Экосистемы и присущие им закономерности. Клетка как биологическая система

Кодификатор по биологии является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ ЕГЭ, который включает в себя:

  • Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по биологии.
  • Требования к уровню подготовки выпускников, достижение которых проверяется на едином государственном экзамене по биологии

Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ

1. Биология как наука. Методы научного познания

1.1 Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.

1.2 Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция.

2. Клетка как биологическая система

2.1 Современная клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства живой природы.

2.2 Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов

2.3 Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека.

2.4 Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности.

2.5 Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический обмен и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.

2.6 Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.

2.7 Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза.

3. Организм как биологическая система

3.1 Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы.

3.2 Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и различие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение.

3.3 Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов.

3.4 Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

3.5 Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания.

3.6 Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции.

3.7 Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм.

3.8 Селекция, ее задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных.

3.9 Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома).

4. Система и многообразие органического мира

4.1 Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж-Б. Ламарка. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность. Вирусы – неклеточные формы жизни. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

4.2 Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.

4.3 Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников.

4.4 Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений.

4.5 Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека.

4.6 Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека.

4.7 Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.

5. Организм человека и его здоровье

5.1 Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, выделения. Распознавание (на рисунках) тканей, органов, систем органов.

5.2 Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорнодвигательной, покровной, кровообращения, лимфооттока. Размножение и развитие человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов.

5.3 Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.

5.4 Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой.

5.5 Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека.

5.6 Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность). Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Репродуктивное здоровье человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

6. Эволюция живой природы

6.1 Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы

6.2 Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С. Четверикова. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

6.3 Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов.

6.4 Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

6.5 Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека современного вида. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека.

7. Экосистемы и присущие им закономерности

7.1 Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Их значение.

7.2 Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структуры экосистемы. Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

7.3 Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем.

7.4 Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот и превращение энергии в биосфере, роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы.

7.5 Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.). Проблемы устойчивого развития биосферы. Правила поведения в природной среде.

Основные умения и способы действий

ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ:

  1. Методы научного познания; :
    • методы научного познания, признаки живых систем, уровни организации живой материи;
    • основные положения биологических теорий (клеточная, хромосомная, синтетическая теория эволюции, антропогенеза);
    • основные положения учений (о путях и направлениях эволюции, Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений, В.И. Вернадского о биосфере);
    • сущность законов (Г. Менделя, сцепленного наследования Т. Моргана, гомологических рядов в наследственной изменчивости, зародышевого сходства; биогенетического);
    • сущность закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя, экологической пирамиды);
    • сущность гипотез (чистоты гамет, происхождения жизни, происхождения человека);
  2. Строение и признаки биологических объектов:
    • клеток прокариот и эукариот: химический состав и строение органоидов;
    • генов, хромосом, гамет;
    • вирусов, одноклеточных и многоклеточных организмов царств живой природы (растений, животных, грибов и бактерий), человека;
    • вида, популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;
  3. Сущность биологических процессов и явлений:
    • обмен веществ и превращения энергии в клетке и организме, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, питание, дыхание, брожение, хемосинтез, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост;
    • митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных;
    • оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; развитие и размножение, индивидуальное развитие организма (онтогенез);
    • взаимодействие генов; получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного отбора;
    • действие движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания;
    • круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
  4. Современную и символику по цитологии, генетике, селекции, биотехнологии, онтогенезу, систематике, экологии, эволюции;
  5. Особенности организма человека , его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

УМЕТЬ

1. Объяснять:

  • роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира;
  • единство живой и неживой природы, родство, общность происхождения живых организмов, эволюцию растений и животных, используя биологические теории, законы и правила;
  • отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;
  • причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций;
  • взаимосвязи организмов, человека и окружающей среды; причины устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов, защиты окружающей среды;
  • причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас;
  • место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными, роль различных организмов в жизни человека;
  • зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; проявление наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

2. Устанавливать взаимосвязи:

  • строения и функций молекул, органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;
  • движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

3. Решать

  • задачи разной сложности по цитологии, генетике (составлять схемы скрещивания), экологии, эволюции;

4. Составлять схемы

  • переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

5. Распознавать и описывать:

  • клетки растений и животных;
  • особей вида по морфологическому критерию;
  • биологические объекты по их изображению и процессам их жизнедеятельности;
  • экосистемы и агроэкосистемы;

6. Выявлять:

  • отличительные признаки отдельных организмов;
  • приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных;
  • абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, антропогенные изменения в экосистемах;
  • источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

7. Сравнивать (и делать выводы на основе сравнения)

  • биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы);
  • процессы и явления (обмен веществ у растений, животных, человека, пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез);
  • митоз и мейоз, бесполое и половое размножение, оплодотворение у растений и животных, внешнее и внутреннее оплодотворение;
  • формы естественного отбора, искусственный и естественный отбор, способы видообразования, макро- и микроэволюцию, пути и направления эволюции;

8. Определять

  • принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

9. Анализировать

  • различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни, разных групп организмов и человека, человеческих рас, эволюцию организмов;
  • состояние окружающей среды; влияние факторов риска на здоровье человека; последствия деятельности человека в экосистемах, глобальные антропогенные изменения в биосфере;
  • результаты биологических экспериментов, наблюдений по их описанию;

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Для обоснования

  1. правил поведения в окружающей среде;
  2. мер профилактики распространения заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
  3. оказания первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  4. способов выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Изучай кодификаторы ЕГЭ 2019 по:

Спецификация

итоговой работы для проведения промежуточной аттестации обучающихся 5 класса по биологии

Назначение работы

Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений, обучающихся 5 класса в образовательном учреждении по предмету «Биология».

Документы, определяющие содержание работы

Содержание и структура итоговой работы по предмету «Биология» разработаны на основе следующих документов:

Федеральный государственный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.)

Примерная программа основного общего образования по предмету «Биология» (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с.) - (Стандарты второго поколения).

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с.) - (Стандарты второго поколения).

Содержание работы

На основании документов, перечисленных в п.2 Спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Биология» для проведения итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся.

В работе представлены задания базового, повышенного и высокого уровня.

Распределение заданий по основным разделам

Время выполнения работы

Примерное время на выполнение заданий составляет:

1) для заданий базового уровня сложности - 1 - 2 минуты;

  1. для заданий повышенной сложности - от 2 до 5 минут;

    для задания высокой сложности - от 5 до 7 минут

На выполнение всей работы отводится 45 минут.

Дополнительные материалы и оборудование

Дополнительные материалы для проведения работы не требуются.

Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом

1. Каждое из заданий части А оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

2 . За выполнение каждого из заданий В 1 и В 2 выставляется 2 балла за полное правильное выполнение, 1 балл за выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры), 0 баллов во всех остальных случаях.

3. За выполнение каждого из заданий В 3 - В 4 выставляется 2 балла, если указана верная последовательность цифр, 1 балл, если допущена одна ошибка, 0 баллов во всех остальных случаях.

4. За верное выполнение задания части С ставится три балла

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы - 23.

Шкала перевода первичного балла за выполнении контрольной работы в отметку по 5-ной шкале

Отметка по 5-ной шкале

Первичный балл

0-6

7-13

14-18

19-23

План работы

Условные обозначения: Уровень сложности: Б - базовый уровень сложности, П - повышенный уровень, В - высокий уровень.

Распределение заданий по формированию УУД:

познавательных и регулятивных.

Задания А1-А10 представляют собой задания с выбором ответа (сформированность регулятивных и познавательных УУД).

Задания В1 - В4 - задания с кратким ответом (сформированность познавательных и коммуникативных результатов на базовом и повышенном уровнях).

Задания С - задание с развернутым ответом (сформированность познавательных и коммуникативных результатов на повышенном уровне).

Задания, контролирующие сформированность универсальных учебных действий:

Кол-во

баллов

Познавательные УУД

А 1 - А 10 ; В 1 - В 4 ; С

Регулятивные УУД

А 1 - А 10

Коммуникативные УУД

В 1 - В 4 ; С

Познавательные УУД

0- 6 баллов - низкий уровень сформированности

7-18 баллов - базовый уровень сформированности

19-23 баллов - повышенный уровень сформированности

Регулятивные УУД

0-1 баллов - низкий уровень сформированности

2 - 6 баллов - базовый уровень сформированности

7 -10 баллов - повышенный уровень сформированности

Коммуникативные УУД

0-2 баллов - низкий уровень сформированности

3 - 7 баллов - базовый уровень сформированности

8 -11 баллов - повышенный уровень сформированности

Тип задания: ВО - с выбором ответа, КО - с кратким ответом, РО - с развернутым ответом.

Блок содержа-ния

Объект оценивания

Код про-веряемых умений

Тип за-да-ния

Уро-вень сложно-сти

Мак-си-маль-ный балл за вы-полне-ние

Биология как наука. Умение объяснять роль биологии в практической деятельности людей.

2.1.1.

ВО

Биология - наука о живых организмах

Свойства живых организмов. Умение называть свойства живых организмов. Умение сравнивать проявление свойств живого и неживого.

2.4.

ВО

Биология - наука о живых организмах

Методы изучения живых организмов.

2.2.1.

ВО

Биология - наука о живых организмах

Методы изучения клетки. Умение объяснять устройство увеличительных приборов

2.1.3.

ВО

ВО

Биология - наука о живых организмах

Строение и жизнедеятельность клетки. Умение сравнивать растительную и животную клетки. Умение проводить множественный выбор

2.3.1.,2.4.

КО

Умение выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности вирусов, бактерий.

1.1.1.,2.4.,2.5.

ВО

ВО

Многообразие живых организмов

Умение приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых вирусами и бактериями. Умение проводить множественный выбор

2.1.2.,3.1.

КО

Многообразие живых организмов

Умение объяснять роль вирусов и бактерий в природе и жизни человека. Умение приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых вирусами и бактериями. Умение работать с текстом биологического содержания

2.1.2.,2.6.,3.1.

РО

Многообразие живых организмов

Умение характеризовать главные признаки растений.

1.1.1.,2.4.,2.5.

ВО

10.

Многообразие живых организмов

Умение сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Умение устанавливать соответствие

2.4.,2.5.

КО

11.

Многообразие живых организмов

Умение характеризовать главные признаки животных

1.1.1.,2.4.,2.5.

ВО

12.

Многообразие живых организмов

Умение выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов

1.1.1.,2.4.,2.5.

ВО

13.

Умение различать и характеризовать разные природные сообщества.

2.4.

ВО

14.

Жизнь организмов на планете Земля.

Умение объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе. Умение устанавливать соответствие.

2.1.4.

КО

15.

Человек на планете Земля.

Умение описывать внешний вид предков человека. Умение характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности предков человека.

2.7.

ВО

КОДИФИКАТОР

Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе по биологии

Код элементов

Проверяемые умения

1. Знать/понимать

1.1

признаки биологических объектов

1.1.1

живых организмов (растений, животных, грибов и бактерий)

2.Уметь

2.1

объяснять

2.1.1

роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;

2.1.2

роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;

2.1.3

устройство увеличительных приборов

2.1.4

объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе

2.2

изучать биологические объекты и процессы

2.2.1

описывать и объяснять результаты опытов

2.3

распознавать и описывать

2.3.1

на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки

2.4

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения

2.5

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация)

2.6

проводить самостоятельный поиск биологической информации : находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями

2.7

характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности предков человека

3.Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни

3.1

для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами

Итоговая контрольная работа по биологии для обучающихся 5 класса

Инструкция по выполнению работы.

На выполнение итоговой работы по биологии дается 45 минут. Работа состоит из трех частей, включающих 17 заданий.

Часть А содержит 10 заданий (А 1 12 ). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых один верный.

Часть В включает 4 задания с кратким ответом (В 1 4 ). При выполнении заданий В1-В4 запишите ответ так, как указано в тексте задания.

Часть С включает 1 задание, на которые следует дать развернутый ответ. При выполнении заданий этой части запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Вариант 1.

Часть А. При выполнении заданий А 1 - А 12

А1. Наука о живой природе:

1) география;

2) физика;

3) химия;

4) биология.

А2.

1) имеют массу;

2) способны к обмену веществ;

3) не состоят из химических элементов;

4) имеют форму.

А3. Сезонные изменения в живой природе изучают, используя метод:

1) наблюдения;

2) эксперимента;

3) описания;

4) анкетирования.

А4. Самый простой увеличительный прибор:

1) микроскоп;

2) телескоп;

3) весы;

4) лупа.

А5. Если окуляр даёт 10-кратное увеличение, а объектив - 15-кратное, то микроскоп увеличивает объект в:

1) 150 раз;

2) 200 раз;

3) 250 раз;

4) 300 раз.

А6. Организмы, клетки которых сдержат ядро:

1) прокариоты;

2) автотрофы;

3) гетеротрофы;

4) эукариоты.

А7. Процесс фотосинтеза характерен для представителей царства:

1) Животные;

2) Растения;

3) Грибы;

4) Вирусы.

А8. Животные способны к:

1) фотосинтезу;

2) накапливанию крахмала;

3) активному передвижению;

4) питанию неорганическими веществами.

А9. Вирусы имеют:

1) одноклеточное строение;

2) неклеточное строение;

3) тканевое строение;

4) ядро.

А10. Грибы, всасывающие органические вещества живых организмов:

1) прокариоты;

2) автотрофы;

А11. В природном сообществе бактерии обычно выполняют функцию:

1) потребителя;

2) производителя;

3) «разлагателя»;

4) хищника.

А12. Раньше на Земле появились:

1) кроманьонец;

2) неандерталец;

3) австралопитек;

4) человек умелый.

Часть В.

В1. Каждая клетка животных и растений имеет три главные части (выберите три верных ответа):

А) ядро;

Б) цитоплазму;

В) хлоропласты;

Г) наружную мембрану;

Д) клеточную стенку;

Е) вакуоли с клеточным соком

В2. Бактерии используются человеком для получения (выберите три верных ответа):

А) кефира и йогурта;

Б) молока;

В) квашеной капусты;

Г) солёных грибов;

Д) витаминов и некоторых лекарств;

Е) ваты и бинтов.

Растение Отдел

А. Василёк русский 1. Хвойные

Б. Ель 2. Цветковые

В. Груша

Г. Лиственница

Д. Кедр

Е. Кактус

Животное Материк

А. Бурый медведь 1. Евразия

Б. Бегемот 2. Африка

В. Лось

Г. Горилла

Д. Амурский тигр

Е. Нильский крокодил.

Часть С.

По-лез-ные бак-те-рии

Вариант 2.

Часть А. При выполнении заданий А 1 - А 12 выберите из нескольких вариантов ответа один верный

А1. Биология - это наука о:

1) космосе;

2)строении Земли;

3) живой природе;

4) веществах.

А2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:

1) неподвижны;

2) имеют клеточное строение;

3) состоят из химических элементов;

4) имеют цвет.

А3. Исследование, при котором человек в лаборатории воспроизводит природное явление:

1) наблюдение;

2) измерение;

3) рассматривание;

4) эксперимент.

А4. Увеличительный прибор:

1) предметный столик;

2) микроскоп;

3) тубус;

4) штатив.

А5. Если окуляр даёт 10-кратное увеличение, а объектив - 30-кратное, то микроскоп увеличивает объект в:

1) 150 раз;

2) 200 раз;

3) 250 раз;

4) 300 раз.

А6. Организмы, клетки которых не сдержат ядро:

1) прокариоты;

2) автотрофы;

3) гетеротрофы;

4) эукариоты.

А7. Важнейший признак представителей царства Растения - способность к:

1) дыханию;

2) питанию;

3) фотосинтезу;

4) росту и размножению.

А8. Животные питаются:

1) с помощью фотосинтеза;

2) готовыми органическими веществами;

3) водой и углекислым газом;

4) неорганическими веществами.

А9. Неклеточными формами жизни являются:

1) вирусы;

2) бактерии;

3) грибы;

4) растения.

А10. Грибы, всасывающие органические вещества отмерших остатков организмов:

1) прокариоты;

2) автотрофы;

А11. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию:

1) потребителя;

2) производителя;

3) «разлагателя»;

4) хищника.

А14. Древние предки людей жили на Земле:

1) 100 млн. лет назад;

2) 4-5 млн. лет назад;

3) 2 млн. лет назад;

4) 100 тыс. лет назад.

Часть В.

В1. Каждая клетка животных и растений (выберите три верных ответа):

А) дышит;

Б) питается;

В) имеет хлоропласты;

Г) растёт и делится;

Д) может участвовать в оплодотворении;

Е) образует питательные вещества на свету.

В2. Бактерии являются возбудителями таких болезней, как (выберите три верных ответа):

А) туберкулёз;

Б) холера;

В) грипп;

Г) СПИД;

Д) чума;

Е) гепатит.

В3. Установи соответствие между растением и отделом, к которому растение относится.

Растение Отдел

А. Сосна 1. Хвойные

Б. Рис 2. Цветковые

В. Томат

Г. Лиственница

Д. Подсолнечник

Е. Пихта

В4. Установи соответствие между материком и животными, которые там обитают.

Животное Материк

А. Зебра 1. Африка

Б. Кенгуру 2. Австралия

В. Сумчатый волк

Г. Страус

Д. Коала

Е. Лев

Часть С.

Ис-поль-зуя со-дер-жа-ние тек-ста «По-лез-ные бак-те-рии» и свои зна-ния, от-веть-те на сле-ду-ю-щие во-про-сы:

1) Что не-об-хо-ди-мо для про-из-вод-ства про-сто-ква-ши?

2) От-ку-да берётся энер-гия для жиз-не-де-я-тель-но-сти мо-лоч-но-кис-лых бак-те-рий?

3) В чём за-клю-ча-ют-ся раз-ли-чия между аэроб-ным и анаэ-роб-ным об-ме-ном ве-ществ?

По-лез-ные бак-те-рии

Тер-мин анаэ-ро-бы ввёл Л. Па-стер, от-крыв-ший в 1861 г. бак-те-рии мас-ля-но-кис-ло-го бро-же-ния. «Ды-шать без воз-ду-ха» (анаэ-роб-но) — не-при-выч-ное сло-во-со-че-та-ние. Но имен-но так по-лу-ча-ют энер-гию для своих жиз-нен-ных про-цес-сов мно-гие бак-те-рии. Они очень рас-про-стра-не-ны в при-ро-де. Каж-дый день, съе-дая тво-рог или сме-та-ну, вы-пи-вая кефир или йо-гурт, мы стал-ки-ва-ем-ся с мо-лоч-но-кис-лы-ми бак-те-ри-я-ми — они участ-ву-ют в об-ра-зо-ва-нии мо-лоч-но-кис-лых про-дук-тов.

В 1 ку-би-че-ском сан-ти-мет-ре пар-но-го мо-ло-ка на-хо-дит-ся боль-ше 3000 мил-ли-о-нов бак-те-рий. При ски-са-нии мо-ло-ка коров, ко-то-рых раз-во-дят на Бал-кан-ском по-лу-ост-ро-ве, по-лу-ча-ет-ся йо-гурт. В нём можно найти бак-те-рию под на-зва-ни-ем бол-гар-ская па-лоч-ка, ко-то-рая и со-вер-ши-ла пре-вра-ще-ние мо-ло-ка в мо-лоч-но-кис-лый про-дукт.

Бол-гар-ская па-лоч-ка из-вест-на во всём мире — она пре-вра-ща-ет мо-ло-ко во вкус-ный и по-лез-ный йо-гурт. Все-мир-ную славу этой бак-те-рии принёс рус-ский учёный И.И. Меч-ни-ков. Илья Ильич за-ин-те-ре-со-вал-ся при-чи-ной не-обыч-но-го дол-го-ле-тия в не-ко-то-рых де-рев-нях Бол-га-рии. Он вы-яс-нил, что ос-нов-ным про-дук-том пи-та-ния дол-го-жи-те-лей был йо-гурт, и вы-де-лил

в чи-стую куль-ту-ру мо-лоч-но-кис-лую бак-те-рию, а затем ис-поль-зо-вал её для со-зда-ния осо-бой про-сто-ква-ши. Он по-ка-зал, что до-ста-точ-но до-ба-вить в све-жее мо-ло-ко не-мно-го этих бак-те-рий, и через не-сколь-ко часов в тёплом по-ме-ще-нии из мо-ло-ка по-лу-чит-ся про-сто-ква-ша.

Бол-гар-ская па-лоч-ка сбра-жи-ва-ет лак-то-зу мо-ло-ка, т. е. рас-щеп-ля-ет мо-ле-ку-лу мо-лоч-но-го са-ха-ра на мо-ле-ку-лы мо-лоч-ной кис-ло-ты. Мо-лоч-но-кис-лые бак-те-рии для своей ра-бо-ты могут ис-поль-зо-вать не толь-ко сахар мо-ло-ка, но и мно-гие дру-гие са-ха-ра, со-дер-жа-щи-е-ся в ово-щах и фрук-тах. Бак-те-рии пре-вра-ща-ют све-жую ка-пу-сту в ква-ше-ную, яб-ло-ки — в мочёные,

а огур-цы — в кис-ло-солёные. В любом слу-чае из са-ха-ра об-ра-зу-ет-ся мо-лоч-ная кис-ло-та, а энер-гия рас-па-да мо-ле-кул са-ха-ра идёт на нужды бак-те-рии. Про-цесс бро-же-ния у таких бак-те-рий за-ме-ня-ет им про-цесс ды-ха-ния. Соб-ствен-но го-во-ря, это и есть их ды-ха-ние — осво-бож-де-ние энер-гии на свои нужды. По-сколь-ку энер-гия ре-ак-ций бес-кис-ло-род-но-го окис-ле-ния за-мет-но мень-ше, чем кис-ло-род-но-го — бак-те-ри-ям при-хо-дит-ся пе-ре-ра-ба-ты-вать боль-шие ко-ли-че-ства ве-ществ и вы-де-лять много про-дук-тов об-ме-на ве-ществ.

Бол-гар-скую па-лоч-ку от-но-сят к фа-куль-та-тив-ным (не-обя-за-тель-ным) анаэ-ро-бам. Это озна-ча-ет, что они могут ис-поль-зо-вать и кис-ло-род для сво-е-го ды-ха-ния.

Система оценивания итоговой контрольной работы по биологии А 6 .

А 7 .

А 8 .

А 9 .

А 10 .

А 11 .

А 12 .

А 1 .

А 2 .

А 3 .

А 4 .

А 5 .

А 6 .

А 7 .

А 8 .

А 9 .

А 10 .

А 11 .

А 12 .

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

По-яс-не-ние.

1) Мо-ло-ко, куль-ту-ра бак-те-рий, тёплое по-ме-ще-ние.

2) Энер-гия из-вле-ка-ет-ся при рас-щеп-ле-нии (бро-же-нии) мо-ле-кул са-ха-ра.

3) При аэроб-ном об-ме-не (с уча-сти-ем кис-ло-ро-да) син-те-зи-ру-ет-ся боль-ше АТФ и про-ис-хо-дит пол-ное окис-ле-ние мо-ле-кул глю-ко-зы до СО 2 и Н 2 О. В анаэ-роб-ном об-ме-не кис-ло-род не участ-ву-ет.

Правильно заполнены три элемента

Правильно заполнены два элемента

Правильно заполнен один элемент

Ответ неправильный

Максимальный балл

Проведена экспертиза материалов Утверждено

Материалы работы соответствуют ФГОС приказом директора школы

основного общего образования № _____ от ________________

по __________________________ за курс _____класса

Протокол заседания ММО № ______ от __________________

Руководитель ММО учителей естественного цикла

Тимирязева Е.А.

Материалы для промежуточной аттестации по итогам 2017-2018 учебного года

по биологии за курс 9 класса

в форме тестовой работы

1 вариант

Часть А.

А1.Наука, изучающая клетку, называется:

А) гистология; Б) физиология; В) цитология; Г) ботаника

А2.Мономером ДНК является:

А3.Третичная структура белка представляет собой

А4. К неорганическим веществам клетки относится

А) жир Б) нуклеиновая кислота В) белок Г) вода

А) гормоны Б) ферменты В) витамины Г) лизосомы

А6. Совокупность химических реакций, в которых происходит распад органических веществ с высвобождением энергии, называется:

А7. Универсальным накопителем энергии является

А8. Какой триплет на и-РНК соответствует триплету АТЦ на ДНК

А) ТАГ Б) УАГ В) ЦТТ Г) УУГ

А9. Растения по способу питания

А) гетеротрофы Б) автотрофы В) миксотрофы Г)плотоядные

А10. Зигота…

А) имеет гаплоидный набор хромосом Б) имеет диплоидный набор хромосом

В) не имеет хромосом Г) несет только отцовские признаки

А11. Соматические клетки образуются в процессе

А) митоза Б) мейоза В) оплодотворения Г) гаметогенеза

А12. В результате мейоза образуются

А13. Способность организма передавать свои признаки потомству

А) наследственность Б) изменчивость В) приспособленность Г) размножение

А14. Совокупность внешних и внутренних признаков организма называется

А15. Второй закон Менделя

А) закон чистоты гамет Б) закон единообразия 1 поколения В) закон расщепления

Г) гибридологический метод

А16. В результате макроэволюции образуется

А) вид Б) класс В) популяция Г) новая особь

А17. Признаки класса Млекопитающих у человека

А) отсутствие кожных желез Б) млечные железы В) незамкнутая кровеносная система

Г) трехкамерное сердце

А18. Какой из признаков относится к атавизмам

А) расчленение тела на отделы Б) рождение человека с хвостиком В) дифференциация зубов

Г) появление 2х кругов кровообращения

А19. Биологические факторы антропогенеза

А) наследственность Б) использование огня В) труд Г) общественный образ жизни

20. Характерные признаки европеоидной расы:

А) плоское широкое лицо,

Б) черный цвет кожи,

В) узкий нос и тонкие губы,

Г) толстые губы

Часть В.

В 1. Какие утверждения относятся к половому размножению?:

1.в основе лежит митоз

2.размножение почкованием, фрагментами тела

3.дочерние особи несут разные признаки обоих родителей

4.дочерние особи идентичны материнской

5. размножение яйцеклетками и сперматозоидами

6.в основе лежит мейоз

В 2. Выпишите цифры, обозначающие элементы верного ответа на вопрос: что происходит при фотосинтезе?

    Поглощается кислород

    Выделяется углекислый газ

    Поглощается углекислый газ

    Выделяется кислород

C 1. Раскройте суть гипотезы самопроизвольного зарождения жизни

2 вариант

Часть А.

А1.Наука, изучающая наследственность и изменчивость организма, называется:

А) цитология; Б) селекция; В) генетика; Г) гистология

А2.Мономером белка является

А) нуклеотид; Б) аминокислота; В) рибосома; Г) глицерин

А3.Первичная структура белка представляет собой

А) линейную нить; Б) спираль; В) глобулу; Г) несколько глобул

А4.К органическим веществам клетки относятся

А) вода Б) соляная кислота В) поваренная соль Г) углеводы

А5. К органоидам клетки относятся

А) гормоны Б) ферменты В) нуклеиновые кислоты Г) эндоплазматическая сеть

А6. Совокупность процессов синтеза в живом организме называется:

А) анаболизм Б) полиморфизм В) катаболизм Г) метаболизм

А7. Хранителем наследственной информации является

А) АТФ Б) ДНК В) т-РНК Г) и-РНК

А8. Какой триплет на и-РНК соответствует триплету ТАГ на ДНК

А) АТЦ Б) ТУЦ В) АУЦ Г) АУГ

А9. Животные по способу питания

А) гетеротрофы Б) автотрофы В) фототрофы Г) хемотрофы

А10.В результате оплодотворения образуется

А) гамета; Б) зигота; В) соматическая клетка; Г) хромосома

А11.Половые клетки образуются в процессе

А) митоза; Б) мейоза; В) почкования; Г) дробления

А12. В результате митоза образуются

А) 2 диплоидные клетки Б) 4 гаплоидные клетки В) 2 гаплоидны клетки Г) 4 диплоидные клетки

А13. Способность организма приобретать новые свойства и признаки:

А) наследственность Б) изменчивость В) приспособленность Г) естественный отбор

А14. Совокупность всех генов организма называется

А) генофонд Б) ген В) генотип Г) фенотип

А15. Первый закон Менделя

А) закон расщепления Б) закон единообразия 1 поколения В) закон чистоты гамет

Г) гибридологический метод

А16. В результате микроэволюции образуется

А) вид Б) класс В) семейство Г) тип

А17. Признаки отряда Приматов у человека:

А) недифференцированные зубы; Б) трехкамерное сердце; В) наличие ногтей и противопоставление большого пальца; Г) отсутствие аппендикса

А18. Развитие на теле людей большого количества сосков – это пример

А) ароморфоза; Б) атавизма; В) рудиментов; Г) регенерации

А19. Социальные факторы антропогенеза

А) наследственность; Б) изменчивость; В) общественный образ жизни; Г) естественный отбор

А20. Характерные признаки монголоидной расы:

А) плоское широкое лицо, Б) белый цвет кожи, В) узкий выступающий нос, Г) толстые губы

Часть В.

В 1. Какие утверждения относятся к бесполому размножению?:

    в основе лежит митоз

    размножение почкованием, фрагментами тела

    дочерние особи несут разные признаки обоих родителей

    дочерние особи идентичны материнской

    размножение яйцеклетками и сперматозоидами

    в основе лежит мейоз

В 2. Выпишите цифры, обозначающие элементы верного ответа на вопрос: что происходит при дыхании?

    Поглощается кислород

    Выделяется углекислый газ

    Поглощается углекислый газ

    Выделяется кислород

    Органические вещества образуются

    Органические вещества расходуются

Часть С. Дайте развернутый ответ.

C 1. Раскройте суть гипотезы панспермии.

Ответы

1 вариант. С1 : Считалось, что живые существа могут появляться из неживой материи, например рыбы - из ила, черви - из почвы, мыши - из тряпок, мухи - из гнилого мяса и т.п. Так, великий Аристотель, изучая угрей, установил, что среди них не встречаются особи с икрой или молоками. На основании этого он предположил, что угри рождаются из «колбасок» ила, образующихся от трения взрослой рыбы о дно. Развитие идеи самозарождения относится, по существу, к той эпохе, когда в общественном сознании господствовали религиозные представления.

2 вариант. С1 : Согласно этой гипотезе, предложенной в 1865г. немецким ученым Г. Рихтером и окончательно сформулированной шведским ученым Аррёниусом в 1895 г., жизнь могла быть занесена на Землю из космоса. Наиболее вероятно попадание живых организмов внеземного происхождения с мётеоритами и космической пылью. Это предположение основывается на данных о высокой устойчивости некоторых организмов и их спор к радиации, глубокому вакууму, низким температурам и другим воздействиям.

Критерии оценивания:

Часть 1 включает 20 заданий. К каждому заданию приводится 4 варианта ответов, один из которых верный. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Часть 2 содержит 2 задания. Правильный ответ оценивается в 2 балла. При наличии не более одной ошибки – в 1 балл.

Часть 3 содержит 1 задание. Правильный ответ оценивается в 2 балла. При наличии не более одной ошибки – в 1 балл.

Оценка «5» - 22-26 баллов

Оценка «4» - 18-21 баллов

Оценка «3» - 13-17 баллов

Оценка «2» - менее 13 баллов.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!