Тренировочные задания по теме человек и общество. Тест в формате егэ по обществознанию на тему "человек"

Электростатика - раздел физики изучающий электростатическое поле и электрические заряды.

Между одноимённо заряженными телами возникает электростатическое (или кулоновское) отталкивание, а между разноимённо заряженными - электростатическое притяжение. Явление отталкивания одноименных зарядов лежит в основе создания электроскопа - прибора для обнаружения электрических зарядов.

В основе электростатики лежит закон Кулона. Этот закон описывает взаимодействие точечных электрических зарядов.

Основание электростатики положили работы Кулона (хотя за десять лет до него такие же результаты, даже с ещё большей точностью, получил Кавендиш. Результаты работ Кавендиша хранились в семейном архиве и были опубликованы только спустя сто лет); найденный последним закон электрических взаимодействий дал возможность Грину, Гауссу и Пуассону создать изящную в математическом отношении теорию. Самую существенную часть электростатики составляет теория потенциала, созданная Грином и Гауссом. Очень много опытных исследований по электростатике было произведено Рисом книги которого составляли в прежнее время главное пособие при изучении этих явлений.

Опыты Фарадея, произведенные еще в первую половину тридцатых годов XIX века, должны были повлечь за собой коренное изменение в основных положениях учения об электрических явлениях. Эти опыты указали, что то, что считалось совершенно пассивно относящимся к электричеству, а именно, изолирующие вещества или, как их назвал Фарадей, диэлектрики, имеет определяющее значение во всех электрических процессах и, в частности, в самой электризации проводников. Эти опыты обнаружили, что вещество изолирующего слоя между двумя поверхностями конденсатора играет важную роль в величине электроёмкости этого конденсатора. Замена воздуха, как изолирующего слоя между поверхностями конденсатора, каким-либо другим жидким или твердым изолятором производит на величину электроемкости конденсатора такое же действие, какое оказывает соответствующее уменьшение расстояния между этими поверхностями при сохранении воздуха в качестве изолятора. При замене слоя воздуха слоем другого жидкого или твердого диэлектрика электроемкость конденсатора увеличивается в K раз. Эта величина K названа Фарадеем индуктивной способностью данного диэлектрика. Сегодня величину K называют обыкновенно диэлектрической проницаемось этого изолирующего вещества.

Такое же изменение электрической ёмкости происходит и в каждом отдельном проводящем теле, когда это тело из воздуха переносится в другую изолирующую среду. Но изменение электроемкости тела влечет за собой изменение величины заряда на этом теле при данном потенциале на нём, а также и обратно, изменение потенциала тела при данном заряде его. Вместе с этим оно изменяет и электрическую энергию тела. Итак, значение изолирующей среды, в которой помещены электризуемые тела или которая отделяет собой поверхности конденсатора, является крайне существенным. Изолирующее вещество не только удерживает электрический заряд на поверхности тела, оно влияет на само электрическое состояние последнего. Таково заключение, к какому привели Фарадея его опыты. Это заключение вполне соответствовало основному взгляду Фарадея на электрические действия.

Согласно гипотезе Кулона, электрические действия между телами рассматривались, как действия, которые происходят на расстоянии. Принималось, что два заряда q и q", мысленно сосредоточенные в двух точках, отстоящих друг от друга на расстояние r, отталкивают или притягивают один другого по направлению линии, соединяющей эти две точки, с силой, которая определяется формулой

Причем коэффициент C является зависящим исключительно только от единиц, служащих для измерения величин q, r и f. Природа среды, внутри которой находятся данные две точки с зарядами q и q", предполагалось, не имеет никакого значения, не влияет на величину f. Фарадей держался совершенно иного взгляда на это. По его мнению, наэлектризованное тело только кажущимся образом действует на другое тело, находящееся в некотором расстоянии от него; на самом деле электризуемое тело лишь вызывает особые изменения в соприкасающейся с ним изолирующей среде, которые передаются в этой среде от слоя к слою, достигают, наконец, слоя, непосредственно прилегающего к другому рассматриваемому телу и производят там то, что представляется непосредственным действием первого тела на второе через отделяющую их среду. При таком воззрении на электрические действия закон Кулона, выражающийся вышепривёденной формулой, может служить только для описания того, что даёт наблюдение, и нисколько не выражает истинного процесса, происходящего при этом. Тогда становится понятным, что вообще электрические действия меняются при перемене изолирующей среды, поскольку в этом случае должны изменяться и те деформации, какие возникают в пространстве между двумя, по-видимому, действующими друг на друга наэлектризованными телами. Закон Кулона, так сказать, описывающий внешним образом явление, должен быть заменен другим, в который входит характеристика природы изолирующей среды. Для изотропной и однородной среды закон Кулона, как показали дальнейшие исследования, может быть выражен следующей формулой:

Здесь K обозначает то, что выше названо диэлектрической постоянной данной изолирующей среды. Величина K для воздуха равна единице, т. е. для воздуха взаимодействие между двумя точками с зарядами q и q" выражается так, как принял это Кулон.

Согласно основной идее Фарадея, окружающая изолирующая среда или, лучше, те изменения (поляризация среды), какие под влиянием процесса, приводящего тела в электрическое состояние, являются в наполняющем эту среду эфире, представляют собою причину всех наблюдаемых нами электрических действий. По Фарадею самая электризация проводников на их поверхности - лишь следствие влияния на них поляризованной окружающей среды. Изолирующая среда при этом находится в напряженном состоянии. На основании весьма простых опытов Фарадей пришел к заключению, что при возбуждении электрической поляризации в какой-либо среде, при возбуждении, как говорят теперь, электрического поля, в этой среде должно существовать натяжение вдоль силовых линий (силовая линия - это линия, касательные к которой совпадают с направлениями электрических сил, испытываемых положительным электричеством, воображенным в точках, находящихся на этой линии) и должно существовать давление по направлениям, перпендикулярным к силовым линиям. Такое напряженное состояние может вызываться только в изоляторах. Проводники не способны испытывать подобное изменение своего состояния, в них не происходит никакого возмущения; и только на поверхности таких проводящих тел, т. е. на границе между проводником и изолятором, поляризованное состояние изолирующей среды становится заметным, оно выражается в кажущемся распределении электричества на поверхности проводников. Итак, наэлектризованный проводник как бы связан с окружающей изолирующей средой. С поверхности этого наэлектризованного проводника как бы распространяются силовые линии, и эти линии заканчиваются на поверхности другого проводника, который видимым образом представляется покрытым противоположным по знаку электричеством. Вот какова картина, которую рисовал себе Фарадей для разъяснения явлений электризации.

Учение Фарадея не скоро было принято физиками. Опыты Фарадея рассматривались даже в шестидесятых годах, как не дающие права на допущением какого-либо существенного значения изоляторов в процессах электризации проводников. Только позднее, после появления замечательных работ Максвелла, идеи Фарадея стали все более и более распространяться между учеными и, наконец,были признаны вполне отвечающими фактам.

Здесь уместно отметить, что еще в шестидесятых годах проф. Ф. H. Шведов, на основании произведенных им опытов, весьма горячо и убедительно доказывал верность основных положений Фарадея относительно роли изоляторов . На самом деле, однако, за много лет до работ Фарадея уже было открыто влияние изоляторов на электрические процессы. Еще в начале 70-х годов XVIII столетия Кавендиш наблюдал и весьма тщательно изучил значение природы изолирующего слоя в конденсаторе. Опыты Кэвендиша, как и впоследствии опыты Фарадея, показали увеличение электроемкости конденсатора, когда слой воздуха в этом конденсаторе заменяется такой же толщины слоем какого-либо твердого диэлектрика. Эти опыты дают даже возможность определить численные величины диэлектрических постоянных некоторых изолирующих веществ, причем эти величины получаются сравнительно немного отличающимися от тех, какие найдены в последнее время при употреблении более совершенных измерительных приборов. Но эта работа Кавендиша, как и другие его исследования по электричеству, приведшие его к установлению закона электрических взаимодействий, тождественного с законом, опубликованным в 1785 г. Кулоном, оставались неизвестными вплоть до 1879 г. Только в этом году мемуары Кавендиша были обнародованы Максвеллом , повторившим почти все опыты Кавендиша и сделавшим по поводу их многие, весьма ценные указания.

Потенциал

Как уже выше упомянуто, в основание электростатики, вплоть до появления работ Максвелла, был положен закон Кулона:

При допущении С = 1, т. е. при выражении количества электричества в так называемой абсолютной электростатической единице системы СГС, этот закон Кулона получает выражение:

Отсюда потенциальная функция или, проще, потенциал в точке, координаты которой (x, у, z), определяется формулой:

В которой интеграл распространяется на все электрические заряды в данном пространстве, а r обозначает расстояние элемента заряда dq до точки (x, у, z). Обозначая поверхностную плотность электричества на наэлектризованных телах через σ, а объемную плотность электричества в них через ρ, мы имеем

Здесь dS обозначает элемент поверхности тела, (ζ, η, ξ) - координаты элемента объема тела. Проекции на оси координат электрической силы F, испытываемой единицей положительного электричества в точке (x, у, z) находятся по формулам:

Поверхности, во всех точках которых V = пост., носят название эквипотенциальных поверхностей или, проще, поверхностей уровня. Линии, ортогональные к этим поверхностям, суть электрические силовые линии. Пространство, в котором могут быть обнаружены электрические силы, т. е. в котором могут быть построены силовые линии, носят название электрического поля. Сила, испытываемая единицей электричества в какой-либо точке этого поля, называется напряжением электрического поля в этой точке. Функция V обладает следующими свойствами: она однозначна, конечна, непрерывна. Её также можно задать так, чтобы она обращаалась в 0 в точках, отстоящих от данного распределения электричества на бесконечное расстояние. Потенциал сохраняет одну и ту же величину во всех точках какого-либо проводящего тела. Для всех точек земного шара, а также для всех проводников, металлически соединенных с землей, функция V равна 0 (при этом не обращается внимания на явление Вольты, о котором сообщено в статье Электризация). Обозначая через F величину электрической силы, испытываемой единицей положительного электричества в какой-нибудь точке на поверхности S, замыкающей собой часть пространства, и через ε - угол, образуемый направлением этой силы с внешней нормалью к поверхности S в той же точке, мы имеем

В этой формуле интеграл распространяется на всю поверхность S, a Q обозначает алгебраическую сумму количества электричества, заключающихся внутри замкнутой поверхности S. Равенство (4) выражает собой теорему, известную под названием теоремы Гаусса. Одновременно с Гауссом такое же равенство было получено Грином, почему некоторые авторы эту теорему называют теоремой Грина. Из теоремы Гаусса могут быть выведены как следствия,

здесь ρ обозначает объемную плотность электричества в точке (x, у, z);

такое уравнение относится ко всем точкам, в которых не имеется электричества

Здесь Δ - оператор Лапласа, n1 и n2 обозначают нормали в точке какой-либо поверхности, в которой поверхностная плотность электричества σ, нормали, проведенные в ту и в другую сторону от поверхности. Из теоремы Пуассона следует, что для проводящего тела, в котором во всех точках V = пост., должно быть ρ = 0. Поэтому выражение потенциала принимает вид

Из формулы, выражающей граничное условие, т. е. из формулы (7), следует, что на поверхности проводника

Причем n обозначает нормаль к этой поверхности, направленную от проводника внутрь изолирующей среды, прилегающей к этому проводнику. Из этой же формулы вывыводится

Здесь Fn обозначает силу, испытываемую единицей положительного электричества, находящегося в точке, бесконечно близко лежащей к поверхности проводника, имеющей в этом месте поверхностную плотность электричества, равную σ. Сила Fn направлена по нормали к поверхности в этом месте. Сила, испытываемая единицей положительного электричества, находящегося в самом электрическом слое на поверхности проводника и направленная по внешней нормали к этой поверхности, выражается через

Отсюда электрическое давление, испытываемое по направлению внешней нормали каждой единицей поверхности наэлектризованного проводника, выражается формулой

Приведенные уравнения и формулы дают возможность делать немало выводов, относящихся к вопросам, рассматриваемым в Э. Но все они могут быть заменены еще более общими, если воспользоваться тем, что содержится в теории электростатики, данной Максвеллом.

Электростатика Максвелла

Как уже упомянуто выше, Максвелл явился истолкователем идей Фарадея. Он облек эти идеи в математическую форму. Основание теории Максвелла заключается не в законе Кулона, а в принятии гипотезы, которая выражается в следующем равенстве:

Здесь интеграл распространяется по какой угодно замкнутой поверхности S, F обозначает величину электрической силы, которую испытывает единица электричества в центре элемента этой поверхности dS, ε обозначает угол, образуемый этой силой с внешней нормалью к элементу поверхности dS, К обозначает диэлектрический коэффициент среды, прилегающей к элементу dS, и Q обозначает алгебраическую сумму количеств электричества, заключающихся внутри поверхности S. Следствиями выражения (13) являются нижеследующие уравнения:

Эти уравнения более общи, чем уравнения (5) и (7). Они относятся к случаю каких угодно изотропных изолирующих сред. Функция V, являющаяся общим интегралом уравнения (14) и удовлетворяющая вместе с этим уравнению (15) для всякой поверхности, которая отделяет собой две диэлектрические среды с диэлектрическими коэффициентами K 1 и K 2 , а также условию V = пост. для каждого, находящегося в рассматриваемом электрическом поле проводника, представляет собой потенциал в точке (x, у, z). Из выражения (13) также следует, что кажущееся взаимодействие двух зарядов q и q 1 , находящихся в двух точках, расположенных в однородной изотропной диэлектрической среде на расстоянии r друг от друга, может быть представлено формулой

Т. е. это взаимодействие обратно пропорционально квадрату расстояния, как это должно быть согласно закону Кулона. Из уравнения (15) мы получаем для проводника:

Формулы эти более общие, чем вышеприведенные (9), (10) и (12).

представляет собой выражение потока электрической индукции через элемент dS. Проведя через все точки контура элемента dS линии, совпадающие с направлениями F в этих точках, мы получаем (для изотропной диэлектрической среды) трубку индукции. Для всех сечений такой трубки индукции, не заключающей внутри себя электричества, должно быть, как это следует из уравнения (14),

KFCos ε dS = пост.

Не трудно доказать, что если в какой-либо системе тел электрические заряды находятся в равновесии, когда плотности электричества соответственно суть σ1 и ρ1 или σ 2 и ρ 2 , то заряды будут в равновесии и тогда, когда плотности будут σ = σ 1 + σ 2 и ρ = ρ 1 + ρ 2  (принцип сложения зарядов, находящихся в равновесии). Равным образом легко доказать, что при данных условиях может быть только одно распределение электричества в телах, составляющих собой какую-либо систему.

Весьма важным оказывается свойство проводящей замкнутой поверхности, находящейся в соединении с землей. Такая замкнутая поверхность является экраном, защитой для всего пространства, заключенного внympu неё, от влияния каких угодно электрических зарядов, расположенных с внешней стороны поверхности. Вследствие этого электрометры и другие измерительные электрические приборы окружаются обыкновенно металлическими футлярами, соединяемыми с землей. Опыты показывают, что для таких электрич. экранов нет надобности употреблять сплошного металла, вполне достаточно эти экраны устраивать из металлических сеток или даже металлических решеток.

Система наэлектризованных тел обладает энергией, т. е. обладает способностью совершить определенную работу при полной потере своего электрического состояния. B электростатике выводится следующее выражение для энергии системы наэлектризованных тел:

В этой формуле Q и V обозначают соответственно какое-либо количество электричества в данной системе и потенциал в том месте, где находится это количество; знак ∑ указывает, что надо взять сумму произведений VQ для всех количеств Q данной системы. Если система тел представляет собой систему проводников, то для каждого такого проводника потенциал имеет одну и ту же величину во всех точках этого проводника, а потому в данном случае выражение для энергии получает вид:

Здесь 1, 2.. n суть значки разных проводников, входящих в состав системы. Это выражение может быть заменено другими, а именно, электрическая энергия системы проводящих тел может быть представлена или в зависимости от зарядов этих тел, или же в зависимости от потенциалов их, т. е. для этой энергии могут быть применены выражения:

В этих выражениях различные коэффициенты α и β зависят от параметров, определяющих собой положения проводящих тел в данной системе, а также формы и размеры их. При этом коэффициенты β с двумя одинаковыми значками, как то β11, β22, β33 и т. д. представляют собой электроемкости (см. Электроемкость) тел, отмеченных этими значками, коэффициенты β с двумя различными значками, как то β12, β23, β24, и т. д., представляют собой коэффициенты взаимной индукции двух тел, значки которых стоят у данного коэффициента. Имея выражение электрической энергии, мы получаем выражение для силы, какую испытывает какое-либо тело, значок которого i, и от действия которой параметр si, служащий для определения положения этого тела, получает приращение. Выражение этой силы будет

Электрическая энергия может быть представлена еще иначе, а именно, через

В этой формуле интегрирование распространяется по всему беспредельному пространству, F обозначает величину электрической силы, испытываемой единицей положительного электричества в точке (x, у, z), т. е. напряжение электрического поля в этой точке, а K обозначает диэлектрический коэффициент в этой же точке. При таком выражении электрической энергии системы проводящих тел эту энергию можно рассматривать распределенной только в изолирующих средах, причем на долю элемента dxdyds диэлектрика приходится энергий

Выражение (26) вполне соответствует взглядам на электрические процессы, которые были развиваемы Фарадеем и Максвеллом.

Чрезвычайно важной формулой в электростатике является формула Грина, а именно:

В этой формуле оба тройные интеграла распространяются на весь объем какого-либо пространства А, двойные - на все поверхности, ограничивающие это пространство, ∆V и ∆U обозначают суммы вторых производных от функций V и U по x, у, z; n - нормаль к элементу dS ограничивающей поверхности, направленную внутрь пространства A.

Примеры

Пример 1

Как частный случай формулы Грина получается формула, выражающая вышеприведенную теорему Гаусса. В Энциклопедическом Словаре не уместно касаться вопросов о законах распределения электричества на различных телах. Эти вопросы представляют собой весьма трудные задачи математической физики и для решения таких задач употребляются различные способы. Приведем здесь только для одного тела, а именно, для эллипсоида с полуосями а, b, с, выражение поверхностной плотности электричества σ в точке (x, у, z). Мы находим:

Здесь Q обозначает все количество электричества, находящееся на поверхности этого эллипсоида. Потенциал такого эллипсоида в какой-нибудь точке его поверхности, когда вокруг эллипсоида находится однородная изотропная изолирующая среда с диэлектрическим коэффициентом K, выражается через

Электроемкость эллипсоида получится из формулы

Пример 2

Пользуясь уравнением (14), полагая только в нем ρ = 0 и K = пост., и формулой (17), мы можем найти выражение для электроемкости плоского конденсатора с охранным кольцом и охранной коробкой, изолирующей слой в котором имеет диэлектрический коэффициент K. Это выражение имеет вид

Здесь S обозначает величину собирательной поверхности конденсатора, D - толщину изолирующего слоя его. Для конденсатора без охранного кольца и охранной коробки формула (28) будет давать только приближенное выражение электроемкости. Для электроемкости такого конденсатора дана формула Кирхгофом. И даже для конденсатора с охранными кольцом и коробкой формула (29) не представляет вполне строгого выражения электроемкости. Максвелл указал ту поправку, какую надо сделать в этой формуле, чтобы получить более строгий результат.

Энергия плоского конденсатора (с охранными кольцом и коробкой) выражается через

Здесь V1 и V2 суть потенциалы проводящих поверхностей конденсатора.

Пример 3

Для сферического конденсатора получается выражение электроемкости:

В котором R 1 и R 2 обозначают соответственно радиусы внутренней и внешней проводящей поверхности конденсатора. При помощи выражения для электрической энергии (формула 22) нетрудно устанавливается теория абсолютного и квадрантного электрометров

Нахождение величины диэлектрического коэффициента K какого-либо вещества, коэффициента, входящего почти во все формулы, с которыми приходится иметь дело в электростатике, может быть произведено весьма различными способами. Наиболее употребительные способы суть нижеследующие.

1) Сравнение электро емкостей двух конденсаторов, имеющих одинаковые размеры и форму, но у которых у одного изолирующим слоем является слой воздуха, у другого - слой испытуемого диэлектрика.

2) Сравнение притяжений между поверхностями конденсатора, когда этим поверхностям сообщается определенная разность потенциалов, но в одном случае между ними находится воздух (сила притяжения = F 0), в другом случае - испытуемый жидкий изолятор (сила притяжения = F). Диэлектрический коэффициент находится по формуле:

3) Наблюдения электрических волн (см. Электрические колебания), распространяющихся вдоль проволок. По теория Максвелла скорость распространения электрических волн вдоль проволок выражается формулой

В которой K обозначает диэлектрический коэффициент среды, окружающей собой проволоку, μ обозначает магнитную проницаемость этой среды. Можно положить для огромного большинства тел μ = 1, а потому получается

Обыкновенно сравнивают длины стоячих электрических волн, возникающих в частях одной и той же проволоки, находящихся в воздухе и в испытуемом диэлектрике (жидком). Определив эти длины λ 0 и λ, получают K = λ 0 2 / λ 2. По теории Максвелла следует, что при возбуждении электрического поля в каком-либо изолирующем веществе внутри этого вещества возникают особые деформации. Вдоль трубок индукции изолирующая среда является поляризованной. В ней возникают электрические смещения, которые можно уподобить перемещениям положительного электричества по направлению осей этих трубок, причем через каждое поперечное сечение трубки проходит количество электричества, равное

Теория Максвелла дает возможность найти выражения тех внутренних сил (сил натяжения и давления), которые являются в диэлектриках при возбуждении в них электрического поля. Этот вопрос был впервые рассмотрен самим Максвеллом, а позже и более обстоятельно Гельмгольцем . Дальнейшее развитие теории этого вопроса и тесно соединенной с этим теории электрострикции (т. е. теории, рассматривающей явления, зависящие от возникновения особых напряжений в диэлектриках при возбуждении в них электрического поля) принадлежит работам Лорберга, Кирхгофа, Дюгема, Н. Н. Шиллера и некоторых др.

Граничные условия

Закончим краткое изложение наиболее существенного из отдела электрострикции рассмотрением вопроса о преломлении трубок индукции. Представим себе в электрическом поле два диэлектрика, отделяющихся друг от друга какой-нибудь поверхностью S, с диэлектрическими коэффициентами К 1 и К 2 . Пусть в точках Р 1 и Р 2 , расположенных бесконечно близко к поверхности S по ту и по другую её сторону, величины потенциалов выражаются через V 1 и V 2 , а величины сил, испытываемых помещенной в этих точках единицей положительного электричества чрез F 1 и F 2 . Тогда для точки Р, лежащей на самой поверхности S, должно быть V 1 = V 2 ,


если ds представляет бесконечно малое перемещение по линии пересечения касательной плоскости к поверхности S в точке Р с плоскостью, проходящей через нормаль к поверхности в этой точке и через направление электрической силы в ней. С другой стороны, должно быть

Обозначим через ε 2 угол, составляемый силой F 2 с нормалью n 2 (внутрь второго диэлектрика), и через ε 1 угол, составляемый силой F 1 с той же нормалью n 2 Тогда, пользуясь формулами (31) и (30), найдем

Итак, на поверхности, отделяющей друг от друга два диэлектрика, электрическая сила претерпевает изменение в своем направлении подобно световому лучу, входящему из одной среды в другую. Это следствие теории оправдывается на опыте.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: дать представление о понятиях “человек”, “индивид”, “личность”

Задачи:

Образовательные:

  • Дать характеристику понятиям индивид, индивидуальность, личность;
  • Выявить соотношение биологических и социальных условий для развития личности

Развивающие:

  • Способствовать развитию умений работы с текстом учебника, анализа и обобщения
  • предложенного материала

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию уважения к человеку, личности.
  • Человек, подходы к его изучению.
  • Индивид и индивидуальность (своеобразие проявлений человека)
  • Личность.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология: ИТ, метод проблемного обучения

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор

Основные понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность

Домашнее задание: параграф 2, написать эссе на тему “Человек немыслим вне общества” Л.Н. Толстой

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Обучающиеся зачитывают стихотворения на предложенную тему

Фронтальный опрос по пройденным темам

Примерные вопросы:

1. Что такое общество?

2. Какие сферы общественной жизни вы знаете?

3. Взаимосвязаны ли сферы общественной жизни (примеры)

3. Вводная беседа

Объявление темы урока

Постановка цели урока: охарактеризовать понятия: человек, индивид, личность, выявить соотношение биологических и социальных условий для развития личности.

4. Человек, подходы к его изучению.

В современной науке существует свыше 800 дисциплин, изучающих человека и общество. Биология, генетика, медицина, психология, история, социология – вот лишь некоторые из них. Несмотря на множество научных дисциплин, в происхождении и природе человека и общества еще много спорного и неизвестного.

Первый человек появился на Земле примерно 2,5 – 3 млн. лет тому назад. Вместе с первыми людьми неизбежно возникло и человеческое общество.

Давайте разберем понятие “человек”. Кто же такой человек? (ответы обучающихся)

Человек – целостное биосоциальное существо. Одновременно организм в ряду других организмов (представитель Homo sapiens), создатель и носитель культуры человеческого общества.

Существует достаточно много теорий происхождения человека. Познакомимся с некоторыми из них.

Основные теории происхождения человека

1. До настоящего времени немало приверженцев имеет теория божественного происхождения, или теологическая. В течение пяти дней Бог создавал свет и мир. В шестой день Бог создал человека:

26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся на земле.

27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

Коран, священная книга мусульман, рассказывает, что Аллах создавал мир с помощью животворящего слова “кун” (“будь”). Два дня заняло творение неба и земли. Четыре дня ушло на творение того, что находится на Земле. Первого человека Бог создал из праха земного, “из звонкой глины”. Бог “сотворил его лучшим сложением и вдохнул в него душу”.

В иудаизме Бог – творец всего существующего. Брахма сотворил брахманов (жрецов) из своих уст, кшатриев (воинов) – из своих могучих рук, вайшьев (земледельцев) – из своего живота, а шудр (слуг) – из запыленных ступней. Это четыре основные касты индийского общества.

Свои сказания о сотворении мира и человека высшими силами есть у всех народов мира.

2. Развитие космонавтики, популярность научной фантастики, неспособность науки немедленно ответить на многие важные вопросы, интерес к паранормальным явлениям – все это способствовало возникновению уфологической теории (от UFO – английской аббревиатуры НЛО). Суть теории – предположение о заселении Земли пришельцами из Космоса.

Человек практически одновременно появился в Центральной Европе, Северной Америке и Юго-Восточной Азии, т.е. в регионах, разделенных очень большими расстояниями. На стенах Храма Солнца в Центральной Америке, на египетских пирамидах, на стенах шумерских храмов обнаружены древние изображения летательных аппаратов, похожих на современные космические корабли.

Естественнонаучные (материалистические) теории связаны прежде всего с именами Ч.Дарвина и Ф.Энгельса.

К началу XIX века в ботанике и зоологии был накоплен огромный фактический материал, который необходимо было систематизировать. Требовалась новая эволюционная теория , и она была создана. Это сделал Чарльз Роберт Дарвин. В 1859 году он опубликовал книгу “Происхождение видов путем естественного отбора…”. Главная научная заслуга Дарвина заключается в том, что он определил движущий фактор эволюции – естественный отбор: сохранение, выживание наиболее приспособленных организмов в борьбе за существование. В основе естественного отбора лежат изменчивость и наследственность. Но теория Дарвина не давала ответа на вопрос, почему человек отличается от обезьян прямохождением, развитыми передними конечностями, большим объемом головного мозга.

Приверженцы трудовой теории сошлись во мнении, что появление вышеперечисленных отличий было связано с систематической деятельностью по изготовлению и использованию орудий труда, сначала примитивных, а потом все более совершенных. В своей работе “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека” Ф.Энгельс сделал вывод: “Труд сделал из обезьяны человека”. Именно под влиянием трудовой деятельности и изготовления орудий труда сформировались такие качественные характеристики человека, как сознание, речь, сложились разнообразные формы общности людей.

Сегодня появились факты, которые невозможно объяснить при помощи этой теории. Например, навыки изготовления орудий не записываются в генах. Каждое новое поколение учится вновь навыкам трудовой деятельности.

Теория аномалии была выдвинута еще в 1903 году русским биологом И.И.Мечниковым в книге “Этюды о природе человека”. Мечников пишет: “Из суммы всех известных данных мы имеем право вывести, что человек представляет остановку развития человекообразной обезьяны более ранней эпохи. Он является чем-то вроде обезьяньего “урода” не с эстетической, а чисто с зоологической точки зрения. Человек может быть рассмотрен как “необыкновенное” дитя человекообразных обезьян, дитя, родившееся с гораздо более развитыми мозгом и умом, чем у его родителей… Аномально большой мозг, заключенный в объемистом черепе, позволил быстро развиться умственным способностям, гораздо более мощным, чем у родителей… Мы знаем, что иногда рождаются необыкновенные дети, отличающиеся от родителей какими-нибудь новыми, очень развитыми способностями… Приходится допустить, что некоторые виды организмов не подчиняются медленному развитию, а появляются внезапно, и что в этом случае природа делает значительный скачок. Человек, вероятно, обязан своим происхождением подобному явлению”.

Широкого распространения в то время теория аномалии не получила. Но в 60-е годы XX века ситуация изменилась. Накопились данные о влиянии на человека и даже на его генетический код магнитных аномалий и колебаний солнечной активности. На предполагаемой прародине человечества была обнаружена радиационная аномалия. В результате вулканической деятельности несколько миллионов лет назад там произошел разлом земной коры в местах залегания урановых руд и радиационный фон повысился. У живших в этой местности обезьян, возможно, стали рождаться разнообразные мутанты, в том числе и такие, которые были физически слабыми, но обладали сравнительно большим мозгом. Пытаясь выжить, мутанты стали использовать разные орудия труда и, вероятно, эволюционизировали к современному человеку. Но фактов, стопроцентно подтверждающих эти предположения, нет.

Т.о., загадка происхождения человека еще очень далека от своего решения.

Какая из теорий вам кажется наиболее убедительной? Почему? (ответы обучающихся)

Тем не менее можно выделить два подхода к изучению человека.

Несомненно, человек – удивительное и безмерно интересное существо. Издавна человек пытался узнать свою природу, сущность.

Заполнение таблицы “Философские поиски сущности человека” (работа с текстом учебника)

Философские системы Высказывания о сущности человека
1. Древняя философия Востока Человек – часть природы

Человек – часть Великой Триады

2. Философия античности Человек – духовно-телесное существо

Человек – мера всего

Природа человека определяется его душой и телом

3. Христианская философия средневековья Человек – образ и подобие Бога
4. Философия эпохи Возрождения Красота человека сообразна красоте божественной

Творческие возможности человека безграничны

5. Философия XVII века “Я мыслю, значит, я существую” Р.Декарт
6. Философия эпохи Просвещения Человек – творец духовной жизни, культуры, носитель всеобщего идеального начала – духа или разума
7. Философия И.Канта Человек – существо, принадлежащее двум различным мирам – природной необходимости и нравственной свободе.
8. Гуманистическая философия XIX века Введение в науку понятий индивидуальность и личность.

Можно предположить, что данная таблица не является законченной, т.к. поиски сущности человека продолжаются.

4. Индивид и индивидуальность

Как часто о человеке заметно, выделяющемся среди других, приходится слышать: “Он – индивидуальность!”. Близко по звучанию и происхождению к этому слову и понятие “индивид”. В бытовой речи эти слова употребляют как равнозначные. Однако наука различает их по смыслу. Рассмотрим эти различия.

1.отдельно взятый представитель всего человеческого рода;

2. человек – как один из людей.

Впервые понятие “индивид” использовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон. С греческого “атом” - индивид.

Термин “индивидуальность” дает возможность характеризовать отличия человека от других людей, подразумевая не только внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств.

Индивидуален каждый человек, хотя степень этой самобытности может быть различной. Примеры: Леонардо да Винчи, Николо Макиавелли.

5. Личность. Понятие “личность” неразрывно связано с общественными свойствами человека.

Личность –

1. человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности;

2. устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Подходы к изучению личности:

1. Через сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики: а) личность – активный участник своих действий;

б) оценка другими людьми личности человека в соответствии с нормами;

в) самооценка.

2. Через набор функций, ролей.

Изучение личности через ролевые характеристики непременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них.

Таким образом, понятие “личность” связано с понятием “общество”.

6. Подведение итогов.

Итак, в ходе уроков мы познакомились с понятиями человек, индивид, личность, выявили соотношение биологических и социальных условий для развития личности.

7. Рефлексия. Работа с основными понятиями.

1. На знание термина “индивид”

Из списка предложенных ниже слов выберите одно, подходящее к данному предложению.

Человек как отдельный представитель человеческой общности, носитель индивидуально особенных черт называется:

б) деятель;

в) индивид;

г) человек;

д) личность.

2. На знание основных признаков, характеризующих личность:

Из перечня признаков выберите те, которые характеризуют человека как личность:

а) победитель конкурса эрудитов;

б) человек высокого роста;

в) “душа” коллектива;

г) готов придти на помощь в любую минуту

8. Выставление оценок, объявление домашнего задания.

Часть 1 (А)

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1 1. Человек, согласно современным представлениям, есть существо

1) духовное

2) социальное

3) биологическое

4) биосоциальное

2. Иван - высокий, худощавый, с красивыми чертами лица, мужественный, расчётливый, медлительный и осторожный. Всё это характеризует Ивана как

1) личность

2) гражданина

3) индивидуальность

4) профессионала

3. Верны ли следующие суждения о сходстве и различии человека и животного?

А. Муравьи и другие «социальные» животные трудятся так же, как и люди.

Б. Все особи животных, в отличие от людей, всегда действуют согласно генетической программе.

4. Главным проявлением личности человека является(-ются)

1) особенности мышления и памяти

2) характер протекания психических процессов

3) генетически наследуемые качества

4) участие в жизни общества

5. Определение: «Совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определённой социальной общности или группы» относится к понятию

1) общественное сознание

2) общество

3) обыденное сознание

4) идеология

6. Энтузиазм населения, характерный для СССР в период 30-х гг. XX в., является примером

1) философского сознания

2) научного сознания

3) правосознания

4) массового сознания

7. Верны ли следующие суждения об индивидуальном сознании?

А. Индивидуальное сознание содержит то общее, что свойственно той социальной группе, к которой принадлежит данный человек.

Б. Индивидуальное сознание содержит в себе все черты, присущие данному человеку.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8. Какое положение верно характеризует общественное сознание?

1) общественное сознание всегда тормозит общественное развитие

2) общественное сознание определяет духовная жизнь общества

3) общественное сознание не обладает самостоятельностью по отношению к общественному бытию

4) общественное сознание сводится к простой сумме индивидуальных сознаний

9. Определение: «Акт непосредственного обращения сознания к самому себе» относится к понятию

1) самореализация

2) самообразование

3) самосознание

4) самоконтроль

10. Николай в процессах восприятия, представления, размышления и переживания в какие-то мгновения переключает внимание с объекта психической деятельности на собственное состояние и оценивает себя. Это пример

1) самовоспитания

2) самонаблюдения

3) познания себя путём познания других

4) самообразования

11. Верны ли следующие суждения о самосознании?

А. Самосознание формируется по мере отражения внешнего мира.

Б. Самосознание формируется по мере познания самого себя.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

12. Укажите признак, характеризующий социальное поведение

1) связано с положением человека в обществе

2) состоит из поступков

3) не оказывает воздействия на людей

4) состоит из действий

13. Определение: «Обобщённая система взглядов человека на мир в целом, на своё собственное место в нём, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности» относится к понятию

1) менталитет

2) мировоззрение

3) сознание

4) мироощущение

14. Сущность какого вида мировоззрения раскрывает приведённое утверждение: «Самый важный для нас вопрос есть вопрос о человеке. Всё от него исходит и всё к нему возвращается»?

1) теоцентризма

2) наукоцентризма

3) природоцентризма

4) антропоцентризма

15. Верны ли следующие суждения о мировоззрении?

А. Мировоззрение присуще только индивиду.

Б. Мировоззрение определяет общую направленность личности.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

16. К религиозному мировоззрению не относится

1) тесная связь с мировым культурным наследием

2) стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей

3) ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека

4) формулирование совокупности рационально построенных прогнозов

17. И чувственное, и рациональное познание

1) формирует представления и знания о предмете

2) начинается с ощущения

3) даёт наглядный образ предмета

4) использует логическое умозаключение

18. По заданию учителя биологии учащийся 10 класса К. выполнял домашнюю исследовательскую работу. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что К. в своем исследовании использовал эмпирические методы познания?

1) К. тщательно продумал и разработал план своего исследования.

2) К. составил аннотированный список работ известного ученого по теме исследования.

3) К. прочитал ряд публикаций по теме исследования.

4) К. высадил рассаду и вел ежедневное наблюдение за ней, фиксируя изменения в дневнике наблюдений.

19. Верны ли следующие суждения о познании?

А. Познание относится к базовым потребностям человека.

Б. Познание всегда носит творческий характер.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

20. Утверждение: «Товар имеет стоимость» является примером

1) представления 3) суждения

2) понятия 4) умозаключения

21. Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, – это

1) выводы, полученные научным путем

2) экспериментально установленные факты

3) знание, которое никогда не будет опровергнуто

4) суждения, лишенные субъективных оценок

22. Утверждение: «Гавайские острова лежат в Тихом океане» является примером

1) относительной истины

2) заблуждения

3) субъективной истины

4) абсолютной истины

23. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Абсолютной истиной называют знание, с которым все согласны, поскольку это то, что очевидно, что нельзя представить иначе.

Б. Относительная истина представляет собой знание, достаточное для успешного ведения человеком своих дел.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

24. Относительность истины заключается

1) в неполноте научных теорий

2) в субъективности формы познания истины

3) в приблизительности суждений «истина и ложь»

4) во всём перечисленном

25. Основа человеческого существования - это

1) дружба 3) потребительство

2) любовь 4) деятельность

26. Проведение судебной реформы в РФ является результатом деятельности

1) социально-преобразовательной

2) познавательной

3) ценностно-ориентировочной

4) прогностической

27. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Деятельность человека выражается в приспособлении к природной среде путём её масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования.

Б. Деятельность человека предполагает сознательную постановку целей, связанных со способностью анализировать ситуацию.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

28. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся

1) привычки 3) мотивы

2) влечения 4) эмоции

29. Целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности - это

1) способность 3) убеждение

2) интерес 4) принцип

30. Гражданин Н., будучи врачом, в свободное от работы время пишет пейзажи. Потребность какого вида удовлетворяет гражданин Н. таким образом?

1) духовную 3) социальную

2) биологическую 4) органическую

31. Верны ли следующие суждения об интересе человека?

А. Интерес человека всегда сочетается с его склонностью.

Б. Интерес человека является важнейшим побудительным мотивом к различным видам деятельности.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

32. Гражданка К., выйдя на пенсию, помогает дочке в воспитании внука-первоклассника: провожает его в школу, отводит домой после окончания уроков, помогает ему выполнять домашние задания. Причина - в привязанности гражданки К. к маленькому человеку, в заботе о нём. Потребность какого вида удовлетворяет гражданка К. таким образом?

1) физиологическую

2) экзистенциальную

3) престижную

4) социальную

33. Специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решения и совершать поступки в соответствии со своими идеалами, интересами и целями,- это

1) ответственность 3) потребность

2) свобода 4) необходимость

34. Утверждение: «Включай в свой сегодняшний выбор средств воздействия на природу только такие, которые позволяют сохранить будущую целостность человека» иллюстрирует понятие

1) свободы 3) познания

2) творчества 4) ответственности

35. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека предполагает возможность реализации им своих интересов и потребностей.

Б. Наличие моральных норм делает свободу человека невозможной.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

36. Михаил исключает всякую возможность выбора. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что Михаил - фаталист?

1) всякое действие человека предопределено заранее

2) решение принимается человеком, исходя из его субъективных желаний

3) воля человека - первооснова всего сущего

4) случайность играет в жизни человека определённую роль

37. К какой сфере общественной жизни относится деятельность Интернет-сайтов, целью которых является поиск и общение бывших коллег, знакомых, одноклассников?

1) экономической

2) духовной

3) политической

4) социальной

38. Какой из примеров иллюстрирует воздействие природы на общество?

1) преодоление феодальной раздробленности

2) изменение даты празднования Нового года

3) гибель Помпеи из-за извержения вулкана Везувий

4) деятельность государства по сбору налогов

39. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество - это население Земли, совокупность всех народов.

Б. Общество - это определённая группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

40. Создание Государственного совета в РФ как совещательно-консультативного органа глав субъектов России при Президенте РФ. К какой сфере общественной жизни относится данный факт?

1) экономической 3) политической

2) социальной 4) духовной

41. Институт общества - это

1) способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека

2) исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальны потребностей

3) относительно устойчивые связи между социальными группами, народами, государствами и другими объединениями людей, возникающие в разных сферах человеческой деятельности

4) совокупность всех видов преобразовательной деятельности, а также результат этой деятельности, включая преобразование человеком самого себя

42. В понятие социальный институт не входит

1) школа 2) брак 3) армия 4) дружба

43. Верны ли следующие суждения об институтах общества?

А. Институты общества осуществляют социальный контроль.

Б. Институты общества обеспечивают интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

44. К социальным институтам относится

1) собственность 3) религия

2) материнство 4) суд

45. Определение: «Результат деятельности человека и общества, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком» относится к понятию

1) искусство 3) наука

2) творчество 4) культура

46. Преемственность в развитии культуры можно проиллюстрировать на примере

1) изучения в школе «Мертвых душ» Н.В. Гоголя

2) изобретения самолета братьями Райт

3) создания новой технологии обработки камня

4) научного исследования лунного грунта

47. Верны ли следующие суждения о разновидностях культуры?

А. Получение коммерческой выгоды является непосредственной целью творцов произведений элитарной культуры.

Б. Произведения массовой культуры отличает способность развлечь человека, помочь ему заполнить свой досуг.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

48. Мир этой культуры многолик: приключенческая и детективная литература; любовная лирика; щекочущая нервы кинематографическая продукция со сценами драк, убийств, ужасов, эротики; поп-музыка, рок, рэп, регги и т. п.; популярные очерки о научных, околонаучных и псевдонаучных делах; образцы техники; магазины; сенсационные новости; таинственные оккультные явления; реклама; спорт. О какой форме культуры идёт речь?

1) массовой 3) элитарной

2) народной 4) национальной

49. Определение: «Сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности» относится к понятию

1) образование 3) наука

2) творчество 4) искусство

50. Гражданин Л. является исследователем, анализирующим тексты. Это позволяет ему изучать явления духовной культуры. В какой отрасли научного знания трудится гражданин Л.?

1) естествознании 3) социальных науках

2) технических науках 4) гуманитарных науках

51. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Наука отражает действительность в художественных образах.

Б. Науку можно рассматривать как систему знаний.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

52. Сотрудники кафедры одного из вузов, наряду с преподавательской деятельностью, издали научный труд. Какая дополнительная информация позволит определить, что речь идёт о труде в области общественных наук?

1) в процессе работы использовались публикации других учёных

2) в ходе работы систематически применялся эксперимент

53. В государстве А абсолютное большинство образовательных учреждений – бесплатные. Ответ на какой вопрос поможет выяснить, реализуется ли в государстве А принцип гуманизации образования?

1) Сколько средств выделяется для поддержки многодетных семей?

2) Насколько образовательные учреждения учитывают интересы учащихся?

3) В какой мере изучаются естественные и точные науки?

4) Сколько учащихся в стране А?

54. Гуманитаризация образования предполагает, в первую очередь

1) разнообразие типов образовательных учреждений

2) повышение внимания к социальным дисциплинам

3) учет в преподавании интересов ребенка

4) единые требования к оборудованию школ

55. Верны ли следующие суждения о социальной функции образования?

А. Социальная функция образования заключается в том, что оно непосредственно регулирует социальные процессы в обществе.

Б. Социальная функция образования заключается в том, что человек овладевает социальным опытом, происходит социализация личности.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

56. В одном из регионов социологической службой был проведён опрос выпускников средней школы. Им задавали вопрос: «В чём заключается заслуга школы в вашем образовании?»

Результаты опроса представлены в таблице.

1) Большинство опрошенных девочек считает, что владение иностранными языками является заслугой школы в их образовании.

2) На третьем месте по популярности среди опрошенных мальчиков оказалась общая грамотность в качестве заслуги школы в их образовании.

3) Треть опрошенных девочек указали в качестве заслуги школы в их образовании общую грамотность.

4) Отметили компьютерную грамотность в качестве заслуги школы в образовании больше девочек, чем мальчиков.

57. Специфическим свойством религии является

1) связь с миром переживаний человека

2) вера в лучшее будущее

3) использование символики

4) вера в реальность чуда

58. К мировым религиям не относится

1) индуизм 3) буддизм

2) ислам 4) христианство

59. Верны ли следующие суждения о сущности религии?

А. Религия - это определённые взгляды и представления людей, основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.

Б. Религия - это соответствующие обряды и культы.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

60. В стране Б. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какая функция религии в современном обществе должна быть приоритетной?»

%
45%
25%
18%
12%

Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение.

1) Меньшинство опрошенных считает, что приоритетной функцией религии в современном обществе должно стать объединение индивидов, групп.

2) Треть опрошенных видит в качестве приоритетной функции религии в современном обществе упорядочение помыслов, стремлений людей.

3) Большее число опрошенных в качестве приоритетной функции религии в современном обществе указали на осмысление мира, общество, человека, чем на объединение индивидов, групп.

4) Четверть опрошенных выделила упорядочение помыслов, стремлений людей в качестве приоритетной функции религии в современном обществе.

61. Искусство характеризуется тем, что оно

1) основано на вере в сверхъестественное

2) отражает действительность в образно-символической форме

3) выполняет функцию социального управления

4) комплексно описывает и объясняет события и явления

62. Искусствовед Д. утверждал: «Тайна искусства - в том, что оно затрагивает наши чувства. Любое художественное произведение непременно должно влиять на человеческие чувства и рождать эмоциональный отклик». О какой функции искусства идёт речь?

1) воздействие на сферу человеческих эмоций

2) формирование эстетического вкуса

3) воздействие на человеческую психику

4) отражение тех сторон жизни, которые труднодоступны науке

63. Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Искусство характеризуется соответствием действительности.

Б. Искусство характеризуется точностью и определённостью.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

64. В стране М. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какому непременному условию должно отвечать любое произведение искусства?»

Результаты опроса представлены в диаграмме.

38%
32%
25% 5%

Воздействие на чувства

Быть интересным

Формирование эстетического вкуса

Предвосхищение будущего

Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение.

1) Второе место по популярности в качестве непременного условия, которому должно отвечать любое произведение искусства, среди опрошенных заняло формирование эстетического вкуса.

2) Воздействие на чувства в качестве непременного условия, которому должно отвечать любое произведение искусства, выбрало меньше опрошенных, чем формирование эстетического вкуса.

3) Подавляющее число опрошенных в качестве непременного условия, которому должно отвечать любое произведение искусства, видит воздействие на чувства.

4) Минимальное число опрошенных указало на предвосхищение будущего в качестве непременного условия, которому должно отвечать любое произведение искусства.

65. Мораль характеризуется следующим(-и) признаком(-ами)

1) обладает относительной самостоятельностью

2) имеет исторический характер

3) может находиться в критическом отношении к принятому образу жизни

4) всеми перечисленными

66. Какое поведение, отражённое в перечисленных ситуациях, подпадает под действие только норм морали?

1) Татьяна грубо разговаривала с подругой К.

2) Антон совершил кражу имущества гражданки П.

3) Тринадцатилетний Сергей выехал на велосипеде на проезжую часть улицы

4) Шлифовщик Г. прогулял восемь рабочих дней

67. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль опирается на идеи добра и зла.

Б. Мораль представляет собой совокупность этических ценностей, основанную на определённых нормах и заповедях.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

68. Нормы «уважай старших», «будь милосерден к слабым» относятся к сфере

1) искусства 3) науки

2) морали 4) права

69. Определение: «Направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному» относится к понятию

1) стагнация 3) регресс

2) прогресс 4) модернизация

70. Петровские преобразования XVIII в. являются примером

1) стагнации 3) эволюции

2) контрреформ 4) модернизации

71. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Прогресс в одной области общественной жизни может сопровождаться регрессом в другой.

Б. Общественный прогресс графически можно изобразить в виде восходящей изломанной линии.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

72. В стране Р. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан: 25-летних и 60-летних жителей. Им задавали вопрос: «Что, на ваш взгляд, является критерием общественного прогресса?»

Результаты опроса представлены в гистограмме.

% 65%
50%
25%
15% 15%
13%
10%
7%

Развитие человеческого разума

Прогресс науки и техники

Возрастание степени свободы человека

Совершенствование нравственности людей

Проанализируйте данные опроса и выберите верное утверждение.

1) Треть опрошенных 60-летних жителей указала на возрастание степени свободы человека в качестве критерия общественного прогресса.

2) Развитие человеческого разума как критерий общественного прогресса более популярно у 25-летних жителей, чем у 60-летних жителей.

3) Процент людей, уверенных, что критерием общественного прогресса является совершенствование нравственности людей, с возрастом уменьшается.

4) Четверть всех опрошенных считает, что критерием общественного прогресса является прогресс науки и техники.

73. Какой признак характеризует традиционное общество?

1) интенсивная урбанизация

2) преобладание приписанного социального статуса

3) высокая социальная мобильность

4) рост уровня потребления

74. В обществе В. преобладает сельское население, идеалом которого является соблюдение обычаев и благочестие. Накопления незначительны и расходуются не на производство, а на потребление. Господствует государственная собственность. К какому типу относится общество В.?

1) постиндустриальному

2) индустриальному

3) традиционному

4) информационному

75. Верны ли следующие суждения об индустриальном обществе?

А. Для индустриального общества в экономическом отношении характерны машинное производство, конвейер, стандартизация, научная организация труда.

Б. Для индустриального общества в политическом отношении характерен деспотический режим.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

76. В обществе Р. распространена автоматизация производства, успешно осуществляется компьютеризация. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что общество Р.- постиндустриальное?

1) основной продукт производства - промышленные изделия

2) основной фактор производства - знания

3) широкое применение механизмов, технологий

4) классовое деление общества

77. К глобальным проблемам современности относится(-ятся)

1) энергетическая проблема

2) проблема освоения недр в странах Востока и Латинской Америки

3) проблема взаимодействия России и Запада

4) все перечисленные

78. Быстрее население увеличивается в менее развитых странах Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки, что резко обостряет в них проблемы жилья, образования, медицинского обслуживания и, в первую очередь, продовольствия. По подсчётам специалистов в будущем именно в этих странах будет жить свыше 80% населения мира. С другой стороны, в ряде стран и регионов мира, в том числе в Западной Европе и в России, наблюдается угрожающее уменьшение численности населения и его значительное старение. Эта ситуация свидетельствует о наличии глобальной проблемы

1) войны и мира

2) экономической

3) демографической

4) энергетической

79. Верны ли следующие суждения о последствиях процесса глобализации?

А. Процесс глобализации приводит к снижению издержек производства.

Б. Процесс глобализации приводит к формированию единого стандарта потребления.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

80. В современных условиях резко возросло количество промышленных отходов, что приводит к отравлению плодородного слоя земли и запасов питьевой воды, делая особо актуальной экологическую проблему. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что экологическая проблема является глобальной?

1) затрагивает интересы развитых стран мира

2) предполагает развитие сотрудничества нескольких государств

3) угрожает развитию стран Африки

4) от её решения зависит дальнейшая судьба человечества

Часть 2 (В)

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 рядом с номером задания (В1 - В6), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо давать в виде слова, последовательности букв или цифр без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами.

В1 1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

2. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.

  • V. ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА (задание на дом). А. Индивидуальные задания студентам для устных ответов у доски (25 минут)
  • V. ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА (задание на дом). А. Индивидуальные задания студентам для устных ответов у доски (25 минут):
  • V. ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА (задание на дом). А. Индивидуальные задания студентам для устных ответов:
  • А. Индивидуальные задания студентам для устного ответа у доски (25 минут)

  • Тема: «Человек».
    Часть1 . Задания уровня А.
    A1 . Индивидуальность – это

    1)специфические черты, присущие человеку как биологическому

    организму

    2)темперамент человека, его характер

    3)неповторимое своеобразие как природного, так и

    общественного в человеке

    4)совокупность человеческих потребностей и способностей

    A2. Признаком, отличающим человека от животного, является

    1)проявление активности

    2)целеполагание

    3)приспособление к среде обитания

    4)взаимодействие с окружающим миром

    A3. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?

    А. В человеке самой природой заложено умение жить в

    обществе.

    Б. Личность может формироваться только в человеческом

    обществе.

    1)верно только А

    2)верно только Б

    3)верны оба суждения

    4)оба суждения неверны

    A4 . Результаты производственной, общественной и духовной

    деятельности человека и общества в совокупности можно

    1)культурой

    2)экономикой

    3)мировоззрением

    4)историей

    A5 . Деятельность человека и поведение животного характеризуются

    1)выдвижением целей

    2)механизмом самоконтроля

    3)осознанным выбором средств

    4)удовлетворением потребностей

    A6 . Труд в отличие от общения

    1)является потребностью человека

    2)может доставлять человеку удовольствие

    3)непосредственно преобразует предметы окружающей среды

    4)предполагает наличие цели

    A7 . Верны ли следующие суждения о свободе человека?

    А. Свобода человека является синонимом вседозволенности.

    Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных

    связей и взаимодействий.

    1)Верно только А.

    2)Верно только Б.

    3)Верны оба суждения.

    4)Оба суждения неверны.

    A8 . К потребностям человека, обусловленным его биологической

    природой, относятся потребности в

    1)самосохранении

    2)самореализации

    3)самопознании

    4)самообразовании

    A9. Качества личности проявляются в

    1)чертах человека как биологического организма

    2)наследственной предрасположенности

    3)особенностях темперамента

    4)социально-преобразующей деятельности

    A10 . Верны ли следующие суждения о проявлении индивидуального и

    общественного в человеке?

    А.Индивидуальное и общественное в человеке – результат

    биологической эволюции.

    Б.Индивидуальное и общественное развитие человека никак не

    связаны друг с другом.

    1)верно только А

    2)верно только Б

    3)верны оба суждения

    4)оба суждения неверны

    А11 . И человек, и животные способны

    1)использовать предметы природы

    2)изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда

    3)передавать трудовые навыки последующим поколениям

    4)осознавать собственные потребности

    А12. У таких видов человеческой деятельности, как общение и

    игра, общим является то, что они

    1)допускают использование определённых правил или норм

    2)предполагают обязательное наличие партнёра

    3)носят условный характер

    4)предписывают обязательное соблюдение ритуалов

    постепенной эволюции от человекообразной обезьяны к собственно человеку?


    1. И.И. Мечников

    2. И.П. Павлов

    3. Ч. Дарвин

    4. Ж. Кювье

    А14 . Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсут­ствует у

    животного?


    1. обменные процессы

    2. творческая активность

    3. работа органов чувств

    4. потребность в пище
    А15 . В познавательной деятельности в отличие от трудовой:

    1. средства должны соответствовать целям

    2. цель состоит в получении достоверного знания

    3. субъектом выступает отдельная личность

    4. результатом является новый продукт
    А16 . Личность формируется под воздействием:

    1. биологической программы

    2. природной среды

    3. социализации

    А17 . Ученик для учителя является:


    1. объектом деятельности

    2. конкурентом

    3. субъектом деятельности

    4. коллегой
    А18. Верны ли следующие суждения о личности?

    А. Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и созидательной деятельности.

    Б. Новорожденный человек является личностью.

    1) верно А


    1. верно Б

    2. верно А и Б

    3. оба суждения неверны
    А19 . К агентам вторичной социализации не относятся:

    1. радиожурналист

    2. двоюродный брат

    3. преподаватель вуза

    4. руководитель предприятия?
    А20 . Верны ли суждения?

    Официальные межличностные отношения:

    А. Строятся в зависимости от индивидуальных особенностей личности.

    Б. Стандартизированы и обезличены.


    1. верно только А

    2. верно только Б

    3. верны оба суждения

    4. оба суждения неверны
    А21 . Закончите утверждение: Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, скорее всего, основывается на способности человека

    1. вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для отстаивания своих интересов;

    1. давать отпор любым агрессивным выпадам против него;

    1. приспосабливаться к условиям окружающей среды, не всегда для него благоприятной;

    2. к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т.д.)
    А22 . К экзистенциальным относятся потребности в:

    1. комфорте

    2. общении

    3. познании

    4. самоуважении
    А23 . Верны ли следующие суждения о самосознании?

    А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.

    Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением дру­гих людей о себе.


    1. верно только А

    2. верно только Б

    3. верны оба суждения

    4. оба суждения неверны

    А24. Верны ли следующие суждения о человеке?

    А. Человек остается частью природного мира.

    Б. Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции.


    1. верно только А

    2. верно только Б

    3. верны оба суждения

    4. оба суждения неверны
    А25 . Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях чело­века?

    А. Гениальным человека делает природа.

    Б. Умственная одаренность - качество, обусловленное биологической природой человека.


    1. верно только А

    2. верно только Б

    3. оба суждения верны

    4. оба суждения неверны
    А26 . К практической деятельности относится

    1. производство материальных благ

    2. познание законов развития природы

    3. формирование религиозных представлений о мире

    4. сочинение музыки
    А27 . Деятельность в отличие от общения

    1. является потребностью человека

    2. может доставлять человеку удовольствие

    3. предполагает наличие цели

    4. непосредственно преобразует предметы окружающей среды
    А28 . Верны ли следующие утверждения о свободе личности?

    А. Свобода человека предполагает ответственность человека перед об­ществом за свои действия и поступки.

    Б. Свобода - это возможность выбора способа действия для достиже­ния какой-либо цели.


    1. верно только А

    2. верно только Б

    3. оба суждения верны

    4. оба суждения неверны
    А29 . Из приведенного ниже списка выберите правильный ответ.

    Человек как отдельный представитель человеческой общности, носи­тель индивидуально свободных черт называется:


    1. деятелем

    2. индивидом

    3. лидером

    4. личностью
    А30. «Вторая природа», или «неорганическое тело», человека - это

    1. Мир социально-искусственных предметов, созданных человеком.

    2. Мир сверхъестественного, таинственного и загадочного.

    3. Сфера истинного и настоящего в отличие от повседневной, скучной и однообразной жизни.

    4. Результат преодоления или отрицания первой - естественно-биологической природы человека.
    А31 . Природа человека

    1. Это врожденная биопсихическая конституция, общая для всех людей.

    2. Есть не что иное, как совокупность его базовых потребностей.

    3. Представляет собой основные и неизменные качества человека.

    4. Это совокупность таких качеств, как разум, совесть, долг, дар обще­ния.
    А32 . К потребностям человека, обусловленным обществом, относится по­требность в

    1. трудовой деятельности

    2. сохранении рода

    3. самосохранении

    4. физической активности
    А33 . Отличительным признаком понятия «личность» является (-ются)

    1. членораздельная речь

    2. сознание и мышление

    3. способность брать ответственность на себя

    4. наличие физических потребностей
    А34. Верны ли следующие суждения о самопознании?

    А. Идеальное «Я» - это представление о том, каким хотят меня ви­деть окружающие.

    Б. Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.


    1. верно только А

    2. верно только Б

    3. оба суждения верны

    4. оба суждения неверны
    А35 . Основным фактором формирования личности является

    1. природная среда

    2. общение с окружающими

    3. механизм наследственности

    4. врожденные склонности

    А36 . Личность – это


    1. человек, живущий в обществе и обладающий системой социально значимых черт , свойств и качеств

    2. темперамент человека, его характер

    3. неповторимые психофизиологические особенности человека

    4. совокупность оригинальных человеческих способностей

    А37 . Верны ли следующие суждения о выделении человека из природы?

    А. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него сознания

    и разума.

    Б. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него

    определённого набора инстинктов.


    1. верно только А

    2. верно только Б

    3. верно и А, и Б

    4. оба суждения неверны

    А38 . Понятие «индивидуальность» фиксирует:


    1. единичного представителя человеческого рода

    2. особенности темперамента человека, его характер

    3. трудовую активность человека

    4. неповторимое оригинальное своеобразие человека, подразумевая не только его внешний облик, но и совокупность социально значимых качеств.

    А39 . Ориентирами моральной человеческой деятельности являются:


    1. ценности

    2. влечения

    3. потребности

    4. интересы.

    А40 . Верны ли следующие суждения о формировании преемственности в поведении

    человека?

    А. Функции врождённых инстинктов, свойственные животным, у человека

    заменяются нормами (правилами).

    Б. Своеобразной программой поведения человека выступает культура.


    1. верно только А

    2. верно только Б

    3. верно и А, и Б

    4. оба суждения неверны

    А41 . Какой признак характеризует человека как личность?


    1. активная жизненная позиция

    2. физическое и психическое здоровье

    3. принадлежность в виду homo sapiens

    4. особенности внешности

    А42 . «Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных

    свойств». Данное утверждение является примером


    1. художественного образа

    2. мифологического знания

    3. религиозной нормы

    4. научного знания

    А43. Свойства и роли человека , которые он приобретает только во взаимодействии с

    другими людьми, характеризуют его как


    1. индивида

    2. индивидуальность

    3. организм

    4. личность

    А44 . Общее в деятельности изобретателей, писателей, художников то, что она является


    1. административной

    2. практической

    3. материальной

    4. творческой

    А45 . И человеку, и животному свойственны потребности в


    1. самореализации

    2. самосохранении

    3. самопознании

    4. самообразовании

    А46 . Человек в отличие от животного способен


    1. совершать привычные действия

    2. предварительно обдумывать своё поведение

    3. проявлять эмоции

    4. заботиться о потомстве

    А47 . В отличие от животного человек способен


    1. реагировать с помощью чувств

    2. вырабатывать условные рефлексы

    3. удовлетворять потребности

    4. прогнозировать результаты действий

    А48. К социальным потребностям человека относится потребность


    1. дышать

    2. питаться

    3. спать

    4. общаться

    А49. Научные открытия представляют собой результат деятельности


    1. материально-производственной

    2. социально-преобразовательной

    3. практической

    4. духовной

    А50. Игра, учение, труд выступают в качестве


    1. критериев истины

    2. видов деятельности

    3. социальных качеств

    4. биологических потребностей

    А51 . Укажите один из признаков человеческой деятельности, отличающий её от

    поведения животных:


    1. проявление активности

    2. целеполагание

    3. приспособление к среде обитания

    4. взаимодействие с окружающим миром

    А52 . Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»?


    1. самообразование

    2. самопознание

    3. самосохранение

    4. самолюбование

    А53 . Результатом самопознания, в частности, является


    1. накопление знаний о человека и природе

    2. познание ценностей общества

    3. изучение социальных норм

    4. представление о своих способностях

    А54 . Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях


    1. собственной внешности

    2. различных типов темперамента

    3. моральных и правовых норм

    4. взаимодействия человека и природы

    А55 . Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-

    исторической деятельности, является характеристикой его


    1. социальной сущности

    2. биологической природы

    3. физиологических особенностей

    4. психологических качеств

    А56 . Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической,

    психологической и социальной. Социальная составляющая включает


    1. знания и умения

    2. чувства и волю

    3. физическое развитие

    4. возрастные особенности

    А57 . Верны ли следующие суждения о личности?

    А. Личность – продукт биологической эволюции.

    Б. Максимальное влияние на личность оказывает общество.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны
    А58 . Верны ли следующие суждения о связи деятельности и общения?

    А. Общение – это сторона любой совместной деятельности, поскольку

    деятельность предполагает взаимодействие.

    Б. Общение – это особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями,

    действиями.


    1. верно только А

    2. верно только Б

    3. верны оба суждения

    4. оба суждения неверны

    А59 . Основой человеческого существования является


    1. потребительство

    2. деятельность

    3. любовь

    4. дружба

    А60 . Активность человека, имеющая нравственный или безнравственный смысл,

    Называется


    1. показухой

    2. поведением

    3. самовыражение

    4. презентацией

    А61 . Воля – это


    1. власть над собой, управление своими действиями, сознательное регулирование своего поведения

    2. способность дать сдачи обидчику

    3. умение выступать принципиально против любой точки зрения, кроме своей

    4. способность к самой опасной и жестокой борьбе

    А62. Высший нравственный смысл человеческой деятельности придаёт


    1. самоотдача

    2. материальная выгода

    3. гордость за совершённое

    4. наслаждение мастерством.

    Не забудьте перенести все записанные в тексте экзаменационной работы ответы в бланк ответов № 1 (без пробелов между цифрами и буквами).



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!