Наталья Попова
Отчет по самообразованию «Психологическая готовность ребенка к школе»
«Психологическая готовность ребенка к школе»
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность проблемы обуславливается тем важным моментом, который происходит в жизни ребенка в связи с изменением его социального статуса. Поступление в 1 класс это переломный момент в жизни ребенка и этому моменту должно уделяться особое внимание.
Что побудило меня взять эту тему?
Неполная осведомленность собственная и родителей о психологической готовности ребенка к школе.
Цель:
Повышение своего профессионального мастерства и компетентности по вопросу «психологическая готовность ребенка к школе.
ЗАДАЧИ:
1. Изучить методическую литературу по теме самообразования.
2. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.
3. Познакомить родителей с термином «психологической готовности дошкольника»
4. Дать практические советы по развитию психологической готовности дошкольника.
Гипотеза:
От того сформированы ли у ребенка психологические свойства, зависит успешное овладение учебной деятельностью в школе. Несформированность одного из компонентов школьной готовности является не благоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе: в учебной и социально-психологической сфере.
По данным Л. А. Венгера, В. В. Холмовской, Л. Л. Коломинского, Е. Е. Кравцовой и других в структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:
1. Личностная готовность , которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.
2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.
3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.
4. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации.
Понятие психологической готовности к школьному обучению
На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению - многокомплексное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
Компоненты готовности рассмотрим более подробно:
Личностная готовность
Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради, а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе
Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
Дифференцированное восприятие;
Аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
Рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
Логическое запоминание;
Интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
Овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
Развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
Социально-психологическая готовность к школьному обучению
Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Кроме выше указанных составляющих психологической готовности к школе мы выделим еще и физическую, речевую и эмоционально-волевую готовность.
Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
Под речевой готовность понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если
ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов.
Иногда различные аспекты, касающиеся развития психических процессов, в том числе мотивационную готовность, объединяют термином психологическая готовность, в отличии от нравственной и физической.
Доктор психологических наук, Леонид Абрамович Венгер
Психологически готовый к школе ребенок
Личностно-социальная готовность-готов к общению и взаимодействию как со взрослыми, так и со сверстниками
Мотивационная готовность – желание идти в школу, вызванное адекватными причинами (учебными мотивами)
Интеллектуальная готовность – имеет широкий кругозор,запас конкретных знаний, понимает основные закономерности
Эмоционально – волевая готовность – умеет контролировать эмоции и поведение
ПСИХОЛОГИЧЕСКИ НЕ ГОТОВЫЙ К ШКОЛЕ РЕБЕНОК
НЕ может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается
Испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач
Проявляет мало инициативы
Тяготеет к шаблонным действиям и решениям
Не может включиться в общий режим работы класса
Государственное бюджетное детское образовательное учреждение
детский сад №26 комбинированного вида Кировского района г. Санкт - Петербурга
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Воспитатель: Дель Наталья Васильевна
2016 – 2017год
План самообразования воспитателя Дель Натальи Васильевны
Тема: «Подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы»
Цель : Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового
Внимания и фонематического слуха, с целью подготовки детей к обучению звуковому
Анализу слов.
Задачи образовательной деятельности:
1.Учить детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать,
дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении
(твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие,
сонорные).
2. Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с
заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком,
формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;
3.Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры; активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.
4. Уделять внимание подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.
5.Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать
Печатные буквы.
Планируемые результаты (в виде целевых ориентиров)
Хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение».
Дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
Различать гласные и согласные звуки;
Осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;
Выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать буквы.
- по слоговые и слитные способы чтения
План работы на 2016 – 2017 уч год
Сентябрь | 1Подбор методической литературы и конспектов НОД для совместной деятельности с детьми. Изучение. 2 Подбор и изготовление картотеки дидактических игр по обучению грамоте |
Октябрь | 1Подбор наглядного материала с картинками на разные звуки 2.Оформление консультации для родителей «С чего начинать обучение чтению» 3 Изготовление дидактического материала «Звуковые домики», «Найди место звука в слове», «Схемы слов». |
Ноябрь | 1Пополнить картотеку с артикуляционной гимнастикой. 2Подбор материала по формированию графических умений. 3Оформление картотеки с пальчиковыми играми. 4 Изготовление индивидуального материала на каждого ребенка «Касса букв» |
Декабрь | 1 Оформление консультации для родителей «Развитие мелкой моторики у детей» 2 Пополнение коллекции обводок и штриховок. |
Январь | 1 Оформление консультации для родителей « Игры с буквами для дошколят» 2 Изготовление дидактических игр: «Слоговые таблицы», «Составь слово» |
Февраль | 1 Пополнение картотеки с чистоговорками и скороговорками 2 Обновление обводок, штриховок. |
Март | 1 Изготовление дидактических игр 2 Обновление наглядного материала на звуки |
Апрель | 1 Оформление памятки для родителей « Страна букв» 2 Подбор материала для проведения итогового мероприятия: Досуг «В стране звуков» |
Май | 1 Итоговое мероприятие – досуг. 2 Анализ работы. 3 Мониторинг. |
Методическая литература
- Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж 2009г.
- Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» «Детство – Пресс 2000г
- Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет.ООО «ТЦ –Сфера»2014г
- ВолчковаВ. Н. Конспекты занятий в подготовительной группе.Воронеж 2010г
- Гаврина С. Е.Развитие речи. Школа дошколят. Москва Росмен 2014г.
- Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.
- Журова Л. Е, Варенцова «Обучение грамоте. Конспекты.
- Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.
Отдел образования исполнительного комитета Сармановского муниципального района РТ
Тема: «Обучение связной речи – важное условие подготовки ребенка к обучению в школе (творческий отчет по самообразованию)».
МБДОУ №4 «Красная шапочка» пгт. Джалиль Воспитатель: 1 кв. категории Егина Зоя Витальевна
Особое место в подготовке ребенка к обучению в школе имеет развитие связной речи. В настоящее время дети с малых лет приобщаются к телевидению, компьютерным играм, интернету. Все меньше и реже взрослые обращают внимание на развитие речи, на общение с ребенком. Мало или совсем нет домашнего чтения, родители не заинтересованы тем, чтобы помочь ребенку лучше и правильно освоить речь.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения детей со взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отражаться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки речи могут привести к неуспеваемости. Таким образом, развивая речь, мы развиваем мышление. Исходя из важности этой проблемы, была поставлена цель обучению связной речи в подготовке ребенка к школе. В своей работе я выделила несколько направлений. Подбор наиболее эффективных методов и приемов, способствующих средств, интерес, мотивация к речевой деятельности у воспитанников. Ознакомление детей с художественной литературой, развитию речи детей на занятиях с использованием сюжетных картинок, использование фольклора. Рассматривание сюжетных картин в повседневной жизни. Чтение рассказов и басней в свободное время. Разучивание пальчиковых игр. Работа с родителями. Настоящий опыт накапливался в течение двух лет. В процессе работы были изучены следующие достижения педагогической науки и педагогического опыта:
Е.И.Тихеева «Развитие речи детей», О.Ушакова «Методические советы к программе Детство», О.Ушакова «Развитие речи дошкольника», статьи журнала «Дошкольное воспитание», В.Гербова «Развивайте речь дошкольника», М.М.Алексеева и Б.И.Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку».
Работу над речью веду в несколько этапов. Проводила диагностику на уровне развития познавательных процессов, определила словарный запас ребенка. На своих занятиях использовала игровые технологии, учитывая возрастные особенности воспитанников. Мною был разработан конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «На катке» и была раскрыта «Технология продуктивного чтения». Была написана консультация для воспитателей на тему: «Технология продуктивного чтения». На занятиях по составлению рассказов по картинкам и сериям сюжетных картинок нужно соблюдать следующие правила:
- Использовать на занятиях по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок методы и приемы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;
- Включать в занятия по данным видам рассказывания, игры, задания, «тренировочные» упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;
-После прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор;
-Перед выполнением задания обязательно делать установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе «тренировочных» упражнений. Поощрять детей, которые выполняют данное требование;
-Использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребенка данного дошкольного возраста. Создавать и стимулировать мотивацию деятельности;
-Всегда предлагать четкий план рассказа, если он необходим;
-Для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей;
-Вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;
-Во избежание выполнения заданий по придумыванию рассказов одними и теми же способами, предлагать детям разные варианты, рекомендованные методикой;
-По возможности завершать занятие игрой развивающего характера.
Речь детей развиваем как на занятиях, так и в повседневной жизни. Проведение и разучивание пальчиковых игр, рассматривание сюжетных картинок, чтение художественной литературы. Дети активно принимают участие в играх-инсценировках, в театрализованных выступлениях, в кукольных театрах. Используются театр кукол, настольный театр. С помощью родителей были дополнены атрибутами (шапки, маски), театр варежек, настольный театр и ширму для театрализованной деятельности. Большое внимание уделялось взаимосвязи с родителями. Для этого проводила беседы с родителями о значении общения с ребенком. Для родителей оформила папки-передвижки «Психологическая готовность ребенка к школе», рекомендации « Как заучивать наизусть стихотворение с детьми». Оформила и провела консультацию для родителей «Пальчиковые игры» в развитии речи детей. «Игротека». Провела анкетирование с родителями с целью выявления общения родителей с детьми дома. Из анализа результатов выяснилось, что родители мало уделяют внимания на общение с ребенком, дети предоставлены сами себе. Таким образом, в познавательной совместной деятельности, при тесной взаимосвязи с родителями поэтапной целенаправленной систематической и системной работы, мы можем добиться высокого уровня развития связной речи дошкольника. В дальнейшем планирую продолжить работу по обучению связной речи детей.
Игротека в кругу семьи
«Только веселые слова»
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только веселые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т.д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и называть только зеленые слова (например, огурец, елка, карандаш и т.д.), только круглые и т.д.
«Подбери слово»
Ребенку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).
«Кто что умеет делать?».
Ребенку предлагается подобрать к предмету, объекту как модно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (Мурлыкать, выгибать спину, прыгать, спать, играть, царапаться и т.д.)
«Волшебная цепочка».
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, «мед», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?
Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, «боль» и т.д. Что может получиться?
Мед – пчела – боль – красный крест – флаг – страна – Россия – Москава – Красная площадь и т.д.
План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями. Как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ.
К.Д. Ушинский
Актуальность выбранной темы
Духовно-нравственное воспитание - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для осуществления духовно-нравственного воспитания ребёнка. Конечно, первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. Именно в семье у ребёнка начинает формироваться отношение к окружающему миру, другим людям, любовь к родным. Задача взрослых—указать направление развития и помочь развить высокие нравственные качества у ребёнка.
Ребёнок 3-4 лет становится способен сочувствовать, сопереживать. Развитие наглядно-образного мышления служит основой для формирования представлений о последствиях того или иного поступка. Кроме этого, наглядно-образное мышление позволяет детям удерживать в сознании представления о правилах поведения.
Художественное слово - хороший помощник в формировании правильных установок в поведении ребёнка. С помощью сказок ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, у маленького человека начинает складываться представление о добре и зле. Не только сказки, но и рассказы, стихи могут помочь в воспитании духовно-нравственной личности.
Воспитателям, также как и родителям, важно осознавать, насколько велико значение чтения ребёнку художественной литературы, обсуждение с детьми прочитанных произведений. Ведь зачастую правильно подобранные произведения помогают формированию у детей представлений о том, как нужно заботиться о своих близких, как дружить, как быть вежливым и т.д.
Цель работы по теме самообразования: способствовать формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством чтения художественных произведений.
Задачи:
Проанализировать методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме;
Подобрать художественную литературу, способствующую духовно-нравственному воспитанию детей;
Развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев, учить давать оценку своему поведению;
Вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.
План работы на год
Практические выходы |
|||
Изучение методической литературы |
Сентябрь - май |
1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками, Творческий центр Сфера, Москва, 2003. 2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет, Екатеринбург, 1996. 3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет, Москва, 1992. 4. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду, Мозаика-Синтез, Москва 2008. 5. Торшилова Е.М. Шалун или мир дому твоему. Программа и методика эстетического развития дошкольника. Москва, 1998. 6. Интернет-ресурсы. |
Анализ изученной литературы. |
Работа с детьми |
Октябрь-май |
Чтение детям книг, нравственные беседы о прочитанном. |
|
Чтение произведений о Родине, родном крае, обсуждение прочитанного. |
Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). |
||
Чтение произведений о дружбе, беседы по прочитанному. |
Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). |
||
Изучение правил поведения по книге А.Усачёва «Уроки вежливости». |
Чтение и беседы по книге А.Усачёва «Уроки вежливости». |
||
Подготовка к проведению досуга. |
Досуг «Сказочная страна» |
||
Подготовка к открытому занятию: составление конспекта, подбор наглядного материала. |
Открытое занятие на тему «В гостях у сказки». |
||
Работа с семьёй |
Сентябрь |
Выявить отношение к чтению в семье, знания родителей о возможностях воспитания с помощью детской художественной литературы. |
Анкетирование «Воспитание с помощью книг» |
Консультация для родителей «Сказка - ложь, да в ней намёк…» |
Папка-передвижка в родительском уголке. |
||
Индивидуальная работа с родителями. |
Практические советы «Как подружить ребёнка с книгой». |
||
Подготовка к круглому столу: сбор информации по теме, составление конспекта, подготовка буклетов. |
Круглый стол «Книга - лучший воспитатель» |
||
Сбор информации, подготовка памяток. |
|||
Подготовка отчёта о проделанной работе за учебный год. |
Презентация для родителей (на родительском собрании) «Мы читали, мы читали, очень многое узнали!» |
||
Самореализация |
Сентябрь |
Составление плана работы, подготовка списка литературы по духовно-нравственному воспитанию детей, составление картотеки нравственно-этических бесед. |
План работы по самообразованию, список художественной литературы для чтения детям, картотеки нравственно-этических бесед. |
Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы» |
Выступление на педсовете. |
||
Подготовка мастер-класса для педагогов на тему «Чему учат сказки?» |
Выступление на семинаре-практикуме. |
||
Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования. |
Выступление на итоговом педсовете.мп |
article" data-url="/api/sort/PersonaPost/list_order">