Почти все дети — живые, непоседливые, часто невнимательны. Но этих малышей человек, знакомый с данной проблемой, отличит по глазам.
Дети, у которых специалисты диагностируют гиперактивное расстройство с дефицитом внимания — как автомобиль без тормозов, поэтому они в основном ведут нетипично в привычных для других ситуациях. И их родители постоянно слышат замечания посторонних.
Это очень сложно все время слышать, проезжая в троллейбусе: «Что вы за мама? Как ребенка воспитываете? Неужели он или она не может посидеть спокойно 15 минут?» А этим детям часто действительно трудно ехать в транспорте, — объясняет психолог. Причем не понимают этого как рядовые граждане, так и педагоги, даже некоторые медики.
Подобный диагноз ставят все чаще
Такие дети, по своей природе, с детства не просто активные, а чрезмерно активные. К тому же, они слишком импульсивны — действуют под влиянием своих желаний и чувств, не успевая подумать о последствиях своих поступков и правил, принятых в обществе.
— Моя шестилетняя дочь, например, не может даже спокойно сесть и поесть, — говорит женщина. Она только возьмет ложку борща в рот и уже встает со стульчика, чтобы чем-то позабавиться или ее заинтересовало то, что происходит за окном. Потом она снова возвращается к тарелке. Через мгновение — бежит в другую комнату, потому, что о чем-то вспомнила. Ребенок просто не может сосредоточиться на одном деле и довести его до конца.
Также гиперактивные дети имеют трудности с длительным сосредоточением внимания на чем-то, что является для них малоинтересным, как: школьный урок или выполнения домашнего задания. И причина — не в недостатке дисциплины или воспитания. Речь идет об одном из самых распространенных поведенческих расстройств. Причем подобный диагноз последнее время детям ставят чаще.
Это расстройство имеет много названий и синонимов — расторможенность у детей, минимальная мозговая дисфункция, синдром психомоторной расторможенности, гиперкинетическое расстройство и другие. На самом деле СДВГ обусловлено незрелостью определенных зон головного мозга, которые отвечают за функцию контроля за поведением, а именно — за способность временно «притормаживать» свои желания, чувства, чтобы остановиться и подумать о возможных последствиях своих действий, согласовать их с социально принятыми правилами, желаниями и чувствами других людей и тогда действовать адекватно ситуации.
У детей с синдромом психомоторной расторможенности эта тормозная, контролирующая и организационная функция лобной доли коры головного мозга не развита соответственно возрасту. Вследствие этого их поведение часто является проблемным. Следовательно, это сказывается на отношениях с родителями, способности успешно обучаться в школе, находиться в коллективе сверстников. Собственно, и сами дети от этого страдают, потому что чувствуют свое отличие.
Синдром психомоторной расторможенности нужно вовремя диагностировать
Впрочем, детям с СДВГ можно помочь! Современные методы психологической помощи и медикаментозной терапии, грамотно применены в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами, могут существенно уменьшить поведенческие проблемы ребенка, помочь ему полноценно развиваться и реализовать себя в обществе.
Зато, если семье и ребенку не оказать должной помощи, то с возрастом проблемы у нее могут только расти и его полноценная взрослая жизнь и самореализация могут оказаться под угрозой.
Первым и важнейшим шагом в помощи ребенку является своевременная диагностика синдрома психомоторной расторможенности, а также образование родителей относительно причин и проявлений этого расстройства и эффективных способов помощи.
Минимум в 3% детей школьного возраста диагностируют СДВГ. Чтобы родители вовремя обращались к специалистам, необходимо проводить просветительские акции по этой проблеме. Нужно способствовать активной социализации малышей, которые живут с этим синдромом.
Эмоциональные реакции не соответствуют возрасту
Если родители и специалисты объединят усилия, наконец ребенок с СДВГ может пойти учиться в обычную школу. Но именно мамам и папам предстоит усиленно работать на этот результат.
Особенно это касается случаев, когда ребенок отстает в речевом или вообще умственном развитии. Если мама на первое место поставит кастрюли и решение только бытовых проблем, прогресса ждать бесполезно. Ведь речь идет о тяжелой, просто титанической работе — ежеминутно, ежедневно.
Своевременная диагностика расторможенности у детей дает ребенку шанс успешного старта в жизни, добавляет собеседница. Чтобы понять, действительно ли у вашего ребенка — синдром психомоторной расторможенности, отметьте галочкой на рисунке вверху пункты, свидетельствующие о наличии основных симптомов этого поведенческого расстройства.
Дело в том, что эмоциональные реакции у этих детей не соответствуют возрасту. Например, если здорового шести-десятилетнего ребенка обидели, то ее реацией будет соответствующий образ. Зато у малышей с СДВГ такие «тормоза» не срабатывают. Она эмоционально реагирует, как гораздо младшие дети. Именно поэтому ребенок не может длительное время успокоиться. Это похоже на огромный взрыв эмоций.
Кстати, в данном случае без медикаментозного воздействия не обойтись. Медики обычно назначают травы, гомеопатические лекарства, психотропные препараты. Успокаивающее, кстати, детям с СДВГ — противопоказано.
Не отмечайте негатив
Родителям, у которых гиперактивный ребенок, советуем не отмечать какую-то негативную черту малышей, а искать то, за что ребенка можно похвалить — какой-то талант, например, склонность к рисованию или другого творчества. На самом деле, несмотря на проблемы с поведением, дети с СДВГ действительно проявляют особые способности к деятельности в отдельных сферах, например, в искусстве.
Бывало, мама замечала, что ребенок хорошо рисует. Мама поощряла малышей к творчеству, постоянно повторяя: «Ты у меня такой талантливый, ты так хорошо рисуешь!». В конечном итоге это положительно влияло и на другие стороны развития ребенка. Цветы, как известно, надо постоянно поливать!
Поэтому не поддавайтесь на уговоры таких «специалистов», которые обещают за 10 сеансов решить все проблемы, которые есть у ребенка.
Родители должны знать — дорога к спасению их ребенку — длинная, но она точно приведет к положительному финалу. Причем особенно важно участие отца. Его внимание также очень важно для ребенка. Папа обычно жестче и требовательнее, и это тоже дает положительный эффект.
Организационные мероприятия, которые снижают перегрузку детей, вносят ритмичность в занятие. Необходимо отметить, что больше внимания при организации самоподготовки следует уделить тем организационным мероприятиям, которые снижают перегрузку детей, вносят ритмичность в занятия. Наиболее важным моментом при формировании способностей школьников к регулярной, систематической подготовке домашних заданий в условиях школы-интерната является обучение их экономии времени и сил. Детей необходимо научить рациональному распределению своих сил, вооружить их техникой индивидуальной умственной работы, так как рамки самоподготовки ограничены. Экономное расходование времени при максимальном достижении результатов должно стать для каждого ученика правилом. Учащиеся должны усвоить, что, чем больше заданий, тем значительнее нагрузка, вызванная их выполнением, тем тщательнее он должен подходить к организации и планированию труда на самоподготовке. Это поможет ему определить общее направление в работе, установить последовательность действий, представить перспективу. Все виды деятельности детей во второй половине дня взаимосвязаны. Чтобы избежать утомляемости и повышенной нервозности у детей, эффективнее применять метод стимулирования, если воспитанники знают, что после выполнения домашнего задания их ждет веселая игра или увлекательное дело, то и работают они более заинтересованно, более четко. Немаловажно убедить детей в том, что умение выполнять задание в определенной последовательности и умение проконтролировать себя: “Все ли я выполнил? Верно, ли я все выполнил?” является ответственностью за результаты своего учебного труда.
Слайд 11 из презентации «Методика организации самоподготовки в условиях школы-интерната»Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Методика организации самоподготовки в условиях школы-интерната.ppsx» можно в zip-архиве размером 252 КБ.
«Гигиена дыхания» - Проверь себя. Гигиена голосового аппарата: Строение и функции органов дыхания. Пристеночная плевра. Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика. Курение нарушает физиологические свойства сурфактанта. Легкие – парный орган. Органы дыхания. При шёпоте связки расслабляются и смыкаются не полностью.
«Состав пищи» - Сделайте собственный вывод. эмульгаторы Е 500 – Е 599. Е 101 рибофлавин. Е 620 глутаминовая кислота. Вредные пищевые добавки. Пищевые добавки-. Для сохранения хлебных продуктов применяют пропианат кальция (Е 282). Е 627 гуанилат натрия. Е 230-бифенил Е 231-ортофенилфенол Е 232-ортофенилфенола натриевая соль.
«Нравственные категории этики» - Честь. Категории этики. Совесть. Счастье. Достоинство. Долг. Культура отношений в коммерческой деятельности. Нормы нравственности. Смысл жизни. Добро и зло.
«Задачи на проценты» - Проценты были известны индусам ещё в Vвеке нашей эры. Задачи на нахождение числа по его процентам. Задачи на нахождение процентного отношения. После того, как число уменьшили на 40% этого числа, получили 48. Найдите это число. В Европу проценты ввел бельгийский ученый Симон Стевин. В переводе с латыни «процент» - сотая часть числа.
«Цифра 5» - Какие четыре равенства можно записать к рисунку. Получение числа 5. Установите закономерность. Назови число. Математика. Счет по числовому отрезку. Составьте выражение. Четыре равенства. Верные равенства. Назови число предметов на каждой карточке. Минус. Число пять. Плюс. Записи. Расскажите о числе 5.
МБОУ Видновская СОШ №2
Ленинского муниципального района
Московской области
Создание условий преодоления перегрузки учащихся в основной и средней школе.
Выступление на педсовете
Дронниковой Е.И.,
учителя высшей категории
Когда говорят о школьной перегрузке, невольно вспоминается песенка о бедном первоклашке, который бьется над задачами, недоступными и кандидату наук. Характерен и припев песни: «То ли еще будет…».
Чего мы добиваемся, нагружая наших детей все больше и больше с каждым учебным годом?
С одной стороны - это насыщение учащихся знаниями, умениями и навыками, что и будет способствовать их успешной социализации. Одним словом - подготовка к взрослой, благополучной жизни.
С другой стороны - огромный поток информации, в котором ребенок зачастую просто тонет. Это постоянный контроль со стороны взрослых, требующих быть успешным во всем. Для большинства ребят это достаточно сложно, отсюда снижение самооценки, интереса к обучению, нежелание ходить в школу и, как следствие - стрессы и неврозы.
В таких условиях проблема сохранения здоровья детей России не только весьма актуальна, но вызывает особую тревогу. По данным психодиагностических исследований число здоровых детей в младших классах не превышает 10%, а в старших – 5%; у 80 % школьников нарушена социальная адаптация (трудно войти в коллектив, наладить взаимоотношения со сверстниками, педагогами, недопонимание с родителями).
Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте.
Для сохранения, поддержания и защиты здоровья детей большое значение имеют следующие факторы:
- условия учебного труда (наличие рабочего места, лучше отдельной комнаты; всех школьных принадлежностей, необходимой литературы)
- психологический климат в семье и школе (единство требований семьи и школы, оценка поступков ребенка, а не его самого, развитие адекватной самооценки);
- режим дня. Распорядок дня обязательно должен включать прогулки на свежем воздухе не менее 2-3 часов в день, ночной сон не менее 8-10 часов, короткий отдых (20-30 мин.) днем. Обязательно ограничить просмотр телепередач, фильмов-боевиков и фильмов ужасов, длительную работу за компьютером, которые травмируют психику ребенка, ухудшают его зрение, портят осанку, двигательная активность для девочек 4-9, для мальчиков 7-12 часов в неделю.)
- образ жизни семьи в целом (спокойная обстановка в семье, интерес к жизни друг друга, желание всегда прийти на помощь)
- состояние здоровья (наследственные и текущие заболевания)
При этом следует заметить, что стрессовые ситуации преследуют ребенка и в периоды «кризисного возраста» (6-7 лет, 12-14 лет, 17-18 лет) и в периоды адаптации (1 класс, 5 класс, 10 класс, переход в новую школу или класс), и в периоды сдачи экзаменов и ЕГЭ. Но само понятие «стресс» не является разрушающим, если сформировано правильное отношение к этому периоду, если есть поддержка близких и знающих людей, сформированы навыки прохождения стресса.
Очень важно знать индивидуальные особенности своего ребенка: как ученик воспринимает информацию, нужно ему один раз увидеть текст или необходимо услышать объяснения взрослого; достаточно ли развита долговременная память или нужны дополнительные упражнения; может ли ребенок достаточно долго удерживать внимание на уроке и при выполнении домашних заданий или ему требуются дополнительные перерывы.
Наиболее трудное время во все годы обучения - после 20 декабря и середина февраля.
1 спад работоспособности компенсируется каникулами (лучше, если с 25 декабря). В феврале предусмотрены каникулы только для 1-х классов, поэтому остальным ребятам требуется снизить нагрузку, усилить питание.
Годовая динамика работоспособности :
Первые месяцы обучения (адаптация)- вырабатывание
1 класс- 6-8 недель
2-4 классы до 3-4 недель
5 классы - увеличение до 4-6 недель
в последующие годы 2-3 недели
Объем домашних заданий должен четко соответствовать возрастным нормам, а также времени для его выполнения:
Ребенок, вернувшись из школы, должен немного полежать и отдохнуть.
Выполняя домашнее задание, необходимо через каждые 30-40 минут делать 15-минутные перерывы, когда можно попрыгать на скакалке, постучать мячом, принять душ, поиграть в игры для снятия напряжения.
Поэтому еще раз хочется напомнить о мерах снятия нагрузки в домашних условиях:
- режим дня;
- смена вида деятельности (рисование, лепка, танцы, купание);
- прослушивание музыки;
- занятия спортом, посещение секций и кружков;
- посещение бассейна.
Жизнь сегодня строится на небывалых скоростях: многое нужно успеть в течение суток!
Нашим детям тоже трудно: необходимо приготовить все уроки, сходить в музыкальную школу, к репетитору или в кружок, в компьютерный класс, вынести мусор, купить хлеба, встретиться с друзьями и т.д. Надо не только все успеть, но сделать так, чтобы везде ты был одобрен, успешен…
А легко ли самому справить с нагрузкой, да еще, если родители в вечной погоне за заработком? И ребенок ищет спасения в окружающей среде, которая далеко не всегда благополучна. Отсюда уход из дома, фразы детей «меня никто не понимает», «я никому не нужен» и в итоге асоциальная компания, где «научат, как жить».
Чтобы не оставлять ребенка один на один с его проблемой, не усугублять ее, и не решать на уровне интуиции в учебных заведениях края работает более тысячи обученных специалистов (педагогов-психологов), к помощи которых и следует оперировать. Данная помощь оказывается бесплатно как для учащихся, так и для родителей. Да и самому знающему педагогу хотя бы раз приходилось обращаться к специалистам за консультацией. Также в крае работают 14 центров ППМС, где логопеды, психологи, неврологии дефектологии помогут родителям определить маршрут воспитания и обучения ребенка.
Наиболее важным моментом является выбор школы или класса для обучения. Так как никто не несет большей ответственности за ребенка, как сам родитель.
Очень часто специалисты сталкиваются с тем, что родители, в силу амбиций, недостаточной осведомленности, а иногда и моды отдают ребенка со слабым здоровьем, логопедическими или психологическими проблемами в школы, классы повышенного уровня обучения, чем усугубляют проблемы ребенка и получают новые. Поэтому не следует делать поспешных выводов, а лучше лишний раз проконсультироваться со специалистом.
На память ребенка непосредственно влияет его физическое развитие, поэтому необходимо следить за здоровьем сына или дочери.
Рабочее место ребенка должно хорошо освещаться, быть удобным. Необходимо, чтобы домашнее задание выполнялось в тишине.
Чтобы лучше запомнить большой объем материала, рекомендуется распределить его на несколько дней, чтобы не перегружать память.
Тема: ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ШКОЛЫ, СВЯЗАННОЕ СО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ
Перечислите основные недостатки конструкций из алюминиевых сплавов.
Стоимость алюминиевых конструкций в несколько раз выше стальных. Модуль упругости алюминиевых сплавов приблизительно в три раза меньше, чем стали. Поэтому угроза прогибов алюминиевых балок и ферм при прочих равных условиях в три раза больше, чем стальных. Поскольку коэффициент линейного расширения почти в два раза больше, то необходимо частое устройство температурных швов.
Также следует учесть, что в местах контакта алюминиевых сплавов с другими материалами легко возникает электрохимическая коррозия, поэтому поверхности, соприкасающиеся со сталью или бетоном, нужно обязательно изолировать (окраска или применение прокладок из пластмассы и других материалов).
Представление о ЗОТ может быть соотнесено с основными проблемами школы, связанными с заботой о здоровье учащихся, для решения которых, собственно, и используются здоровьесберегающие технологии. К таким проблемам можно отнести следующие:
1) учебные перегрузки учащихся, приводящие их к состоянию переутомления;
2) «школьные стрессы»;
3) распространение среди учащихся вредных привычек, зависимостей;
4) неправильная организация физической активности учащихся, профилактики гиподинамии;
5) питание школьников во время их пребывания в образовательном учреждении;
6) предупреждение патологических нарушений, непосредственно связанных с образовательным процессом (« школьных болезней»);
7) низкий уровень культуры здоровья учащихся, недостаток знаний по вопросам здоровья;
8) необходимость сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей;
9) некомпетентность педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.
Системный подход предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранения и укрепления здоровья учащихся. Первое - взаимосвязь проблем и путей их решения. Второе - многоуровневая структура каждой из проблем, соответствующая характеру решаемых задач и распределению сфер ответственности. В традиционном варианте можно выделить 3 уровня решения каждой из проблем: внутришкольный, включающий несколько аспектов, внешкольный и общегосударственный.
Многие специалисты - педагоги, физиологи, медики, психологи - считают учебные перегрузки главной причиной неблагополучия состояния здоровья учащихся. Об этом свидетельствуют данные многочисленных исследований, свидетельствующих о том, что в тех образовательных учреждениях, где учебная нагрузка выше (в гимназиях, лицеях, школах с углубленных изучением нескольких предметов), несмотря на лучшие условия обучения и семейное благополучие, состояние здоровья школьников оказывается хуже, чем в обычных школах).
Уже более 20 лет назад Алла Пугачева пела в известном хите о том, что «много задавать стали почему-то - нынче пятый класс хуже института». Уже тогда трудно было это оспорить, но проблема и в наши дни не только сохранилась, но и усугубилась. Более того, в школе появились новые, действительно необходимые предметы (информатика, граждановедение, ОБЖ, валеология и другие), но объемы прежних программ практически не были сокращены, т.е. произошло уплотнение учебных программ с интенсификацией учебного процесса. Продолжительность рабочего дня современного пятиклассника, с учетом выполнения домашних заданий и посещения кружков, секций, приближается к 12 часам, а старшеклассника - подчас составляет 14-16 часов. При этом у выпускников резко повышается ответственность за результаты, качество обучения: они готовятся поступать в вузы и колледжи, получать профессию.
Проблема воздействия этих факторов на здоровье учащихся, непосредственно связанная с целевой установкой школы, рассматривается главным образом на уровне школы. В этой связи можно выделить несколько аспектов решения этой проблемы.
Медико-гигиенические аспекты: усилия школы направлены на создание в классах и в школе в целом гигиенических условий, обеспечивающих оптимальную работоспособность учащихся и педагогов, состояние их психофизиологического комфорта. При несоответствии этих условий требованиям СанПиНов быстрее наступает утомление, снижаются работоспособность и творческая продуктивность, повышаются затраты ресурсных сил организма школьника на выполнение требований учителя. Непосредственную ответственность за решение этих вопросов несут администрация школы и медицинские службы (школы и Госсанэпиднадзора).
Финансово-экономические аспекты: решаются задачи изыскания средств и направления финансирования на оснащение школы и классов оборудованием, обеспечивающим поддержание необходимой для занятий и отдыха температуры в помещениях, создание оптимальных условий экологии, воздушной среды, освещения, звуковой изоляции и т.п., а также финансовое обеспечение решения задач на других уровнях данной проблемы. Эти вопросы находятся в компетенции управления образования и директора школы, но важную роль могут (и должны) играть Совет школы и ее учредители.
Организационные аспекты: включают традиционную для школы «магию» составления расписания, позволяющего распределить нагрузку в течение дня, недели, учебного года в соответствии с гигиеническими требованиями, не ущемив интересов никого из учителей, а также выбор учебных программ, учебников, технологий, оптимальных с точки зрения влияния на здоровье учащихся. Ответственные за эту работу - директор и завуч школы, научные организации, курирующие школу.
Воспитательные аспекты связаны с формированием у школьников привычки и стремления трудиться так и в таких условиях, чтобы не наступало состояние переутомления. Важно выработать у учащихся разделяемую с учителем ответственность за свое психофизиологическое состояние, сформировать в их сознании связь между условиями учебной деятельности, достигаемыми результатами и своим здоровьем. Примером и организатором этой работы выступает учитель (особенно классный руководитель), а также школьный психолог.
Учебно-информационные аспекты связаны со стоящей перед школой задачей обеспечить ученика знаниями, приемами, технологиями, позволяющими с максимальной эффективностью решать учебные задания, добиваясь высоких результатов. В этой связи можно говорить о техниках понимания, запоминания, систематизации учебного материала и т.д., т.е. всего, что касается научной организации труда и применимо к условиям школы, урока. Даже при избыточном объеме учебных программ «средний» ученик сможет избежать переутомления, если будет владеть такими технологиями и получать в этом поддержку со стороны учителя. Речь идет о замене целевой установки образования «дать знания» установкой «научить учиться». Об этом много написано и сказано, поэтому здесь мы подчеркнем лишь здоровьесберегающий аспект этой стратегической проблемы образования.
Одна из задач - сформировать у школьников навыки ощущать (рефлексировать) наступление состояний утомления и переутомления, по возможности предупреждать их возникновение и эффективно выходить из этих состояний. Это задача всего педагогического коллектива во главе с директором школы.
Психолого-педагогические аспекты предупреждения состояний переутомления связаны с работой учителя на уроке. Именно от его индивидуальной педагогической технологии зависит, в конечном счете, в каком состоянии выйдут ученики после урока, даже если этот урок последний: уставшими, утомленными, «измотанными» воздействием учителя или бодрыми, удовлетворенными, поднявшимися на новую ступеньку образованности и самоуважения. По нашему мнению, именно от учителя, его воздействия на учащихся в наибольшей степени зависят направленность и величина вектора, интегрирующего все воздействия школы на здоровье школьников. Поэтому этим вопросам в значительной степени посвящены материалы 2-го тома данной книги.
Профессионально-кадровые аспекты непосредственно связаны с предыдущими и определяют подготовленность учителя к работе, обязательным условием которой является профилактика состояний переутомления у учащихся. При этом сохраняется необходимость качественного выполнения учебной программы. Составной частью решения этой задачи является способность и умение учителя грамотно поддерживать свою работоспособность, не допускать собственного переутомления. Личная ответственность учителя при этом сочетается с контролем со стороны директора школы.
Реализация индивидуального подхода к учащимся особенно важна в предупреждении состояний переутомления. Одна только необходимость работать в несвойственном психофизиологическим возможностям организма темпе (для выраженных флегматиков, меланхоликов) приводит к выраженному дистрессу и переутомлению. А сколько таких особенностей, которые необходимо учитывать профессиональному учителю! (Подробнее об этом - в главе, посвященной учителю.)
Решать проблему переутомления в этом аспекте можно лишь при двух условиях: а) при методической оснащенности учителя, позволяющей ему предлагать учащимся разные по сложности задания, дифференцировать время на их выполнение, гибко подходить к оценке результатов каждого учащегося, использовать формы и методы, не входящие в традиции классно-урочной системы (групповые методы работы учащихся, их ролевое взаимодействие и т.д., что широко представлено в реестре современных педагогических техник и технологий); б) при наполняемости классов в пределах 20 человек.
Уровень внешкольной поддержки и подкрепления связан в первую очередь с участием родителей школьников в проводимой школой работе по уменьшению перегрузок учащихся. Это касается и коррекции стремления некоторых родителей нагрузить своего ребенка сверх меры различными занятиями (кружки, секции, занятия с частными педагогами, репетиторами и т.п.), и контроля со стороны родителей за соблюдением гигиенических условий выполнения школьником домашних заданий, и организации отдыха детей. Научить своего ребенка эффективно отдыхать, чтобы потом иметь возможность так же эффективно, без ущерба для здоровья работать, - эту задачу родители могут грамотно решить только с помощью школы и при ее поддержке. С другой стороны, ученик, приходящий на занятия из дома уже в утомленном состоянии, создает дополнительные трудности для самого учителя, концентрирует на себе большую часть его внимания. Основная ответственность в этой нелегкой работе ложится на классного руководителя, социального педагога, завуча по внеклассной работе.
Есть и другой аспект работы школы, реализуемый на этом уровне, - установление отношений сотрудничества с научными центрами, способными курировать проводимую в школе работу с точки зрения ее научной обоснованности, а также периодически проводить объективную оценку происходящих перемен.
Уровень общегосударственной поддержки связан с функцией школы как социального института, основной ячейки важнейшей государственной системы - образовательной. Призывая школьников к социальной активности, воспитывая у них соответствующие черты личности, оценивая равнодушие как отрицательное качество, школа сама не должна оставаться безучастной к тому, что происходит в стране, ждать, пока желаемые изменения произойдут без ее участия. Письмами в министерство и управление образованием, предложениями, публикациями в СМИ, выступлениями по радио и телевидению и т.п. педагоги школ могут существенно повлиять на позитивное решение тех кардинальных, стратегических вопросов, которые отмечались выше. От многих решений на законодательном, нормативном уровнях зависит, придется ли школе, стремящейся избавить учащихся от перегрузок, идти вопреки существующим традициям и требованиям, работать на свой страх и риск или только грамотно выполнять то, что предписывают вышестоящие организации, внося необходимую творческую составляющую.
Результаты, получаемые от согласованной работы на всех уровнях решения проблемы переутомления учащихся, эффективность этой работы обязательно должны отслеживаться по данным диагностики изменений, мониторинга.
При адекватном решении указанной проблемы достигается предупреждение возникновения состояний переутомления у учащихся и педагогов вкупе с соответствующим снижением риска ухудшения здоровья школьников, в первую очередь - нервно-психического.
Проблема «школьных стрессов»
Эта проблема тесно связана с предыдущей. По сути состояния переутомления также являются дистрессом, но традиционно, ввиду своей значимости и специфичности для системы образования, выделяются в отдельную группу. К «школьным стрессам» можно отнести патогенные психофизиологические, эмоциональные состояния учащихся, обусловленные неблагополучным психологическим климатом в классах, конфликтами между учащимися, между учащимися и педагогами, дидактогенное воздействие учителей, а также неправильно организованную систему проверки и оценки знаний учащихся (опросы на уроках, контрольные работы, тестирования, экзамены).
Организационные аспекты этой проблемы решаются путем формирования благоприятного психологического климата в школе в целом, в каждом отдельном классе, в педагогическом коллективе, для чего рекомендуется проводить разнообразные и доказавшие свою эффективность программы: дискуссии для решения спорных проблем, социально-психологические тренинги, коллективные досуговые мероприятия и т.п. Положительную роль играет и открытие кабинета психологической разгрузки для учителей и учащихся. Но главная задача - правильная организация проверки знаний и системы оценивания учащихся.
Для недостаточно профессионального и нравственного педагога эта ситуация представляет труднопреодолимый соблазн, когда ученик попадает в полную зависимость от учителя: можно «отыграться» за плохое поведение школьника, за его недостаточную усидчивость, нелюбовь к предмету, а иногда и за не сложившиеся отношения с родителями воспитанника. Результатом является не объективная проверка усвоения учащимся нового материала, его способности учиться, а оценка его поведения в состоянии стресса и провоцирование фрустрации. Из теории психофизиологии и повседневной педагогической практики известно, что если для школьников с сильным типом нервно-психической организации такая ситуация может иметь тренирующее значение, то для большинства детей и подростков подобный стресс, особенно при высоком уровне ответственности (экзамен), негативно влияет на состояние здоровья.
Освобождением детей с явной патологией от экзаменов проблемы не решить - необходима такая организация всей вертикали проверочных процедур, которая и исключала бы состояние дистресса у школьников. В школе за это отвечают директор, врач и психологи. Поскольку главные действующие лица здесь - школьник и учитель, подробнее мы рассмотрим используемые в этих ситуациях технологии в разделе, посвященном здоровьесберегающим технологиям в работе учителя.
Медико-профилактическими аспектами предусматривается: 1) выявление учащихся, составляющих группу повышенного риска нервно-психических срывов, освобождение таких учащихся от экзаменов и выполнения наиболее трудных заданий; 2) готовность оказания необходимой медицинской (медикаментозной и психотерапевтической) помощи детям и педагогам в состоянии выраженного дистресса, купирование его последствий; 3) участие в разработке и проведении профилактических мероприятий, направленных на психоэмоциональное закаливание учащихся, выработку у них психологической устойчивости к стрессогенным воздействиям; 4) помощь психологам и учителям в разработке и реализации коррекционных программ для учащихся группы риска в той их части, которая может быть обеспечена в стенах школы. Главную роль в этом играет школьный врач.
Воспитательные аспекты связаны с задачами: 1) формирования у учащихся толерантности в коммуникативных ситуациях, установок на сотрудничество, взаимопомощь, готовность к разумным компромиссам; 2) воспитания у них привычки заботиться о своем психофизическом состоянии в процессе подготовки к ответу, при самом ответе, при выполнении контрольной работы, сдаче экзамена;
3) формирования у школьников потребности находиться в оптимальном психоэмоциональном состоянии как во время отдыха, так и при выполнении любой работы. (К сожалению, приходится констатировать, что состояния умеренно выраженной дисфории с элементами недовольства всем происходящим, тревожности, агрессивности и т.п. становятся все более характерными, типичными для подростков. А это - мощная предпосылка к употреблению одурманивающих веществ: алкоголя, наркотиков, проявлению агрессивности как в сексуальных действиях, так и в противоправных поступках.)
Задачи, связанные с учебно-информационными аспектами, составляют по сути единое целое с задачами предыдущего уровня. Это:
1) выработка у учащихся коммуникативных компетенций: умений и навыков грамотно строить общение (деловое, межличностное), предупреждать эмоциональные конфликты, правильно разрешать возникающие противоречия, управлять развитием коммуникативной ситуации; 2) выработка у школьников навыков и умений самообладания, психофизической саморегуляции для использования этих качеств, в первую очередь при ответах учителю, выполнении контрольных работ, сдачи экзаменов; 3) обучение психологическим навыкам эффективного преодоления деструктивных состояний - дистресса, депресии, дисфории и т.п. Ответственность за реализацию этих задач несут классный руководитель и школьный психолог.
Обеспечение индивидуального подхода к учащимся определяет необходимость соблюдения щадящего режима и педагогического такта по отношению к учащимся с повышенным риском нервно-психических срывов, повышенным уровнем невротизации, тревожности. У каждого учителя должна быть полная информация о таких учащихся класса, в котором он проводит занятия, и выработана индивидуальная тактика педагогического взаимодействия с такими учениками. Для грамотных действий, направленных на оптимизацию психологического климата класса, желательно проведение психологами социометрии.
Для решения кадровых задач предполагается: 1) обеспечение школы психологами, способными грамотно осуществлять в школе анитистрессовые программы, проводить диагностику и на основе ее результатов выделять группы риска и проводить с такими учащимися как индивидуальную, так и групповую реабилитационно-коррекционную работу; 2) повышение квалификации (профессиональной подготовки) всех учителей в вопросах психологии, психогигиены, педагогической психотерапии; 3) целенаправленно заниматься оптимизацией психологического климата педагогического коллектива. Сложно рассчитывать, что в атмосфере склок, недоброжелательства, враждебности среди учителей удастся создать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу в отдельных классах. Это сфера ответственности директора школы и психолога, но во многих случаях целесообразно приглашение психологов «со стороны» для диагностики и проведения работы с педагогическим коллективом.
Экономические аспекты - это финансовая поддержка всех вышеозначенных мероприятий и программ, изыскание дополнительных источников финансирования.
На уровне внешкольной работы социальным педагогом проводится выявление стрессогенных воздействий, оказываемых на учащихся в семье и ближайшим окружением (родственниками, друзьями, соседями). По мере возможности предпринимаются попытки нормализации неблагополучного эмоционально-психологического климата в семьях, корректировки круга постоянного общения школьника. Состоятельным семьям рекомендуется обращаться в платные службы семейной психотерапии.
Участие школы в реализации общегосударственных программ может осуществляться путем лоббирования, поддержки через СМИ и родителей учащихся развития службы практической психологии в системе образования, а также внесения изменений в организацию экзаменационных процедур в школах и при поступлении в вузы.
Изменения в уровне фоновой стрессированности учащихся и педагогов, частота возникновения выраженных дистрессов в процессе оценки уровня подготовленности школьников, безусловно, должны отслеживаться по результатам мониторинга, что легко достижимо, т.к. большинство анкет и тестов, связанных с оценкой здоровья, включают вопросы или целые разделы, касающиеся стресса, близких к нему состояний и причин, их вызывающих.
В результате успешного решения этой проблемы на всех уровнях ее проявления удастся оградить здоровье школьников от разрушительного воздействия дистресса, связанного с образовательным процессом, а также сформировать у подростков готовность предупреждать и преодолевать без ущерба для своего здоровья различного рода стрессы, которые так характерны для современного общества.
Проблемой школьных перегрузок у нас в стране озабочены сейчас многие - и медики, и педагоги, и родители. По данным исследований Министерства образования РФ, "рабочий день" обычного старшеклассника иногда доходит до 10-12 часов.
Особенно это характерно для тех, кто учится в школах повышенного уровня. Даже у первоклашек в таких школах учебные занятия длятся 6-7 часов в день, да еще и дома приходится работать.
Это значит, что существующие нормативы учебных нагрузок практически не действуют. А ведь некоторые дети, кроме общеобразовательной школы, посещают еще и многочисленные дополнительные занятия!
Чем вызваны школьные перегрузки?
Хроническая перегрузка наших школьников вызвана не только физической усталостью и умственным переутомлением. Есть и другие причины.
1. Постоянные условия ограничения времени - и на обычном уроке, и при выполнении проверочных работ. Некоторые дети в силу особенностей своего психического склада не могут так работать. А система проверки знаний для всех одинакова.
2. В начальной школе немаловажный источник напряжения - высокие требования к скорости чтения и письма.
3. Специалисты Российской академии образования отмечают, что общее количество учебных часов в неделю для учащихся начальной школы в последние годы не изменилось. Но при этом количество часов, отведенных на изучение математики и русского языка, сократилось. Это значит, что нынешнему первоклашке - третьеклашке приходится осваивать тот же объем материала в гораздо более сжатые сроки.
4. Многие дети всю свою школьную жизнь проводят в состоянии хронической неуспешности. Это связано с нашей системой оценивания знаний, а нередко - с завышенными ожиданиями и требованиями родителей.
5. Особенности наших учебных программ, в частности большое количество теоретического материала в них. По данным одного исследования, до 70 процентов информации, заложенной в наших учебниках, бесполезна, она не будет усвоена. Так, в одном параграфе учебника истории России XIX века можно встретить до двух десятков различных фамилий.
Как определить, что ребенок перегружен?
Конечно, во многом способность ребенка переносить физические и умственные нагрузки определяется его индивидуальными особенностями. Это и состояние здоровья, и сила нервной системы, и свойства личности. И симптомы перегрузок у наших детей могут быть разными. На что нужно обратить внимание?
На выраженные изменения в поведении ребенка. С увеличением нагрузок он может стать более беспокойным, раздражительным, плаксивым. Быстрее утомляется при шуме, духоте, ярком свете. На уроке может ложиться на парту или ходить по классу, хотя раньше за ним этого не наблюдалось. Могут нарушиться контакты со взрослыми и сверстниками.
На нарушения сна (сон поверхностный, чуткий, беспокойный или, напротив, чрезмерно глубокий, "мертвый"; проблемы с засыпанием).
Появляются постоянные, в том числе и необоснованные жалобы на головные боли, боли в животе и т.д., высказывания "все надоело, устал" и т.п.
Может значительно ухудшиться почерк, появиться большое количество исправлений, глупых ошибок и т. д.
У некоторых "младшеклассников" переутомление может маскироваться. Родители видят веселого, бодрого ребенка после многих часов работы в школе, занятий в секции и домашних заданий. На самом деле такое поведение - следствие нервного перевозбуждения.
Крайние проявления со стороны нервной системы - такие нарушения, как энурез, тики или заикания, или усиление подобных нарушений, если они наблюдались у ребенка раньше.
Как сделать нагрузку разумной?
Следствие перегрузок - не только ухудшение физического здоровья и состояния нервной системы. Это еще и потеря интереса к учебе, к прежним увлечениям и снижение самооценки ("не справляюсь - значит, неспособный").
Первое, что нужно сделать, - пройти обследование и курс лечения. У педиатра или детского невропатолога - решается в каждом конкретном случае.
Второе - определить оптимальный конкретно для вашего ребенка режим дня. Учесть нужно особенности биоритмов, уровень работоспособности в разное время суток и другие моменты. Понадобятся рекомендации и медиков и психологов.
Вопрос не в том, чтобы вовсе устранить нагрузки из жизни ребенка, а в том, чтобы сделать их оптимальными. Тут очень существенна позиция родителей. Ведь перегрузки - удел в первую очередь тех, кто учится в школах повышенного уровня. Постарайтесь с помощью специалиста (детского психолога) адекватно оценить уровень способностей ребенка, учесть его интересы. Тогда нагрузки станут посильными, и ваш школьник сможет реализовать свой природный потенциал.
Важно обратить внимание и на такой момент. Наши возможности механического запоминания учебного материала ограниченны. А ведь именно заучивания, пускай и не дословного, требует изучение так называемых "текстовых" предметов (история, география и др.). В то время как способности ребенка к самостоятельному познанию остаются невостребованными.
Выход - в овладении методами активной переработки информации, исследовательскими способами познания. В школах многих стран больше часов отводится на практическое освоение ребенком окружающего мира, чем на изучение теоретического материала.
Большинство старшеклассников уже имеют какие-то специфические учебные интересы. Это связано с их планами на будущее, будь то учеба или работа. Вполне естественно не ждать от них блистательных успехов во всех разделах школьной программы. Возможно, что ваш старшеклассник не спешит с выбором. Попробуйте вместе с ним выделить из огромного объема учебных предметов наиболее перспективные именно для него.
И еще. В наших силах сделать так, чтобы от школьной оценки меньше зависело и наше отношение к личности ребенка, и уровень его самоуважения. Это и будет лучшей профилактикой школьных перегрузок.