Фгос оценка качества начальная школа по физкультуре. Бальная оценочная система по физической культуре

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Крайне необходим он и для успешного протекания процесса обучения С введением Федерального государственного образовательного стандарта (второго поколения) возникли определенные проблемы в системе оценивания. Так, в соответствии с Государственным образовательным стандартом, оценивание производилось по пятибалльной шкале. ФГОС же прописывает 3 уровня усвоения материала учащимися на уроках физической культуры: низкий, средний, высокий.

3 слайд

Описание слайда:

Учитель физической культуры в условиях реализации ФГОС осуществляет оценку качества образовательной деятельности обучающихся как системный процесс, включающий следующие компоненты: Определение объема теоретических знаний в структуре информационной компетентности; Определение объема и качественных характеристик практических действий, видов деятельности, реализующих освоенные знания; Оценка степени направленности личности на физическое совершенство,формирование готовности к коррекционной и развивающей деятельности в различных видах двигательной активности;

4 слайд

Описание слайда:

Обеспечение оценки динамики индивидуальных достижений и обучающихся в процессе освоения учебного предмета; Оценка готовности реализовывать способы физкультурной деятельности, степени освоенности, систематичности; Определение предпочтительных качеств и способностей, например, динамики развития объема и степени сформированности двигательных умений и навыков, динамики показателей физической подготовленности и др., при этом учитываются индивидуальные первичные результаты;

5 слайд

Описание слайда:

Определение требований, позволяющих оценивать освоение обучающимися дополнительных технических элементов, вариативных способов двигательной деятельности, основ техники, избранных видов спорота и т.д.; Оценка сформированности устойчивой мотивации к занятиям физической культурой.

6 слайд

Описание слайда:

используются следующие формы оценки: безоценочное обучение – 1 класс; пятибалльная система; зачетная система накопительная система оценки дополнительно(. тестирование,рефераты,устные ответы,презентации, дифференцированный зачет ПЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА

7 слайд

Описание слайда:

Методика оценки успеваемости. Уровни Высокий Средний Низкий Низкий Оценка «5» «4» «3» «2» Знания За ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя примеры из практики или своего опыта За ответ, если в нем содержаться небольшие неточности и незначительные ошибки За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике За непонимание и незнание материала программы

8 слайд

Описание слайда:

По технике владение двигательными умениями и навыками Уровни Высокий Средний Низкий Оценка «5» «4» «3» «2» Знания Двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), четко, легко, в надлежащем ритме. Ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный норматив При выполнении двигательного действия ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок. Двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движения Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка, приведших к неуверенному или напряженному выполнению

9 слайд

Описание слайда:

По владению способами и умению осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность Уровни Высокий Средний Низкий Оценка «5» «4» «3» «2» Знания Учащийся умеет: самостоятельно организовать место занятий; подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях; контролировать ход выполнения заданий и оценивать итоги; демонстрировать полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной физической (двигательной) способности или комплекса упражнений, утренней или гимнастической гимнастики Учащийся: организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью; допускает незначительные ошибки в подборе средств; контролирует ход выполнения заданий и оценивает итоги Более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов. Ученик испытывает затруднения в организации мест занятий и подборе инвентаря. Удовлетворительно контролирует ход и итоги занятия Учащийся не владеет умениями осуществлять различные виды физкультурно-оздоровительной деятельности

10 слайд

Описание слайда:

Один раз в четверть замеряется уровень физической подготовленности учащихся по следующим показателям: Физические способности Контрольное упражнение (тест) Скоростные Бег, с Координационные Челночный бег 3×10 м, с Метание мяча на точность, кол-во попаданий Скоростно-силовые Прыжки в длину с места, см Прыжки в длину с разбега, см Прыжки в высоту с разбега,см Многоскоки(8 прыжков), м Метание мяча на дальность, м Прыжки на скакалке за 15 с, кол-во раз Выносливость Бег 6 минут, м Бег,мин.с Бег на лыжах, мин.с Ходьба на лыжах (без учета времени) Гибкость Наклон вперед из положения сидя, см Силовые Подтягивание на высокой перекладине из положения виса (мальчики), кол-во раз Подтягивание на низкой перекладине из положения виса лежа (девочки), кол-во раз Подъем туловища за 60 с, кол-во раз Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз Приседания, кол-во раз

11 слайд

Описание слайда:

ЗАЧЕТНАЯ СИСТЕМА Одно из главных достоинств зачетной системы – индивидуальный подход Итоговая отметка выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков,умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность, а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания. 6.Дополнительные баллы можно получить если: ученик, не пропустивший ни одного урока без уважительной причины, ученик, который занимался на всех уроках физической культуры; за каждый урок ученик получает коэффициент прилежания, который выставляется ему в конце каждого урока; за неприлежание – минус 1 балл; пропуск урока без уважительной причины – минус; участие в общешкольном соревновании – плюс баллы; в каждой четверти сдаются нормативы, где за каждый вид можно получить баллы если ребенок посещает спортивные секции Ученики ведут «тетрадь личных достижений», в которой указывается какие нормативы сдавались.

12 слайд

Описание слайда:

«Освобождение от физкультуры» Физическая культура относится,как раз к тем учебным дисцыплинам, которые являются обязательными. Освобождение от урока физкультуры, как от предмета,от учебной дисциплины, таким образом невозможно. Тем не менее,понятие «освобождение от физкультуры» имеет место быть.Что же под ним подразумевается? Полное и окончательное освобождение от физкультуры допускается только лица с ограниченной дееспособностью,которые не могут проходить обучение на общих основаниях,если оформлена справка кэк. Но в разных случаях освобождение учащихся от физкультуры может предполагать разные формы облегчения занятий(отмена некоторых упражнений и переход на теоретические знания) ,а не отказ от этой дисциплины.Все зависит от серьезности диагноза. Для этого дети делятся на 3 группы.

13 слайд

Описание слайда:

3 группы здоровья Основная группа Подготовительная группа Спец/мед группа(А.Б.) Разрешено заниматься с некоторыми послаблениями Разрешено выполнять только узко ограниченный круг упражнений Занятие без ограничений

14 слайд

Описание слайда:

Некоторые ограничения на занятия физ/культуры в зависимости от формы заболевания Заболевания Противопоказания и ограничения Рекомендации 1 2 3 Заболевания сердечнососудистой системы(неактивная фаза ревматизма,функциональные изменения) Упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания,напряжение мышц брюшного пресса и ускорения темпа движения. Общеразвивающие упражнения, охватывающие все группы мышц, в исходном положении лежа, сидя, стоя;ходьба,бег дозированный в медленном темпе. Заболевание органов дыхания(хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма) Упр.,вызывающиезадержку дыхания и чрезмерное напряжение мышц брюшного пресса Дыхательные упр. , тренировка полного дыхания и особенно удлиненного выдоха. Заболевание почек Недопустимы упр. С высокой частотой движения,интенсивностью нагрузки искоростно- силовой направленностью, переохлаждение тела Упр. на укрепление мышц передней стенки живота, занятия плаванием. Нарушение нервной системы Упр.вызывающие нервное перенапряжение(упр.в равновесии) ограничивается время игр Дыхательные упр. , водные процедуры, аэробные упр. Заболевания органов зрения Исключаются прыжки с разбега,кувырки, стойка на руках и голове Упр. на пространственную ориентацию, точность движения, динамическое равновесие.

Смысл контролирующей функции оценки состоит в объективном выявлении уровня знаний, умений в двигательной подготовленности обучающихся. Обучающее значение оценки выражается в том, что она даёт возможность выявить те или иные достижения и недочёты в овладении программным материалом, понять причины успехов или неудач.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №55

Критерии оценки успеваемости по предмету

«Физическая культура» в школе.

Учитель физической культуры

Саврасова Любовь Викторовна

Воронеж 2015 г.

Вопрос оценки успеваемости по предмету «Физическая культура» - один из актуальных в жизни общеобразовательной школы. Многие педагоги пытаются значительно шире подходить к оценке учебной работы своих подопечных. Оценке подвергается всё разнообразие умений, получаемых обучающимися на уроке. Больше внимания отводится индивидуальным сдвигам занимающимся в овладении умениями и навыками.

Оценка (отметка) является одной из важных форм воздействия на ученика. Она призвана выполнять три основные функции: контролирующую, обучающую и воспитывающую. Такое разделение функций оценки условно. Ибо нельзя представить себе обучение и воспитание без контроля, как и контроль вне учебно- воспитательного процесса.

Смысл контролирующей функции оценки состоит в объективном выявлении уровня знаний, умений в двигательной подготовленности обучающихся.

Обучающее значение оценки выражается в том, что она даёт возможность выявить те или иные достижения и недочёты в овладении программным материалом, понять причины успехов или неудач.

Суть воспитывающей функции оценки заключается в том, что она вызывает к себе определённое отношение. Оценка стимулирует школьников к систематическому труду, дисциплинирует, повышает чувства долга и ответственности.

Однако, чтобы оценка выполняла все свои функции, её необходимо осуществлять систематически, она должна быть объективной, всесторонней,дифференцированной и индивидуальной.

Систематичность оценки требует её периодического осуществления в логической последовательности, от этапа к этапу, от одной темы к другой.

Объективность оценки - это определение учебных успехов школьника вне зависимости от отношения к нему учителя. На оценку успеваемости не должны влиять поведение обучающегося, другие подобные факторы.

Составляюшими всесторонней оценки должны быть объективные показатели уровня освоения всех слагаемых программного материала: знаний, техники двигательных навыков и умений, общей физической подготовленности (в том числе выполнение учебных нормативов), владения способами физкультурно- оздоровительной и спортивной деятельности.

Дифференцированный и индивидуальный характер оценки заключается в том, что, определяя успеваемость обучающегося, педагог учитывает особенности его личности, темперамент, характер, психические и физические способности, состояние здоровья, телосложение. Дифференцированный подход к оценке проявляется и в том, что на разных этапах овладения знаниями и умениями к обучающимся предъявляются неодинаковые требования: на этапе разучивания двигательного навыка они более просты, а по мере становления и закрепления навыка требования повышаются.

Оценка успеваемости по физической культуре не сводится только к выставлению отметки. Оценка успеваемости более широкое понятие, чем бальная отметка. Прежде всего оценка может быть прямая и опосредованная. В первом случае оценка действий обучающегося осуществляется учителем при непосредственном его обращении к ученику. Во втором случае оценку действий обучающегося даёт не педагог, а класс в целом или отдельные ученики (если они имеют уже необходимые для этого знания и представления о технике оценивания). По возможности следует чаще прибегать к опосредованной оценке. Этот приём содействует активизации класса, ведёт к развитию самостоятельности, критичности и глубины мышления школьников, которым предоставляется возможность самим оценить и сравнить достижения товарищей.

Прямая и опосредованная оценка бывает положительной и отрицательной. В любом случае, чтобы оценки оказывали стимулирующий эффект, они обязательно должны быть обоснованными. При положительной оценке учитель объясняет ученику причину своего одобрения его действий, знаний или умений, а при отрицательной мотивированно указывает на недостатки и в обязательном порядке раскрывает перед обучающимися перспективу дальнейшего развития и совершенствования.

При устных не бальных оценках одобрение можно выражать, например, такими фразами, как «Правильно, смелее», «Ты делаешь всё лучше». Этот приём особенно полезен для школьников, не уверенных в своих силах, робких, физически слабых. Давая устные отрицательные оценки, ни в коем случае нельзя употреблять выражения, оскорбляющие обучающихся, фиксирующие их природные недостатки типа: «У тебя нет способностей», «От тебя ничего путного не добьёшься». Напротив, следует подчёркивать: «У тебя хорошие двигательные возможности, а ты их не используешь», «Пока еще не все у тебя получается, но заметен небольшой прогресс».

Критериями оценки по физической культуре, должны выступать и качественные, и количественные показатели.

Качественным показателем успеваемости является степень овладения программным материалом знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Данные составляющие учебной программы - один из основных в оценке успеваемости по физической культуре, но они не учитывают важнейшие стороны физической культуры личности ученика - систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями, ведение здорового образа жизни.

К количественным показателям успеваемости относится уровень физической подготовленности, складывающийся обычно из показателей развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации и их сочетаний(силовой выносливости, скоростно- силовых качеств). Эти показатели определяются результатами выполнения учебных нормативов программы, разработанных на основании измерения уровней (высокий, средний, низкий) развития физических качеств в больших группах обучающихся соответствующего возраста и пола. Количественные показатели должны быть лишь одним из слагаемых общей оценки успеваемости по физической культуре в сочетании с глубоким качественным анализом результатов деятельности, достижений и недостатков конкретного ученика.

В отличие от других общеобразовательных предметов оценка успеваемости в физической культуре требует более полного и глубокого учёта как психических качеств, свойств и состояния личности, так и особенностей телосложения, физического развития, физических способностей и состояния здоровья обучающегося. Учитель физической культуры, оценивая учебный труд школьников, должен принимать во внимание их индивидуальные особенности, значимость которых особенно велика в учебном процессе.

При оценке успеваемости в первую очередь следует учитывать особенности физического развития (длина и масса тела и т. д.) и типы телосложения (астеноидный, дигестивный, торакальный, мышечный). Обучающимся с большой массой и длиной тела легче даются упражнения в метаниях на дальность, многие спортивно игровые. В то же время им значительно сложнее овладеть техникой гимнастических упражнений на снарядах (упоры и висы) и показать высокие результаты в заданиях на выносливость. В отличие от них дети, имеющие небольшую массу и длину тела, успешнее справляются с гимнастическими и акробатическими упражнениями, легче достигают высоких результатов в заданиях циклического характера, требующих проявления выносливости. Дети, у которых относительно высокий рост и незначительная масса тела, сравнительно легко и успешнее других справляются с прыжковыми упражнениями(в высоту, в длину и т. д.). И наоборот, ребята небольшого роста и с солидной мышечной массой эти упражнения даются с большим трудом. Невысокие результаты в заданиях на выносливость у обучающихся дигестивного типа и низкие показатели в силовых упражнениях у астеников не должны являться основанием для значительного снижения оценки успеваемости, особенно на начальных этапах обучения и контроля. В этом случае особенно значим подход к успеваемости не по абсолютным результатам, а по достигнутым приростам за заданное время.

При учёте индивидуальных особенностей школьников необходимо быть максимально тактичным, внимательным, поддерживать достоинство детей, использовать оценку таким образом, чтобы она способствовала их развитию, стимулировала на дальнейшие занятия.

Оценка успеваемости по физической культуре включает в себя предварительный, текущий и итоговый учёт.

Предварительный учёт осуществляют на первых уроках учебного года, в начале изучения отдельных тем или разделов программы. Он позволяет учителю и обучающимся получить объективную картину начального уровня знаний, владения техникой двигательных действий, исходных показателей физической подготовленности, умений осуществлять физкультурно- оздоровительную и спортивную деятельность.

Отметки за результаты предварительного учёта, как правило, не выставляют.

Текущий учёт даёт возможность учителю получить сведения о ходе овладения обучающимися программного материала. Это позволяет оценить правильность выбранной методики обучения, намеченного плана учебной работы и в случае необходимости внести в него соответствующие коррективы. Например, выявив недостатки в технике владения отдельными действиями, учитель дополняет учебный материал соответствующими подготовительными и подводящими упражнениями. В других случаях он усиливает акцент на развитие недостающих физических способностей.

Итоговые оценки выставляют за усвоение темы, раздела, за четверть, за полугодие, учебный год. Они включают в себя текущие оценки, полученные обучающимися, за усвоение всех составляющих успеваемости. Наибольший удельный вес при этом имеют оценки, полученные в конце обучения, за освоение конкретной темы или раздела программы. Нельзя выводить итоговые оценки лишь как средние арифметические текущих оценок. При этом целесообразно разумно повышать оценку за систематичность занятий, за интерес, проявляемый к физической культуре, ведение здорового образа жизни.

В последнее время получили распространение такие формы итогового учёта, как экзамен и зачёт.

Оценивая теоретические знания обучающихся по предмету «Физическая культура», надо учитывать их глубину и полноту, аргументированность, умение использовать полученные знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями. Отметку «5» выставляют за ответ, в котором ученик демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики или своего опыта. Отметкой «4» оценивают ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки. Отметку «3» ученики получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в излагаемом материале, не содержится должной аргументации и умения использовать знания в практике. Отметку «2» ставят за плохое понимание и знание теоретического и методического материала.

Критерии оценки успеваемости по технике владения двигательными действиями таковы: «5» двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и чётко; «4» двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и чётко, наблюдается некоторая скованность движений; «3» двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущены одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряжённому выполнению; «2» двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечётко.

Критерии оценки умений осуществлять физкультурно- оздоровительную деятельность могут быть следующими: «5» обучающийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретного физического качества, или комплекс упражнений утренней, атлетической или ритмической гимнастики, может самостоятельно организовать место занятий, подобрать инвентарь и применять в конкретных условиях, контролировать ход выполнения заданий и оценить его; «4» имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно- оздоровительной деятельности; «3» обучающийся допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации комплекса упражнений, испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря, удовлетворительно контролирует ход и итоги выполнения задания; «2» обучающийся не владеет умениями осуществлять различные виды физкультурно- оздоровительной деятельности.

Оценивая уровень физической подготовленности, следует принимать во внимание два показателя: выполнение нормативов программы по физическому воспитанию на отметки «5», «4», «3» и реальное улучшение подготовленности обучающегося в соответствующих показателях за определённый период времени. При оценке сдвигов в показателях физических качеств учителю необходимо принимать во внимание особенности развития этих качеств, динамику их изменения у детей определённого возраста, исходный уровень у конкретного ученика. При оценке темпов прироста на отметки «5», «4», «3» надо исходить из выше приведённых аргументов, поскольку в каждом конкретном случае предсказание этих темпов осуществить невозможно.

Итоговая оценка успеваемости по физической культуре складывается из суммы баллов, полученных учеником за все составляющие. При этом преимущественное значение имеют оценки за умения и навыки осуществлять самостоятельную двигательную, физкультурно- оздоровительную и спортивную деятельность.

Ни в коем случае при оценке успеваемости обучающихся по предмету «Физическая культура» нельзя ставить плохие отметки за слабую посещаемость уроков, за отсутствие спортивной формы, недисциплинированность.

Обучающиеся, отнесённые по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий и нормативов, которые им противопоказаны по состоянию здоровья. Оценка успеваемости бальная.

Обучающиеся специальной медицинской группы оцениваются по выполнению ими доступных двигательных действий, овладению учебным разделом «Основы знаний», умениями осуществлять физкультурно - оздоровительную деятельность.

Самая главная задача учителя, чтобы все дети полюбили физическую культуру и на основании полученных в школе знаний, умений и навыков избрали свой путь к физическому самосовершенствованию.

Методическая литература:

  1. « Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 класс» (В. И. Лях, А. А Зданович.- М.: Просвещение, 2009 год)
  2. В.И. Лях, А.А. Зданевич «Физическая культура» 10-11 класс - М: Просвещение, 2010 г.
  3. Вебинар 2015г. «Современные подходы к совершенствованию профессиональной деятельности учителя физической культуры»

А.П. Матвеев, профессор, доктор педагогических наук, автор УМК по физкультуре издательства «Просвещение»

  1. Программа образовательного учреждения. Физическое воспитание. Основная школа. Базовый и профильный уровни. 5-11 класс. А. П. Матвеев. - М.: Просвещение, 2008г.

Оценивание на уроках физической культуры

ТЕМА:
Оценивание

Новые системы оценивания

1. Разноуровневая система оценивания.

Я начинал преподавать еще в Куйбышевском районе (ныне это Восточный округ) в школе № 1080. В школе два больших спортивных зала, и уроки для мальчиков и девочек мы проводили отдельно. Например, в школьное расписание одновременно вносились уроки в 4-м «А» и 4-м «Б». Мальчики обоих классов занимались в одном зале с одним учителем, девочки – в другом зале с другим преподавателем. Тогда направлением работы всей нашей школы было разноуровневое обучение.

Мне стало интересно, как его можно организовать на уроке физкультуры? Я начал строить его на основе результатов тестирования учащихся. Ведь результаты тестов в первую очередь должны быть нужны нам, учителям физкультуры. Кроме того, между уровнем физической подготовленности и способностями детей к обучению, освоению двигательных навыков существует тесная связь.

Я создал рейтинг физической подготовленности учащихся: выписал все результаты детей в параллели по проводимым в школе тестам: челночному бегу, подтягиванию на перекладине, подниманию туловища за одну минуту, наклонам вперед, прыжкам в длину с места и бегу на выносливость (в дальнейшем почти все эти виды испытаний составят батарею тестов мэра Москвы), а затем составил рейтинг тестирования. Принцип был самый простой – по наименьшей сумме мест, занятых учащимся в каждом тесте. Занятые места по всем показателям суммировались, и тот, у кого сумма была наименьшей, занимал первую строчку в рейтинге. Остальные места распределялись по возрастанию суммы набранных баллов (мест). Работа была проделана большая, притом, что компьютеров тогда не было.

Затем все мальчики двух объединенных классов (например, 32 человека) делились на 4 группы (отделения). Группу «А» составили сильнейшие ребята, занимающие места с 1-го по 8-е. Группу «Б» – мальчики, занимающие места с 9-го по 16-е, группа «В» – для мальчиков, занимающих места с 17-го по 24-е, и в группе «Г» – замыкающие список рейтинга. В своей работе мы с коллегами практически постоянно использовали метод круговой тренировки.

Такое деление по группам нам очень помогло в работе. Нам не приходилось теперь каждый раз делить детей на подгруппы. Каждый из них знал свою группу и занимался с ней. А мы благодаря такому делению стали использовать различные упражнения для групп на каждой «станции». Естественно, что группе «А» упражнения подбирались с опережением программы, а для группы «Г» – наоборот, облегченный вариант, да и дозировка упражнений у них была меньше. При этом описание упражнений находилось на каждой «станции», где было четко написано, что здесь необходимо выполнять ребятам из группы «А», что – ребятам из группы «Б» и т. д. В зависимости от задач урока учитель мог больше уделить внимания то одной, то другой группе. Вы бы видели, как загорелись глаза детей при появлении рейтинга! С каким усердием стали они относиться к тестированию, которое мы проводили каждую четверть! Все хотели добиться лучшего результата по сравнению с предыдущим тестированием и повысить свой рейтинг.

А как же оценивание? Такое деление детей на группы позволило учителю не только подбирать разноуровневые задания, но и соответственно оценивать детей внутри своих групп. При таком подходе выполнение разных упражнений разными детьми не создает никакой дискомфортной ситуации на уроке. Никто не посмеется над твоей ошибкой, и в то же время все упражнения становятся доступными, и у ребят появляется желание добиться большего и перейти в другую группу. Кстати, при итоговом оценивании высшим баллом всегда отмечается ученик, который по результатам очередного тестирования перешел из одной группы в другую. Сумел удержаться в своей группе – тоже хорошо, опустился вниз, – значит, хорошей отметки у тебя не будет. Таким образом, само по себе пребывание в сильнейшей группе еще не гарантирует высокой отметки по предмету и наоборот. Надо сказать, что в наше время, время всеобщей компьютеризации, эта система оценивания стала более доступной. Но сразу подчеркну, что лучше всего ее использовать при работе в начальной школе или с детьми не старше 6-го класса.

Как и в предыдущей системе оценивания, в основе ее лежит так называемый рейтинг учащихся. Варианты рейтинга могут быть самыми различными. В предыдущей системе оценивания в основу рейтинга были положены результаты тестирования. Для варианта рассмотрим другой пример составления рейтинга. В его основе будут лежать отметки учащихся за выполненные зачетные работы.

Рассмотрим на примере первой четверти. За 18 уроков ученики могут выполнить 6 контрольных работ (зачетов), подлежащих оцениванию. Например, выполнение контрольных нормативов (тесты мэра или президентские тесты), бег на короткую дистанцию, метание малого мяча на дальность, легкоатлетический кросс, подача мяча и техника передач мяча в волейболе. Максимально возможное число баллов, набранное учеником за четверть, может быть равно 30 (если за все зачетные упражнения ученик получит «пятерки»).

Для того чтобы в четверти итоговая оценка была отличной, ученик должен набрать не менее 85% от максимального числа баллов рейтинга, в нашем случае – не меньше 25 баллов, то есть от 26 и выше.

Для получения «четверки» за четверть ученику нужно набрать не менее 70% баллов, то есть рейтинг ученика должен составлять от 22 до 25 баллов.

Отметка «3» (от 40 до 70% от максимума) должна укладываться в диапазоне от 13 до 21 балла.

На первый взгляд нет никакой разницы с общепринятой (нормализованной) системой оценивания. Однако это не так. Во-первых, ученик должен выполнить все зачетные упражнения, так как невыполнение хотя бы одного зачета не дает ему возможности претендовать на высокую отметку. Таким образом, ученик не должен пропускать уроки, а в случае отсутствия по уважительной причине – получить возможность пропущенный зачет сдать. Это, кстати, прибавляет забот учителю, но, поверьте, это того стоит.

Во-вторых, по набранным баллам можно определять лучшего ученика или ученицу класса, параллели и т. д. Кстати, во второй, третьей, четвертой четверти рейтинг суммируется с рейтингом первой четверти, и тогда оценивание по физкультуре превращается в своеобразное состязание. При равном количестве зачетов у всех классов можно сопоставлять рейтинг учащихся даже всей школы.

В-третьих, итоговая отметка ученика за четверть становится «прозрачной», особенно если рейтинг учащихся вывешивать в коридоре перед входом в спортзал и после каждого зачета вносить в него изменения, а заодно и ближайшие зачеты и требования к учащимся по их выполнению. Этот вариант рейтинга более прост по сравнению с предыдущим. Он не вносит никаких изменений в содержание урока и не влечет дополнительных записей в школьный журнал. Но имеет смысл пользоваться отметками «1» и «2», так как каждый балл, набранный учеником, очень важен.

Предложенная система оценивания работает лучше в среднем и старшем звене (с 5-го по 11-й класс), но, к сожалению, не учитывает формативного (текущего) оценивания.

В ее основе также лежит рейтинг учащихся. Здесь каждую четверть ученик стремится набрать 100 баллов. В конце четверти набранные баллы по известной уже схеме переводятся в нужную нам шкалу оценивания. Для «пятерки» надо набрать больше 85 баллов, для «четверки» – более 70 и для тройки – больше 40. Как происходит набор баллов? Рассмотрим это на примере все той же первой четверти. До осенних каникул на уроках физкультуры дети изучают легкую атлетику и спортивные (подвижные) игры. Кроме того, нам рекомендовано именно в первой четверти (примерно в конце сентября) провести контрольное тестирование. Таким образом, на всю первую четверть мы выделяем три больших контрольных работы (кстати, за четверть их должно быть от двух до пяти) и 100 баллов равномерно распределяем между ними: 30 баллов – на легкую атлетику, 30 – на игровые виды и 30 – на тестирование. А где же еще 10 баллов? Оставшиеся баллы учитель оставляет на текущее (формативное) оценивание. Эти баллы набирает или не набирает ученик за активность на уроке и вне него, за помощь учителю, добросовестное отношение к работе и т. п.

Теперь вернемся к суммарному контролю. Как здесь выставляются баллы? Оценивание учащихся проводится по определенным критериям, которые заранее сообщаются детям. Рассмотрим это на примере контрольного тестирования.

Итоговая отметка ученика складывается из четырех составляющих (критериев). Критерий А. Физическая подготовка учащегося. Непосредственно сами практические результаты учащегося очень важны.

Контрольное тестирование

Критерий Б. Техническая подготовленность учащегося.

Техника выполнения упражнений

Критерий В. Прогресс в результатах тестирования. На самом деле именно этот критерий представляет особый интерес для ученика и для учителя, так как он позволяет анализировать динамику физического развития учащихся. Очень важна положительная оценка даже небольших успехов детей.

Прогресс достигнутых успехов

Критерий Г. Отношение к работе. К сожалению, ученики не всегда в тестировании проявляют свои максимальные возможности, а некоторые учащиеся выполняют задания спустя рукава. А при введении оценивания по этому критерию ребята стараются выполнять упражнения, полностью реализуя весь свой потенциал. Максимум по этому критерию – 5 баллов. Причем решение о выставлении того или иного количества баллов учитель принимает не субъективно, а на основании предложенного описания, с которым также дети знакомятся заранее.

Отношение к работе

Однажды мне довелось оценивать одно состязание, в котором были предложены критерии для оценивания, но не было описания. И как можно оценить конкурсанта, скажем, по критерию «артистичность», не имея подобного описания? И если он недостаточно артистичен, то скольких баллов из 10 возможных он заслуживает? 9, 7 или 3? Такая критериальная система оценивания становится полностью субъективной. При использовании же описания подобная ситуация недопустима.

Итоговая сумма баллов – от 0 до 30

Так же, как и предыдущие системы оценивания, критериально-рейтинговая позволяет ввести элемент состязания между учениками одной параллели и даже всей школы. Наиболее эффективно данная система оценивания работает в среднем звене (с 5-го по 8-й класс).

4. Критериальная система оценивания.

Эту систему оценивания используют в школах, работающих по программам Международного Бакалавриата, многие школы за рубежом и отдельные школы России. На первый взгляд она достаточно сложна, но давайте попробуем в ней разобраться.

По каждому критерию существует заранее предписанное количество баллов. Так, по критерию А (техника выполнения упражнений) ученик может набрать максимум 10 баллов, по критерию Б (артистичность) – 10 баллов, по критерию В (физическая подготовка) – 6 баллов, по критерию Г (тактическая и теоретическая подготовка) – 6 баллов. Дескрипторы по баллам предлагаются заранее или разрабатываются совместно с учениками. Рассмотрим систему подробнее вновь на примере четверти.

Окончание изучения одной темы предусматривает итоговую работу, скажем, зачет по пройденной теме. В первой четверти это легкая атлетика и спортивные игры. Желательно, но отнюдь не обязательно, чтобы зачет по пройденной теме оценивался по всем вышеперечисленным критериям. Так, по легкой атлетике мы оцениваем физическую подготовку, технику, знание и понимание правил. А на уроках спортивных игр мы также оцениванием технику овладения отдельными элементами, тактическую подготовку. Можно еще разработать специальные тесты по физической подготовке.

Сложнее всего оценить артистичность, но, я знаю, отдельные учителя имеют опыт разработки и таких заданий. Выполнение определенных баскетбольных упражнений под музыку, конкурс эффектных бросков в прыжке, с отскоком от щита, хитроумные комбинации в парах и т. п.

По каждому критерию ученик получает определенное количество баллов (используя дескрипторы). После оценивания по всем критериям баллы суммируются, а затем делятся на максимально возможное число баллов. Полученная цифра (в процентах) переводится в итоговую отметку за зачет на основании рассматриваемой выше переводной шкалы. Например, на зачете по легкой атлетике ученик по критерию А набрал 8 баллов из 10 возможных, по критерию В – 5 баллов из 6 и по критерию Г – 3 балла из 6. Таким образом, сумма его баллов – 16 из 22 возможных. Путем деления и перевода в проценты получаем 72,7%, что соответствует отметке «4» по нашей общепринятой пятибалльной шкале.

Баллы по критериям на каждом зачете фиксируются в школьный журнал. Также заносится в журнал через дробь соотношение набранных баллов от максимально возможного числа. И в самой последней графе – итоговая отметка за зачет. При выставлении итоговой отметки за четверть суммируются баллы, набранные учеником по каждому критерию отдельно, а уже затем вся сумма делится на максимально возможное количество баллов за всю четверть.

Такой принцип при выставлении итоговой отметки является более правильным, так как позволяет объективно учитывать возможность «спорных» отметок. Кроме того, использование критериев и запись их в журнале позволяет найти слабые и сильные стороны каждого ученика. Это, в свою очередь, может оказать помощь в корректировке упражнений, домашних заданий.

Конечно, предлагаемый список может быть более обширным, но это зависит от нас с вами. Ведь за многие годы у населения страны выработался определенный стереотип учителя физкультуры как человека со свистком, ходящего по коридору с мячом, постоянно кричащего на детей и оценивающего их только по нормативам. Давайте же попытаемся изменить его. Если каждый из нас изменит свое отношение к оценке ученика и постарается найти свой вариант решения проблемы, то, может, и отношение к физкультуре в школе изменится. И пусть не остановят нас некоторые трудности.

Алексей МАШКОВЦЕВ

Текущее оценивание

Оценивание учащихся 2-11 классов происходит по 5-балльной системе.

Оценивание учащихся 1 класса - словесное.

Оценка по физической культуре во 2-4 классах должна складываться главным образом из качественных критериев уровня достижений обучающегося. К ним относятся: качество овладения программным материалом, включающим теоретические и методические знания; способы двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (стандарт по физической культуре). Особого внимания при оценке должны заслуживать систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом, умение самостоятельно заниматься и уровень знаний в области физической культуры. Оценивая достижения обучающихся, следует ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей, а не на выполнение усредненных учебных количественных нормативов.

Оценка успеваемости в 5-11 классах включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, знания и умения осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение . При оценивании в большей мере учитывать не столько высокий исходный уровень (что само по себе свидетельствует чаще всего о хороших природных задатках), сколько индивидуальные темпы продвижения обучающегося в развитии своих двигательных способностей, поощрять его стремление к самосовершенствованию, к углублению знаний и ведению здорового образа жизни.

Итоговое оценивание

Итоговое оценивание происходит на основе текущих оценок, полученных учеником в течение четверти. Количество текущих оценок для выставления итоговой оценки - не менее 6.

Итоговая оценка выставляется обучающимся за овладение темы, раздела, за четверть, за учебный год. Она включает в себя текущие оценки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.

Критерии оценивания, обучающегося на уроках физической культуры

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры - 5 (отлично)

стандартами школы

2. Выполняет все в спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические правила и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий.

3. Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть существенные положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем.

4. Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия. Успешно сдаёт или подтверждает все требуемые на уроках нормативы по физической культуре, для своего возраста.

5. Выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказание посильной помощи в судействе школьных соревнований между классами или организации классных спортивных мероприятий, а также необходимыми навыками и знаниями теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры - 4 (хорошо) , в зависимости от следующих конкретных условий.

1. Имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с стандартами школы , погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.

3. Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем.

4. Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия. Успешно сдаёт или подтверждает 80% всех требуемых на уроках нормативов по физической культуре, для своего возраста.

5. Выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказание посильной помощи в судействе или организации урока, а также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры - 3 (удовлетворительно) , в зависимости от следующих конкретных условий.

1. Имеет с собой спортивную форму в не полном соответствии с стандартами школы , погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.

2. Выполняет все в спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий.

3. Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом старателен, мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть незначительные, но положительные изменения в физических возможностях обучающегося, которые могут быть замечены учителем физической культуры.

4. Продемонстрировал несущественные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение полугодия.

5. Частично выполняет все теоретические или иные задания учителя, навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры - 2 (неудовлетворительно) , в зависимости от следующих конкретных условий:

1. Не имеет с собой спортивной формы в соответствии с стандартами школы , погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.

2. Не выполняет на уроках физической культуры.

3. Учащийся, не имеющий выраженных отклонений в состоянии здоровья, при этом не имеет стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями. Нет положительных изменений в физических возможностях обучающегося, которые должны быть замечены учителем физической культуры.

4. Не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств.

5. Не выполнял теоретические или иные задания учителя, не овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

Оценивание обучающихся освобожденных от занятий по физической культуре по болезни или после неё

Если ученик освобожден от занятий по физической культуре по болезни или после нее, оценивание проводится по разделу «Теоритические знания» в виде устного опроса по учебнику физической культуры , тестирования или написания сообщений (2-3 класс в объеме 2 страницы), докладов (4-5 кл. в объеме 3 страницы), рефератов (6-11 кл. в объеме 5-7 страниц).

Годовая отметка по физической культуре выставляется на основании четвертных, а четвертные отметки - на основании текущих, которых должно быть не менее 6 в четверти.

Критерии оценивания теоретических знаний

При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.

С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, тестирование.

Оценка 5: За ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности.

Оценка 4: За тот же ответ, если в нем содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.

Оценка 3: За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике.

Оценка 2: За незнание материала программы.

Как будет использоваться система МРКО при планировании независимых диагностик в новом учебном году рассказал директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин на еженедельном семинаре по вопросам внедрения и эксплуатации информационных систем.

Важнейшим направлением работы образовательных организаций является грамотное выстраивание внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО). Значимый элемент такой системы – это независимые диагностики.

Первые обязательные диагностики – это диагностики в 4-х классах. Они пройдут по отдельному графику, согласованному с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. В обязательные диагностики входят русский язык, математика, окружающий мир.

В 7 классе обязательные диагностики будут проводиться в феврале и марте 2016 года. Выбор диагностик из предложенного перечня планируется осуществлять не позднее, чем за 2 недели до дня проведения, в рамках открытой жеребьевки на еженедельном городском видеоселекторном совещании.

«Мы предполагаем, что, возможно, один из учащихся города Москвы в процессе прямой трансляции из перечня образовательных организаций случайным образом выберет соответствующий предмет. Этот процесс увидит вся Москва. Я думаю, что этот селектор особенно внимательно будут смотреть все школы города», – пояснил П.Кузьмин.

«Мы готовы предоставить вам площадку для проведения подобной жеребьевки», – ответил директор Московского центра технологической модернизации образования Александр Добряков.

Следующие – это корректирующие (вспомогательные) обязательные диагностики по русскому языку и математике в 9-х и 10-х классах. Диагностики в 9-х классах запланированы на начало учебного года (чтобы оценить ситуацию с подготовкой к будущему ОГЭ), а в 10-х классах - в ноябре (чтобы посмотреть, насколько эффективно идет процесс коррекции «провалов» на ОГЭ по математике и русскому языку).

Вспомогательные обязательные диагностики по математике и русскому языку в 9-х и 10-х классах проводятся в тех образовательных организациях, которые продемонстрировали результаты статистически значимо ниже результатов по городу на ОГЭ. Эти диагностики направлены на помощь школам.

П.Кузьмин рассказал и о процессе регистрации на диагностики через МРКО: «Работа с системой МРКО понятна и проста: нужно найти вкладку "2015 год", зарегистрироваться. Такая же система заполняется и на вспомогательные диагностики. Регистрироваться на обязательные и дополнительные диагностики можно с 31 августа по 16 сентября».

Московский центр качества образования проводит независимые диагностики по большинству школьных предметов для всех параллелей: по русскому языку, математике, истории, географии, биологии, химии, обществознанию, иностранному языку, информатике и пр. Для того чтобы принять участие в диагностике достаточно подать заявку в МЦКО.

Сделать это в скором времени будет возможно через сайт или мобильное приложение. По желанию школы результаты диагностик могут быть сохранены в МРКО, а при желании будут учитываться при аттестации педагогов.

Посмотреть выступление П.Кузьмина на еженедельном семинаре по вопросам внедрения и эксплуатации информационных систем можно на сайте Департамента образования г. Москвы в разделе



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!