Что такое лабораторная работа в вузе. Особенности проведения лабораторной работы в вузе

Наверное, многим студентам вопрос, что такое лабораторная работа, покажется как минимум странным; ведь с этим способом оценки знаний все мы знакомы еще со школьной скамьи. И, тем не менее, в этой теме имеются свои «подводные камни», о которых мы и поговорим сегодня подробнее.

Для начала давайте разберемся, что к чему. Как известно, процесс обучения содержит теоретическую и практическую часть , где теория – это «начитка» лекций, а практика – лабораторные и самостоятельные работы согласно пройденному материалу.

Если на лекциях мы очень устаем, постоянно работая ручкой и пополняя свои конспекты полезной и нужной информацией, а на самостоятельной работе – усердно напрягаем мозги в поисках правильного решения; то лабораторная работа – это более увлекательное занятие, которое сочетает в себе проверку знаний и получение колоссального опыта по теме.

Также можно и себя проявить с самой что ни на есть положительной стороны в глазах проверяющего! Именно поэтому студенты реже всего прогуливают именно такие пары!

Как правило, такие,практические работы чаще всего организовывают при изучении точных наук , например, в школе на уроках физики и химии. В университете при получении высшего образования лабораторные становятся обязательной частью учебного процесса инженерных и технических специальностей, а студенты на практике изучают работу того или иного оборудования, реакции реактивов и химикатов, а также другие не менее увлекательные процессы.

Если вы – студент гуманитарного вуза, то не исключено, что в вашем случае последняя лабораторная работа была проведена еще в выпускных классах на уроке химии или физики. Однако это вовсе не означает, что вы не должны знать, что такое лабораторная работа, и как правильно ее выполнять.

Преимущества и особенности лабораторной работы

Суть лабораторной работы описана уже в ее названии, не зря первая строка в оформлении имеет соответствующее название «Тема». А вот цель проведения такого занятия – изучить и осознать определенные физические процессы и законы, химические реакции и закономерности .

Выполнение работы и получение достоверных результатов осуществляется опытным путем в специальном помещении – лаборатории , то есть наглядно, так сказать.

Глубокое понимание очень важно во время учебного процесса, иначе нельзя судить об успешно выполненной работе. Именно поэтому накануне экзамена преподаватель сообщает о предстоящей работе и просит студентов дополнительно к ней подготовиться.

Лабораторная работа подразумевает:

1. Изучение определенного физического процесса на практике, используя при этом методы, предварительно изученные на лекциях.

2. Выбор наиболее оптимального приема выполнения замеров и исследования, которые обеспечивает наиболее точный результат.

3. Определение фактического результата и его сравнение с теоретическими данными, описанными в учебнике согласно выбранной тематике.

4. Обнаружение причин полученного несоответствия и грамотное изложение их в отчете лабораторной работы.

5. Грамотное оформление выводов согласно требованиям методички.

Участие лабораторной работы в учебном процессе

Если студент думает, что может прогулять пару – тройку лабораторных работ, и ему за это не «прилетит» никаких взысканий, то очень ошибается. Дело в том, что пропущенное практическое занятие необходимо будет выполнить позднее и уже в индивидуальном порядке , в противном случае итоговая оценка не будет выставлена, либо будет не соответствовать желанной.

Именно поэтому большая часть студентов предпочитают во что бы то ни стало посетить такое занятие, ведь делать лабораторные работы всей группой и с помощью преподавателя всегда проще, особенно если в знаниях имеется пробел.

Требования и контроль за выполнением лабораторных работ

В начале пары преподаватель в общих чертах знакомит с предстоящей работой, измерительной аппаратурой, техникой безопасности и правилами поведения студентов в лаборатории. Кроме того, выдает методички, согласно которым необходимо оформить отчет по проделанной практической работе.

Отдельно стоит акцентировать внимание на правилах оформления работы и инструктаже, которые должны проходить в строгом порядке и иметь соответствующую запись в журнале проведения лабораторных работ и журнале по технике безопасности.

В последнем должна в обязательном порядке стоять подпись студента о прохождении инструктажа , в противном случае речь идет о нарушении, за которое в случае ЧП преподаватель может получить выговор.

По итогам инструктажа и после соответствующей подписи педагог больше не несет ответственность за поведение студента на лабораторной работе; а студент, расписавшись, подтверждает, что лично ознакомлен со всеми правилами проведения работ и безопасности во избежание ЧП.

Когда все организационные моменты оговорены, можно приступать к выполнению практической работы, но не сразу…

В любом случае, студент обязан:

1. Соблюдать порядок выполнения лабораторной работы, который подробно изложен в специальной методичке по теме.

2. Вести отчетность о проделанной работе в черновик, а после оформить сам отчет уже в чистовом варианте.

3. Предъявить свою работу преподавателю по завершению ее выполнения и оформления.

Подготовка и допуск к выполнению лабораторной работы

Как я уже упоминала выше, каждый студент должен заранее подготовиться к лабораторной работе, то есть теоретически ознакомиться с предстоящим заданием или хотя бы иметь общее представление о том, что необходимо будет сделать на практике.

Если базовые знания в теме лабораторной работы и вовсе отсутствуют, преподаватель имеет полное право не допустить к практической части занятия. И тогда пересдавать лабораторную работу будет необходимо в индивидуально порядке; а в таких случаях вы отнимаете и свое время, и время преподавателя. Так что на поблажки рассчитывать уже не приходится и тройка за счастье.

После допуска к лабораторной работе студент может преступить в практической части занятия, которая также имеет ряд нюансов. Порядок выполнения лабораторной работы подробно изложен ниже.

Порядок выполнения лабораторной работы

1. Необходимо внимательно ознакомиться с приборами, с которыми ближайший час придется иметь дело. Для этого недостаточно просто на них посмотреть, требуется изучить техническую документацию и определить по методичке, какую схему собрать.

2. Собрать схему, указанную в методичке и подозвать преподавателя для определения правильности выполненных действий.

3. Определить цену деления шкалы прибора и погрешность его измерений.

4. Провести пробное испытание, которое позволит судить о правильности подготовки рабочего места.

5. Подготовить черновик для записи и провести все требуемые в задании эксперименты и записать в черновик показания приборов.

6. Оформить отчет о проделанной работе согласно требованиям, предъявляемым к оформлению лабораторных. Не забывать о необходимости составления выводов.

7. Сдать на проверку и подготовиться к защите.

Защита лабораторной работы

Педагог вызывает студента, проверяет корректность оформления отчета, а после при отсутствии замечаний задает вопросы по теме. Их количество не ограничено. Однако вразумительный ответ и полное осознание проделанной работы заметно упрощают утомительный и волнительный процесс сдачи.

Если преподавателя не удовлетворяют знания студента, то он отправляется дальше готовиться либо приходит в следующий раз. По своему опыту скажу, с этим делом лучше всего не затягивать.

Критерии оценки лабораторных работ

Получить отличную оценку можно только в том случае, если лабораторная работа выполнена в полном объеме, оформлена согласно всем требованиям, а студент может ответить на все дополнительные вопросы.

Но главное – преподаватель видит, что учащийся разбирается в заданной теме и имеет полное представление о проделанных ранее действиях.

Оценка «4» недалеко ушла от пятерки, однако ставится в том случае, если, несмотря на идеально оформленную работу, студент растерялся и не ответил на 2 – 3 вопроса своего педагога. Недочеты, описки и негрубые ошибки в содержании при безупречном ответе на все вопросы также оцениваются в четыре балла.

На «3» оценивается неполная работа, которая не до конца раскрывает цель ее выполнения. А вот совершенные ошибки и описки вызывают сомнения за правильность решения; отсутствие выводов также снижает шанс студента на получение хотя бы хорошей оценки в журнал.

При полном незнании предмета либо неподготовленности к лабораторной работе преподаватель может смело ставить в журнал двойку, однако студент должен ее пересдать в самые кратчайшие сроки. В противном случае «неуд» отрицательно скажется на итоговой оценке и допуске к экзамену (зачету).

Вывод : Я надеюсь, что вся предоставленная информация поможет студентам не просто качественно подготовиться к предстоящей практической работе, но и сдать ее на «отлично», приятно удивив своего преподавателя.

Уверена, что советы, полученные на сайте сайт, не останутся вне сознания, а окажутся весьма актуальными на очередной лабораторной работе.

Теперь ты знаешь, что такое лабораторная работа , и для чего она необходима в школьной жизни и студенчестве.

Доклад

Место лабораторных и практических работ на уроках биологи

Подготовила учитель биологии МОУ «СОШ№ 10» Галда Е.Н.

2011г.

Преподавание биологической науки как собрания несомненных фактов, догматических утверждений оказывает негативное влияние на формирование личности ученика. Биология действительно содержит множество фактической информации об окружающем мире и о нас, но нельзя забывать, что она включает и совокупность методов, позволяющих отыскивать факты и развивать теории, т.е. осуществлять процесс накопления знаний с последующим их изменением.

Науку развивает человеческая любознательность, и задача учителя состоит в том, чтобы школьники не только запоминали совокупность знаний, но и освоили метод самостоятельного получения их в ходе лабораторных и практических работ.

В основу организованной учителем лабораторно-практической деятельности учащихся положена схема научного познания, которая выглядит следующим образом.

Приобретение ЗНАНИЙ начинается с анализа ФАКТОВ, которые закономерно повторяются (ФАКТЫ – события, результаты, обнаруженные в процессе наблюдений, которые могут быть зафиксированы и подтверждены многократно). ФАКТЫ, собранные по одной проблеме, называются ДАННЫМИ. Сбор данных, их качественная и количественная оценка позволяют формулировать ГИПОТЕЗЫ, которые обязаны объяснять известные факты. Как правило, предлагается несколько гипотез. Все они подвергаются проверке, и если гипотеза выдерживает все испытания на истинность, то такая гипотеза становится ТЕОРИЕЙ.

Лабораторно-практическая деятельность учащихся должна быть спланирована таким образом, чтобы отражался естественный ход приобретения ЗНАНИЙ, т.е. от ФАКТОВ, полученных в ходе проведения опыта, наблюдений, экспериментов, через обсуждение ГИПОТЕЗ к ЗНАНИЯМ.

В ходе изучения биологии учащимся предлагаются различные по содержанию лабораторные и практические работы. В некоторых уже даются готовые результаты исследований, а задача учащихся состоит в том, чтобы объяснить их. Другая часть работ предполагает участие в исследовательской деятельности, где школьники могут получить или собрать результаты для последующего их объяснения. Иногда после постановки опыта и обсуждения возникают дополнительные вопросы, требующие разъяснения. Это и есть поле, где учащиеся могут проявить инициативу по приобретению знаний.

На уроках биологии лабораторные работы являются одной из форм активизации познавательной деятельности. Они позволяют учащимся осуществить необходимые наблюдения исследовательского характера за различными биологическими объектами и процессами, провести анализ, сравнить, сделать вывод или обобщение. Важное значение для развития учащихся при выполнении лабораторных работ имеет вводная беседа учителя, в которой он определяет проблему и ставит цель. Учитель разъясняет ход лабораторной работы, раздает инструктивные карточки или задания, указывает на форму записи результатов наблюдений (текстовая запись, схема, таблица), ставит проблемные вопросы для выводов и обобщений.

Наличие в содержании инструкции проблемных вопросов позволяет активизировать познавательный интерес учащихся к исследовательской деятельности.

В качестве примера приведу инструкцию по выполнению лабораторной работы в 7 классе по теме «Внешнее строение насекомого».

Цель: развитие у учащихся познавательной самостоятельности, активной мыслительной деятельности, логического мышления.

Формулировка вопроса

Для ответа на данный вопрос выполни следующие действия

1. Какой покров (плотный или мягкий) имеет насекомое? Каково его значение?

1. Осторожно дотронься до тела жука пальцем.

2. Из скольких отделов состоит тело насекомого?

Отличаются ли по форме и размерам отделы тела насекомого?

2. Найди у жука голову, грудь и брюшко. Внимательно рассмотри их и ответь на вопросы.

3. Сколько усиков, глаз, ротовых частей имеет жук?

Какую роль могут играть эти органы в жизни насекомого?

3.Рассмотри голову насекомого, найди перечисленные органы.

Подумай и ответь на вопросы.

4. Сколько члеников образуют грудь насекомого?

Какие органы расположены на грудном отделе насекомого? Каково их число?

Какие функции могут выполнять органы расположенные на груди?

4. Переверни жука нижней стороной вверх. Сосчитай число члеников груди. Рассмотри органы, расположенные на грудном отделе, определи их число. Ответь на вопросы.

5. Чем отличается передняя пара крыльев от задней?

Какова может быть функция каждой пары крыльев?

Почему жуков относят к типу членистоногих?

5. Рассмотри первую и вторую пары крыльев, сравни их по степени сложности, окраски, форме и размерам. Обрати внимание на особенности строения ног.

6. Сколько члеников образует брюшко насекомого?

Как расположены мелкие отверстия на брюшке и каково их значение?

6. Рассмотри брюшко жука. Посчитай число члеников с помощью лупы, найди на брюшке отверстия.

7. Чем отличаются по внешнему строению насекомые и ракообразные?

В чем заключается внешнее сходство насекомых и ракообразных? О чем оно говорит?

Почему жука и рака относят к одному типу, но к разным классам животных?

7. Сравни внешнее строение жука и рака по признакам, приведенным в 1-ой графе инструкции. Сделай вывод.

Правильная организация и проведение лабораторных работ по биологии позволяет добиться эффективного усвоения учащимися материала непосредственно на уроке, ознакомить школьников с методами познания природных объектов и явлений.

Создание на уроках проблемных ситуаций, вызывающих умственное напряжение и стимулирующих познавательный интерес учащихся, важное средство развития мотивов интеллектуальной деятельности. Так, например, активную мыслительную деятельность учащихся вызывают вопросы, требующие установления сходства и различия. Причем чем меньше они выражены, тем интереснее для ребят их находить.

При осуществлении руководства познавательной деятельностью учащихся необходимо организовать работу на уроке таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно смогли оценить правильность выполненного задания и насколько предположения, выдвинутые в начале работы, подтверждаются результатами эксперимента. Право учителя определить место лабораторно-практических занятий в логической структуре урока, но, как показывает практика, в настоящее время учителя биологии иногда отдают предпочтение работе с учебником и мало времени уделяют самостоятельной работе с натуральными объектами. Это связано с нехваткой учебного оборудования, неумением учителя проводить лабораторные работы, а между тем анализ практической части новых программ показывает, что большое значение уделяется самостоятельным лабораторно-практическим работам.

Степень самостоятельности зависит от цели, подготовки учащихся и источников информации. Особенно важное значение имеют работы поискового уровня. Работы исследовательского уровня при изучении биологических процессов могут быть проведены при выполнении некоторых типов домашних заданий, поскольку продолжительность большей части биологических процессов во времени значительно дольше продолжительности урока. Правильная организация во многом определяет успешность выполнения лабораторно-практических работ. Например, при фронтальной работе, когда учащиеся выполняют одну и ту же работу (опыт, наблюдение), необходимо ее синхронное выполнение, для этого учитель перед уроком должен решить, как и куда должны выходить учащиеся (знакомство с микропрепаратами, выполнение функциональных проб и т.д.), кто и в какое время раздаст учебное оборудование, необходимое для проведения эксперимента. Демонстрационные опыты, проводимые учителем, должны быть хорошо видны со всех рядов класса. Правильное применение демонстраций на уроке – это, прежде всего, организация коллективного, целенаправленного наблюдения под руководством учителя, что особенно важно при первичном ознакомлении учащихся с объектом наблюдения. В том случае, когда демонстрация

предшествует аналогичной самостоятельной работе учащихся, действия учителя служат примером правильного обращения с учебным оборудованием, наглядным инструктажем: например, учитель демонстрирует правила работы с микроскопом, приготовление микропрепарата, закладку опыта. Определенные сложности возникают при организации групповой работы, когда из-за нехватки материала разным группам приходится выполнять разные задания. В этом случае нецелесообразно инструктировать группы по очереди. Например, при изучении тканей учитель вначале рассказывает, как надо рассматривать эпителиальную, соединительную, мышечную ткани, и только потом объявляет, какая группа с какой тканью будет работать, и раздает соответствующие препараты, а также инструктивные карты. На работу с каждым препаратом следует отводить определенное время и следить, чтобы учащиеся успевали их рассмотреть. Обмен препаратами производится по команде учителя. Индивидуальную работу лучше организовать по инструктивным карточкам, которые должны не только содержать инструкцию по проведению работы, но и проверочные вопросы, на которые ученик отвечает в ходе опыта или после него.

Эффективность самостоятельной работы во многом зависит от качества руководства восприятием. Необходимо не только предоставить учащимся объект для работы, но и показать, что с ним нужно делать, научить наблюдать, составить программу наблюдений. Ознакомление учащихся с объектом должно идти от целого к частному, а затем опять возвращаться к целому на основе проведенных наблюдений. Инструктаж, проводимый перед началом самостоятельной работы, должен содержать ответы на следующие вопросы:

Каковы цель и задачи лабораторной работы;

Какие методы следует использовать и каков порядок проведения работы;

Как нужно содержать в порядке рабочее место;

Каковы требования техники безопасности при проведении работы;

Как оформить результаты.

Во время проведения лабораторной работы учитель постоянно наблюдает за учащимися, оказывает помощь, корректирует их деятельность, контролирует правильность выполнения отдельных операций.

Лабораторные работы выполняются учащимися самостоятельно, однако на начальных этапах, а также при проведении сравнительно новых типов самостоятельных работ (например, определение растений) рекомендуется работу разбить на части. Перед началом каждой из них учитель дает пояснения, и работа выполняется фронтально. Целесообразно также активно проработать карточки-инструкции всем классом. Особое внимание следует уделить окончанию работы. За несколько минут до завершения работы учащихся следует предупредить, что время, отведенное на нее, заканчивается. Необходимо закончить оформление и привести в порядок рабочее место. Обязательно следует обсудить выполнение работы, сделать выводы.

1) класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;

2) каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо различное) и выполняет его сообща;

3) задания в группе выполняются таким способом, который позволяет активно участвовать каждому члену группы.

Величина групп 3 – 4 человека в зависимости от размера класса. Состав группы не меняется на протяжении четверти, поэтому в группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся. Группы организуются таким образом: учитель выбирает 3 – 4 сильных учеников (по числу организуемых групп), они в свою очередь выбирают по одному человеку, с кем бы они хотели работать всю четверть; выбранные в свою очередь определяют, кого они хотят видеть в своей группе и т.д.

Пример. Тема урока: «Химический состав клетки».

На перемене учитель с дежурными учениками готовит кабинет к работе: сдвигают столы по два, квадратом, в центре выставляют все необходимое оборудование, редкие реактивы, объекты и т.п. выставляют на отдельный стол. Раздают инструктивные карты, в которых содержится руководство по проведению работы, а также вопросы, позволяющие сделать вывод. Задания ребята выполняют в произвольном порядке, но к концу урока все должны закончить работу. За 10 минут до конца урока учитель вызывает по одному представителю от группы и просит рассказать о проведенных опытах (первая группа рассказывает об обнаружении белка, вторая – о крахмале и т.д.). Оценка выставляется всей группе.

Лабораторная работа №1

Выявление органических веществ

Цель работы: доказать, что в живых организмах содержатся различные органические вещества.

Обнаружение белка

Оборудование: стакан с водой, пшеничная мука, марля, водный раствор йода, пипетка.

Ход выполнения работы:

Заверните муку в марлю и опустите её в стакан с водой;

Промойте муку в воде и разверните марлю.

Что вы обнаружили?___________________________________________________________

Это органическое вещество – ___________________________________________________

Добавьте в стакан раствор йода;

В стакан с чистой водой добавьте такое же количество водного раствора йода.

Сравните цвет растворов в разных стаканах. О чем свидетельствует такое окрашивание?_________________________________________________________________

Обнаружение крахмала

Оборудование: клубень картофеля, водный раствор йода, пипетка.

Ход выполнения работы:

Разрежьте клубень картофеля и капните на него немного водного раствора йода. Что произошло?___________________________________________________________________

Значит, в клубне картофеля содержится _______________________________________.

Обнаружение жиров

Оборудование: семена подсолнечника, лист бумаги.

Ход выполнения работы:

Раздавите на листе бумаги семена подсолнечника. Что вы наблюдаете?

_____________________________________________________________________________

Сделайте вывод

Достоинства: ученики максимально активны и свободны на таких уроках, обучение носит поисковый характер, ребята в течение всего урока взаимодействуют друг с другом. Этот тип работы дает замечательные результаты, если учитель сумел заинтересовать ребят предложенной работой.

Недостатки: слабые ученики могут «выпадать» из учебного процесса, надеясь, что другие выполнят работу за них. Кроме того ребята могут отвлекаться от выполнения заданий на обсуждение посторонних тем.

Выполнение лабораторных и практических работ является фундаментом изучения биологии в основной школе. Наблюдая явления, рассматривая организмы, проводя опыты, учащиеся извлекают полезную информацию самостоятельно. Это те знания, которым они доверяют, об этом же написано в учебнике и рассказывал учитель. В отдельных случаях, когда нельзя самим проверить информацию, учащиеся могут верить учителю на слово. Проведение лабораторных работ, постановка опытов, наблюдение развивают практическое мышление, требовательность к результатам работы. Умение проверять теорию практически, осмысливать и объективно оценивать информацию пригодится учащимся в их повседневной практической деятельности. Проведение лабораторных работ исследовательским методом развивает творческий потенциал учащихся.

Лабораторно-практическая деятельность учащихся на уроках биологии

в свете современных технологий.

Применение виртуальных интерактивных лабораторных работ позволит не только проводить любые по сложности и доступности лабораторные работы, но и расширить их спектр. Обусловлено это отсутствием каких либо ограничений, налагаемых соображениями безопасности или экономической целесообразности. Выполненные в виде интерактивной мультипликации, ИЛР создаст у учащегося иллюзию реального исполнения заданий лабораторной работы. Полная свобода действий и возможность совершать ошибки поможет привить ученику исследовательские навыки и умение делать правильные выводы.

В школах Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых регионах России уже более семи лет эффективно применяются Цифровые лаборатории - оборудование и программное обеспечение для проведения демонстрационного и лабораторного эксперимента на занятиях естественнонаучного цикла. За эти годы Цифровые лаборатории в школах стали привычными и необходимыми. Это комплекты оборудования и программного обеспечения для сбора и анализа данных естественнонаучных экспериментов. Широкий спектр цифровых датчиков используют учителя и ученики на уроках физики, химии и биологии.

К сожалению, раньше оборудование для лабораторных работ по биологии и химии, как правило, ограничивалось микроскопами и набором готовых препаратов или реактивов. Поэтому большинство работ носило лишь описательный характер. Наличие кино- и видеоматериалов по изучаемым темам также не решало проблемы, поскольку не давало возможности детям принимать участие в работе. Цифровые лаборатории являются новым, современным оборудованием для проведения самых различных школьных исследований естественнонаучного направления. С их помощью можно проводить работы, как входящие в школьную программу, так и совершенно новые исследования. Применение лабораторий значительно повышает наглядность как в ходе самой работы, так и при обработке результатов благодаря новым измерительным приборам, входящим в комплект лаборатории биологии-химии, (датчики освещенности, влажности, дыхания, концентрации кислорода, частоты сердечных сокращений, температуры, кислотности и пр.).


Лабораторные работы выполняются обучающимися самостоятельно. Это значит, что преподаватель и состав учебной лаборатории (кафедры) в ходе занятия должны не столько контролировать, сколько осуществ­лять научное и методическое руководство действиями обучающихся.

Руководство действиями ведется так, чтобы, с одной стороны, обес­печить проявление инициативы и самостоятельности обучающихся, а с другой, - держать непрерывно в поле зрения работу каждого, тактично и без навязчивости в самых необходимых случаях приходить на помощь в нужный момент. Однако в этом случае преподаватель должен ограни­читься только направляющими вопросами, а не прямой помощью. Прямая помощь, советы и указания обучающимся, должны даваться только в безотлагательных случаях. Педагогу необходимо постоянно помнить, что он - научный руководитель, а не контролер, хотя в его обязаннос­ти, естественно, входит и наблюдение за работой студентов.

Разумеется, на младших курсах преподаватель, осуществляя жесткую регламентацию работы обучающихся в лаборатории, выступает в своей обычной педагогической роли. Чем старше курс, тем отчетливее снижа­ется степень регламентирования, и роль преподавателя сводится к обя­занностям консультанта. При всех обстоятельствах студенты должны знать, что преподаватель, оказывая им педагогически целесообразную помощь своим советом, никогда не будет вести занятия школьного типа с подробными объяснением необходимых действий.

В процессе подготовки и выполнения лабораторных работ студенты все необходимое, связанное с экспериментом, записывают в свои рабо­чие тетради или специальные бланки. Тут же фиксируют поставленную перед ними экспериментальную задачу, структурную или принципиаль­ную схему, методику выполнения заданий, поясняя записи схемами, таблицами и другими материалами. В тетрадь (бланк) заносятся все на­блюдения по ходу выполнения эксперимент. а также результаты в виде выводов с соответствующими таблицами, графиками и описанием полу­ченных результатов опытов. Обработка результатов эксперимента долж­на быть выполнена предварительно в тот же день, после чего обучающи­еся приступают к оформлению отчета.



Как правило, отчет состоит из трех частей. Рассмотрим план отчета при работах на техники.

В первой части указываются наименование и цель выполнения рабо­ты, дается описание технических данных приборов, которые помогали выполнять работу (указываются наименование приборов и их типы, пре­делы шкал, цена одного деления), приводится структурная или принци­пиальная схема установки, используемой в работе.

Вторая часть отчета посвящается регистрации опытных данных, по­лучаемых в ходе эксперимента (журнал наблюдений) и результатов вы­числений. По результатам наблюдений или вычислений строятся графи­ки, позволяющие произвести анализ исследуемого явления.

В третьей части приводятся расчетные формулы и выводы по работе.
В конце отчета ставятся дата, подпись исполнителя и преподавателя,
принявшего лабораторную работу.

Лабораторные занятия заканчиваются защитой результатов работы и полученных выводов. В некоторых вузах такая защита организуется перед всей группой обучающихся, и если лабораторные работы выполнялись фронтально и вполне самостоятельно, конечно, интересно знать, к ка­ким выводам пришли товарищи. Они задают много вопросов, дискутиру­ют, а это как раз то, что и надо для более глубокого уяснения изучаемой дисциплины.

Преподавателю остается в заключение лишь подвести общие итоги. Как правило, обучающийся не получает задание на выполнение сле­дующей лабораторной работы, пока не отчитается за предыдущую.

Вопросы и задания

1. Определите назначение, цели и место практических занятий в систе­ме профессиональной подготовки специалистов в вузе.

2. В чем заключается подготовка преподавателя к проведению практи­ческого занятия?

3. Почему решение учебных задач является ключевым элементом практического занятия?

4. Раскройте порядок проведения практического занятия. Какие основ­ные функции выполняет преподаватель при его проведении?

5. В чем заключаются особенности проведения практических занятий,
на которых изучаются образцы техники, условия и правила ее эксп­луатации, практического использования?

6. Что представляют собой следующие рабочие документы: «Специальное задание обучающимся на подготовку к практическому занятию»,
«Методические указания преподавателю», «План проведения прак­тического занятия»?

7. Раскройте сущность и назначение лабораторного практикума как разновидности практического занятия.

8. Назовите и раскройте содержание основных форм проведения лабораторных занятий в вузе.

9. Какие три подхода существуют к проведению лабораторных работ?

10. Изложите порядок подготовки обучающихся и преподавателя к лабораторной работе.

11. С какой целью перед лабораторной работой проводится коллоквиум?

12. Что должен включать в себя отчет по лабораторной работе?

Цель лабораторной работы выработка практических умений и навыков по данной теме и специализации.

Ее основные составляющие:

1. наличие оборудованных рабочих мест

2. инструкции по проведению

3. правила техники безопасности

Виды лабораторных работ:

1. Индивидуальная

2. Групповая

3. Коллективная или обще групповая (фронтальная)

Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки.

Индивидуальная самая эффективная т.к. каждый студент имеет свое задание, методику выполнения и имеет возможность проявлять активность и самостоятельность. Недостатки ее в том, что необходимо иметь максимальное число мест, максимальное время для подготовки занятий.

Групповая основана выделении рабочих мест на 4-6 –ых студентов. Каждая группа выполняет свое задание, в последующем тематика одной группы переходит к другой (цикловая) в результате каждая группа выполняет весь комплект заданий по данной тематике.

Фронтальная связанна с тем что, студенты выполняют одну и туже тему. У нее самая низкая эффективность, но также и само легко организуемая.

26. Психолого-педагогические проблемы организации учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов.

В современных условиях студенты принимают участие в исследованиях двух типов: учебных и научных. Между ними есть сходства и различия. Общее заключается в том, что по своему характеру оба типа исследований являются научными. Но они играют разную роль в жизнедеятельности вуза, различаются способами организации, отношением студентов, массовостью. Значимость учебных и научных работ определяется глубиной проведенного исследования, весомостью теоретических материалов и практических выводов.Учебно-исследовательская работа студентов. Предусмотрена учебным планом вуза, осуществляется преимущественно на старших курсах, носит обязательный характер, оценивается по десятибалльной системе. В вузах приняты следующие формы УИРС: курсовые работы; дипломные работы; УИРС (в отдельных вузах).

Курсовые работы чаще всего выполняются на III-IV курсах по ведущим учебным дисциплинам. Это фактически первое научное исследование самостоятельного характера, которое может иметь теоретический или опытно-экспериментальный характер. Если студент с I курса работает в одном из научных кружков, то тема его кружковой работы может трансформироваться в учебную курсовую работу. В этом случае курсовая работа приобретает более стабильный и фундаментальный характер. Студенты выполняют этот вид УИРС под руководством преподавателей, которых назначают соответствующие кафедры. Они же создают небольшие комиссии для защиты курсовых работ. Выполняя курсовое исследование, студенты учатся работать с научной литературой, изучать разработанность и освещенность избранной проблемы. По отдельным учебным дисциплинам подготовка курсовой работы сопряжена с приобретением умений самостоятельной работы с аппаратурой, приборами, оборудованием, материалами.Учебно-исследовательская работа студентов носит разный по содержанию и значимости характер. В ряде случаев курсовая работа становится разделом или параграфом дипломной работы, дает импульс для продолжения исследований на более высоком уровне.Научно-исследовательская работа студентов. В отличие от УИРС этот тип исследования не имеет обязательного характера, может осуществляться на добровольной основе с I курса. Студенты, занимающиеся научной деятельностью, объединяются в студенческое научное общество (СНО). Научное руководство всеми формами НИРС осуществляют преподаватели вузов. В современном университете функционируют различные формы НИРС:научный кружок;научный клуб;студенческая научная лаборатория;научные конференции, семинары, симпозиумы;олимпиады по учебным дисциплинам;конкурсы студенческих научных работ;летние научные школы;студенческие конструкторские бюро;хоздоговорные темы исследований. Наиболее распространенной и стабильной формой является научный кружок по определенному предмету. Кружки создаются по решению кафедры, ими руководят доценты или профессора. В кружок могут входить студенты разных курсов при условии понимания и освоения его проблематики, но задания они выполняют различной сложности. Научные исследования способствуют развитию самостоятельности, креативности, аналитического мышления студентов. УИРС и НИРС обладают большими возможностями в формировании творческой личности будущего учителя, любого специалиста. Одно из принципиальных отличий вуза от школы состоит в том, что студенты занимаются учебно-исследовательской и научно-исследовательской работой. Формы УИРС предопределены учебным планом по специальности, формы НИРС довольно разнообразны и определяются соответствующей кафедрой. Содействуя развитию научного потенциала личности студентов, УИРС и НИРС благодаря реальной проблематике одновременно обеспечивают профессиональную направленность подготовки специалистов. Требования к УИРС и НИРС в условиях университетского образования повышаются, что, в свою очередь, требует от профессорско-преподавательского состава а руководства научными исследованиями студентов и повышения собственного научного потенциала.

В процессе обучения студент может выполнять практические и лабораторные работы. В чем заключается их специфика? Чем отличается практическая работа от лабораторной?

В чем особенности практической работы?

Практическая работа - это задание для студента, которое должно быть выполнено по теме, определенной преподавателем. Предполагается также использование рекомендованной им литературы при подготовке к практической работе и плана изучения материала. Рассматриваемое задание в ряде случаев включает дополнительную проверку знаний студента - посредством тестирования или, например, написания контрольной работы.

Главная цель проведения практической работы заключается в выработке у студента практических умений, связанных с обобщением и интерпретацией тех или иных научных материалов. Кроме того, ожидается, что результаты практических занятий будут впоследствии использоваться учащимся для освоения новых тем.

Задача преподавателя, содействующего подготовке студентов к мероприятиям, о которых идет речь, заключается в составлении последовательного алгоритма освоения учащимися необходимых знаний, а также в подборе методов объективной оценки соответствующих знаний. В данном случае возможен индивидуальный подход, когда проверка умений студента осуществляется тем способом, который наиболее комфортен для учащегося с точки зрения изложения информации для преподавателя. Так, одним студентам более удобна письменная форма проверки знаний, другим - устная. Преподаватель может учитывать предпочтения тех и других.

Итоги проведения практического занятия чаще всего не влияют на последующую оценку студента на экзамене. В ходе данного мероприятия задача преподавателя - понять текущий уровень знаний учащихся, выявить ошибки, характеризующие понимание темы с их стороны, и способствовать исправлению недочетов в освоении знаний - с тем, чтобы уже на экзамене студент изложил понимание темы более корректно.

В чем особенности лабораторной работы?

Под лабораторной работой чаще всего понимается учебное занятие, в рамках которого осуществляется тот или иной научный эксперимент, направленный на получение результатов, имеющих значение с точки зрения успешного освоения студентами учебной программы.

В процессе лабораторной работы студент:

  • изучает практический ход тех или иных процессов, исследует явления в рамках заданной темы - применяя методы, освоенные на лекциях;
  • сопоставляет результаты полученной работы с теоретическими концепциями;
  • осуществляет интерпретацию итогов лабораторной работы, оценивает применимость полученных данных на практике, в качестве источника научного знания.

В ряде случаев студентам требуется провести защиту своей лабораторной работы, в рамках которой некоторой аудитории слушателей представляются подробности проведения исследования, а также доказательства правомерности выводов, к которым пришел учащийся. Часто защита лабораторной работы осуществляется в порядке индивидуального взаимодействия студента с преподавателем. В этом случае по итогам исследования учащийся формирует отчет (по установленной или разработанной самостоятельно форме), который направляется на проверку преподавателем.

Следует отметить, что успешное выполнение лабораторной работы, как правило, является важным критерием успешной сдачи экзаменов студентом. Преподаватель рассматривает возможность выставления высоких оценок учащимся только в том случае, если они сумеют представить до сдачи экзамена практические результаты применения знаний, полученных на лекциях.

Сравнение

Главное отличие практической работы от лабораторной заключается в целях их проведения. Так, типичная практическая работа инициируется преподавателем в основном для проверки объема знаний, лабораторная - для оценки способностей учащихся применять полученные знания на практике, в ходе эксперимента.

Другой критерий заключается в ограниченном влиянии результатов практической работы на итоговую оценку студента. В свою очередь, типичная лабораторная работа, как мы отметили выше, может быть важнейшим фактором успешной сдачи учащимся экзамена.

Типичные лабораторные работы характерны главным образом для естественно-научных дисциплин - физики, химии, биологии. Практические - проводятся в рамках обучения по разным научным направлениям, включая гуманитарные.

Различия между работами, о которых идет речь, прослеживаются также на уровне методов проверки знаний учащихся. В случае с практическими работами это устный или письменный опрос, тестирование. При лабораторных мероприятиях инструментом проверки знаний студента может быть процедура защиты результатов исследования.

Стоит отметить, что лабораторная и практическая работы имеют ряд общих признаков. Таких как, например:

  1. выполнение в соответствии с планом, рекомендованным преподавателем, а также с использованием заданного перечня литературных источников;
  2. направленность на выявление текущего уровня знаний учащегося.

Определив, в чем разница между практической и лабораторной работой, зафиксируем выводы в таблице.

Таблица

Практическая работа Лабораторная работа
Что общего между ними?
Практическая и лабораторная работа по многим признакам схожи (обе предполагают выполнение по плану, направленность на оценку знаний студента)
В чем разница между ними?
Направлена на оценку уровня текущих знаний учащегося Цель - получить конкретные результаты применения имеющихся у студентов знаний
Может проводиться в рамках преподавания широкого круга дисциплин Проводится, как правило, в рамках преподавания естественно-научных дисциплин
Обычно не влияет на перспективы успешной сдачи студентом экзамена Является важным фактором получения студентами высоких оценок на экзамене
Проверка знаний осуществляется посредством устного или письменного опроса, тестирования Проверка знаний осуществляется в процессе защиты лабораторной работы


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!