Гигиенические требования к уроку в начальной школе. Требования к психолого-педагогическим и гигиеническим условиям проведения урока

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени основные предметы должны проводиться на 2-3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени - на 2, 3, 4 уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

Дополнением к таблице И.Г. Сивкова могут служить данные опроса обучающихся современных общеобразовательных учреждений, которые к наиболее трудным предметам относят информатику, профильные дисциплины, новые для них предметы. Указанные предметы следует оценивать не менее чем в 10 баллов. При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

К такому распределению недельной учебной нагрузки следует стремиться при составлении расписания для 9-11 классов. Для обучающихся в 5-11 классах распределять учебную нагрузку в недельном цикле следует таким образом, чтобы ее наибольшая интенсивность (по сумме баллов за день) приходилась на вторник и четверг, в то время как среда была бы несколько облегченным днем. Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.

Обсуждение

20.12.2008 17:55:36

Комментировать статью "Требования к расписанию уроков"

Неудачное расписание уроков. Школьные проблемы. Образование детей. На настоящий момент письмо в адрес администрации составлено, подписано большинством родителей, ссылки на соответствующие требования и рекомендации СанПинов даны.

Обсуждение

Почему же это так плохо? У нас в школе физра два раза в неделю стоит 2 уроком, а после физкультуры у нас ещё 5 уроков. В минус ничего не выходит, хоть и не удобно, но терпим потому что знаем, что нам расписание не изменят сколько бы не было жалоб

11.09.2018 07:10:23, 777777777777

У нас так разделили два русских физкультурой(

1 сентября 2015 года моя дочь Саша, как и тысячи других детей, отправилась в первый класс. Как и многим другим мамам, мне пришлось тщательно подготовиться самой и подготовить всех домочадцев к грядущим переменам, некоторые из которых стали настоящим сюрпризом для нашей семьи. Прежде всего, у нас кардинально изменился режим. Я встаю раньше всех, так как не хочу собираться в суете, готовлю завтрак, потом бужу мужа и детей.. Мы завтракаем, болтаем, обсуждаем планы на день, дети даже успевают...

21 марта (суббота) 12.00–13.00 Урок орнитологии «Совы большие и маленькие». Изд-во «Редкая птица» 4+ (Комната 221) 12.00–14.00 Урок макетирования. Студия «Летал Шагал» 3+ (Выставочный балкон 2 этажа) 12.00–14.00 Урок мультипликации. Центр развития личности «Миллениум» 8+ (Малый выставочный зал) 12.00–13.00 Урок литературы. Читаем и обсуждаем «Сказки тегумайского племени» из сборника «Сказки слово в слово» Редьярда Киплинга. Изд-во «Октопус» 8+ (Комната 234) 13.00–14.30 День Святого Патрика...

Ребенок поле школы просто никакой плюс накрывается музшкола, в которую ходим давно и успешно, так как расписание групповых занятий у них построено из рассчета 4-х уроков у первоклашек. Что делать? На родительсом собрании было сказано, что ИКТ- требование...

Обсуждение

Есть СанПины, по которому в 1 классе нагрузка не должна превышать 21 урок в неделю.
Можете на него ссылаться, забирая ребенка после 4-го урока.

ИКТ во ФГОСах интегрировано в школьные предметы. По идее, на маках дети должны работать просто на уроках. У нас в школе еще внеурочка была с маками, но она не обязательна. Про то, что у первачков все-таки должен быть щадящий режим, хотя бы в сентябре, я промолчу.

Здравствуйте уважаемые читатели журнала. Как известно, пандусы для инвалидов в нашей стране являются проблемой: либо их нет вообще, либо они установлены не по нормативу. Нормативом является наклон пандуса не более чем 30°, а многие из них установлены даже под углом в 45°. Представьте себе ситуацию, когда человек в инвалидной коляске с ручным приводом, такой как Motus 43, пытается подняться на такой пандус. Коляска сама по себе удобная и очень хорошо подходит для езды на ней человеку с...

Требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. Полная программа, только график уроков подстроен под расписание тренировок и соревнований.

Обсуждение

:)У нас 2 половина дня началась где-то в 20-х числах сентября... Нас спасают утренние тренировки (хвала тем, кто выставил нам ежедневно тренировки с 6.30:). Сын захотел ходить на все занятия (Испанский 2 раза, проект, мир деятельности - это все обязательно; Изо, творческая мастерская, будущий отличник (с психологом) - это по желанию). На многие занятия они разбиваются по подгруппам и была возможность выбрать в какой день куда. Итого: понедельник 6 уроков, вторник 7, среда 4, четверг и пятница 7. На 5 уроке они обедают и гуляют, т.е. есть перерыв... Расписание скорректировали так, чтоб еще на танцы успевать - 8 часов в неделю получилось.
Тяжело было первые недели 2-3. После 7 урока приходил и ложился поваляться. Сейчас огурцом:)
Тапками можно не кидаться, насчет перегруза - это его выбор и его желание:) В нашем случае главное - он хочет, поэтому и нагрузка не в тягость (что-то бросить отказывается категорически).
Может вам тоже предложат варианты... по расписанию... Нас фигуристов в классе двое, второй мальчик ходит, но не на все занятия... Они в другом месте катаются... У них тренеровочный процесс по-другому разбит...

У нас такого нет, только раз в месяц классный час проходит и еще раз в 2 недели праздники - осенины, день математики, экологическая тропа. И после уроков по желанию есть кружки, мы раз в неделю ходим в изостудию, т.к. в этот день ребенок остается на продленку.

Как сделать так, чтобы работа превратилась из выматывающего мероприятия в источник сил и вдохновения? Как сменить работу и начать получать от нее удовольствие в кратчайшие сроки? Как бороться со страхами и ограничивающими убеждениями, которые непременно всплывают, как только вы решитесь поменять что-то в своей жизни? Как повысить уверенность? Если вы задаете себе эти вопросы, то вы заглянули на этот сайт по адресу. Я подготовила для вас небольшую серию статей, в которой раскрою какие 10...

Для ее организации возможно изменение расписания уроков. В случае, когда экскурсионная деятельность является составной частью внеурочного обучения в рамках учебного плана, или формой внеурочной деятельности, то экскурсии проводятся вне расписания уроков...

Обсуждение

если платные - то добровольные.
Если якобы обязательные входящие в программу, то должны быть бесплатными

Программа экскурсионной деятельности, наименование предметных экскурсий является составной частью образовательной программы образовательного учреждения. В соответствии с Законом РФ "Об образовании" (п. 6, ст. 32) разработка и утверждение образовательной программы, учебного плана, рабочих программ по учебным предметам, программ дополнительного образования, расписания и режима работы общеобразовательного учреждения относится к его компетенции.
В случае, когда экскурсия входит в состав рабочей программы по учебному предмету (например, окружающего мира), то она проводится в урочное время и является обязательной для ученика. Для ее организации возможно изменение расписания уроков.
В случае, когда экскурсионная деятельность является составной частью внеурочного обучения в рамках учебного плана, или формой внеурочной деятельности, то экскурсии проводятся вне расписания уроков (по истечении 45-ти минутного перерыва после последнего урока) и не являются обязательными для посещения.
Объем часов на экскурсионную деятельность так же определяется образовательной программой общеобразовательного учреждения, учебным планом, рабочими программами по учебному предмету или планом внеурочной деятельности. Только в последнем случае такие часы не входят в предельно допустимую учебную нагрузку обучающегося, зафиксированную в федеральном базисном учебном плане и в СанПин.

Вот и подходит к завершению вторая учебная неделя. А ведь вроде только вчера мы волновались о предстоящей школе, учили стихи и песни. А сегодня, во многих школах учебная жизнь уже вошла в свое русло. Администрация уже определилась с расписанием уроков и пришла пора сделать это самое расписание уроков и повесить на видном месте, рядом с рабочим столом школьника. Зачем в принципе нужно расписание уроков на стене, когда ребенок каждый день пишет его в дневнике? Дома ребенок расслабляется...

Моя дочка учится во втором классе. Учится неровно, все зависит от того, прошли мы заново школьный материал дома или нет. А в прошлые выходные у нас случилась беда: Тая сломала левую руку в локте. Перелом не перелом - трещина, но от этого не легче. Ей наложили гипс от шеи до кончиков пальцев. Сегодня подтвердили, что ходить нам с ним еще пару недель. И что теперь делать с посещением школы? Писать она может, смотреть и слушать тоже. Но рука зафиксирована, как одеваться в такой ситуации? Как...

Обсуждение

В результате в школу нас не пустили: учительница (я ее могу понять) попросила справку от врача, что дочка посещать школу может. Врач писать такую справку отказался, так как лечение еще не было закончено. Вчера гипс ей сняли. Сегодня мы еще дома, а завтра пойдем в школу: 3 урока + экскурсия в музей Глинки - не хотим пропускать.

Поговорила я с учительницей... Она выразила свое отношение в таком ключе: водить или нет, дело ваше, а ответственность за жизнь и здоровье ребенка она нести не готова. Решили эту неделю еще дома побыть: рука болит, когда я ее в рукава пакую, а к следующей неделе полегчает немного и буду возить ее на основные предметы.

Дорогие родители! Вашему чаду уже шесть лет. Вот вы и подошли к первой ступеньке обучения вашего ребенка. Но к этому необходимо отнестись очень серьезно: выбор учебного заведения, стиля обучения и взаимоотношений с ребенком (особенно в этот период). Рассмотрим подробнее каждый из пунктов, которые смогут облегчить адаптацию ребенка на данном этапе его юной жизни. Выбор учебного заведения - один из первых вопросов, которые ставят перед собой родители. Его сделать можно лишь,проанализировав...

Детский клуб-Школа раннего развития «Азбука» (сеть детских клубов) приглашает посетить 1 пробное занятие бесплатно! До 31 января 2012 года наш Клуб проводит НОВОГОДНЮЮ АКЦИЮ на посещение 1 пробного занятия БЕСПЛАТНО. Для этого Вам надо заполнить купон на нашем сайте в разделе «СКИДКИ» [ссылка-1] . Важно отметить, что заполненный купон будет действовать до 30 августа 2012 года. Вы можете посетить бесплатное пробное занятие в любой удобный для Вас период. Запись на пробное занятие...

У каждой обучающей методики есть свои достоинства и недостатки, и неопытным родителям было бы полезно узнать заранее, что именно приобретет или потеряет их чадо на том или ином пути. В нашей стране известно четыре способа обучения чтению: буквосослагательный метод аналитико-синтетический метод складовый метод метод целых слов Неопытные родители очень часто пользуются буквосослагательным методом. Принцип его прост: сначала ребенок заучивает названия букв, а затем пытается соединить их в слоги...

Врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий.

Вернее, требованием посещать. У нас их и так полно. Сказали, что по новому закону имеют право ставить седьмой урок. А если лично не прийти, то не выпускают из школы физически, пока не закончатся все уроки, в том числе прописанные в расписании кл.часы и прочая лабуда.

Обсуждение

Изучила расписание - ровно 33 часа с классным часом. Седьмого нет. ТТТ. Завтра собрание, что-то скажут, но я начиталась законов-правил, поделюсь с другими родителями.

Посмотрела сейчас расписание своей шестиклассницы - всё прямо по СанПину))
С пн по чт - по 6 уроков, причем в один из дней это классный час.
В пятницу - 5 уроков.
В субботу - 4.

поняла же,что он не толлько может,но и успешен. Просто ему нужно время привыкнуть к требованиям.. 13.09.2011 15:48:10, =СветА™=. у моей пока не установилось расписание, но меньше 6 уроков не будет, собственно и в прошлом году было по 6 уроков.

Обсуждение

Не больше 6. С этого года - полностью самостоятельный ребенок: сам ходит-ездит (пока на самокате) в музыкалку, сам записывается, сам ходит на кружки и в бассейн, сам - уроки. Никаких проблем. Но только с иностранным мы с дочкой помогаем. я - франц, она - англ. (точнее пинаем нехило так) - ну это не его конек.

Хороший невропатолог, глицин, тенотен - и другая школа. ИМХО, конечно. Семь уроков в пятом классе - крайне странно. Если школа не спец, а общеобразовательная. Берегите здоровье ребенка, ему еще учиться и учиться.

Перед тем, как няня начнёт работу, помимо необходимой информации, которую Вам непременно следует ей сообщить (см. список в предыдущем посте), Вы также можете сформулировать свои требования к ней, чётко обозначить её обязанности и таким образом свести к минимуму недоразумения. Исходя из своей практики, а также анализируя опыт других мам, я подготовила ещё один интересный список. 1. График работы. Прописать, какие дни недели являются рабочими, количество рабочих часов в день или, возможно...

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного...

Обсуждение

можно ли обучать углубленные классы 1. во вторую смену
2. по субботам при 6-дневке в школе

24.09.2015 03:51:48, ширина елена анатольевна

Продолжение
С целью сохранения здоровья и удовлетворению естественной двигательной активности независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается. Рекомендуется включать в расписание предметы двигательно-активного характера, такие как хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм.

Для предупреждения переутомления в течение недели, обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу. Во время уроков необходимо чередовать различные виды учебной деятельности. Средняя непрерывная продолжительность одним видом деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 - 4 классах не должна превышать 7 - 10 минут, в 5 - 11 классах - 10 - 15 минут.

В документе также указано, что важнейшим оздоровительным фактором является правильно организованное и рациональное питание детей. При организации продленного дня в общеобразовательном учреждении должно быть предусмотрено трехразовое питание обучающихся: завтрак - на второй или третьей перемене во время учебных занятий; обед - в период пребывания на продленном дне в 13-14 часов, полдник - в 16-17 часов.

Вес ранцев регламентируют...

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать:

для учащихся 1 - 2-х классов - не более 1,5 кг;

для учащихся 3 - 4-х классов - не более 2 кг;

для учащихся 5 - 6-х - не более 2,5 кг;

для учащихся 7 - 8-х - не более 3,5 кг, 9 - 11-х - не более 4,0 кг.

В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один - для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй - для приготовления домашних заданий.

При выполнении обучающимися домашних заданий следует соблюдать следующие рекомендации:

Приготовление уроков проводить в закрепленном учебном помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту обучающихся;

Начинать самоподготовку в 15 - 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;

Ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.;

Предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;

Предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершении определенного этапа работы;

Проводить "физкультурные минутки"

Предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, возможность приступить к занятиям по интересам (в игровой, библиотеке, читальне).

(СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва,)

Если цель - обезопасить всех детей, единственный вариант, который я вижу в данной ситуации, это заставить администрацию школы изменить расписание уроков так, чтобы одновременно занимались классы примерно одного возраста.

Обсуждение

Меньше физкультур не сделают, имхо, 2 - стандартное количество, предусмотренное образовательным минимумом. Больше - можно, меньше - нет.

Если цель - обезопасить всех детей, единственный вариант, который я вижу в данной ситуации, это заставить администрацию школы изменить расписание уроков так, чтобы одновременно занимались классы примерно одного возраста. Если администрация не пойдет на контакт - идти выше.

Если цель - только свой ребенок, то искать с независимым врачем (не связанным со школой, не районным) такой диагноз для ребенка, который позволит получить освобождение от физ-ры на какое-то время.

В принципе ничего лишнего нет. Дополнения будут с 8 класса в зависимости от профиля (такие ка доп языки например)

Про 192-ю могу попробовать рассказать почтой. Попробовать, потому что не слишком этим интересуюсь, но на конкретные вопросы про расписание попрошу ответить дочь, которая в 5-м классе учится

VII . Оценка санитарно – гигиенических условий урока.

    Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы мелом, для закрепления наглядности).

    Соответствие мебели возрасту учащихся.

    Уровень освещенности, чистота помещений.

    Размещение учащихся в учебной аудитории с учетом их особенностей.

    Приемы и методы работы над осанкой учащихся.

    Режим проветривания, проведения физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга.

    Применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания).

    Наличие отвлекающего то темы урока, а при неизбежности данного, использование учителем в ходе учебного занятия.

    Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках.

Общие выводы по уроку.

    Оценка самоанализа.

    Общая оценка достижения поставленной на уроке цели.

    Аргументированная характеристика достоинств урока: элементы творчества, находки, результативность.

    Недостатки урока, диагностика причин, недостатков, конкретные предложения по их устранению.

Данные наблюдений заносятся в тетрадь посещений (для каждого учителя в отдельности) по следующей форме:

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Отводятся 3 листа для обобщения записей:

1-ый лист – «Плюсы в работе»

2-ой лист – «Над чем надо работать»

Полный анализ урока (пример)

    Учитель правильно и обоснованно определила цели урока с учетом программных требований и содержания учебного материала, но следовало обратить внимание на постановку воспитательных и развивающих задач и целей урока.

    Структура данного урока соответствует его цели и типу. Умело организует начало урока.

    Этапы урока взаимосвязаны и логически последовательны, переход от одного этапа к другому осуществляется с помощью проблемных связок (осуществляется анализ предложений, где одно и то же слово является обращением и членом предложения).

    Умело выбирает темп урока, задания, требующие напряженного интеллектуального труда, чередуется с более легкими.

    Время использует эффективно, однако имеют место случаи снижения учебной работы, возникающие из-за необходимости дополнительных объяснений при смене типов заданий (при даче задания по индивидуальным карточкам).

    Умеет отбирать учебный материал с учетом уровня усвоения знаний учащимися, связывает изучаемый материал с учетом уровня усвоения знаний учащимися, связывает изучаемый материал с жизнью и интересами учащихся, с прочтенными текстами художественных произведений.

    Выделяет ведущие идеи по теме и определяет новые понятия с учетом уровня знаний учащихся.

    Использует пути формирования самостоятельного мышления средствами содержания учебного материала (развивает умение осознанного осмысления учебного материала.

    Творчески применяет, умело адаптируется к своей деятельности разнообразные методы преподавания. Четко прослеживается методика работы учителя по изучению теоретического материала по теме «Обращение. Знаки препинания при нем». Учит работать с текстом, развивает умения осмысливать прочитанное, выделять главное, основное.

    Учитель использует разнообразные тренировочные упражнения для закрепления полученных знаний по теме, при этом осуществляет индивидуальный разноуровневый подход при выполнении предложенных заданий.

    Следует отметить правильную речь учителя, хорошую дикцию. Создана хорошая рабочая атмосфера на уроке.

    Учащиеся в основном владеют рациональными приемами обучения, вырабатываются умения самостоятельными овладения знаниями.

    Прививаются навыки самоконтроля (при выполнении индивидуальных карточек – заданий). Домашнее задание имеет дифференцированный характер дополнительно предложено отдельным учащимся выполнить упражнение № 360 (с более усложненным заданием).

    Классная доска пригодна для работы, оборудована к уроку; на ней аккуратно расположены записи; имеется необходимая наглядность к уроку (таблица, опорный конспект); слова на карточках. В помещении чисто, мебель соответствует возрасту учащихся, соблюдается режим проветривания, правила по охране учебного труда.

    В ходе урока учитель обращает внимание на осанку учащихся во время письма в тетрадях, на доске, при выполнении устных упражнений; проводит физкультминутку.

    Учителю работать над развитием речи учащихся, добиваться четких, полных развернутых ответов.

    Обязательно подводить итог урока, желательна – рефлексия по изученному материалу.

    Своевременно выставлять и комментировать оценки за урок. Можно привлечь к оцениванию выполненных работ самим учащимся.

    Разнообразность формы проведения физкультминуток, использовать элементы аутотренинга.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

В наше время все больше руководителей образовательных учреждений осознают, что к числу их первоочередных задач относится задача охраны здоровья учащихся. Поскольку «ячейкой» образовательного процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной частью общей оценки работы школы в этой сфере. Большинство критериев, по которым традиционно проводятся проверки, касаются сугубо педагогических аспектов проведения урока. Однако почти каждый из этих критериев связан с проблемой сохранения здоровья учащихся, а иногда и учителей. Специфика оценки успешности работы школы, ее руководства и отдельных педагогов в формировании здоровьесберегающего образовательного пространства во многом состоит в умении выделить необходимые аспекты в привычных позициях экспертизы. Подчеркну, что предлагаемые критерии оценки урока являются для вас лишь ориентирами. Полновесную психолого-педагогическую экспертизу урока должны проводить специалисты, обученные такой работе и владеющие необходимым диагностическим инструментарием.

Итак, присутствующим на уроке экспертам целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:

1. Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п. В отличие от работы врача, эта оценка не требует использования приборов, инструментария - эксперт ориентируется на свои органы чувств (нередко более объективные, чем технические устройства!). Отметим, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

2. Число видов учебной деятельности, используемых учителем. Напомним, что к их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др. Нормой считается 4–7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как это бывает, например, при выполнении контрольной работы. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частые смены одной деятельности на другую требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7–10 минут.

4. Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок.

5. Чередование видов преподавания не позже чем через 10–15 минут.

6. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению и созиданию. К таким методам относятся методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др. Между творческой активизацией учеников на уроке и вероятностью появления у них непродуктивного утомления существует обратно пропорциональная связь. А хроническое утомление - это один из главных факторов истощения ресурсов здоровья школьников.

7. Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами. Вместе с тем эти нормы в части использования видеоэкранных средств, на наш взгляд, входят в противоречие с реальной действительностью и потребностями учебного процесса. Дома многие дети часами просиживают у экранов телевизоров и компьютеров, чем действительно реально подрывают свое здоровье. На этом фоне 8–10-минутные регламентации гигиенистов выглядят анахронизмом, особенно с учетом постоянного совершенствования качества мониторов.

8. Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

9. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Учителям необходимо помнить, что нарушения осанки формируются как раз в школе. Степень естественности позы школьников на уроке менее заметна проверяющим, но может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Они как бы постоянно находятся «на старте», в ожидании требований, упреков, приказов, окриков. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере. Сколько семейных конфликтов, настигающих молодых людей в их взрослой жизни, коренятся в авторитарно-деспотическом стиле преподавания их учителей! Поэтому психофизический комфорт учеников на уроке - это важнейшее условие предупреждения их утомления.

10. Физкультминутки и физкультпаузы, которые сегодня являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также на эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

11. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация примеров, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, обсуждение разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения и т.д. Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

12. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем. К вопросам здоровья вопросы мотивации имеют самое непосредственное отношение: постоянное принуждение к учебе разрушает здоровье детей и изматывает учителей. Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь. Определить же уровень мотивации школьников может любой присутствующий на уроке, а педагог - тем более.

13. Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд позитивных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, - дополнительная гирька на чашу весов, определяющих позитивное воздействие школы на здоровье. И наоборот: наличие стрессов, хроническое психофизическое напряжение, продуцирование отрицательных эмоций и т.п. проявления как со стороны учителя, так и учеников свидетельствуют о преобладании на уроке здоровьеразрушающих тенденций.

14. Наличие на таком уроке микроконфликтов между учителем и учащимися: из-за нарушений дисциплины, несогласия с отметкой, проявления дискомфортных состояний и т.д. Умение учителя предупредить такие эмоционально-негативные «всполохи», грамотно их нейтрализовать без нарушения работы всего класса - отражение его способности управлять учебным процессом, обеспечивая профилактику «школьных неврозов».

15. Преобладающее выражение лица учителя, к примеру, различные проявления доброжелательности или недоброжелательности, улыбчивости - угрюмости и т.п. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.

16. Итоговую плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками непосредственно на учебную работу. Рекомендуемые показатели - в диапазоне от 60% до 80%.

17. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока.

18. Темп и особенности окончания урока. К нежелательным показателям относятся:

Неоправданно быстрый темп заключительной части, ее «скомканность»;

Отсутствие времени на вопросы учащихся;

Необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания.

Все это - ненужный стресс как для школьников, так и для учителя. Кроме того, недопустима задержка учащихся в классе после звонка на перемену. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.

19. Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока: на одном полюсе - спокойно-деловое, удовлетворенное, умеренно-возбужденное состояние школьников; на другом - утомленное, растерянное, агрессивное, фрустрированное, «взвинченное». Стоит обратить внимание и на состояние учителя.

Поскольку посещение урока руководством - стрессогенная процедура не только для учащихся, но и для учителя, желательно помочь ему освободиться от излишнего напряжения, так как впереди следующий урок. Лучший способ - сразу после занятия поблагодарить педагога и сказать несколько слов поддержки. Анализу урока лучше посвятить время после окончания занятий, когда и проверявший, и учитель успеют немного отдохнуть. Но не следует надолго откладывать процедуру анализа, поскольку педагог волнуется и затягивание только увеличивает напряжение.

Анализ урока лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходов к обсуждению личностных особенностей учителя. Важно не подавить инициативу, творческие тенденции в работе педагога, поскольку именно они уменьшают переутомление как учителя, так и его учеников. Поэтому эффективнее всего проводить анализ урока в форме доверительной беседы, обсуждения сделанного на занятии.

Руководителю любого уровня - тем более самого высокого - необходимо располагать инструментарием простой, оперативной и объективной оценки того, насколько созданное в проверяемой школе образовательное пространство и используемые педагогами технологии являются здоровьесберегающими. И хотя многолетний опыт любого руководителя стоит не менее сотни томов специальных книг, предложим несколько полушутливых рекомендаций, которые позволят взглянуть на ситуацию инспектирования под непривычным углом зрения и вспомнить, что чувство юмора руководителя одаривает здоровьем и его самого, и тех, кто его окружает...

1. Присутствие на уроке незнакомого взрослого, тем более с инспекционной целью, настолько меняет всю ситуацию (атмосферу, поведение детей и учителей), что сделанные заключения в немалой степени касаются не оцениваемых показателей, а психологической готовности класса и учителя к демонстрации своих достижений. «Эффект присутствия» смещает результаты как в позитивную, так и в негативную стороны. Поэтому не стройте иллюзий или устанавливайте в классе вместо себя скрытую камеру!

2. Атмосфера в классе после окончания последнего урока - и воздушная, и эмоционально-психологическая - это простой и точный индикатор воздействия урока на здоровье школьников.

Проанализируйте свое первое впечатление от последнего урока!

3. Спросите у учителя о главной цели его занятия.

Задавайте «открытые» вопросы («зачем?», «почему?») - и несколько «открытий» вам обеспечено !

4. Фиксируя психологический климат в классе, доброжелательность, улыбчивость педагога, не забывайте о собственном выражении лица и целях своего визита на урок: или вы «педагогическое ГАИ», больше всего заинтересованное в назначении штрафных санкций, или опытный советчик, помогающий получить обратную связь и избежать ошибок в работе своих коллег.

Спуститесь с пьедестала, даже если вас на него водружают.

5. Проверяя, как заботятся о здоровье учащихся педагоги, искренно поинтересуйтесь, что они делают для сохранения и укрепления своего здоровья (физического и психологического). Напомните, что «больной учитель не может воспитать здоровых учеников!» И не забывайте о собственном здоровье!

Методика оценки урока с точки зрения сохранения здоровья учеников

Позиции, по которым идет оценка

Степень трудности предмета учтена при составлении расписания

Режим проветривания соблюдается

Температурный режим соблюдается

Продолжительность урока соответствует возрасту

Стиль общения

Либеральный

Демократичный

Психотравмирующие ситуации на уроке

Позиция учителя

Взрослый

Родитель

Физкультпаузы

Работоспособность учащихся

Отсутствие усталости

Отмечена усталость

Положительный эмоциональный настрой

Оценка результатов:

7-10 баллов – высокий уровень направленности урока на сохранение здоровья учащихся;

4-6 баллов – средний уровень;

  • Публичный отчет моу «Гимназия имени Сергия Радонежского г. Йошкар-Олы» за 2012-2013 учебный

    Публичный отчет

    ... позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик ... язык 3 3 Алгебра и начала анализа 2 2 Геометрия 1 1 Информатика... уроки : 1-й урок ... и проведении гимназических... здоровьесбережению ... подготовке ... виде ...

  • Анализ работы мбоу «старицкая средняя общеобразовательная школа» за 2012-2013 учебный год

    Документ

    3 ступень Виды заболеваний Количество учащихся... уроки , аспектный анализ уроков ... проведения Г(И)А. Информационные источники по подготовке к Г(И)А» (РМО учителей математики) - Куденко Н.М.: «Подготовка к Г(И)А на уроках ... позиции здоровьесбережения ... методике ...

  • Уроков. Технология анализа урока

    Урок

    Принципах здоровьесбережения . Причин... анализа »; б) «по следам анализа », наращивания, преобразования; в) с предварительной подготовкой ... содержанием и методикой урока . Так... проведения этого вида работы на уроке ... социальной личностной позиции . уроки развития...

  • Гигиена учебной работы имеет целью разработку мероприятий и средств, обеспечивающих в процессе обучения наименьшие затраты организма учащихся, в первую очередь коры головного мозга, и предупреждающих развитие большого утомлении и тем более переутомления детей и подростков.

    «Наблюдения и исследования врачей над школьной жизнью доказали, что ограничение роли гигиены одними вопросами внешней обстановки не выдерживает критики и что голос гигиены должен быть выслушан и принят в расчёт по всем вопросам, касающимся обучения и воспитания, в частности и по вопросам об учебных программах, о методах обучения и т. п.», - Д. Д. Бекарюков.

    Основным в гигиене преподавания является профилактика утомления учащихся . Утомление на уроке сказывается, в первую очередь, на снижении внимания у детей и подростков и понижении качества их учебной работы.

    Чем урок интереснее для детей и подростков, чем более активно они участвуют в изучении учебного материала, тем меньше их утомление. При этом обязательно соблюдение установленной нормы продолжительности урока и преподавание учащимся того или иного возраста лишь такого учебного материала, который им доступен. Кроме сказанного, не менее обязательно соблюдение основного дидактического требования - постепенного перехода от лёгкого к более трудному материалу. Это в основном педагогическое требование имеет большое гигиеническое значение, так как соблюдение его обеспечивает нормальное функционирование коры головного мозга и сохранение сил учащихся. А это в свою очередь снижает степень скорости нарастания утомления учащихся и отдаляет момент его наступления.

    Громадное значение в гигиене преподавания имеет сознательное отношение детей и подростков к учению и понимание ими учения как своей гражданской обязанности перед родиной. Такое отношение к учению вызывает у учащихся позитивные, активизирующие их эмоции, оказывающие благотворное влияние на их высшую нервную деятельность.

    Имеется ряд исследований, показывающих, что утомление учащихся нарастает и работоспособность их падает, если учебные занятия проводятся в непроветренных классах, с душным, спёртым воздухом, при недостаточном освещении и т. п.

    Состояние здоровья детей и подростков также имеет немаловажное значение в гигиене преподавания. Между состоянием здоровья учащихся и их учебной работой и учебной успеваемостью имеется определённая зависимость. Больные и ослабленные дети и подростки или же имеющие известную предрасположенность к тому или иному заболеванию, с пониженной сопротивляемостью организма, значительно легче и быстрее утомляются и проявляют, как правило, меньшую работоспособность по сравнению со здоровыми детьми. Дети и подростки, страдающие малокровием, плохим питанием, туберкулёзной интоксикацией, болезнями носоглоточной полости, понижением слуха, понижением остроты зрения и тому подобными болезненными нарушениями, нередко учителями считаются здоровыми. Это происходит оттого, что не всегда легко можно заметить проявления этих заболеваний у детей и подростков. Только опытный учитель, обладающий знаниями по школьной гигиене и прибегающий к консультации школьного врача, может заметить у учащихся те или иные уклонения от нормы и своевременно применить необходимые в данном случае профилактические и педагогические меры.

    Уклонения от нормы развития и мало заметные заболевания, не мешающие учащимся посещать школу, затрудняют им учебную работу, понижают способность восприятия и усвоения учебного материала и вызывают у них быстрое утомление.

    Характерно, что такие болезни, как малокровие, болезни носоглоточного пространства, а равно понижение остроты зрения и слуха отражаются на успеваемости.

    Это понятно, поскольку эти заболевания отражаются на общей жизнедеятельности ребёнка и подростка, а также на его психических функциях. Нарушение же нормального функционирования органов зрения и слуха приводит к уменьшению способности восприятия учащимся учебного материала.

    Для обеспечения гигиены преподавания, а равно и всей учебно-воспитательной работы, проводимой школой и внешкольными учреждениями, необходимо, чтобы учителя были осведомлены о состоянии здоровья каждого учащегося в отдельности. Имея эти данные, учитель сможет применять индивидуальный подход к каждому учащемуся. В связи с этим в школах обязательно должны проводиться не реже двух раз в год углублённые врачебные осмотры, во время которых особое внимание надо обращать на выявление мало заметных заболеваний или уклонений от нормы развития. Одновременно также проводятся антропометрические измерения учащихся, показывающие сдвиги в области их физического развития. Учитель должен не только регулярно получать от школьного врача или врача, производящего медицинские осмотры, сведения о состоянии здоровья каждого ребёнка и подростка, но и указания о необходимых оздоровительно-воспитательных мероприятиях в отношении каждого учащегося. В связи с этим ежегодно осенью перед началом учебных занятий директор школы должен позаботиться о том, чтобы все дети и подростки были осмотрены врачом в течение первых недель нового учебного года. Это, конечно, не исключает повседневного медицинского наблюдения над учащимися, осуществляемого школьным врачом.

    Детей и подростков, имеющих те или иные нарушения здоровья (например, малокровие, тугоухость, понижение остроты зрения, туберкулёзную интоксикацию, ослабление организма после перенесённого тяжёлого заболевания, порок сердца и т.п.), учитель должен брать на учёт с тем, чтобы в своей учебно-воспитательной работе иметь в виду эти недостатки и создавать для этих учащихся наилучшие условия в классе и во внеклассное время, не допуская перегрузки их усиленной умственной деятельностью. При некоторых же патологических состояниях (порок сердца и др.) необходимо предостерегать детей и подростков от более или менее значительной физической деятельности.

    Особенно необходимо заботиться о детях и подростках, перенёсших серьёзную болезнь (например, скарлатину , дифтерию , грипп , воспаление лёгких и пр.), в результате которой остаётся ослабление организма и иногда может иметь место поражение сердца. Таких учащихся следует окружать особенно чуткой заботой, оберегая их от простуды, давая им в школе дополнительное питание. Учителю следует для этих учащихся организовать индивидуальные консультации и помощь со стороны лучших учеников в прохождении пропущенного во время болезни учебного материала. Не менее существенно разъяснять родителям правила охранения здоровья их детей после перенесённого заболевания.

    В отношении детей и подростков, учащихся в школе, имеющих те или иные физические недостатки, необходимо принятие специальных мер. Так, ребёнка или подростка, страдающего некоторым понижением остроты слуха, следует посадить в классе ближе к столу учителя на передней парте таким образом, чтобы в сторону учителя было направлено здоровое ухо. При этом в обращении с таким учащимся учитель должен говорить более громким голосом. Учащийся, у которого понижена острота зрения или имеется какое-либо заболевание глаз, должен быть посажен на переднюю парту и ближе к окнам (только не у простенка между окнами) с тем, чтобы для него были обеспечены наилучшие условия освещения. Учащегося, страдающего близорукостью, надо обязательно направить к врачу-специалисту для подбора очков. Ребёнка или подростка, который болеет ревматизмом в форме, не мешающей ему посещать школу, нельзя сажать на парту, расположенную у наружной стены класса, так как это может вызвать некоторое охлаждение тела. Такого учащегося следует посадить на парту в среднем ряду или в ряду парт у внутренней стены класса.

    При решении вопросов гигиены преподавания необходимо строго учитывать морфолого-физиологические особенности растущего организма, особенно его нервной системы. Состояние нервной системы ребёнка и подростка, особенно коры головного мозга, имеет огромное значение в развитии организма, в первую очередь в развитии нервно-психической сферы. В настоящее время экспериментальные исследования возрастных физиологических особенностей головного мозга детей и подростков в условиях обучения их в школе, проведённые в Институте школьной гигиены, а также наши личные исследования по изучению причин возникновения утомления и его профилактики на основе опыта учителей дают нам некоторые данные в области гигиены преподавания, в частности в отношении организации и проведения учебно-воспитательной работы на уроке.

    Исследования А. Г. Иванова-Смоленского и его сотрудников показали, что чем младше ребёнок, тем более возбудима его мозговая кора и в то же время более утомляема, тем труднее ему даётся процесс активного торможения. Наоборот, процесс пассивного торможения выражен тем резче, чем младше ребёнок. Период тормозного действия после одиночного раздражения, падающего на кору головного мозга, даёт по возрастам такую картину: у 12-летних он втрое короче, чем у 8-летних, а у последних - в 5 раз короче, чем у 5-летних. Поэтому при установлении не только продолжительности учебного дня, но и продолжительности урока, а также времени приготовления, заданий на дому необходим дифференцированный подход в отношении детей и подростков различных возрастов.

    В связи со сказанным особое внимание должно быть уделено правильному в гигиеническом отношении построению урока. Урок во всех классах начальной, семилетней и средней школы имеет продолжительность 45 минут.

    Особенности высшей нервной деятельности и данные о продолжительности активного внимания у детей и подростков различных возрастов выдвигают требование дифференцированного подхода к учащимся.

    Не обязательно, чтобы в младших классах, особенно в I классе, весь урок продолжительностью в 45 минут был посвящен одному предмету. Следует комбинировать предметы в течение одного урока, что и практикуется с успехом многими учителями младших классов. Надо предусмотреть, чтобы такие предметы, как письмо (родной язык) и арифметика не занимали полностью всего урока, а чередовались с занятиями по физической культуре, рисованию и пению. Нельзя не учитывать продолжительности активного внимания у детей младшего школьного возраста и способности коры головного мозга воспринимать учебный материал. Приводим примерные комбинированные уроки: а) арифметика - пение, б) русский язык (письмо) - физическая культура, в) арифметика - русский язык (чтение). Смена одного занятия другим, например, письма чтением, чтения беседой, снижает нагрузку детей умственной работой и является одним из средств профилактики утомления.

    От такого комбинирования учебных предметов в течение одного урока только выиграет учебная работа и повысится успеваемость детей. Экспериментальные исследования Н. И. Красногорского и других показали, что при большой длительности учебной работы возбудимость мозговой коры у детей младшего школьного возраста резко падает. Это положение имеет непосредственное отношение как к продолжительности урока и его планированию, так и к количеству задаваемых на дом уроков.

    В практике некоторых школ наблюдается ненормальное явление, когда полностью снимаются занятия по таким предметам, как пение, рисование и физическая культура, столь необходимым для всестороннего развития растущего организма. Неопытные учителя стремятся заменить их уроками по русскому языку и арифметике, исходя из порочного принципа «чем больше, тем лучше». Последствием этого является утомление и даже переутомление детей, влекущее за собой повышение количества неуспевающих учеников и второгодничество.

    В I классе следует между первой и второй половиной урока устраивать физкультминутку. Она проводится по прошествии 20-25 минут, для чего устраивается перерыв для отдыха детей длительностью в 2-3 минуты. Проведение физкультминутки даёт возможность детям размять свои члены, утомлённые от неподвижного сидения. В результате производимых несложных движений усиливается циркуляция крови у детей и повышается их работоспособность. Момент перерыва и проведения физкультминутки устанавливается учителем по окончании намеченной по плану работы, например, диктанта, решения задач и пр. Физкультминутка проводится в самом классе, в проходах между партами. Перед началом проведения физкультминутки надо обязательно открыть форточки или фрамуги, а осенью и весной - окна. Учащиеся во время проведения физических упражнений должны расстегнуть воротники и распустить пояса, что обеспечивает нормальное дыхание и кровообращение при движениях.

    Наибольшего внимания требует гигиена преподавания в 1 классе. Организм ребёнка семилетнего возраста особенно реактивен в отношении внешних воздействий окружающей его среды и условий проведения педагогического процесса. На основании исследований, проведённых научными сотрудниками Института школьной гигиены в средней школе № 364 Сокольнического района, выявлен ряд гигиенических требований к учебной работе с детьми семилетнего возраста. Трудности подчинения детей семилетнего возраста новой для них классной дисциплине, втягивание их в необычный для них школьный режим вызывают необходимость постепенного увеличения их школьной нагрузки. Продолжительность учебного дня в течение первых недель с начала учения в школе могла бы не превышать 2 часов, а в последующие недели 3 часов.

    Это положение встречает со стороны некоторых учителей возражение в связи с объёмом программы. Конечно, прохождение программы обязательно, но оно обязательно не только с количественной стороны, но и с качественной. Формальное прохождение учебной программы, влекущее за собою перегрузку учащихся умственной работой, в конце концов приводит к отставанию учащихся и их неуспеваемости. Применение усовершенствованных методов, которыми пользуются многие учителя, особенно внесение в преподавание наглядности и иллюстративности, облегчает восприятие и усвоение учебного материала. При большой продолжительности учебного дня, а равно и продолжительности урока, если учесть особенности коры головного мозга детей семилетнего возраста, значительная часть времени расходуется детьми понапрасну и даже во вред их здоровью. Поэтому и продолжительность урока в I классе желательно нормировать.

    Если в отношении учащихся всех классов обязательно, чтобы обстановка в школе, и в первую очередь на уроке, создавала у них бодрое состояние и жизнерадостное настроение, то тем большее значение это имеет для учащихся I класса - детей семилетнего возраста, особенно чутко реагирующих на всё их окружающее.

    Не меньшее значение имеет также гигиена преподавания в средних и старших классах, в частности гигиеническое построение уроков в этих классах. Приведённые выше данные о продолжительности активного внимания у подростков обязывают учителей правильно планировать учебный материал урока и намечать методику его проведения с таким расчётом, чтобы обеспечить не только его педагогическую эффективность, но и нормальное функционирование центральной нервной системы учащихся.

    При планировании урока следует иметь в виду, что первые 5-10 минут на каждом уроке уходят на включение детей и подростков в умственную работу, характерную для данного урока (например, чтение, письменное сочинение, разбор главы учебника и пр.). Затем наступает период наибольшей учебной активности, длительность которой для детей и подростков различных возрастов в основном соответствует продолжительности их активного внимания. Вслед за периодом наибольшей учебной работоспособности детей и подростков у них обычно снижается активность внимания и других психических функций, естественным последствием чего является понижение их умственной работоспособности.

    Исходя из приведённой выше кривой умственной работоспособности учащегося в течение учебного часа, следует распределять учебный материал каждого урока с тем, чтобы не вызвать чрезмерного напряжения деятельности коры головного мозга. Отсюда очевидно, что первые три четверти урока надо уделять прохождению наиболее серьёзных и трудных вопросов, которые подлежат восприятию, усвоению и запоминанию. Последняя часть урока, в связи с обычно уже имеющимся некоторым утомлением детей и подростков, должна быть отведена для относительно более лёгкой умственной работы - для повторения пройденного учебного материала, дополнительных пояснений учителя, дачи заданий на дом и т. п. Таким образом органически объединяются требования школьной гигиены и педагогики.

    Большое значение при прохождении физики, химии и естествознания имеет широкое использование активных методов преподавания - практических лабораторных работ, поскольку это важно и для повышения усвояемости знаний учащимися и для снижения их утомляемости. Применение только одного вербального метода принуждает учащихся прибегать к механическому заучиванию, которое, как известно, требует большого нервно-психического напряжения и вызывает значительное утомление учащихся.

    Гигиена преподавания выдвигает некоторые требования при преподавании отдельных предметов. Так, при преподавании химии необходимо следить за исправностью действия вытяжной вентиляции (вытяжного шкафа) в химической лаборатории, а также предпринимать меры, направленные на предупреждение несчастных случаев во время производства химических опытов. При преподавании физики, в частности раздела электричества, следует предусмотреть меры безопасности, связанные с опытами в этой области. При преподавании естествознания, в частности при работе на опытном участке, надо следить за тем, чтобы на руках учащихся не было порезов, через посредство которых может проникнуть в организм инфекция столбняка. При работе с опытными животными в сельской школе, в частности по уходу за домашним скотом, необходимо за ним обеспечить ветеринарный надзор, направленный на профилактику таких заболеваний, как сибирская язва , бруцеллёз и др. При проведении биологических, географических (краеведческих) и исторических экскурсий, связанных с передвижением, необходимо принимать меры по гигиене туризма и экскурсий.

    При применении на уроках демонстрации учебного кино надо соблюдать необходимые при этом гигиенические требования (нормирование во времени кинопоказа, предоставление отдыха для глаз после киноурока и пр.).

    Гигиена преподавания отдельных предметов, проходимых в средней школе, находится в начальной стадии разработки, и в этой области предстоит ещё многое сделать.

    МБОУ «Краснослободская СОШ №1»

    Требования к психолого-педагогическим и гигиеническим условиям проведения урока.

    Подготовила: Мещерякова Е.М.

    Педагог-психолог


    Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.

    Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.


    При построении урока с позиции здоровьесберегающих технологий учителю надо придерживаться основных правил

    Правило первое 1. Правильная организация урока

    Рациональная организация урока - важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние педагога, его здоровье, что в свою очередь оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.


    = 60% и недостаточно 85-90% рациональный Средняя про должительность различ ных видов 4 не рациональный 4-7 учебной дея тельности 5 Частота чере дования различных видов 2-3 90% учебной дея тельности Число видов преподавания 10 мин 11-15 мин 1-2 Смена не позже 6 чем через Чередование видов препода вания Смена через Не менее 3 15 мин 2 11-15 мин Смена через 7-10 мин Не позже 15-20 мин 1 чем через Через 15-20 мин 10-15 мин Не чередуются " width="640"

    Факторы урока

    Плотность уро ка

    Уровни гигиенической рациональности урока

    рациональный

    Число видов учебной дея тельности

    недостаточно

    рациональный

    Средняя про должительность различ ных видов

    не рациональный

    учебной дея тельности

    Частота чере дования различных видов

    учебной дея тельности

    Число видов преподавания

    Смена не позже

    чем через

    Чередование видов препода вания

    Смена через

    Не менее 3

    Смена через

    чем через

    чередуются

    Основные гигиенические критерии рациональной организации урока (по Н.К. Смиронову)

    Факторы урока

    Уровни гигиенической рациональности урока

    рациональный

    недостаточно

    рациональный

    не рациональный

    Наличие эмо циональных разрядок (число)

    Место и длительность применения ТСО

    Чередование позы

    В соответствии

    с гигиеническими

    С частичным соблюдением

    Физкультминутки

    Поза чередуется в соответствии с

    Психологический климат

    Имеются случаи несоответствия

    видом работы.

    гигиенических

    В произвольной

    требованиями

    2 за урок,

    позы виду работы.

    Учитель наблюдает за посадкой

    Момент наступления утомления учащихся

    Преобладают положительные эмоции

    состоящие из 3 легких упражнений,

    1 физкультминутка

    Частые несоответствия

    позы виду работы.

    (по снижению учебной активности)

    Учитель иногда контролирует

    Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок, эмоционально индифферентный

    за урок, с недостаточной продолжительностью

    учащихся

    Отсутствуют

    по 3-5 повторений каждого

    Не ранее чем через 40 мин

    посадку учащихся

    Преобладают отрицательные эмоции

    Поза не контролируется

    Не ранее чем

    учителем

    через 35-37 мин

    Менее чем

    через 30 мин

    Правило 2. Использование каналов восприятия

    Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга: - левополушарные люди при доминировании левого полушария, для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению; - правополушарные люди доминирование правого полушария, у данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение; - равнополушарные люди – у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

    На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: - аудиальное восприятие; - визуальное восприятие; - кинестетическое восприятие.

    Классная доска

    1-ый ряд

    Левополушарные

    2-ой ряд Равнополушарные

    3-ий ряд Правополушарные

    кинестетики

    кинестетики

    Примерная схема расположения учащихся в классе


    Правило 3. Распределение интенсивности умственной деятельности

    Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова: - 5-25-я минута - 80%; - 25-35-я минута - 60-40%; - 35-40-я минута - 10%.

    Длительность активного внимания у младших школьников ограничена в большинстве случаев 15-25 минутами (15-20), что требует переключения на другой вид деятельности.

    Особенно утомительна для детей монотонная работа, а также работа, связанная с длительным психофизическим напряжением, зрительной нагрузкой, сохранением статической позы.

    Длительность непрерывного чтения в начальной школ от 8-10 мин (1-2 класс) до 15 минут (3 класс), самостоятельное чтение желательно проводить в начале урока или в середине и чередовать с пересказом, прослушиванием записей, разговором с педагогом письменной работы оптимальная продолжительность 3-5 минут.


    Правило 4. Снятие эмоционального напряжения

    Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.


    Правило 5. Создание благоприятного психологического климата на уроке

    Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.


    Правило 6. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

    Научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью. Вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов, а это позволит показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

    Проводить самоанализ урока с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обращать внимание на следующие аспекты урока:

    1. Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей.

    Утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

    2. Число видов учебной деятельности используемых учителем : опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практические занятия.

    Нормой считается 4-7 видов за урок.

    Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

    3. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности.

    Ориентировочная норма: 7–10 минут.


    Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения

    Число видов преподавания используемых учителем : словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок. Чередование видов преподавания - не позже чем через 10–15 минут.

    Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся , которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.


    Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения

    д ля инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т. е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

    Эффективность уроков с применением ТСО также зависит от частоты занятий подобного типа.

    Целесообразное количество уроков с применением ТСО - не более 3-4 в неделю.

    на уроках различных ТСО, мин (по Н.Т. Лебедевой)

    Классы

    Просмотр

    Просмотр

    диапозитивов

    Просмотр

    видеофильмов

    Прослушивание

    телепередач

    радиопередач


    Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов

    Опасен следующий факт: интерес детей к работе с компьютером настолько маскирует утомление, школьники настолько увлекаются, что не замечают признаков утомления, продолжают занятия (игры) и в результате наносят существенный вред своему здоровью. Как результат - мы получаем появление психосоматических расстройств, невротических реакций и распространенность проявлений стресса у школьников.

    Важнейший показатель эффективности занятий с использованием информационных технологий - режим учебных занятий. Длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся.

    Для детей 6 лет норма не должна превышать 10 минут и для детей 7-10 лет 15 мин.

    Режим учебных занятий с использованием

    компьютерных средств (по Н.Т. Лебедевой)

    Длительность работы

    с компьютерами, мин

    25, при сдвоенных уроках 30 и 15


    Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения

    Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.


    Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения

    Физкультминутки и физкультпаузы ,

    которые являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма – на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

    Гимнастика для глаз

    3-5 упражнений по 5 и более раз каждое

    Физкультминутка

    в ходе занятий

    7-8 упражнений по 4-6 раз каждое

    на рабочем

    5-7 упражнений по 8-10 раз каждое

    8-9 упражнений по 6-8 раз каждое


    Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения

    Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни . Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.


    Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения

    Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.

    Благоприятный психологический климат на уроке , который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье.


    Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения

    Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т. д.

    Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма – не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока.


    Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения

    Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.

    Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя.


    Предотвращение всевозможных психотравмирующих ситуаций.

    Требования, предъявляемые к ученикам, должны соответствовать уровню их развития, но не превышать и не занижать их возможности. Обучение учащихся необходимо осуществлять с ориентацией на зону ближайшего развития. Учитывая, что «то, что сегодня ученик сумеет сделать в сотрудничестве с педагогом, он сможет сделать самостоятельно завтра» (Л. С. Выготский) . Важным психолого – дидактическим усвоением организации учебной деятельности школьников, позволяющим обеспечить ее лечебный и коррекционный эффект, является изменение подхода к оценке. В педагогике следовало бы окончательно отказаться от отрицательных оценок и предоставить возможность каждому совершать неограниченное количество попыток получения положительной оценки. Такая форма общения «учитель – ученик» основана на индивидуализации в обучении.

    Правильно организованное обучение способствует не только приобретению прочных знаний, но и благоприятному росту и развитию учащихся, укреплению их здоровья.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!