Основные направления в повышении качества знаний учащихся по русскому языку. Анализ контрольной работы и коррекция знаний учащихся по русскому языку

Одним из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка.

Проверка, как неоднократно подтверждено школьной практикой, обеспечивает учителю возможность выяснить качества знаний учащихся, уровень владения формируемыми умениями. Это, в свою очередь, позволяет установить готовность учащихся к изучению нового материала, а также оценить эффективность применяемых методов и приемов обучения, внести коррективы в методику. Для учащихся проверка важна потому, что, во-первых, она служит своего рода подкреплением правильности формирующихся знаний или тормозом неверных связей, во-вторых, сам факт проверки психологически настраивает на качественную работу, развивает самоконтроль.

В школьной практике проверка осуществляется в устной и письменной форме; применяется текущий тематический и итоговый учет знаний. В дидактической и методической литературе достаточно четко определено назначение каждого из видов учета.

В обучении русскому языку устные и письменные формы контроля четко дифференцируются, хотя в начальных классах школы специально не выставляется отметка русский язык «устно» и «письменно». Отметка является общей, учитывающей знание грамматических определений, орфографических правил, умение анализировать слова, предложения и применять знания в письменной речи (в диктантах, изложениях, сочинениях и т. п.). Контроль за правильностью выполнения учащимися письменных работ должен быть систематическим. В I классе учитель проверяет все письменные (классные и домашние) работы учащихся. Во II и III классах все работы проверяются на начальном этапе изучения новой темы, в остальное время работы проверяются выборочно.

Основными видами письменных проверочных работ по русскому языку являются диктанты, изложения, сочинения, грамматические, словообразовательные, лексические и орфографические задания, контрольное списывание.

Контрольные работы итогового учета проводятся один раз в четверть, т. е. в I классе в течение года проводятся три контрольных диктанта с заданиями, во II классе - четыре диктанта с заданиями и четыре изложения, в III классе наряду с изложениями могут быть проведены контрольные сочинения. Кроме того, в каждом классе в течение года проводится не менее 8-10 проверочных диктантов, около 6-8 проверочных работ с грамматическими, словообразовательными, лексическими заданиями, четыре проверочных изложения или сочинения. Объем проверочных работ (количество слов):

При проверке контрольных работ учитель руководствуется следующими нормами: отметка «5» ставится за диктант, в котором нет орфографических ошибок, «4» - за диктант, в котором допущено 1-2 орфографические ошибки, «3» - за диктант, в котором 3-5 орфографических ошибок, «2» - 6-8 ошибок; за работу, в которой более восьми орфографических ошибок, ставится «1».

При оценке изложений и сочинений учитывается фактическая достоверность изложенного, полнота передачи содержания, правильность построения предложений и точность употребления слов.

Урок русского языка

Эффективность обучения русскому языку находится в прямой зависимости от качества уроков, поскольку в советской школе урок был и остается основной формой организации учебно-воспитательного процесса.

Общедидактические требования к уроку, широко освещенные в педагогической литературе, получают частнометодическую конкретизацию применительно к урокам рассматриваемой дисциплины. Основные требования, которым должны удовлетворять уроки русского языка, кратко можно сформулировать в следующих положениях:

I. Приобретение новых знаний, их применение в речевой практике и воспитание школьников сливаются в единый процесс. Не случайно, что в последнее десятилетие особое внимание уделяется организации учебной деятельности учащихся на уроке, идейно-политической, эстетической, художественной ценности языкового материала, который используется на уроке, мировоззренческому аспекту изучения языка, общей направленности всего классного коллектива на достижение поставленной цели. Сам по себе интересный в воспитательном отношении языковой материал не решает воспитательных задач урока, так же как и, например, рациональные методические приемы, использованные учителем применительно к языковому материалу, не отвечающему ценностным характеристикам. На уроке воспитывается все, включая доброжелательное отношение учителя к детям, отношения между учащимися, метод обучения, выбранный учителем для данного урока, виды заданий, которые выполняют учащиеся, языковой материал, на базе которого осуществляется изучение грамматики, словообразования, орфографии и т. д.

Нужные нравственные качества воспитывает урок, на котором создана атмосфера творческого коллективного поиска. Например, на уроке в III классе при изучении темы «Прошедшее время глагола. Правописание глагольных суффиксов» учитель следующим образом организовал деятельность учащихся (приводим фрагмент урока).

1. Творческий диктант.

Какой глагол нужно употреблять? (Учащиеся обсуждают, записывают.)

Шел штурм Берлина. Грозно... (грохотали) советские орудия. От разрывов и мин. .. (содрогалась) земля. Огромные каменные здания. . . (рушились) и горели с треском, как соломенные. (Н. Богданов.)

При выборе наиболее подходящего глагола проводится работа над группой слов-синонимов:

1) Греметь, грохотать, рокотать.

2) Содрогаться, трястись.

3) Рушиться, обвалиться. (В скобках в тексте указан глагол, употребленный автором.)

В каком времени употреблены глаголы? Докажите.

2. Наблюдения над написанием суффиксов в глаголах прошедшего времени.

Объясните написание глаголов в предложении: В мирном Берлине построили и строят замечательные жилые дома, школы, больницы.

Учащиеся объясняют написание окончания глагола настоящего времени: неопределенная форма - что делать? строить, глагол на -ить, значит, II спряжения, в 3-м лице множественного числа окончание -ят. Написание глагола в прошедшем времени учащиеся объяснить затрудняются. (Создается поисковая ситуация.) На доске запись: <…>

Коллективно делается обобщение-вывод о глаголах прошедшего времени: перед суффиксом -л пишется та же буква, что и перед -ть в неопределенной форме.

Учащиеся записывают с комментированием: В мирном Берлине построили и строят замечательные жилые дома, школы, больницы. Советские люди и жители ГДР - большие друзья. Они многое сделали для того, чтобы отстоять мир.

Найдите глаголы прошедшего времени, объясните их написание.

Что вы нового узнали на уроке?

На уроке русского языка особое внимание уделяется воспитанию любви к родному языку, бережного отношения к слову. Поэтому тщательно отбираются тексты на урок. Большое место в процессе обучения языку занимает лексико-стилистическая работа. На уроке русского языка часто звучат стихи; наряду с адаптированными текстами используются высокохудожественные авторские тексты.

Весь процесс обучения русскому языку направлен на формирование у школьников основ научного мировоззрения.

Урок русского языка воспитывает и такие необходимые каждому человеку качества, как аккуратность, самостоятельность, инициативность.

Справедливо пишут Н. Г. Казанский и Т. С. Назарова: «Каждый урок активен в воспитательном отношении. Он может оказывать как положительное, так и отрицательное воспитательное влияние, но безрезультатным в воспитательном отношении никогда не бывает»1.

II. Четкость и внутренняя логика урока, его целенаправленность. Логика урока, на котором изучается новый материал, обусловлена в значительной степени взаимодействием сторон изучаемого языкового явления, его лингвистической сущностью. Учителю важно видеть эти взаимосвязи и постепенно раскрывать их вместе с учащимися в ходе выполнения ряда заданий.

Если урок ставит своей целью закрепление грамматических знаний, формирование орфографических умений, то логика урока будет отражать систему упражнений, которая, как известно, строится с учетом усложнения условий, в которых протекает деятельность учащихся. Первые упражнения на уроке могут выполняться коллективно, так как отрабатывается последовательность действий при написании той или иной орфограммы. Позднее возрастает самостоятельность учащихся. Связь между упражнениями, выполненными на уроке, обусловлена также и характером формируемого умения.

Целенаправленность урока создается соответствием учебного материала теме и целям урока.

Весь учебный материал урока, включая материал для наблюдений за языковыми фактами, материал для орфографических и разного рода речевых упражнений должен строго соответствовать цели урока. Например, во II классе тема урока - «Обобщение знаний об именах существительных». Грамматические, лексические и орфографические упражнения находятся между собой в такой связи, что позволяют систематизировать признаки имени существительного как части речи и написание этих слов.

III. Урок русского языка - это прежде всего урок развития речи и мышления учащихся . Данное требование обусловлено спецификой самого учебного предмета, социальная функция которого раскрывается в коммуникативной функции языка. Чтобы урок русского языка был социально значимым, он обязательно должен быть направлен на формирование у учащихся умения грамматически правильно, стилистически точно, последовательно выражать свои мысли и передавать чужие.

Установка на развитие речи на уроке русского языка требует применять при изучении грамматического материала такие методические приемы, которые подводят младших школьников к осознанию роли каждой части речи или части слова в нашем языке, к пониманию, например, почему нужно уметь различать род имени существительного, его склонение, уметь найти в слове корень, приставку, суффикс, знать, как распознается время глагола, как (с помощью какой части речи и части слова) устанавливается связь слов в предложении и многое другое. Иначе говоря, грамматическая теория на уроке изучается под углом зрения ее практического применения для формирования навыков точной и грамматически правильной речи, для развития навыков сознательного письма. Такая общая направленность уроков грамматики на развитие речи детей находит конкретное выражение в содержании урока и в тех видах заданий, которые применяются на уроке.

Важным обстоятельством, позволяющим осуществить на уроке связь изучения грамматического, словообразовательного, орфографического материала с развитием речи является управление умственной деятельностью учащих-с я. Процесс развития речи школьников неотделим от развития их мышления.

Современный урок русского языка характеризуется целенаправленной работой над развитием мышления учащихся. Это означает, что в процессе изучения определенного грамматического или орфографического материала проводится работа над овладением определенными умственными действиями, наиболее обеспечивающими усвоение данного материала. Например, для формирования понятия «родственные слова» необходимо владение такими умственными операциями, как сравнение слов по их лексическому значению и морфемному составу (общность по смыслу и наличие одинакового корня). Практика показывает, что умение сравнивать слова с учетом указанных двух факторов формируется гораздо быстрее, если над приемом сравнения проводится специальная работа, включающаяся как составная часть в изучение материала.

Вышесказанное дает основание особо подчеркнуть, что при подготовке к уроку учитель определяет не только круг знаний, над усвоением которых будет идти работа, но и те умственные действия, которыми необходимо овладеть учащимся для усвоения данного материала. Это отражается на подборе видов заданий н конкретного материала урока, а также в какой-то мере определяет и его структуру.

В последние годы значительно большую роль в обучении языку приобретают теоретические знания. Это объясняется тем, что именно теоретические знания и позволяют учащимся сознательно владеть языком. Усиление роли теории не означает, что на уроке необходимо больше заучивать грамматических определений. Напротив, для современного урока характерен отказ от формального воспроизведения знаний. Усилить роль теории - это значит больше внимания уделять раскрытию (хотя и в элементарной форме) закономерностей языка, т. е. усвоению школьниками связи между языковыми явлениями.

Для учащихся начальных классов ступенькой к осознанию таких связей является поиск ответа на вопрос: почему так? Почему, например, слово дружный изменяется по родам, числам и падежам, а слово дружим - по числам и лицам? Почему в слове интересно -о - это суффикс, а в слове интересный -ый - окончание? Почему существительные площадь и улица в одном и том же падеже и числе могут иметь разные окончания? Почему от глагола строить можно образовать все три временные формы, а от глагола построить - только прошедшее и будущее и т. п.

Особенностью современного урока является также и то, что теоретические знания приобретаются активным путем, учащиеся принимают непосредственное участие в их «открытии», т. е. применяется так называемый поисковый путь познания.

На эффективность уроков русского языка большое влияние оказывают также следующие факторы: соразмерность устной и письменной работы на уроке (примерно три четверти урока должны занимать письменные работы); контроль за учебной работой школьников, хорошая информативность обратной связи (использование в этих целях сигнальных карточек с буквами и цифрами, перфокарт и т. п.); своевременное предупреждение и исправление ошибок всех видов (орфографических, пунктуационных, лексических, стилистических); использование технических средств обучения.

Типы и структура уроков русского языка . Согласно наиболее принятой в советской дидактике точка зрения (Данилов М. А., Есипов Б. П., Казанский Н. Г., Назарова Т. С., Сорокин Н. А. и др.), тип урока определяется его дидактической целью. В зависимости от дидактической цели различают уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, обобщающие уроки, учетно-контрольные и комбинированные. Для каждого типа уроков характерна определенная структура. Таким образом, между дидактической целью урока, его типом и структурой существует вполне определенная взаимозависимость. Дидактическая цель конкретного урока определяется, исходя из задач изучения темы в цело ми места данного урока в общей системе уроков по теме. Тип урока, а следовательно, и его структура выбираются учителем не произвольно, а с учетом количества часов, предусмотренных программой на тему, и специфика изучаемого материала. Например, на изучение темы «Имя прилагательное» во II классе программой отводится 20 уроков. Из них три урока по своему типу являются уроками изучения нового материала, И уроков ставят своей целью усвоение знаний и включают грамматические, орфографические и речевые упражнения, два урока являются обобщающими и четыре урока - учетно-контрольными. Количество уроков того или иного типа обусловлено объемом знаний, которые должны усвоить учащиеся в процессе изучения темы. Учитель в соответствии с программой выделяет узловые вопросы темы (иначе подтемы) и на каждую из них отводит определенное количество уроков. Таким образом, каждая новая подтема имеет свой цикл уроков разного типа. В целом все уроки, входящие в тему, взаимодействуют между собой, хотя каждый цикл имеет относительную самостоятельность. В теме обязательно предусматриваются уроки обобщающего типа (причем повторительно-обобщающий урок может быть в начале изучения темы, чтобы обобщить то, что уже известно учащимся и ввести их в тему, и в конце изучения темы в целях установления связей). В процессе изучения темы проводятся учетно-контрольные уроки (обычно они имеют место после изучения каждой подтемы и в конце темы).

Прежде чем разработать структуру урока, учитель определяет тип урока (см. «Примерное планирование уроков» в книгах для учителя «Обучение в первом классе», «Обучение во втором классе», «Обучение в третьем классе»). Трафарета в построении урока быть не должно. В последние годы широкому обсуждению подвергался вопрос о комбинированном уроке. Было признано целесообразным отказаться от жесткого и обязательного деления урока на этапы: опрос, объяснение нового материала, закрепление, задание на дом.

Как справедливо отмечается в литературе, первый шаг в этом направлении был сделан учителями г. Липецка и Липецкой области, которые отошли от трафарета в построении урока и применили такой вариант урока, на котором приобретение новых знаний и закрепление ранее изученных сливаются в единый процесс; опрос осуществляется в течение всего урока. Однако это не означает, что этапы урока, свойственные любому комбинированному уроку, не нужны. Так, в практике обучения вполне оправдывают себя уроки, на которых соблюдается такая этапность работы, как: проверка домашнего задания, повторение, объяснение нового материала, закрепление, задание на дом. Однако, во-первых, такой порядок работы применительно к каждой теме не всегда является рациональным и учитель вправе творчески решать, с какого этапа: объяснения нового материала, с выполнения самостоятельного упражнения или с проверки домашнего задания - начать урок; во-вторых, большое значение имеет внутренняя связь между этапами урока, содержание работы на каждом из этапов. Повторение можно провести таким образом, что объяснение нового материала будет логическим продолжением начатой, работы. Мастерство учителя и состоит в том, чтобы слить в единый процесс все этапы урока, отказаться от формальной рядоположности.

Например, тема урока в III классе - «Склонение имен прилагательных». Основная цель урока - познакомить с особенностями склонения имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, с приемом распознавания падежа.

Урок начинается с самостоятельной работы над словами, имеющими в корне непроверяемую гласную букву (первый этап урока). Учитель диктует слова из «Словарика», учащиеся образуют от них однокоренные имена прилагательные и записывают их вместе с подходящими по смыслу именами существительными. Обозначают в словах ударение, гласную букву в корне подчеркивают.

Вариант выполнения работы : (билет) - билетная касса, (комната) - комнатное растение, (лагерь) - лагерная линейка, (библиотека) - библиотечная книга, (дорога) - дорожный знак, (мороз) - морозное утро. Проверка записи слов проводится с помощью сигнальных карточек.

На этом же лексическом материале учащиеся выполняют задание, которое представляет собой повторение и связано с новой темой: определяют число и род имен прилагательных. Как узнать род имен прилагательных? Как изменяются имена прилагательные? Доказать, что имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам.

Второй этап урока - ознакомление со склонением имен прилагательных.

Зрительный диктант.

В лагере

Рано пробудился пионерский лагерь. Ребята пойдут сегодня в дальний поход. Под звуки пионерского горна спешат они на зарядку.

Подчеркните прилагательные вместе с существительными, с которыми они связаны, укажите их род и число.

Почему прилагательные пионерский, пионерского имеют разные окончания, хотя род и число у них одинаковые? (Разные падежи.)

Определите падеж имен существительных и по падежу существительного узнайте падеж связанного с ним прилагательного.

Просклоняйте пионерский галстук, пионерское звено, пионерская песня. (Работа выполняется коллективно.) Прилагательные какого рода склоняются одинаково?

I. Обобщение - Что нового узнали о прилагательном? (Изменяется по падежам. Падеж прилагательного определяется по падежу существительного. Прилагательные мужского и среднего рода склоняются одинаково.)

Прочитайте вывод в учебнике.

(Хлеб, вода, дом.) Почему так думаете? (Метро построили гораздо позднее, чем человек построил себе дом, и т. п.)

II. Наблюдение над частями речи, их признаками.

Как приходят к нам слова.

У каждого слова своя жизнь. Слово начинает жить вместе с предметом. Изобретут люди новую машину, получат новое вещество, найдут новое растение и сразу дают им название. Так в языке появится новое слово. Некоторые слова живут сотни лет.

Почему каждый предмет имеет свое название? (Если бы предметы не имели названий, было бы очень трудно общаться друг с другом, передавать свои мысли. Нам бы нужно было тогда показывать предмет или его рисунок. Слова, являясь названием предметов, позволяют нам общаться, разговаривать друг с другом на расстоянии, даже когда мы не видим своего собеседника. Это очень удобно.)

Только ли названием предметов являются слова? (Нет. В языке есть много слов, которые являются названием признаков, их действий и т. д.)

На какие большие группы делятся все слова в грамматике? (На части речи.)

Назовите известные вам части речи. Напишите по три слова-примера каждой части речи.

Сравните их по плану: 1. Что обозначают? 2. На какие вопросы отвечают? 3. Как изменяются? 4. Каким членом предложения чаще всего бывают?

Какие части речи имеют сходство?

III. Устные упражнения в распознавании частей речи с использованием сигнальных карточек.

IV. Творческая работа.

Сочинение (деловое) по календарю погоды. Примерная тема - «Погода в апреле». Возможный план:

1. Высота солнца.

2. Продолжительность дня.

3. Температура.

4. Осадки.

Какие части речи использовали в сочинении? Д. з. Упражнение из учебника.

Своеобразны контрольно-учетные уроки и уроки работ над ошибками. Урок проверки знаний ставит целью выяснить, как учащиеся могут применить теоретические знания в практической деятельности. В соответствии с целью проверки определяются виды и содержание проверочных заданий. Это могут быть диктанты, изложение и специальные грамматические задания.

Вопросы и задания

1. Значение орфографических правил и их классификация.

2. Каковы основные компоненты процесса работы над орфографическим правилом? Проиллюстрируйте это на конкретном примере.

3. Как поддерживать умственную активность учащихся в процессе изучения орфографических правил?

4. Почему необходимо проводить сравнение и сопоставление правил? Приведите примеры.

5. Какова роль упражнений при формировании орфографических навыков?

6. Охарактеризуйте методические условия, способствующие формированию орфографических навыков.

7. Какие знания и умения составляют основу формирования навыков правописания проверяемых безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных в корнях слов? Какова последовательность работы над формированием данных навыков в I и во II классах? Проанализируйте в этих целях учебники «Русский язык» и пособие для учителей.

Литература

1. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. М., 1977.

2. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии. 2-е изд., М., 1966.

3. Жуиков С. Ф . Психология усвоения грамматики в начальных классах. М., 1964.

4. Жуиков С. Ф . Формирование орфографических действий (у младших школьников). М., 1965.

5. Каноныкин Н. П., Щербакова Н. А . Методика преподавания русского языка в начальной школе. Л., 1955.

6. Методика грамматики и орфографии в начальных классах. Под ред. Н. С. Рождественского. М., 1975.

7. Обучение в первом классе (М., 1973).

8. Обучение во втором классе (М., 1974).

9. Обучение в третьем классе (М., 1975).

10. Рамзаева Т. Г. Уроки русского языка в первом классе (М., 1971).

11. Уроки русского языка во втором классе (М., 1972).

12. Уроки русского языка в третьем классе (М., 1977).

13. Рождественский Н. С. Обучение орфографии в начальной школе. М., 1960.

14. Рождественский Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. М., 1960.

15. Рождественский Н. С., Кустарева В. А. и др. Методика начального обучения русскому языку. М., 1965.

«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.



Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм .

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1. В переносе слов;

2. На правила, которые не включены в школьную программу;

3. На еще не изученные правила;

4. В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1. В исключениях из правил;

2. В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3. В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4. В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5. В написании ы и и после приставок;

6. В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

7. В собственных именах нерусского происхождения;

8. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9. В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2 » ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Итоговые испытания


Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 5 класса

1.Учащиеся должны знать
2.Учащиеся должны

  • Разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения – синтаксически.
  • По орфографии. Находить изученные орфограммы. Правильно писать слова с изученными орфограммами

Перечень изученных в 5 классе орфограмм :

  1. Безударные проверяемые гласные в корне слова
  2. Непроверяемые гласные и согласные.
  3. Проверяемые согласные в корне слова.
  4. Непроизносимые согласные в корне слова.
  5. Буквы и, у, а после шипящих.
  6. Разделительные ь и ъ.
  7. Раздельное написание предлогов с другими словами.
  8. Употреьеление ь на конце существительных после шипящих.
  9. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.
  10. Гласные и согласные в приставках.
  11. Буквы з и с на конце приставок.
  12. Буквы о –а в корне –лаг- - -лож-
  13. Буквы о –а в корне в корне –раст - -рос-
  14. Буквы ё – о после шипящих в корне слова
  15. буквы и – ы после ц.
  16. Большая буква и кавычки в именах собственных.
  17. Буквы е и и в окончаниях имен существительных.
  18. О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
  19. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.
  20. Краткие прилагательные с основой на шипящую.
  21. Не с глаголами.
  22. Мягкий знак после шипящих в неопределенной форме глаголов и во 2 лице.ед.ч.
  23. Тя и –ться в глаголах.
  24. Буквы е и и в корнях с чередованием.
  25. Буквы е и и в окончаниях глаголов.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 6 класса

1.Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, орфографических и пунктуационных правил.

2.Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • Производить словообразовательный разбор слов, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи
  • Составлять простые и сложные предложения
  • Разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться словарями
  • Соблюдать произносительные нормы литературного языка
  • По орфографии. Находить изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами
  • По пунктуации. Правильно расставлять знаки препинания в предложении в соответствии с изученными предложениями, обосновывать выбор знаков препинания.
  • По связной речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты. Составлять простой план текста.

Перечень изученных в 6 классе орфограмм :

1.Буквы о и а в корне –кос - -кас-

2.Буквы о и а в корне –гор- - -гар-

3.Буквы ы и и после приставок.

4.Гласные в приставках пре-и при-

5.Соеднительные о и е в сложных словах.

6.Буква е в суффиксе –ен существительных на –мя

7.Не с существительными.

8.Буквы щ и ч в суффиксе –чик и –щик

9.Гласные в суффиксах существительных –ек и –ик

10.Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

11.Не с прилагательными.

12.Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

13.Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

14.Различение на письме суффиксов прилагательных –к и –ск.

15.Дефис в сложных прилагательных.

16.Мягкий знак в середине числительных.

17.Буква и в окончаниях количественных числительных.

18.Не в неопределенных местоимениях.

19.Дефис в неопределенных местоимениях.

20.Различение на письме приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях.

21.Слитное и раздельное написание не- и ни- в отрицательных местоимениях.

22.Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.

23.Гласные в суффиксах глаголов –ова- (-ева-) и –ыва- (-ива-)

Перечень пунктуационных правил:

1.Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.

2.Запятая при однородных членах.

3.Запятая и восклицательный знак при обращении.

4.Запятая в сложных предложениях.

5.Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 7 класса

1.Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых явлений, орфографических и пунктуационных правил.

2.Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

Производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами. Составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами.
Соблюдать нормы литературного языка.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные и деепричастные обороты.
По связной речи. Узнавать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; писать сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся).

Перечень изученных в 7 классе орфограмм :

  1. Правописание суфф. -то,-либо, -нибудь и прист. кое-
  2. Гласные в суффиксах причастий
  3. Н и НН в суффиксах причастий
  4. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
  5. НЕ с глаголами и деепричастиями
  6. Слитное и раздельное написание наречий
  7. Дефисное написание наречий
  8. Гласные на конце наречий
  9. Ь после шипящих в наречиях
  10. Правописание производных предлогов
  11. Правописание союзов

Перечень пунктуационных правил.

  1. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.
  2. Запятая при однородных членах.
  3. Запятая и восклицательный знак при обращении.
  4. Запятая в сложных предложениях.
  5. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 8 класса

1.Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры
2.Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • Производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
  • Составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями;
  • Пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи
  • Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала
  • По орфографии. Находить изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
  • По пунктуации. Правильно расставлять знаки препинания в предложении в соответствии с изученными правилами и обосновывать выбор знаков препинания. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях.
  • По связной речи. Определять тему и основную мысль текста,тип текста и его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания. Писать сочинения-описания(сравнительная характеристика лиц;описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки.

Перечень пунктуационных правил.

  1. Знаки препинания при однородных членах и обобщающих словах.
  2. Знаки препинания при обособленных членах предложения.
  3. Знаки препинания при уточняющих членах предложения.
  4. Знаки препинания при обращении.
  5. Знаки препинания при вводных конструкциях.
  6. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 ж.-д.ст.Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области

Доклад на тему

Интерактивные методы обучения

как средство повышения качества знаний

учащихся по русскому языку

Исламгарейовна,

учитель русского языка

и литературы

Шентала, 2016

Все обучают каждого и каждый обучает всех

В.С. Дьяченко

Качество усвоения материала напрямую зависит от способа получения информации и степени активности обучающегося.

При обучении человек усваивает:

    10% прочитанного,

    20% услышанного,

    30% увиденного,

    90% того, что он сделал сам.

Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса.

Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно интересен, значим и для педагога, и для учащегося? В истории педагогики для этого предлагались различные пути: воспитание ответственности, развитие мотивации и т.д. Для меня наиболее приемлемым является новый подход – интерактивное обучение. Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова “interact”. “Inter” – это “взаимный”, “act” – действовать. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Каковы основные характеристики “интерактива”? Различают несколько моделей обучения:

1) пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

2) активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

3) интерактивная - взаимодействие. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия ученик становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивное обучение – это способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности.

Групповая форма обучения должна одновременно решать три основные задачи:

    Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;

    Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;

    Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

В группе интерактивного обучения осуществляются две основные функции , необходимые для успешной деятельности:

    Решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.)

    Оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

К интерактивным методам обучения относятся:

    интерактивная лекция,

    использование и анализ видео-, аудио- материалов;

    практическая задача, кейс-метод;

    разбор ситуаций из практики участника;

    ролевая игра (в том числе с анализом видеозаписи);

    работа в малых группах;

    групповая дискуссия;

    соревнование.

Что дает внедрение интерактивного режима различным субъектам образовательного процесса?

Конкретному ученику :

    Осознание включенности в общую работу;

    Развитие личностной рефлексии;

    Становление активной, субъектной позиции в учебной деятельности.

Учебной микрогруппе :

    Развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

    Формирование ценностно-ориентационного единства группы;

    Поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;

    Принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

Ученическому классу :

    Формирование класса как групповой общности;

    Повышение познавательной активности класса;

    Развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии

Связке «класс - учитель»:

    Нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

    Многомерное освоение учебного материала;

    Формирование мотивационной готовности к межличностному

взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

Таким образом, для меня интерактивное обучение – интересное, творческое, перспективное направление. По данной методике я работаю третий год.

Я применяю следующие принципы и правила работы на интерактивном занятии:

Урок – не лекция, а общая работа.

Суммарный опыт группы больше опыта учителя.

Все участники равны независимо от возраста и опыта.

Каждый ученик имеет право на собственное мнение по любому вопросу.

Нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).

Все сказанное на уроке – не руководство к действию, а информация к размышлению.

Правило первое . В работу вовлекаю всех учеников.

Правило второе . Я забочусь о психологической подготовке учеников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на урок, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи применяю разминки, постоянное поощряю учеников за активное участие в работе, предоставляю возможности для самореализации каждого ученика.

Правило третье . В работе принимают участие не более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме.

Правило четвертое . Я отношусь со вниманием к подготовке помещения для работы. Это не такой праздный вопрос, как может показаться сначала. Класс должен быть подготовлен с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами для учеников должен быть создан физический комфорт.
Плохо, если кому-то на занятии придется сидеть, “вывернув” шею. Поэтому столы ставлю “елочкой”, чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему урок и имел возможность общаться в малой группе.

Правило пятое. Отношусь со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об этом договариваемся с ребятами в самом начале и стараемся не нарушать его. Договариваемся о том, что все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважение его достоинства.
Правило шестое . Отношусь со вниманием к делению учеников на группы.

Как я использую данную методику в своей работе? Для мотивации учащихся к уроку занятие я начинаю со стихотворения или вопроса, ответ на который дети дадут в конце урока. Например, урок русского языка в 5 классе по теме «Повторение изученного по теме «Предложение» я начинаю со стихотворения, содержащего вопрос «Что красивей всего?»

Формирование групповой общности я начинаю со своеобразной разминки – эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и т.д. Иногда это «взбодрячок» или «энерджайзер» «Фруктовый салат», «Смешанный лес», который я провожу для стимулирования группы к работе, концентрации внимания и для разделения учащихся на группы. Затем продолжаю формирование микроклимата занятия объединением учащихся в группы . Существуют различные способы деления учащихся на группы. Я практикую следующие способы:

    отсчитывание: яблоко, груша, слива, банан…,

    угощение конфетами,

    деление по цвету, форме листа,

    методику 6Х6Х6. Эта методика вовлекает в работу всех членов группы, и при этом каждый как исполняет роль учащегося, так и учит других.

Организовывается учебное взаимодействие в микрогруппах, работа в парах, в тройках, в четверках и т.д.

Состав групп подбирается неоднородный, отличающийся с точки зрения уровня учащихся, пола и т.п. Классные лидеры не всегда бывают лидерами в группе. Школьники в группы распределяются мной. Для небольших заданий оптимальная группа состоит из 4-5 человек. Большие группы организуются для больших заданий. В то время, когда ученики работают в группах, я помогаю им, контролирую работающие группы, но не руковожу ими.

Следующий этап интерактивного обучения – организация учебной деятельности учащихся в группе. Он включает несколько ступеней: усвоение учебной задачи, стоящей перед группой; процесс поиска (обсуждения) лучшего решения; суммирование мнений и подведение итогов групповой работы; презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом. На данном этапе мы отправляемся в путешествие на автобусах или по реке Глагол в мир природы, выполняя задания по группам. Затем каждая группа презентует свой продукт.

Рефлексия прошедшего занятия – следующий этап интерактивного занятия. Я стараюсь подобрать вопросы, помогающие школьникам понять и адекватным образом выразить отношение к происходящему. Например,

Что тебе понравилось сегодня на уроке?

Что нового ты сегодня узнал на уроке?...

На данном этапе я использую методику «Ковер идей» (урок русского языка в 5 классе «Берегите природу!»). «Ковер идей» используется на уроке для решения проблемы: что конкретно каждый из них может сделать для того, чтобы помочь природе. «Идеи» приклеиваются на «ковер идей». Затем ребятам предлагаю приклеить зеленую наклейку на ту идею, которую он может быть сделает, а красную наклейку на ту идею, что он сделает обязательно . В конце урока мы обязательно подводим итоги, рассаживаясь по кругу и передавая друг другу «микрофон».

На уроках применяю следующее пространственное расположение группы:

«Вопросы по кругу»

«Большой круг» (стулья по кругу)

Большой круг (дети менее подготовленные)

Малый круг (дети – эксперты, более подготовленные)

Прием “большого круга” оптимально применяю в тех случаях, когда нужно возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения.

«Работа в группах» парты ёлочкой

«Работа в группах»

Отличие основ интерактивного обучения от традиционного требует пересмотра привычной системы оценки деятельности учащихся. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку (например, неверно составленную схему), а ход взаимодействия, при оценке работы группы подчеркиваются не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивается лишь общая работа группы. Иногда я обращаюсь за консультацией к самим ученикам.

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное – оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактива в процессе урока, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий. Интерактивные формы и методы стимулируют мотивацию и интерес к учебному предмету, повышают компетентности, уровень активности и самостоятельности учащихся, развивают навыки анализа, взаимодействия, коммуникации, способствуют саморазвитию и развитию благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

Итак, я считаю, что применяя интерактивные методы обучения на уроках:

1) Повысилась эффективность уроков русского языка. 2) У учащихся формируются и развиваются коммуникативные навыки и умения. 3) Формируются и развиваются аналитические способности, ответственное отношение к собственным поступкам (способность критически мыслить; умение делать обоснованные выводы; умение решать проблемы и разрешать конфликты; умение принимать решение и нести ответственность за них). 4) Формируются и развиваются навыки планирования (способность прогнозировать и проектировать свое будущее).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!