Психологическая помощь личности. Методы оказания психологической помощи людям в ситуациях тяжёлых переживаний

Введение

Как отмечает О. И. Абдурашитова-Шех, экстремальные ситуации с тяжелым исходом приводят к серьезным нарушениям психического здоровья, нервным срывам, продолжительным депрессиям, длительной дезадаптации и, в худшем случае, – к отказу от жизни, к суициду. Для оказания эффективной профессиональной психологической помощи при травматическом стрессе, кризисных состояниях, тяжелых психотравмах авторы технологии О. И. Абдурашитова-Шех и С. С. Сергеев используют комплексный подход . В одних случаях возможно и необходимо использование рациональных методов, в других эффективнее применять телесно-ориентированный подход, работу с образами, обращаться к бессознательному.

В рамках нашей лекции, которая включала, помимо теории, демонстрацию техник, полностью охватить комплексный подход было сложно. Использование техник того или иного направления предполагает дополнительную длительную подготовку по каждому из направлений. В лекцию были включены отдельные вопросы:

1) психология экстремальных ситуаций;
2) экология работы;
3) работа с горем и потерей;
4) методы кризисной интервенции с использованием техник NLP;
5) психологический дебрифинг.

I. Психология экстремальных ситуаций

Л. В. Миллер

В обычных условиях жизнедеятельности для выполнения стоящих перед нами задач достаточно имеющихся знаний и навыков. Особые условия характеризуются эпизодическим (непостоянным), не имеющим большой интенсивности воздействием экстремальных факторов (или с определенной вероятностью их возникновения). В таких условиях мобилизуются резервные возможности компенсаторного типа.

К экстремальным факторам относят:

  • дефицит времени в условиях нештатной ситуации, ограничивающий возможность адаптации к данным условиям;
  • высокую ответственность за дело;
  • недостаток информации, необходимой для принятия решения (или ее противоречивость);
  • пребывание в замкнутых, малых по объему пространствах и др.

Экстремальные условия деятельности , связанные с постоянным или внезапным, высоким по интенсивности действием экстремальных факторов предъявляют сверхнормативные требования к адаптивным способностям человека и вызывают реакции на грани патологических нарушений :

  • возникает состояние динамического рассогласования, характеризующееся нарушением адекватности физиологических и поведенческих реакций ;
  • снижается уровень автономности личности и целеполагания, способность к вероятностному прогнозированию и др. .

Сверхэкстремальные условия характеризуются постоянным действием факторов, имеющих высокую интенсивность и представляющих реальную опасность для здоровья и жизни людей. Эти условия вызывают сверхэкстремальную напряженность, патологические изменения организма, а в отдельных случаях отказ, полную невозможность продолжать деятельность .

Индивидуальное восприятие условий деятельности составляет субъективную сторону ситуации. В психологическом тезаурусе ситуация понимается как результат активного взаимодействия личности и среды . Профессиональный отбор, подготовка кадров, формирование команды для работы в экстремальных условиях позволяет влиять на субъективную составляющую экстремальной ситуации. Разработка комплекса мер, направленных на формирование профессиональной пригодности специалистов, действующих в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, позволяет снижать вероятность возникновения дезадаптивных реакций, справляться с поставленными задачами, воспринимать ситуацию как менее экстремальную, как «особую».

Профессиональная деятельность психолога зачастую связана с оказанием психологической помощи людям, пережившим психотравмирующие события , к которым относят ситуации, связанные с угрозой жизни (или ее благополучию), чести, достоинству, касающиеся человека и его близких. Травматическое воздействие на психику может оказать не только гибель других (незнакомых) людей, но и врагов. Психологическую травму также вызывают ситуации преднамеренного обмана, мошенничества, что сказывается на потере доверия в целом к людям, к миру, на развитии кризисных состояний. Пережив травматическую ситуацию, человек выполняет громадную внутреннюю работу, которая направлена на переоценку самого себя, своего прошлого, перестройку привычных ранее форм поведения, взглядов относительно будущего и т. д. . В психиатрии для выделения заболеваний, вызванных психотравмирующим событием, используется термин психогении. В областях психологии, находящихся на стыке психологии и медицины (и в отдельных психологических направлениях, например, в психоанализе), чаще используется термин «психическая травма», обозначающий переживания, вызванные тяжелым травматическим событием и травмирующие психику, что находит выражение в определенной симптоматике. Психическая травма, с точки зрения психофизиологии, рассматривается как незавершенная активация нервной системы. К такому же пониманию ее сути пришли и многие психологи.

В экстремальных условиях нервно-психические нарушения проявляются в широком диапазоне: от состояния дезадаптации и невротических, неврозоподобных реакций до реактивных психозов. Следует различать непатологические реакции от патологических, с которыми уже работают медики.

Экстренная психологическая помощь – система краткосрочных мероприятий, направленных на регуляцию актуального психологического, психофизиологического состояния человека или группы людей, пострадавших в результате психотравмирующего события. Своевременно оказанная психологическая помощь (на начальных стадиях) снижает риск развития посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), может предотвратить запуск развития психических и соматических заболеваний. Позже специалисты уже работают с травмой.

II. Экология работы

Л. В. Миллер

Специалисты, работающие с людьми, пережившими травматические события (особенно потерю близких людей), соприкасаются со страданиями, болью, горем. В особых случаях психологическая помощь оказывается в экстремальных и чрезвычайных условиях, поэтому те, кто ее оказывает, также подвержены негативному влиянию этих ситуаций.

В процессе работы важно улавливать возникающие у психолога состояния и определять, чем они вызваны, – это контрперенос, или признаки вторичной травмы, или же симптомы профессионального выгорания.

Возникшие контрпереносные чувства, с учетом рефлексии и дальнейшей их проработки, могут повлиять на процесс работы с последующей эффективной динамикой.

«Вторичная травма » заключается в изменениях во внутреннем опыте терапевта после работы с клиентом.

Еще более серьезной проблемой является «профессиональное выгорание ». В работах по данной теме также используются близкие, но не идентичные термины – «эмоциональное выгорание», «сострадательное истощение». Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно и имеет предваряющие его реакции в виде эмоционального истощения, раздражительности, нарушения концентрации внимания и других физиологических и психологических явлений. Синдром профессионального выгорания проявляется в снижении работоспособности, в негативных изменениях психических качеств, утрате ценностных ориентаций, смысла деятельности.

Специалистами различных ведомств и учреждений, оказывающих психологическую, психотерапевтическую, психиатрическую и другие виды помощи населению в чрезвычайных и кризисных ситуациях разработаны рекомендации по профилактике разви­тия «профессионального выгорания»:

  1. профессиональная ориентация, отбор и допуск спе­циалистов к работе;
  2. система постоянной профессиональной подготовки и переподготовки;
  3. четкое соблюдение режима работы и отдыха, применение специальных алгоритмов деятельности специалис­тов и др.;
  4. система постоянных супервизий (индивидуальных и групповых);
  5. личная терапия психолога, тренинги и другие индивидуальные и групповые формы работы. Как отмечает О. И. Абдурашитова-Шех, необходимая работа со своим опытом столкновения со смертью, свое горе должно быть проработано. Этому отводится значительная часть времени на занятиях по повышению квалификации, направленных на оказание помощи при острых стрессовых расстройствах (ОСР), ПТСР и кризисных состояниях. Хорошей защитой от выгорания является профессиональная идентичность и личностная зрелость. В этом смысле психолог должен быть ресурсным;
  6. использование методов саморегуляции;
  7. реабилитационные мероприятия.

Методы, техники психологической помощи зависят от множества факторов как субъективного, так и объективного характера: индивидуально-психологических особенностей, жизненного опыта, состояния личности и группы, возраста, тяжести события, времени, прошедшего с момента травматического события, и многого другого.

III. Работа с горем и потерей

Е. В. Орлова

Выполняя свой профессиональный долг, психологам и психотерапевтам приходится поддерживать горюющих людей. Для оказания квалифицированной помощи необходимо знать специфику переживаний человеком травматического события.

Горе – это очень личный процесс, который по-разному затрагивает людей. Часто реакции людей непредсказуемы. Необходимо знать, что «процесс скорби» охватывает длительный период времени, в течение которого человек, переживший смерть близкого, приспосабливается к утрате.

Острое горе – синдром с психологической и соматической симптоматикой . Выделяется следующая картина острого горя: физическое страдание, поглощенность образом умершего, чувство вины, враждебность, утрата моделей поведения. Продолжительность такой реакции, очевидно, определяется тем, насколько успешно индивид осуществляет работу над этим, а именно, выходит из состояния ранней зависимости от умершего, вновь приспосабливается к окружающему миру, в котором потерянного лица больше нет, и формирует новые отношения.

Можно говорить о так называемом патологическом горе, т. е. болезненной реакции, проявляющейся следующим образом:

  • отсрочка реакции (или так называемое застревание) на одном из этапов горевания;
  • повышенная активность без чувства утраты;
  • появление симптомов последнего заболевания умершего;
  • психосоматические заболевания;
  • социальная изоляция;
  • яростная враждебность к отдельным лицам;
  • дальнейшая утрата форм социальной активности, вплоть до невозможности выполнять простейшую деятельность самостоятельно;
  • депрессия с суицидальными тенденциями (Barlow, 1988).

Иногда смерть близкого влияет на человека столь глубоко, что фактически ему невозможно продолжать жить без профессионального вмешательства.

Условно выделяют пять этапов горевания . Продолжительность и интенсивность переживаний индивидуальна и зависит от многих внешних и внутренних причин. Задачи психотерапевтической работы на каждом этапе – перевести горевание на следующий уровень, а в целом – «пройти» все этапы горевания.

На первом этапе в период шока (9 дней) работа направлена на поддержку.

На втором этапе – отрицания (40 дней) – все направлено на минимизацию боли.

Третий этап – принятие горя (6 месяцев). В этот период наблюдаются: агрессия, депрессия, вина выжившего, флешбеки, кризис идентичности. Работа здесь направлена на выражение чувств к умершему или к себе (вина, стыд, агрессия). Специалист открывает доступ к воспоминаниям, работа ведется на завершение отношений с умершим.

Четвертый этап – возрождение к жизни (1 год). Здесь специалист помогает представить клиенту жизнь без умершего, благодаря чему последний занимает свое место в картине жизни клиента.

Пятый этап – это второй год жизни без умершего. Для этого этапа характерны переживания 1-го года в ослабленной форме. Здесь проявляется «синдром годовщины». Можно ожидать кризиса в любой момент, особенно в значимые даты: всплеск боли, горя, вины (за то, что живу, радуюсь жизни). В середине второго года происходит последний всплеск. К концу второго года появляются светлая печаль, новый тип отношений с умершим.

Горевание – это необходимый процесс, уход от которого приводит к различным негативным последствиям в жизни человека. В работе с этим состоянием применяется разнообразный профессиональный инструментарий. В качестве примера приведем один из методов работы с горем – «терапевтическая метафора» . Слово «метафора» употребляется в общем случае для обозначения истории или риторической фигуры, заключающей в себе сравнение. Как способ работы метафора включает в себя простые сравнения и более длинные истории, аллегории и притчи. В ней зашифровано некое «знание» из коллективного опыта, метафора содержит ресурсы коллективного бессознательного. Она всегда глубока и многомерна. Мир метафоры – это мир образов и символов, он позволяет найти то символическое значение, которое интегрирует внутренние ресурсы. Применение метафор дает множество преимуществ, одно из главных состоит в том, что терапевтические истории, содержащие косвенные или скрытые терапевтические послания, оказывают наибольшее влияние на слушателя, минуя сознательное и бессознательное сопротивление. Этот метод не содержит угрозы и касается тем, о которых не всегда легко говорить открыто. Метафоры могут быть особенно эффективными для проблем, к которым трудно подойти с помощью других техник.

IV. Методы кризисной интервенции с использованием техник NLP

Е. А. Лескина

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) было создано в начале 70-х годов прошлого века и стало плодом сотрудничества Дж. Гриндера и Р. Бэндлера. Это направление работы возникло в результате синтеза различных психотерапевтических подходов. В него вошли элементы гешьтальт-терапии, эриксоновского гипноза, семейной терапии, гуманистической психологии, бихевиоральной терапии, теории высшей нервной деятельности, когнитивной психологии и структурной лингвистики. Несмотря на перечисленные заимствования и пересечения с другими подходами, НЛП сложилось как своеобразное самостоятельное направление - это область практической психологии, изучающая структуру субъективного опыта людей.

Одним из базисных положений НЛП является утверждение, что каждый человек несет в себе скрытые, неиспользованные психические ресурсы. Главными задачами НЛП является обеспечение доступа клиента к этим ресурсам. Здесь разработана своя терминология, отражающая специфику подхода и его технологий. Рассмотрим несколько основных понятий, используемых в этом направлении и стоящих за ними техник работы.

Репрезентативные системы – перцептивные системы, по которым мы получаем, кодируем, храним и воспроизводим информацию о внутренних и внешних событиях (картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы). Репрезентативные системы делят по сенсорному способу представления информации: визуальная – обработка зрительной информации, кинестетическая – чувственной, аудиальная – звуковой. Психолог, работающий в области кризисной психологии, ориентируясь на доминирование той или иной модальности переживания травмы, строит свою работу с клиентом, опираясь на ту репрезентативную систему, в которой в данный момент переживается аффект.

Раппорт – установление доверительных взаимоотношений. Раппорт может достигаться путем подстройки к дыханию, позе, мимике, голосу, движению тела, речи, ценностям.

Калибровка – отслеживание вербального и особенно невербального поведения пациента, часто малейших изменений в мимике, позе, движении глаз с целью получения информации о состоянии, в котором находится другой человек.

Якорь – стимул, вызывающий реакцию и изменяющий состояние. Якоря могут возникать как сами собой, так и устанавливаться намеренно.

Якорение – процесс установления якорей. Техника интеграции якорей применяется при фиксации клиента на негативных аспектах своего жизненного опыта, связанных с травматической ситуацией.

Техника визуально-кинестетической диссоциации – клиент должен посмотреть на происшедшее с ним со стороны. Диссоциирование позволяет сглаживать неприятные чувства, ощущения, связанные с прошлыми событиями, что дает возможность справиться с тяжелыми переживаниями, вызванными травматическим событием.

Рефрейминг (переформирование) – взгляд на событие с другой точки зрения или присвоение событию другого смысла. Изменение рамок для придания событию нового значения.

Техника взмаха – эта техника позволяет работать с травмой, фиксированной в разных модальностях за счет ресурсного образа.

Терапевтическая метафора – одно из главных ее преимуществ состоит в том, что терапевтические истории, содержащие косвенные или скрытые терапевтические послания, оказывают наибольшее влияние на слушателя, поскольку минуют сознательный анализ и его сопротивление.

Техники НЛП лучше использовать в комплексном подходе в совокупности с другими методами.

V. Психологический дебрифинг

О. В. Вихристюк

Митчелл сформулировал модель дебрифинга стресса, вызванного травматическим событием (CISD), для персонала служб, чья работа связана с повышенным уровнем стрессогенности (полиция, пожарные и т. д.). Сейчас «дебрифинг» стал во многом общим термином для единичной интервенции после травмы . Относительно недорогой и простой в проведении, дебрифинг стал стандартной процедурой во многих организациях, члены которых подвергаются стрессовым событиям. Более того, дебрифинг быстро стал наиболее распространенным методом раннего вмешательства не только для спасателей, но и для непосредственно пострадавших. Многие специалисты полагают, что раннее кратковременное вмешательство после травматического события необходимо практически всем .

Дебрифинг – метод работы с групповой психической травмой . Это форма кризисной интервенции, особо организованная и четко структурированная работа в группах с людьми, совместно пережившими катастрофу или трагическое событие. Метод предусматривает анализ травматических переживаний, поощрение эмоционального выражения и стимулирование осмысления переживаний на когнитивном уровне.

Цель дебрифинга – снизить тяжесть психологических последствий после пережитого стресса. Дебрифинг не предохраняет от возникновения последствий травмы, но препятствует их развитию и усилению, способствует пониманию причин своего состояния и осознанию действий, которые необходимо предпринять, чтобы облегчить эти последствия .

Дебрифинг представляет собой организованное обсуждение экстремальной ситуации, совместно пережитой людьми. В ходе дебрифинга решаются следующие задачи:

  • проработка впечатлений, реакций и чувств пострадавших;
  • формирование у них понимания сущности происшедших событий и психотравматического опыта;
  • уменьшение ощущения уникальности и патологичности собственных реакций путем обсуждения чувств и обмена переживаниями; мобилизация внутренних ресурсов, групповой поддержки;
  • снижение индивидуального и группового напряжения; подготовка к переживанию тех симптомов и реакций, которые могут возникнуть в последующем .

Дебрифинг является не психотерапией, но формой психологической скорой помощи («кризисная интервенция так относится к психотерапии, как медицинская первая помощь к хирургии») .

Уже не воспринимается ошибочно как признак психических заболеваний.

Люди все чаще готовы принимать такое явление, как психологическая помощь , ходить на консультации к психологу (по аналогии с западными странами, в которых это вообще стало нормой – заботиться о своем душевном благополучии так же, как и о телесном). При этом многие не понимают до конца, кто такой психолог и чем он занимается, что конкретно может дать этот специалист в процессе совместной работы.

Возможности психологической помощи

Итак, что делает психолог?

Психолог помогает человеку определять, что является проблемой, а что не является.

Это касается не только конкретной ситуации, с которой обратился клиент, но и развития такого диагностического навыка на будущее (то есть клиент в дальнейшем сможет самостоятельно определять, где есть проблема, а где ее нет, опираясь на четкие критерии оценки)

Психолог на консультации обеспечивает своему клиенту возможность осознать причины имеющихся проблем.

Часто бывает, что человек неверно трактует основания возникновения проблемы, видит не все причины или делает акцент не на той. выстроить четкую схему развития проблемы или индивидуальный механизм ее запуска (стандартный «пусковой механизм»), значительно углубляя свое понимание имеющейся проблемы.

Психолог вместе с клиентом разрабатывает пути решения проблем и помогает клиенту пройти по выбранному пути от начала и до конца.

Некоторые люди считают, что для решения проблемы необходимо лишь осознать ее причины. Это не так, что можно легко доказать. Допустим, у Вас есть страх собак, и Вы выяснили, что этот страх был запущен конкретной травмирующей ситуацией из прошлого (например, Вас укусила собака), а также Вы имеете неудовлетворенную потребность в физической безопасности (что является причиной формирования новых страхов). Вы очень четко это осознали. Ну что, проблема уже ушла? Нет, потому что одно понимание этих причин не дает Вам возможности решить проблему (травма из прошлого не проработана, потребность в безопасности до сих пор не удовлетворена). Поэтому необходима работа с психологом для проработки найденных причин проблемы. Чем в данном случае будет заниматься психолог с клиентом? Помощь будет заключаться в рассмотрении различных путей решения проблемы, выборе наилучшего варианта и сопровождении клиента на выбранном пути от начала и до самого конца, пока цель не будет достигнута.

Психолог помогает выразить невыраженное, избавиться от накопившегося, вернуть утраченное и приобрести желаемое.

Психологическая помощь иногда напоминает волшебство, несмотря на то, что основана она на вполне четких механизмах функционирования психики. Почему? Да потому что результат порой настолько удивителен, что даже не верится. Что же такое делает психолог, чтобы это можно было назвать чудом? Например, во многих случаях можно вернуть утраченные чувства к человеку, вылечиться от хронических заболеваний (психосоматики), после долгих лет исканий за одну консультацию обнаружить смысл своей жизни или свое предназначение, в несколько раз повысить уровень дохода или вдруг избавиться от страха, который не давал покоя долгие годы. Автор этой статьи – заядлыйматериалист, а потому принципиально не использует псевдонаучных и околонаучных методов в своей работе. И при этом не раз удавалось сталкиваться с вещами, которые новичку в психологии покажутся просто невероятными. А здесь нет ничего волшебного – это просто работа специалиста, знающего тонкости функционирования психики, как автомеханик знает тонкости работы автомобиля.

Психолог обеспечивает человеку поддержку, принятие и понимание, какие трудно найти в повседневной жизни даже у самых близких людей.

Из этой статьи вы узнаете:

    Когда необходима психологическая помощь пожилым людям

    Какие есть методы психологической помощи людям в пожилом возрасте

    Как оказать психологическую помощь самостоятельно лежачему пожилому человеку

    С какими проблемами можно столкнуться, оказывая помощь пожилым людям

    Кто еще кроме психолога и родственников может оказать психологическую помощь пожилому человеку

Каждый из нас время от времени сталкивается со стрессовыми ситуациями. Пока мы молоды, мы с лёгкостью с ними справляемся, а вот в старости людям становится намного тяжелее. Иногда даже заботы и поддержки родных недостаточно, чтобы утешить пенсионера. Психологическая помощь пожилым людям — рациональное решение в такой ситуации.

Когда требуется психологическая помощь пожилым людям

Во-первых , речь идёт о финансовых проблемах. Пенсионеры, как правило, нетрудоспособны, и, поэтому, не всегда могут обеспечить себя материально. Кроме того, резкое ухудшение качества жизни и условий труда в нашей стране сказалось на всех категориях населения, особенно на людях пенсионного возраста.

Согласно статистическим данным, именно пожилые люди представляют собой социально незащищённую категорию населения. Им нужно особое внимание и государственная поддержка. Многие из них потеряли все сбережения в один день, а ведь эти деньги были предназначены на обеспечение «достойной старости и похорон». Пенсионерам, оказавшимся в такой ситуации, социально-психологическая помощь просто необходима.

Всё, во что они верили, их идеалы и достижения, оказались обесцененными. Пенсионеры оказались в положении, когда молодое население не проявляет к ним уважения, более того, существует мнение, что пожилые люди стали «обузой» для трудящихся. Психологическая помощь людям пожилого возраста позволяет справиться с внутренними переживаниями и беспокойствами.

Во-вторых , нравственные взаимоотношения между пожилым человеком и обществом оставляют желать лучшего. Пожилой человек вышел на пенсию, из-за чего его круг общения резко сузился. После смерти одного из супругов, пенсионеры, как правило, проводят жизнь в одиночестве. Психологическая помощь пожилым людям в ситуации утраты близкого человека позволяет им обрести силы, чтобы начать жить заново.

Особенности характера, которые становятся в старости более выраженными, и склеротические процессы осложняют положение пенсионеров. У них возникают эмоционально-волевые расстройства, депрессивные состояния. Жизненный тонус падает, развиваются всевозможные болезни. По мнению специалистов, ухудшающееся состояние здоровья пенсионеров определяется их пессимизмом в отношении будущего. Оказание психологической помощи пожилым людям, которые нуждаются в поддержке, является проявлением заботы государства о лицах преклонного возраста.

Сложнее всего продлить независимую и активную жизнь в старости. Как правило, пожилые люди ставят свою жизнь «на паузу» после выхода на пенсию. Это вызвано тем, что их трудовая деятельность ограничена, они меняют свои привычки, пересматривают ценностные ориентиры. У пенсионеров возникают социально-бытовые затруднения, проблемы с адаптацией к своему новому положению, условиям. Разумеется, психологическая помощь пожилым людям в России оказывается многим престарелым, благодаря чему им удаётся по-новому взглянуть на себя и свою жизнь.

Пожилые граждане особенно социально уязвимы. Речь идёт в первую очередь об экономических факторах. Престарелые получают небольшую пенсию, а устроиться на работу не так-то просто.

Традиционные семейные устои постепенно разрушаются. Это привело к тому, что к старшему поколению не относятся с уважением. Многие пожилые люди живут отдельно от своих детей и внуков. Им приходится в одиночестве бороться с болезнями и проблемами. Раньше молодые члены семьи брали на себя ответственность за бабушек и дедушек, а сейчас этим занимаются государственные учреждения.

Согласно статистике, женщины живут на 12 лет дольше, чем мужчины. Именно поэтому пожилых одиноких женщин так много.

Одиночество уже не представляет собой проблему отдельного человека, который не смог адаптироваться к обществу. На сегодняшний день это серьёзный социальный вопрос.

Пожилые люди становятся одинокими по многим причинам. Речь идёт об индивидуализме, эгоцентризме, изолированности, отчуждении. Пенсионеры страдают из-за своей затерянности в социуме. Одиночество сопровождается депрессией, а иногда и активными протестами.

В-третьих , проблемы, связанные с ослабленным здоровьем пенсионеров, крайне важны.

Из-за хронических заболеваний человек теряет способность к самообслуживанию. У него возникают трудности в общении с детьми, внуками, друзьями. Пожилой человек становится раздражительным и обидчивым. Старческая депрессия может привести к суициду или уходу из дома. Важно понимать, что они очень одиноки, и им тяжело переносить свою отчуждённость, наличие болезней, немощность. Психологическая помощь пожилым людям в трудной жизненной ситуации, конечно же, нужна, но иногда она требуется и его родственникам.

В-четвёртых , немаловажным является то, что пенсионеры редко могут организовать себе интересный досуг. А потребности в интересных развлечениях, хобби сохраняются. Важно, чтобы их культурно-нравственные потребности удовлетворялись. Психологическая помощь пожилым людям в социальной сфере позволяет пенсионерам адаптироваться к своей новой роли в обществе.

Каждый пятый гражданин РФ является пенсионером. В каждой семье есть как минимум один пожилой. Поэтому проблемы людей преклонного возраста стали всеобщими. Престарелым нужно повышенное внимание от общества и государства.

Особенности поведения пенсионеров, на основе которых строится помощь пожилым людям

Старость является заключительной фазой развития человека. Иначе говоря, тело начинает стареть, что проявляется инволюционными признаками. Внешний вид человека ухудшается, его жизненная активность уменьшается, психические реакции и психологические характеристики изменяются, физические возможности ограничиваются. Психологическая помощь пожилым людям, столкнувшимися с подобными изменениями, особенно нужна.

Став пенсионером, человек меняет своё отношение к обществу. Происходит переоценка ценностей, он по-новому смотрит на такие понятия, как счастье, добро, смысл жизни и пр. Самочувствие пенсионеров зависит от того, какая атмосфера сложилась в семье, как члены семьи распределяют между собой обязанности.

Точно определить хронологическую границу, которая отделяет зрелый возраст от старости, невозможно. Дело в том, что каждый человек имеет свои особенности. Речь идёт о характере, физических данных, психологической и психической устойчивости. Процессы восприятия ослабляются, двигательная активность затрудняется, память ухудшается, но у каждого человека эти процессы протекают по-разному. Некоторые пожилые сохраняют творческую и умственную активность в старости.

Молодые люди, как правило, дают позитивную оценку своему будущему. Дело в том, что основные достижения, успехи, лучшие моменты их ждут впереди. Такое отношение к жизни помогает им позитивно мыслить, что определяет и их поведение.

Пожилой человек оценивает свою перспективу иначе. Для него конец жизни является чем-то вполне реальным и близким. Его мысли касаются прошлого, он психологически готовится к тому, чтобы покинуть этот мир.

Формирование стереотипов старости определяется положением пожилых людей в обществе. Как правило, этот стереотип распространяется на всех пожилых и престарелых граждан. Выделяют следующие стереотипы :

    Позитивный стереотип. К пожилым людям относятся как к тем, кто имеет большой жизненный опыт, мудрость. Этих людей нужно уважать и заботиться о них.

    Негативный стереотип. Пенсионер считается ненужным, лишним, бесполезным «нахлебником», а его опыт является устаревшим, неприменимым в наше время.

Увы, современное общество воспринимает старость в негативном ключе. Дело в том, что болезненная форма психического старения встречается довольно часто. Кроме того, пенсионеры проявляют психическую и физическую болезненность. Однако болезненность в старости является вполне нормальным явлением. У пожилого человека ослабляется память, интеллект, образуются характерологические пороки, то есть он становится скупым, сварливым и пр. Пенсионеры, как правило, пассивны, имеют ограниченный круг интересов.

Некоторые исследователи, наоборот, восхваляют преклонный возраст. Они говорят о духовной эволюции пожилого человека, о старении биологического организма, который сопровождается развитием интеллектуального потенциала. Другими словами, пожилой человек физически ослаблен, но в духовном плане он развивается. Пенсионеры испытывают чувство полного удовлетворения собой и окружающим миром. Сами они называют своё состояние счастьем.

То есть некоторые пожилые люди проживают счастливую старость, которая является благоприятным психологическим состоянием и приносит множество положительных эмоций. Эти пенсионеры занимаются активной мыслительной деятельностью, постигают смысл своей жизни, познают себя. Они вырабатывают новую ценностную жизненную установку, которая предполагает полное удовлетворение собой, внешним миром, обстоятельствами жизни.

По мнению третьей группы исследователей, старость является совокупностью положительных и отрицательных моментов. Безусловно, человек стареет, но этот процесс сопровождается определёнными положительными сдвигами. Пожилой человек может заниматься развитием многих своих способностей, раскрывать свои таланты.

Каждый человек реагирует на собственное старение по-разному. Пенсионер формирует отношение к тому, что прошлые возможности утрачены, к новому положению в обществе. Личность пожилого человека трансформируется, но, при этом, её особенности сохраняются. Старость не сопровождается изменением характеристик личности, её нравственных и социальных качеств.

Адаптация к новому положению затрудняется, если пенсионер и в молодости предпочитал отказываться от решения текущих задач, не использовал благоприятные возможности. Как правило, адаптироваться к новым условиям жизни не могут безынициативные люди, которые привыкли следовать указаниям других. Выйдя на пенсию, они чувствуют потерянность, беспомощность и воспринимают старость в рамках негативного социального стереотипа.

По мнению американских психологов, выделяются следующие пять индивидуальных типов старения:

    Регрессия. Пожилой человек возвращается к прошлой форме поведения. Он «по-детски» требует, чтобы ему помогали с повседневными делами. При этом, его беспомощность никак не зависит от состояния его здоровья;

    Бегство. Пенсионер меняет место жительства, чтобы избежать необходимости решать проблемы;

    Изоляция. Пожилой человек становится пассивным, не участвует в жизни общества;

    Престарелый стремится привлечь к себе внимание окружающих ;

    Пенсионер стремится участвовать в общественной жизни , не обращает внимания на проблемы со здоровьем, наличие недомоганий.

В некоторых ситуациях пожилой человек устраивает бунт против процесса старения, отчаянно пытается сохранить свою молодость, боится смерти. Иногда пожилые люди спокойно воспринимают свою старость и благополучно проживают этот этап жизни.

Важно понимать, что отношение человека к старости зависит от того, каким был его жизненный путь на предыдущих этапах. Благополучная старость определяется жизненными ценностями, установками, особенностями личности. Работа с пожилыми людьми требует знаний об их социальном положении, психических особенностях, материальных и духовных потребностях.

Какие есть методы психологической помощи пожилым людям

Рассмотрим методы психологической помощи пожилым людям:

Психологическое просвещение

Такая психологическая помощь пожилым людям предполагает изучение специальной литературы (брошюр, памяток и пр.). Литература содержит информацию о трудностях, с которыми сталкиваются пенсионеры, о психологических особенностях преклонного возраста. Этот метод является доступным, однако не предполагает возможности для индивидуального подхода к каждому престарелому.

Консультирование

Психологическая помощь пожилым людям оказывается в устной форме и характеризуется индивидуальным подходом к каждому клиенту. Процесс консультирования позволяет расширять представление пенсионера о преклонном возрасте, образе жизни на пенсии, помогает пожилому человеку избавиться от психологических проблем.

    Не замыкаться в себе и своих проблемах. Пожилому человеку нужно чаще общаться с другими людьми;

    Важно не поддаваться апатии. Дело в том, что именно из-за нее возникают снижение активности, тревожные состояния, мысли о скором уходе из жизни и пр.;

    Нельзя себя жалеть. Если у пожилого человека возникает желание проникнуться жалостью к самому себе, то ему нужно помогать, предложить заботиться о других;

    Важно сохранять позитивный настрой. Отчаяние — главный враг пожилого человека, ведь если постоянно думать о том, что «жизнь подходит к концу», то можно впасть в депрессию.

Групповая работа

Как правило, в группы попадают пожилые люди, которые негативно относятся к своему пенсионному возрасту.

Перечислим основные принципы, согласно которым формируются группы :

    Производственный . Организации и предприятия готовят пожилых людей к наступающему пенсионному периоду. Этот принцип имеет важное преимущество перед другими. Дело в том, что многие члены группы уже знакомы друг с другом, а значит, психологическая помощь пожилым людям будет более продуктивной.

    Территориальный принцип (по месту жительства). Этот принцип имеет одно неоспоримое преимущество. Психологическая помощь пожилым людям будет особенно полезна, ведь после окончания курса члены группы продолжат общение между собой, ведь живут они неподалёку друг от друга.

Группы, в которых оказывается психологическая помощь пожилым людям, могут быть сформированы как по территориальному, так и производственному принципу.

Программа работы определяется особенностями группы. Некоторые пенсионеры нуждаются в коммуникативном тренинге, тренинге креативности и пр.

Психологическая помощь пожилым людям позволяет адаптировать пенсионеров к новым условиям их жизни.

Обучающий процесс способствует тому, чтобы пенсионеры чувствовали себя комфортно в постоянно меняющихся условиях. К сожалению, способности пенсионеров обучаться зачастую недооцениваются. Однако пожилые люди обретают новые навыки и делают это вполне успешно.

Психологическая помощь пожилым людям в Европе оказывается посредством тренинга когнитивных навыков, который считается наиболее эффективным методом психотерапии. Этот тренинг прост и понятен для пожилых людей. Психологическая помощь пожилым людям позволяет компенсировать слабовыраженную когнитивную дефицитарность. Пенсионеры разгадывают кроссворды, изучают языки, историю и другие дисциплины, посещают лекции, клубы по интересам. Благодаря этому их память, внимание, логическое мышление значительно улучшаются.

По мнению зарубежных специалистов, нужно быть осторожными, используя подобные психотерапевтические методы при работе с пенсионерами. Групповая психологическая помощь пожилым людям способствует глубокому пониманию себя, адекватной оценке своего положения. Престарелые люди осознают свои возрастные особенности, и это может вызвать тревожность, озабоченность, депрессивные состояния. Групповые техники имеют противопоказания. Такая психологическая помощь пожилым людям может и навредить, если у них снижен слух, они пребывают в состоянии депрессии и пр.

Групповая психологическая помощь пожилым людям полезна, если участников объединяют общие заботы, интересы, проблемы.

Кстати, пожилые люди любят принимать участие в экскурсиях, пикниках, прогулках, настольных играх.

Клуб пожилых людей предлагает своим членам заняться столярной работой, моделированием, огородничеством, собиранием трав и пр. Пенсионеры участвуют в конкурсах, выставках и распродажах. Вырученные деньги поступают в бюджет клуба. Предметы, изготовленные пожилыми людьми, используются клубом в своих целях, отдаются нуждающимся и пр. Клубы организуют встречи коллекционеров и другие мероприятия.

Оказание психологической помощь лежачим пожилым людям

Рассмотрим, что собой представляет психика лежачего пациента пожилого возраста. Человек, который болеет в течение длительного времени, воспринимает мир негативно. Он забывает, что такое положительные эмоции, жизненные силы. Пенсионер страдает от своей физической ограниченности, болезненных ощущений. Он боится, чувствует себя беспомощным. Он испытывает эти чувства постоянно. По этой причине он находится в состоянии стресса, который включает систему биохимического регулирования в организме.

Больной размышляет о своей ненужности, чувствует себя «обузой» для близких. Восстановительные процессы, как правило, затягиваются, что создаёт иллюзию того, что лечение бессмысленно, так как не приносит никаких результатов. Больной впадает в отчаяние, у него появляется депрессия. Разумеется, депрессивное состояние не способствует выздоровлению. Этот недуг постепенно лишает человека способности сопротивляться и бороться с болезнями.

Обычно больной, который смирился со своим положением, перестаёт проводить восстановительные мероприятия. Важно, чтобы в этот момент пенсионер не остался в одиночестве. Психологическая помощь пожилым людям в такой ситуации просто необходима. Желательно, чтобы пациент концентрировался на своих успехах, которых ему удалось достичь в ходе реабилитации.

Важно, чтобы пожилой человек сохранял энтузиазм и стремился к выздоровлению. Родственникам следует ободрять его и всячески поддерживать. Кажется, что выздоровление является для больного вполне естественной целью, но на деле это не так. Человек должен сам принять решение, что он хочет выздороветь.

Однако нужно понимать, что справиться с простудным заболеванием легче, чем с болезнью, которая мучает больного долгие годы. Чем дольше человек страдает от болезни, тем менее целеустремлённым он становится. Поэтому необходимо укреплять его веру в возможность выздоровления. Психологическая помощь пожилым людям позволяет поддержать больных, которые уже отчаялись и потеряли веру в себя.

Чтобы достичь своей цели, придётся разработать план. Его делят на участки, а затем приступают к действиям. Не стоит озадачивать больного человека масштабными целями. Дело в том, что на достижение такой цели нужно несколько лет, а пожилому нужен положительный результат уже в ближайшее время.

Можно поставить перед ним задачу, с которой он может справиться в течение нескольких дней. К примеру, научиться поворачиваться в постели, садиться и пр. Только разговоров о выздоровлении недостаточно, нужно действовать. Чтобы справиться со страхами, этому препятствующими, может потребоваться психологическая помощь пожилым людям.

Разумеется, больной не будет воспринимать то, что вы пытаетесь ему донести, если вы его постоянно упрекаете. Старайтесь аргументировать свои предложения, рассказывать в подробностях, что именно происходит с его организмом, и как он может себе помочь.

Разбейте цель на несколько этапов. Для этого вам придётся вникнуть в суть болезни, составить план лечения, строго следовать рекомендациям врача. Изучите выписанные врачом препараты, рекомендованные методики. Если вы поймёте, что происходит с пациентом, то вы сможете донести до него, как бороться с заболеванием.

Основным препятствием на пути к выздоровлению является жалость к себе. Увы, пожилые люди склонны жалеть себя и это мешает им следовать плану лечения. Разумеется, человек, прикованный к постели, вызывает у нас сочувствие.

Конечно, испытывать подобные эмоции вполне естественно, и они помогают близким пожилого сплотиться и поддерживать его в трудный момент жизни. Однако иногда такие чувства становятся гипертрофированными, что заставляет больного воспринимать свою болезнь, как нечто непреодолимое. Пациент начинает думать, что ситуация безвыходная.

И, конечно же, эти мысли вызывают у него жалость к себе, которая отнимает у пациента последние силы. Он становится более раздражительным, восприимчивым, обидчивым, пессимистичным.

Ему не хочется заниматься физическими упражнениями, что приводит к остановке восстановительного процесса. Психологическая помощь пожилым людям в такой ситуации может выступать в роли спасательного круга, который позволяет настроить пациента на более позитивный лад.

Чтобы ободрить пациента, нужно ознакомить его с положительными отзывами о выздоровлении после перенесённого аналогичного заболевания. Старайтесь не концентрироваться на негативных моментах, а наоборот, обращать внимание на успехи. Рассказывайте пациенту о людях, которые перенесли такую же болезнь и выздоровели. Доносите до него, как важно бороться с грустными и безысходными мыслями.

С какими сложностями можно столкнуться, оказывая помощь пожилому человеку

Психологическая помощь пожилым людям позволяет пенсионерам по-новому взглянуть на себя и окружающий мир. Однако работа с престарелыми — сложное дело, ведь пациенты являются «жалобщиками», которые не готовы признавать ответственность за своё текущее положение. Кроме того, они не желают действовать, чтобы решать свои проблемы. Как правило, мнение пенсионера очень категорично и безапелляционно.

Его мир наполнен сформированными нормами, идеями, концепциями, которые он не желает пересматривать. Его идеалы становятся для него опорой, которая позволяет ему сохранять внутреннее спокойствие в ситуации, когда окружающая действительность сильно не соответствует ожиданиям. Пожилые люди не могут менять свои убеждения, мыслить гибко. Разумеется, психологическая помощь пожилым людям нужна, только вот они не всегда готовы взглянуть правде в глаза.

Пожилые клиенты не очень хорошо реагируют не методы психотерапии, которые предполагают изменение поведения, мышления, восприятия себя и мира, так как не желают признавать свою ответственность за текущее положение дел. По этой причине психологическая помощь пожилым людям не всегда оказывается эффективной. Более того, пенсионеры зачастую обесценивают действия и профессионализм психолога.

Психологическая помощь пожилым людям осложняется ещё одним моментом. Пенсионеры склонны жить прошлым, сравнивая текущую ситуацию с той, что осталась у них в воспоминаниях. Бывает так, что психолог напоминает им какого-то человека из прошлого, и они переносят своё отношение к тому лицу на специалиста. Навязывание какой-либо роли негативно сказывается на процессе консультирования, а преодолеть его довольно сложно, ведь пожилые люди довольно жёстки в своих суждениях.

Психологическая помощь пожилым людям предполагает смещение фокуса внимания с мнения о том, что «старость — не радость», на позитивное понимание этого чудесного периода жизни. Пенсионер должен понимать, что преклонный возраст прекрасен, как и любой другой жизненный этап.

Кто может оказать психологическую помощь пожилым людям кроме психолога и близких

Современный пансионат для пожилых представляет собой комфортабельный центр, где постояльцев обслуживают высокопрофессиональные специалисты. Заведение отличается благоприятными условиями проживания, квалифицированным медицинским обслуживанием, здоровым питанием. Разумеется, в пансионате оказывается и психологическая помощь пожилым людям.

Пансионат предлагает своим постояльцам:

    Творческие занятия, интересное общение;

    Интересная деятельность, направленная на реабилитацию больных;

    Возможности для удовлетворения культурных интересов;

    Участие в общественной жизни.

Психологическая помощь пожилым людям предполагает мероприятия, которые способствуют безболезненной адаптации пенсионеров к жизни в современном обществе.

Психологическая помощь пожилым людям предполагает использование современных методик, которые позволяют пенсионерам восстановить свои социальные функции, повысить их качество жизни. Эффективность психологической помощи определяется активностью престарелых.

Психологическая помощь пожилым людям предполагает использование следующих методик:

    Арт-терапия;

    Библиотерапия (воздействие при помощи литературного слова);

    Музыкотерапия;

    Глинотерапия;

    Гарденотерапия (выращивание и уход за растениями).

Пенсионер не может решить свои проблемы самостоятельно. Для этого ему нужна поддержка близких и, конечно же, психологическая помощь.

В наших пансионатах мы готовы предложить только лучшее:

    Круглосуточный уход за престарелыми людьми профессиональными сиделками (весь персонал граждане РФ).

    5-разовое полноценное и диетическое питание.

    1-2-3-местное размещение (для лежачих специализированные удобные кровати).

    Ежедневный досуг (игры, книги, кроссворды, прогулки).

    Индивидуальную работу психологов: арт-терапия, музыкальные занятия, лепка.


    Психологическая помощь – это деятельность по применению психологических методов для эмоциональной поддержки, просвещения, развития и повышения социально-психологической компетентности человека. Психологическая помощь – это работа по разрешению различного рода психологических проблем, поиск и выбор путей входа из кризисной ситуации.

    Виды психологической помощи

    Сложно разделить отдельные виды психологической помощи строго развести нельзя. Как правило, их выделяют по тому, кто оказывает эту помощь. Психологически поддержать и оказать помощь может и не профессионал – друзья и близкие человека, коллеги, наставники и др. Есть люди, которые имеют способности и потребность помогать другим людям. Они часто интуитивно находят нужные слова и используют приемы, которые применяются в психотерапии. Психологическая помощь со стороны специалистов, получивших образование в этой области, более структурирована и более эффективна. Эта работа касается глубоких причин психологических конфликтов и проблем.

    Профессиональную психологическую помощь подразделяют на:

    Психопрофилактика (предупреждение возникновения психологических проблем).

    Психологическое просвещение (консультирование индивидуально или в формате лекций, семинаров и тренингов).

    Психодиагностика (психологические тестирование или эксперимент с целью выявления определенных психологических показателей (эмоции, память, мышление, внимание и пр.)).

    Психологическое консультирование (психологическая помощь с целью улучшения их адаптации, развития и расширении личностного потенциала).

    Нередко психологическая помощь оказывается несколькими консультантами совместно, врачом - , например. При этом каждый специалист консультирует человека по вопросам, в которых он более компетентен.

    Оказание психологической помощи может происходить как индивидуально, так и в группах (групповая психотерапия, например).

    Особенности психологической помощи

    Важнейшие условие оказания психологической помощи – это ее добровольность. Исключения составляют люди с тяжелыми психическими расстройствами (психозы, зависимости), когда нарушена так называемая “критика к своему состоянию” и человек отказывается от психологической помощи. Задача консультанта в таком случае состоит в том, чтобы расположить к себе человека и убедительно объяснить необходимость такой помощи.

    Требования к консультанту, оказывающему психологическую помощь - искренность, способность сопереживать другим, личностная гибкость и безоценочное принятие того, кому он помогает.

    У психологической помощи есть этические принципы :

    Доброжелательное и “теплое” отношение к клиенту, умение его выслушать, не перебивая, и понять, не критикуя.

    В первую очередь, внимание к нормам и ценностям клиента, а не к принятым в обществе нормам и правилам. Принятия ценностей человека определяет не только возможность его поддержать, но также позволяют в будущем менять эти ценности, ради психологического благополучия клиента.

    Консультанту не разрешается давать конкретные советы в отношении жизненно важных решений человека. Консультант выступает, как профессионал-эксперт, помогает разобраться в трудностях, учит конкретным психологическим приемам, но лишь подводит клиента к решению, которое он должен делать самостоятельно

    Анонимность психологической помощи означает, что любая информация, сообщённая клиентом, не может быть предоставлена без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе близким людям.

    Четкое разграничение личных и профессиональных отношений между консультантом и клиентом. Дружеские, партнерские или сексуальные отношения могут навредить процессу оказания психологической помощи.

    Психологическую помощь в Москве можно получить в различных организациях. Бесплатно ее оказывают консультанты Телефонов Доверия, центров социально-психологической помощи, благотворительных и некоммерческих организаций. В коммерческих структурах оказание психологической помощи происходит на платной основе. Преимущество такой помощи в том, что у специалиста есть дополнительный мотив быть более внимательным к своему клиенту, у него есть больше времени и средств помочь человеку. При оказании психологической помощи на коммерческих условиях следует составить договор, в котором оговариваются объем и сроки помощи, права и обязанности каждой стороны.

    Увы, но в области оказания психологической помощи в Москве, например, можно встретить много некомпетентных “специалистов” или даже мошенников. Если вы будете внимательны, то вы сможете сделать вводы о реальной мотивации консультанта.

    Важно не только правильно выбрать специалиста, исходя из его специализации и опыта, но и по совместимости личности консультанта и консультируемого. Не существует идеальных консультантов, искать нужно того, кто подходит именно вам.

    , психотерапевт, кандидат психологических наук, «Время радости»

    Психологическая помощь

    Психологическая помощь - область практического применения психологии , ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказания психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе или организации. Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем.

    Виды психологической помощи

    • Психопрофилактика(предупреждение).
    • Психологическое просвещение (в консультировании, в психопрофилактике - лекции, семинары).
    • Психодиагностика (выявление проблем и др. психологических показателей).
    • Психологическое консультирование (психологическая помощь людям, находящимся в пределах психологической нормы в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала).
    • Психотерапия (направлена на решение глубинных личностных проблем и глубинную трансформацию личности), бывает клиническая и неклиническая.
    • Психиатрия (медицинский вид помощи, использование медикаментов, либо гуманистическая психиатрия, которая рассматривает человека не как больного, а как человека с другим мировоззрением, использует медикаменты ограниченно, следовательно, идет по психотерапевтическому пути).
    • Психокоррекция (восстановление нормы, как с точки зрения эмоционального состояния, так и с точки зрения личностных черт).

    Виды психологической помощи строго развести нельзя. Существуют области пересечения. Критерием является то, кто осуществляет помощь (разница в образовании), с кем работает специалист с клиентом или пациентом (критерием нормы является адаптация), чем помогает (использование лекарственных препаратов, психотерапевтических, консультативных приёмов)

    Специфика объекта психологической помощи

    Добровольное согласие, уникальность, изменчивость. Требования к психологу, оказывающему психологическую помощь - эмпатичность, конгруэнтность , коммуникативность.

    Принципы психологической помощи (этические)

    Как и во многих профессиях, в деятельности психолога, при оказании им психологической помощи, существуют некоторые принципы и требования, реализация которых является обязательной. Существование различных этических кодексов деятельности психолога-профессионала в различных странах и психологических сообществах связано с тем, что не существует однозначных и простых ответов на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике. Эти принципы необходимы для того, чтобы оказание психологической помощи было не просто более эффективным и осмысленным занятием, но также - социально приемлемым. Во множестве работ на эту тематику обсуждаются различные сложные ситуации, в частности - как следует вести себя консультанту, если в ходе приёма он узнаёт, что его клиент замышляет или совершил асоциальный поступок, если он видит следы побоев или другого насилия на теле у ребёнка, если родители хотят узнать что-либо о своём скрытном ребёнке-подростке, а также многие другие. В некоторых странах, например, в США, несоблюдение профессиональных принципов и требований, может вести к лишению психолога диплома, прав на практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д.

    Среди наиболее важных этических принципов психологической помощи (по Ю. Алёшиной), традиционно выделяют следующие:

    Литература

    • Алёшина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - 2-е изд. - М.: Независимая фирма «Класс», 2000. - 208 с. - (Библиотека психологии и психотерапии).
    • Абрамова Г. С. Практическая психология.Учебник для высшей школы. - Москва: Академический проект, 2005.

    См. также

    Примечания


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Психологическая помощь" в других словарях:

      психологическая помощь - см. помощь психологическая. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

      Психологическая помощь - профессиональная поддержка и содействие, оказываемые человеку, семье или социальной группе в решении их психологических проблем, социальной адаптации, саморазвитии, самореализации, реабилитации, преодолении сложной психологической ситуации...… … Официальная терминология

      Психологическая помощь - область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей и оказание психологической помощи как отдельному человеку, так и группе, организации. Психологическая помощь военнослужащим в … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

      Психологическая помощь - профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем клиента. Выступает в двух формах: психологическое консультирование и неврачебная (гуманитарная) психотерапия … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ - – профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем клиента, в т. ч. внутриличностных и межличностных конфликтов. Выступает в двух формах: психологическое консультирование и «неврачебная» (гуманитарная) психотерапия.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ - область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей и оказания психологической помощи как отдельному человеку, так и группе, организации. Основные способы оказания… … Словарь по профориентации и психологической поддержке

      Психологическая помощь в управлении - ПП со стороны руководителя представляют собой меры содействия преодолению сотрудниками психологических трудностей службы в ПОО и выполнения связанных с ней обязанностей, например, при адаптации подчинённых к условиям службы или требованиям новой… …

      Психологическая помощь сотрудникам - ПП (наряду с юридической, медицинской и др.) вид практической помощи, выражающейся в содействии самостоятельному преодолению сотрудниками психологических трудностей освоения служебных обязанностей, выполнения их на должном уровне, привыкания к… … Энциклопедия современной юридической психологии

      Психологическая помощь участникам образовательного процесса - 3. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса система мероприятий, направленных на преодоление психолого педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях,… … Официальная терминология

      Психологическая помощь семье - – важнейшая область деятельности социального работника. Профилактика правонарушений, работа с проблемами социальной дезадаптации, выявление психологических ресурсов личности и многие другие области социальной работы напрямую связаны с семейной… … Словарь-справочник по социальной работе

    Книги



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!