Языкознание как наука связь с другими науками. Связь языкознания с другими науками прикладное языкознание

Предмет, задачи и проблемы науки о языке. Соотношение частного и общего языкознания.

Языкознание (яз.) – это наука, изучающая человеческий язык (я.) в целом и отдельные (живые или мертвые языки). Предметом языкознания является язык.

Свойства, общие для всех языков:

· Средство общения

· Средство выражения мысли

· Отражает познание человеком действительности

· Во всех я есть структурные единицы: сова, звуки, предложения.

· Функционирует как в устной, так и в письменной форме.

· Стабильность/ изменчивость

· Нормирование и стилистическое членение.

Общее яз. изучает структуру функционирования я., т.е. всё то, что свойственно всем языкам мира.

Частное яз. – раздел лингвистики, который изучаетустройство, жизнь и историю конкретного языка или не­скольких языков одновременно. Может изучать язык в синхроническом аспекте (изучает языковые явления в одной временной плоскости). Изучение языка в диахронном аспекте – изучение языка, затрагивающее разные временные периоды, изучение развития языка.

Общее яз. по отношению к частному является методологической наукой, т.е. оно дает теоретическую базу для решения любого конкретного вопроса частного языкознания. Частное яз. по отношению к общему дает ему материал на основе которого делается общий теоретический вывод.

Прикладное яз. – занимается изучением я. в практическом аспекте: культура речи, изучение иностранных язы­ков, компьютерная лингвистика, создание письма и т.д.

Задачи языкознания:

· Определить природу языка (ответить на вопрос «Что такое язык?»)

· Разработать теорию, применимую к разным языкам при их научном изучении

· Выделить основные аспекты науки о языке и дисциплины об их изучении

· Найти основания для классификации всех языков

· Систематизировать методы, приёмы языкознания, т.е. ответить на вопрос «Как изучать язык?»

· Разработать и упорядочить специальную лингвистическую терминологию (метаязык науки)

Метаязык языкознания – это язык 2ого порядка, т.е язык того или иного народа, предназначенный для особой цели: на нём лингвисты думают, разговаривают и пишут о языке.

Проблемы яз.:

· Взгляд на природу я, как на естественную знаковую систему

· Сущность понятия я, речи, речевой деятельности

· Структура я: основные единицы я, виды отношений между ними.

· Функции я и речи

· Соотношение я и мышления

· Историческое развитие я.

· Понятие языкового родства, генеалогическая классификация я.

· История письма…

Связь языкознания с другими науками. Основные методы изучения языков.

Языкознание относится к циклу гуманитарных наук, входит в круг наук о человеческом обществе и человече­ской культуре, таких, как социология, история, этнография. Языкознание имеет тесные связи с логикой и пси­хологией, а через психологию также с физиологией высшей нервной деятельности.

В последние десятилетия в результате взаимодействия языкознания с другими науками возникли новые науч­ные дисциплины:

· Психолингвистика

· Математическая лингвистика

· Социолингвистика и др.

Основные методы изучения языков:

· Описательный – это совокупность методов, когда описывается один я. В описание я. включается состав­ление словаря языка и составление грамматики. Высшей формой языка является литературный язык, а значит установление литературных норм. Результат описания – словари и грамматика.

· Сравнительно-исторический – это метод, объектом которого является совокупность я. Сравнительно-истор­ический метод устанавливает признаки родства и генеалогической классификации я.

· Сопоставительный – этот метод включает в себя изучение и сравнение двух языков независимо от сте­пени их родства. Изучаются в синхронном аспекте.

3. Язык как важнейшее средство человеческого общения. Паралингвистические средства коммуника­ции. Искусственные языки. «Языки» животных.

Язык – это важнейшее средство человеческого общения. Инструмент. (В. И. Ленин)

Паралингвистика (греч. para - «около») - раздел яз., изучающий невербальные (неязыковые) средства, пе­редающие совместно с вербальными смысловую информацию в составе речевого сообщения, а также сово­купность таких средств.

Виды паралингвистических средств:

· Кинетические - жесты, поза, мимика говорящего.

· Фонационные - темп, тембр, громкость речи, заполнители пауз, мелодика речи, диалектные, социаль­ные или идиолектные особенности артикуляции звуков.

· Графические - особенности почерка, графические дополнения к буквам, заменители букв.

Функции паралингвистических средств:

· Несение дополнительной информации.

· Замещение вербального элемента.

· Сочетание с вербальными средствами для выражения общего смысла.

· Источник информации о говорящем.

Искусственные языки - это языки письменные или устные, созданные для межнационального или профес­сионального общения. Типы:

· Априорные – грамматика языка не связана с естественным языком (логлан, ложбан, ро, ченгли…).

· Апостриорные – основываются на реальных языковых явлениях (окциденталь, интерлингва).

· Смешанные – априорно-частичные (идо, севориан, волапюк, эсперанто)

Язык животных - совокупность способов обмена информацией между животными. Важнейшей особенностью является его эмоциональный характер. Элементы этого языка представляют собой экспрессив­ные возгласы вроде «Внимание!», «Опасность!» и т.д. Другой важной чертой языка животных является зави­симость алфавита сигналов от ситуации. Языки животных: поз и телодвижений, запахов, звуков, красок.

Язык обслуживает почти все сферы человеческой жизнедеятельности, поэтому изучение языка, установление его места и роли в жизни человека и общества, в познании явлений с необходимостью приводит к широким связям языкознания с другими науками - гуманитарными, естественными и медицинскими, физико-математическими и техническими.

­ Конец страницы 10 ­

¯ Начало страницы 11 ¯

Связь языкознания с гуманитарными науками. Самые тесные и древние связи существуют у языковедения с филологией, ее составной частью является и сама наука о языке. Фактически языковедение как наука вышла из недр филологии, которая в древности была единой нерасчлененной наукой, включающей в себя литературоведение, текстологию, поэтику, теорию культуры и саму лингвистику. Противопоставление филологии и языкознания (грамматики) возникло уже в Древнем Риме. Филологии отводилось изучение литературной формы (стиля) и содержания текста, грамматике - изучение орфографии и метрики текста. Гораздо позднее, в середине XIX в., устанавливается основной объект филологии, который в классическом варианте объединяет в филологические науки литературоведение и языкознание. Связь этих двух наук особенно заметна в таких дисциплинах, как стилистика, история литературного языка и филологический анализ художественного текста. При этом между лингвистическим и литературоведческим подходом к языку имеется существенное различие. Для лингвистики язык - главный и единственный объект исследования. Лингвистика изучает прежде всего структуру и функционирование самого языка, принимая во внимание его связи с другими явлениями действительности (сознание, мышление, культура, литература и т.д.). Для литературоведения язык выступает лишь косвенным объектом наблюдения, формой существования художественного произведения.

Такие же древние связи существуют у языкознания с философией. В Древней Греции языковедение зародилось в недрах философии, что вытекало из миросозерцания античных мыслителей, рассматривавших космос, природу и человека как единое целое. Крупнейшие древнегреческие философы - Аристотель, Платон, Сократ и др. - разрабатывали теоретические вопросы языка, в частности, проблему соотношения названия и предмета. Вопросы философии языка получают свое дальнейшее развитие в языкознании ХVII-ХVIII вв. в работах английского философа Ф.Бэкона (1561-1626), французского мыслителя Р.Декарта (1596-1650), немецкого ученого В. Лейбница (1646-1716). В XIX веке немецкий языковед В. фон Гумбольдт (1767-1835), развивая в своих работах философию языка, кладет начало новой лингвистической дисциплине - общему языкознанию.

­ Конец страницы 11 ­

¯ Начало страницы 12 ¯

Философия как наука о наиболее общих законах развития природы, общества, человека и сознания дает языкознанию общие методологические принципы подхода к языку как феномену. Господствующие философские идеи и направления той или иной эпохи всегда оказывали влияние на теоретические концепции языка. Философские осмысления сущности языка являются важными и полезными для лингвистики. В свою очередь, для философии остается важнейшим вопрос языка как инструмента мышления и познания, как стоящего между мыслителем и действительностью средства формирования понятий и концепций.

Практически с самых ранних стадий существования языкознания возникает его связь с логикой. Уже Аристотель (384-322 до н.э.) сформулировал особенности логического подхода к языку, который позднее оформился в логическое направление в языкознании, остающееся актуальным в современной лингвистике. Это направление исследует соотношение логических форм мышления с языковыми формами их выражения. Логика мышления человека считается универсальной, независимой от его языка, в то время как языковые явления далеко выходят за пределы логики.

Уже на ранних этапах своего возникновения языкознание было тесно связано с историей, в частности, с историей создания письменных текстов и описанными в них историческими событиями. Начиная с XIX в., исторический подход к языку надолго остается ведущим в языкознании. Летописи и другие письменные памятники дают нам представление об исторических событиях, особенностях жизни разных народов. Изучение языка письменных памятников позволяет судить о родстве разных языков и, следовательно, об общности судеб различных народов, территории их расселения, миграции во времени и пространстве. Учет внешних исторических факторов проясняет формирование тех или иных языков, судьбу отдельных слов и выражений. Так, массовые заимствования слов отмечаются, как правило, в период активных контактов народов, отражают влияние того народа, язык которого служит источником заимствований. Например, в петровскую эпоху, характеризующуюся широкими экономическими, торговыми, культурными связями с Западной Европой, русский язык испытал на себе значительное влияние западноевропейских

­ Конец страницы 12 ­

¯ Начало страницы 13 ¯

языков. Стык истории и лингвистики породил одну из наиболее развитых и глубоко разработанных дисциплин - историческую лингвистику и ее ответвления - сравнительно-историческое языкознание, этимологию, историю литературных языков.

Языкознание тесно взаимодействует и с другими науками исторического цикла- археологией, этнографией, антропологией. Обнаруженные археологами при раскопках памятники материальной культуры (жилища, утварь, одежда, украшения, устройства населенных пунктов и т.д.) дают возможность определить ее носителей. Этнографы классифицируют и интерпретируют данные археологических раскопок по типам материальной культуры, что важно лингвистам для выявления областей распространения тех или иных языков. Благодаря археологическим раскопкам, обнаружены многие памятники письменности: таблички с текстами ассирийских законов, каменные плиты с иероглифическими и клинописными знаками, берестяные грамоты древнего Новгорода и т.д. Данные антропологии используются в лингвистике при исследовании вопроса о происхождении речи у первобытных людей. Стык лингвистики с этими дисциплинами исторического цикла вызвал к жизни такие области языковедения, как палеография (греч. palaios - древний и graphō - пишу), которая изучает создание знаков письменности и их развитие, и этнолингвистика, которая исследует язык в его отношении к культуре народа.

На стыке языкознания и социологии возникла еще одна лингвистическая дисциплина- социолингвистика, посвященная разработке вопросов соотношения языка и общества. Социальную дифференциацию языка, языковую политику, соотношение языка и нации, общественные функции языка, двуязычие и многоязычие, а также многие другие проблемы и явления исследует социолингвистика.

В XIX в. образуется союз лингвистики и психологии -психологическое направление в языкознании, получившее позднее название психолингвистики. К основателям этого направления относятся немецкий ученый Г. Штейнталь (1823-1899), известный украинский языковед А.А. Потебня (1835-1891) и др. Психолингвистика старается утвердить языковедение как науку

­ Конец страницы 13 ­

¯ Начало страницы 14 ¯

психологическую, рассматривая все самые существенные явления языка как психические. Внутренний духовный и психический мир человека наиболее ярко манифестируются, пожалуй, с помощью языка. Отражение духовной, психической, эмоциональной и умственной деятельности языковыми формами, многообразные особенности процессов порождения, восприятия и понимания речи находятся в поле зрения психолингвистики.

В начале XX в. возникает еще одна пограничная область языкознания - лингвосемиотика, появление которой связывают с крупнейшим лингвистом XX столетия швейцарцем Ф. де Соссюром (1857-1913). Семиотика (гр. sēmeiōtikē - учение о знаках) как наука изучает любые знаковые системы, их общие свойства: телеграфный код, флажная сигнализация, дорожные знаки, воинские знаки различия, жестовые языки и т.д. Поскольку естественный язык - главная и наиболее сложная классическая знаковая система, то семиотика изучает язык в ряду других знаковых систем.

Связь языкознания с медицинскими и естественными науками. Древнейшими являются связи языковедения с физиологией, поскольку уже древние индийцы описывали звуки на физиологической основе. Физиология и нейрофизиология изучают устройство речевого аппарата, образование звуков речи в нем, восприятие речевого потока органами слуха, рефлекторную физиологическую основу языка.

Тесная связь существует у языкознания с неврологией -наукой о высшей нервной деятельности человека. Стык этих двух наук образовал новую лингвистическую дисциплину - нейролингвистику, которая возникла примерно во второй половине XIX века. Одним из ее основателей считается выдающийся русско-польский языковед И.А. Бодуэн де Куртен (1845-1929). Нейролингвистика изучает языковое поведение человека не только в норме, но и в патологии. Изучение всевозможных речевых расстройств - афазий - очень много дает лингвистам не только Для понимания нормальной речи, но и для изучения структуры языка и его функционирования.

Примерно в середине XIX в. под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина образуется союз лингвистики и биологии, возникает взгляд на язык как естественное, природное явление -

­ Конец страницы 14 ­

¯ Начало страницы 15 ¯

натуралистическое направление в языкознании. Его основателем считается немецкий языковед А. Шлейхер (1821-1868). В XX в. в результате обнаружения структурного сходства генетического кода и естественного языка нейролингвистика расширяет свои границы, образуя тесный союз с биологией.

Достаточно прочные связи существуют у лингвистики с географией. Часто географические факторы служат предпосылкой фактов лингвистических: особенности горного ландшафта на Кавказе или на Памире предопределяют существование малочисленных по количеству носителей языков; широкие открытые территории содействуют, как правило, разобщению диалектов, а ограниченные - их сближению; моря и океаны служили в древности препятствием для широких языковых контактов и т.д. В результате контактов лингвистики с географией в конце XIX в. возникла гибридная дисциплина- лингвогеография, изучающая территориальное распространение языков и диалектов, а также отдельных языковых явлений.

Лингвогеографический характер носит и топонимика - раздел лексикологии, изучающий различные географические названия (гор, морей, океанов, озер, рек, населенных пунктов, местностей и т.д.). Изучение таких названий часто дает надежные исторические сведения о расселении племен, миграции народов, особенностях жизненного уклада людей в различные эпохи.

Связь языкознания с физико-математическими и техническими науками. Связь языкознания с физикой, одним из ее разделов - акустикой, обнаруживается уже у древних греков, которые изучали звуки речи на акустической основе. Связь с акустикой остается актуальной и для современного языкознания, что привело к образованию новой лингвистической дисциплины -экспериментальной фонетики, широко использующей приборы в изучении звуков речи.

В конце XX в. образуется тесный союз лингвистики с теоретической физикой, с теми ее разделами, которые занимаются созданием единых теорий мироздания. Оказалось, что получение единой физической непротиворечивой теории об устройстве мира возможно лишь с помощью естественного языка и только при ясном представлении о структуре сознания. Это поставило перед

­ Конец страницы 15 ­

¯ Начало страницы 16 ¯

необходимостью изучения структурных < связей между языком, мозгом, сознанием, человеком, объектами микромира и макромира. Этими вопросами занимается современнная нейролингвистика.

В 50-х гг. XX в. на стыке математики и лингвистики возникает математическая лингвистика, разрабатывающая формальный аппарат для описания естественных языков. Математическая лингвистика использует в изучении языка различные разделы математики - статистику, теорию вероятностей, теорию множеств, алгебру, математическую логику. Применение математических методов дает возможность проводить количественное исследование различных языковых явлений, их классификацию, создавать частотные словари, изучать формальную сочетаемость языковых единиц, моделировать процессы порождения и восприятия речи, применять математические идеи в осмыслении языка как системы, раскрывать некоторые особенности письменного текста (авторство, год написания и т.п.) и т.д.

В числе математических дисциплин, контактирующих с лингвистикой, находится и теория информации, или информатика, изучающая язык как одно из средств хранения, переработки и передачи информации. Информатика в союзе с лингвистикой обеспечивает создание и работу информационно-поисковых систем и автоматизированных систем управления.

Тесно связана современная лингвистика и с кибернетикой - наукой об управлении и месте информации в процессах управления. Кибернетика пытается понять язык как естественную и мощную информационную саморегулирующуюся систему, которая участвует в процессах управления практически во всех областях человеческой жизнедеятельности. Контакты лингвистики с кибернетикой привели к формированию инженерной лингвистики, которая занимается изучением языка в его отношении к компьютерам, к возможностям машинной обработки текстов, к возможностям создания анализаторов и синтезаторов человеческого голоса, а также другими проблемами.

Наконец, нельзя не отметить самую древнюю и тесную связь языковедения и религии. Первые лингвистические метафизические идеи восходят к религиозным учениям, и именно они стали толчком к развитию языкознания у многих древних наро-

­ Конец страницы 16 ­

¯ Начало страницы 17 ¯

дов. Так, идея божественности Слова и его всемогущества (а отсюда и боязнь любых языковых вариаций Священных текстов) привела к развитию языкознания в Древней Индии и на Древнем Востоке. Вопросы языка в истории религий всегда имели жизненную важность. Достаточно вспомнить споры о толковании Слова как факторе церковных распрей в христианстве IV-V вв., герменевтический (от греч. hermeneutike - истолковательное искусство; традиция и способы толкования многозначных древних текстов) поиск вечных смыслов в теологии средневековья, споры о возможности переводов Библии на национальные языки в эпоху Возрождения, нерешенную проблему имяславия в современном христианстве.

Таким образом, современное языкознание предстает перед нами как разветвленная многоаспектная лингвистика, имеющая широкие связи практически со всеми областями современного знания.

­ Конец страницы 17 ­

¯ Начало страницы 18 ¯

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Языкознание как наука и его связь с другими науками

Конец страницы.. предисловие глава i языкознание как наука и его связь с другими науками..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Гируцкий А. А
Г51 Введение в языкознание: Учеб. пособие /А.А. Гируцкий. - 2-ое изд., стер. -Мн.: «ТетраСистемс», 2003. - 288 с. ISBN 985-470-090-9. Пособие полностью соответству

Языкознание как наука
Языкознание(языковедение, лингвистика)- это наука о языке, его природе и функциях, его внутренней структуре, закономерностях развития. В наши дни науке известно около 5000 различны

Происхождение языка
Вопрос о происхождении языка до сих пор остается в языковедении областью общих предположений и гипотез. Если любой живой или мертвый, но засвидетельствованный в памятниках письменности язык может б

Логосическая теория происхождения языка
На ранних этапах развития цивилизации возникла логосическая теория(от греч. logos - понятие; разум, мысль) происхождения языка, которая существует в нескольких разн

Теория звукоподражания
Теория звукоподражанияидет от одного из распространенных и влиятельных направлений древнегреческой философии - стоицизма. Она получила поддержку и развитие в XIX веке. Суть этой те

Междометная теория происхождения языка
Эта теорияберет свое начало от эпикурейцев, противников стоиков, и в более сложных вариантах она находит отзвуки в науке о языке и доныне. Ее суть состоит в том, что слово возникло

Теория происхождения языка из жестов
Основателем этой теориисчитается немецкий философ и психолог второй половины XIX в. В. Вундт (1832-1920). По своей сути эта теория очень близка к междометной теории

Теория общественного договора
В XVIII в. появилась теория общественного договора, которая опиралась на античность (например, мнения Диодора Сицилийского (90-21 гг. до н.э.)), и во многом отвечала рационализму XV

Теория трудовых выкриков и трудовая теория
В XIX в. в трудах вульгарных материалистов - французского философа Л. Нуаре (1829-1889) и немецкого ученого К. Бюхера (1847-1930) - была выдвинута теория происхождения языка из труд

Природа, сущность и функции языка
Считается, что понимание природы и сущности языка связано с ответом, по крайней мере, на два вопроса: 1) идеален язык или материален? 2) каким явлением выступает язык - биологическим, психическим,

Идеальное и материальное в языке
Структура идеального в языке достаточно многослойна. Она включает в себя энергию сознания - дух, энергию мышления - мысль, которые формируют идеальные же элементы языка, именуемые

Биологическое, социальное и индивидуальное в языке
В середине XIX в. возник взгляд на язык как живой организм, который развивается по тем же законам природы, что и другие живые организмы: он рождается, созревает, достигает расцвета,

Язык, речь, речевая деятельность
Язык есть достояние общества, но проявляется он всегда в речи отдельного человека. А.А.Шахматов (1864-1920) полагал, что реальное существование имеет язык каждого индивида, язык же

Функции языка
Вопрос о характере и количестве функций языка не имеет однозначного решения в современной лингвистике. Даже в учебной литературе его трактуют по-разному. Многократное обсуждение воп

Фонетика и фонология
Фонетика(от греч. phōnē - голос, шум, звук, речь) изучает звуковой строй языка, то есть инвентарь звуков, их систему, звуковые законы, а также правила сочетания звуков в

Акустика звуков речи
Общей теорией звуказанимается раздел физики - акустика, которая рассматривает звук как результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде. Физическое тело может б

Устройство речевого аппарата и функции его частей
Каждый звук речи - это явление не только физическое, но и физиологическое, так как в образовании и восприятии звуков речи участвует центральная нервная система человека. С физиологи

Артикуляция звука и ее фазы
Артикуляцией (от лат. articulatio - произношу членораздельно) называется работа органов речи, направленная на производство звуков. Каждый произносимый звук имеет три артикуляционные

Фонетическое членение речевого потока
Речь фонетически представляет собой непрерывный поток звуков, следующих друг за другом во времени. Звуковой поток, однако, не является сплошным: с фонетической точки зрения он может

Взаимодействие звуков в речевом потоке
Звуки речи, употребляясь в составе слова, такта и фразы, оказывают друг на друга влияние, претерпевая изменения. Видо-изменение звуков в речевой цепи называют фонетическими про-цесс

Ударение и интонация
В речевом потоке все фонетические единицы - звуки, слоги, слова, такты, фразы - представлены линейными отрезками (сегментами) той или иной протяженности, располагающимися последоват

Фонема и система фонем
Предпосылки к возникновению фонологии.До сих пор рассматривалась материальная сторона языка: физическое и физиологическое воплощение идеальных сущностей языка в реч

Морфемика и словообразование
Более крупной, чем фонема, единицей языка выступает морфема, занимающая промежуточное положение между фонемой и словом. При всех разногласиях в подходе к морфеме единственное общее

Изменение морфемной структуры слова
Морфемный состав слова с течением времени может изменяться, когда аффиксы и внешне, и внутренне тесно спаиваются с корнями и друг с другом. В составе этих сращений прежние границы м

Словообразование и его основные единицы
Словарный состав любого языка находится в состоянии непрерывного развития, одной из закономерностей которого является пополнение лексики языка новыми словами. Пополнение лексики про

Лексикология и семасиология
Основной единицей языка является слово. Язык как орудие мышления и общения прежде всего система слов, именно в слове язык обретает свою цельность и завершенность, формируясь в проце

Слово как центральная единица языка
Структура слова. Словокак центральная единица языка имеет очень сложную структуру, в которой язык также получает свою структурную цельность и завершенность (см. схему). Фактически

Лексическое значение и его типы
Лексическое значениепонимают чаще всего как исторически образовавшуюся связь между звучанием слова и отображением предмета или явления в нашем сознании, обозначенно

Развитие лексического значения слова
Полисемия.Большинство слов в языке имеет не одно, а несколько значений, которые появились в процессе длительного исторического развития. Так, существительное гру

Лексико-семантические группировки слов
Еще в прошлом веке русский семасиолог М.М. Покровский (1868-1942) обратил внимание на то, что "слова и их значения живут не отдельной друг от друга жизнью", но соединяются в нашей душе не

Хронологическое расслоение словарного состава языка
Словарный фонд.Словарный состав любого языка может описываться не только на основе семантического сходства и противопоставления слов, отражающих системность лексики

Стилистическое расслоение словарного состава языка
В каждом литературном языке словарный состав распределяется стилистически. Общепринятой классификации стилистического расслоения словарного состава нет, она различается у разных авт

Ономастика
Ономастика(от греч. onomastik - искусство давать имена) - это раздел лексикологии, изучающий любые имена собственные. Этим термином называют также совокупность собствен- ­

Фразеология
Фразеология и фразеологизмы. Фразеология (от греч. phrásis, род. п. phráseos - выражение и logos - слово, учение) -это раздел лексикологии, изучающий

Этимология
Словарный состав языка представляет собой ту его сторону, которая более всех других подвержена историческим изменениям. Слова меняют свои значения, звуковой облик, что часто делает

Лексикография
Лексикография(от греч. lexikon - словарь, graphō - пишу) - это наука о словарях и практике их составления. Она очень тесно связана с лексикологией и семасиолог

Грамматика и ее предмет
Грамматика (из др.-греч. grammatike techne - букв. письменное искусство, от gramma - буква) - это раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, то есть законы строения и

Грамматическая категория, грамматическое значение и грамматическая форма
Триадная структура языка- язык, речь, речевая деятельность - находит свое отражение и в единицах грамматики, где грамматическая категория выступает единицей языка, грамматическое зн

Основные способы выражения грамматических значений
Все многообразие грамматических форм в языках мира сводится к исчисляемому и легко обозримому количеству спосо- ­ Конец страницы 194 ­ ¯ Начало страницы 195 &

Части речи и члены предложения
Слово как элемент морфологии и элемент синтаксиса. В грамматике одно и то же слово приходится рассматривать и как явление морфологическое, и как явление синтаксичес

Словосочетание
Словосочетание как единица синтаксиса.Теория словосочетания разработана главным образом в русской лингвистике. Зарубежная лингвистика понятием словосочетания пользу

Предложение
Предложение как единица синтаксиса.Предложение в современном языкознании рассматривают как основную единицу синтаксиса, противопоставляя его слову и словосочетанию по форме, значен

Предыстория письма
Подлинная история письма начинается с появления начертательного письма. Но и до этого люди общались на расстоянии и во времени разнообразными способами и средствами. В качестве пред

Основные этапы истории письма
Основные типы начертательного письма.В развитии начертательного письма исторически сменилось несколько этапов, характеризующихся различными типами письма. Особеннос

Алфавиты, графика и орфография
Алфавиты. Алфавит (от греч. alphábētos) - это совокупность букв какого-либо фонемографического письма, расположенных в исторически установленном порядке. Само слово а

Специализированные системы письма
К числу специализированных систем письма принадлежат транскрипция, транслитерация и стенография, обслуживающие профессиональные потребности. Транскрипция. Транскрип

Языки мира
Как уже отмечалось, на земном шаре насчитывается примерно 5000 языков. Трудность определения их точного количества заключается прежде всего в том, что во многих случаях остается неясным, что это -

Закономерности исторического развития языков
Примерно около 40 тыс. лет тому назад, если не раньше, появляется Homo Sapiens, то есть человек разумный. Он знает наскальную живопись и пользуется звуковым языком, который выступает как полноценно

Племенные языки и образование родственных языков
Полагают, что языковая раздробленность была состоянием человечества во времена его возникновения. Такое состояние обнаруживают у многих современных типично родоплеменных обществ Африки, Австралии,

Внешние и внутренние законы развития языка
В современном языкознании понятие законов развития языка не определено достаточно четко, так как многие языковые изменения не образуют постоянной восходящей линии, связанной с разви

Языкознание связано:

а) с социальными науками (гуманитарными): философией, археологией, этнографией, антропологией, историей, психологией, логикой, филологией (объединяющей литературоведение, поэтику, фольклористику). Филология изучает язык, литературу и культуру данного народа в их взаимосвязях;

б) с естественными науками: математикой, физикой, физиологией, теорией информации, анатомией, медициной, географией, статистикой, кибернетикой.

в) в последние десятилетия возникли новые дисциплины на стыке традиционных областей знания: социолингвистика, психолингвистика, математическая лингвистика и др.

Самые тес­ные и древние связи существуют у языковедения с фило­логией, ее составной частью является и сама наука о языке. Фактически языковедение как наука вышла из недр фило­логии, которая в древности была единой нерасчлененной наукой, включающей в себя литературоведение, тексто­логию, поэтику, теорию культуры и саму лингвистику.

Такие же древние связи существуют у языкознания с философией. В Древней Греции языковедение зародилось в недрах философии, что вытекало из миросозерцания ан­тичных мыслителей, рассматривавших космос, природу и человека как единое целое. Крупнейшие древнегреческие философы - Аристотель, Платон, Сократ и др. - разраба­тывали теоретические вопросы языка, в частности, про­блему соотношения названия и предмета. Вопросы фило­софии языка получают свое дальнейшее развитие в языко­знании XVII-XVIII вв. в работах английского философа Ф. Бэкона (1561-1626), французского мыслителя Р. Декарта (1596-1650), немецкого ученого В. Лейбница (1646-1716). В XIX веке немецкий языковед В. фон Гумбольдт (1767- 1835), развивая в своих работах философию языка, кладет начало новой лингвистической дисциплине - общему языкознанию. Практически с самых ранних стадий существования языкознания возникает его связь с логикой. Уже Аристотель (384-322 до н.э.) сформулировал особенности логического подхода к языку, который позднее оформился в логическое направление в языкознании, остающееся актуальным в современной лингвистике. Это направление исследует соотношение логических форм мышления с языковыми формами их выражения. Логика мышления человека считается универсальной, независимой от его языка, в то время как языковые явления далеко выходят за пределы логики. Уже на ранних этапах своего возникновения языкозна­ние было тесно связано с историей, в частности, с исто­рией создания письменных текстов и описанными в них историческими событиями. Начиная с XIX в., историче­ский подход к языку надолго остается ведущим в языко­знании. Летописи и другие письменные памятники дают нам представление об исторических событиях, особенно­стях жизни разных народов. Изучение языка письменных памятников позволяет судить о родстве разных языков и, следовательно, об общности судеб различных народов, тер­ритории их расселения, миграции во времени и пространстве. Языкознание тесно взаимодействует и с другими нау­ками исторического цикла - археологией, этнографией, ан­тропологией. Обнаруженные археологами при раскопках па­мятники материальной культуры (жилища, утварь, одежда, украшения, устройства населенных пунктов и т.д.) дают возможность определить ее носителей.

На стыке языкознания и социологии возникла лингвистическая дисциплина - социолингвистика, посвя­щенная разработке вопросов соотношения языка и обще­ства. Социальную дифференциацию языка, языковую по­литику, соотношение языка и нации, общественные функ­ции языка, двуязычие и многоязычие, а также многие другие проблемы и явления исследует социолингвистика. В XIX в. образуется союз лингвистики и психологии - психологическое направление в языкознании, получившее позднее название психолингвистики. К основателям этого направления относятся немецкий ученый Г. Штейнталь (1823-1899), известный украинский языковед А.А. Потебня (1835-1891) и др. Психолингвистика старается утвердить языковедение как науку психологическую, рассматривая все самые существенные явления языка как психические.

Древнейшими являются связи языковедения с фи­зиологией, поскольку уже древние индийцы описывали зву­ки на физиологической основе. Физиология и нейрофи­зиология изучают устройство речевого аппарата, образо­вание звуков речи в нем, восприятие речевого потока орга­нами слуха, рефлекторную физиологическую основу языка. Примерно в середине XIX в. под влиянием эволюцион­ной теории Ч. Дарвина образуется союз лингвистики и био­логии, возникает взгляд на язык как естественное, при­родное явление - натуралистическое направление в язы­кознании. Его основателем считается немецкий языковед А. Шлейхер (1821 -1868). В XX в. в результате обнаружения структурного сходства генетического кода и естественного языка нейролингвистика расширяет свои границы, обра­зуя тесный союз с биологией. Достаточно прочные связи существуют у лингвистики с географией. Часто географические факторы служат пред­посылкой фактов лингвистических: особенности горного ландшафта на Кавказе или на Памире предопределяют су­ществование малочисленных по количеству носителей языков.

В конце XX в. образуется тесный союз лингвистики с теоретической физикой, с теми ее разделами, которые за­нимаются созданием единых теорий мироздания. Оказа­лось, что получение единой физической непротиворечи­вой теории об устройстве мира возможно лишь с помощью естественного языка и только при ясном представлении о структуре сознания. Это поставило перед необходимостью изучения структурных связей между языком, мозгом, со­знанием, человеком, объектами микромира и макромира. Этими вопросами занимается современная нейролингвистика. В 50-х гг. XX в. на стыке математики и лингвистики воз­никает математическая лингвистика, разрабатывающая формальный аппарат для описания естественных языков. Математическая лингвистика использует в изучении язы­ка различные разделы математики - статистику, теорию вероятностей, теорию множеств, алгебру, математическую логику.

Тесно связана современная лингвистика и с кибернети­кой - наукой об управлении и месте информации в про­цессах управления. Кибернетика пытается понять язык как естественную и мощную информационную саморегулирую­щуюся систему, которая участвует в процессах управления практически во всех областях человеческой жизнедея­тельности. Контакты лингвистики, с кибернетикой приве­ли к формированию инженерной лингвистики, которая занимается изучением языка в его отношении к компью­терам, к возможностям машинной обработки текстов, к возможностям создания анализаторов и синтезаторов че­ловеческого голоса, а также другими проблемам.

Язык непосредственно принимает участие во всех сферах человеческой жизнедеятельности, поэтому изучение языка, установление его места и роли в жизни человека и общества, в познании явлений с необходимостью приводит к широким связям языкознания с другими науками - гуманитарными, естественными и медицинскими, физико-математическими и техническими.

Наиболее тесно языкознание связано с гуманитарными науками. Самые тесные и прочные связи существуют у языковедения с филологией, сама наука о языке является ее составной частью. Фактически языковедение как наука вышла из основ филологии, которая в древности была единой нерасчлененной наукой. В ее состав входили такие науки как литературоведение, текстология, поэтика, теория культуры и сама лингвистика. Впервые противопоставление филологии и языкознания (грамматики) произошло еще в Древнем Риме. Филология занималась изучением литературной формы (стиля) и содержания текста, грамматика - изучением орфографии и метрики текста. Гораздо позднее, в середине XIX в., ученые установили основной объект филологии, который в классическом варианте объединяет литературоведение и языкознание в филологические науки. Особенно заметно можно проследить связь этих двух наук в таких дисциплинах, как история литературного языка, стилистика и филологический анализ художественного текста. Существует существенное различие между лингвистическим и литературоведческим подходом к изучению языка. Для лингвистики язык - главный и единственный объект исследования. Прежде всего, лингвистика занимается изучением структуры и функционирования самого языка, принимая во внимание его связи с другими явлениями жизни человека (культура, сознание, литература, мышление и др.). Литературоведение изучает язык как косвенный объект наблюдения, форму существования художественного произведения.

Такие же древние связи существуют у языкознания с философией. В Древней Греции языковедение зародилось в недрах философии, что вытекало из мировоззрения древних мыслителей, которые рассматривали природу, человека и космос как нечто единое целое. Крупнейшие древнегреческие философы - Аристотель, Платон, Сократ и др. - занимались изучением теоретических вопросов языка, в частности, проблему соотношения предмета и его названия. Вопросы философии языка получают свое дальнейшее развитие в языкознании ХVII-ХVIII вв. в работах английского философа Ф. Бэкона (1561-1626), немецкого ученого В. Лейбница (1646-1716), французского мыслителя Р. Декарта (1596-1650). В XIX веке благодаря работам по философии языка немецкого лингвиста В. фон Гумбольдта (1767-1835), зародилось начало новой лингвистической дисциплины - общего языкознания.

Уже на ранних этапах своего возникновения языкознание было тесно связано с историей, в частности, с историей создания письменных текстов и описанными в них историческими событиями. Исторический подход к изучению языка, начиная с XIX в., надолго оставался ведущим в языкознании. Благодаря летописям и другим письменным памятникам у нас существует представление об исторических событиях, особенностях жизни разных народов. Изучение языка письменных памятников дает возможность судить о родстве разных языков и, следовательно, об общности судеб различных народов, их территориальном расселения, миграции в пространстве и времени. Учет внешних исторических факторов проясняет формирование тех или иных языков, судьбу отдельных слов и выражений. Например, многочисленные заимствования слов имели место, как правило, в период активных контактов народов, отражают влияние того народа, язык которого служит источником заимствований. Например, в петровскую эпоху, характеризующуюся широкими экономическими, торговыми, культурными связями с Западной Европой, русский язык испытал на себе значительное влияние западноевропейских языков. На стыке истории и лингвистики зародилась одну из наиболее развитых и глубоко разработанных дисциплин - историческая лингвистика и ее ответвления - сравнительно-историческое языкознание, этимологию, историю литературных языков .

Так же языкознание тесно взаимодействует и с другими науками исторического цикла - антропологией, археологией, этнографией. Различные памятники материальной культуры (жилища, утварь, одежда, украшения, устройства населенных пунктов и т.д.), обнаруженные во время раскопок, дают возможность определить ее носителей. Этнографы классифицируют и интерпретируют данные археологических раскопок по типам материальной культуры, что важно лингвистам для определения областей распространения какого-либо языка. Благодаря археологическим раскопкам, обнаружены многие памятники письменности: таблички с текстами ассирийских законов, каменные плиты с иероглифическими и клинописными знаками, берестяные грамоты древнего Новгорода и т.д. Данные антропологии используются в лингвистике при исследовании вопроса о появлении речи у первобытных людей. Сотрудничество лингвистики с дисциплинами исторического цикла вызвал к жизни такие области языковедения, как палеография (греч. palaios - древний и graphф - пишу), которая изучает создание знаков письменности и их развитие, и этнолингвистика, которая исследует язык в его отношении к культуре народа.

Рассмотрим на чем основывается связь языкознания с медицинскими и естественными науками. Древнейшими являются связи языковедения с физиологией. Еще древние индийцы описывали звуки на физиологической основе. Такие науки как нейрофизиология и физиология занимаются изучением устройства речевого аппарата, образованием звуков речи в нем, рефлекторной физиологической основой языка, восприятием речевого потока органами слуха.

Языкознание имеет тесные связи с неврологией-наукой о высшей нервной деятельности человека. На стыке этих двух наук образовалась нейролингвистика, новая лингвистическая дисциплина, которая возникла примерно во второй половине XIX века. Один из ее основателей называют выдающегося русско-польского языковеда И.А. Бодуэна де Куртене (1845-1929). Нейролингвистика занимается изучением языкового поведения человека не только в его нормальном состоянии, но и в патологии. Изучение всевозможных речевых расстройств (афазий) дает очень много лингвистам не только для понимания нормальной речи, но и для изучения структуры языка и его функционирования.

Союз лингвистики и биологии образовывается примерно в середине XIX в. под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина, появляется новый взгляд на язык как природное, естественное явление - натуралистическое направление в языкознании. Его основателем называют А. Шлейхера (1821-1868), немецкого лингвиста. В XX в. в результате обнаружения структурного сходства генетического кода и естественного языка нейролингвистика расширяет свои границы, образуя тесный союз с биологией .

Достаточно прочные связи существуют у лингвистики с географией. Зачастую географические факторы служат предпосылкой появления лингвистических фактов: особенности горного ландшафта на Кавказе или на Памире предопределяют существование малочисленных по количеству носителей языков; широкие открытые территории, как правило, благоприятствуют разобщению диалектов, а ограниченные - их сближению; моря и океаны в древности представляли препятствия для широких языковых контактов и т.д. В результате контактов лингвистики с географией в конце XIX в. возникла гибридная дисциплина - лингвогеография, которая занимается изучением территориального распространения языков и диалектов, а также отдельных языковых явлений.

Связь языкознания с физико-математическими и техническими науками. Связь языкознания с физикой, одним из ее разделов - акустикой, обнаруживается уже у древних греков, которые изучали звуки речи на акустической основе. На данном этапе развития языкознания связь с акустикой остается актуальной, что привело к появлению и развитию новой лингвистической дисциплины - экспериментальной фонетики, широко использующей приборы в изучении звуков речи.

В конце XX в. образуется тесный союз лингвистики с теоретической физикой, с теми ее разделами, которые заняты созданием единых теорий мироздания. Оказалось, что получение единой физической непротиворечивой теории об устройстве мира возможно лишь с помощью естественного языка и только при наличии четкого понимания структуры сознания. Это поставило перед необходимостью изучения структурных связей между сознанием, языком, человеком, мозгом, объектами макромира и микромира. Современная нейролингвистика занимается изучением данных вопросов.

В 50-х гг. XX в. на стыке математики и лингвистики появляется математическая лингвистика, которая занимается разработкой формального аппарата для описания естественных языков. Для всестороннего изучения языка математическая лингвистика использует множество математических разделов - теорию множеств, статистику, математическую логику, алгебру, теорию вероятностей. Применение математических методов дает возможность проводить количественное исследование различных языковых явлений, составлять их классификацию, работать над составлением частотных словарей, изучать формальную сочетаемость языковых единиц, моделировать процессы порождения и восприятия речи и т.д.

В числе математических дисциплин, имеющих тесные связи с языкознанием, находится и теория информации, или информатика, которая изучает язык как одно из средств хранения, переработки и передачи информации. Информатика в союзе с лингвистикой обеспечивает создание и работу информационно-поисковых систем и автоматизированных систем управления. Современная лингвистика тесно связана и с кибернетикой - наукой об управлении и роли информации в управленческих процессах. Кибернетика пытается понять язык как естественную и мощную информационную саморегулирующуюся систему, которая принимает участие в процессах управления практически во всех областях жизни человека. Контакты лингвистики с кибернетикой привели к формированию инженерной лингвистики, которая занимается изучением языка в его отношении к компьютерам, к возможностям машинной обработки текстов, к возможностям создания анализаторов и синтезаторов человеческого голоса, а также другими проблемами .

Самая древняя и тесная связь наук - это связь языковедения и религии. Первые лингвистические метафизические идеи появлялись в религиозных учениях. Они стали толчком к развитию языкознания у многих древних народов. Так, идея божественности Слова и его всемогущества (а отсюда и боязнь любых языковых вариаций Священных текстов) привела к развитию языкознания в Древней Индии и на Древнем Востоке. Вопросы языка в истории религий всегда имели жизненную важность. Достаточно вспомнить споры о толковании Слова как факторе церковных распрей в христианстве IV-V вв., герменевтический поиск вечных смыслов в теологии средневековья, споры о возможности переводов Библии на национальные языки в эпоху Возрождения, нерешенную проблему имяславия в современном христианстве.

Язык связан со всей совокупностью чувственного и мыслительного поведения человека, с его организацией как живого существа (природными условиями его жизни), с его бытом, с обществом, в котором живет человек, с его творчеством – техническим, умственным, художественным, с историей человеческого общества, поэтому и наука о языке, лингвистика, связана с очень многими науками: точными, естественными и гуманитарными.

1) Так как язык – это прежде всего коммуникативная система знаков, то наиболее тесные связи у языка с наукой об общей теории знаков, с семиотикой . Семиотика как общая дисциплина не связана со специфическими средствами и возможностями языка но она призвана исследовать любые знаковые системы как средства обозначения и передачи значения. Семиотика изучает любые знаковые системы: как простейшие типа кодов (телеграфный код, приемы морской и воздушной сигнализации, знаки регулировки для такси), так и более сложные (сигнализация животных различные приемы письменности и шифров, знаковая природа географических карт, чертежей, а также пальцевая техника глухонемых) и, наконец, знаковую систему языка.

Для языковедения важны общие положения семиотики о знаках, об их различительных признаках, о группировке и классификации знаков, о возможностях комбинаций знаков и образования «знаковых цепей» и их членимости на звенья, об опознавании и распознавании знаков, о принципах дешифровки зашифрованных текстов или дешифровки текстов на неизвестных языках.

Разработка общих положений семиотики во многом может облегчить работу языковедов по установлению знаковых закономерностей языка.

2) Так как язык – общественное явление, то наука о языке связана с рядом общественных наук , и прежде всего с социоло 2 гией . Учение о строении общества, его функционировании и его эволюции и развитии может дать лингвистике многое в связи с тем, как тот или иной язык используется различными социальными объединениями (классами, представителями различных социальных прослоек, профессиональных групп), как отражается на языке разделение и объединение социальных общностей, переселение племен и народов (миграция), образование территориально-социальных групп в пределах одного языка (диалекты) или между разными языками (языковые союзы). Чрезвычайно важным для языковедения является понимание соотношения языка и основных общественных категорий: базисов, надстроек, классов, орудий труда. Только после сопоставления с общественными категориями можно понять своеобразие функционирования и эволюции языка.

3) Так как язык неразрывно связан с мышлением, то наука о языке связана с логикой , наукой о законах мышления и о формах мысли. Тесная связь с логикой и использование логического аппарата определений и обозначений в лингвистике отнюдь, конечно, не значат, что логические категории (понятие, суждение, умозаключение и т. п.) должны совпадать с языковыми категориями (морфема, слово, предложение), однако соотносительность этих двух планов не подлежит сомнению, хотя далеко не все, что есть в логике, должно быть и в языке, и тем более языковые явления далеко выходят за пределы логики. Тем не менее такие логические определения, как определение понятия, его содержания и объема, его обязательных признаков, необходимы лингвисту для определения слова, его значения, видов многозначности слова (см. гл. II – «Лексикология», § 7–17), формула aRb в логике отношений, рассматривающая отношение (R – relatio ) каких-либо двух членов (а,b ), важна лингвисту при определении синтагмы («словосочетания», см. гл. IV, § 59–61), не говоря уже об общем учении о моделях в языке, в чем лингвист может опираться на учение о логическом моделировании.

4) Так как языковедение имеет своим предметом не только язык, но и речь, а речь – это психофизический процесс, то естественно ставить вопрос о соотношении языковедения, с одной стороны, и психоло 2 гии и физиоло 2 гии – с другой.

а) Мышление человека как процесс, равно как и чувствования и другие проявления его поведения, изучает психология. В конце XIX–началеXX в. многие языковеды, желая избежать неправильной точки зрения на язык как природный организм, старались утвердить лингвистику как науку психологическую, рассматривая все самые существенные явления языка как психические. Однако такая точка зрения не могла быть правомерной, так как явления языка (фонемы, морфемы, слова, предложения) не то же самое, что представления о них в сознании говорящего, и тем самым язык не может быть объектом психологии. Психология может изучать речевые акты как процесс, становление речи ребенка, развитие речи школьника и т. п. Поэтому в любом учебнике психологии имеется раздел «Психология речи», описывающий речевое поведение человека. Лингвист же, в основном имеющий дело с языком, получает нужные ему данные из наблюдаемой им речи и поэтому обязан считаться с данными психологии, хотя и речь лингвист изучает не так, как психолог.

б) Ввиду того что речевой акт невозможен без материальных условий производства и восприятия звуков речи, этим процессом призвана заниматься физиология как со стороны артикуляций т. е. образования звуков речи в речевом аппарате, так и со стороны восприятия речевого потока органом слуха, ухом (см. гл. Ill – «Фонетика», § 28–38). Таким образом, физиология речи подразделяется на артикуля 2 торную физиоло 2 гию и физиоло 2 гию слу 2 ха . При этом никогда не следует упускать из виду двусторонность речевого акта (см. выше).

5) Так как речь связана с высшей нервной деятельностью, ее нормальной физиологией и патологией, т. е. нарушением речи, афазиями, то речью занимаются представители медицúны : психиатры, дефектологи, логопеды. В частности, изучение речи глухонемых и глухослепонемых, а также всевозможных афазий (расстройств речи) очень много дает лингвистам не только для понимания нормальной речи, но и для изучения структуры языка и его функционирования.

6) Звуковые явления изучает раздел физики–аку 2 стика . Для правильного понимания того, что из звукового континуума (беспрерывного множества) язык отбирает для организации своей знаковой системы, лингвисту нужны сведения об акустических характеристиках, связанных с высотой, силой, длительностью звука, с соотношением явлений тона и шума, с пониманием звукового спектра и явлений резонанса (см. гл. Ill – «Фонетика», § 27, 29-32).

7) Когда на смену старой лингвистике, изучавшей только памятники письменности, языковеды второй половины XIX в. выдвинули лозунг описания живых говоров и диалектов (см. гл. VII, § 89), с чем тесно было связано собирание фольклора (народного творчества: песен, сказок, былин) и изучение быта носителей того или иного языка или диалекта (жилище, утварь, одежда, орудия производства, а также верования и суеверия и т. д.), – возникла связь лингвистики с другими этническими науками. Все это объединяло лингвистическую дисциплину – диалектологию – с этногра 2 фией (народоведение). Этнографы классифицируют и интерпретируют данные археологических раскопок по типам погребения, характеру орнамента на сосудах и иных памятниках материальной культуры, что важно лингвистам при исследовании данных археологии.

8) Изучение вымерших древних языков и определение их носителей, их ареала, т. е. области их распространения, их миграций (переселений) и т. п. связывает лингвистику с археоло 2 гией , наукой, изучающей историческое прошлое человеческого общества по обнаруженным при раскопках памятникам материальной культуры (жилища, места погребения, устройство населенных пунктов, орудия труда, утварь, одежда, оружие, украшения, а также и памятники письменности, например таблички с текстом законов ассирийского царя Хаммурапи, каменные плиты с иероглифическими и клинописными знаками, берестяные грамоты, найденные при раскопках древнего Новгорода и т. д.). При обнаружении недатированных памятников письменности выработанная археологами датировка находок по слоям глубины раскопок может помочь для определения времени создания данного письменного памятника, и, наоборот, датированные письменные памятники уточняют археологическую хронологию.

9) При исследовании вопроса о происхождении речи у первобытных людей, а также и для решения того, как связаны или в чем не связаны признаки языка и расы, важную роль играет антрополо 2 гия , наука о биологической природе человека, строении его черепа и костяка, окраске кожи, характере волосяного покрова, об отличиях человека от человекоподобных животных и т. д. Археоантропология пользуется, как и археоэтнография, данными археологии, но антропологические исследования современных людей для различных целей, например медицинских, с археологией не связаны. Через антропологию лингвистика может быть связана и с биоло 2 гией , как общей, так и частной, описывающей жизнь, способности, повадки и разные стороны поведения животных.

10) Вообще истори 2 ческая нау 2 ка и истори 2 ческие нау 2 ки тесно взаимодействуют с языковедением в тех случаях, когда лингвистические данные проливают свет на те или иные события для историка и когда данные истории помогают лингвисту точнее локализовать те или иные факты в истории языка; особенно тесно связана с общей историей лексикология, так как история слов и выражений часто не раскрывается в чисто лингвистическом плане и нуждается в материале историка (ср., например, объяснение происхождения прилагательного затрапезный или глаголов подкузьмить и объегорить в русском языке, см. гл. II, § 19). Историческими условиями объясняется большое количество арабских слов в турецком, персидском, таджикском, татарском языках, что связано с арабскими завоеваниями и распространением мусульманской религии и т. д.

11) Геогра 2 фия непосредственно с языком не связана, но через историю географические факты могут оказаться и факторами лингвистическими; так, особенности горного ландшафта в Дагестане, на Памире и т. п. служат предпосылкой наличия очень малочисленных по количеству носителей языков; моря и океаны служат препятствием для языковых контактов (например, языки небольших островов Тихого океана); широкие открытые территории содействуют разобщению диалектов, а ограниченные – их сближению (см.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Гл. VII. § 87). Но и географы заинтересованы в содружестве с лингвистами, особенно это ясно на почве такого прикладного дела, как картография, где все «надписи», т. е. названия физико-географических объектов (моря, реки, острова, горы, равнины) и объектов политических (названия стран, провинций, населенных пунктов), прежде всего подлежат ведению лингвистов, которые разрабатывают правила подачи и передачи географических названий на карте (см. гл. V, § 73).

12) Особо следует остановиться на взаимоотношениях языковедения и филологии . Эти связи очень древние, так как языковедение как отдельная наука вышла из недр филологии. Филология – это буквально «словолюбие», т. е. изучение всего, что связано со словом и первоначально с письменным словом, т. е. изучение письменных памятников для разных целей. До сих пор в научной номенклатуре существует цикл филологических наук, филологические факультеты, степени кандидата и доктора филологических наук, что номенклатурно «покрывает» и литературоведа, и вообще любого, изучающего биографию и жизненные данные какого-нибудь деятеля или писателя по словесным источникам, и... лингвиста, изучающего агглютинативный принцип соединения морфем в слове или различительные признаки согласных какого-нибудь живого бесписьменного языка. Эта традиционная несовместимость все более и более становится очевидной. Поэтому в настоящее время филологию часто определяют как использование письменных памятников (исторических, юридических, литературных) для нелингвистических целей. Конечно, первичная обработка любого текста должна быть в руках лингвиста, но дальше интересы историка, юриста, литературоведа и языковеда расходятся.

Для литературоведов связь с лингвистикой особо необходима и не только в текстологии или стиховедении, а потому, что вне языка не может быть литературы. Поэтому каждый литературовед должен быть в какой-то мере лингвистом, но лингвист не обязан быть литературоведом.

13) Самое сложное – это выяснить отношения лингвистики и математики . Часто повторяют мнение о том, что любая наука лишь в той степени может называться «наукой», сколько в ней есть математики. Действительно, точность (основное качество науки в отличие вообще от знания чего-либо) математики – это идеал научного знания. Но точность не исчерпывается математикой, чему свидетельствуют успехи общественных наук во второй половине XIX и в XX в., умение предсказания в лингвистике (например, применение сравнительного метода в романистике, подтвердившееся письменными памятниками вульгарной латыни, гипотезы де Соссюра, подтвердившиеся открытием хеттского языка, см. гл. VI, § 77) и многое другое, где математика не применялась.

Однако научный идеал математики как образца наук остается бесспорным.

Кроме того, вXX в. многие математики и целые математические школы сумели себя применить не только в точных науках, например в физике (что уже давно себя оправдало) и в технике, но и в гуманитарных науках, откуда возникли экономе 2 трика (применение математических методов в экономике), математи 2 ческая логика , математи 2 ческая лингви 2 стика и т. д.

О «математической лингвистике» следует поговорить особо. ВXX в. возникла особая дисциплина: математи 2 ческая ло 2 гика , которая широко использовала лингвистические понятия синтаксиса, предложения, слова. Математическая логика – это особый раздел математики. То же самое надо сказать и о математи 2 ческой лингви 2 стике , которая является не «особой лингвистикой», а лишь применением к языковым явлениям математических методов. Главным образом, это относится к речи, а не к языку, например применение теории вероятностей и математической статистики (сама же математическая статистика – не особый раздел статистики, а тоже применение математических методов к статистике).

Применение методов математической статистики позволяет объективно и экономно определить объем словника для определенного типа словаря, например словаря русского языка для национальных школ; дать для техники связи показатели частотности употребления звуков русской или иной речи путем статистического анализа встречаемости звуков и звукосочетаний определенных текстов; так же можно получить интересные результаты при анализе звукового состава стихотворного и прозаического текста.

14) В числе математических дисциплин, соприкасающихся с языком находится и техническая тео 2 рия информа 2 ции , которую ее основоположник, американский ученый К. Шеннон, определил так: «Теория информации изучает процесс передачи информации по каналам связи», где передача связи мыслится по схеме:

источник –> передатчик –> канал –> приемник –> получатель.

Для уяснения этого процесса вводятся понятия:

а) код – произвольная система заранее установленных условных знаков или символов; частота появления в сообщении называется вероя 2 тностью ;

б) алфави 2 т – набор знаков кода;

в) текст – последовательность знаков данного сообщения;

г) кана 2 л – среда, по которой передаются знаки кода, с учетом помех и «шумов»;

д) сама информация измеряется особой единицей, которая называется бит (или б и н и т из англ. binary unit – «двоичная единица измерения») и исчисляется по формуле «Логарифм по основанию 2», Log 2 от числа условных сигналов;

е) избы 2 точность – это разность между теоретически возможной передающей способностью какого-либо кода и средним количеством передаваемой информации. Избыточность выражается в процентах к общей передающей способности кода; например, передача каждого сигнала дважды создает избыточность в 50%;

ж) энтропи 2 я – мера недостающей информации и неопределенности; степень неопределенности зависит от числа возможных символов кода и их вероятностей.

В связи с достижениями математической логики и теории информации важную роль приобрело понятие алгори 2 тма . Алгоритм – это совокупность точных правил описания, кодирования или перекодирования какой-либо информационной системы. Особо важную роль алгоритм играет в машинном переводе, где на входе должен быть алгоритм автоматического анализа, а на выходе – автоматического синтеза 1 .

15) И наконец – киберне 2 тика 1 , «наука об управлении», новая научная дисциплина, подлинное детище XX в. Кибернетику нельзя мыслить себе как отдельную замкнутую науку. Это особое действенное устремление многих наук, развитие кибернетики неизбежно вовлекает и объединяет в одно целое различные отрасли знания. Конечно, технический прогресс и, в частности, успехи электронной техники оказались рычагом для успехов кибернетики. Но дело не в одной технике, а в широком понимании синтеза 2 наук и их взаимообогащении при осуществлении этого синтеза. Здесь источник возникновения таких наук, как физическая химия, биофизика, биохимия; с этой целью кибернетики применяется и математика для изучения экономики, биологии, психологии, лингвистики и исследования самого мышления.

Задача кибернетики – приспособить данные всевозможных наук так, чтобы можно было использовать машину, переложить на нее различные формы человеческого труда, в том числе и умственного. Отсюда возникли различные вычислительные машины, которые в условиях использования электронной техники позволяют в тысячи раз ускорять всевозможные человеческие операции. Кроме того, машины не ошибаются и даже способны обнаруживать человеческую ошибку, так как «человеку свойственно ошибаться», по латинской поговорке «Errare humanum est ». Машине можно поручать контроль выполнения тех или иных процессов и само управление производством, машины могут распознавать информацию, ее перерабатывать в нужном направлении, в частности переводить с одного языка на другой, на чем основан «машинный перевод»; машины могут не только помогать обучать, но и сами обучать, что и применяется в современной нам педагогике.

Для того чтобы глубже вникнуть в закономерности функционирования и исторического развития языков, необходимо подробнее ознакомиться с отдельными элементами структуры языка, а затем уже перейти к решению исторических вопросов.

Порядок разделов описания структуры языка будет следующий: 1) «Лексикология», 2) «Фонетика», 3) «Грамматика», 4) «Письмо», а затем уже будет рассмотрен вопрос о языках мира, методах их классификации и о происхождении языка, об образовании языков и о закономерностях их исторического развития.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!