Гигиенические требования к организации урока. Санитарно-гигиенические требования к уроку - организация учебного процесса - сидоров сергей владимирович

  • Акклимаьтзация в условиях холодного климата. Гигиенические мероприятия облегчающие процесс аклиматизации.
  • Акушерский перитонит. Клиника. Диагностика. Основные принципы лечения.
  • Анализаторы, основные части, физиологическая роль (И.П.Павлов).
  • 1. Организационный момент (своевременность начала урока, учет опоздавших и отсутствующих, установление дисциплины, внешний вид учащихся.

    2. Определение темы, типа, цели, структуры урока, соответствие плана урока рабочей программе.

    3. Выбор технологии обучения учащихся. Для урока необходимо выбрать традиционную и инновационную образовательные технологии. Основываясь на гигиеническом подходе, можно выделить три группы образовательных технологий.

    Первая группа технологии, направленные на оптимальное

    функционирование нервных центров учащихся. Среди них наиболее часто используется технология личностно-ориентированного обучения. Эта технология основана на учете способностей, индивидуальных типологических особенностей учащихся, дифференцированном подходе к ним. К этой группе можно отнести и игровую технологию.

    Вторая группа - технологии организации интенсивной учебной деятельности, целью которых является привитие навыков самостоятельной учебной деятельности:

    Проблемного обучения (предполагает использование в обучении сложных вопросов, нестандартных задач, заданий и др.);

    Блочно-модульная (технология организации самостоятельной работы учащихся посредством блоков и модулей - специально разработанных фрагментов учебного материала),

    Технологии ТРИЗ (технологии решения исследовательских задач в научно-проблемных группах учащихся),

    Проектная технология и др.

    Третья группа - технологии, помогающие организовать учебно-воспитательный процесс - компьютерная, мультимедийная и др. Однако их использование регламентируется в соответствии с гигиеническими требованиями. Для детей с ОПФР это технология с личностно ориентированным обучением.

    В ходе учебной четверти желательно разнообразить учебный процесс и использовать несколько технологий. Это необходимо для повышения интереса к преподаваемой дисциплине, а также для профилактики утомления школьников. Выбор технологий зависит от возраста, контингента учащихся, их работоспособности, состояния здоровья и др.

    Уроки-лекции утомляют значительно быстрее, чем уроки-беседы и поэтому проводятся в специализированных, профильных классах при подготовке к экзаменам. Использование на уроке одной трудоемкой образовательной технологии в непрофильных классах и назидательный тон учителя способствуют раннему развитию утомления.

    4. Учет продолжительности активного внимания учащихся данного возраста. Продолжительность активного внимания соответствует возрасту. В 6 -10-15. Надо чередовать методы наглядный, практический. Словесный, наглядный практический методы чередовать

    В течение урока должны чередоваться теоретическая и практическая виды деятельности. Для этого необходимо чередовать разнообразные методы:

    словесные - рассказ, объяснение;

    наглядные - раздаточный материал, наглядные пособия, мультимедийные слайды;

    практические - лабораторные и практические работы.

    8. Чередование различных форм работы и средств обучения.

    Формы работы на уроке - устные, письменные, практические, теоретические должны чередоваться. Средства обучения на уроке должны быть разнообразными (компьютер, или мультимедиа, наглядный раздаточный материал и др.). В этом случае психофизиологическая адаптация к учебному труду будет оптимальной, повысится познавательный интерес.

    9. Чередование нагрузки на первую и вторую сигнальные системы учащихся. На уроке необходимо чередовать нагрузку на первую и вторую сигнальные системы. Этот принцип следует учитывать и при подборе форм работы и заданий для учащихся. Предполагается чередование работы с наглядными пособиями и тренинг-дискуссии учителя и учащихся.

    Нагрузка на первую сигнальную систему усиливается при длительном напряжении зрительного аппарата, нервных центров во время выполнения письменных работ. Поэтому количество контрольных, практических, лабораторных и самостоятельных работ должно строго регламентироваться согласно программе. Общая длительность практической работы для учащихся младших классов не должна превышать 20-25 мин, а для учащихся старших классов - 30-35 мин времени урока. У младших школьников, особенно учащихся 1-2 классов отмечается преобладание первой сигнальной системы, поэтому для них характерно чувственное восприятие изучаемого материала. В этой связи во всех видах деятельности с учащимися такого возраста необходимо использовать наглядные пособия, вовлекая в работу как можно больше анализаторов. У них обязательно должны быть задействованы следующие виды анализаторов: зрительный, слуховой, двигательный, тактильный.

    10. Учет динамики умственной работоспособности учащихся. Работоспособность детей и подростков изменяется в течение урока. Поэтому необходимо учитывать биоритмику в ходе урока - наличие периодов врабатывания (адаптации), наивысшей работоспособности, наступления первой фазы утомления. Работоспособность учащихся на уроке зависит от методов преподавания, форм работы, чередования методов и форм деятельности, видов контроля знаний, наличия наглядных пособий, технических средств и др.

    11. Распределение времени на различные виды деятельности.

    В ходе комбинированного урока больше всего времени учитель затрачивает на объяснение нового материала. Это время должно соответствовать продолжительности активного внимания школьников определенной возрастной группы. Строго регламентируется время на выполнение практических и самостоятельных работ.

    формуле: ПУ = (ВУ/ДУ) х 100 %, где ПУ - плотность урока, ДУ - длительность урока в мин (35-45 мин), ВУ - суммарное время, затраченное на учебную деятельность.

    Гигиена среды обучения

    Большую роль при организации урока играет соблюдение гигиены среды обучения (содержание в чистоте классной доски, мебели, пола, а также поддержание оптимального воздушно-теплового режима и др.). В учебном помещении необходимо соблюдать микроклимат - температуру, влажность и скорость движения воздуха. Температура в классной комнате должна быть 18-20 °С. В воздухе классной комнаты содержатся антропотоксины - испарения с тел и одежды учащихся. Часто в воздухе в большом количестве содержатся микроорганизмы, особенно в малообъемных учебных помещениях. При повышении температуры в классе до 26 °С происходит нарушение механизмов терморегуляции, снижается работоспособность учащихся, быстро наступает утомление. В этой связи необходимо организовать естественную вентиляцию (сквозное проветривание) учебного помещения, которое проводится на больших перерывах и перед занятиями. Желательна естественная вентиляция в конце учебного дня - в течение 1 часа. Минимальный коэффициент аэрации (вентиляции) должен быть 1: 50 (т. е. площадь открытых фрамуг должна быть не менее 1/50 площади пола). Надо обучить учащихся поддерживать чистоту тела, одежды, обуви. Учитель должен помнить, что верхнюю одежду следует оставлять на хранение в гардеробе, не раздеваясь в классе.

    Микроклимат в значительной степени зависит от уборки классов. Влажная уборка полов учебного кабинета проводится ежедневно, а их мытье с помощью специальных гигиенических средств - 1 раз в неделю, в конце месяца и, как правило, учебной четверти должна проводиться генеральная уборка. Хорошая работоспособность детей в классе наблюдается при относительной влажности воздуха 40-60 %, скорости движения воздуха 0,1- 0,2 м/с, температуре 19-20 °С.

    Гигиена письма, рисования и чтения. Во время письма у школьника работают мозг, зрительный и двигательный анализаторы. В процессе письма задействовано множество мышц (червеобразные мышцы кисти, сгибатели и разгибатели предплечья, мышцы спины, поддерживающие прямую посадку и мышцы шеи, удерживающие голову). Отсюда вытекает ряд гигиенических требований к письму: контроль учителя за правильной позой детей во время работы, соответствующее освещение, качество бумаги и ручки, соответствие мебели росту ученика и др. Непрерывное письмо (диктант, сочинение) у школьников вызывает утомление. Для уменьшения степени утомления в школе и дома нужно прививать навыки правильного положения руки, кисти и пальцев. При косом письме ученическая тетрадь должна располагаться так, чтобы ее угол наклона к краю стола составлял 30-40 градусов. При прямом письме тетрадь должна лежать прямо перед туловищем и с каждой написанной строчкой передвигаться вверх. Расстояние от глаз до тетради должно быть равно длине 30 см.

    Разрешаемые:

    Собирание и изготовление коллекций местного природного материала,

    гербариев учащимися 3-11 классов;

    Ремонт наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке учащимися 3-11

    Благоустройство территории (озеленение, уход за цветниками и газонами)

    учащимися 5-11 классов;

    Ремонт мебели, спортивного инвентаря учащимися 8-11 классов.

    Запрещается привлекать учащихся к следующим видам работ: -к работам, опасным в эпидемическом отношении (уборка санитарных узлов, умывальных комнат, уборка отбросов и нечистот);

    К работам, опасным для жизни детей (санитарная обработка чаши плавательного бассейна, мытье оконных и других стекол, электросветильников; мытье полов учащимися младше 14 лет);

    К работам по приготовлению и порционированию блюд, кроме самообслуживания за обеденным столом.

    Общественно полезный труд должен быть организован с соблюдением техники безопасности, в соответствующей одежде (халат, фартук, косынка и

    Гигиенические требования к ранцам, письменным принадлежностям,

    учебникам

    Нагрузка на опорно-двигательный аппарат должна распределяться

    равномерно, и при этом должно сохраняться симметричное расположение

    плеч. Это возможно при ношении ранцев, а не сумок и др. Материал для

    ранцев: легкий, прочный, водонепроницаемый, морозоустойчивый,

    хорошо моющийся. Масса ранца без книг для учащихся начальных

    классов - 500-700 г, а для учащихся средних и старших классов - 1000 г.

    Ранцы должны быть формоустойчивыми, иметь два или более отделений.

    Ручки должны иметь диаметр 7-10 мм, длину 145-150 мм. Карандаши:

    диаметр 7-8 мм, длина 180 мм.

    Для 1-4 классов учебники по массе должны быть до 300 г, 5-7

    классов - 400 г и 8-11 классов - 500-600 г. Масса ежедневного

    комплекта учебников учащихся общеобразовательных учреждений с

    письменными принадлежностями (без массы ранца) должна

    предусматриваться не более:

    1,5 кг для учащихся 1 - 2 классов;

    2,5 кг для учащихся 3-4 классов;

    3,0 кг для учащихся 5-6 классов;

    3,5 кг для учащихся 7-8 классов;

    4,0 кг для учащихся 9-11 классов.

    Использование в учебном процессе телепередач, учебных кинофильмов, мультимедийных слайдов регламентируется. При проведении телевизионных уроков нужно придерживаться следующих гигиенических правил: продолжительность телевизионного фильма должна быть не более 25-30 мин; рассаживать учащихся нужно не ближе 2 м и не далее 5 м от экрана телевизора, диагональ которого равна 59 см; телевизоры устанавливаются выше уровня глаз учащихся, на высоту 120 см от пола; требуется частичное освещение затемненного класса верхним светом; количество просмотров телепередач не должно превышать 6 раз в неделю; после их просмотра далее на уроке нужно использовать устные формы работы.

    При просмотре учебных кинофильмов, мультимедийных слайдов нужно придерживаться следующих гигиенических правил: расстояние первого ряда зрителей от экрана должно быть 3,4 м, в связи с чем, возникает необходимость пересаживать учеников с первых парт; угол, образованный линией взора и перпендикуляром, проведенным к центру экрана, не должен превышать 25 °. Длительность просмотра кинофильмов и мультимедийных слайдов: 10-15 мин для детей 1-4 классов, 20-25 мин для учащихся средних и 25-35 мин - старших классов.

    Гигиенические требования к организации туристских походов. Перед походом каждый учащийся проходит медицинский осмотр. При проведении туристских походов необходимо придерживаться гигиенических норм длины маршрута и физической нагрузки на школьников. Однодневному походу для учеников 5-6 классов соответствует длина маршрута 10-12 км, подъем и перенос тяжестей - до 4 кг. Для учащихся 7-8 классов норма передвижения не должна превышать 12-14 км, а подъем и перенос тяжестей - до 5 кг. Для учащихся старших классов однодневный маршрут должен быть в пределах 15-20 км, а подъем и перенос груза - 6-8 кг.

    Санитарно – гигиенические требования к уроку

    Подготовила:

    Кондря Мария Михайловна

    учитель начальных классов

    МБОУ «Уренская СОШ №2»

    2015 год

    Слайд 2

    Выполнение санитарно – гигиенических требований к уроку обеспечивает оптимальные условия для жизнедеятельности ученика в ходе учебного занятия

    Сегодня мне бы хотелось ещё раз напомнить об основных требованиях.

    Слайд 3

    Работоспособность и возникновение утомления у учащихся на уроке в определенной степени зависит от продолжительности урока и учета гигиенических требований при его построении . Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1-го класса, в котором урок может длиться не более 40 минут.

    Слайд 4

    Кроме продолжительности урока, на сроки возникновения утомления влияет и его построение. По мнению многих исследователей, структура урока должна быть достаточно гибкой, так как разные предметы требуют различного чередования видов деятельности. Вместе с тем можно выделить и ряд общих физиолого-гигиенических положений по правильной организации уроков. Правильная организация урока в первую очередь подразумевает учет динамики работоспособности школьников, которая имеет 5 фаз: переход на новый уровень; установление максимального уровня работоспособности; максимальная работоспособность; неустойчивая работоспособность; падение работоспособности. (1-2 фазы – врабатываемость; 4-5 фазы – утомление.)

    Во время фазы врабатываемости нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо дать школьникам войти в работу. В период оптимальной устойчивой работоспособности (в начальной школе этот период продолжается в среднем 15 – 20 минут), нагрузка может быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить, так как развивается утомление.

    Слайд 5

    Сохранить высокую работоспособность на уроке помогают правильная регламентация продолжительности и рациональное чередование различных видов деятельности.

    Многочисленными наблюдениями и экспериментальными исследованиями доказано, что переключение с одного вида деятельности на другой обеспечивает возобновление нормальной деятельности коры головного мозга и восстанавливает работоспособность.

    Смена видов учебной деятельности не позже чем через 7 – 10 минут. В начальной школе преподавание должно в большей мере строиться на чувствительном восприятии. Наилучшим способом для этого служит наглядный метод обучения. Увеличивает продолжительность периода оптимальной устойчивой работоспособности рациональное использование технических средств обучения.

    Очень важная роль в сохранении высокой работоспособности на протяжении урока принадлежит физкультминуткам . Исследования показывают, что физкультминутки необходимы на каждом уроке в начальных классах. Проводить физкультминутки целесообразно в тот момент, когда наблюдаются первые признаки утомления у школьников (рассеивание внимания, частая смена поз). Упражнения физкультминуток должны быть направлены на активизацию позных мышц (наклон туловища, вращения головой), мышц нижних конечностей (приседания, тыльные и подошвенные сгибания стоп). Полезное действие на функции организма оказывает изменение рабочей позы во время урока. В своей работе использую систему Владимира Филипповича Базарного. Система «динамической смены поз» предусматривает организованный перевод учащихся из положения «сидя» в положение «стоя» 2 – 3 раза в течение урока. Продолжительность работы «стоя» на протяжении всего урока должна составлять от 3 до 7 минут, для неё подбираю соответствующие виды заданий. (Во время пояснения задания, после выполнения заданий, и т. д.)

    Для увеличения двигательной активности учащихся необходимо проводить гимнастику до занятий, подвижные перемены, кроме этого рекомендуется проводить легкий самомассаж головы, дыхательные упражнения.

    6 слайд

    Световой режим в учебных помещениях – момент, о котором никак нельзя забывать. Зрение приносит человеку наибольшее количество информации об окружающем мире, при этом свет не только обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма, но и определенный жизненный тонус и ритм. Неблагоприятные условия освещения ведут к снижению работоспособности; эти же причины обуславливают развитие заболеваний органов зрения. Для профилактики переутомления глаз и развития близорукости рекомендуются упражнения, направленные на укрепление глазных мышц.

    7 слайд

    Воздушно-тепловой режим - не менее важный аспект. Учебные помещения должны проветриваться во время перемен, а рекреационные во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Температура в классных комнатах должна соответствовать режиму 18 - 21°C

    8 слайд

    Ещё одно требование – соответствие мебели индивидуальным особеннностям учеников. Оно особенно важно для формирования у детей правильной осанки. Высота стульев должна соответствовать росту учеников. А современные столы для школьников имеют регулировки по высоте и наклону поверхности. Задача учителя – проследить, чтобы учащиеся во время урока чувствовали себя комфортно, сидя за столами.

    9 слайд

    Немаловажным факторм сохранения здоровья у школьников является психологический климат на уроках. Мы должны помнить о том, что отношения между учителем и учеником также влияют на работоспособность. Условия, определяющие эффективность влияния педагога на психологический климат в коллективе: личные и профессиональные качества педагога, а также ориентация на эмоциональный комфорт школьников.

    10 слайд

    Учёными доказано, что положительный эффект имеет так называемая цветочная терапия. Определённые комнатные растения могут помочь преодолеть негативный душевный настрой и кроме этого очищают воздух в помещениях.

    Рекордсменом по очистке воздуха были признаны хлорофитум, алоэ, плющ, драцена, аспарагус.

    Слайд 11

    Согласно исследованиям некоторые растения очищают воздух от болезнетворных микроорганизмов, а также от вируса гриппа. К этой группе относятся бегония, традесканция, диффенбахия. Но диффенбахию следует размещать в недоступном для школьников месте, так как в нём содержится ядовитый сок, который вызывает раздражение.

    Слайд 12

    Следующая группа растений хорошо очищают воздух от пыли (узумбарская фиалка, глоксиния, фикусы, монстеры). Такие растения полезно размещать в рекреации.

    Слайд 13

    Рациональная организация учебно – воспитательного процесса и комплекс профилактических мероприятий являются важными факторами сохранения и укрепления здоровья у школьников в процессе обучения.

    Учебно-воспитательный процесс в школе строится в соответствии с гигиеническими нормативами и рекомендациями. Основной документ, регламентирующий гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса, - СанПиН 14-46 - 96 «Санитарные правила и нормы устройства, содержания и организации учебно-воспитательного процесса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования».

    В подготовительных и первых классах продолжительность урока равна 35 мин. В общеобразовательных учреждениях, расположенных на территориях, загрязненных радионуклидами, рекомендуется сокращать продолжительность урока в этих классах до 30 мин, во 2 - 3 - до 35 мин, 4 -9 классах - до 40 мин. По согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора до 40 мин могут сокращаться уроки в лицеях, гимназиях, профилированных школах. Продолжительность урока не должна превышать 45 мин.

    Структура урока едина во всех классах. Условно урок делится на три части: вводную, основную, заключительную. Учебная нагрузка должна увеличиваться постепенно, достигая максимума к середине урока, после чего снижается к концу занятия. В начале урока (10 - 15 мин) идет врабатывание. Это время отводится для организационных вопросов и опроса учеников. Во время основной части урока, в период наилучшей работоспособности, учитель объясняет новый материал, наиболее активно используя это время. Продолжительность непрерывного объяснения должна ограничиваться периодом активного внимания неустойчивой работоспособности учеников. Для 6 - 7-летних детей это не более 15 мин, в средних классах - приблизительно 25 - 30 мин, в старших -30 - 35 мин. Учитель должен знать, что характер объяснения влияет на сроки возникновения утомления. Так, объяснение нового материала в форме лекций утомляет больше по сравнению с объяснением, которое проводится в форме беседы, делающей урок более живым, эмоциональным, интересным, учащиеся легче усваивают и запоминают новый материал. Интерес к излагаемому материалу длительно поддерживает работоспособность на должном уровне. И напротив, отсутствие интереса, невыразительная, монотонная речь или недоброжелательность учителя способствуют быстрому развитию запредельного торможения.

    За 10 - 15 мин до окончания урока у школьников начинается утомление. Заключительная часть урока отводится для тренировочного воспроизводства. Характерно, что младшие школьники «не умеют по-настоящему утомиться». При продолжительной работе у них развивается запредельное, или охранительное, торможение, которое предохраняет клетки коры головного мозга от перевозбуждения и переутомления. Старшие школьники могут продолжать работу при утомлении, что и приводит к переутомлению.

    В школе практикуется проведение сдвоенных уроков. Органами санитарно-эпидемиологического надзора допускается объединение двух уроков для проведения лабораторных и контрольных работ, уроков информатики, труда, изобразительного искусства, для предметов с повышенным и углубленным уровнем их изучения, а также при выполнении программы но лыжной подготовке. В процессе проведения сдвоенного урока обязательно чередование практической и теоретической частей, заданий по самоподготовке. На обоих уроках обязательна физкультурная пауза, перемена между уроками - не менее 10 мин. Заблаговременно, перед уроком, класс должен быть проветрен.

    Правильный режим дня - это рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение.

    Правильно организованный режим дня благоприятствует сохранению относительно высокой работоспособности организма в течение длительного времени. Регулярность отдельных режимных моментов и их чередование обеспечивают выработку определенного ритма в деятельности организма.

    Нарушение режима дня, так же как неправильные условия воспитания, неблагоприятный климат в семье, приводит к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, прежде всего к неврозам. Симптомы: беспокойство, плохой сон, отставание физического развития. В более старшем возрасте - раздражительность, неадекватные реакции, нервные тики, кишечные колики, лабильность температуры. Течение определяется влиянием окружающей среды, правильным воспитанием и обучением. Профилактика: строго проводимый режим с самого раннего возраста, правильный педагогический подход к ребенку. Широкое использование оздоровительных мер воздействия: воздушные и солнечные ванны, купание, хвойные и соленые ванны, обтирания, обливания, занятия физической культурой, максимальное пребывание на свежем воздухе, достаточный гигиенически полноценный ночной сон, дневной сон. Целесообразно, особенно в подростковом возрасте, воздействие взрослых (родителей, воспитателей) своим личным авторитетом, постоянное подчеркивание отсутствия у ребенка (подростка) какого-либо серьезного заболевания.

    Внеклассные и внешкольные занятия. Внеклассные и внешкольные занятия с учащимися проводят в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также в воскресные дни и во время каникул. Работа школьников в различных кружках внешкольных учреждений должна находиться под непосредственным наблюдением и руководством опытных педагогов-воспитателей и пионервожатых, разумно направляющих деятельность детей и подростков в соответствии с их развитием, возрастными возможностями и при правильном чередовании работы и отдыха.

    Планируя внеклассную и внешкольную работу, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.

    Организация свободного времени учащихся. В режиме дня следует предусмотреть время, которое используется учащимися сообразно их индивидуальным наклонностям и интересам: для учащихся младших классов 1-1,5 ч, а средних и старших классов - 1,5-2,5 ч. Это время учащиеся могут использовать для чтения художественной литературы, конструирования, рисования, просмотра телевизионных передач, прослушивания радиопередач.

    В свободное от занятий время школьники должны помогать семье, выполняя ту или иную работу по собственной инициативе или по указанию родителей. Посильный труд не только способствует правильному воспитанию детей, но и содействует наилучшему их физическому развитию и укреплению здоровья.

    Специальное время предусматривают для пребывания на открытом воздухе. Всякий час, проведенный школьниками на открытом воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях, благоприятно влияет на здоровье. Исследования показали, что 1-1,5-часовой отдых, сопровождающийся подвижными играми, дающими умеренную физическую нагрузку, повышает работоспособность учащихся.

    В тех случаях, когда активный отдых учащихся превышает 1,5 ч или проводится с интенсивной нагрузкой, работоспособность резко падает, увеличивается количество ошибок, уменьшается объем выполняемой работы, на приготовление уроков после такого отдыха уходит больше времени, чем после рационально организованного.

    Спортивные игры, такие, как волейбол, баскетбол, футбол, не рекомендуются учащимся в промежутке между учебными занятиями в школе и приготовлением уроков. Связанные с большой подвижностью, а следовательно, интенсивной нагрузкой, они могут оказать отрицательное влияние на работоспособность.

    Большинство причин ухудшения здоровья детей по мере их обучения в школе носит не объективный, а субъективный характер и связано или с неправильными действиями учителей, или с их бездействием в отношении охраны здоровья. Необходимо, чтобы девиз медиков «Прежде всего не навреди!» стал бы и девизом педагогов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    САНИТАРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРНБОВАНИЯ К УРОКУ.

    Большинство причин ухудшения здоровья детей по мере их обучения в школе носит не объективный, а субъективный характер и связано или с неправильными действиями учителей, или с их бездействием в отношении охраны здоровья. Необходимо, чтобы девиз медиков «Прежде всего не навреди!» стал бы и девизом педагогов.

    Работоспособность и возникновение утомления у учащихся на уроке в определенной степени зависит от продолжительности урока и учета гигиенических требований при его построении. Продолжительность урока в школах не должна превышать 45 минут, продолжительность уроков в классах компенсирующего обучения должна составлять не более 40 минут. Однако, как показали исследования, для начальной школы даже такая продолжительность урока является чрезмерной, особенно для 1-х классов. Было обнаружено, что к концу 15 минутного урока работоспособность первоклассников резко падает. Сокращение длительности урока до 35 минут значительно улучшает функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) учащихся и позволяет сохранить более высокую работоспособность на протяжении всего учебного дня. Руководством для нас должны стать «Санитарные правила и нормы СанПиНа».

    Кроме продолжительности урока, на сроки возникновения утомления влияет и его построение. По мнению многих исследователей, структура урока должна быть достаточно гибкой, так как разные предметы требуют различного чередования элементов урока видов деятельности. Вместе с тем можно выделить и ряд общих физиолого-гигиенических положений по правильной организации уроков. Правильная организация урока в первую очередь подразумевает учет динамики работоспособности школьников. Динамика работоспособности школьников на уроке имеет 5 фаз: переход на новый уровень; установление максимального уровня работоспособности; максимальная работоспособность; неустойчивая работоспособность; падение работоспособности. 1-2 фазы – врабатываемость; 4-5 фазы – утомление.

    Во время фазы врабатываемости (длительность этой фазы на 1 уроке составляет около 10 минут, на последующих – 5 минут) нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо дать школьникам войти в работу. В период оптимальной устойчивой работоспособности (в начальной школе этот период продолжается в среднем 15 – 20 минут, в средних и старших классах – 20 – 25 минут) нагрузка может быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить, так как развивается утомление.

    Многочисленными наблюдениями и экспериментальными исследованиями доказано, что переключение с одного вида деятельности на другой обеспечивает возобновление нормальной деятельности коры головного мозга и восстанавливает работоспособность.

    В начальной школе преподавание должно в большей мере строиться на чувствительном восприятии, на использовании первой сигнальной системы. Наилучшим способом для этого служит наглядный метод обучения. Увеличивает продолжительность периода оптимальной устойчивой работоспособности рациональное использование технических средств обучения (ТСО), а также проведение урока по типу диалога «учитель-ученик».

    Очень важная роль в сохранении высокой работоспособности на протяжении урока принадлежит физкультминуткам (физкультпаузам). Исследования показывают, что физкультминутки совершенно необходимы на каждом уроке в начальных классах, на предпоследнем и последнем уроках в средних классах и весьма рекомендуемы на предпоследнем и последнем уроках в старших классах. Проводить физкультминутки целесообразно в тот момент, когда наблюдаются первые признаки утомления у школьников (рассеивание внимания, частая смена поз,отвлечения). Упражнения физкультминуток (пауз) должны быть направлены на активизацию позных мышц (наклон туловища, вращения головой), мышц нижних конечностей (приседания, тыльные и подошвенные сгибания стоп). Сидячая поза самая вредная для здоровья: сдавлены легкие, хуже работают сосуды, питающие головной мозг, сжат шейный симпатический ствол... Полезное действие на функции организма оказывает изменение рабочей позы во время урока. В своей работе используем систему Владимира Филипповича Базарного. Система «динамической смены поз» предусматривает организованный перевод учащихся из положения сидя в положение стоя 2 – 3 раза в течение урока. Продолжительность работы стоя должна составлять от 3 до 7 минут, для неё подбираю соответствующие виды заданий. Хорошо, если в классе будет стоять несколько конторок, за которыми дети поочерёдно смогут работать по 5 – 8 минут.

    Значительное внимание должно уделяться профилактике нарушений осанки. Для профилактики нарушений осанки в начальных классах необходимо предусмотреть занятия в системе динамических поз, со сменой рабочей позы «сидя-стоя». Во время пояснения задания, после выполнения заданий, сделал задание «встань» и т. д. В течение урока целесообразно предусмотреть посадку в позе «кучера» для релаксации скелетной мускулатуры до 30 секунд. Исследования В.Ф. Базарного убедительно показали, что источником очень многих «школьных» болезней является... зрительная система.

    Световой режим в учебных помещениях – момент, о котором никак нельзя забывать. Зрение приносит человеку наибольшее количество (80-85%) информации об окружающем мире, при этом свет не только обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма, но и определенный жизненный тонус и ритм. Исследования показали, что длительное световое голодание приводит к ослаблению иммунобиологической реактивности организма и к функциональным нарушениям нервной системы. Свет воздействует и на психику человека, являясь также эмоциональным фактором. Неблагоприятные условия освещения ведут к снижению работоспособности; эти же причины обуславливают развитие заболеваний органов зрения. Для профилактики переутомления глаз и развития близорукости рекомендуются упражнения, направленные на укрепление глазных мышц.

    Для снижения утомления от умственной деятельности рекомендуется легкий самомассаж всеми пальцами волосистой части головы, стимуляция расположенных на лице и шее биологически активных точек (БАТ), дыхательные упражнения по типу гипервентиляции.

    Для увеличения двигательной активности учащихся необходимо проводить гимнастику до занятий, подвижные перемены для учащихся начальных классов, спортивный час в ГПД.

    Воздушно-тепловой режим в учебных помещениях не менее важный аспект. Оптимальные условия воздушной среды являются важным фактором сохранения здоровья и работоспособности человека. Учебные помещения должны проветриваться во время перемен, а рекреационные во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Желательно, чтобы каждый класс или кабинет были снабжены термометром и прибором для определения влажности воздуха. Показано, что 3-5 минут такого проветривания вполне достаточно, чтобы воздух в классе полностью обновился.

    Рациональная организация учебно – воспитательного процесса и комплекс профилактических мероприятий в процессе обучения являются важными факторами сохранения и укрепления здоровья у школьников в процессе обучения. С учётом психолого – педагогических особенностей детей в своей работе придерживаемся разработанных требований - «Валеологические требования к уроку», что является основой педагогической терапии.


    Таблица 4.4.

    Гигиенические критерии рациональной организации урока

    Факторы урока

    Уровни гигиенической рациональности урока

    «рациональный»

    «нерациональный»

    Плотность урока

    Не менее 60%

    и не более 75-80%

    Количество видов учебной деятельности

    Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

    Для 1-4 классов:

    не более 7-10 минут;

    Для 5-11 классов:

    10-15 минут

    более 15 минут

    Частота чередования различных видов учебной деятельности

    Смена не позже чем через:

    7-10 минут (1-4 классы);

    10-15 минут (5-11 классы)

    смена через 15-20 минут

    Количество видов преподавания

    не менее 3

    Чередование видов преподавания

    чередование

    видов преподавания

    не чередуется

    Наличие эмоциональных разрядок (количество

    Место и длительность применения ТСО

    В соответствии с гигиеническими нормами٭

    В произвольной форме

    Чередование позы

    позы чередуются в соответствии с видом работы; учитель наблюдает за посадкой учащихся

    частые несоответствия позы виду работы; поза не контролируется учителем

    Таблица 4.5.

    Продолжительность непрерывного применения технических средств

    обучения на уроках

    Непрерывная длительность (мин.), не более

    Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

    Просмотр телепередач

    Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

    Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

    Прослушивание аудиозаписи

    Прослушивание аудиозаписи в наушниках

    Требования к компьютерным средствам обучения (ТСО):

      Яркостные характеристики электронных страниц должны соответствовать следующим параметрам

    – яркость - не менее 35 кд/м 2 и не более 120 кд/м 2 ;

    – отрицательная и положительная неравномерность распределения яркости - не более ±20%.

      Соотношение яркостей знаков и фона должно быть не менее 1:3 для позитивного изображения и 3:1 для негативного изображения (выворотки).

      В оформлении электронных страниц КСО следует применять негативное изображение (светлые знаки полужирного начертания на темном фоне). Наиболее благоприятными цветовыми сочетаниями являются белые или желтые знаки на синем фоне. При использовании жидкокристаллического дисплея следует применять позитивное изображение (темные знаки на светлом фоне). Наиболее благоприятными цветовыми сочетаниями являются синие знаки на желтом фоне и черные знаки на зеленом фоне. Цветовое сочетание красных знаков и зеленого фона является благоприятным для любых типов дисплеев.

      Параметры шрифтового оформления текстовой и/или знаковой информации на электронных страницах КСО для учащихся 1–4 классов в зависимости от объема текста единовременного прочтения должны соответствовать требованиям, изложенным в таблице 4.6.

    Таблица 4.6.

    Объем текста единовременного прочтения, количество знаков, не более

    Кегль шрифта, пункты, не менее

    Высота прописной буквы, мм не менее

    Группа шрифтов (примеры гарнитур)*

    рубленые (Arial, Verdana, Helvetica и т.п)

    Рубленые

    или с засечками (Georgia, Times New Roman и др.)

    Рубленые

    Рубленые

    рубленые или с засечками

    Рубленые

    Рубленые

    *Следует применять гарнитуры, разработанные иди адаптированные

    к использованию для предъявления информации на экране дисплея

      Длина строки в текстовой информации на электронной странице не должна быть менее 100 мм.

      Кегль шрифта вспомогательных элементов буквенных и числовых формул должен быть не менее 9 пунктов, при этом высота прописной буквы - не менее 2,3 мм.

      Кегль шрифта в таблицах должен быть не менее 10 пунктов, при этом высота прописной буквы - не менее 2,5 мм, с возможным выводом одной или нескольких ячеек таблицы на отдельные электронные страницы. На отдельных электронных страницах кегль шрифта в ячейках должен быть не менее 12 пунктов, при этом высота прописной буквы - не менее 3 мм. Расстояние между колонками текста в таблице должно быть не менее 12 мм.

      Шрифтовое оформление словарной части КСО должно соответствовать параметрам, изложенным в таблице.

      Для текстовой и/или знаковой информации в КСО не следует применять:

      узкое и/или курсивное начертание гарнитуры шрифта;

      более четырех различных цветов на одной электронной странице;

      красный фон;

      «движущиеся» строки по горизонтали и вертикали.

      В рамках КСО следует применять только одну гарнитуру шрифта различных начертаний, кроме узкого и курсивного. Шрифтовое оформление заголовков не регламентируется.

      Объем электронных страниц с текстовой и/или знаковой информацией от общего объема электронных страниц КСО (без учета динамических видеоматериалов) не должен превышать 20%.

      Оптимальное время для начала подготовки домашних заданий для учащихся, занимающихся в первую смену – 16 часов, для обучающихся во вторую смену – 9 часов. Обучение в первых классах проводят без домашних заданий. Физиологически оптимально, если учащиеся приступают к домашним заданиям после 1,5–2-часового пребывания на свежем воздухе. Гигиенически допустима следующая продолжительность домашних заданий: для учащихся 2-3 классов до 1,5 часов, в 4–5-х классах – до 2 часов, в 6-8 -м классе – до 2,5 часов, в 9-11х классах – до 3,5 часов. Учитель должен давать индивидуальные задания таким образом, чтобы с ним ученик справился в пределах отведенного (рекомендуемого) времени. Для создания условий для полноценного отдыха детей следует минимизировать объем домашних заданий на каникулы и выходные дни.

    Уроки физической культуры, обеспечивающие основную часть потребности в двигательной активности учащихся, также должны быть организованы гигиенически грамотно. Урок должен обеспечить реальную нагрузку организму ребёнка и восстановление функционального состояния к началу следующего урока.

    Моторная плотность урока (соотношение времени, затрачиваемого ребенком на выполнение движений, и общей продолжительности занятий, в процентах) должна составлять на занятиях в зале не менее 70%, и не менее 80% - на воздухе. Положительный эффект от физических упражнений обеспечивается достижением среднего уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС) в пределах 140-160 уд/мин.

    В структуре урока выделяют 3 части – вводную, основную, заключительную. Продолжительность вводной части – 5-10 минут, прирост ЧСС после вводной части составляет 25-30%. Основная часть урока длится 25-30 минут, прирост ЧСС составляет до 80-100%. Продолжительность заключительной части - 3-5 минут. ЧСС возвращается к исходным величинам после окончания урока или на 3-4 минуте восстановительного периода во время перемены.

    В зависимости от состояния здоровья (или на основании справок о здоровье) учащихся распределяют на 3 медицинские группы - основную, подготовительную и специальную.

    Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом.

    С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.

    Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.

    Дополнительное медицинское обследование следует проводить всем учащимся основной и подготовительной группы перед спортивными соревнованиями, а также учащимся после заболеваний или травм, состояния перетренированности и по требованию преподавателя физического воспитания или самого учащегося.

    Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, к спортивным соревнованиям и сдаче спортивных нормативов не допускаются.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!