Календарное планирование музыкального руководителя для овз. Инклюзивная практика с детьми с особыми возможностями здоровья в музыкально-образовательной деятельности

Музыкальная деятельность, как средство развития детей ОВЗ

Т.В. Лопатина, музыкальный руководитель 1 категории МБДОУ детский сад № 28» Малышок», городской округ Рефтинский

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.

За последний год изменились нормативно - правовые, экономические и административные условия существования системы дошкольных образовательных учреждений.

Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.

В настоящее время увеличивается процент детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, что проявляется в снижении мышечного тонуса, несовершенстве общей и мелкой моторики, нескоординированности движений, несформированностью в работе голосообразующей системы. Увлечение компьютерными играми, неограниченный просмотр телевизионных программ приводит к снижению двигательной активности детей, проблемам в коммуникативном общении. Отдельную категорию составляют дети с различными нарушениями речи.

В нашем детском саду воспитываются дети с нарушением речи..

Цель образовательной программы детского сада комбинированного вида №28 «Малышок» - создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.) , сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Мной осуществляется комплексный подход в сопровождении детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ компенсирующего вида. Я тесно взаимодействую с учителем-логопедом и воспитателем, мы пришли к выводу, что чем разнообразнее формы работы с ребенком дошкольного возраста, тем успешнее преодолеваются отклонения в его развитии.

В нашем детском саду образовательная деятельность осуществляется на основе комплексно-тематического планирования, составляющей частью которого является раздел музыкального развития детей, с использованием логоритмических упражнений, с учетом возможностей и потребностей детей с различными речевыми нарушениями.

Цель моей работы - помочь детям с ЗПР активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности и элементов логоритмики на основе закрепления лексических тем.

Основная задача моей коррекционно-педагогической работы состоит в том, чтобы создать условия для всестороннего развития ребенка с ЗПР в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Охарактеризую основные направления работы музыкальной деятельности.

Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности:

восприятия музыки - сложного чувственного процесса, наполненного внутренними переживаниями. Он переплетается с музыкальными ощущениями и восприятиями, где предыдущий опыт соединяется с живыми ассоциациями, переживаемыми ребенком в данный момент, а следование за развитием музыкальных образов выражается в ярких ответных реакциях. Восприятие музыки является как самостоятельным видом музыкальной деятельности, так и методическим приемом, предваряющим детское исполнительство (пение, движения под музыку, игру на детских музыкальных инструментах) .

Для слушания музыки я использую вокальные и инструментальные произведения (программные и не программные) , разные по тематике;

детского исполнительства, которое предполагает изобразительно- деятельностное проявление детей в пении, движении под музыку, в игре на музыкальном инструменте;

музыкально-образовательной деятельности, проявляющейся в усвоении детьми элементарных сведений о музыкальном искусстве, его выразительных особенностях, а также обеспечивающей

развитие навыков и умений в различных видах музыкальной деятельности;

детской музыкально-творческой деятельности, выражающейся в элементарных проявлениях в разных видах музыкальной деятельности.

Музыкальное воспитание детей мной осуществляется посредством различных форм музыкальной деятельности:

музыкальных занятий,

музыкальной деятельности вне занятий,

художественно-досуговой деятельности.

Музыкальное занятие - основная форма организации музыкального воспитания, обучения и коррекции отклонений в развитии детей с проблемами средствами музыкального искусства. Оно основывается на программных требованиях, составленных с учетом клинико-психологических, возрастных особенностей таких детей. Музыкальные способности дошкольников с проблемами проявляются в совместной деятельности со взрослым. Я и педагог правильным подходом, последовательностью методических приемов влияют на индивидуальное развитие каждого дошкольника. При этом используется положительный пример сверстников, помогающих ребенку, испытывающему трудности, быстрее их преодолеть.

Музыкальная деятельность вне занятий - форма музыкальной деятельности, организация и проведение которой осуществляются педагогом в группе, где, с одной стороны, он закрепляет навыки, полученные детьми на музыкальных занятиях, и учит использовать в их игровой деятельности, в быту, а с другой - обеспечивает индивидуальную коррекционную работу с ребенком посредством музыкальной деятельности. Эту работу педагог осуществляет в процессе:

музыкально-игровой деятельности (музыкально-дидактических игр, игр под пение, включение знакомых песен в сюжетные игры, в режимные процессы, в свободную деятельность в группе) ;

музыкально-театрализованной деятельности (инсценирование взрослым и детьми песен на фланелеграфе, в настольном театре, на ширме, по ролям, проведение пантомимических игр руками под музыку и т. д.) .

Художественно-досуговая деятельность - форма музыкальной деятельности дошкольников, включающая праздники, развлечения. Она объединяет детей и взрослых общностью переживаний, дает возможность ребенку приобрести опыт общения,

создает ощущение торжества. Красочное оформление помещения, где проводится праздник, музыка, яркие детские костюмы, присутствие родителей-зрителей - все это обеспечивает сильные, незабываемые впечатления ребенка с проблемами в развитии. Праздники и развлечения - важное средство художественного развития, формирования художественной культуры.

Т.О., в соответствии с ФГОС через музыкальную деятельность идет удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, а именно:

  1. развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы становление эстетического отношения к окружающему миру;
  2. формирование элементарных представлений о видах искусства;
  3. восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  4. стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  5. реализациясамостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,

конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 7»

«Музыкальная деятельность, как средство развития детей с ОВЗ»

Подготовил:

музыкальный руководитель

Попов С.В.

2016г.

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход ее развития на последующих этапах жизненного пути человека. За последний год изменились нормативно - правовые, экономические и административные условия существования системы дошкольных образовательных учреждений.Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я". Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.В настоящее время увеличивается процент детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, что проявляется в снижении мышечного тонуса, несовершенстве общей и мелкой моторики, нескоординированности движений, несформированностью в работе голосообразующей системы. Увлечение компьютерными играми, неограниченный просмотр телевизионных программ приводит к снижению двигательной активности детей, проблемам в коммуникативном общении. Отдельную категорию составляют дети с различными нарушениями речи.

Цель образовательной программы детского сада- создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.) , сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Я тесно взаимодействую с учителем-логопедом, мы пришли к выводу, что чем разнообразнее формы работы с ребенком дошкольного возраста, тем успешнее преодолеваются отклонения в его развитии.

Цель моей работы - помочь детям с ЗПР активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности.

Основная задача моей коррекционно-педагогической работы состоит в том, чтобы создать условия для всестороннего развития ребенка с ЗПР в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Охарактеризую основные направления работы музыкальной деятельности.

Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности:

восприятия музыки - сложного чувственного процесса, наполненного внутренними переживаниями. Восприятие музыки является как самостоятельным видом музыкальной деятельности, так и методическим приемом, предваряющим детское исполнительство (пение, движения под музыку, игру на детских музыкальных инструментах) .

Для слушания музыки я использую вокальные и инструментальные произведения (программные и не программные) , разные по тематике;

детское исполнительство – которое предполагает изобразительно- деятельностное проявление детей в пении, движении под музыку, в игре на музыкальном инструменте;

музыкально-образовательная деятельность - проявляющеяся в усвоении детьми элементарных сведений о музыкальном искусстве, его выразительных особенностях.

детской музыкально-творческой деятельности - выражающейся в элементарных проявлениях в разных видах музыкальной деятельности.

Музыкальное воспитание детей мной осуществляется посредством различных форм музыкальной деятельности:

Музыкальное занятие - основная форма организации музыкального воспитания, обучения и коррекции отклонений в развитии детей с проблемами средствами музыкального искусства. Оно основывается на программных требованиях, составленных с учетом клинико-психологических, возрастных особенностей таких детей. Музыкальные способности дошкольников с проблемами проявляются в совместной деятельности со взрослым.

Художественно-досуговая деятельность - форма музыкальной деятельности дошкольников, включающая праздники, развлечения. Она объединяет детей и взрослых общностью переживаний, дает возможность ребенку приобрести опыт общения, создает ощущение торжества. Красочное оформление помещения, где проводится праздник, музыка, яркие детские костюмы, присутствие родителей-зрителей - все это обеспечивает сильные, незабываемые впечатления ребенка с проблемами в развитии. Праздники и развлечения - важное средство художественного развития, формирования художественной культуры.

Проведение музыкального занятия строится по определённой схеме: Слушание и подпевание; музыкально-игровой показ; забавная гимнастика: пестушки, потешки, песенки, игры, пляски.

Один из главных моментов в музыкальном воспитании детей с различными нарушениями – индивидуальная работа. В общении с глазу на глаз выполняются различные коррекционные задания. Например, в игре «Лошадка», «Синичка», «Тучка- сердючка»- развиваются у детей певческие навыки, которые способствуют развитию коммуникативных навыков.

Упражнения подбираются с учётом не только физических, но и психических нарушений каждого ребенка. При выполнении заданий: «Пой и двигайся, как я», «Строим дом», «Весёлые ладошки», «Музыканты» у детей развивается ритмический слух, ладовое чувство, формируется положительный эмоциональный настрой.

И пускай эти дети выполняют не так чётко и ритмично, но они своим стремлением дарят радость окружающим и близким.

Они чувствуют, что нужны людям, они верят что у них всё получится, а вера в себя – это та внутренняя сила, которая способна победить любые недуги.

Основной формой непосредственно являются музыкальные занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия детей, обучение их элементарному пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучение игре на детских музыкальных инструментах, которым я уделяю на занятиях большое внимание. Почему? Да потому что детское музицирование–одна из самых доступных форм ознакомления детей с миром музыки. Игра на детских музыкальных инструментах способствует общему развитию умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей с ОВЗ. Но что самое главное - повышает интерес детей к музыкальным занятиям.

Работа проводится мною организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, имеется большая база детских музыкальных инструментов..

Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

Наблюдая за тем, как дети с большим удовольствием играют на занятиях с предложенными им музыкальными игрушками, я решил для себя научить их играть на шумовых инструментах (трещотках, маракасах, бубнах, свистульках, ложках, круговых трещетках, колокольчиках и др.) – это наиболее многочисленная подгруппа инструментов и в большинстве своём наиболее доступна для освоения детьми с ОВЗ. Для занятий на них не требуется особой выучки и приёмы игры просты, и представляют собой такие естественные движения, как покачивание, встряхивание, удары.

Работу по обучению детей с ОВЗ игре на шумовых музыкальных инструментах считаю успешной, потому что дети на занятиях получали радость и с нетерпением ждали новых встреч. Лучшая награда за мою работу - сияющие глаза детей, всегда ожидающих чуда, их неиссякаемый интерес к музыке. Свою работу по музыкальному воспитанию детей с ОВЗ считаю маленькой частичкой всего процесса, радуюсь тому, что и мой труд дает возможность сделать жизнь ребят более интересной и привлекательной.

Для детей с ДЦП игра на детских музыкальных инструментах - более доступное направление, чем, например, музыкально-ритмическое развитие, где дети в силу своих физических возможностей менее успешны. Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус. Далеко не сразу и не все дети могут правильно и хорошо двигаться под музыку, петь, объяснять свои впечатления о прослушанной музыке, поэтому игра на доступных детям музыкальных инструментах в некоторой степени компенсирует их вынужденную бездеятельность. При обучении детей стараюсь создать положительный эмоциональный климат на занятиях, что в свою очередь, позволяет успешно осваивать практический материал. Опираясь на программные задачи и требования, а также изучив опыт работы других педагогов-музыкантов, я систематизировал материал по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах, подобрал музыкально-дидактические игры для лучшего освоения игры на инструментах. Игра на инструментах приносит всем детям удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Тематическое планирование музыкальных занятий для детей с ОВЗ (синдром Дауна и ЗПР) Время обучения Сентябрь 3-4 недели Октябрь Тема Содержание работы музыкального руководителя Индивидуальная работа 1.М.Р.Д «Большие и маленькие ножки» (сл. народные, муз. В.Агафонникова) Фрукты. -Развивать способность детей двигаться в соответствии с характером музыки. 2.Пляска«Да,да,да».(сл.Ю.Островского,муз. Е.Тиличеевой) -Развивать внимание детей, формировать навыки простых танцевальных движений. 3.Слушание «Баю-баю».(муз.м.красева,сл.м.чарной) -Активизировать слуховое внимание, воспринимать музыку спокойного характера. 4.Пальчиковая игра «Как у нашей Зины фрукты в корзине» (авторская) -Развивать мелкую моторику рук. 5. Музыкальная игра «Игра в прятки» (р.н.м. в обр. Р. Рустамова) - Активизировать двигательную активность детей, побуждать к игровым действиям. 1.М.Р.Д «Хороши малыши».(авторская) -Развивать навык ритмичной ходьбы в такт Овощи. стихотворению.

2 1-2 недели 2. Пляска «Пальчики - ручки».(авторская) - Активизировать подражательные действия детей; 3. Слушание, подпевание «Хоровод овощей» (сл.н Лукониной, муз.л.чадовой) -Активизировать слуховое внимание детей, побуждать к подпевание отдельных слов. 4. Пальчиковая игра «Салат» (авторская) -Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. 5. Музыкальная подвижная игра «Пугало», «Репка» (авторская) -Активизировать двигательную активность детей, умение действовать по сигналу. Октябрь 3-4 недели Осень. 1.М.Р.Д. «Кто хочет побегать?» (лит.нар.мел.обр. Л.Вишкарева) - Развивать навык легкого бега, умение менять направление движений. 2. Пляска «Сапожки»(сл.и муз.м.картушиной) - Побуждать детей выполнять танцевальные движения в соответствии с текстом; 3. Слушание, подпевание «Осень» (сл.и.плакиды, муз. И.Кишко) -Активизировать слуховое внимание, побуждать детей подпевать. 4.Пальчиковая игра «Гриб грибок» (муз и сл. М.Картушиной) - Развивать мелкую моторику, умение координировать

3 Ноябрь 1-2 недели Ноябрь 3-4 недели Игрушки. Домашние животные. движения в соответствии с текстом. 5.Музыкальная игра «Солнышко и дождик» - Развивать слуховое внимание, ориентировку в пространстве. 1.Музыкально-игровая гимнастика «Мы веселые игрушки».(Г.Погорелова) -Развивать произвольные движения, координацию, способность двигаться в заданном темпе; 2. М.Р.Д. «Мы идем на цыпочках».(авторская) - Развивать чувство равновесия, координации; 3.Пляска «Мишка с куклой бойко топают» (муз и сл. М. Качурбины) - Побуждать детей выполнять движения в соответствии с текстом; 4. Музыкально-дидактическая игра «Найди игрушку» (сл.н. Кононова, муз. З.Роот) -Развивать слуховое внимание, динамический слух; 5. Музыкальная игра «Оркестр» (сл. и муз. М.Картушиной) - Побуждать детей игре на музыкальных инструментах (погремушки, бубен, барабан, ложки) 1.М.Р.Д «Марш» (муз.е.тиличеева) -Учить детей реагировать на начало и окончание музыки; 2. Танец «Гуси на прогулке» (сл.и муз. М.Картушиной) - Активизировать подражательные действия; 3. Игровой массаж головы «Барашек» (авторская). - Способствовать расслаблению мышц и снятию нервно-

4 Декабрь 1-2 недели Декабрь Домашние птицы. Дикие эмоционального напряжения. 4.Пальчиковая игра «Кошки» (авторская) -Развивать мелкую моторику. 5. Хороводная игра «Веселись детвора!» (сл и муз.и.черницкая) -Активизировать подражательные действия в передаче игрового образа домашних животных. 1.Упражнение «Зашагали ножки». (сл. Н.Френкель, муз. Е.Тиличеевой) -Развивать навык ходьбы, ориентировки в пространстве; 2. «Пляска с погремушкой». (сл. и муз. М.Картушиной) - Побуждать детей выполнять танцевальные движения с предметом; 3. Музыкально дидактическая игра «Птицы и птенчики». (авторская) - Активизировать слуховое внимание, развивать звуковысотный слух; 4.Распевание, пение «Кто проснулся рано?» (муз. Г.Гриневич) - Побуждать детей подпевать отдельные слоги; 5. Подвижная музыкальная игра «Птички и кошка». - Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых образов. 1.М.Р.Д. «Упражнение «Цапля» (авторская) - Тренировать чувство равновесия, стоя на одной ноге. 2. Пляска «Бурый мишка» (сл. и муз. М.Картушиной) - Побуждать детей выполнять танцевальные движение в

5 3-4 недели животные. соответствии с текстом; 3. Пение «Заинька» (р.н.п. сл. Т.Бабаджан, обр. Г.Лобачева) - Побуждать детей подпевать отдельные слоги. 4.Музыкально дидактическая игра «Прискакал или пришёл?» (авторская) -Развивать слуховое внимание, тембровый слух; 5. Подвижная музыкальная игра «Зайцы и лисичка». (сл и муз М.Картушиной) - Активизировать двигательную активность детей в передаче игровых образов. Январь 3-4 недели Зима. 1.М.Р.Д. «Вот как мы умеем» (сл.и муз. Е.Тиличеевой) - Развивать навыки ходьбы и ориентировки в пространстве. 2.Танец «Зимняя пляска» (муз. М.Старокадомского, сл. О.Высотской) - Побуждать детей выполнять танцевальные движение в соответствии с текстом; 3.Слушание, подпевание «Выпал беленький снежок»(муз и сл. М.Картушиной) -Активизировать слуховое внимание, побуждать детей подпевать слова. 4.Пальчиковая игра «Снежок» (авторская) -Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 5. Подвижная игра «Игра в снежки» (Полька муз.г.штальбаума)

6 Февраль 1-2 недели Февраль 3-4 недели Дом. Семья. -Активизировать двигательную активность, умение манипулировать с предметом. 1.М.Р.Д. «Разминка» (муз. Е.Макшанцевой) -Активизировать подражательные действия (хлопки в ладоши, вращение кистями рук и т.д) 2.Пляска «Гуляем и пляшем» (русск.нар.мел. в обр. М.Раухвергера) -Побуждать детей выполнять простые танцевальные движения, менять движения в соответствии с характером музыки. 3.Слушание, подпевание «Новый дом» (муз. Р.Бойко, сл.л.дербенева) -Активизировать слуховое внимание, побуждать детей подпевать отдельные слова. 4.Музыкально дидактическая игра «К нам гости пришли» (авторская) -Развивать слуховое внимание, чувство ритма 5.Музыкальная подвижная игра «Хитрый кот» (р.н.п) - Активизировать двигательную активность детей в передаче игровых образов. 1.М.Р.Д. «Побегали - потопали» (муз.л.бетховена) - Развивать навыки легкого бега, учить менять движения со сменой музыки. 2. Пляска «Веселый танец» (муз. М.Сатулина) -Побуждать детей выполнять танцевальные движения хлопки, вращение кистями рук, повороты, легкий бег. 3.Музыкально дидактическая игра «Что делают дети».

7 Март 1-2 недели Март Человек. Одежда. (авторская) - Развивать слуховое внимание, чувство ритма. 4.Пальчикова гимнастика «Семья» (авторская) - Развивать мелкую моторику рук. 5.Музыкальная подвижная игра «Ловишки» (муз. Й.Гайдна) -Активизировать двигательную активность детей, учить действовать по сигналу. 1. М.Р.Д. «Марш и бег» (муз.е.тиличеевой) - Развивать умение двигаться в соответствии с музыкой; 2. Пляска «Вальс» (муз.а.жилина) - Развивать способность детей выполнять плавные движения руками, переходить на легкий бег, учить слышать смену частей в музыке. 3.Слушание «Капризуля», «Резвушка» (муз. В.Волкова) -Активизировать слуховое внимание, учить слушать музыку разного характера. 4.Игровая гимнастика «Это я». (авторская) -Развивать умение координировать свои действия в соответствии с текстом; 5.Музыкальная игра «Где же наши ручки?» (муз.т.ломовой, сл.и.плакиды) -Активизировать двигательную активность детей, побуждать к игровым действиям. 1.М.Р.Д «Мы идем».(авторская) -Развивать способность детей двигаться в заданном темпе, тренировать чувство равновесия при ходьбе и

8 3-4 недели перешагивании через препятствия; 2. Пляска «Башмачки» (сл. и муз. М.Картушиной) -Побуждать детей выполнять танцевальные движения в соответствии с текстом; 3.Слушание, «Платье» (сл. Л.Гавришева, муз. Н.Нищева) -Активизировать слуховое внимание, побуждать выполнять действия соответствующие тексту песни. 4.Игровой самомассаж «Умывалочка» (Л.Гавришева) - Развивать координацию, умение выполнять действия в соответствии с текстом. 5.Музыкальная подвижная игра «Прятки с платочком».(р.н.м. обр. В.Герчик) -Активизировать двигательную активность детей, развивать навыки манипуляции с предметом, слышать начало и конец музыки. Апрель 1-2 недели Весна. 1.М.Р.Д. «Маршируем дружно» (сл. О.Коробко, муз М.Раухвергера) - Развивать умение слышать начало и конец музыки, умение двигаться в заданном темпе; 2. Танец «Пляска с султанчиками» (хорв.нар.мел.) -Побуждать детей выполнять танцевальные движения с предметом. 3.Музыкально-дидактическая игра «Волшебный мешочек» (авторская) - Активизировать слуховое внимание, побуждать детей играть на Д.М.И. 4.Слушание, подпевание «Кап - кап» (сл и муз.

9 Апрель 3-4 недели Май Посуда и продукты. Транспорт Ф.Финкельштейна) - Активизировать слуховое внимание, побуждать детей к подпевание отдельных слов. 5. Подвижная музыкальная игра «Птички и кошка» (сл. и муз М.Картушиной) -Активизировать двигательную активность детей, побуждать к выразительной передачи игрового образа 1.М.Р.Д. «Ходим - бегаем» (сл.н.френлель, муз. Е.Тиличеевой) -Развивать навыки четкой бодрой ходьбы и легкого бега 2.Пляска «Танец в кругу» (финск. нар. мел. обр И.КАплуновой) - Побуждать детей выполнять танцевальные движения в соответствии с текстом. 3.Слушание «Кастрюля - хитрюля» (сл. муз. Е.Попляновой) -Активизировать слуховое внимание, умение слушать песню веселого характера. 4.Пальчиковая игра «Каша» (авторская) - Развивать мелкую моторику, умение выполнять движения по тексту. 5.Подвижная музыкальная игра «Превращалки» (авторская) -Активизировать двигательную активность детей в передаче игрового образа. 1.М.Р.Д «Паровоз Букашка с остановками». (Муз. А. Ермолов, сл. А.Морозов.)

10 1-2 недели -Развивать способность детей двигаться в заданном темпе, учить реагировать на смену музыки, побуждать выполнять танцевальные движения; 2.Слушание «Автобус» (сл.т.волкиной, муз.а.филиппенко) -Активизировать слуховое внимание, побуждать детей подпевать отдельные слоги; 3.Музыкально-дидактическая игра «Машина».(авторская) - Развивать способность различать тихие и громкие звуки. 4.Пляска «Вот так вот». (бел.нар.мел. Обр. Г.Фрида) -Побуждать детей выполнять танцевальные движения в соответствии с заданным текстом; 5. Подвижная музыкальная игра «Воробушки и автомобиль» (муз. М.Раухвергера) - Активизировать двигательную активность детей, умение действовать с предметом.


Самостоятельная деятельность Режимные моменты Праздники, развлечения Подгрупповые занятия Перспективный план по реализации задач музыкального развития. Образовательная область «Художественно эстетическое

Утверждаю: Заведующая МКДОУ «Детский сад «Золотой ключик» Перспективный план музыкальных занятий для 2 группы раннего возраста на основе программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,

Музыкальное воспитание Осуществляется по программе «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, и парциальной программе Ладушки» под редакцией И. Каплуновой и И. Новоскольцевой и аудио программы Е. Железновой «Музыка

Утверждаю Заведующая МКДОУ Песковский детский сад «Солнышко» Музыкальный руководитель Григорьева Л.М. Песковский детский сад «Солнышко» Комплексно - тематическое планирование по образовательной области

Оказать помощь в оформлении музыкального уголка. Группа общеразвивающей направленности детей раннего возраста 1,5-3 лет недели Вид деятельности 1 Муз.- ритмич. движ.-я: упр-я Слушание Пение Пляски-хороводы

Адаптированная рабочая программа по Ритмике для детей с ОВЗ (УО) 1-4 классы Разработчик: Балахонова В.И. учитель физической культуры п.калининское 2015 2016 уч.год Пояснительная записка Преподавание ритмики

Недели Музыкальный репертуар Цели, задачи занятия 1. 1 неделя 1 2 2. 2 неделя 3 4 3. 3 неделя 5 6 4. 4 неделя 7 8 5. 5 неделя 9 10 6 6 неделя 11 12 Сентябрь Октябрь 1. Учить воспринимать и передавать в

СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка.. 3 2. Предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка и движение». 3 3. Содержание учебного предмета «Музыка и движение».. 4 4. Календарно-тематическое планирование.....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ по предмету «Музыка движение»» класс 1б учитель: Васенко Николай Степанович, первая квалификационная категория 2017/2018 учебный год МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Педагогическая

С о г л а с о в а н о: А н н о т а ц и я н а р а б о ч у ю п р о г р а м м у п о м у з ы к а л ь н о м у в о с п и т а н и ю д е т е й д о ш к о л ь н о г о в о з р а с т а М у з ы к а л ь н ы й р у к

Чему должен научиться ребенок на музыкальных занятиях. Музыкальное занятие в группах дошкольного возраста имеет несколько разделов. 1. Приветствие Значение приветствия на занятии очень важно. Педагог,

СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка.. 3 2. Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности «Музыкотерапия». 3 3. Содержание внеурочной деятельности «Музыкотерапия».. 4 4. Календарно-тематическое

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 6 «Незабудка» Перспективный план ООД по музыке на летний период 2017 года Музыкальный руководитель Поворова

Парциальная программа Сауко Т.Н. Топ-хлоп, малыши: Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2 3 лет / Т.Н. Сауко, А.И. Буренина. - СПб.: Ленинградский обл. инст. Развития образования, 2001. Программа

Рабочая программа по предмету: «Музыка» образовательная область: искусство класс: 7 Б (Минигалеева Амина) Разработала: учитель Агзямова Марина Александровна 2016-2017 учебный год Уфа 2016 СОДЕРЖАНИЕ 1.

Музыкально-ритмические занятия проводит Карауш Татьяна Евгеньевна, музыкальный руководитель 1 квалификационной категории ТОП-ХЛОП, МАЛЫШИ В последние годы заботливые родители все чаще отдают детей на занятия

Консультация для родителей Музыкальные руководители: Дрыгина Л.Б., Лучкина О.В. Свобода движения - это лёгкость и радость. «Танцевать - ум развивать» Не секрет, что люди любят двигаться под музыку, но

Цель: Приобщение к музыкальному искусству, развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания музыкального искусства. Задачи: Развитие у детей музыкальных способностей (слуха, голоса, чувства

I. Целевой раздел рабочей программы 1.1. Пояснительная записка Цель Задачи Принципы и подходы к формированию рабочей программы Реализация содержания Основной образовательной программы дошкольного образования

Музыкальное занятие в младшей группе «Музыкальный теремок» Программное содержание: Поддерживать интерес к музыкальной и театрально - игровой деятельности. Развивать у детей внимание, память, способность

МУНИЦИЦИАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК» ПГТ. НОГЛИКИ Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол 1 от 08.09.2017г.2017 г. Утверждено Приказом

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 15 «Ручеёк» ПРОГРАММА Дополнительной общеобразовательной услуги по ритмике «Тип Топ» Преподаватель: музыкальный

Планирование занятий по ритмопластике (5-7лет) Недели Музыкальный репертуар Цели, задачи занятия Сентябрь 1. 1 неделя 1 2 2. 2 неделя 3 4 3. 3 неделя 5 6 4. 4 неделя 7 8 5. 5 неделя 9 10 1. Упражнение

Рабочая программа (вариант 2) по общекультурному направлению внеурочной деятельности «Занимательная логоритмика» класс: 1В Разработала: учитель Агзямова Марина Александровна 2016-2017 учебный год Уфа 2016

«Игра с бубнами» Ход игры: Дети стоят в кругу. В центре круга 3 5 чел. С бубнами в руках. А. Все дети идут по кругу, взявшись за руки. Дети с бубнами двигаются спокойным шагом в кругу. Б. Все останавливаются,

Содержание 1. Пояснительная записка 2 2. Тематический план 4 3. Содержание программы 5 4. Методическое обеспечение.13 5. Литература.. 15 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовые документы документы:

1 Пояснительная записка Рабочая программа по ритмике составлена на основе примерной программы А.А.Айдарбековой «Ритмика» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 кл. под

Согласовано: педагогическим советом протокол от 0.09.0 Утверждено: заведующий МБДОУ Л.Н.Савченко приказ от 0.09.0 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации программы «ГАРМОНИЯ» Тарасовой К. Л., Нестеренко Т. В.,

Вид деятельности 1.Движение: 2 МЛАДШАЯ ГРУППА Сфера познания Задание Инструментарий искусства Двигается ли с детьми. Наблюдение. «Погуляем» Т.Ломовой *Ритмично ли двигается. -Выполни * «Веселый танец»

Пояснительная записка Рабочая программа музыкального руководителя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида 91 г. Липецка для каждой возрастной

Самостоятельная деятельность Режимные моменты Праздники, развлечения Индивидуальные Групповые Перспективный план по реализации задач образовательной области «Художественно эстетическое развитие» (МУЗЫКА)

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 22 Пушкинского района Санкт-Петербурга ПРИНЯТА: Педагогическим советом ГБДОУ 22 Протокол от 20 г. УТВЕРЖДЕНА: Заведующий ГБДОУ

МУЗЫКА НАЧИНАЕТСЯ В СЕМЬЕ. Дорогие мамы и папы! Помогите детям полюбить музыку, и в ваш дом войдѐт верный друг, который сделает вашу жизнь и жизнь вашего ребѐнка яркой и интересной. Интересуйтесь, чем

МУЗЫКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ МАЛЫША Консультация для родителей и воспитателей ДОУ Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ 11 «Машенька» Шепелева О.Я. Сургут 2014 Музыка в повседневной жизни ребенка Современные

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района ««Детский сад «Семицветик» г. Белоярский» приложение 0 к Образовательной программе МАДОУ Рабочая программа по музыкальному

Музыкально дидактические игры для детей 2 3 лет 1.Игра на развитие тембрового и динамического слуха «На чём играю?» (2-3 года) Цель: Упражнять детей в восприятии двух звуков (до1 до2). Необходимо знание

Сентябрь Учить реагировать на начало и конец музыки, различать хар-р музыки и передавать его в движении. 2. Навыки выразительного Бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга. Хлопать в ладоши, притопывать

Аналитический отчет Музыкальный руководитель Куликова Т.С. МБДОУ «Рябинушка» 2012-2013уч.. Аналитический отчёт музыкального руководителя Куликовой Т.С. 1. Анализ образовательной деятельности по группам.

1.1.Пояснительная записка Учебная рабочая программа музыкального руководителя разработана с учетом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. Шевченко, Морозовой, Баряевой, Нищевой. Программа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 47 (МБДОУ 47) 4606, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Гороховая, 0 тел.6-57-07 ПРИНЯТО на педагогическом совете 0 г. (протокол

Содержание Наименование Стр. 1. Пояснительная записка 3 2. Содержание учебной программы 5 3. Перспективное планирование занятий 10 4. Перспективное планирование праздников 38 5. Педагогический мониторинг

Срок реализации: 1год. Пояснительная записка. Образовательная программа раннего музыкального развития для детей 2-3 лет. Период дошкольного детства благоприятен для эстетического развития ребёнка. Мир

Пояснительная записка Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека. В. А. Сухомлинский Данная программа представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных

ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ в средней группе сентябрь года Ф.И. ребенка Ладовое Муз.-слуховое Чувство чувство представление. ритма 1 2 1 2 3 2 3 Всего Общий уровень Высокий уровень 21 баллов ближе

Самарина Юлия Анатольевна Муниципальное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения» Красноярский край, город Шарыпово ПРОГРАММА РАННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО 3

ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО Совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: различать мелодии; петь. Продолжает развиваться

«Чему должен научиться ребёнок на музыкальных занятиях» Музыкальное занятие в группах дошкольного возраста имеет несколько разделов. 1. Приветствие Значение приветствия на занятии очень важно и методически

Танцевальная студия «Карамелька» Пояснительная записка. Программа рассчитана для детей дошкольного возраста от 3-х до 7 лет. Рабочая программа по дополнительному образованию составлена с учетом Федеральных

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 13 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА КИРОВСКОГ РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «УТВЕРЖДЕНО» Педагогическим советом государственного бюджетного дошкольного

Музыкальное развитие детей от 3 до 7 лет Возможности детей к концу 3-его года жизни Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий низкий). Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные

Роль музыкально-дидактических игр в совершенствовании музыкального развития детей Князева Н.А. Музыкальный руководитель ГБОУ Детский сад 880 «Семицветик» Москва, Россия Аннотация: Основное назначение музыкально

Задачи музыкального руководителя, воспитателя, родителей по организации музыкальной деятельности детей Педагог - музыкант использует разнообразные формы организации музыкальной деятельности детей, обеспечивает

Музыкально - речевое развитие детей раннего возраста. Музыкальные игры, пение и движения под музыку занимают особое место в развитии и воспитании детей раннего возраста. Это связано с тем, что музыка воздействует

БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ОМСКА «ДЕТСКИЙ САД 165» Индивидуальный образовательный маршрут Образовательная область «Музыка» 2016 2017 год Индивидуальный образовательный маршрут

Учебный план п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля. Вводное занятие. Проведение инструктажа по технике безопасности на занятиях в зале. 2. Теоретические

Перспективно- календарный план работы кружка СЕНТЯБРЬ: Мониторинг знаний и умений детей в области «Музыка». Дата 1 неделя «Давайте познакомимся» Пропой своё имя знакомство с микрофоном 1 год обучения ОКТЯБРЬ

1 Содержание: Целевой раздел 1. Пояснительная записка. Стр.3,4. 2. Цели и задачи программы. Стр.4. 3. Методические принципы программы. Стр.5 4. Организация НОД. Стр.5 Содержательный раздел 1. Возрастные

Цели и задачи музыкальной деятельности. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства,

СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ 3. Перспективно тематическое планирование (младшая группа). 1-2 занятие Ι ч. Разминка: Танцевальная разминка. Позиции рук, ног Хореографические упражнения: «Бабочка» «Солдатик» «Перекаты»

Перспективное планирование работы по музыкальному воспитанию во 2 младшей группе. Сентябрь упражнения пляски игры 1. Музыкально-ритмические навыки: Учить реагировать на начало и конец музыки, двигаться

Оглавление Пояснительная записка... 3 Календарный учебный график... 5 Учебно тематический план... 7 Список литературы:... 19 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная

Краткое содержание программы Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 23 КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МУЗЫКЕ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС» Музыкальный

Содержание Содержание раздела 1. ЦЕЛЕВОЙ 1.1.Пояснительная записка - Цели и задачи реализации Программы -Принципы и подходы к формированию Программы -Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

Описание мониторинга. Для определения уровня музыкальных способностей детей каждой возрастной группы детского сада основана на методике диагностики Ольги Радыновой, с учетом требований знаний и умений

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет) Развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую музыку подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения. Развивать умение внимательно слушать

Зачем ребенку чувство ритма и как его развить? На первый взгляд может показаться, что чувство ритма не нужно никому, кроме музыкантов и танцоров. Однако это большое заблуждение. Ребенку для нормального

«Музыкальная игра как духовнопрактическое действие, направленное на удовлетворение потребностей ребенка в познании окружающего мира» Музыкальный руководитель МБДОУ 182 Виноградова М.С. Музыкальный руководитель

Т. М. Фель

Музыкальный руководитель МБДОУ детский сад КВ "Теремок" п. фёдоровский.

(из опыта работы)

Музыкальное воспитание в нашем детском саду, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, и имеет помимо общеразвивающей, коррекционно-компенсаторную направленность. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их свои настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности.

Среди проблем можно назвать:

  1. непроизвольность движений;
  2. боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;
  3. речевые нарушения или отсутствие речи;
  4. замкнутость, неактивность детей;
  5. неустойчивые внимание и память у дошкольников.

Переосмыслив свой опыт, я пришла к выводу, что особенность работы с такими детьми состоит:

  1. не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка;
  2. не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний;
  3. не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.

Главное и самое важное на моих занятиях - это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров - детей и педагога. Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. В этой игровой форме не все дети должны делать то же, что остальные, но каждый…со своим личным опытом может участвовать в игре. Своеобразная ритуализация (повторяющаяся структура занятия) помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим и радоваться их успехам и удачным находкам. У нас в таких детей верят, любят и поддерживают.

Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями, меньше. И этому найдется свое решение - музыкотерапия.

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она:

  1. помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;
  2. помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;
  3. музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;
  4. косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому детей с ограниченными возможностями можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии. У детей круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам - зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство - подражательность, - которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении.

Чтобы успешнее решать задачу развития базовых психических функций, необходимых для общего развития и адаптации детей, я решила использовать в своей работе следующие виды музыкально-двигательной терапии:

  1. психогимнастику – тренировочные, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных отклонений в психических процессах;
  2. логоритмические занятия (с подгруппой или группой детей) – вариант двигательной терапии, используемой в работе с дошкольниками, систему музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр, объединенных одним общим сюжетом и игровой формой;
  3. систему музыкально-дидактических игр, эффективных в работе с детьми, имеющими определенные проблемы в развитии.

Все эти направления работы основаны на наиболее доступном для детей виде деятельности – игре. Решение коррекционных задач в игровой форме позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание Предпочтение отдается активным формам. Рассмотрим их подробнее.

ПСИХОГИМНАСТИКА

Включая психогимнастику в работу с детьми, опиралась на книгу М.И. Чистяковой, которая учит, как помочь детям, имеющим отклонения. Я отобрала материал, предназначенный для дошкольников, и включаю его в перспективный план в соответствии с программными задачами на каждый месяц:

  1. игры на развитие внимания:
  2. игры на развитие памяти:
  3. игры на преодоление двигательного автоматизма:
  4. подвижные игры:
  5. игры, способствующие успокоению и организации:
  6. игры на выражение различных эмоций:

Особенностью этих игр является то, что все они сопровождаются музыкой. Я считаю, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Следующий вид музыкально-двигательной терапии в коррекционной работе с детьми с разными отклонениями – логоритмические занятия, каждое из которых является сюжетным. Используются: игровая мотивация, пантомима, музыкальные рассказы и импровизации.

Музыка на этих занятиях является организующим началом движений. Каждый музыкальный сигнал вызывает немедленную двигательную реакцию. Это позволяет развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентировку, способствует коррекции речевых нарушений, например, фонематического слуха. Дети легко справляются со всеми заданиями логоритмики, поскольку их увлекает игровая форма.

Занятия строятся согласно определенной последовательности:

  1. ритмическая разминка;
  2. упражнение на развитие внимания;
  3. упражнение, регулирующее мышечный тонус;
  4. упражнение на развитие чувства темпа и ритма;
  5. упражнение для развития координации слова с движением;
  6. слушание;
  7. пение;
  8. упражнение для развития мелкой мускулатуры пальцев рук;
  9. упражнение для развития речевых и мимических движений;
  10. игра;

Заключительное упражнение на релаксацию, цель его – успокоить детей, переключить их внимание на другие виды деятельности.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Особое место в своей работе я отвожу музыкально-дидактическим играм. Они являются важным средством сенсорного развития, в частности слуховых ощущений и восприятий. Работа с дошкольниками с пониженным интеллектом имеет свои особенности, обусловленные характером имеющихся у детей нарушений, поэтому пришлось внести коррективы в подбор музыкально-дидактических игр.

Занятия с использованием психогимнастики, логоритмики и музыкально-дидактических игр дают свои результаты.
Сочетание музыки и игры вызывает много эмоций, очень многие дети с удовольствием включаются в деятельность, в такой форме они готовы выполнять даже те дейcтвия, на которые не способны на других занятиях. Очевидно, что у детей появилось желание вступать во взаимодействие друг с другом и со взрослыми, подражать действиям окружающих. Наблюдается развитие произвольности движений, т.е. ребенок не просто играет на музыкальном инструменте, а только когда звучит музыка, выполняет мои просьбы, отказываясь от немедленного осуществления своих собственных желаний, а главное – повышается активность малышей. Движения становятся более координированными, ритмичными. Ребенок учится извлекать звук из музыкального инструмента, двигается рядом с другими детьми, не сталкиваясь с ними, развивается общая и мелкая моторика. Дети осваивают все более сложные инструменты, требующие активного участия двух рук: ложки, треугольник и др. Многие ребята самостоятельно стараются изменять движения в соответствии с музыкальным звучанием.

Решаются и задачи развития познавательной сферы: дети узнают знакомые мелодии, определяют на слух звучание различных инструментов, т.е. заметна положительная динамика в формировании слухового восприятия, памяти, внимания. Именно с помощью музыкальных игр и пения многие дети начинают петь и проговаривать простые слова, в то время как в обычной жизни они испытывают трудности в овладении активной речью. появляется песенный репертуар, который расширяется дальше. Дети способны не только пассивно слушать музыку (все эти дети очень музыкальны), но и создавать ее - петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми.

Особое место в системе воспитания детей с ОВЗ занимают утренники и развлечения. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, стихов, что делает коррекционно- воспитательную работу более эффективной.
Планирование и подбор материалов для утренников и развлечений осуществляется совместно музыкальным руководителем, логопедом и воспитателями. При этом учитываются возраст детей. Уровень речевого развития и индивидуальные особенности каждого ребёнка. В проведении праздников для детей есть своя специфика.
На начальных этапах обучения на утреннике основными исполнителями являются взрослые, дети принимают лишь посильное участие. Дети принимают участие в танцах, играх с несложными движениями, хороводах.
Дети участвуют в небольших сценках, где их действия сопровождаются комментариями воспитателя.
Для активизации речи возможны хоровые односложные ответы детей при отгадывании загадок, ответы на вопросы героев сказок.
Каждому ребенку даём возможность выступить на празднике и продемонстрировать свои успехи.
Сценарии утренников и развлечений занимательные по форме, с обязательным наличием сюрпризных моментов, непродолжительными по времени (от 20 до 30минут).

При подготовке праздников и развлечений:
Логопед, музыкальный руководитель и воспитатель совместно подбирают стихи, песни, инсценировки и другой речевой материал;
Логопед первоначально отрабатывает тексты, добиваясь правильного звукопроизношения;
Воспитатель проводит словарную работу, закрепляет речевой материал в свободное время;
Музыкальный руководитель разучивает песни, танцы, хороводы.

Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его представления об окружающем мире, способствуют закреплению знаний и умений, полученных на различных видах занятий, побуждают ребенка к творчеству и общению.

Таким образом, можно говорить о благотворной роли именно музыкальных игр в позитивных изменениях в состоянии ребенка. Отмечается положительная динамика у всех детей: наблюдается повышение психической активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы, расширение коммуникативных навыков.

На основе занятий по коррекционной ритмике, совместно с дефектологом, психологом и музыкальным руководителем на базе компенсирующей группы детей с ОВЗ “Ромашка” создана детско-родительская студия “Вместе нам лучше ”.

Цель работы Студии: гармонизация личности ребенка посредством коррекционной ритмики.

Основными задачами Студии являются: улучшение обще-эмоционального состояния детей; улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность); знакомство родителей воспитанников с образцами классической музыки, в этом ключе развитие понимания родителями важной роли классической музыки в полноценном развитии ребенка.

Занятия Студии проводятся 1 раз в два месяца. Работа проводится по плану, по желанию родителей и детей план может корректироваться. работа ведётся в виде: игровых досугов, консультаций, презентаций мультимедиа. дети стали более активны, раскрепощены, эмоциональны. Родители с великим удовольствием принимают участие в развлечениях, праздниках. нужно отметить особое отношение родителей к нашим занятиям. Приобретённые знания и умения они применяют в повседневной жизни.

Мы верим, что внутренняя сила, вера в себя может победить любые недуги. И пусть эти дети всё делают не так чётко и ритмично, как здоровые, но они двигаются, они поют и играют, они получают от этого радость и удовольствие, они дарят радость окружающим, близким. они понимают, что нужны людям, нужны обществу. Они верят в себя!

Литература

  1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-

развивающее обучение и воспитание: Программа. – М.: Просвещение, 2003.

  1. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для

дошкольников. – М.: Просвещение, 1982.

  1. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии

/ Под ред. Е.А. Медведевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

  1. Скрыпник И. Логоритмические занятия // Дошкольное

воспитание. – 1996. –№ 5–9.

  1. Чистякова М.И. Психогимнастика. –М.: Просвещение,

1990.

  1. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева «Логопедическая работа в специализированном детском саду», М. Просвещение.1987 г.

Программа для музыкальных занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья в группе "Особый ребенок" (с интеллектуальными нарушениями) на один учебный.

Реализация программы обеспечивается через использование на занятиях специальных методов и приемов, создание специальных условий, распределения содержания программы, исходя из психофизиологических особенностей ребенка: это прослушивание музыкальных произведений, соответствующего характера, прослушивание детских песенок, акустическое подражание звукам, словам, темпу, ритму музыкального произведения доступным способом, дыхательная гимнастика, логоритмика, движения в соответствии с текстом и музыкой с помощью учителя, приемы игры на элементарных музыкальных инструментах, развитие слухового восприятия и ориентации в основных базовых музыкальных характеристиках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 16

Пушкинского района г.Санкт-Петербурга

(структурное подразделение: Дошкольное)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ: «МУЗЫКА»

для детей дошкольного возраста

с ОВЗ групп «Особый ребенок»

3 -7 лет

на 2017 – 2018 учебный год

Разработчик программы: музыкальный руководитель

Лялене Надежда Анатольевна

Санкт-Петербург

2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Музыкальные занятия в группе ОР проводятся два раза в неделю.

Еженедельно планируется проведение индивидуальных занятий.

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений.

Основной целью музыкально-коррекционной работы с детьми с ОВЗ является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности ребенка и направлена на преодоление нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки к жизни в обществе.

Структура музыкально-коррекционных занятий

Для достижения оптимальных результатов музыкально-коррекционные занятия строятся, равномерно распределяя психофизическую нагрузку и проводятся по следующей схеме:

Приветствие.

Обязательный ритуал на протяжении всех занятий, оно способствует

развитию координации движений, артикуляции, воспитывает ритмический

слух и имеет огромное значение для эмоционального и психического

самочувствия детей.

Музыкально-ритмические упражнения (ритмо-пластика, логоритмика) – оказывают на детей коррекционное воздействие, развивают внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений.

Игры и упражнения на дыхание.

Различные виды игр и упражнений на дыхание способствуют развитию интенсивного выдоха, навыков совместных действий. Чрезвычайно велика роль дыхательных упражнений в профилактике простудных заболеваний.

Игры с шумовыми музыкальными инструментами – увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику,речь, чувство ритма.

Музыкальные сюжетные игры - дарят радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных черт характера, координации движений, быстроты реакции, ловкости.

Прощание. Обязательный ритуал, аналогичен разделу “Приветствие”.

Календарно – тематический план музыкальных занятий в группе ОЗ -1 и ОР-2

Тема

Кол-во занятий

Тип занятия

Элементы основного содержания

Задачи

Сентябрь

“Настроения и чувства в музыке”

Пальчиковая

Игра

Ритмопластика

Танцевальные

движения

«Ладушки-ладошки» Иорданского

« Где же наши ручки?» Ломовой

«Да-да-да» Тиличеевой

«Киска» Д. Костраба

Побуждать детей передавать ритм ходьбы и бега вместе с воспитателем. Учить детей выполнять простые танцевальные движения по показу воспитателя. Побуждать детей передавать простые игровые действия.

Октябрь

«Золотая осень»

Ритмопластика

Пальчиковая гимнастика

Танцевальные движения

Праздник осени

« Танечка, баю-бай» обр. Агафонникова

«Ах, вы сени» р.н.м. «Ходим-бегаем» Тиличеева, «Побежали» Тиличеевой «Погремушки» Раухвергера

«Солнышко и дождик» Раухвергера

Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым. Учить детей начинать движения с началом музыки и заканчивать с ее окончанием. Побуждать детей передавать игровые образы

Ноябрь

«Природа в музыке»

Игры с шумовыми музыкальными

Инструментами

Логоритмические

Упражнения.

Праздник “День мамы”

Тихо-громко» Тиличеевой «Гопачок» обр. Раухвергера «Маленький хоровод» обр. Раухвергера

«Мышки и кот» Т.Бабаджан

Игры и упражнения на дыхание

Пальчиковые игры

Логоритмические упражнения

Декабрь

«Здравствуй, Новый год!»

Музыкально-сюжетные игры

Ритмопластика

Новогодний праздник

«Новогодняя пляска»

Танец-игра «Со снежками»

«Маленький хоровод» обр. Раухвергера «Зима» Красев, «Наша елочка» Красева

«Дед Мороз» Филиппенко

Выполнять плясовые движения в кругу Учить выполнять притопы, «фонарики», «пружинки». Побуждать передавать игровые образы, ориентироваться в пространстве. Развивать умение подпевать повторяющиеся фразы. Развивать эмоциональную отзывчивость детей. Привлекать детей к посильному участию в празднике.

Январь

«Снежная сказка»

пальчиковая игра

«Мы идём» Рустамова»

«Приседай» обр. Роомере

«Игра в мяч» Красева. «Машина» Волков, «Моя лошадка» Гречанинова

«Наша елочка» Красева

«Как на ёлке у ребят» муз. Петровой

«Дед Мороз» Филиппенко

Побуждать малышей слушать веселые, подвижные песни, понимать их содержание. На музыкальное заключение прищелкивать языком и подражать гудку машины

Февраль

«Песня, танец, марш»

Музыкально-сюжетные игры

Ритмопластика

Игра с шумовыми музыкальными инструментами

.«Вот так, хорошо!» Попатенко, «Пирожок» Тиличеева.

«Мамочка милая» Тиличеевой

Побуждать детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием, ритмично ударять по бубну и двигаться с ним, отмечая двухчастную форму пьесы. Передавать разный характер музыки образно-игровыми движениями. Развивать способность детей следить за действиями игровых персонажей, сопереживать, активно откликаться на их предложения

Март

«Музыкальные инструменты и игрушки»

пальчиковая игра

музвкально-ритмические упражнения

Солнышко» Попатенко «Маму поздравляют малыши» Ю.Слонова «Ноги и ножки» Агафонников, «Прилетела птичка» Тиличеева.

«Кошка и котята» В.Витлина

Учить детей менять движения с изменением характера музыки или содержания песни. Побуждать детей принимать активное участие в игровой ситуации. Эмоционально откликаться на контрастные произведения, познакомиться с песней ласкового характера.

Апрель

«Природа и музыка»

Музыкально-ритмические и танцевальные двиения

упражнения на дыхание

артикуляционные упражнения

открытое тематическое занятие

«Дождик» обр. Фере, «Березка» Рустамов

«Прятки» обр. Рустамова.

«Умывальная» АН. Александрова,«Цап-царап» С. Гаврилова

Двигаться в соответствии с характером и текстом песни, начинать движение после музыкального вступления. Выполнять простейшие движения с платочком. Передавать игровые действия, меняя движения на вторую часть музыки.

Май

«Потешные уроки»

Музыкально-сюжетные игры

Ритмопластика

Игра с шумовыми музыкальными инструментами

«Гуляем и пляшем» Раухвергер, «Жук» Карасевой, «Хорошо в лесу», «Теремок». «Паровоз» А. Филиппенко

Побуждать детей слушать и различать по характеру контрастные пьесы, Петь звукоподражания песни вместе с педагогом.Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки, меняя движения со сменой частей.

Итого

*В зависимости от целей, задач и возможностей воспитанников музыкальное наполнение занятий может варьироваться на усмотрение музыкального руководителя (см.планы музыкальных занятий).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!