Что значит репродуктивный метод обучения. Характеристика методов обучения по характеру познавательной деятельности

Начало ХХ века было периодом активного внедрения исследовательских методов обучения в массовую образовательную практику. Специалисты того времени максимально широко трактовали содержание понятие «исследовательский метод обучения» («метод исканий»). Они рассматривали его как главный и универсальный способ обучения. При этом толковали его очень широко. В итоге он растворял в себе репродуктивные методы обучения, необходимые в образовании, и терял свою специфичность. В настоящее время, решая проблему внедрения исследовательского метода в образовательную практику, необходимо более строго очерчивать его границы, а это можно сделать, только рассмотрев его в сопоставлении с методами противоположными – репродуктивными.

Известно, что методы обучения классифицировались и классифицируются по разным основаниям. С точки зрения обсуждаемой нами проблемы наиболее продуктивна дихотомия: продуктивные и репродуктивные методы обучения. Подобные подходы к классификации существенно упрощают общую картину явления, а потому очень уязвимы и часто подвергаются критике, ведь они, по сути, рассматривают явление в черно-белом варианте, а жизнь, как известно, многократно богаче. Но нам на данном этапе рассмотрения необходимо это упрощение, оно позволит яснее понять суть проблемы.

Напомним, что известные специалисты в области теории обучения М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер выделяли пять основных общедидактических методов обучения:

· объяснительно-иллюстративный (или информационно-рецептивный);

· репродуктивный;

· проблемное изложение;

· частично поисковый (эвристический);

· исследовательский.

Эти методы авторы делили, в соответствии с вышеназванной дихотомией, на две более крупные группы: репродуктивную (первый и второй методы) и продуктивную (четвертый и пятый методы). К первой группе относятся методы, посредством которых ученик усваивает готовые знания и репродуцирует или воспроизводит уже известные ему способы деятельности. Вторая группа методов характеризуется тем, что посредством их ученик самостоятельно открывает субъективно и объективно новые знания в результате собственной исследовательской творческой деятельности. Проблемное изложение – промежуточная группа. Оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы исследовательского поиска.

Репродуктивные методы

К группе репродуктивных можно отнести два метода: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный.

Объяснительно-иллюстративный метод предполагает, что педагог разными средствами сообщает детям готовую информацию. Этот метод экономичен, но он не позволяет сформировать умения и навыки практической деятельности.

Репродуктивный метод допускает, что ребенок не только усваивает информацию, но и учится действовать по образцу. Таким образом, создаются условия для формирования умений и навыков путем упражнений. Действуя по предложенному образцу, дети приобретают умения и навыки использования знаний.

Продуктивные методы

Их выделяют два – частично-поисковый и исследовательский.

Частично-поисковый метод предполагает, что ребенок часть работы по добыче знаний берет на себя. Исследовательский метод – что путь ребенка к знанию пролегает через собственный творческий, исследовательский поиск.

Исследовательский метод следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.

Реальное преобладание репродуктивных методов в современном образовании, иногда называемом традиционным, вызывает множество протестов со стороны специалистов. Эта критика во многом справедлива, но, отмечая важность внедрения продуктивных методов обучения в практику образования, не следует забывать, что репродуктивные методы не стоит рассматривать как нечто ненужное.

Во-первых, необходимо учитывать, что это – наиболее экономичные способы передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества. В образовательной практике не только не обязательно, а даже глупо добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Нет необходимости переоткрывать заново все законы развития природы и общества.

Во-вторых, исследовательский метод дает больший образовательный эффект лишь при умелом его сочетании с репродуктивными методами. Круг исследуемых детьми проблем может быть существенно расширен, их глубина станет значительно большей при условии умелого использования на начальных этапах детских исследований репродуктивных методов и приемов обучения.

Третьим и не последним обстоятельством является то, что использование исследовательских методов добычи знаний, даже в ситуации открытия «субъективно нового», часто требует от ребенка незаурядных творческих способностей, которые объективно не могут быть столь развиты.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21

Здравствуйте, уважаемые читатели!

А сейчас повторим пройденный материал – наверняка, такие слова в школьные и студенческие годы слышали практически все, при этом задаваясь вопросом «Зачем? Мы же это недавно учили».

Но задача любого преподавателя – не просто передать информацию своим ученикам, но и сделать так чтобы ее запомнили и смогли в дальнейшем применять.

Для этого существуют десятки способов в педагогике. Один из них – метод обучения репродуктивный. Это метод, который применяется с прочими средствами и позволяет освоить и закрепить знания и умения в самый короткий срок.

Репродуктивный в переводе с французского означает «воспроизведение». В педагогических словарях и пособиях можно найти различные определения для метода.

Его сущность заключается в повторении учениками полученных от учителя знаний или умений. Репродуктивный метод всегда осуществляется по определенному алгоритму, выполнению упражнений. Реализовываться он может несколькими способами:

  • Использование схем, иллюстраций, цифр, видеоматериалов, словесных методов;
  • В виде лекций, содержащих те понятия и факты, которые уже известны ученикам;
  • Беседы по пройденным темам с минимальной возможностью рассуждений и выдвижения гипотез;
  • Практическое оттачивание умений при помощи выполнения упражнений.

Применение метода

Репродуктивный метод является экономичным и эффективным для дисциплин, в которых предусмотрено большое количество точной информации, формул, правил, определений, тезисов. Он позволяет в самые короткие сроки усвоить теоретические знания и закрепить их. Например, учитель решает уравнение и задает учащимся подобное, но с другими цифрами.

Данный метод прекрасно тренирует внимание и память. При этом исключена возможность рассуждений, поисковой деятельности, гибкости мышления и возможности самостоятельных действий.

Важно также помнить о том, что постоянное решение однотипных задач, выполнений повторяющихся действий, ведет к ослаблению интереса к предмету в целом и может перерасти в «зазубрежку», не дающую впоследствии возможности применения знаний на практике.

В чем отличия от продуктивного метода

Репродуктивный метод относится к познавательной деятельности. К этому же виду деятельности относится продуктивный метод обучения. В чем же заключаются их отличия.

Характер репродуктивного обучения предполагает закрепление изученного путем выполнения упражнений согласно определенному алгоритму.

Задача учителя при применении продуктивного метода – поставить перед аудиторией основную проблему и мотивировать найти способы ее решения. Особенностью его реализации в отличии от репродуктивного метода является то, что он не предполагает наличия точного механизма действий.

Сочетание с другими методами

Одного репродуктивного метода обучения, конечно же недостаточно. Эффективность образовательного процесса зависит от грамотно выстроенного сочетания нескольких методов обучения.

В дошкольных и школьных программах вместе с репродуктивным методом применяются продуктивные, творческие, проблемно – поисковые, иллюстративные методы.

Сочетание нескольких методов зависит от дисциплины, темы урока, а также от категории учащихся или дошкольников.

Современный образовательный стандарт больше ориентирован на проектную деятельность, постановку задач, достижение поставленных целей. В процессе обучения ребенок должен не просто получить новые знания и навыки, но и научиться применять их в смоделированных ситуациях. Такой подход способствует развитию личности учащегося, раскрытию его способностей и творческого потенциала.


Сегодня многие говорят о том, что репродуктивный метод обучения давно себя изжил. Но все же, организацию образовательного процесса без него представить сложно. Ведь любая деятельность ребенка основывается на фундаментальных знаниях. Открыть самостоятельно формулы химии, основы биологии, законы физики и математики, правила правописания дети вряд ли смогут. Их возможно лишь приобрести через репродуктивные методы обучения.

Как мы говорили в самом начале статьи, репродуктивный метод знаком педагогам очень давно. Работа в учреждениях образования советского времени была построена на активном его использовании. В условиях формирования новых образовательных стандартов репродуктивный метод заменяется прочими формами обучения.

Возможно поэтому, наше образование сегодня не заменяет лидирующие позиции в мире.

Репродуктивный метод. К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

В педагогике выделяется два традиционных метода обучения – репродуктивный и объяснительно-иллюстративный.

Репродуктивный метод сводится к предоставлению учителем типичных заданий и задач, воспроизводство накопленного опыта, в результате которого формируются знания и навыки в виде неких копий.

Объяснительно-иллюстративный метод – демонстрация опытов, сопряжённая с рассказом учителя, лекцией, беседой, а также в виде вебинаров и тренингов.. Деятельность учащегося направлена на получение информации и формирование знаний-ознакомлений.

Таким образом, оба традиционных метода предполагают передачу знаний для учеников в готовом виде.

У данных методов можно выделить множество недостатков:

1. Нагрузка на память. Учебный материал в школе следует запоминать в большом объёме. Вследствие этого, хорошие результаты показывает тот ученик, у которого память развита лучше. Тем не менее, в профессиональной деятельности методы заучивания не пригодятся.

2. Низкая самостоятельность учащихся. При получении знаний в готовом виде дети меньше работают с учебниками.

3. Рассевание внимания. При преобладании слушания в учебной деятельности внимание всегда притупляется.

4. Неполное усвоение материала. Учитель никак не может проконтролировать объём усвоенной информации и наличие пробелов в знаниях.

5. Неумение «думать» и самостоятельно принимать решения. Принятие готовых знаний с большим удельным весом приводит к низкой самостоятельности.

6. Средний объём знаний.

7. Средний темп в изучении материала.

36, СРСП – самостоятельная работа студента под руководством преподователя?

Самостоятельная работа студентов (СРС и СРСП) – самостоятельное

овладение студентами учебного материала и навыками научной работы по

соответствующему направлению (специальности). Целью самостоятельной

работы студентов является овладение фундаментальными знаниями,

профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю,

опытом творческой, исследовательской деятельности.

Самостоятельная работа студентов способствует развитию

самостоятельности, ответственности и организованности, творческого

подхода к решению проблем учебного профессионального уровня.Контроль СРС и СРСП включает: проверка

любых заданий на СРС и СРСП (решение задач и примеров, подготовка

рефератов, выступления - доклады, курсовая и дипломная работы и.т.д.):


проведение контрольных работ и тестирования; проверка исходных и

остаточных занятий, прием отработок, индивидуальная работа с отстающими

студентами, дополнительные индивидуальные и групповые консультации и

занятия; тематические диспуты и учебные игры и.т.п.

Материалы контроля СРС и СРСП должны храниться в течение года.

Контроль СРС и СРСП осуществляется с учетом специфики преподавания

дисциплин.

37, Управление системой высшего образования?

Стратегическое управление системой высшего образования представляет собой сложный, многогранный процесс. В основе его лежит миссия системы образования в обществе, которая носит триединый характер: передача знаний, формирование нужных умений и навыков, а также воспитание гражданственности. Гармоничное взаимодействие триединой структуры элементов способствует реализации сверхмиссии образования в современном мире, а именно - развитию и совершенствованию человека и общества. Основополагающее значение миссии в этой области стратегического управления заключается в том, что в процессе выработки стратегии базовая миссия системы высшего образования в обществе не может быть утеряна ни при каких обстоятельствах.Модернизация системы образования напрямую относится к области стратегического управления, и осуществление модернизации невозможно без выработки правильной стратегии развития. Поскольку стратегия догоняющего развития не оправдала себя, стало очевидно, что необходим поиск новых стратегических курсов, и одной только частичной модернизацией не обойдешься. В результате была сформулирована идея глубокой модернизации, т.е. кардинальной инновационной перестройки всей системы высшего образования. Концепция глубокой модернизации нашла свое отражение во всех современных документах российского образования, которые носят стратегический характер.

Новая концепция предполагает формирование новых новаторских стратегий. Для определения инновационной стратегии потребовалось осмысление этапов пройденного пути, анализ сложившейся ситуации и изучение мирового опыта в области стратегического менеджмента в сфере высшего образования. Данное исследование позволило выявить базовые принципы, на которых должна строится новая стратегия; основные ориентиры, которых ей стоит придерживаться; и теоретические, положения, которые могут помочь в этом. Теоретическое наследие стратегического менеджмента обширно, но лишь немногие теории нашли свое приложение в области управления образованием (контекстуальное планирование, теория «зависимости от ресурсов», «обучающая школа», теория «открытых систем» и др.).

Модернизация может проходить по двум основным направлениям, наличие которых обусловлено сущностью самой системы образования. Система высшего образования являет собой единство процесса и структуры, поэтому можно говорить о двух сторонах модернизации - модернизации процесса образования и модернизации структуры. В соответствии с дуалистической природой системы высшего образования можно выделить такие основные направления в стратегической сфере как процессуальное управление и структурное управление. Целесообразно также производить четкое разделение на стратегическое управление внешней средой и стратегическое управление внутренней средой. В целом же процесс стратегического управления представляет собой постоянный переход от анализа внешней среды к структурным изменениям во внутренней.

38, Модель преподавателя по типу педагогического общения?

Общение между учителем и учеником - одна из основных форм, в которой дошла до нас тысячелетняя мудрость, накопленная человечеством.Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися.

Модель I - "Сократ ". Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.

Модель II - "Руководитель групповой дискуссии ". Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.

Модель III - "Мастер" . Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.

Модель IV - "Генерал" . Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.

Модель V - "Менеджер ". Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

Модель VI - "Тренер ". Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.

Модель VII - "Гид ". Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.

39, Технология проведения текущей и промежуточной аттестации при кредитной технологии обучения?

. Аттестация – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончанию их изучения по результатам проверки (проверок).

Текущая аттестация - это оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе её изучения обучающимся по результатам проверки (проверок). Проводится преподавателем данной учебной дисциплины, предмета.

. Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимся содержания какой-либо части (частей), темы (тем) конкретной учебной дисциплины, предмета по окончании их изучения по итогам учебного периода (четверти, полугодия, года) по результатам проверки (проверок). Проводится преподавателем данной учебной дисциплины, предмета как интегральный результат текущих и тематических аттестаций или комиссией (в случае введения переводных экзаменов по итогам года по данному предмету, дисциплине).

. Метод проведения аттестации : проверка педагогом или группой педагогов (комиссией) качества усвоения программного материала обучающимися как на основе непосредственно проведенных мероприятий (экзамен, зачет, контрольная работа и т.д.), так и на основе результатов текущих и тематических аттестаций.

Промежуточная аттестация обучаемых проводится в сроки, определяемыми лицеем. Оценки по предметам, дисциплинам за учебный период выставляются за 2 дня до его окончания. Если промежуточная аттестация завершается переводным экзаменом по предмету, дисциплине, то отметка ставится по окончанию экзамена. Вопрос о необходимости проведения переводных экзаменов, перечень классов, предметов, дисциплин, формах и сроках решается на заседании педагогического совета школы не позднее марта текущего учебного года.

40, Понятие о формах организации учебно-воспитательного процесса?

форма - это специальная конструкция процесса обучения. Характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Эта конструкция обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в реальной педагогической действительности выступает процесс взаимодействия, общения учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом.

Формы организации учебного занятия.

Различные типы учебных занятий предполагают применение разнообразных форм его проведения, которые определяют внутреннее содержание и наполнение учебного занятия.

В современной дидактике их разработано разнообразное множество:

Лекционно-семинарское занятие.

Лабораторно-практическое занятие.

Учебная практика.

Демонстрация видеоматериалов.

Тематическая экскурсия.

Деловая игра.

Консультация.

Конференция.

Дискуссия.

Самостоятельная работа учащихся.

Защита работ учащихся.

Несомненно, этот перечень можно продолжить, но условно их можно разделить на три основные группы:

Пассивные /лекция, сообщение, доклад/.

Активные /беседа, семинар, дискуссия, конференция, деловая игра/.

Интерактивные /проект, исследование, дебаты/.

1Организационное собрание. Выдача задания на практику. Вводный инструктаж.

2. Изучение производства. Экскурсии в основные и вспомогательные цеха.

3. Изучение основных технологических процессов на рабочих местах практики.

4Выполнение индивидуального задания.

5Обобщение материала и оформления отчета по практике. Получение отзыва.

6Сдача отчета по практике

1История предприятия.

2Продукция, выпускаемая предприятием, ее значение.

3Составить схему производственной структуры предприятия.

4Дать характеристику основных, вспомогательных и обслуживающих цехов предприятия.

5Функции цехов, их взаимосвязь друг с другом и цехами.

6Виды технологических процессов, применяемых в цехе.

7Паспортные данные и технические характеристики станков.

8Подобрать деталь из числа деталей, изготавливаемых в цехе.

9Выполнить чертеж этой детали.

10Выполнить описание детали

11Определить способ получения заготовки.

12Разработать маршрутную карту обработки детали.

13Выполнить эскиз приспособления для одной операции. Описать его конструкцию и принцип работы.

14Оформить отчет. Приложить весь материал по индивидуальному заданию.

42. Формирование основ педагогического мастерства в условиях вуза и в процессе педагогической деятельности?

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование педагогического мастерства преподавателей технических вузов в процессе повышения их квалификации может быть обеспечено, если в качестве важнейших организационно-педагогических условий этого процесса выступают:

Опора на традиции высшего технического образования, его кадрового обеспечения и учет тенденций развития в современных условиях;

Реализация индивидуально-развивающего подхода на всех этапах формирования педагогического мастерства преподавателей технического вуза;

Вариативный выбор содержания и средств в развитии профессионально-педагогической направленности индивидуальной деятельности преподавателей;

Обеспечение непрерывного научно-методического сопровождения процесса формирования педагогического мастерства преподавателей технических вузов.

Задачи исследования:

1. Определить сущность, содержание и структуру категорий «педагогическое мастерство преподавателей технических вузов» и «индивидуально-развивающий подход к обучению преподавателей технических вузов».

2. Осуществить диагностический анализ состояния и проблем высшего технического образования, его кадрового обеспечения.

3. Выявить организационно-педагогические условия, способствующие реализации индивидуально-развивающего подхода в формировании педагогического мастерства преподавателей технических вузов в системе повышения их квалификации.

4. Разработать и экспериментально проверить модель формирования педагогического мастерства преподавателей технических вузов в процессе их повышения квалификации.

43. Педагогические принципы организации творческой деятельности?

организации творческой деятельности младших школьников в процессе обучения.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников.

Предмет исследования: организация творческой деятельности младших школьников.

Гипотеза исследования: Творческая деятельность младших школьников, обогащающая обучение, может быть организована в рамках учебного процесса при определенных условиях. Этими условиями являются:

Моделирование ситуаций, порождающих у детей смыслообразугощие переживания и позволяющих перевести учебную задачу в личностно-значимый для ученика план;

Востребованность детской творческой деятельности в ходе обучения;

Выстраивание учебного процесса на основе психосберегающей технологии;

Первый этап - поисково-теоретический (1989 - 1995) - включал осмысление проблемы, ее проработку на теоретическом уровне, а также анализ педагогического опыта автора и результатов его участия в общешкольном эксперименте по созданию адаптивной модели российской школы.

На втором этапе - опытно-экспериментальном (1996 - 2000) - осуществля- * лась экспериментальная проверка гипотезы. Работа заключалась в реализации модели обучения, функционирующей на основе психосберегающей технологии, и проверки ее эффективности для организации творческой деятельности учащихся.

На третьем этапе - заключительно-обобщающем (2001 - 2003) - проводилась обработка и систематизация материала, обобщались и оформлялись результаты исследования.

Задачи исследования:

Теоретически обосновать условия для организации творческой деятельности младших школьников в процессе обучения и представить их совокупность в виде модели;

* - сформулировать сущностные характеристики психосберегающей технологии как основы для реализации модели обучения, ориентированной на творческую деятельность детей;

Экспериментально проверить эффективность теоретически разработанной модели;

Проанализировать возможности реализации метода образного преподавания в начальной школе;

Разработать и опробовать некоторые формы и приемы образного преподавания.

44 Диагностика как составная часть преподавателя высшей школы?

В последние время диагностика все чаще и чаще становится предметом специальных исследований педагогов и психологов, которые рассматривают функции и виды диагностики в контексте развития образовательных систем. Данные исследования устанавливают необходимость системы диагностического обеспечения, взаимосвязи педагогической, социальной, психологической диагностики. Наиболее исследованной выступает педагогическая диагностика.

Понятие "педагогическая диагностика" было предложено К. Ингенкампом по аналогии с медицинской и психологической диагностикой в 1968 году. По своим задачам, целям и сфере применения педагогическая диагностика самостоятельна. Она заимствовала свои методы и во многом образ мыслей у психологической диагностики

Диагностика (от греческого diaqnosis) – распознавание) – процесс распознавания; учение о принципах и методах постановки диагноза . Термин "диагноз" пришел в педагогику из медицины, где означает установление сущности и характера заболевания. Однако в диагнозе и диагностике, в установлении качественного состояния нуждаются все явления, процессы общественной жизни, производства, объекты эксплуатации. Поэтому понятие диагноза получило широкое распространение в науке, технике, производственной практике. Диагностика стала неотъемлемым, органичным компонентом всех управляемых общественных, производственных, технологических систем и процессов, способом получения обратной информации о действиях и качестве результатов .

Лихачев Б.Т. под диагностикой понимает процесс получения информации о состоянии наблюдаемого или изучаемого объекта с помощью совокупности методов, способов, приемов. Диагностическая информация включает в себя сведения о состоянии объекта, степени его соответствия норме, тенденциях его движения, развития. Подласый И.П. определяет диагностику как прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов. Хуторский А.В. рассматривает диагностику как обязательный компонент образовательного процесса, с помощью которого определяются достижения поставленных целей. Ушакова Л.С. рассматривает диагностику как способ выявления качества, продуктивности учебно-воспитательного процесса, его состояния и результатов как средство анализа причинно-следственных связей и оценки по определенным критериям и показателям степени достижения поставленных целей и задач обучения и воспитания обучающихся.

Таким образом, обобщая существующие понятия, под педагогической диагностикой мы будем понимать совокупность методов, позволяющих получить наиболее достоверную информацию о ходе образовательного процесса с целью выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения. Предмет диагностики в вузе – различные стороны учебной и общественной деятельности студентов, цель диагностики – получение научно обоснованной информации для совершенствования системы управления качеством подготовки специалистов.

К основным функциям педагогической диагностики относятся: стратегически-информационная, тактически-коррекционная и прогностическая.

Стратегически – информационная функция состоит в диагностическом обеспечении педагогического руководства учебно-воспитательным процессом общими знаниями об обучаемых, о протекании педагогического процесса. Такая информация делает педагогический процесс просматриваемым, контролируемым, практически направленным.

Коррекционная диагностика призвана обеспечить информацию, позволяющую постоянно контролировать и корректировать педагогический процесс. Широкая и глубокая осведомленность дает педагогу реальную возможность доходить до каждого обучающегося, вносить коррективы методику обучения, изменять ход педагогического процесса, структуру и содержание отдельных форм, методов и средств воспитания и обучения.

Прогностическая функция диагностики состоит в том, чтобы обнаруживать, улавливать, выявлять тенденции развития педагогического и учебного коллективов, групп, объединений и отдельной личности обучающегося.

Главными составными компонентами педагогической диагностики являются контроль, проверка и оценивание знаний и умений обучаемых. Многие преподаватели считают данные понятия тождественными, но необходимо подчеркнуть сущность и специфику каждого из понятий, чтобы эффективнее организовать педагогический процесс обучения.

Под контролем понимают систему проверки результатов обучения и воспитания студентов. Контроль - это совокупность действий, позволяющих выявить качественно-количественные характеристики результатов обучения, оценить, как освоен студентами материал учебной программы. Педагогический контроль в вузе - это средство установления прямой и обратной связи между преподавателем и студентами.

45 Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы?

Одной из центральных проблем в системе высшего образования является проблема повышения уровня профессиональной культуры преподавателя вуза. Ее актуальность обусловлена необходимостью разрешения создавшегося противоречия между новыми требованиями, предъявляемыми к профессиональной деятельности, самому преподавателю как субъекту образовательного процесса, способного к профессионально-личностному саморазвитию, и реальным уровнем профессиональной культуры преподавателя, его готовности решать современные задачи высшей школы.

Исследования по данной проблеме свидетельствуют о наличии следующих противоречий: во-первых, существует противоречие между реальным уровнем профессиональной культуры преподавателя вуза и современными требованиями к его личности. Так, многим педагогам свойственны недостаточно высокий уровень теоретической подготовки, неразвитость профессионально-значимых качеств личности педагога, несформированностьобщепедагогических умений, отсутствие опыта творческой деятельности, навыков анализа педагогической ситуации с позиций студента и умений принимать решения в его пользу, пассивная педагогическая позиция, отсутствие потребности в самообразовании, самовоспитании, саморазвитии и т.д. Это свидетельствует о недостаточной сформированности основ профессиональной культуры преподавателя вуза, что обостряет необходимость поиска путей ее формирования.

Во-вторых, необходимость повышения профессиональной культуры преподавателя вуза объективно обусловлена современными требованиями к уровню общеобразовательной и специальной подготовки выпускников вузов, сменой общеобразовательных парадигм, которые предполагают переход от традиционных массово-репродуктивных форм и методов преподавания к индивидуально-творческим; подготовку будущих специалистов, которые были бы востребованы на рынке труда, имели бы сравнительно небольшой адаптационный период вхождения в профессиональную деятельность.

Сложившаяся ситуация в высшей школе, недостаточный уровень профессионализма преподавателя вуза, привели к возникновению противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к уровню подготовки специалистов в новых социально-экономических условиях, и уровнем профессиональной культуры преподавателей, осуществляющих подготовку специалистов нового типа. Решение этой проблемы должно быть направлено и на преодоление наблюдающегося разрыва между преподавателем-человеком, гражданином и преподавателем-специалистом, в котором должны быть интегрированы личностная позиция (мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности) и его профессиональные знания, умения и навыки.

В-третьих, в сложившихся условиях важной задачей является не только сохранение научно-педагогического потенциала вузов, но и повышение уровня профессиональной культуры, которая является сложным системным образованием, представляющим собой упорядоченную совокупность общечеловеческих ценностей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии педагогической деятельности.

Эти противоречия определили комплекс задач, связанных с выявлением возможностей внутривузовского повышения профессиональной культуры, необходимости разработки теоретических основ, условий и механизмов развития профессиональной культурой преподавателя вуза, поскольку для более эффективного решения этих задач должны быть использованы социокультурные, общепедагогические, личностно-творческие и экономические механизмы, которые бы укрепляли и стимулировали развитие профессиональной деятельности и профессиональной культуры преподавателя.

К сожалению, следует отметить, что имеющиеся в настоящее время подходы к решению выделенных нами задач приводят лишь к некоторым изменениям и усовершенствованиям профессиональной культуры, в своей основе она остается неизменной. Объясняется это, на наш взгляд, недостаточным осознанием и теоретической неразработанностью самой категории профессиональной культуры преподавателя вуза и ее содержания с позиций компетентностного подхода. А также социально-экономическими трудностями в современном обществе, которые бесспорно сказались на общей атмосфере и морально-психологическом климате вузов.

Знания, полученные в результате объяснительно-иллюстративного метода, не формируют навыков и умений пользоваться этими знаниями. Для приобретения учащимися навыков и умений и вместе с тем для достижения второго уровня усвоения знаний учитель системой заданий организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Учитель дает задания, а учащиеся их выполняют - решают сходные задачи, склоняют и спрягают по образцу, составляют планы, работают но инструкции на станке, воспроизводят химический и физический опыт. От того, насколько трудно задание, от способностей ученика зависит, как долго, сколько раз и с какими промежутками ученик должен повторять работу. Обучение грамотности и четкому письму требует нескольких лет, чтению - гораздо меньше времени. Установлено, что усвоение новых слов при изучении иностранного языка требует, чтобы эти слова встретились около 20 раз на протяжении определенного срока. Словом, воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя являются главным признаком метода, названного репродуктивным. Само название характеризует деятельность только ученика, но по описанию метода видно, что он предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя. Его и можно было бы назвать побуждающе-репродуктивным. Учитель пользуется для предъявления заданий устным и печатным словом, наглядностью разного вида, а учащиеся пользуются теми же средствами для выполнения заданий, имея образец, сообщенный или показанный учителем.

Для повышения эффективности репродуктивного метода ди-дакты, методисты совместно с психологами разрабатывают системы упражнений, а также программированные материалы, обеспечивающие самоконтроль (обратную связь).

Большое внимание уделяется совершенствованию способов инструктажа учащихся. Помимо устных объяснений и показа приемов работы, для этой цели используются письменные инструкции, схемы, демонстрация кинофрагментов и др., а на уроках труда - различные тренажеры, позволяющие быстро овладеть -правильными действиями.

По мере увеличения объема знаний учащихся возрастает частота применения объяснительно-иллюстративного метода в сочетании с репродуктивным. Так, указав какое-либо действие ученику, обеспечивающее восприятие им изучаемого материала (например, рассмотри растение и выясни, из каких частей оно состоит), учитель одновременно обеспечивает восприятие нового знания (совокупность частей растений), и репродуцирование действия анализа (определение частей) и абстрагирования (отделение одной части от другой). Но из этого не следует правомерность признания репродуктивного метода непременной частью объяснительно-иллюстративного или сопутствующим ему. Ведь прежде чем отделить разные части растения друг от друга или узнать о совокупности их, у ученика должны уже быть знания о признаках каждой части в отдельности, полученных ранее в готовом виде (корень, стебель, листья, цветок и т. д.). Следовательно, при любом варианте сочетания этих двух методов первый принципиально предшествует второму. Заметную роль при осуществлении этого метода играет алгоритмизация, идею которой в СССР разработал Л. Н. Ланда. Ученикам предъявляется алгоритм, т. е. правила и порядок действия, в результате выполнения которых ученик научается распознавать объект (явление), выясняет его наличие и одновременно осуществляет определенный порядок действий. Строго говоря, применение алгоритма предполагает использование обоих методов - информационно-рецептивного и репродуктивного: его сообщают, а затем ученик воспроизводит его предписания.

Алгоритм как средство реализации обоих или одного из методов в ряде случаев весьма эффективен. Но сущность познавательной деятельности при его применении указанным образом не выходит за рамки деятельности, организуемой этими методами.

То же касается и программированных пособий разного рода.

Следует, видимо, различать программированное обучение и программирование обучения. Последнее означает, что ученика следует обучать шаг за шагом, не допуская таких разрывов в логике предъявления учебного материала, который делает его непонятным. Такое обучение всегда было и остается целью и условием эффективно организованного обучения. Если же учитель сознательно создает разрывы в логике раскрытия учебного материала, то он это делает для того, чтобы побудить учащихся к самостоятельному заполнению недостающих связей.

Программированное обучение в его прямой и разветвленной форме, машинное и безмашинное, соблюдая нормы пошагового обучения, вместе с тем является формой и средством реализации информационно-рецептивного и репродуктивного методов. Ученик получает определенную порцию информации, а затем использует ее для определения среди разных вариантов ответа на поставленные вопросы. Для этого он должен хорошо осознать признаки явлений, изложенных в объяснениях, а затем опознать эти признаки в соответствии с поставленным вопросом. Чем точнее объяснение, тем легче определение ответа. Программированное обучение оказывается средством и формой проявления обоих методов. Для применения других методов оно пока не дало материала, хотя это, вероятно, и возможно.

Педагогика - очень тонкая и многогранная научная сфера. В ее рабочем арсенале насчитывается более десятка методов обучения. Применение их направлено на всестороннее развитие человека, воспитание специалиста с необходимым багажом знаний, навыков и личных качеств. В данной статье мы поговорим о том, что такое репродуктивный метод. Каковы его особенности, преимущества и недостатки?

Описание

Скучный и однообразный поток лекций давно уже не оправдывает себя. Специалисты установили, что использование только информационно-рецептивного метода лишь на 30 % помогает усваивать теоретический материал. Остальное либо проходит мимо учащихся, либо наверстывается во время и зачетам. Однако без подкрепления теории практикой она оказывается побочной, ненужной информацией. Совсем от лекций отказаться невозможно, ведь они несут в себе основу научных знаний. Зато их можно чередовать с беседами и практическими занятиями.

Репродуктивный метод является способом организации учебной деятельности, которая происходит по определенной инструкции с применением (или воспроизведением) полученных ранее знаний и последовательности практических действий. Так как всегда происходит по определенному алгоритму (или инструкции), то его нередко называют инструктивно-репродуктивным.

Особенности

Такой характер мышления предполагает быстрое, активное запоминание учащимися новой информации, которую сообщает педагог или другой учебный источник и перенесение знаний на практическую почву. Существует несколько условий или средств для реализации репродуктивного метода:

  • Словесные, наглядные и практические Это могут быть цифры, слова, зарисовки.
  • По аналогии метода строятся и лекции, которые содержат научные сведения и краткие тезисы для записи учащимися.
  • Беседы проводятся по определенной схеме. Преподаватель опирается строго на факты, известные учащимся. Обсуждения гипотез и высказывание самостоятельного мнения не предусматриваются.
  • Репродуктивные упражнения должны содействовать эффективной отработке практических навыков, так как любой опыт требует многократных действий по образцу.

Метод также может использоваться при закреплении изученного материала.

Отличие от продуктивного метода

Существует довольно обширная классификация педагогических методов. Выбор их во многом зависит от возраста учащихся и дисциплины. По характеру различают метод репродуктивный и продуктивный. Разберемся, в чем их отличия по способу и цели организации.

Репродуктивный метод обучения - это многократное воспроизведение уже полученных от педагога знаний и действий для получения результата. Преподаватель дает конкретное задание, а учащийся по определенному образцу выполняет его. Такой метод весьма эффективен в следующих дисциплинах: математика, химия, физика, информатика и т. п. То есть осуществляется программированное обучение. Каждая задача и операция имеют определенный алгоритм действий.

В основе приобретения знаний лежат лекции, которые аккумулируют авторитетные мнения. Именно они и формируют инструкцию, которой потом пользуются учащиеся. Это могут быть правила, законы, аксиомы, формулы и т. п.

Продуктивный метод концентрируется на конкретной проблеме. Он предлагает учащимся самостоятельный (произвольный) поиск ответов на вопросы. В отличие от репродуктивного, он не имеет четких алгоритмов, формул. А задачей педагога является создать серьезную мотивацию для приобретения новых знаний учащимися.

Примеры

Как уже упоминалось, точные науки - подходящая почва для педагога, где эффективно работает репродуктивный метод обучения. Примеры его с успехом можно наблюдать в решениях математических, химических задач или повторениях опытов.

Рассмотрим, например, обычное математическое Существует конкретный образец-формула, следуя которой учащийся постепенно приходит к правильному ответу - нахождению неизвестного (или неизвестных).

Другим примером может служить урок закрепления знаний по теме «неправильная дробь». Для этого можно использовать вопросы на определение или средства наглядности. Например, на слайде презентации или на доске записать несколько чисел и попросить учащихся выбрать из них неправильные дроби. Выбор необходимо обосновать. Все действия происходят по принципу выбор (пример) - обоснование (причина).

При этом педагогу важно провести четкий инструктаж. Используя его в будущем, учащиеся смогут успешно выполнять задания различной сложности, усваивать необходимые знания и вырабатывать умения. Метод репродуктивный также поможет сформировать определенный образ мышления, который пригодится для выполнения операций в повседневной жизни.

Эффективность

В российском образовании использование данного метода известно давно. Его можно назвать «классическим». Однако не стоит забывать, что каждая технология имеет свойство постоянно совершенствоваться. Так, сегодня репродуктивный метод обучения означает не просто конспектирование лекций и применение полученных формул. Изменения коснулись упрощения некоторых алгоритмов для быстрого усвоения, соотнесения научных фактов со средствами наглядности, использования в беседах и на практических средств обучения (аудио, видео, анимация). Все это, безусловно, положительно отражается на эффективности познавательной деятельности, которую и призван повысить метод репродуктивный. Это великолепная альтернатива сухому вычитыванию лекций и проведению однообразных семинаров, построенных на простом опросе.

Плюсы

Основным и важным преимуществом данной технологии является экономность. Что это значит? Репродуктивный предполагает, что учитель за короткое время и без особых усилий передает внушительный объем знаний и умений. При этом учащиеся быстро воспринимают новую информацию, параллельно отрабатывая ее на практике. Такой метод гарантирует прочное усвоение знаний.

Репродуктивный метод великолепно реализуется там, где учебный материал носит больше информативный характер. При этом у учащихся блокируются самостоятельное, творческое мышление и расширяются возможности запоминания и переработки готовых теоретических знаний.

Минусы

Специалисты отмечают, что репродуктивный метод обучения - это пример строгой алгоритмизации действий, который не допускает творческих вольностей, предположений и сомнений. Из-за этого существенно может страдать гибкость, самостоятельность мышления. Данная технология категорически отрицает поисковую деятельность, которая является не менее важной, чем применение ранее сообщенных теоретических знаний. При частом использовании репродуктивного метода обучение может превратиться в чистую формализацию, а усвоение знаний станет просто неосмысленной зубрежкой.

Сочетание с другими методами

Репродуктивный метод эффективен в информационно-рецептивной деятельности учащихся. Это факт. Однако он не может быть единственным орудием в арсенале педагога. Как показывает опыт, монологическая практика давно изжила себя, и требуется комплексный подход. Ведь помимо быстрого усвоения теоретического материала и формирования выполнения действий по инструкции необходимо развитие качеств личности, творческого подхода к делу, самостоятельности в приобретении новых знаний.

Так, наряду с репродуктивным нередко применяют творческие, иллюстративные, исследовательские и продуктивные методы по поиску информации и использованию ее для решения новых задач. Уроки в виде викторины, дискуссии по поводу какого-либо открытия или закона, подготовка доклада - подходящая альтернатива. Выбор будет зависеть от нескольких факторов: цели, этапа урока, местных условий, содержания теоретического материала и личности педагога. В любом случае, разнообразие методов обучения значительно оживляет учебный процесс и способствует всестороннему развитию личности учащегося.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!