Школьная библиотека – это мозг школы. Книжный рай мбоу "исош"

Расстановка ударений: БИБЛИОТЕ`КА ШКО`ЛЬНАЯ

БИБЛИОТЕКА ШКОЛЬНАЯ - библиотека при школе, обеспечивающая учащихся и учителей учебной, научной, художественной литературой и периодикой. Задача Б. ш. - всемерно способствовать процессу обучения и воспитания уч-ся, помогать им в изучении предметов уч. программы, в прочном усвоении основ наук, всесторонне расширять знания уч-ся содействовать осуществлению политехнич. обучения" учить самостоятельно работать с книгой. Большую роль Б. ш. играет в самообразовании уч-ся и тем самым в расширении их кругозора, развитии индивидуальных способностей. Выполняя задачи коммунистич. воспитания, стоящие перед школой, Б. ш. способствует нравственному и эстетич. воспитанию детей, прививает им интерес и любовь к труду и готовность к общественно полезной деятельности.

В России школьные или ученические б-ки создавались с давних пор при уч. заведениях разных видов: гимназиях, кадетских корпусах, реальных училищах, церковно-приходских школах и пр. Отбор лит-ры определялся идеологич. и пед. задачами, стоявшими перед уч. заведением. Вскоре после Вел. Окт. социалистич. революции декретом СНК РСФСР (3 ноября 1920) Б. ш. были включены в единую гос. библиотечную сеть. В 20-е гг. была сделана попытка ликвидировать б-ки при школах и заменить их передвижками от детских б-к. В штате школ I и II ступени упразднили должность библиотекаря, его работу выполнял один из учителей школы, с оплатой за дополнительную нагрузку из расчёта 6 час. в неделю. Однако жизнь показала, что школа не может нормально работать, не имея хотя бы небольшой библиотеки, я школы постепенно восстанавливали их. Большую роль Б. ш. в жизни школы, в воспитании и обучении детей неоднократно подчёркивала в своих статьях и выступлениях Н. К. Крупская. Она писала: "Школьные библиотеки имеют громадное значение. Без привычки читать, без уменья пользоваться книгой, находить нужную книжку нельзя вырастить настоящего культурного человека. Большинство ребят страшно любят читать. Но надо, чтобы школьная библиотека стала на высоту задачи, надо, чтобы опытные библиотекари массовых библиотек помогали детским библиотекам" ("Забота о школьных библиотеках", см. журн. "Красный библиотекарь", 1938, № 12, с. 4). Крупская раскрывала причины, мешавшие наладить работу Б. ш., и указывала пути их устранения. Она писала, что для упорядочения комплектования Б. ш. необходимо из общей сметы расходов школы выделить бюджет Б. ш. в самостоятельный, нужно подготовить кадры её работников. Б. ш. должно быть отведено удобное помещение, должна издаваться спец. удешевлённая лит-pa с учётом материальных возможностей школ. Помогать Б. ш. обязаны детские б-ки: выделять им передвижки, оказывать методич. помощь.

При активном участии Крупской было подготовлено принятое в 1936 СНК СССР постановление "О развёртывании сети школьных библиотек и издании литературы для них". Это постановление потребовало от органов нар. образования более внимательного отношения к Б. ш.; наркомпросам предписывалось выделить из своих бюджетов средства на приобретение книг для Б. ш.; издательствам Детгиз, "Молодая гвардия" и др.- обеспечить выпуск удешевлённых книг для пополнения школьных библиотек, а также специальной серии "Школьная библиотека".

Обычно Б. ш. обслуживают уч-ся, начиная с 3-х классов, а для учеников 1-го и 2-го классов Б. ш. выделяют передвижки, с к-рыми работают учителя непосредственно в классе. Б. ш. имеют каталоги, библиографические издания и картотеки. Очень важно научить детей самостоятельно выбирать книжки, пользоваться каталогом.

В книжный фонд Б. ш. входят: художественная дет. лит-pa, рус. и иностр. классика, совр. художественная и научно-популярная лит-pa, пед. лит-pa, уч. программы и методич. пособия, периодика. Большое значение имеет правильный подбор книг: "Важно подбирать книги для школьных библиотек, учитывая круг интересе." ребят, уровень их знаний..." ("Заботиться о всестороннем развитии детей", в сб. "Н. К. Крупская о библиотечном деле", 1957, с. 651).

Закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" (1958) стал руководством к действию и для Б. ш., к-рые свой план работы составляют на основе общего плана учебно-воспитательной работы школы. Б. ш. активно участвуют в работе школы, являясь центром руководства внеклассным чтением. Характерная особенность работы Б. ш. состоит в массовости; вместе с педагогами она руководит чтением целых классов. В начале уч. года библиотекарь вместе с преподавателями просматривают имеющуюся в библиотеке дополнительную лит-ру по предметам и определяют последовательность её чтения. На уроках преподаватели рекомендуют уч-ся книги, а в б-ке устраиваются выставки, создаются рекомендательные списки, плакаты, картотеки, помогающие найти нужную книгу. Школьный библиотекарь помогает равномерно распределить нагрузку уч. программы. Зная планы всех преподавателей, библиотекари за 2 - 3 недели до того, как в классе начнётся изучение новой темы, проводят соответствующую подготовку. Напр., перед изучением к.-л. лит. произведения в б-ке устраивается выставка, на к-рой уч-ся найдут не только изучаемое, но и другие произведения автора, критико-библиографич. материал, иногда отзывы своих товарищей о книге. Темы для работы с книгой намечаются с учётом наличия книг в школьной б-ке п возможности привлечения книг из других б-к (путём использования межбиблиотечного абонемента).

Большую работу Б. ш. ведут в помощь преподавателям, облегчая им подготовку к занятиям, устраивают выставки, проводят беседы и обзоры по отдельным проблемам. Постоянно наблюдая своих читателей, школьный библиотекарь помогает учителю лучше узнать уч-ся, их интересы, запросы, характер, найти правильный путь воспитания детей.

Используя разные формы и методы работы, Б. ш. развивает и углубляет интерес школьников к книге и чтению, стремится привлечь к чтению книг также и тех уч-ся, к-рые читать не любят. Эта категория школьников требует особой, кропотливой работы. Нередко она начинается с того, что детям даются поручения, имеющие лишь косвенное отношение к книгам: передвинуть стеллаж, принести в библиотеку стулья, необходимые при проведении беседы, и пр. Ребята постепенно привыкают забегать в библиотеку, зная, что библиотека нуждается в их помощи. А поручения становятся сложнее и всё больше приближают школьников к работе с книгой (ребята подклеивают переплёты, делают кармашки для формуляров, записывают в читательские формуляры книги, подшивают газеты и пр.). На каком-то этапе библиотекарь попросит уже и о серьёзной помощи: в библиотеку поступило много новых книг, а времени у библиотекаря мало, не сможет ли друг б-ки прочитать одну из них (заранее подбирается книга, к-рая должна заинтересовать уч-ся). О прочитанном нужно рассказать: интересно ли было читать, каково содержание и стоит ли это произведение предлагать ребятам. Методы привлечения могут быть различные, но все они должны приводить к тому, чтобы книга постепенно становилась другом школьника.

Вместе с пионерской организацией школы б-ка участвует в воспитании общественной активности детей, прививает им любовь к общественно полезному труду. В Б. ш. усвоение библиотечных знаний и приобщение детей к практически полезной деятельности проводятся в формах, увлекающих и самых маленьких и старших ребят. Ученики младших классов устраивают в б-ке "книжкину больницу", в к-рой становятся "докторами Айболитами" и "лечат" заболевшие книги. Старшие ребята организуют с помощью библиотекаря и педагогов школьные пионерские музеи и лектории, в к-рых с успехом выступают как экскурсоводы и лекторы. Обученные библиотекарем, они делают обзоры новых книг в классах или по школьному радио, работают в передвижках младших классов, ведут учёт посещаемости б-ки по всем классам школы.

Во многих школах работают пионерские лектории. Пионеров-лекторов выделяют педагоги и библиотекари школы из уч-ся, к-рые серьёзно интересуются определёнными предметами: химией, физикой, художественной лит-рой, музыкой, живописью, путешествиями в космос и пр. Такие ребята охотно читают доступную им дополнительную лит-ру, систематически следят за книжными новинками и появляющимися в периодич. печати статьями. С помощью педагогов и библиотекаря они готовят беседы-лекции и затем выступают с ними в классах и пионерских отрядах своей и других школ, привлекая к чтению широкие массы уч-ся.

См. также статьи Библиотека детская, Чтение детское, Книга для детей.

Лит.: Ленин В. И., К проекту декрета СНК "О централизации библиотечного дела в республике", Ленинский сборник, т. 35, М., 1945; Крупская Н. К., Внимание детским библиотекам, в её сб.: О библиотечном деле, М., 1957; её ж е, Роль детской библиотеки и библиотекаря в современных условиях, там же; Покровская А. К.,О работе детских и школьных библиотек, 2 изд., М., 1919; Библиотечная работа с детьми, под ред. Н. Херсонской, М.-Л., 1926; Будная Л., Ученическая библиотека в начальной школе, 4 изд., М., 1953; [Колокольцев Н. В. ], О работе школьной библиотеки, М., 1947; Недзвсцкая В. Н., Барашко а В. Ф., О работе школьной библиотеки, М., 1953; Положение о школьной библиотеке, Минимум библиотечной техники для библиотек школ Мин-ва Просвещения РСФСР, М., 1963, № 51; Повседневно руководить чтением, "Народное образование", 1960, № 3; Сетин Ф. И., Работа школьной библиотеки, М., 1961; Библиотека в жизни школы, Московский гор. ин-т усовершенствования учителей, в. 1 - 2, М., 1957 - 60, Левитин И., От школьной библиотеки зависит многое, "Народное образование", 1962, № 1; Соцердотов Н., Улучшить руководство ШКОЛЬНЫМРТ библиотеками, "Народное образование", 1959, № 6; Пушкарева М., О работе школьного библиотекаря, "Литература в школе", 1959, № 1.

В школе работает информационный центр, руководит которым педагог-библиотекарь Букша Елена Евгеньевна

Для кого и зачем создана эта страница?

Страница «Школьная библиотека»на сайте нашей школы-это не просто "дань моде", это необходимость, и без неё библиотеке уже сложно дальше существовать. Онасоздана для читателей школьной библиотеки – учащихся, педагогов и родителей.

Читатели нашей библиотеки остро ощущают нехватку времени.Они не могутчасами просиживать в читальном зале и работать с энциклопедиями, справочниками, словарями. Где же они находят информацию, когда готовятся к урокам? Конечно, в Интернет. Но чтобы читатели не забыли, что в школьной библиотеке есть очень много ценного материала, полезных и интересных книг, журналов, для этого и была созданастраница «Школьная библиотека».
Чтобы привлечь читателей из Интернетв библиотеку, к её ресурсам,мы постараемся раскрывать фонд школьной библиотеки с разных сторон. Но это не единственная цель страницы. Если школьная библиотека вошла в виртуальную среду, то мы будем пополнять свои информационные ресурсы за счёт всего того ценного, что в этой среде создано трудами многих людей.
Попадая на страницу«Школьная библиотека», вы установитесь её гостем – это значит, что вы зашли в нашу библиотеку, в нашу школу. Постараемся, чтобы вам было здесь уютно, чтобы вы с пользой провели своё время.

Цель создания страницы «Школьная библиотека»:

    формировать и повышать информационную культуру учащихся школы;

    формировать и развивать у учащихся интерес к чтению;

    развивать творческие способности;

    формировать и повышать коммуникативную компетентность.

Задачи страницы «Школьная библиотека»:

    расширение информационного пространства школьной библиотеки;

    оказание информационной поддержки образовательному процессу в школе;

    привлечение читателей школьной библиотеки к активному участию в жизни библиотеки;

    применение ИКТ в работе школьной библиотеки;

    обмен опытом работы с коллегами.

Школьная библиотека – место, которое любят и посещают все школьники и педагоги. Наша библиотека открыта в 1962 году. Расположена на третьемэтаже и занимает изолированное помещение. В библиотеке естьабонемент и читальный зал, которыйсовмещен с абонементом, оборудован столами для читателей, стульями, книжными стеллажами, книжными шкафами и полками, организован отдел «Краеведение». Библиотека оснащена компьютером для педагога-библиотекаря икомпьютером для учащихся, есть принтер, сканер, ксерокс, установлены проектор и экран.Фонд библиотеки пополняется электронными цифровыми ресурсами, учебниками. Учебный фонд расположен в отдельном помещении Мы можем предложить вам любой учебник или книгу, вы сможете полистать журналы и пообщаться с друзьями. В тишине библиотеки можно выполнить домашнее задание, написать реферат, выйти в Интернет.

Мы очень надеемся на сотрудничество с вами, дорогие педагоги и учащиеся, в новом учебном году!

Педагог-библиотекарь Букша Елена Евгеньевна

Школьной библиотеке принадлежит особое место в библиотечном пространстве. Прежде всего, она, конечно, учебная библиотека, поскольку обязана обеспечивать информацией и соответствующими документами учебный процесс. В то же время она выполняет одновременно функции специальной библиотеки, обслуживая педагогический коллектив школы, и публичной, предоставляя учащимся внепрограммные материалы, поддерживая внеклассную и внешкольную работу. При этом в отличие от публичной и специальной, школьная библиотека не самостоятельна, а является структурным подразделением школы. К сожалению, эта многофункциональность школьной библиотеки и ее роль в жизни школы пока не совсем понимается администрацией всех уровней, педагогами, а иногда и самими библиотекарями. В настоящее время самая большая сеть библиотек России (около 67 тыс.) находится в кризисе. Особая острота сегодняшней ситуации определяется прежде всего сложным финансовым положением школы в целом и школьной библиотеки, в частности. Журнал "Школьная библиотека", одной из задач которого является привлечение внимания к нуждам школьных библиотек, изменение отношения к ней и педагогической, и библиотечной общественности, в своем первом номере опубликовал анкету, цель анкеты - проанализировать реальную ситуацию и проблемы современной школьной библиотеки. Инициированное журналом "Школьная библиотека" исследование позволило фактически впервые получить достаточно объемную и разнообразную информацию о проблемах сегодняшней школьной библиотеки, о структуре деятельности школьного библиотекаря и его информационных потребностях. Специально разработанную анкету заполнили 520 респондентов из 37 российских регионов - Москвы,
С.-Петербурга, областных центров, больших и малых городов, сел, поселков. Анализ полученных данных показывает, что поставленные в анкете вопросы задели самые "болевые" точки. Об этом3 свидетельствуют, в частности, подробные ответы библиотекарей на открытые вопросы, дающие возможность высказать различные точки зрения и предложения. Центральной проблемой школьного библиотекаря и библиотеки является проблема финансовая. Прежде всего, она сказывается на комплектовании - нет денег на пополнение фонда новыми книгами и периодикой. Фонд школьных библиотек стремительно ветшает и не отвечает требованиям современного образования и воспитания. Подавляющее большинство опрошенных указали на недостаточность или полное отсутствие в фонде новинок; они ощущают острую нехватку справочной, научно-познавательной, методической литературы. Особенно тяжелое положение в сельских школах. Анализ полученных данных свидетельствует о том, что пополнение фонда происходит в основном не за счет официальных источников комплектования (бюджета), а за счет родителей, которые сдают деньги на учебники. Учащиеся, выпускники, педагоги дарят книги - причем, судя по ответам, чаще всего не новые, что увеличивает устаревшую часть фонда. Иногда литературу передают публичные библиотеки или библиотеки других учебных заведений. И все равно - это не решение проблемы. Более половины опрошенных отметили проблемы с помещением и оснащением библиотек. Имеющееся оборудование в анкетах называют допотопным. Особенно удручает библиотекарей отсутствие библиотечной техники и канцелярских товаров. Все эти проблемы также связаны с отсутствием финансирования. Однако нищета библиотек школ, по мнению респондентов, связана не только с недостаточным финансированием, но и отношением администрации к библиотеке. На вопрос, поддерживает ли она библиотеку, положительно ответили немногим более 40 % опрошенных. Примерно столько же отметили отсутствие такой поддержки, а более 2 % считают, что администрация препятствует работе. Проблемы роли и места библиотеки в школе, ее статуса и престижа являются очень значимыми для школьного библиотекаря. Те респонденты, которые считают, что школьная администрация им помогает, достаточно часто подчеркивают значимость моральной, психологической поддержки. А многие из тех, кто отрицает помощь администрации, ссылаются на неуважение к библиотеке и к ним лично, на непонимание сущности и задач школьной библиотеки, неверную оценку ее работы, непрофессиональное вмешательство, навязывание чуждых форм и методов. В ситуации, когда решение финансовых проблем затруднено, проблемы роли школьной библиотеки, статуса и престижа библиотекаря становятся особенно значимыми. Этот аспект заслуживает особого внимания органов управления образованием и педагогов. Обиду и недоумение библиотекарей вызывает то, что они официально не относятся к педагогическим работникам, многие (55 %) отметили и низкий уровень заработной платы. Можно также отметить, что зачастую школьные библиотеки вообще остаются полностью или почти без поддержки. Каждая вторая из респонденток либо оставила без ответа вопрос о том, кто помогает библиотеке, либо ответила отрицательно. Около 30% опрошенных назвали своими помощниками родителей учащихся, поддержка которых заключается в приобретении учебников. Учащиеся, по словам 15 % ответивших, дарят книги, помогают в работе библиотеки. Преподавателей как своих помощников отметили только 13 %, однако звучали и противоположные мнения, свидетельствующие о непонимании и даже конфликтах. О помощи методистов, специалистов органов управления образованием упомянули немногим более 12 %. Еще реже отмечалась поддержка со стороны публичных библиотек; в основном упоминались детские библиотеки. 7 % назвали спонсоров или шефов, 2 % ощутили поддержку местных властей. Основное место в структуре деятельности школьного библиотекаря занимает, с одной стороны, работа с читателями-учащимися, с другой - работа с учебниками. Работа с учащимися включает в себя непосредственное обслуживание, выполнение справок, подбор материалов для докладов и рефератов, консультации, проведение библиотечных уроков и, конечно, обширная и разнообразная массовая работа, занимающая львиную долю времени библиотекаря, остающегося от работы с учебниками. Она состоит не только из собственно профессиональных операций, что является обязанностью каждого библиотекаря, но и из поиска и сбора денег, составления денежных и других документов, а также из "разъяснительной работы" с родителями, за счет которых и происходит чаще всего покупка учебников. Из собственно профессиональных проблем 40 % опрошенных указали на отсутствие информации о литературе, о работе коллег. Более чем для половины библиотекарей проблемой является рутинность работы, текучка, отсутствие времени и сил на реализацию творческих планов и проектов. Итак, исследование еще раз подтвердило на репрезентативном материале наличие наиболее острых проблем современной школьной библиотеки: это и проблемы положения библиотеки в школе, отношения к ней со стороны администрации и педагогического коллектива, и проблемы комплектования, и технического оснащения, и структуры деятельности школьного библиотекаря. Необходимо обратить внимание на бедственное положение самой большой сети библиотек, формировать общественное мнение и тем самым влиять и на власти, и на органы управления образованием. Хотелось бы призвать книгоиздателей и книгораспространителей также оказать влияние на улучшение положения дел с комплектованием школьных библиотек. Ведь это огромный рынок. Видимо, настало время подумать о программах помощи школьным библиотекам по типу хорошо зарекомендовавшего себя мегапроекта "Пушкинская библиотека" или внедряемого сейчас проекта помощи сельским библиотекам. Мы уверены, что все вложения в создание крепкой современной школьной библиотеки окупятся сторицей. В настоящее время важно также консолидировать школьных библиотекарей. И важнейшим шагом здесь станет создание Ассоциации школьных библиотек, их внедрение в профессиональную отечественную и зарубежную среду. Мы призываем всех, кому небезразличны проблемы образования, библиотечного и книжного дела, объединиться в целях оказания помощи школьным библиотекам, превращения их в сильный информационный, воспитательный центр школы. Недаром раньше говорили: "Дайте мне библиотеку, и я создам вокруг нее университет". В школьную библиотеку должны прийти современные информационные технологии, без этого она останется на обочине развития общества, превратится в склад старой, никому не нужной литературы.

Э.Р. Сукиасян
кандидат педагогических наук, Заслуженный работник культуры России, главный редактор «Библиотечно-библиографической классификации», г. Москва

Журнал «Школьная библиотека» – лучший в стране, так как он отвечает запросам своих читателей – работников школьных библиотек. Удивительно сочетаются в журнале два элемента – оформление и содержание. Каждый новый номер – праздник! Приятно взять в руки, читать, рассматривать. С помощью сформированного за годы читательского актива очень высоко поднята информационная составляющая. Журнал подарил нам «Ретроспективу» на CD-ROMе – этого пока не смогли сделать другие журналы.
Как автор всегда буду благодарен «Школьной библиотеке» за то, что на её страницах было опубликовано полтора десятка моих статей. Среди них – первая из моих статей о толерантности (2007. № 2. С. 35–37) и принципиальная для меня «Развитию человеческой личности нет предела» (2008. №4. С. 20–26). Именно в этом журнале я впервые рассказал «Как я стал библиотекарем» (2008. № 2. С. 44–47).

А.В. Соколов
доктор педагогических наук, профессор,
г. Санкт-Петербург

Новогодний номер получился праздничным, веселым и вместе с тем очень содержательным, интересным и для библиотекарей-педагогов, и для школьников, и для их родителей. Журнал "Школьная библиотека" - отличная визитная карточка РШБА, которой не могут похвастаться другие общественные организации.

На протяжении многих лет журнал «Школьная библиотека» воспринимают как друга, помощника, советчика десятки тысяч специалистов школ и библиотек, методических служб, ССУЗов, ВУЗов и организаций ДПО. Важной является роль журнала как трибуны и площадки для трансляции собственных достижений библиотечных специалистов, сегодня это особенно ценят педагоги-библиотекари, оформляющие портфолио для аттестации.

На мой взгляд, уникальность журнала заключается в трансляции широкого спектра теоретических и практических вопросов разного направления, что рождает постоянную востребованность журнала многоцелевой читательской аудиторией.

Светлана Гайфутдинова
заведующая библиотекой МАОУ СОШ № 71 г. Краснодара

В далеком 2000 году, увидев в каталоге "Роспечать" новый журнал "Школьная библиотека", я на свой страх и риск подписалась на него. Получив первый номер и прочитав его "залпом", поняла - не ошиблась! И вот уже семнадцатый год с нетерпением жду каждый номер. Можно долго говорить о значении журнала для профессионалов, как и о том, сколько интересного и полезного было напечатано на его страницах за это время. Но один факт, на мой взгляд - самый важный, делает выход в свет "Школьной библиотеки" историческим. Как правило, сначала создается ассоциация, а потом издается какое-нибудь периодическое издание. У нас же получилось наоборот - именно выход журнала стал первым шагом к созданию корпоративной среды школьных библиотек России. И от этого ассоциация только выиграла: в нее пришли люди уже объединенные "Школьной библиотекой" - идеями, планами, проблемами как уже опубликованными на страницах журнала, так и только обозначенными. Меняется жизнь и журнал не стоит на месте: он стал виртуальным, а значит, доступным большему кругу читателей!

Еговкина Надежда Васильевна
старший методист МБУ "МЦРО Сарапульского района" Удмуртской Республики

На мой взгляд, основное отличие журнала «Школьная библиотека» от других изданий, адресованных специалистам, организующим библиотечное обслуживание в школе, состоит в том, что наш журнал публикует не только уже имеющийся опыт работы, но и стимулирует формирование единого вектора развития школьных библиотек.

Являясь трибуной Ассоциации, журнал даёт возможность присоединиться к флагманским проектам РШБА, разъясняя их содержание, поддерживая методическими рекомендациями.

Журнал «Школьная библиотека» с приложениями из серии «В помощь педагогу-библиотекарю» незаменимы для профессионалов, которые стремятся соответствовать изменяющемуся миру, изменяющейся школе.

Я - школьный Библиотекарь!

Библиотеки -это сокровищницы всех богатств человеческого духа.

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Я больше двадцати лет работаю школьным библиотекарем. В 1987 году я начала работать в данной школе учителем шестилеток , но мечтала о профессии библиотекаря. И моя мечта сбылась. Все вышло совершенно случайно. В августе 1993 годамне предложили работубиблиотекаря. Я согласилась, и работаю по сей день. Очень люблю свою работу. В век стремительно развивающегося технического прогресса жизнь человека ускоряет свой темп. Редко встречается человек, читающий книгу, или хотя бы с книгой в руках. Всё это как в зеркале отражается в школе. С каждым годом становится всё больше не читающих школьников, из не читающих семей. Буквально лет пятнадцать назад, школьная библиотека была центром чтения и неотъемлемой частью сложного и интересного образовательного процесса. На сегодняшний день сеть Интернет вытесняет посещение библиотеки, а иногда и полностью его заменяет. Так изо дня в день незаметно и неумолимо утрачивается культура чтения.

Если ребёнок растёт в читающей семье, то желание читать естественно. Именно так закладывается основа культуры чтения и потребность познавать удивительный и многогранный мир - мир книги. И в данном случае задачей школьного библиотекаря является расширение читательских интересов, системный подход при выборе книг. Такая индивидуальная работа с читателем доставляет огромное удовольствие библиотекарю, в живом диалоге происходит обмен мнениями, дискуссия, выявляется круг интересов. Для такого ребенка всегда найдется книга. Работая много лет в школе, я провожу библиотечные уроки, внеклассные мероприятия, занятия по внеурочной деятельности, используя инновационные методы работы. Важное место в работе принадлежит индивидуальному руководству чтением. При обмене книг стараюсь беседовать с каждым учеником, чтобы лучше узнать читателя, чем интересуется, какую литературу имеет дома, ищу удобный повод поговорить о книгах, о газетах, о журналах.Время, когда дети готовятся в библиотеке к выступлениям или написанию рефератов, для меня самое важное: я помогаю в подборе нужного материала им и учу работать с книгой. Для меня самая большая награда - это горящие увлеченные глаза ребёнка, желающего обсудить, проанализировать, посоветоваться. Как человек, любящий свою профессию, очень надеюсь, что, пусть и в масштабах одной школы, книга найдет своего читателя. Для меня профессия библиотекаря это больше, чем просто профессия, это особое состояние души. А если есть любовь к своей профессии, любовь к самой библиотеке, ко всему тому, что в ней происходит, то библиотека превращается в родной дом, где проходит вся жизнь, вырастают дети, где каждый день готовятся к приему дорогих гостей. Я считаю, что современный библиотекарь должен постоянно двигаться вперед, быть инициативным и энергичным, а также обладать большим творческим багажом, выдумкой, неуемной фантазией, высоким профессионализмом и мастерством, чтобы с энтузиазмом брать все новое и интересное, что может быть в библиотечной работе, и успешно притворять это в жизнь. В своей работе я стараюсь не стоять на месте и шагать в ногу со временем, применять современные технологии, использовать новые методы. Провожу литературные викторины, конкурсы чтецов, КВНы, книжные турниры, конкурсы рисунков, громкие чтения, литературные вечера, читательские конференции, книжные аукционы, защиты читательских формуляров, «Поле чудес», «Счастливый случай», «О, счастливчик!», литературные игры, конкурсы, игровые программы, библиотечные уроки, книжные выставки. Работаю по формированию библиотечного фонда, которая включает в себя множество различных операций. Я считаю, что главное для библиотекаря - это работа с каждым читателем. Мне очень нравится где-то слышанная или прочитанная мною фраза: «Душ человеческих добрые лекари»… Как это точно сказано, как емко, как масштабно! Настоящий библиотекарь никогда не упустит самое главное - душу маленького человека. И это просто необходимо - учить детей чувствовать, сопереживать, сострадать, учить чуткому отношению к окружающему миру. Только библиотекарь и книга могут научить ребят жить с открытой душой и всем своим сердцем воспринимать мир. А чтобы этому учить, библиотекарь должен любить детей, понимать их проблемы и их внутренний мир. Он должен быть и педагогом и психологом, найти подход к каждому ребенку. Очень важно отвлечь детей от всего негативного, опасного, помочь им умно и интересно проводить свободное время.Академик Д.С.Лихачев так написал о библиотекарях: «Вы главные лица в государстве, потому что от Вас зависит образование страны, ее культура. Без общей культуры не может быть подъема нравственности. Без нравственности не действуют никакие экономические законы. Чтобы стране не пропасть, ей нужны, прежде всего, Вы - библиотекари». Ведь от того, как мы воспитаем наших детей сегодня, зависит будущее нашей страны. Поэтому одна из основных задач школьной библиотеки, а значит, и библиотекаря - помочь ребенку в его духовном и интеллектуальном развитии. Школьная библиотека - это место, где должно быть тепло и уютно, где поощряется детское творчество, где воспитывается человечность и доброе отношение к людям. Двадцать третий год по утрам открываю дверь школьной библиотеки и окунаюсь в мир книг. Ни разу я не пожалела о своём выборе. Наверное, потому,что меня окружали люди, влюбленные в свою профессию.И сегодня с гордостью можно сказать: «Да, я люблю свою профессию и с каждым годом все сильней». Она приносит мне удовлетворение и радость, она не дает останавливаться на месте, благодаря ей,я развиваюсь как личность.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!