономике, в образовании, в науке, в искусстве. И если до 18 века русская литература развивалась изолированно от европейской, то теперь она осваивает достижения западных литератур. Благодаря деятельности сподвижника Петра Феофана Прокоповича , поэтов Антиоха Кантемира и Василия Тредиаковского , учёного-энциклопедиста Михаила Ломоносова создаются труды по теории и истории мировой литературы, переводятся иностранные произведения, реформируется русское стихосложение. Так начала осуществляться идея русской национальной литературы и русского литературного языка .

Возникшее в 17 веке русское стихотворство основывалось на силлабической системе, из-за чего русские стихи (вирши) звучали не вполне благозвучно. В 18 веке М.В. Ломоносов и В.К. Тредиаковский разрабатывают силлабо-тоническую систему стихосложения , что обусловило интенсивное развитие поэзии, причём поэты 18 века опирались на трактат Тредиаковского «Новый и краткий способ сложения российских стихов» и ломоносовское «Письмо о правилах российского стихотворства». С именами этих двух видных учёных и поэтов связывают и зарождение русского классицизма.

Классицизм (от латинского classicus – образцовый) – это направление в искусстве и литературе Европы и России, для которого характерно строгое соблюдение творческих норм и правил и ориентация на античные образцы . Классицизм возник в Италии в 17 веке, а как направление сложился сначала во Франции, а затем и в других странах Европы. Создателем классицизма считается Никола Буало. В России классицизм зарождается в 1730-е гг. в творчестве Антиоха Дмитриевича Кантемира (русского поэта, сына молдавского господаря), Василия Кирилловича Тредиаковского и Михаила Васильевича Ломоносова. С классицизмом связано творчество большинства русских писателей 18 века.

Художественные принципы классицизма таковы.

1. Писатель (художник) должен изображать жизнь в идеальных образах (идеально положительных или «идеально» отрицательных).
2. В произведениях классицизма строго разделяются доброе и злое, высокое и низкое, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое .
3. Герои классицистических произведений чётко делятся на положительных и отрицательных.
4. Жанры в классицизме тоже разделены на «высокие» и «низкие»:

Высокие жанры Низкие жанры
Трагедия Комедия
Ода Басня
Эпопея Сатира

5. Драматические произведения подчинялись правилу трёх единств – времени, места и действия: действие происходило в течение одних суток в одном и том же месте и не осложнялось побочными эпизодами. При этом драматическое произведение состояло обязательно из пяти актов (действий).

Уходят в прошлое жанры древнерусской литературы. Отныне русские писатели используют жанровую систему Европы , которая существует по сей день.

М.В. Ломоносов

Создателем русской оды стал Михаил Васильевич Ломоносов .

А.П. Сумароков

Создателем русской трагедии – Александр Петрович Сумароков . Его патриотические пьесы были посвящены наиболее заметным событиям российской истории. Заложенные Сумароковым традиции продолжил драматург Яков Борисович Княжнин.

А.Д. Кантемир

Создатель русской сатиры (сатирического стихотворения) – Антиох Дмитриевич Кантемир .

Д.И. Фонвизин

Создатель русской комедии – Денис Иванович Фонвизин , благодаря которому сатира стала просветительской. Его традиции в конце 18 века продолжили А.Н. Радищев, а также комедиограф и баснописец И.А. Крылов.

Сокрушительный удар по системе русского классицизма нанёс Гаврила Романович Державин , начинавший как поэт-классицист, но нарушивший в 1770-е гг. каноны (творческие законы) классицизма. Он смешал в своих произведениях высокое и низкое, гражданский пафос и сатиру.

С 1780-х гг. ведущее место в литературном процессе занимает новое направление – сентиментализм (см. далее),в русле которого работали М.Н. Муравьёв, Н.А. Львов, В.В. Капнист, И.И. Дмитриев, Н.М. Карамзин.

Первая русская газета "Ведомости"; номер от 18 июня 1711 года

Существенную роль в развитии литературы начинает играть журналистика . До 18 века в России не было ни газет, ни журналов. Первую русскую газету под названием «Ведомости» в 1703 году выпустил Пётр Первый. Во второй половине века появляются и литературные журналы: «Всякая всячина» (издатель – Екатерина Вторая), «Трутень», «Живописец» (издатель Н.И. Новиков), «Адская почта» (издатель Ф.А. Эмин). Заложенные ими традиции были продолжены издателями Карамзиным и Крыловым.

В целом 18 век – это эпоха стремительного становления русской литературы, эпоха всеобщего просвещения и культа науки. В 18 веке был заложен тот фундамент, который предопределил начало в 19 столетии «золотого века» русской литературы.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!