ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Г. И. ХОЗЯИНОВ, Н. В. КУЗЬМИНА, Л. Е. ВАРФОЛОМЕЕВА
АКМЕОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 022300 - Физическая культура и спорт 2-е издание, стереотипное
Издательский центр «Академия" 2007
УДК 796/799(075.8) ББК 75я73 Х706
Рецензенты:
доктор педагогических наук, академик РАО, президент Международной академии наук педагогического образования В. А, Сластенищ доктор психологических наук, академик Международной академии акмеологических наукЛ, А. Степнова
" НБ БГУ Н-Библиотека
Хозяинов Г. И,
Х706 Акмеология физической культуры и спорта: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Г. И. Хозяинов, Н. В. Кузьмина, Л.Е. Варфоломеева. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия»-, 2007. - 208 с.
ISBN5-7695-3669-1
В настоящем учебном пособии рассматриваются общие вопросы акмео- логии - новой учебной дисциплины, включенной в учебные планы высших учебных заведений. Показаны пути достижения профессионализма и творческой самореализации, методы самосовершенствования, способы достижения педагогического мастерства для специалистов по физической культуре и спорту.
Пособие адресовано студентам высших педагогических учебных заведений, а также может быть полезно аспирантам, преподавателям вузов, учащимся ФПК для специалистов по физической культуре и спорту.
Ц К 796/799(075.8) ЯИЧНАЯ Г ББК75я73
оУ-
Ъяи&вственностъю
макету
ОригиналИздательского центра «Академия» t и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается
© Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е, 2005
© Образовательно-издательский центр * Академия», 2005 ISBN3-7695*3669-1 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2005
Введение
Учебное пособие разработано в соответствии с примерной программой дисциплины «Акмеология физической культуры и;порта», одобренной учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта, утвержден- ■гой Министерством образования Российской Федерации, и рекомендуется для студентов, обучающихся по специальности 022300 «Физическая культура и спорт».
Учебное пособие включает три раздела. В первом разделе «Общие основы акмеологии» дается характеристика акмеологии как науки и учебной дисциплины; рассматриваются слагаемые профессионализма и творческой самореализации, методы самосовершенствования, педагогический опыт как результат самореализации творческого потенциала педагога; рассказывается о вершинах творчества некоторых выдающихся людей - предвестников фун- хаментальной акмеологии.
Во втором разделе «Акмеологическая направленность подготовки специалистов по физической культуре и спорту» рассматриваются следующие вопросы: современные образовательные технологии, содержание образования как средства развития личности, акмеологическая направленность составляющих процесса обучения в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту, а также их профессионально-педа- |Гогическая деятельность; организация и осуществление педагогического общения в процессе физкультурно-спортивной деятельности.
Третий раздел «Педагогическое мастерство - высший уровень профессионализма педагога» рассказывает об основах и сущности педагогического мастерства, о методиках определения уровней профессионализма педагога и эффективности технологий обучения, о педагогическом диагностировании.
«Акмеология» - новая учебная дисциплина, включенная в учебные планы высших учебных заведений. Отсюда понятны сложности, которые возникают в связи с разработкой программы, учебника и учебных пособий. В них должны быть отражены основы акмеологии как науки. Представляется, что содержание этого курса должно отражать как общие, так и специфические стороны профессиональной деятельности.
В профессиональной подготовке будущих специалистов по физической культуре и спорту акмеология предоставляет возможности
самопознания и определения направлений самосовершенствования студентов;
интеграции учебных дисциплин, как психология, педагогика, социология, технология обучения;
усиления психолого-педагогической направленности профессиональной деятельности;
профессионального становления с ориентацией на созидательную деятельность.
Раздел I общие основы акмеологии
Глава 1
АКМЕОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Слово «акмеология» происходит от греческих слов «акме» («вершина, острие, зрелость, расцвет, лучшая пора») и «логос» («слово, понятие, учение»); «...логия» в окончании сложных слов обозначает «учение, науки».
Дополнительно можно дать такое разъяснение. Греки словом «акме» называли период зрелости в человеческой жизни, когда он достигает всего, на что способен, когда развернулись, расцвели и на вершине всех способностей находятся его силы.
В I92Sг. Н. А. Рыбников ввел в научный оборот понятие «акмео- логия», обозначив им раздел возрастной психологии - психологию зрелости или взрослости. Данное понятие в том же значении использовал позд нее Б. Г, Ананьев, указав место акмеологии в системе наук о человеке как индивиде, изучающих фазы его жизни, его возрастные особенности. Он расположил эти науки в такой последовательности: эмбриология человека, морфология и физиология ребенка, педиатрия, педагогика, акмеология, геронтология (наука о старении).
Проведя большую серию исследований, объектом которых были студенты Ленинградского университета, Б. Г. Ананьев заложил основы экспериментальной акмеологии как раздела возрастной психологии. Он обосновал необходимость создания науки, которая объединила бы поиски ученых разных направлений, сосредоточив их внимание на индивидуальных, личностных и субъектнодеятельностных характеристиках физически и психически зрелого взрослого человека.
Эти замыслы нашли отражение во многих работах его учеников и последователей.
В настоящее время назрела необходимость рассмотреть предмет акмеологии на современном уровне с учетом результатов новейших исследований. Интегрирующую роль в этом направлении сыграли работы А. А. Бодалева, А.А.Деркача, Е. А. Климова, Н. В. Кузьминой, А.А.Реана, К.А.Абульхановой-Славской и др.
Можно вполне определенно утверждать, что в настоящее время предмет акмеологии значительно расширился и она уже не рассматривается только как раздел возрастной психологии.
Акмеология как наука
Классификация основных направлений акмеологии
В настоящее время существуют различные определения акмеологии как науки. Приводим их в той формулировке, которая дается в словаре-хрестомагии по акмеологии (см. список рекомендуемой литературы):
наука о закономерностях, условиях, факторах и стимулах, со- ^ действующих или препятствующих самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе самодвижения к вершинам профессионализма и продуктивности созидательной деятельности, воплощаемой в социально значимых продуктах культуры, искусства, литературы, науки, техники, образования, а также в самом человеке[Н. В. Кузьмина );
наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (А.А.Деркан, А. А. Бодалев)]
интегративная наука. Отличается от психологии тем, что исследует закономерности созидания целостным человеком тех или иных результатов. Она формулирует критерии оценки уровня продуктивности его деятельности, исследует условия жизни и развития: биографию, происхождение, окружение, его взаимодействие и взаимоотношения с другими людьми (Н, В. Кузьмина-Гаршина, Л. Ф. Лунева)",
наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости, и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (Л. Л. Бодалев);
интегративная наука, изучающая закономерности, пути, средства, условия достижения вершин творческого потенциала человека и способы его самореализации в созидательной деятельности на этапе зрелости (Г. И.Хозяинов)",
как междисциплинарная область знаний о функционирующих объектах изучает их качественные преобразования в процессе самодвижения к вершинам зрелости, полноте самовыражения (В. Н. Тарасова)",
это наука о саморазвитии субъектов педагогического процесса в условиях развития образовательных систем (В. Н. Максимова );
новая область научных знаний в системе наук о человеке. Предметом ее исследований являются закономерности, факторы и условия самореализации творческого потенциала человека на пути к высшим достижениям жизни и деятельности, профессиональной и непрофессиональной (Н. В. Кузьмина-Гаршина, Л. Ф. Лунева)",
~ наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы осуществления потенциала человека как вида, индивида, личности, субъекта деятельности (в том числе совокупного, группового), индивидуальности при достижении им наиболее высокого уровня, вершины своего развития на различных его этапах (Ю,А .Гагин).
Разнообразие определений акмеологии как науки свидетельствует о том, что, во-первых, это хотя и молодая, но интенсивно разрабатываемая наука (она была зарегистрирована 15 июля 1991 г.); во-вторых, она имеет несколько направлений, что позволяет осуществить их классификацию.
Акмеология как наука делится на классическую, фундаментальную и прикладную (отраслевую).
Классическая акмеология, у истоков которой стоят Б. Г. Ананьев, Н. А. Рыбников, А. В. Петровский, является одним из разделов возрастной психологии наряду с педологией и геронтологией. Предметом классической акмеологии является психика зрелого человека.
фундаментальная акмеология рассматривает человека как целостную систему. Ее предметом являются закономерности, условия, факторы, стимулы самореализации творческого потенциала зрелых людей на пути к вершинам продуктивности и профессионализма в созидательной деятельности, требующей общего и профессиональногообразования, которое обеспечивает ее субъектам совершенствование, коррекцию и реорганизацию деятельности в новых условиях на протяжении жизни. Фундаментальная акмеология является своеобразным продолжением психологии, но в то же время кардинально от нее отличается. Если центральным понятием психологии является «отражение», то в акмеологии это «созидание» как ведущая деятельность зрелого человека, в психологии не исследованная.
Прикладная (отраслевая ) акмеология возникла в результате поиска путей ее применения в преподаваемой области специальных знаний.
Акмеология имеет разносторонние связи с другими науками, искусством, культурой, что способствует ее развитию, уточнению, углублению, а также лучшей организации акмеологических исследований в целях повышения качества созидательной деятельности в любой сфере.
Прикладная акмеология, в свою очередь, делится на акмеоло- гию образования, педагогическую, школьную, коррекционную, профессиональную, этнологическую, креационную акмеологию, акмеософию, акмеомонику, акмеизм, акмелингвистику.
Предмет фундаментальной акмеологии
Фундаментальная акмеология - это наука о качестве деятельности преподавателей, обучающих основам профессионализма в любом виде созидательной деятельности.
Объектами акмеологииявляются не просто зрелые люди, но прежде всего специалисты разного уровня продуктивности и профессионализма в таких сферах созидательной деятельности, как наука, техника, искусство, образование (общее и профессиональное). Их подготовку осуществляют образовательные учреждения всех уровней (начального, среднего и высшего). Акмео- логический возраст - это возраст достижения вершин зрелости, профессионализма и продуктивности созидательной деятельности.
Созидательная деятельность зрелых людей, в том числе образовательная, может быть коллективной, групповой и индивидуальной. В соответствии с предметом акмеологии, на основании предварительно сформулированных критериев качества деятельности различных организаций (медицинских, педагогических, производственных), их можно ранжировать по уровням продуктивности и затем исследовать факторы, содействующие или препятствующие достижению высшего уровня. Зрелый человек и сообщества зрелых людей - специалистов и профессионалов созидательной сферы деятельности - интересуют исследователей именно в связи с выявлением этих факторов.
Например, преподаватель высшей школы знакомит студентов с содержанием программы обучения. В то же время он должен помочь студентам самосовершенствоваться, т. е. развивать свои творческие задатки и приобретать начальный опыт творческой деятельности.
Предметом акмеологииявляется исследование законо- мерных связей и зависимостей между уровнями продуктивности и профессионализма созидательной деятельности отдельных специ-.11истов и сообществ и факторами, содействующими или препят-iгиующими самореализации творческого потенциала на пути к вершинам созидательной деятельности.
Модели продуктивной деятельности зрелых людей в решении прои шолственных задач разной степени сложности как средство понижения качества подготовки будущих специалистов, создание этих моделей являются составной частью и предмета психологии.
Таким образом, понятие взрослости или зрелости человека является общим для психологии и акмеологии. Однако начало
акмеологической зрелости мы связываем с развитием у человека способности становиться субъектом деятельности для принятия самостоятельных решений, обеспечивающих ему путь к созидательной деятельности и созданию акмецелевых программ самореализации творческого потенциала. Такими самостоятельными решениями являются:
выбор профессии на основе самоосознания творческого потенциала (включающего и физические возможности);
выбор учебного заведения, в котором можно приобрести данную профессию;
выбор индивидуальной системы деятельности, связанной с осознанием перспектив и возможностей самореализации творческого потенциала в созидательной деятельности.
Границы акмеологической зрелости определяются в связи с выбором профессии, сменой деятельности, способностью к продуктивности в любом другом виде созидательной деятельности, любимом увлечении. Объект акмеологии - это зрелый человек как созидатель. В этом заключается одно из отличий акмеологии от психологии.
Как уже говорилось, главное понятие в акмеологии - «созидание», которое строится на основе «отражения», но находится с ним в новых отношениях принятия решений: что и как из фондов психологии можно использовать для самосозидания, подготовки созидателей, совершенствования, коррекции и реорганизации их деятельности.
Деятельность - предмет психологических исследований. Основателем теоретических и экспериментальных исследований деятельности является А- Н. Леонтьев. Однако категории «созидательная деятельность» в психологии нет: в качестве основных видов деятельности здесь рассматриваются игра, учение, труд (по С. Л. Рубинштейну), или познание, общение, труд (по Б.Г.Ананьеву).
Созидательной является деятельность, завершающаяся созданием продукта, имеющего социально значимую ценность. Она осуществляется зрелыми людьми, имеющими общее и профессиональное образование.
Поскольку предметом акмеологии являются закономерности самодвижения к вершинам созидательной деятельности, завершающейся созданием «продукта», удовлетворяющего критериям качества, то мы рассматриваем процесс деятельности как реше- Еие репродуктивных и творческих задач. Нас интересует прежде iceго продуктивная (или результативная) деятельность, в отли- [ие от малопродуктивной или непродуктивной.
Каждая профессия предъявляет субъекту деятельности (профессионалу) свои требования. Каждое учебное заведение знакомит с ними будущих специалистов. Профессионализм определятся как совокупность устойчивых свойств личности, деятельности, индивидуальности специалиста, удовлетворяющих требованиям профессии. Его отражение имеет место не только в способах анализа профессиональной ситуации, в формулировании и решении профессиональных задач, но и в способах анализа результатов решения, а также в самодиагностике причин, приводящих или не приводящих к искомым результатам.
Способность к саморазвитию исамокоррекции деятельности - следствие накопления фонда адекватных представлений об искомых результатах и ценностных отношениях к ее объекту, процессу и результатам, а также овладения способностями к воплощению замыслов в действия и продукты созидания.
Профессионализм как устойчивое свойство личности и деятельности специалиста, в отличие от мастерства, формируется в процессе профессионального образования. Мастерством же овладевают в процессе индивидуального опыта, наблюдения, подражания, поиска своего пути. Это свойство может сохраняться на достаточно высоком уровне только в условиях непрерывного его поддержания средствами самоорганизации, самообразования и самоконтроля. Обучение основам теории профессиональной деятельности с помощью схем и моделей, позволяющих быть более экономным в выборе средств деятельности, - задача преподавателей профессионального образования. Профессионализм проявляетсяв том, как специалист анализирует производственную ситуацию, на какие признаки данной ситуации ориентируется; как быстро он формулирует профессиональные задачи, как антиципирует возможные результаты того или иного способа решения текущих задач; как принимает решения и реализует их на практике, как сравнивает реальные результаты с искомыми; как реорганизует собственную деятельность и аргументирует ее преобразование.
Итак, акмеология делает предметом своих исследований зрелого человека прежде всего как субъекта созидательной деятельности, способного воплощать искомый результат в продукте этой деятельности.
В период зрелости процессы воспитания, образования, обучения постепенно сменяются процессами самовоспитания, самообразования, самосовершенствования, направленными на развитие творческого потенциала.
Процессы саморегуляции происходят в духовной, физической, профессиональной сфере на разных этапах жизни: при получении профессионального образования в учебном заведении; в период самостоятельной профессиональной деятельности (от начала до достижения вершин профессионализма); в период реорганизации деятельности, связанной с переходом на другие виды деятельности (если это необходимо) до момента выхода из творческой деятельности. Эти процессы тоже входят в предмет акмеологии.
Проблемы акмеологии как науки рассматриваются в статье А. А. Бодалева «О предмете акмеологии» // Психологический журнал. - 1993. - Т. 14,-№5.
К основным проблемам акмеологии и поставленным в соответствии с ними задачам он относит следующие.
Определение тех характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошкольном и школьном возрасте, чтобы
Затем, в период зрелости, он смог наиболее полно проявить себя. Это имеет значение, так как характеристики человека как индивида, личности и субъекта деятельности на стадии зрелости имеют причинно-следственные взаимосвязи с особенностями его развития на предыдущих стадиях. В то же время особенности его развития в разные периоды определенным образом обусловлены общими и частными обстоятельствами его жизни.
Отсюда основной задачей является разработка такой стратегии организации жизни человека, которая позволила бы ему достичь творческих вершин.
Научное изучение феномена «акме», когда происходит выявление сходства и различий у разных людей. Сходство может быть выявлено при рассмотрении микро-, мезо-, макросоциумов, в которых оказывается человек на протяжении жизни. Они влияют на его физическое развитие, на время достижения личностной зрелости, на формирование творческого отношения к деятельности и индивидуальности личности. Все это связано с врожденными особенностями человека и его активным участием в самосовершенствовании.
Но даже при сходстве внешних условий жизни индивидуальные, личностные и субъектно-деятельностные изменения происходят в различном темпе и у разных людей на каждом этапе отличаются количественными и качественными показателями.
Таким образом, основные задачи связаны с выявлением сходства и различий в достижении «акме» разными людьми, а также факторов, определяющих качественно-количественные характеристики «акме».
Научный анализ той совокупности характеристик, которые связаны с овладением профессией, с достижением уровня профессионального мастерства. Постижение сущности профессионализма и понимание путей, ведущих к его вершинам, имеет теоретическое и практическое значение. Здесь важно разработать систему критериев, инструментарий, которые позволяли бы определять уровень профессионализма.
Изучение деятельности суперпрофессионалов, их личностных особенностей позволит определить то, что их объединяет. Модель суперпрофессионализма в той или иной сфере может служить ори-
ентацией для достижения «акме» другими людьми данной профессии.
Таким образом, обобщенной задачей является всестороннее изучение профессионализма, выявление его уровня, определение путей и средств достижения «акме» в профессиональной деятельности.
Выявление зависимости между особенностями профессионализма зрелого человека и другими его проявлениями (вне сферы профессиональной деятельности).
В жизни отдельные виды деятельности отличаются своими объектами. В связи с этим задача заключается в исследовании профессионализма людей, связанных с различными сферами деятельности.
Проведение комплексного исследования, направленного на разработку стратегии и тактики организации и практического осуществления процесса перехода начинающего специалиста на более высокие уровни профессионализма - вплоть до «акме». Для этого необходима интеграция результатов конкретных экономических, социологических, педагогических, психофизиологических и психологических исследований.
Отсюда основной задачей является создание системы данных вышеперечисленных исследований.
Исследование эффективности деятельности в определенных коллективах (педагогический коллектив, бригада, спортивная команда, кафедра института, труппа театра и т.д.).
Основной задачей становится выявление общего и специфического в деятельности творчески работающих коллективов, разработка методического инструментария для оценки эффективности их деятельности и определения уровня профессионализма.
Создание методологии, разработка общих и частных теорий, без которых не может быть осуществлена интеграция результатов различных исследований зрелого человека, достигшего вершин в созидательной деятельности.
Сверхзадачей является превращение акмеологии в фундаментальную науку.
Творческий потенциал и основные элементы его проявления
Творческий потенциал, т. е. скрытые возможности решения творческих задач, сначала развивается, накапливается, а затем реализуется в созидательной деятельности.
В процессе создания творческого потенциала зрелый человек развивает свои способности и личностные качества, нарабатывая собственные интегративные схемы в виде: синтеза знаний из различныхисточников; системы и подсистемы знаний в форме, удобней для применения на практике, при решении практических и
теоретических задач; способов осуществления внутренней обратной связи (цель - деятельность - результат, их согласование и рассогласование).
Самореализация творческого потенциала осуществляется посредством субъективных интегративных схем, систем, моделей. Субъективные интегративные системы и схемы формируются в результате систематического образования под руководством педагогов, а также собственных интеллектуальных, физических, волевых усилий человека в процессе его развития. Интегративные модели являются результатом поиска; они получают обоснование и становятся достоянием других после их публикации. Модели как результат исследования не исчерпывают интегративную систему или схему, а дополняют и расширяют ее, что бывает довольно часто. Но иногда они не вписываются в образованные ранее схемы или системы и выходят за их рамки.
Как средства самореализации творческого потенциала интегративные схемы, системы и модели также являются предметом акмеологии.
В качестве основных можно выделить следующие элементы проявления творческого потенциала специалиста:
индивидуальные свойства (пол, возраст, состояние здоровья, состав семьи);
уровень продуктивности деятельности в решении исследуемых творческих задач (высший, высокий, достаточный, средний, ниже среднего);
интегративные схемы информационного самообеспечения, ролевого взаимодействия, анализа обратной связи в решении творческих задач;
психологические предпосылки продуктивного решения творческих задач (система отношений, установки, ценности, направленность, мотивация);
способности, компетентность;
когнитивные, эмоциональные и волевые свойства субъекта решения творческих задач;
умения (гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские);
влияние окружения (профессионального, непрофессионального, семейного);
социальное влияние (оценка, поощрение, социальная роль);
психологическая готовность к перестройке деятельности в поисках новых способов решения творческих задач (самооценка, догматизм, интуиция);
способы учета системы ограничений и предписаний в решении творческих задач, диктуемых профессией и производством;
способы учета системы предписаний и ограничений в решении задач, диктуемых нравственными принципами.
Уже сам перечень основных элементов творческого проявления личности свидетельствует о сложности и многоплановости акмеологических исследований, о необходимости их комплексности и междисциплинарности.
О феномене «акме»
Формирование человека как гражданина, как личности, как профессионала происходит при проявлении его природной и социальной сущности.
У каждого человека достижение тех или иных вершин происходит в разные периоды жизни. Одновременное достижение высших уровней («пиков») всех проявлений развития человека является скорее исключением, чем правилом. Чаще всего этих вершин человек достигает на стадии зрелости.
Высокий уровень сформированности одного блока характеристик человека может стать условием для развития другого (или других) блока.
Например, высокий уровень сформированности мотивационно-целевого блока является своего рода катализатором для развития способностей. Или фактор физического развития может стать побудителем к активной творческой деятельности со значимыми результатами. Сформированность отдельных характеристик, их взаимосвязи влияют на временные рамки достижения вершин в различных сферах проявления человека.
Состояние зрелости не проявляется у человека неожиданно и сразу. На него и на то, какое оно, «работает» вся предшествующая жизнь человека.
Не только от природной предрасположенности, но и от уже прожитой жизни в большей мере зависит, с каким запасом физической прочности подойдет человек к ступени зрелости; какие ценностные ориентации и отношения составят ядро его личности; какие способности, а также какой запас знаний, умений и навыков будут характеризовать его как субъекта деятельности, когда он станет взрослым.
Для акмеологических исследований важно отследить результаты воздействия макро-, мезо-, микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, микрогрупп, семьи и др.), условий природного характера, благоприятных и неблагоприятных обстоятельств.
Известны такие факты, когда даже при благоприятных обстоятельствах творческому человеку не удалось добиться максимального результата. И наоборот, известны случаи, когда в неблагоприятных условиях человек добивался выдающихся результатов, что было обусловлено причинно-следственными взаимосвязями сфор
мированной стратегии жизни и результата его созидательной деятельности.
Акмеология как учебная дисциплина
«Основы акмеологии» - новая учебная дисциплина, содержание которой должно отражать как общие, так и специфические черты определенной профессиональной деятельности.
Созидательная деятельность субъектов педагогической деятельности опирается на их предварительную общекультурную, общеобразовательную, профессиональную подготовку. Большое значение при этом имеют сформированность личностных качеств и накопленный индивидуальный педагогический опыт. Их подготовка связана с умением обучать применению знаний на практике в процессе решения разнообразных задач.
Созидатели обладают врожденными или приобретенными творческими энергопотенциалами (темперамент, задатки, одаренность). Это обусловливает саморазвитие человека средствами его акме- энергоинформационного взаимодействия с внешним миром в процессе воплощения его замыслов в продукты созидания.
Подготовка будущих специалистов в профессиональных учебных заведениях может быть продуктивной, если они будут вооружены теорией самодвижения к вершинам профессионализма. Но для этого, во-первых, такая теория должна быть создана; во-вторых, должна быть усвоена преподавателями; в-третьих, должна использоваться ими применительно к самим себе. На развитие творческого потенциала будущих созидателей, на достижение ими вершин прежде всего профессионализма и направлена акмеология как учебная дисциплина.
Данное учебное пособие предназначено для студентов бакалавриата и магистратуры 5 курса по профилю подготовки «Психологическое сопровождение ФК и С». Пособие составлено в соответствии с Государственным стандартом ГСЭ.Ф.07. (психология и педагогика) и с положением о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования России.
Пособие включает в себя пять основных разделов: общая психология, возрастная психология, психология труда, социальная психология и психология спорта.
Целью пособия является: ознакомить студентов с основными разделами психологической науки и помочь им в определении выбора научного направления для исследовательского поиска в курсовых и дипломных работах по дисциплине психология, а также при работе над магистерской диссертацией.
Книга:
3.4. Акмеология
3.4. Акмеология
Акмеология (от аkme – в переводе с древнегреческого – высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора и логия – от греческого lоgos – учение), наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его профессиональной зрелости. Понятие «акмеология» ввел в научный оборот ввёл Н.А. Рыбников (1928), обозначая им возрастную психологию зрелости или взрослости. Проблемы акмеологии как науки были сформулированы Б.Г. Ананьевым («Человек как предмет познания», 1969) и развиты А.А. Бодалёвым («Акмеология как учебная и научная дисциплина», М., 1993) и др.
Основная область исследований акмеологии связана с изучением профессионализма как высшей ступени развития человека. Объект акмеологии – профессионализм педагогической, инженерной, медицинской, военной, спортивной и другой деятельности людей. Предмет акмеологии – объективные (качество полученного воспитания и образования) и субъективные (талант, способности человека) факторы, содействующие достижению вершин профессионализма, а также закономерности в организации обучения специалистов.
Акмеология исследует проблемы противоречий между растущим объёмом информации, с одной стороны, и временем, необходимым для овладения ею, – с другой.
Акмеология выявляет общие и различные черты, проявляющиеся у людей в процессе их деятельности, а также исследует факторы, которые определяют качественные и количественные характеристики «акме». Нравственная воспитанность профессионала означает превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности. Акмеология изучает также проблему зависимости между особенностями профессионализма человека и его поведением вне сферы профессиональной деятельности. Важнейшей задачей акмеологии является разработка методического инструментария, помогающего организовать условия для оптимального достижения людьми ступеней профессионализма во всех сферах человеческой деятельности, для проявления ими своих социально значимых и творческих качеств.
Акмеология исследует целостного человека как субъекта межличностного общения, творческой, учебно-познавательной, профессиональной и управленческой деятельности и факторы, содействующие или препятствующие достижению вершин социального успеха и профессионального мастерства.
Акмеология как наука делится на классическую акмеологию, фундаментальную (базовую) акмеологию и прикладную (отраслевую) акмеологию (классификация Н.В. Кузьминой).
Классическая акмеология, у истоков которой стоят Н.А. Рыбников, Б.Г. Ананьев, является одним из разделов возрастной психологии наряду с педологией, ювенологией и геронтологией.
Фундаментальная (базовая) акмеология рассматривает человека как целостную систему.
Ее предмет – закономерности, условия, факторы, стимулы самореализации творческих потенциалов зрелых людей на пути к вершинам продуктивности и профессионализма в созидательной деятельности в новых условиях на протяжении жизни и профессиональной деятельности субъекта.
Фундаментальная (базовая) акмеология – новая междисциплинарная наука, интегрирующая знания философии, психологии, математики, педагогики и других наук, ведущих к вершинам познания и достижения результата в каждой из них. Если центральным понятием психологии является «отражение», то акмеологии – «созидание» как ведущая деятельность зрелого человека.
В психологии предметом исследований были виды деятельности, как игра, учение, труд, (по С.Л. Рубинштейну), а также общение, познание, труд (по Б.Г. Ананьеву), но никогда не рассматривался конечный результат – продукт труда.
В качестве базовых выделяются возрастной, образовательный, профессиональный аспекты акмеологического подхода. Они в качестве исходной фоновой биосоциальности задают объективное пространство для проявления активности субъекта, ориентированной на развитие своего профессионального мастерства. В этой активности выделяются следующие производные (относительно базовых) акмеологические аспекты субъектного пространства реализации акмеологических возможностей: креативный, экзистенциальный, культуральный. Системообразующим фактором относительно взаимодействия всей категориальной системы как базальных, так и производных от них акмеологических аспектов является рефлексивный аспект мастерства.
Возрастной аспект исследования нацелен на диагностику задатков и способностей средствами педологии (изучающей детей и юношей), андрогогики взрослых (в том числе студентов и профессионалов) и геронтологии (ветеранов труда). Образовательный аспект – на диагностику и развитие знаний и умений в системе общего, профессионального и непрерывного образования. Профессиональный аспект – на определение возможностей и результатов осуществления трудовой деятельности через выяснение профпригодности, психологической готовности к данному виду труда и степени социальной ответственности за его процесс и результаты. Креативный аспект – на определение затрачиваемых усилий и успешность их реализации путем выяснения уровня профессионализма, рефлексивно-инновационного потенциала его совершенствования до степени мастерства и оценки социальной значимости инноваций, полученных в процессе творчества. Рефлексивный аспект (связанный с самосознанием личности как развивающегося «Я» и пониманием партнеров по коммуникации в процессе трудовой деятельности) является системообразующим, обеспечивая оптимальное взаимосогласование выделенных акмеологических аспектов профессионализации человека.
Прикладная (отраслевая) акмеология рассматривает пути достижения результата в конкретных отраслях научного знания, таких как профессиональная, управленческая, политическая, военная акмеология акмеология образования, педагогическая и другие.
Возникновение прикладной акмеологии было обусловлено поиском путей интеграции психологии педагогики и преподаваемой областью специальных знаний, предъявляющей свои требования, как к преподавателям, так и учащимся, их усваивающим.
Акмеология – наука новая, находящаяся в стадии активного становления. Символично, что появление этого термина относится к периоду бурного интеллектуального и социального поиска 1920-х годов, когда возникли такие отрасли научно-практического знания, как эврилогия (П. Энгельмейер), эргонология (В. Мясищев), рефлексология (В. Бехтерев) и в том числе акмеология (Н. Рыбников). Если социокультурным прототипом возникновения акмеологии было такое течение в русской поэзии начала XX века, как акмеизм (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова и др.), то ее естественнонаучной предпосылкой стали исследования Ф. Гальтона и В. Освальда о возрастных закономерностях творческой деятельности и И. Пэрна, изучавшего зависимость ее продуктивности от различных психобиологических факторов.
В целях изучения и анализа акме-форм, успешного и творческого профессионального мастерства и разработки оптимальных технологий развития профессионализма акмеология проводит комплексные исследования процессов и способов осуществления различными специалистами профессиональной деятельности, синтезируя для этого достижения других наук о человеке, прежде всего философии, социологии, психологии, физиологии, генетики и педагогики. Свою онтологическую определенность акмеология приобретает вследствие центрированности на выявлении, описании, анализе феноменологии акме-форм в жизнедеятельности человека, в его становлении как профессионала, психологически творческом и социально успешном осуществлении профессиональной деятельности.
Полученное в результате психолого -акмеологических исследований научное знание о закономерностях и способах достижения вершин профессионализма и творчества характеризует такой интегративный по своей социокультурной природе и системообразующий по методологическому значению онтологический атрибут, как «акмеологичность» социокультурного бытия человека.
В настоящий период активно формируются методологические принципы, концептуальные подходы и исследовательские стратегии, разрабатываются практически ориентированные акмеологические технологии, которые призваны встроить акмеологию в систему современных наук и обеспечить внедрение полученного ею знания в социальную практику.
Акмеологическим исследованиям присущи три основные ориентации: естественнонаучная, технологическая и гуманитарная.
Естественнонаучная ориентация выражается в том, что, во-первых, она, стремясь оформиться в качестве самостоятельной науки, методологически во многом следует дисциплинарным стандартам (в виде изучения в эксперименте фактов, механизмов, закономерностей, их математической достоверности и т. п.), которые сложились еще в классическом естествознании. Во-вторых, при анализе рядов акмеологических проблем (природы одаренности, генетических и психофизиологических компонентов способностей, психологических предпосылок становления профессионального мастерства и т. п.) имеет место апелляция к естественнонаучным знаниям из сферы возрастной физиологии, психогенетики, психофизиологии труда.
Гуманитарная ориентация проявляется еще более многообразно. Разумеется, и до возникновения акмеологии психологи, социологи, педагоги исследовали вопросы профессионализма, творчества, образования взрослых, которые во многом сходны с акмеологической проблематикой. Однако именно особый акцент на изучение созревания мастерства, на культивирование его вершинных акме-форм привел сначала к зарождению специфически акмеологической проблематики, а затем к концептуально-методическому построению оригинальных акмеологических технологий и, далее, – к возникновению и оформлению особой науки со своими специфическими предметом и методами.
Технологическая ориентация – это не столько непосредственное взаимодействие с техническими науками (кибернетикой, системотехникой, теорией информации и т. п.), сколько использование присущих им алгоритмически четких стандартов практически ориентированного прикладного знания. При этом важно иметь в виду, что, с одной стороны, взаимосвязь акмеологии с техническими дисциплинами осуществляется не сама по себе, а опосредована, в частности, эргономикой, которая направлена на оптимизацию человеческого фактора в технике (например, в автоматизированных человеко-машинных системах управления и т. п.).
Особенно многообразны связи акмеологии с другими областями современного обществознания – как прикладными, социальными, так и фундаментальными, философскими. Сопряженность с философским знанием осуществляется по двум основным линиям: мировоззренческой и методологической.
В последнем случае философия определяет средства построения акмеологии как комплексной дисциплины, которая, с одной стороны, ассимилирует и интегрирует знания смежных наук о человеке, а с другой – вычленяет и разрабатывает специфические представления о становлении его профессионально-творческого мастерства. В качестве таких средств можно признать методологические принципы: оперирование философскими категориями и научными понятиями; выделение объектов и разработка предмета и стратегий исследования; анализ феноменологии и синтеза знаний о ней; построение концептуальных моделей и акмеологических методов, их эмпирическая верификация; проведение экспериментальных исследований и теоретического обобщения полученных данных; осуществление их акмеологической интерпретации и создание технологий внедрения в общественную практику в сфере профессионального образования и социального управления. Таким образом, философия ставит методологические рамки построения акмеологии как самостоятельной научной дисциплины фундаментально-прикладного характера.
Кроме того, философия задает ценностную точку отсчета в анализе акмеологической проблематики, определяя систему критериев (экзистенциальных, культурологических , юридических, нравственных, эстетических и т. п.), ее постановки и изучения. Современные акмеологические исследования, технологии и разработки призваны реализовать в социальной практике: общечеловеческие ценности и национальные традиции; гуманистические и культурные идеалы; позитивные принципы здравого смысла и экономической эффективности; цивилизованного правосознания и рациональной организации; экологической целесообразности и эстетической гармонии; творческого самосовершенствования; искренности общения и свободы самовыражения; глубины проживания разнообразного индивидуального опыта и обретения взаимопонимания в процессе конструктивного взаимодействия людей и их созидательной профессиональной деятельности.
Акмеология также тесно связана с такими социальными науками, как история и культурология , социология и экономика, политология и конфликтология, педагогика и экология. Центральной линией во взаимодействии акмеологии с этими науками служит социально-культурное пространство общественного образования человека как личности и его профессионально-экзистенциальной самореализации в избранной сфере деятельности, которая протекает в динамически меняющемся экологическом в экономическом окружении и осуществляется во взаимодействии с партнерами по семейной и деловой жизни, человеческому общению, трудовой деятельности и сфере досуга, науки и искусства. Именно категория созидательного, культурно осмысленного труда – основная во взаимодействии акмеологии с общественными науками, она определяет различные социальные аспекты трактовки ее ключевых понятий – деятельности, профессионализма, организации и управления.
Ближайшая к акмеологии, естественно, – психология как центральная дисциплина, изучающая человека. В свою очередь общая психология (кроме того, что является дисциплинарным ядром) представляет весьма разветвленную и дифференцированную систему различных психологических наук: фундаментальных (изучающих личность, ее психику и сознание, процессы и состояния, деятельность и поведение, развитие и творчество) и прикладных (психология возрастная и педагогическая, социальная и инженерная, психофизиология и патопсихология и т. п.).
Разумеется, разные знания (накопленные в общей психологии и в ее прикладных областях) постоянно используются в конкретных акмеологических исследованиях и разработках в форме сведений о психических возможностях человека. Однако особый интерес вызывают те области психологии, которые составляют психологическую базу для разработки акмеологической проблематики профессионального мастерства человека. С этой точки зрения, основной системой психологического знания для акмеологии являются такие разделы психологии, как дифференциальная и возрастная, социальная и педагогическая, а также психология труда и творчества, деятельности и сознания, мышления и рефлексии, понимания и управления, общения и личности, одаренности и индивидуальности.
λόγος , logos - учение) - раздел психологии развития , исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития . В более широком понимании является междисциплинарной научной отраслью.Статус акмеологии спорен. Артемий Магун, рассматривающий состояние российских университетов, указывает на возникновение в них новых таких, по его мнению, экзотических, причудливых и «эндемичных » дисциплин, как синергетика , имиджеология, акмеология , соционика, связывая это с общим кризисом высшего образования на постсоветском пространстве и в особенности с изолированностью постсоветской традиции социального знания от мировой науки и результирующей нехваткой взаимной критики концепций в этой области .
Краткая история формирования акмеологии в России
Согласно паспорту специальности ВАК , акмеология относится одновременно к педагогической и психологической отраслям наук .
Направления акмеологии
Новейшее состояние - синергетическая акмеология как синтез социальной синергетики и акмеологии
Современный этап развития акмеологии связан с историко-философским обоснованием акмеологии В. П. Бранским, В. В. Ильиным и С. Д. Пожарским, которое позволяет проследить связь акмеологии с культурологией, философской антропологией и другими областями знаний. Таким образом происходит её выход за пределы психологии. Это возможно также благодаря активному применению акмеологией принципов, заимствованных из других областей научного знания.
В. П. Бранский и С. Д. Пожарский рассматривают акмеологию через призму теории социальной синергетики. В результате интегрирования знаний, на стыке этих научных направлений сформировалось новая область знаний - синергетическая акмеология как наука о закономерностях «…достижения максимального совершенства любой социальной системой (в частности, индивидуальным человеком) посредством самоорганизации» .
Человек с позиции теории самоорганизации рассматривается как диссипативная структура, существующая за счет постоянного обмена с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Цель любой диссипативной структуры - это достижение максимально возможного устойчивого состояния в контексте тех условий среды, в которых она находится.
Самоорганизация человека на пути к Акме выглядит многоэтапным процессом. В общем виде она складывается из процессов самоподготовки и самореализации.
Самоподготовка, в свою очередь, состоит из самообразования и самовоспитания. На данных этапах человеком формируется творческий потенциал. Вклад самообразования в этот процесс предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые, не предусмотрены официальной системой образования, но необходимы лично ему для осуществления собственных целей. Самовоспитание - это формирование у человека определенных моральных качеств, которые не гарантируются той социальной средой, в которой происходит воспитание человека (это то, что у М. Горького называется выход «в люди»).
После того, как у человека сформированы необходимые для жизни знания, умения, навыки и система нравственных ориентиров, начинается процесс самореализации.
Самореализация также двухкомпонентна и включает самовыражение и самоутверждение.
Самовыражение - это последовательное продвижение к вершинам профессионального мастерства. На этом этапе человек проявляет себя как творец и создатель значимых для него ценностей. Так как жизнь человека не замкнута на себя (это противоречило бы рассмотрению его как диссипативной структуры), то неизбежно столкновение с внешней средой. Продукты деятельности человека на этапе самоутверждения испытывают оценку социума (значимы ли эти продукты для общества). В идеальном случае максимум самовыражения (профессиональное акме) должен сойтись с максимумом самоутверждения (социальное акме). Выражаясь простым языком, высокий профессионализм должен быть по достоинству высоко оценен. В реальности это бывает далеко не всегда.
Таким образом, применение синергетического подхода в акмеологии дает возможность ответить на вопросы: как происходит самоорганизация человека, какими механизмами она движется и как добиться вершин признания. Это, в свою очередь, позволяет по-строить идеальную модель самоорганизации и жизненного пути индивидуума, грамотная реализация которой приведет к успеху. Все это является областью разработок акмеологии XXI века.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТИТУТ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г.ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ИСОиП (филиал) ДГТУ)
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой «ПиП»
Захарченко Н.А.
(подпись)
«___» __________ 2015 г.
На правах рукописи
АКМЕОЛОГИЯ
Конспект лекций
для студентов 1 курса всех форм обучения
и направлений подготовки магистратуры
Составитель: к.психол.н., доцент Ситдикова С.Н.
для использования в учебном процессе на заседании кафедры «Психология и педагогика».
Протокол № 1 от 31.08.2015 г.
Лекция 1. Определение акмеологии как науки, её предмет и задачи.
Место акмеологии в системе наук.
1. Определение акмеологии как науки. Предмет акмеологии.
2. Задачи акмеологии.
3. Понятийный аппарат акмеологии.
4. Место акмеологиии в системе наук.
Определение акмеологии как науки. Предмет акмеологии.
Акмеология (от греч. акmе – высшая степень чего – либо ) – совокупность наук, изучающих вершины в развитии отдельного человека и общности людей и условия их достижения. Понятие «акмеология» было впервые предложено Н. А. Рыбниковым в 1928 году для обозначения особого раздела возрастной психологии – «психологии взрослости или зрелости». Однако уже в те годы между понятиями «взрослость» и «зрелость» проводилась четкая грань, они практически не отождествлялись.
Во многих научных классификациях развитие человека в онтогенезе слагается из детства, взрослости и старости. Науки, совокупно исследующие старение и старость, образуют геронтологию. Наука, предметом которой выступает взрослый человек, называется акмеологией. Эта наука возникла на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических областей научного знания, и она целеустремленно и последовательно выявляет феноменологию, закономерности и механизмы становления человека на ступенях ранней, средней и поздней взрослости как индивида (сложнейшего живого организма), как личности (в этом случае, прежде всего, имеются в виду усвоенные человеком отношения к разным сторонам действительности) и как субъекта деятельности (главным образом как профессионала). Поскольку взрослость человека очень часто отождествляется с его зрелостью как гражданина, как супруга, как родителя, как специалиста в какой-то конкретной области труда, то некоторые ученые, работающие в сфере акмеологии, заменяют понятие взрослости понятием зрелость, хотя, конечно, эти понятия неэквивалентны.
Большое внимание в акмеологии уделяется объективным и субъективным факторам, которые, взаимодействуя друг с другом, позволяют взрослому человеку достигать уровня АКМЕ . Термин «акме» используется в публикациях, содержание которых соответствует профилю науки о развитии взрослого человека, он истолковывается в них очень неоднозначно. В одних случаях авторы, говоря об «акме», имеют в виду пик здоровья человека, или пик в развитии его как личности, или пик, когда человек как субъект, занимаясь какой-то деятельностью, добивается наибольших для себя результатов. При этом достигаемое человеком акме оказывается ограниченным небольшим временным промежутком. Другая группа исследователей, освещая проблему акме, имеет в виду более длительный временной период в жизни взрослого человека, когда для последнего характерен высокий уровень работоспособности, и как личность он наиболее граждански активен и вместе с тем творчески продуктивно реализует свой профессиональный потенциал в главной для себя области труда. И наконец, есть исследователи, например, сначала Н.А. Рыбников , а затем Б.Г. Ананьев и его ученики и последователи А.А. Бодалев, А.А. Деркач и Н.В. Кузьмина и др., которые термин «акме» включают в название раздела науки о развитии человека в онтогенезе. Именно они науку, комплексно изучающую развитие взрослого человека, назвали акмеологией, специально и настойчиво подчеркивая при этом, что как раз на ступени взрослости нормально формировавшийся на предшествующих стадиях онтогенеза человек обыкновенно проявляет себя как зрелый индивид, богатая своими связями с действительностью личность и как активный деятель, профессионал. А вершины, на которые поднимается в своем индивидном, личностном и субъектном развитии взрослый человек, представители этой научной школы обычно называют кульминациями или иногда оптимумами. Движение взрослого человека к своему акме или оптимуму, идущее через достижение им на предыдущих возрастных ступенях микроакме, и само это большое акме со всеми его характеристиками рассматривается многонаправленно и многоуравнево, как результат взаимодействия очень многих объективных и субъективных условий и обстоятельств, включая и собственное жизнетворчество самого человека.
К настоящему времени, помимо общей акмеологии стали оформляться такие ветви акмеологии, как управленческая, педагогическая, военная, спортивная и др., решающие задачи профессионального формирования и развития человека в конкретных областях деятельности.
Таким образом, предмет акмеологии центрируется на закономерностях и механизмах развития и саморазвития человека на ступени ранней, средней и поздней взрослости и особенно на достижении им вершины в своем физическом здоровье, в проявлениях в поступках своего духовного и гражданского потенциала и в деяниях в качестве профессионала.
В последние годы все сильнее утверждается в научных кругах более широкая трактовка содержания предмета акмеологии . В него стали включать малые и большие общности людей, например, управленческие команды, спортивные коллективы, производственные объединения, политические партии, этносы, государство и др. Акмеология ищет и анализирует закономерности и механизмы их развития и саморазвития, результатом действия которых оказывается достижение ими акме.
Итак, возникнув и интенсивно развиваясь, наука акмеология всесторонне освещает процесс развития человека на протяжении всей его жизни и особенно на ступени взрослости и выявляет объективные и субъективные условия, которые, действуя во взаимосвязи друг с другом, позволяют человеку оптимально состояться как многонаправленной социально активной личности и высококлассному профессионалу в основной для него области труда.
Одновременно столь же последовательно и целенаправленно акмеология прослеживает и систематизирует факторы, наличие которых необходимо, чтобы по восходящей шло развитие малых и больших общностей людей, и чтобы на высоком уровне социальной и индивидуальной полезности они реализовали свои главные функции. Новаторство акмеологии заключается еще и в том, что, решая вышеназванные задачи, она в теснейшем сопряжении с ними, откликаясь на запросы практики, разрабатывает и эффективно внедряет стратегии, тактики и техники оптимального формирования и последующего функционирования профессионалов высокого класса.
Задачи акмеологии.
Акмеология как наука решает ряд следующих важных теоретико-практических задач.
Акмеология (от др.-греч. бкмЮ, akme -- вершина, др.-греч. логпт, logos -- учение) -- раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития. В более широком понимании является междисциплинарной научной отраслью.
Современный этап развития акмеологии связан с историко-философским обоснованием акмеологии В. П. Бранским, В. В. Ильиным и С. Д. Пожарским, которое позволяет проследить связь акмеологии с культурологией, философской антропологией и другими областями знаний. Таким образом происходит ее выход за пределы психологии. Это возможно также благодаря активному применению акмеологией принципов, заимствованных из других областей научного знания.
В. П. Бранский и С. Д. Пожарский рассматривают акмеологию через призму теории социальной синергетики. В результате интегрирования знаний, на стыке этих научных направлений сформировалось новая область знаний -- синергетическая акмеология как наука о закономерностях «…достижения максимального совершенства любой социальной системой (в частности, индивидуальным человеком) посредством самоорганизации».
Человек с позиции теории самоорганизации рассматривается как диссипативная структура, существующая за счет постоянного обмена с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Цель любой диссипативной структуры -- это достижение максимально возможного устойчивого состояния в контексте тех условий среды, в которых она находится.
Самоорганизация человека на пути к Акме выглядит многоэтапным процессом. В общем виде она складывается из процессов самоподготовки и самореализации. Самоподготовка, в свою очередь, состоит из самообразования и самовоспитания. На данных этапах человеком формируется творческий потенциал. Вклад самообразования в этот процесс предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые, не предусмотрены официальной системой образования, но необходимы лично ему для осуществления собственных целей. Самовоспитание -- это формирование у человека определенных моральных качеств, которые не гарантируются той социальной средой, в которой происходит воспитание человека (это то, что у М. Горького называется выход «в люди»).
После того, как у человека сформированы необходимые для жизни знания, умения, навыки и система нравственных ориентиров, начинается процесс самореализации.
Самореализация также двухкомпонентна и включает самовыражение и самоутверждение.
Самовыражение -- это последовательное продвижение к вершинам профессионального мастерства. На этом этапе человек проявляет себя как творец и создатель значимых для него ценностей. Так как жизнь человека не замкнута на себя (это противоречило бы рассмотрению его как диссипативной структуры), то неизбежно столкновение с внешней средой. Продукты деятельности человека на этапе самоутверждения испытывают оценку социума (значимы ли эти продукты для общества). В идеальном случае максимум самовыражения (профессиональное акме) должен сойтись с максимумом самоутверждения (социальное акме). Выражаясь простым языком, высокий профессионализм должен быть по достоинству высоко оценен. В реальности это бывает далеко не всегда.
Таким образом, применение синергетического подхода в акмеологии дает возможность ответить на вопросы: как происходит самоорганизация человека, какими механизмами она движется и как добиться вершин признания. Это, в свою очередь, позволяет построить идеальную модель самоорганизации и жизненного пути индивидуума, грамотная реализация которой приведет к успеху. Все это является областью разработок акмеологии XXI века.
Психология развития, акмеология - область психологической науки, занимающаяся изучением закономерностей процессов развития и формирования психики в антропогенезе, сравнительным изучением развития психики в разных культурах, изучением формирования и развития психических процессов и психологических качеств личности, а также исследованием механизмов и движущих сил развития психики человека на разных ступенях жизненного цикла, протекающих при тех или иных внешних и внутренних условиях. Акмеология (греч. «акме» - «цветущая сила», «вершина») - комплексная наука, изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости, как субъекта творческой, учебно-познавательной, профессиональной и управленческой деятельности.
Процесс становления психологической науки характеризуется ее дифференциацией и выделением отдельных отраслей, в том числе и психологии развития. В последние десятилетия более дифференцированно стали изучаться микровозрастные различия в развитии и поведении взрослых людей, выделилась акмеология как особая дисциплина о психологической и социальной зрелости человека, состоящей из фаз развития, не только предшествующей, но и противостоящей инволюционным процессам. Наблюдается в психологии и обратная тенденция - к интеграции психологической науки. Процесс интеграции связан, с одной стороны, с теоретическими обоснованиями общих закономерностей в развитии психики людей, с другой стороны, он определяется потребностями педагогической и социальной практики в грамотном проведении диагностики и коррекции психики. Современный уровень развития науки и педагогической практики показывает, что эффективный процесс обучения, воспитания невозможен без активного участия в этих процессах квалифицированных психологов, владеющих знаниями, как общих закономерностей, так и специфических особенностей психического развития.