Тесты по обществознанию. Раздел Социальная сфера

ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «СЕМЬЯ»

А 1. Т. и В. проживают вместе, имеют общего ребёнка. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьёй?

    они совместно владеют квартирой

    они живут вместе уже 5 лет

    у них общий бизнес по предоставлению туристических услуг

    их отношения зарегистрированы в органах ЗАГС

А 2. И семья, и коллектив сотрудников фирмы являются

    этнической общностью

    малой группой

    социальным слоем

    фактором производства

А 3. Что характеризует репродуктивную функцию семьи:

    воспитание детей в традициях семьи

    опека над малолетними и престарелыми

    воспроизводство населения

    создание благоприятного психологического климата в семье

А 4. Верны ли следующие суждения о современной семье в европейских странах?

А. В современном западном обществе преобладает патриархальный тип семьи.

Б. В большинстве европейских стран увеличивается число «свободных брачных союзов».

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

А 5. Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется:

    общими увлечениями

    высокой социальной активностью

    общностью быта

    общностью языка

А 7.

А 8. Верны ли следующие суждения о роли семьи в жизни человека?

А. Семья оказывает своим членам психологическую поддержку и защиту.

Б. Семья осуществляет первичный социальный контроль.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

В 1. Запишите слова, пропущенные во фрагменте таблицы «социальные институты общества».

Фундаментальные потребности общества

Основные социальные институты

Потребности в безопасности и социальном порядке

Государство и другие политические институты

Потребность в продолжении рода

Институт _______ и_________

В 4. Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны:

    возложение домашних обязанностей на женщину

    экономическая самостоятельность женщины

    совместное проживание нескольких поколений

    справедливое разделение домашних обязанностей

    экономическая зависимость женщины от мужчины

    принятие решений всеми членами семьи

(А) Семья как социальный институт обеспечивает репродукцию и первичную социализацию новых поколений. (Б) В исследовании приняли участие 1503 человека – юноши и девушки старше 18 лет. (В) Им задавали различные вопросы: о заключении брака, разводе и воспитании детей. (Г) Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (Д) На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

    фактический характер

    характер оценочных суждений

В 5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.

(А) Возникновение семейных правоотношений связано с официальной регистрацией брака в установленном законом порядке. (Б) В органы ЗАГС пришли совершеннолетние Иван и Наталья, чтобы подать заявление о государственной регистрации брака. (В) Сотрудник ЗАГС отказался принять это заявление, потому что Иван признан судом недееспособным. (Г) Наталья, знавшая об этом и руководствовавшаяся желанием зарегистрироваться в квартире Ивана, поступила безнравственно. (Д) Опекунам Ивана следует лучше следить за ним.

Определите, какие положения текста носят

    фактический характер

    характер оценочных суждений

    характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

С 6. По мнению учёных, семья наряду с другими функциями, выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.

С 7. В ходе социологического опроса 2007 года (Левада – Центр) 1600 россиянам предлагалось ответить на вопрос о равноправии женщин и мужчин в современной России. Полученные результаты представлены в графическом виде (в %).

Сформулируйте любые три вывода по результатам опроса. Приведите обоснование одного из сделанных выводов.

С 7. Социологи страны Р. в течение 15 лет изучали тенденции развития института брака. Были получены следующие статистические данные о количестве разводов на каждую 1000 зарегистрированных браков:

Используя данные графика, сделайте вывод о тенденциях развития института брака в стране Р. Привлекая обществоведческие знания и личный социальный опыт, выскажите три предположения о причинах подобной тенденции.

Вариант 1.

Часть А.

А1. Что из перечисленного характеризует современное западное общество?

1) Аграрный тип общества

2) Неразвитость институтов частной собственности

3) Особая ценность человеческой индивидуальности

4) Преобладание коллективистских форм сознания

А2 . И человек и животное

1) Свободно определяют цель своего поведения

2) Имеют индивидуальные интересы

3) Осознают свою уникальность

4) Зависят от природных условий

А3. Верны ли следующие суждения о последствиях глобализации ?

А. Глобализация приводит к навязыванию определённого образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества.

Б. Глобализация способствует концентрации усилий на разработку новых передовых технологий.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

А4. Под культурой в наиболее общем смысле понимается

1) Уровень воспитанности

2) Вся преобразовательная деятельность человека

3) Производство материальных ценностей

4) Художественное творчество

А5. Страна А. с населением в 15 млн. человек расположена в Южном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности А. к обществам традиционного типа?

1) Основу хозяйства страны составляет аграрное производство

2) Население страны многонационально

3) Слабо развита сеть услуг

4) Верховная власть в стране передаётся по наследству

А6. Верны ли следующие суждения о развитии современной культуры?

А. Интернационализации культуры способствуют мировое разделение труда и возросшая мобильность населения.

Б. Интернационализации культуры способствуют научно-технический прогресс и развитие современных технологий.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

А7. Экономическую сферу жизни общества характеризует

1) Миграция сельского населения

2) Межнациональная интеграция

3) Разделение труда

4) Социальная дифференциаци

А8. Экономические системы различаются

1) Объёмом государственных расходов

2) Степенью вмешательства государства в экономику

3) Масштабами социальной поддержки населения

4) Разнообразием природных ресурсов

А9. Если рыночные цены на товары и услуги повышаются, то

2) Производители увеличивают предложение

3) Снижается минимальный размер оплаты труда

4) Сокращается неравенство доходов населения

А10. Рассмотрите диаграмму «Статьи доходов в бюджете страны Ф. в млрд $. Какой вывод можно сделать на основании данной диаграммы?

1) В 90-е годы XX века в бюджете страны Ф. наименьшую долю составляли доходы от налогов.

2) Во второй половине XX века в бюджете страны Ф. наибольшую долю составляли доходов от внешнеэкономической деятельности.

3) В 50-е годы XX века бюджет страны Ф. в основном пополнялся за счёт доходов от продажи государственного имущества.

4) В 50-е годы XX века доходы от налогов составляли большую часть бюджета страны.

А11. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. Действие рыночных законов способствует эффективному распределению ресурсов производства.

Б. Государство в условиях рыночной экономики может оказывать поддержку социально незащищённым слоям населения.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

А12. Примером горизонтальной социальной мобильности является

1) Получение очередного офицерского звания

2) Перевод на новую, лучше оплачиваемую должность

3) Выход на пенсию

4) Переезд в другой город

А13. Обеспеченность силой общественного мнения является отличительным признаком норм

1) Моральных

2) Правовых

3) Экономических

4) Политических

А14. Т. И В. Проживают вместе, имеют общего ребёнка. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьёй?

1) Они совместно владеют одной квартирой

2) Т. и В. Живут вместе 15 лет

3) У них общий бизнес по предоставлению туристических услуг

4) Отношения Т. И В. зарегистрированы в органах ЗАГС

А15. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?

А. Социальная роль определяет модель поведения человека в той или иной ситуации.

Б. Все социальные роли формально закрепляются за человеком.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

А16. Политическая власть, в отличие от иных видов власти,

1) Представляет собой волевое действие

2) Побуждает людей к определённым действиям

3) Обращается с помощью права ко всем гражданам

4) Определяет отношения между людьми и социальными группами

А17. Что характерно и для мажоритарной и для пропорциональной избирательных систем?

1) Выдвижение кандидатов списками от политических партий

2) Создание одномандатных избирательных округов

3) Формирование единого общенационального избирательного округа

А18. Парламент страны П. формируется из представителей основных политических партий, которые смогли преодолеть семипроцентный избирательный порог. Подберите из приведённых ниже признаков ещё один, характерный для избирательной системы страны П.

1) Депутаты представляют весь спектр существующих в стране партий

2) Места в парламенте распределяются в соответствии с количеством голосов избирателей, которое партия получила на выборах

4) Политические партии не играют существенной роли при выдвижении кандидатов

А19. Верны ли следующие суждения о выборах высших органов власти в РФ?

Б. Выборы депутатов Государственной Думы осуществляются на альтернативной основе.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

А20. Основной особенностью норм права , в отличие от других социальных норм, является то, что они

1) Устанавливаются государством

2) Складываются в течение жизни нескольких поколений

3) Регулируют отношения в сфере власти

4) Устанавливают справедливость

А21. Гражданским правонарушением является

1) Мать с дочерью выиграли приз в лотерее

2) Отец с сыном были оштрафованы за переход улицы в неположенном месте

3) Супруги оформили развод

4) Сын устроился работать в семейную фирму

А24. Верны ли следующие суждения об обязательных условиях трудового договора ?

А. К обязательным условиям трудового договора относится соглашение о режиме труда и отдыха работника.

Б. К обязательным условиям трудового договора относится соглашение об испытательном сроке.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

Часть В.

В1. Запишите слово, пропущенное в схеме:

Ответ:__________________________________________________

В 2. Ниже приведены качества, присущие человеку. Все они, за исключением одного, имеют социальную природу.

Свобода, наследственность, интересы, убеждения, сознание, ответственность.

Найдите и укажите качество, выпадающее из общего списка.

Ответ:_________________________________________________

В 3. Установите соответствие между правоотношением и соответствующей ему отраслью права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)

«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО»

Директор Федерального Председатель Научноинститута педагогических методического совета ФИПИ измерений по обществознанию

Демонстрационный вариант КИМ 2009 г.

подготовлен Федеральным государственным научным учреждением

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2009 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2009 –2)

Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Пояснения к демонстрационному варианту

При ознакомлении с Демонстрационным вариантом 2009 года следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2009 году . Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2009 года, приведен в кодификаторе, помещённом на сайте www.fipi.ru .

Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности: базовом, повышенном и высоком. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом (тип «С»), включённые в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.

Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки и сдачи ЕГЭ в соответствии с целями, которые они ставят перед собой.

© 2009 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Демонстрационный вариант 2009 г.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 44 задания.

Часть 1 включает 30 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 6 заданий, на которые надо дать краткий ответ в виде числа, слова, словосочетания или последовательности букв. Часть 3 включает 8 заданий с развёрнутым ответом. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование, высказать и аргументировать собственное мнение). Выполняя последнее задание работы, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания даётся от одного до четырех баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!


Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А30) поставьте знак « × » в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества?

1) отношения людей в процессе материального производства 2) подсечно-огневое земледелие восточных славян

3) проповедническая деятельность религиозных организаций 4) этнографические исследования

Что из перечисленного характеризует современное западное общество?

1) аграрный тип общества

2) неразвитость институтов частной собственности

3) особая ценность человеческой индивидуальности 4) преобладание коллективистских форм сознания

Под культурой в наиболее общем смысле понимается

1) уровень воспитанности

2) вся преобразовательная деятельность человека

3) производство материальных ценностей 4) художественное творчество

Страна А. с населением в 15 млн. человек расположена в Южном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности А. к обществам традиционного типа?

1) Основу хозяйства страны составляет аграрное производство.

2) В стране проживает многонациональное население.

3) Слабо развита сеть услуг.

4) Верховная власть в стране передается по наследству.

Верны ли следующие суждения о развитии современной культуры?

А. Интернационализации культуры способствуют мировое разделение труда и возросшая мобильность населения.

Б. Интернационализации культуры способствуют научно-технический прогресс и развитие информационных технологий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

И человек, и животное

1) свободно определяют цель своего поведения

2) имеют индивидуальные интересы

3) осознают свою уникальность

4) зависят от природных условий

Артисты музыкального театра играют классический спектакль. Субъектом этой деятельности являются

2) исполнители

3) музыкальные инструменты 4) зрители

Экономическую сферу жизни общества характеризует

1) миграция сельского населения

2) межнациональная интеграция

3) разделение труда

4) социальная дифференциация

Экономические системы различаются

1) объемом государственных расходов

2) степенью вмешательства государства в экономику

3) масштабами социальной поддержки населения 4) разнообразием природных ресурсов

Если рыночные цены на товары и услуги повышаются, то

1) растет безработица

2) производители увеличивают предложение

3) снижается минимальный размер оплаты труда 4) сокращается неравенство доходов населения

Рассмотрите диаграмму «Статьи доходов в бюджете страны Ф. в млрд. $».

Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?

1) в 90-е годы XX в. в бюджете страны Ф. наименьшую долю составляли налоговые доходы

2) в стране Ф. во второй половине XX в. наибольшую долю составляли доходы от внешнеэкономической деятельности

3) бюджет страны Ф. в 50-е гг. XX в. в основном пополнялся за счет доходов от продажи государственного имущества

4) в 50-е годы XX в. налоговые доходы составляли большую часть бюджета страны Ф.

Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. Действие рыночных законов способствует эффективному распределению ресурсов производства.

Б. Государство в условиях рыночной экономики может оказывать поддержку социально незащищенным слоям населения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


A16 Примером горизонтальной социальной мобильности является

1) получение очередного офицерского звания

2) перевод на новую, лучше оплачиваемую должность

3) выход на пенсию

4) переезд в другой город

Т. и В. проживают вместе, имеют общего ребенка. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьей?

1) Они совместно владеют квартирой.

2) Т. и В. живут вместе уже 15 лет.

3) У них общий бизнес по предоставлению туристических услуг.

4) Отношения Т. и В. зарегистрированы в органах ЗАГС.

Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?

А. Социальная роль определяет модель поведения в той или иной ситуации.

Б. Все социальные роли формально закрепляются за человеком.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Что характерно и для мажоритарной, и для пропорциональной избирательных систем?

1) выдвижение кандидатов списками от политических партий

2) создание одномандатных избирательных округов

3) формирование единого общенационального избирательного округа 4) тайная подача голосов избирателей во время голосования

Парламент страны П. формируется из представителей основных политических партий, которые смогли преодолеть семипроцентный избирательный порог. Подберите из приведенных ниже признаков еще один, характерный для избирательной системы страны П.

1) Депутаты представляют весь спектр существующих в стране партий.

2) Места в парламенте распределяются в соответствии с количеством голосов избирателей, которое партия получила на выборах.

4) Политические партии не играют существенной роли при выдвижении кандидатов.

Гражданским правонарушением является

1) дача взятки должностному лицу

2) пропуск занятий без уважительной причины

Какая ситуация является примером семейных правоотношений?

1) мать с дочерью выиграли приз в лотерее

2) отец с сыном были оштрафованы за переход улицы в неположенном месте

3) супруги оформили развод

4) сын устроился работать в семейную фирму

Верны ли следующие суждения о возникновении правоспособности и дееспособности?

А. Правоспособность и дееспособность у юридических лиц возникает в момент регистрации юридического лица.

Б. Правоспособность физического лица возникает в момент получения паспорта.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 рядом с номером задания (В1–В6), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо давать в виде слова (словосочетания), последовательности букв или цифр без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами .

Ниже приведены качества, присущие человеку. Все они, за исключением одного, имеют социальную природу.

Свобода, наследственность, интересы, убеждения, сознание, ответственность .

Найдите и укажите качество, «выпадающее» из общего ряда.

Ответ: _________________________ .

B3 Установите соответствие между правоотношением и соответствующей

Ему отраслью права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРАВООТНОШЕНИЕ ОТРАСЛЬ ПРАВА

А) Установление денежной единицы РФ 1) конституционное

Б) Определение полномочий Председателя 2) административное Правительства РФ

В) Нарушение требований промышленной безопасности

Г) Нарушение правил рыбной ловли

Д) Установление политического режима

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)Для того, чтобы определить, как россияне относятся к богатым, был проведен опрос. (2)Установлено, что 46% представителей молодежи относятся к богатым людям с интересом, уважением и в чем-то даже сочувствуют. (3)44% представителей старшего поколения воспринимают «разбогатевших» людей с раздражением. (4)Результаты данного опроса, на наш взгляд, вряд ли отражают мнение всех россиян.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Понятие «_______________(1)» получило распространение с конца 1960-х гг. Так принято называть проблемы, носящие _______________(2) характер. Они затрагивают интересы каждого народа и каждого человека, их решение возможно только совместными усилиями всех людей. От того, в каком направлении будет осуществляться их решение, зависит ______________(3) человечества как биологического вида. В этих проблемах также проявляется ____________(4) социальных и природных основ жизни общества и отдельного человека.

Одна группа проблем связана с отношениями между государствами. Устранение ______________(5) экономического развития, сохранение мира – это одновременно и решение проблемы здоровья людей, и проблемы качества освоения природных ресурсов. Остановка _____________(6) также предотвращает загрязнение природной среды в планетарном масштабе».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово

(словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) выживание

Б) общественный

В) глобальные проблемы

Г) гонка вооружений

Д) неравномерность Е) глобализация

Ж) общечеловеческий

З) динамичность

И) неразрывность

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1–С8) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развернутый ответ на него.

Количество баллов, выставляемых за задания части 3, зависит от полноты и правильности вашего ответа. Оцениваться будет и полный правильный, и частично правильный ответ.

Прочитайте текст и выполните задания С1–С4.

(Б.Н. Чичерин)

Некоторые думают, что парламентское правление начинается сразу после избрания тех или иных партийных представителей в органы власти. Разделяет ли это мнение автор? Подтвердите ответ словами текста и приведите пример, подтверждающий справедливость данного суждения.

Понятие «личность» подразумевает прежде всего те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни под влиянием общения с окружающими. Конкретизируйте это «книжное» утверждение с помощью трех примеров влияния социального окружения на человека. (В каждом из трех случаев назовите качество и укажите, под влиянием чего оно сформировалось).

В ходе социологического опроса 2007 г. (Левада-Центр) 1600 россиянам предлагалось ответить на вопрос о равноправии женщин и мужчин в современной России. Полученные результаты (отдельно по ответам двух групп: мужчины и женщины) представлены в графическом виде.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний.

Опираясь на обществоведческий курс, раскройте смысл выбранного высказывания и изложите свою точку зрения на выдвинутое автором положение (отношение к нему). Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания , полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт .

В бланке ответов 2 запишите полный номер задания (например, С8.5), выбранное высказывание, а затем развёрнутый ответ.

Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по обществознанию

Часть 1

Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается одним баллом.

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

Часть 2

Задания части 2 оцениваются: (В1 – В2) – один балл, (В3 – В6) – два балла (2 балла: нет ошибок; 1 балл: допущена одна ошибка; 0 баллов:

допущены две и более ошибок).

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что, если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х» , а не «0». При использовании технологии «КРОК » в подобной ситуации используется знак «–», а не «Х ».

Часть 3

Задания части 3 оцениваются от двух до четырех баллов. За правильное выполнение заданий С1, С4, С5 присваивается 2 балла; С2, С3, С6, С7 – 3 балла, С8 – 4 балла. Максимально возможный балл за всю работу – 62.

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4.

Мы уже говорили о необходимости партий в представительном порядке, о выгодах и невыгодах, проистекающих из их борьбы. Политическая свобода призывает общественные силы к участию в государственных делах. В силу этого политическое движение происходит здесь не иначе, как посредством взаимодействия тех разнообразных течений и направлений, на которые разделяется общество. Здесь лежит главный источник политической жизни в конституционных государствах.

Партии естественно возникают на почве общественного мнения. Необходимость дисциплины и организации для совокупного действия превращает неустроенную массу свободных случайных мыслей в более или менее крепкие и прочные силы, способные быть субъектами политических действий.

При организованных партиях есть возможность рассчитывать, действовать, направлять разрозненные стремления к общей цели, чем партии устойчивее, чем больше они срослись с историей народа, более определилась их программа, тем правильнее течет политическая жизнь, основанная на свободе. Наоборот, там, где партия представляет только смутное брожение бесконечно разнообразных направлений, там из политической свободы дается один хаос. С другой стороны, только при политической свободе могут образовываться настоящие партии, ибо только тогда появляется возможность и необходимость действовать сообща на политическом поприще, достигать известных целей постоянными и совокупными усилиями многих. Но одной свободы для этого недостаточно; необходимо, чтобы в обществе существовали нужные для партий элементы, чтобы развит был политический смысл, чтобы определились основные направления, чтобы люди группировались около некоторых созданных ими начал, наконец, чтобы выработались политические нравы, которые создаются всякой общественной деятельностью, требующей совокупных усилий. Одним словом только созревшее общественное мнение рождает настоящие политические партии. И при этих условиях они возникают не вдруг, а слагаются медленно, в политической борьбе, должны пройти через многие испытания прежде, нежели получат надлежащую крепость и силу. Поэтому не надо думать, что с установлением представительного порядка немедленно водворяется парламентское правление. Оно невозможно, пока партии не накопили опыта работы и не доказали свою способность управлять государством.

(Б.Н. Чичерин)


Ответ :

Укажите с опорой на текст любые четыре условия превращения политических партий в «субъекты политических действий».

Ответ :

C3 Какими словами автор характеризует организованные и неорганизованные партии в обществе? (Выпишите по одному авторскому суждению, характеризующему каждую из этих групп партий). Приведите подтверждающий авторскую характеристику пример деятельности одной из существующих (или существовавших) организованных партий.

Ответ :

Баллы

1) хар

актеристика организованных и неорганизованных партий:

«При организованных партиях есть возможность рассчитывать, действовать, направлять разрозненные стремления к общей цели, чем партии устойчивее, чем больше они срослись с историей народа, более определилась их программа, тем правильнее течет политическая жизнь, основанная на свободе»;

«Там, где партия представляет только смутное брожение бесконечно разнообразных направлений, там из политической свободы дается один хаос».

2) пример деятельности партии, например:

− В США действуют уже более полутора столетий крупные партии республиканцев и демократов, программы которых развиваются вместе с развитием страны, отображая интересы избирателей.

Могут быть приведены и иные адекватные примеры.

Приведены обе характеристики и пример

Приведена одна характеристика и пример

Приведены обе характеристики без примера, ИЛИ приведен пример, свидетельствующий о понимании выпускником характеристик организованных и неорганизованных партий

Приведена одна характеристика без примера,

ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

C4 Некоторые думают, что парламентское правление начинается сразу после избрания тех или иных партийных представителей в органы власти. Разделяет ли это мнение автор? Подтвердите ответ словами текста и приведите пример, подтверждающий справедливость данного суждения.

Ответ :

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В ответе должны содержаться следующие позиции :

1) отрицательный ответ (автор не разделяет данное мнение); 2) положение текста: «Не надо думать, что с установлением представительного порядка немедленно водворяется парламентское правление. Оно невозможно, пока партии не накопили опыта работы и не доказали свою способность управлять государством»; 3) пример, подтверждающий справедливость суждения автора, например, указана одна из стран, приступивших к строительству демократии, в которой происходили досрочные выборы, были неустойчивы партийные коалиции в парламентах.

Может быть приведен другой пример.

Приведены ответ, положение текста и пример

Приведены ответ и пример,

ИЛИ положение текста и пример

Приведены ответ и положение текста без примера, ИЛИ пример без ответа и положения текста

Приведен только ответ или только положение текста, ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

C5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «диалог культур»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о диалоге культур.

Ответ :

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) смысл понятия , например:

– диалог культур – это взаимодействие культур, обмен ценностями. 2) два предложения с информацией о диалоге культур, опирающейся на знания курса, например:

− «Диалог культур – процесс, последствия которого неоднозначны».

− «Диалог культур может способствовать как взаимному обогащению культур, так и уничтожению некоторых из них». Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о диалоге культур.

Раскрыт смысл понятия, и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте

Раскрыт смысл понятия, и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте, ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия

Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены, ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний,

ИЛИ обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия,

ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте, ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

C6 Понятие «личность» подразумевает прежде всего те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни под влиянием общения с окружающими. Конкретизируйте это «книжное» утверждение с помощью трех примеров влияния социального окружения на человека. (В каждом из трех случаев назовите качество и укажите, под влиянием чего оно сформировалось).

Ответ :

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Ответ должен содержать примеры влияния социального на человека, способствующего формированию ли качеств, например:

1) овладение речью под влиянием общения в семье;

2) складывание системы ценностей человека под

окружения чностных

влиянием

межличностных отношений и совместной деятельности; 3) усвоение традиций социальной общности под

влиянием

участия в национальных праздниках.

Могут быть названы иные качества и иные примеры влияния социального окружения.

Названы три качества и указаны три соответствующих социальных влияния

Названы два – три качества и указаны два соответствующих социальных влияния,

ИЛИ названы три качества и указано одно соответствующее социальное влияние

Названо(-ы) одно – два качества и указано одно соответствующее социальное влияние

Названы только одно – три качества без указания социального влияния,

ИЛИ указано(-ы) только социальное(-ые) влияние(-я),

ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

C7 В ходе социологического опроса 2007 г. (Левада-Центр) 1600 россиянам предлагалось ответить на вопрос о равноправии женщин и мужчин в современной России. Полученные результаты (отдельно по ответам двух групп: мужчины и женщины) представлены в графическом виде.

(Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%.)

Сформулируйте любые три вывода по результатам опроса. Приведите обоснование одного из сделанных выводов.

Ответ :

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

ете должны быть следующие элементы :

три вывода , допустим:

большинство россиян (независимо от пола) считают, что мужчины и женщины имеют равные права;

в то же время среди многих опрошенных женщин распространено мнение, что женщины имеют меньше прав, чем мужчины;

большее число мужчин, чем женщин, считают, что женщины имеют больше прав, чем мужчины.

обоснование одного из них , например:

Тот факт, что большее число мужчин (чем женщин) считают, что у женщин больше прав, может быть объяснен следующим: респонденты исходили из того, что во многих


Выполняя задание С8, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний.

C8.1 – С8.6

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

1) раскрытие смысла высказывания;

2) представление и аргументацию своей позиции (с опорой на положения курса, факты из истории и современной жизни общества, собственный опыт);

3) уровень приводимых суждений и аргументов: теоретический (с опорой на знания, с обобщениями и выводами, при корректном использовании обществоведческих понятий и терминов) или уровень обыденного сознания (с опорой на представления, сформированные в повседневной жизни).

Смысл высказывания раскрыт.

Представлена и аргументирована собственная точка зрения (позиция, отношение).

Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но приведенные суждения и аргументы свидетельствуют о его понимании. Представлена и аргументирована собственная точка зрения (позиция, отношение).

Суждения и аргументы приведены на теоретическом уровне.

Смысл высказывания раскрыт.

Представлена и аргументирована собственная точка зрения.

Суждения и аргументы приведены на уровне обыденного сознания или при формальном использовании (назывании) обществоведческих терминов.

Смысл высказывания не раскрыт, но приведенные суждения свидетельствуют о его понимании.

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) с аргументацией на уровне обыденного сознания.

ИЛИ Смысл высказывания раскрыт. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) без аргументации.

Суждения и аргументы, по которым можно судить о понимании смысла высказывания, отсутствуют

ИЛИ Смысл высказывания не раскрыт, но представленная точка зрения свидетельствует о его понимании. Аргументация отсутствует.

ИЛИ Раскрыт смысл высказывания без выражения собственной точки зрения и аргументов

ИЛИ Дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания .

Максимальный балл

Контрольные работы по обществознанию 10 класс

Итоговая контрольная работа по обществознанию 10 класс

Вариант подготовила Гимранова З. Р.

Вариант 1

Часть 1 (А)

А1.Что из перечисленного является особенностью постиндустриального общества?

1.Религиозный характер культуры

2. Переход от натурального к товарному производству

3.Завершение промышленного переворота

4. Развитие информационных технологий

А2.Обществом в широком смысле слова называют

1.весь окружающий мир

2.совокупность форм объединения людей

3.группы,в которых происходит общение

4.взаимодействия людей в повседневной жизни

А3. Верны ли следующие суждения о последствиях глобализации?

А. Глобализация приводит к навязыванию определённого образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества.

Б. Глобализация способствует концентрации усилий на разработку новых передовых технологий.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

А4. Под культурой в наиболее общем смысле понимается

  1. Уровень воспитанности
  2. Вся преобразовательная деятельность человека
  3. Производство материальных ценностей
  4. Художественное творчество

А5 Отношения общества и природы характеризуются тем,что

  1. общество оказывает преимущественно отрицательное влияние на природу
  2. природа полностью определяет направление развития общества
  3. общество не оказывает существенного влияния на природу
  4. природа и общество воздействуют друг на друга

А6. Верны ли следующие суждения о развитии современной культуры?

А. Интернационализации культуры способствуют мировое разделение труда и возросшая мобильность населения.
Б. Интернационализации культуры способствуют научно-технический прогресс и развитие современных технологий.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

А7. Экономическую сферу жизни общества характеризует

  1. Миграция сельского населения
  2. Межнациональная интеграция
  3. Разделение труда
  4. Социальная дифференциаци

А8. Т. И В. Проживают вместе, имеют общего ребёнка. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьёй?

  1. Они совместно владеют одной квартирой
  2. Т.и В. Живут вместе 15 лет
  3. У них общий бизнес по предоставлению туристических услуг
  4. Отношения Т. И В. зарегистрированы в органах ЗАГС

А9. Если рыночные цены на товары и услуги повышаются, то

  1. Растёт безработица
  2. Производители увеличивают предложение
  3. Снижается минимальный размер оплаты труда
  4. Сокращается неравенство доходов населения

А10. Если общество утрачивает способность к выполнению той или иной значимой функции,то это является признаком

1.регресса 2.волюции 3.революции 4.реформы

А. Действие рыночных законов способствует эффективному распределению ресурсов производства.
Б. Государство в условиях рыночной экономики может оказывать поддержку социально незащищённым слоям населения.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

А12. Примером горизонтальной социальной мобильности является

  1. Получение очередного офицерского звания
  2. Перевод на новую, лучше оплачиваемую должность
  3. Выход на пенсию
  4. Переезд в другой город

А13. Обеспеченность силой общественного мнения является отличительным признаком норм

  1. Моральных
  2. Правовых
  3. Экономических
  4. Политических

А14. Экономические системы различаются

  1. Объёмом государственных расходов
  2. Степенью вмешательства государства в экономику
  3. Масштабами социальной поддержки населения
  4. Разнообразием природных ресурсов

А15. Либеральная политическая идеология предполагает

  1. уважение к традициям,обычаям,существующим в обществе
  2. борьбу против социального неравенства,социальных контрастов
  3. стремление к созданию социально однородного бесклассового общества
  4. признание в качестве приоритета прав и свобод отдельной личности

А16. Политическая власть, в отличие от иных видов власти,

  1. Представляет собой волевое действие
  2. Побуждает людей к определённым действиям
  3. Обращается с помощью права ко всем гражданам
  4. Определяет отношения между людьми и социальными группами

А17. .Племена и народности- это:

1.исторические типы общества 2.социальные страты

3.этнические общности 4.социальные группы

А18. Парламент страны П. формируется из представителей основных политических партий, которые смогли преодолеть семипроцентный избирательный порог. Подберите из приведённых ниже признаков ещё один, характерный для избирательной системы страны П.

  1. Депутаты представляют весь спектр существующих в стране партий
  2. Места в парламенте распределяются в соответствии с количеством голосов избирателей, которое партия получила на выборах
  3. Избиратели голосуют прежде всего за личности кандидатов, а потом уже за их политическую программу
  4. Политические партии не играют существенной роли при выдвижении кандидатов

А19. Верны ли следующие суждения о выборах высших органов власти в РФ?

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

А20. Основной особенностью норм права, в отличие от других социальных норм, является то, что они

  1. Устанавливаются государством
  2. Складываются в течение жизни нескольких поколений
  3. Регулируют отношения в сфере власти
  4. Устанавливают справедливость

Часть В.

В1. Ниже приведены качества, присущие человеку. Все они, за исключением одного, имеют социальную природу.

Свобода, наследственность, интересы, убеждения, сознание, ответственность.

Найдите и укажите качество, выпадающее из общего списка.

Ответ:_________________________________________________

В2. Установите соответствие между правоотношением и соответствующей ему отраслью права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А Б В Г Д

В3. Найдите в приведённом ниже списке характерные признаки правонарушений и обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. Общественно опасное деяние
  2. Неэтичное деяние
  3. Виновное деяние
  4. Безнравственное деяние
  5. Безрассудное деяние
  6. Противоправное деяние

Ответ:_____________________________________

В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

Социологи определяют социальную роль как поведение субъекта, обеспечивающее выполнение статусных прав и обязанностей. (2) Принято считать, что социальная роль – это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения. (3) Социальную роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4) По вашему мнению, именно благодаря социальной роли интеграция в социальную среду происходит легко и безболезненно.

А) фактический характер

1 2 3 4

Ответы — Вариант 1

№ задания Ответ № задания Ответ № задания Ответ
А 1 3 А 9 2 А 17 3
А 2 2 А 10 1 А 18 2
А 3 3 А 11 3 А 19 2
А 4 2 А 12 4 А 20 1
А 5 4 А 13 1
А 6 3 А 14 4
А 7 3 А 15 4
А 8 2 А 16 3

Вариант 2

Часть А

А1. Что из перечисленного является особенностью постиндустриального общества?

  1. Религиозный характер культуры
  2. Переход от натурального к товарному производству
  3. Завершение промышленного переворота
  4. Развитие информационных технологий

А2. Личность человека –это

  1. целостность социальных свойств человека
  2. своеобразное сочетание особенностей,отличающих одного человека от другого
  3. отдельный представитель социальной общности
  4. отдельно взятый человек как представитель человеческого рода

А3. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек приспосабливается к окружающей среде, которая и определяет его образ жизни.

Б. Человеку свойственно ценностное отношение к действительности.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

А4. Общим для научного и художественного творчества являются

  1. Стремление к осмыслению действительности
  2. Обоснованность предположений
  3. Стремление к достоверности
  4. Формирование чувства прекрасного

А5. В наиболее общем виде под культурой понимают

1.сложные формы поведения людей 2.вся преобразовательная деятельность человека

3.следование правилам этикета 4.производство и применение орудий труда

А6. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Материальная и духовная культуры слабо связаны друг с другом.

Б. Общество может существовать, не создавая культуру.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

А7. Функцией государства в рыночной экономике является

  1. Увеличение числа частных предприятий
  2. Поддержка стабильности рыночных цен
  3. Регулирование обмена
  4. Обеспечение защиты прав собственности

А8. Если экономические проблемы решаются в равной степени и рынком, и государством, то экономика является

  1. Командной
  2. Рыночной
  3. Традиционной
  4. Смешанной

А9. Развитию конкуренции производителей способствует

  1. Уменьшение производительности труда
  2. Концентрация производства
  3. Свобода предпринимательства
  4. Усиление монополистических тенденций в экономике

А10. Экономическая дифференциация проявляется в

  1. сращивании политической власти и крупного капитала
  2. выделении богатых,бедных и средних слоев общества
  3. появлении у отдельных групп новых источников дохода
  4. создании новых производств

А11. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. Рыночные отношения создают возможность расширения границ демократических свобод в обществе.

Б. Рыночная экономика заинтересована в поддержании многообразия форм собственности

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

А12. Назначение бывшего министра на должность генерального директора крупного государственного концерна иллюстрирует

  1. Социальную мобильность
  2. Социальную стратификацию
  3. Социальное неравенство
  4. Социальную адаптацию

А13. Правовые нормы в отличие от других социальных норм

  1. Опираются на силу общественного мнения
  2. Обеспечиваются силой государственного принуждения
  3. Поддерживаются моральным сознанием
  4. Осваиваются в процессе социализации

А14. Жительница Германии коллекционирует забавные и смешные фамилии. В её собрании более 5,5 тыс. фамилий. Это пример

  1. Нарушающего закон поведения
  2. Позитивного отклоняющегося поведения
  3. Соответствующего обычаям поведения
  4. Негативного отклоняющегося поведения

А15.Рациональное познание,в отличие от чувственного

  1. создает зрительный образ предмета
  2. выделяет существенные признаки предмета
  3. формирует знания и представления о предмете
  4. нацелено на постижение истины

А16. Что относится к институтам политической системы?

  1. Политические организации, главной из которых является государство
  2. Совокупность отношений и форм взаимодействия между социальными группами и индивидами
  3. Нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь общества
  4. Совокупность различных по своему содержанию политических идей

А17. Правовое государство отличает

  1. Развитие культурно-национальных автономий
  2. Наличие разветвлённой системы судов различных уровней
  3. Формирование эффективной системы правоохранительных органов
  4. Верховенство закона, закрепляющего права и свободы граждан

А18. В государстве К. права и свободы граждан гарантируются законом, в СМИ представлен широкий спектр политических взглядов. Какой политический режим сложился в государстве К.?

  1. Демократический
  2. Тоталитарный
  3. Авторитарный
  4. Диктаторский

А19. Верны ли следующие суждения о правах граждан?

А. В референдуме вправе участвовать гражданин РФ, достигший 18-летнего возраста.

Б. Гражданин, признанный по суду недееспособным, не может принимать участие в выборах.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

А20. Действующая Конституция РФ была принята

  1. Советом Федерации
  2. Государственной Думой
  3. Государственным советом
  4. Всенародным голосованием

Часть В.

В1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «потребитель».

Найдите и укажите термин, выпадающий из общего ряда.

Ответ:__________________________________________________

В2. Установите соответствие между характеристиками чувственного познания и их формами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)

А Б В

В3. Найдите в приведённом ниже списке этические (моральные) нормы и обведите цифры, под которыми они указаны.

В полном объёме дееспособность по общему правилу наступает с 18 лет

К человеку следует относиться не как к средству, а как к цели

Общество с осуждением относится к нарушителям трудовой дисциплины

Трудовой договор (контракт) устанавливает взаимные обязанности работника и работодателя

Супруги могут заключить брачный договор

Ближнего своего нужно любить как себя самого

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ:______________________________________

В4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

Устав ООН обязывает государства развивать международное сотрудничество в целях содействия «всеобщему уважению и соблюдению прав человека».(2) На наш взгляд, это положение имеет фундаментальный характер.(3) К сожалению, в годы «холодной войны» единодушия среди государств по вопросу прав человека не было.(4) Устав ООН формулирует цели, которые должны быть достигнуты современными государствами.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.






















1. Семья, в отличии от других социальных институтов, выполняет функцию
1) социально-статусную 2) рекреационную 3)воспитательную 4) репродуктивную
2. Укажите, что является необходимым условием для вступления в брак?
А) наличие жилплощади В) Согласие родителей Б) Среднее или высшее образование Г) Достижение брачного возраста
3. Укажите, что является основным источником семейного права.
А) Конвенция о правах ребёнка Б)Семейный кодекс РФ
В) Кодекс о браке и семье РФ Г)Уложение о семейных отношениях РФ
4. Основанная на браке или на кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, - это 1) род 2) сословие 3) семья 4) элита
5. Т. и В проживают вместе, имеют общего ребёнка. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьёй?
1) Они совместно владеют квартирой 2) У них общий бизнес по предоставлению туристических услуг
3) Т. и В. живут вместе уже 15 лет 4) Отношения Т. и В. зарегистрированы в органах ЗАГС.
6. Верны ли следующие суждения о признаках патриархальной (традиционной)семьи?
А) Женщина экономически зависит от мужчины
Б) Домашние обязанности чётко распределены между мужем и женой.
1) верно А 2) верно Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
7. Бабушка ухаживает за заболевшим ребёнком, чтобы родители могли продолжить работать. Какая из функций семьи проявляется в этой ситуации?
А) досуговая Б)репродуктивная В) социально-статусная Г) экономическая
8. Семья в отличии от других малых групп характеризуется
1. Высокой политической активностью 2. Общностью быта 3. Общими увлечениями 4. Профессиональным роста
9. Верны ли следующие суждения о семье?
А. Семья – это малая группа Б. Семья – это социальный институт
1) верно А 2) верно Б 3)верны оба 4)оба неверны
10. Демократическая (партнёрская) семья в отличие от патриархальной (традиционной) семьи характеризуется:
А) совместным проживанием как минимум трех поколений
Б) справедливым распределением домашних обязанностей
В) экономической зависимостью женщины от мужчины Г) главенствующей ролью мужчины в доме.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!